В учении о косвенных доказательствах изложено с довольною обстоятельностью опровержение возражений против истины бытия Божия и раскрыта логическая несостоятельность лжефилософского положения: «Все душевные явления – мышление, чувствование и воля суть результаты одних физических процессов». Преподаватели логики в духовных семинариях могли бы умножить количество подобных примеров при объяснении логических положений. Например, при изложении учения о фальшивых силлогизмах, софизмах, вместо того, чтобы приводить известные смехотворные софизмы «рогатый, покрытый, лгун», гораздо было бы полезнее разоблачить нелепость софистических умствований враждебных вере и церкви. На такие софизмы мастер был Юлиан-отступник. «Евангелие, – говорил он, – учит смирению; следственно, христианам не следует занимать никакие гражданские должности. В символе веры заключается вся премудрость христиан; следственно, им ничему не надобно учиться, для них не нужны училища и книги». И как умствовал Юлиан, так и поступал. И в наше время можно слышать и читать подобные софизмы. Свобода совести, говорят наши Юлианы, есть неприкосновенная святыня; следственно, должна быть узаконена безусловная веротерпимость. Основанной Христом церкви не одолеют врата адовы; следственно, её надобно оставить без всякой поддержки со стороны государства и бросить на жертву враждебным ей силам, ведь они её не одолеют. Интерес логики как науки, право, нисколько не пострадает, если преподаватели её в семинариях будут практиковать своих учеников в разоблачении нелепости подобных софизмов по правилам логики. Что касается до психологии, то хотя учебник по психологии, принятый в наших семинариях, по своему характеру соответствует целям духовной школы, нельзя однако не заметить, что этот учебник был бы более удовлетворителен и полезен, если бы был менее отвлечённым и головоломным, а главное, если бы в нём допущены были указания на библейское и святоотеческое учение о душе. Кто лучше знает человеческую душу, как не Дух Божий, оживотворивший нас? Библия же есть творение Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Искренне твой К. С. Льюис [В декабре 1954 К. С. Льюис оставил Модлин–колледж, Оксфорд и стал профессором средневековой и ренессансной английской словесности в Модлин–колледже Кембриджского университета.] Модлин–колледж Кембридж января 1955] Дорогой Мартин, Спасибо за чудесное письмо и открытку. Как будут называть ураганы, когда кончится алфавит? Я хочу сказать, кто будет после Эвелины, Юлианы и Ядвиги? У меня тоже было хлопотное время — я переезжал на новую работу и в новый дом. Обрати внимание, название моего нового колледжа произносится так же, как у старого, а пишется иначе, с Е на конце. У нас идет снег. Кембридж под снегом очень красив. Целую всех, твой К. С. Льюис февраля 1955] Дорогая Джоан, Очень приятно было узнать, что Логе назвали в честь Логе в «Кольце». Я сам очень его люблю. Наверное, замечательно иметь палу, который поет в этой опере. Есть ли у тебя книжка с иллюстрациями Артура Рекхема? Два красивейших тома. Особенно хорошо у него выходит Миме. Желаю успеха с «Волшебной ложкой». Я понимаю, что ты имеешь в виду, когда говоришь, что не можешь нарисовать горы, как бы тебе хотелось. Я иногда думаю, что воображаемое легче описать, чем нарисовать, но, может, это потому, что сам а лучше нишу, чем рисую. Как видишь, я поменял работу и адрес. Обрати внимание на разное написание: Magdalen в Оксфорде и Magdalene в Кембридже. Произносится одинаково: Модлин. Это прелестный маленький колледж. Сейчас, под снегом, он очень красив. С любовью, твой К. С. Льюис февраля 1955] Дорогая Марсия. Очень рад, что тебе понравились нарнийские книжки. После «Принца Каспиана» идет «Покоритель Зари», потом «Серебряное; кресло», потом «Конь и его мальчик». Это все, что пока напечатано. Следующей осенью выйдет «Племянник чародея» и еще черед год — «Последняя битва» (по крайней мере, думаю, название будет таким, но я могу его изменить), которая и завершит серию. В ней Питер вернется в Нарнию, Сьюзен, боюсь, нет. В первых двух книжках ты, наверное, заметила, что ей слишком нравится быть взрослой. К сожалению, эта ее сторона победила и Сьюзен забыла Нарнию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=929...

От полученных травм, несовместимых с жизнью, погибла Настя. Юлиану в тяжелом состоянии отвезли в больницу. Водитель фургона получил травму позвоночника. А Настин друг и его приятель не пострадали вообще. — В 5 утра мы с женой были уже в больнице. Юлиане сделали операцию на легком, зашили кожу на лице и наложили тугие повязки на сломанные ребра, ключицу и лопатку. Врачи сказали, что она получила тяжелую черепно-мозговую травму, и они ввели ее в медикаментозную кому, подключили к ИВЛ. Нас пугали прогнозами. Говорили, что Юлиана так и будет в вегетативном состоянии, но мы жили надеждами. Первый раз меня пустили к дочке в реанимацию только в конце июля. Когда я зашел, она лежала спокойно. Потом начал с ней разговаривать, и ее вдруг начало трясти. Я был уверен, что она на меня реагирует, но мне сказали: «Это конвульсии». Не могу про это вспоминать, сразу ком в горле, — говорит Сергей. Через полтора месяца, несмотря на пессимистичные прогнозы врачей, Юлиана вышла из комы. Ее перевели из реанимации в нейрохирургическое отделение. Там она день за днем, благодаря своим родным, стала восстанавливаться. Юлианна после аварии — Несмотря на то, что уже бушевал ковид, наша семья в прямом смысле жила в больнице. Жена и теща были рядом с Юлианой днем, а я сменял их вечером. Врачи пошли нам навстречу: дали нам двуспальную кровать. В больнице я брился, чистил зубы, потом уезжал на работу. Раз в день забегал домой кошку покормить. Надо было как-то справляться! — рассказывает папа Юлианы. Спросила: «Настя погибла?»  Из вегетативного состояния Юлиана перешла в состояние малого сознания, начала узнавать родных. Она научилась обходиться без трахеостомы (искусственное дыхательное горло) и есть с ложки. По случайному совпадению домой из больницы ее выписывали в день рождения. 21 сентября Юлиане исполнился 21 год. — Конечно, Юлиана тогда была еще «тяжелой». Руки, как у кенгуру, скручены спастикой, правая вообще висела, как плеть, ноги — как у эмбриона. Еще и температура высокая держалась. Но мы понимали, что время терять нельзя. Дочке срочно нужна реабилитация. Первый год после аварии самый продуктивный. Если мы хотим добиться результатов, нужно что-то делать. Родственники, друзья, знакомые, коллеги помогли собрать нужную сумму на первый курс реабилитации. Задача была научить Юлиану сидеть.

http://pravmir.ru/v-dtp-yuliana-poluchil...

Доброта души и степень легкомыслия Анны Леопольдовны видны из того, что она в самую ночь своего низложения объявляла искреннюю радость о совершении переворота по крайней мере без кровопролития, а несколько дней спустя, на запрос от имени императрицы: какой желает милости? просила, забывая и себя, и семейство, об одном – не разлучать с ней Юлианы Менгден. Но память бывшей правительницы, как страдалицы, во всяком случае заслуживает участия. (Записки гр. Миниха, сына фельдмаршала С.-Петербург 1817 г. – О портретах Анны Леопольдовны, статья г. Куника, в Уч. Зап. Имп. Акад. Наук, по I и II отд., 1859 г. I, вып. 4. – Описи секретным бумагам до принца и принцессы брауншвейг-люнебургских относящимся, в Чтен Общ. Ист. и Древн., 1861 г. II, смесь. – С.-Пет. Вед. 1740–1741 г. – Extraits des dépêches. Berlin, 1858. – Mémoires de Manstein, 1771. – Voyage en Sibérie, par Μ. l’abbé Chappe d’Auteroche. Amsterdam, 1760 II, – Geschichte des russischen Staats, v. E. Hermann. Hamburg, 1853 IV-V. – Denkwürdigkeiten des Petersburger Hofes. Leipzig, 1845). 664 Право избирать себе наследника было предоставлено русским самодержцам известным узаконением императора Петра I, обнародованным 5 февраля 1722 года, с приложением к нему особо сочиненного на этот случай трактата, под названием «Правда воли монаршей», автор которого, новгородский архиепископ Феофан Прокопович , приводил в подкрепление царской мысли сорок семь свидетельств из священного писания, философов древних и новых, и разных других сочинений. (См. Полное Собрание Законов, изд. 1830 г., T. VI. – Правда воли монаршей, в определении наследника державы своей и пр. Москва, 1722 г., в лист, церк. буквами). 665 Карл-Леопольд, герцог мекленбург-шверинский, родился 15/26 ноября 1677 года; вступил в брак с царевной Екатериной Иоанновной 8 апреля 1716 года в Данциге, разведясь предварительно с первой своей женой, Софьей-Гедвигой, принцессой пассау-фрисландской. Человек нрава беспокойного и крайне взбалмошный, герцог был ненавидим своими подданными, обращался с ними чрезвычайно дурно и грубыми поступками удалил от себя Екатерину Иоанновну, которая в 1722 году оставила мужа и с младенцем-дочерью приехала обратно в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

майором в гвардейский измайловский полк, учрежденный 22 сентября того же года. Не имея недостатков старшего своего брата, Густав Бирен, благодаря влиянию другого брата, обер-камергера; необходимо должен был приобрести в России положение весьма видное. И Густав Бирен, оставаясь измайловским майором, 1 янв. 1732 г. пожалован генерал-майором, 4 мая обвенчан с младшей дочерью генералиссимуса князя Меншикова, только что возвращенную из березовской ссылки; 29 июня того же года объявлен генерал-адъютантом императрицы, и 28 января 1734 г. произведен в подполковники гвардии. В этом звании Густав Бирен в 1735 г. ездил волонтером в армию королевы венгеро-богемской Марии-Терезии, пробыл около четырех месяцев под непосредственным начальством знаменитого Евгения, принца савойского, и возвратясь в Россию, овдовел (1736). Тогда уже начались крымские походы Миниха, и Густав Бирен, приняв участие во втором, 1737 года, вывел из Петербурга сводный гвардейский отряд, пришел с ним к Очакову, был при штурме этого города (2 июля) и за оказанное мужество произведен в генерал-поручики (21 ноября). После этого Густав Бирен командовал гвардией в походе 1738 года, участвовал с ней в ставучанском сражении (17 августа 1739 года) и 27 января 1740 года торжественно ввел ее в Петербург, где 14 февраля, при торжествовании белградского мира с турками, был произведен в генерал-аншефы и пожалован брильянтовой шпагой. В это время Густав задумал жениться вторично, избрал Якобину Менгден, сестру известной Юлианы, и об¬ручился с ней. Но браку не было суждено совершаться: болезнь и смерть императрицы, назначение герцога Бирена регентом, его регентство и его низвержение, – все это, быстро следуя одно за другим, совершенно изменило судьбу Густава Бирена, арестованного в ночь на 9 ноября 1740 года тем же самым Манштейном, который захватил и герцога. Одновременно с низверженным регентом, Густав Бирен был отвезен под караулом в Шлиссельбург, предан там суду, обвинен, лишен чинов, приговорен к ссылке в Нижнеколымск, но также как брат его Карл, не успел приехать к месту назначения, и по указу новой императрицы Елизаветы Петровны обращен на жительство в Ярославль (1742 г.), с ежегодным содержанием по тысяче рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Доселе пелагиане защищали свои взгляды, как частные положения богословской мысли, и на противников своих смотрели, как на заблуждающихся вследствие недостаточного понимания свящ. Писания. Руфин называет их «indocti», необразованные, и советует поучиться пониманию св. Писания. Пелагий трактует их, как «imperitum vulgus», невежественная толпа, и тоже обвиняет в незнании св. Писания. В императорском рескрипте против пелагиан от 418 года характерно замечается, что пелагиане приписывают себе «пальму особенного благоразумия» и презирают общенародные, церковные верования. В своем высокомерии они не удостаивали противников даже названия их еретиками; они думали, что мнения их, как порождения невежественной мысли, как явно бессмысленные должны исчезнуть сами собой вместе с распространением просвещения. Поэтому в полемике с ними пелагиане стремились свести учение их к абсурду. Теперь же, когда это, казавшееся им невежественным и нелепым учение явно восторжествовало, им по необходимости пришлось изменить характер борьбы. Вождем пелагиан в это время стал Юлиан, низложенный Зосимою епископ Экланский. По высокомерному, презрительному отношению к противникам Юлиан нисколько не уступал и, пожалуй, еще превосходил Пелагия и Целестия, но он уже не говорил, что защищает богословские положения частной мысли, он напротив усиленно выставляет на вид величайшее догматическое значение спорных вопросов, не скрывает, что дело идет о самых основаниях христианской веры. В своих полемических сочинениях против Августина он поставил целию доказать, что учение последнего есть чистое манихейство, есть новое антихристианское мировоззрение, есть извращение глубочайших основ христианства. Различаясь в понимании таких существенных вопросов вероучения, как вопросы о природе человека и о деле спасения человека, представители пелагианства и православия неизбежно должны были смотреть друг на друга, как на самих опасных лжеучителей. В полемике Юлиана с Августином это и обнаружилось со всею очевидностию. V Юлиан родился в Апулии от благочестивых родителей, Мемора и Юлианы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

— У нас был молодой человек из очень хорошей семьи, воцерковленной, где росли пятеро детей, — вспоминает воспитатель Юрий. — К 17 годам юноша был мастером спорта по плаванию. Решил с девушкой съездить отдохнуть, но так как семья достаточно строгая, свободных денег, видимо, у детей не водилось в достаточном количестве, чтобы свозить девушку в отпуск. Он решил попродавать наркотики, чтобы накопить денег, съездить, и попался. Судимость, четыре года условно. Дольше всех в центре пробыл мальчик, которого неоднократно ловили на воровстве. Он был «бегунком». Суд поместил его в центр до совершеннолетия. Он провел здесь три года. — Я встречал его потом, — говорит Юрий. — Не сказать, чтобы у него все было отлично. Но, по крайней мере, он на свободе. А если бы не центр, лет в 16 он был бы в колонии. Социальное кафе в центре Еще в центре часто вспоминают мальчика Диму.  — Его невзлюбили все и сразу — воспитатели, воспитанники, — смеется Юрий. — А мне он понравился. Он доставучий был. У него такой острый язык, он еще умный, зараза, он так подкалывал, доводил до белого каления всех. Учителя в школе его ненавидели и боялись. Он писал рассказы, и в них было видно, сколько отверженности, непонимания и боли он переживает. Это кипело у него внутри и делало его таким невыносимым. Мы до сих пор с ним иногда переписываемся.  Были в центре и трагические истории. Одна из них случилась недавно. — Молодой человек, 16 лет. Родители привели — проблема с наркотиками. Завел ситуацию в такое положение, что пришлось его отчислить, опять же — за употребление. Погиб он. Вернулся домой, уснул как-то и не проснулся с утра, сердце остановилось. По мнению директора центра Юлианы, повернуть в сторону пропасти может ребенок из любой семьи. — Это может случиться с каждым, — говорит Юлиана. — Мы видели семьи с очень нежными отношениями. Я считаю, нужна большая общественная дискуссия о подростковом кризисе. Сейчас он становится очень тяжелым переживанием для взрослеющего человека. И им очень нужно внимание . И со стороны родителей, и вообще со стороны старших. 10 лет назад не было такой доступности наркотиков. И изменилась функция школы сильно. Все меньше неравнодушных учителей, которые чутко откликаются, если видят проблему. Сейчас учитель не несет ответственность за то, что он является частью чьего-то детства.

http://pravmir.ru/mne-15-let-a-troe-moih...

По всему видно, однако, что это не один из тех кодексов, которые назначались императору или какой-либо другой значительной особе, которые писали и иллюстрировали лучшие каллиграфы и художники столицы. Живописец монастыря св. Иоанна в Загбе не был без достоинства, но он не учился у хороших мастеров и работал скоро. Труд его нельзя, потому, считать образчиком византийской миниатюрной живописи этой эпохи; он не составляет ступени в развитии этой отрасли искусства, а есть произведение провинциальное, лишенное тонкости и артистического смысла. Следует упомянуть, также, раскрашенные рисунки, хотя и не религиозного содержания, но чрезвычайно характеристические. Они сопровождают текст сочинения знаменитого греческого медика Диоскорида, жившего, как известно, в 1-м столетии по Р. Х., уроженца города Аназарбы в Киликии. Кодекс этот in-folio и находится теперь в Императорской Венской библиотеке. Он был написан и иллюстрирован в начале VI столетия, несомненно, в Византии, для Юлианы-Аниции дочери Аниция Олибрия, западного императора, и Плакидии дочери Валентиниана III-ro, следовательно, внучки известной Галлы Плакидии. После смерти своего отца, Юлиана удалилась в Константинополь, где пользовалась большими почестями. Она умерла в первые годы царствования Юстиниана. В одном из больших раскрашенных рисунков этого кодекса, изображена на золотом троне, несомом орлами, Юлиана в драгоценных византийских одеждах, пурпурной тунике с широкими золотыми полосами и золотом гиматии; на голове ее – диадема с жемчугом и украшением на лбу – лицо принцессы несколько попорчено, в ушах ее жемчужные серьги; голову накрывает красная повязка, спереди положена коса, покрытая жемчужной сеткой. Держа книгу в левой руке, она принимает другую, раскрытую, от нагого гения, имеющего вид крылатого мальчика – олицетворение строительного искусства; закутанная в белых одеждах фигура, как кажется, женщины, падшая перед ее троном, вероятно, также составляет олицетворение, может быть, страны, облагодетельствованной щедростями Юлианы-Аниции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При всём уважении к патриарху Македонию, император не мог мириться с его позицией. И дело заключалось не только в отвержении им монофизитских идеологов, но и в том непослушании, которое он проявил, пойдя против царской воли. Римский епископ уже продемонстрировал свою «свободу» от императора. Теперь Анастасию казалось, что путём покушения на его высшие прерогативы, как главы Вселенской Церкви, пошёл и Македоний. Конечно, это была очередная ошибка из разряда тех, которые вообще свойственны людям, долгое время вынужденным решать сверхзадачи. Заручившись поддержкой сената и солдат, лёгких к перемене своих убеждений, Анастасий подготовил приговор Македонию. 7 августа 511 г. произошла обширная манифестация против патриарха, а вечером министр двора Келер отдал приказ арестовать его и переправить на другой берег Босфора. Для формального обличения архипастыря при участии епископа Кизика был созван Собор в Клавдиополе, в провинции Гонориаде, который и осудил Македония 1074 . Преемник Македония патриарх Тимофей (511–518) был послушным орудием императора и относился с большой неприязнью к памяти своего предшественника. При нём широко распространились административные преследования инакомыслящих, в первую очередь монахов, так что многие из них рассеялись по Палестине или убежали в Рим. В начале ноября 512 г. в храме св. Софии был оглашён приказ императора: читать Трисвятое с приставкой «Распныйся за ны…». Это вызвало очередной бунт с кровавыми волнениями и жертвами. Всю ночь толпа ходила по городу, поносила императора, низвергла его статуи и требовала поставить царём мужа благочестивой Юлианы полководца Ареобинда. Убив одного из монофизитских вождей, толпа направилась к дворцу Юлианы с требованием поставить её мужа на царство, но своевременно узнавший об этом Ареобинд благоразумно отказался от предложенной чести и сбежал на другой берег Босфора. Префект города, поняв, что его сил недостаточно, так же скрылся 1075 . И тут Анастасий и св. Ариадна показали, что они настоящие римляне, и что честь и благо государства для них важнее жизни. Первоначально престарелый император пал духом, но его ободрила верная жена, и тогда царь решился на крайнюю меру. Без диадемы и знаков императорской власти, с распущенными седыми волосами, он отправился на ипподром и сел на кафизму. Заинтересовавшийся народ валом направился туда, и когда весь город собрался там, царь в своей речи высказал готовность сложить сан, если бунт не прекратится. Его вид и голос, смирение и благочестивое поведение оказали такое воздействие на толпу, что императора подняли на руки и под восторженные крики понесли обратно во дворец. Анастасий сохранил свою власть и едва ли не впервые в жизни предпринял строгие меры по наказанию виновных – очевидно, имело место не стихийное волнение масс, а заранее подготовленная акция . Множество людей были казнены, другие отправились в тюрьмы 1076 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. осудил 65 положений лаксистской морали. В 1678 г. иезуиты, противники квиетизма , стали инициаторами инквизиционного процесса против испан. пресв. Мигеля де Молиноса , автора опубликованного в 1675 г. соч. «Духовный проводник» (Guía espiritual) (одним из учеников де Молиноса считался И.). 18 июля 1685 г. де Молинос был арестован по обвинению в аморальном поведении, 28 авг. 1687 г. осужден Конгрегацией римской инквизиции. 3 сент. де Молинос в рим. ц. Санта-Мария сопра Минерва публично отрекся от своих взглядов. Папской буллой «Coelestis Pastor» от 20 нояб. 1687 г. квиетизм как учение был осужден; де Молинос приговорен к пожизненному заключению. 18 авг. 1678 г. И. по просьбе китайских католиков провозгласил св. Иосифа небесным покровителем Китая. По аналогичной просьбе Испании св. Иосиф был объявлен покровителем и этой страны (19 апр. 1679). В 1679 г. И. беатифицировал испан. миссионера в Лат. Америке архиеп. Лимы Торибио Альфонсо де Могровехо-и-Робледо (1538-1606; канонизирован в 1726), подтвердил почитание 5 блаженных Римско-католической Церкви: Амадея IX Савойского (1435-1472), Юлианы Фальконьери (1270-1341; канонизирована в 1737), Симона из Липницы (1435-1482; канонизирован в 2007), Петра Арменголя (1238-1304) и Антония Стронконе (1381-1461). 10 марта 1681 г. И. внес в общецерковный католич. календарь под 31 авг. память католич. св. Раймонда Нонната (1200-1240; вместе с Петром Ноласко он основал орден, занимавшийся выкупом христиан из плена). Лит.: Colombo G. Notizie biografiche e lettere di Papa Innocenzo XI. Torino, 1878; Michaud E. Louis XIV et Innocent XI d " après les correspondances diplomatiques inédites du ministère des affaires étrangères de France. P., 1882-1883. 4 vol.; Sauer A. Rom und Wien im Jahre 1683: Ausgewählte Actenstücke aus römischen Archiven. W., 1883, 2009 2; Gérin Ch. Louis XIV et St.-Siège. P., 1894. 2 t.; Immich M. Papst Innocenz XI. B., 1900; Giussani A. Il conclave di Innocenzo XI. Como, 1901; Fraknói G., Óváry L. Papa Innocenzo XI (Odescalchi) e la liberazione dell " Ungheria dal giogo ottomano.

http://pravenc.ru/text/468793.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010