Эволюция экфрасиса церкви в византийской литературе . Описание храма – одна из наиболее развитых форм экфрасиса в византийской литературе 208 . Экфрасис храма во многом восходит к античной традиции, но в то же время представляет собой сугубо византийское литературное явление – наряду с другими жанрами, такими как житие святого или всемирная хроника. Для начала следует перечислить и кратко охарактеризовать наиболее известные экфрасисы церквей в византийской литературе – те тексты, к которым мы будем обращаться в настоящем очерке. Разумеется, этот перечень не является исчерпывающим. Экфрасисы уместно распределить по эпохам и авторам. IV в. Евсевий Кесарийский : Евсевий, родоначальник многих жанров византийской литературы, впервые создает и церковные экфрасисы. В его «Церковной истории» содержится описание храма в Тире, включенное в энкомий Павлину, епископу Тирскому 209 , а в «Жизнеописании Константина» – экфрасис храма Воскресения в Иерусалиме 210 . Григорий Назианзин : краткий экфрасис храма в Назианзе, включенный в Надгробное слово отцу 211 . Григорий Нисский : подробный экфрасис проекта мартирия в Ниссе в письме Амфилохию Иконийскому (письмо 25) 212 . в. Марк Диакон: в «Житии Порфирия Газского» подробно описывается строительство собора в Газе на месте языческого святилища Марнейона (гл. 75–79), с элементами экфрасиса (гл. 75) 213 . VI в. Анонимный поэт: две посвятительные эпиграммы, посвященные храму Св. Полиевкта в Константинополе. Одна из них (ее текст был выписан в храме вдоль антаблемента) содержит похвалу Аникии Юлиане, построившей церковь , а другая (начертанная на внешней стороне нартекса) – экфрасис храма. Тексты обеих эпиграмм были включены в Палатинскую антологию 214 . Хорикий Газский известен как автор двух подробных церковных экфрасисов – храма Св. Сергия 215 и храма Св. Стефана в Газе 216 . Оба экфрасиса включены в состав энкомиев епископу Маркиану, построившему эти храмы 217 . Прокопий Кесарийский: в трактате «О постройках» 218 содержится целый ряд описаний построек, и в частности церквей: пространный экфрасис храма Св. Софии (1,1,20–78); короткие описания константинопольских храмов: Богородицы во Влахернах (1, 3, 3–5), Св. Архангела Михаила (1, 3, 14–17), Свв. Сергия и Вакха (1, 4, 3–8), Свв. Апостолов (1, 4, 9–24), Св. Акакия (1, 4, 25–26), Св. Анфимия (1, 6, 9–14) и Св. Архангела Михаила в Анапле (1, 8, 2–17); краткий экфрасис храма Богородицы в Иерусалиме (5, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нисибинский пресв. Валлаг (Вараг?) передал еп. Иннокентию протест месопотамских монахов и послание префекта К-поля Оптата (преемник Студия с окт.- нач. нояб. 404). Оптат, хотя и был язычником, с неодобрением относился к тому, что правительство заставляет его штрафовать диаконисс, не желавших признавать свт. Арсакия (Ibidem). Свт. Иоанн Златоуст. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГММК) 18 нояб. 404 г. в К-поле был издан имп. указ, запрещавший под страхом изгнания собрания православных вне храмов и требовавший от христиан общения с 3 вост. иерархами: Арсакием К-польским, Порфирием Антиохийским и Феофилом Александрийским (СТн. XVI 4. 6). 4 февр. последовал новый имп. указ о том, что низложенные епископы не имеют права возвращаться на свои кафедры - им предписывалось находиться вдали от них без права апелляции (CTh. XVI 2. 35). Данное постановление распространялось и на тех, кто лишились кафедры в связи с делом И. З.; вскоре оно было применено со всей строгостью, когда некоторые вост. епископы (в т. ч. еп. Палладий Еленопольский), присоединившись к легатам Римской Церкви, прибыли в К-поль. Кончина имп. Евдоксии не изменила отношения правительства имп. Аркадия к иоаннитам, но, напротив, усилила гонения, о чем свидетельствует наряду с др. имп. указами указ о смещении с поста префекта мягкого и симпатизировавшего И. З. Студия. Т. о., дело И. З. привело к церковному расколу и приобрело политическую окраску. Ряд бежавших в Рим сторонников И. З. получили покровительство нек-рых влиятельных благочестивых женщин, принадлежавших к высшим сенаторским фамилиям города. Среди них были прп. Мелания Римляныня Старшая, ее внучка Мелания Младшая (оказавшая гостеприимство еп. Палладию: Pallad. Hist. Laus. 61), корреспондентка И. З. Аникия Юлиана, а также Фальтона Проба. В письмах, написанных И. З. в изгнании между кон. 404 и нач. 406 г., святитель выражает благодарность Фальтоне Пробе, Аникии Юлиане и некой Италике за поддержку, оказанную ему и его сторонникам в Риме ( Ioan. Chrysost. Ep. 179, 180).

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРЕНЕВ Иоанникий Трофимович († 80-е гг. XVII в.?), диак., автор ст. «О пении разных знамен, иже поют греки, римляне и великороссийский народ» и виршей, книгописец. Биографических данных о К. сохранилось крайне мало. Его имя упоминается в 2 рукописях - РГБ. Ф. 205. 146 (1681 г.) и ГИМ. Барс. 1340 (80-е гг. XVII в., автограф К.). Согласно 1-й рукописи, К. служил «...у Великого Государя на сенях в соборе Стретения Господня». В 1666 г. в числе клира Сретенского собора Московского Кремля значится «дьячок Аниска» (уничижительная форма от имени Аникий (Иоанникий); РГАДА. Ф. 396. 542. Л. 19). В 1672 г. дьячок Аниска в списках уже не числится, но появляется диак. Аникий (Там же. 543. Л. 20). В рукописи ГИМ. Барс. 1340 упоминается о пребывании Н. П. Дилецкого в доме К. в 1679 г. По мнению В. В. Протопопова , К. умер в 1680 или нач. 1681 г., поскольку в рукописи РГБ. Ф. 205. Л. 146 об авторе говорится в прошедшем времени и более поздних сведений о нем не сохранилось ( Протопопов. 1979. С. 557). Титульный лист «Мусикийской грамматики» Н. Дилецкого. 1904 г. Титульный лист «Мусикийской грамматики» Н. Дилецкого. 1904 г. В ст. «О пении разных знамен...», сохранившейся только в рукописи РГБ. Ф. 205. 146 (в ГИМ. Барс. 1340 она, по-видимому, находилась на утраченных начальных листах), К. предлагает своеобразный экскурс в историю муз. нотации в виде рассмотрения 4 систем: нот греков (в действительности это знаки путевой нотации , применявшиеся в т. ч. для записи песнопений греческого распева ), нот римлян (фантастическая реконструкция на основе длительностей киевской нотации и цифровых обозначений без нотного стана), киевской и знаменной нотаций. В этой же рукописи содержатся вирши К. «Духовныя радости труды сподобляют» с акростихом «Диакон Иоаникии Трофимов, сын Коренев». Исследователи атрибутируют К. духовный кант «Услыши, Боже, моления моя,/Приими во уши пресвятая Твоя...» с акростихом «У Всемогущяго Бога просящи милости, диакон Аникии скорби, Господа поя, писаше», содержащийся в песеннике Новоиерусалимского мон-ря нач. 80-х гг. XVII в. (ГИМ. Муз. 1743. 274 и др.). Текст песнопения, в котором аллюзии на Пс 60 соединяются с темами христ. догматов, состоит из 64 стихов (одиннадцатисложник), соединенных в четверостишия с парными рифмами (аабб). По мнению А. В. Позднеева, особенности поэтической техники К. позволяют предположить, что он был учеником архим. Новоиерусалимского мон-ря Германа († 1682) ( Позднеев. 1961. С. 421-422). Возможно, К. принадлежит и музыка этого канта ( Панченко, Салмина. 1993).

http://pravenc.ru/text/2057254.html

Икона Хлыновская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Хлыновская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Хлыновская Происхождение образа и его историческая судьба неясны. На обороте иконы написано: «Лета 7192 (1684 г.) месяца августа этот образ писал ярославский иконописец Семен Иванов в Ярославле в соборную и апостольскую церковь при протопопе Аникии». Возможно, это список с иконы из города Хлынова (позже город Вятка, затем Киров). Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Хлыновская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-530

Композиция с Юлианой организована иначе. Изображение не воспроизводит реальное – сценическое пространство, а располагается в условном медальоне, зрительно скорее напоминающем композиции монет, медалей, то есть вещей заведомо отвлеченных от реальности. Возможно, структурным образцом этого медальона послужили какие-то произведения декоративно-прикладного искусства – чаши или блюда, рассекаемые рельефными жгутовыми узорами, складывающимися в отвлеченную геометрическую формулу 48 . В самом способе композиционного устройства обнаруживаются новые черты. Ряд геометрических форм, вписанных друг в друга, похожий на калейдоскопический узор, рождает ирреальную, жесткую математическую центричность сцены. Симметрия четко прочерченных узоров уничтожает органику, подчеркивает устойчивость, статику, фиксирует взор на центральной фигуре – заказчице рукописи. Портрет Юлианы фланкирован фигурами античных аллегорий – Великодушия и Мудрости. Группа отличается компактностью и четкостью. Но нарушение изокефалии (боковые фигуры ниже центральной) и фронтальности (боковые повернуты к заказчице) вновь ассоциируется с отвлеченным от реальной изобразительности образом: фигуры аллегорий уподоблены створкам дверок, «раскрывающих» главный образ. Ясность в расположении фигур утрачена: центральная сидит, поставив ноги на роту (возвышение, подиум), а боковые – повисают в воздухе. Неловкость в их пространственной ориентации «задрапирована» складками, свернутыми жгутом и заправленными за кресло Юлианы. Рисунок. См. изображение в оригинале Лица написаны очень живо и материально, сочность и живое ощущение плоти подчеркнуты нежной переливчатостью колорита. Однако жесты распростертых (у Юлианы) или представляющих (у боковых фигур) рук застылых, неподвижны. Они лишены той мгновенной, эмоциональной выразительности, которая была главной в портретах медиков в этой же рукописи. Складки одеяния Юлианы прочерчены параллельными светлыми штрихами, напоминающими будущий ассист. В странные по рисунку драпировки, охватывающие фигуру сплошным, уподобленным по форме факелу узором, облачен и путти, держащий кодекс перед Юлианой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сторонам принцессы стоят две классические фигуры; одна из них с золотом на груди – аллегория великодушия, другая – с книгой в руке, представляет благоразумие, как указывают надписи. У трона стоят два круглых ящика, которые можно принять за цилиндры, для сохранения рукописей, или за меры зернового хлеба, символизирующие, в таком случае, раздачи бедным хлеба, производимые Юлианой. Кругом, в углах, составленных помещением круглого медальона, заключающего всю эту сцену, в восьмиугольнике, изображены гении, имеющие вид крылатых мальчиков, занятых живописью, пластикой и другими художественными работами, относящимися к строительному искусству. Эти небольшие, но вполне миловидные картины, сочинены чисто в классическом стиле и напоминают, как нельзя более, подобного же рода сюжеты, написанные на стенах Помпеи и в римских катакомбах. Тут они, может быть, должны намекать на деятельность принцессы и, в особенности, на построение ею церкви Божией Матери в Константинополе в 505 году. Несмотря на повреждение лица Юлианы, можно, однако, видеть, что оно было чрезвычайно миловидно, даже прекрасно. Красивы также и лица других фигур, имеющие вполне античные типы; особенно, это можно сказать об аллегории благоразумия. Драпировка одежд Юлианы изысканна; не лишена благородства и драпировка других лиц. Все эти фигуры могли быть скопированы с античных образцов. Напротив, фигура, закутанная в белых одеждах, падшая перед троном Юлианы, образца которой не находится в греко-римском искусстве, чрезвычайно плоха; она согнута в неестественном положении, напоминая женщин, изображенных в барельефах христианских саркофагов IV-ro и V-ro столетий, падшими к ногам Христа при воскрешении Лазаря и в других сценах. Замечательный памятник христианской миниатюрной живописи составляют также иллюстрации, довольно хорошо сохранившиеся, сопровождающие греческий текст книги Иисуса Навина или, лучше сказать, извлечение из нее, написанные на пергаментном свертке 991 , 16 аршин два вершка длины. Миниатюры тут следуют одна за другою, и текст приведен, как объяснительная надпись; может быть, даже, он был присоединен позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Калитка» Юлианы Гримута — маленькое кино с большим сердцем на сайте «Фомы». Премьера 2 мин., 09.01.2021 Прочтите текст самой фрески Максима Яковлева. Развернуть Калитка Сколько можно смотреть на калитку? Не знаю. Я смотрю уже два года и семь месяцев. Сейчас конец марта. Из окна я могу смотреть в любую погоду… Она не придёт, я знаю. Потому что я всякий раз вижу, как она приходит: летом она медленно открывает её и идёт по дорожке к дому, попеременно одеваясь то в золото, то в дым, то в листву; осенью она идёт по той же дорожке и сучья яблонь ловят её за волосы, а зимой...  Зимой я не вижу как она входит в сад, потому что уже темно, я лишь успеваю заметить скользящую тень среди стройных её двойников на снегу. Весной представить труднее всего. Потому что... Потому что вдруг она и вправду придёт? Свернуть Юлиана Гримута, автор экранизации: Выбирая материал, я долго металась от одной фрески к другой, потому что в каждой узнавала себя. Но «Калитка» стала для меня особенной. Я считаю, что все приходит к тому, кто умеет ждать, но иногда надо набраться терпения. Герой «Калитки» — человек, который умеет ценить любовь. И в своей работе мне хотелось это передать. За один ноябрьский день надо было снять и лето, и весну, и осень: друзья лезли на крышу дома «создавать апрельскую капель», мы крепили летние листочки по краям кадра и расчищали дорогу от уже сухих осенних листьев. Благодаря удивительному актеру Алексею Веселкину, отличной команде, советам мастера, помощи очень многих близких людей получилось, как мне кажется, реализовать задуманное. Смотреть фильмы Студенты ВГИКа им. С. А. Герасимова (мастерская Аллы Плоткиной) сняли цикл фильмов по книге Максима Яковлева «Фрески» . Молодые режиссеры экранизировали пронзительные короткие рассказы и стихотворения в прозе, некогда опубликованные Максимом Яковлевым в журнале «Фома». Как рождались «Фрески» и чем они так потрясают читателей, об этом читайте у нас на сайте монологи автора и людей, напрямую причастных к их публикации, изданию и экранизации. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kalitka-juliany-grimuta-m...

Реабилитация Мы даже не ожидали, что восстановление у нее пойдет так быстро: она и переворачиваться в кровати научилась, и сидеть. А еще улыбаться, разговаривать. Причем речь у дочки была чистая, временами вполне осмысленная. Мы удивлялись: «Во дает!» Правда, уровень сознания у нее пока, как у семилетнего ребенка. Руки у Юлианы заработали. Потом вертикализация пошла, ее стали на ноги ставить, — рассказывает Сергей. Ходить с опорой на ходунки Юлиана научилась во время второго курса реабилитации. Оплатить его помог один из благотворительных фондов. Следствие по делу о ДТП еще не завершено. Подозреваемый вину свою не признает. Говорит, что за рулем в момент аварии был другой человек, пятый в их компании. Юлиана по состоянию здоровья пока не может давать показания. Родные думают только о ее выздоровлении и стараются не говорить с ней об аварии. На реабилитации Лишь однажды Юлиана сама неожиданно спросила: «Настя погибла?» — и, не дождавшись ответа, перевела разговор на другую тему. У Юлианы есть шанс полностью восстановиться. Важно только не прерывать сейчас реабилитацию. Родные уже потратили на лечение и реабилитационные мероприятия все деньги, которые у них были. Помогите Юлиане! Сбор средств был успешно завершён. Но ещё многие взрослые и дети нуждаются в вашей помощи. Перейти на страницу сбора на сайте фонда Фонд «Правмир» помогает взрослым и детям, нуждающимся в восстановлении нарушенных или утраченных функций после операций, травм, ДТП, несчастных случаев, инсультов и других заболеваний, пройти реабилитацию. Вы можете помочь не только разово, но и подписавшись на регулярное ежемесячное пожертвование в 100, 300, 500 и более рублей. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Вы можете помочь всем подопечным БФ «Правмир» разово или подписавшись на регулярное ежемесячное пожертвование в 100, 300, 500 и более рублей. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/v-dtp-yuliana-poluchil...

Но этому браку не пришлось состояться. Линар уехал в Саксонию и Польшу для устройства, перед свадьбой, своих домашних дел и, в его отсутствие, в Петербурге совершился переворот, при котором в ночь на 25 ноября 1741 года были арестованы все семейство правительницы и камер-фрейлина Юлиана, спавшая у колыбели императора, рядом с комнатой правительницы. Отвезенная, как и все другие арестанты этой ночи, в собственный дворец Елизаветы Петровны, Юлиана, по просьбе самой правительницы, была отпущена заграницу вместе со всеми членами брауншвейгского семейства, и сначала разделяла их заключение, жила с Анной Леопольдовной и в Риге, и в Динаминде, и в Раниенбурге. Но, когда в сентябре 1744 года, узников повезли отсюда в Холмогоры, Юлиана разлучилась с Анной Леопольдовной и по высочайшему повелению была оставлена в Раниенбурге, под строгим караулом. Здесь Юлиана содержалась все остальные годы царствования императрицы Елизаветы, и это заключение, обеспеченное от казны содержанием, удовлетворявшим только самым первым потребностям жизни, тем более тяготило Юлиану, что она была принуждена безвыходно разделять свою тюрьму с полковником Геймбургом, бывшим адъютантом Антона-Ульриха, человеком ей ненавидимым. Император Петр III в 1762 году возвратил свободу бывшей камер-фрейлине, которая поселилась в Риге, где два года спустя, в проезде Екатерины II через город, была представлена государыне, с участием выслушивавшей рассказы недавней изгнанницы о ее раниенбургской ссылке. Менгден умерла в 1786 году. С прекрасной наружностью Юлиана соединяла ум необширный и совершенную неспособность к государственным делам; но беспечная и ленивая, она сообщила эти недостатки Анне Леопольдовне, смотревшей на все глазами своей наперсницы и, таким образом, приготовила, хотя и не умышленно, падение самой правительницы. Влияние Юлианы было чрезвычайно; полагают даже, что без ее заступничества Миних, уволенный правительницей от всех дел, не избежал бы Сибири. При арестовании Юлианы у нее найдено: алмазов на 300 тысяч руб., белья на 40 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В начале ноября, в воскресенье, префект города Платон и комит царских щедрот Марин объявили в храме св. Софии с амвона приказ императора петь Трисвятое с прибавкой «распныйся за ны». 1349 Среди собравшихся в церкви произошло большое волнение и кровавая свалка, много людей было арестовано и заключено в тюрьму. Такое же замешательство и волнение произошло и на следующий день в церкви св. Феодора с еще большим числом жертв. Так в течение двух дней росло всеобщее возбуждение, а на третий, 6 ноября, когда правилась в Триконхе на Форуме Константина лития в память пепельного дождя, напугавшего население Константинополя в 472 году, разразился страшный бунт. Всю ночь толпа ходила с пением псалмов по городу и, собравшись на Форуме Константина, бесчинствовала, поносила императора и, низвергнув его статуи, провозглашала императором мужа благочестивой Юлианы, Ареобинда. Сенаторы Келер и Патрикий, сделавшие попытку подействовать на бушевавших, были прогнаны камнями. Толпа двинулась к дому Марина, разгромила его и подожгла. Сам Марин спасся бегством; но в его доме нашли одного восточного монаха. Он был зверски убит как виновник прибавки к Трисвятому, и его отрубленную голову толпа с торжеством носила на шесте как трофей победы. Префект города Платон, не располагая достаточными силами для обуздания разъяренной толпы, бежал и скрылся. Бунтовщики направились к дворцу Юлианы, чтобы провозгласить Ареобинда императором. Ареобинд уклонился от этой чести и бежал на азиатский берег Босфора. Императрица Ариадна находилась во Влахернском дворце, который тогда был еще загородным местом. Анастасий пал духом и явился туда же. Но Ариадна ободрила мужа, и он решился на смелый поступок. Без диадемы, знака императорского сана, и без порфиры он направился на ипподром и воссел на кафизму. Народ повалил на ипподром. Величественный вид благообразного старца магически подействовал на толпу. Император обратился с речью к народу и выражал готовность сложить свой сан, убеждал не производить бессмысленных убийств и успокоиться. Настроение возбужденной толпы резко изменилось, раздались крики: Aγουστε ’Aναστσιε τοβικας, и те же люди, которые только что низвергали Анастасия, с торжеством и радостными кликами повели его во дворец. Так окончился бунт 512 года. Ввиду той разнузданности, которую проявило столичное население, император принял затем очень строгие меры. В течение долгого времени шли аресты виновных в беспорядках. Было очень много казней (πλϑους περον ονευϑντος), многие отделались заточением в тюрьме. «Немалый страх был в Константинополе и во всех городах Романии», – говорит Малала, и с тех пор столичное население держало себя спокойнее. 1350

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010