Хорошо известно, что Павел Силенциарий писал свои экфрасисы под влиянием поэта V в. Нонна Панополитанского, однако это влияние проявляется лишь в области метрики и стиля 418 . Структуру поэм Павла Силенциария никак нельзя назвать традиционной, равно как и их содержание. Их невозможно отнести ни к одной из жанровых форм и разновидностей, разработанных в античной или ранневизантийской словесности. Многочисленные описания храмов, в том числе в составе энкомиев их создателям, составлялись исключительно в прозе. Экфрасисы нередко писались гексаметром, но это были описания картин, статуй и мозаичных циклов, а не церквей 419 . Утраченные историко-эпические поэмы об императорах были посвящены скорее военным победам, чем возведению отдельных построек 420 . Единственный известный текст, который можно назвать прототипом экфрасисов Павла, – это посвятительная эпиграмма, которая была выбита на карнизе храма Св. Полиевкта в Константинополе, построенного Аникией Юлианой в 524–527 гг. Эта эпиграмма, созданная неизвестным автором, была написана гексаметрами и состояла из 34 стихов 421 . В ней, словно в зародыше, содержатся все темы и мотивы, которые будут впоследствии развиты Павлом. Эпиграмма начинается и завершается похвалой Юлиане, а центральная ее часть (как и у Павла) представляет собой экфрасис церкви, описывающий сперва архитектуру, а потом декор. Здесь мы обнаружим и ключевой для Павла мотив света, озаряющего церковь , и даже образ Фаэтона, сияние которого отражают стены храма 422 . Павел был, несомненно, знаком с этой эпиграммой, и она, по всей вероятности, послужила отправной точкой для его экфрасисов: когда Юстиниан возводил храм Св. Софии, он соперничал с Аникией Юлианой и стремился превзойти храм Св. Полиевкта. Точно так же и экфрасис его придворного поэта, как некая разросшаяся «посвятительная эпиграмма» величайшему храму, призван был превзойти стихи, начертанные на творении Юлианы. «Победить» предстояло не только в архитектуре, но и в словесном искусстве, – и задача эта Павлу вполне удалась: он создал экфрасис храма, не имеющий себе равных во всей византийской литературе. Павла Силенциария описание Храма Святой Софии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сторонам Юлианы две классические фигуры, Φρνησις и Μεγαλοψυχα: первая с золотой эгидой на груди (или золотыми монетами), а вторая держит книгу, – как неотъемлемые спутницы византийского двора; у трона два круглых ящика со свитками; по кайме идет исчезающая хвалебная надпись. В угловых полях изящные, ювелирно мелкие композиции изображают гениев, занимающихся разными художественными производствами – намек на деятельность принцессы, а может быть, и на построение ею церкви Божьей Матери в Константинополе в 505 году. Фон темно-голубой. Итак, если вся область древнейшей византийской миниатюры или представляет нам копии античных работ, или только намекает внешним образом, что мы имеем дело с христианской эпохой, естественно, что исследователь останавливается в некотором недоумении. Действительно, до самого конца VI века мы ничего не имеем в избранной нами среде, что давало бы нам понятие о тех работах религиозного искусства, которые еще в эпоху Константина и Аркадия увлекали красотой одних и трогали своим содержанием других. Сколько бы мы ни ссылались на случайность этого отсутствия, на разрушительную деятельность иконоборцев, мы никогда не примирим этого факта действительности с образом этой эпохи, если не признаем, что миниатюра, как самостоятельная область, имевшая свои собственные традиции, выражает по-своему направление времени. Попробуем сопоставить и согласовать речи против язычников и нападения на язычество Кирилла Александрийского с рассмотренными памятниками, и мы придем к тому же убеждению в двойственности мировоззрения этой эпохи, которое столь живо тревожило чистую душу великого Иоанна Златоуста : язычество уживается рядом с христианством, и, выходя в слезах из базилики после горячей проповеди учителя, малодушный слушатель предается тут же на площади диким восторгам вакхических празднеств в честь обожествленной императрицы; патриарх Александрии ведет себя больше как властитель Египта, подсылает наемных убийц, без всякого стеснения меняет догматы своей церкви и окружает себя помпою, подобно первому жрецу Аписа. Рядом с этим видим великих аскетов, уходящих от мира, учителей, воспитавшихся для христианской проповеди в отшельнической келье, подвиги чистого самоотречения и величайшего христианского просвещения и духовной любви к Богу и ближним. Нет сил порвать старые мехи и некуда, кроме них, вливать молодое вино, и от идеи, от христианского смирения и нищеты человек разом переходит к языческому порабощению ближнего и роскоши римского вельможи. Искусство пленяет еще столько же внешним блеском, сколько соблазнительным содержанием, и всякий праздник или мирское развлечение являются с характером языческим (только в 529 г. воспрещены языческие игры и закрыты философские школы) и ведут к греху идолослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОНСТРАНЦИЯ Монстранция. Кон. XVI — нач. XVII в. (Музей сакрального искусства в Кастиньяно, Италия) Монстранция. Кон. XVI — нач. XVII в. (Музей сакрального искусства в Кастиньяно, Италия) [Лат. monstrantia, от monstrare - показывать], в католич. богослужении литургический сосуд, дароносица, приспособленная для перенесения во время процессий освященной гостии и выставления ее в храме или капелле для адорации. М. также называется ostensorium, custodia или tabernaculum. В ранних источниках встречаются такие описательные названия М., как vasculum de cristallo, crystallus Corporis Christi, pyxis cristallina, ciborium de cristallo, подчеркивающие прозрачность сосуда и возможность увидеть хранящуюся в нем гостию. Появление М. в обиходе напрямую связано с распространением Тела и Крови Христовой праздника и новым евхаристическим благочестием. Это торжество, призванное утвердить догматическое учение о транссубстанциации, было впервые установлено в Льеже в 1246 г. под влиянием визионерки Юлианы Корнийонской из ордена премонстрантов (из-за сложной религиозно-политической ситуации она была вынуждена перейти в цистерцианский монастырь, а затем к бегинкам ). Для всей католич. Церкви праздник был установлен папой Урбаном IV в 1264 г. (булла «Transiturus de hoc mundo»), но из-за скоропостижной смерти понтифика большая часть копий буллы не была разослана. Праздник приживался медленно, пока булла не была включена папой Климентом V в новое собрание декреталий («Liber Septimus Decretalium», или «Constitutiones Clementinae»), к-рое в 1317 г. было опубликовано папой Иоанном XXII. Первая задокументированная процессия со Св. Дарами на праздник Тела и Крови Христовой прошла в Кёльне в 1277 г. Однако гостия переносилась еще в закрытой пиксиде. Самая ранняя М. (датируется 1286) происходит из цистерцианского аббатства Херкенроде (изготовлена для этого аббатства в Париже). Возможно, она предназначалась для демонстрации евхаристического чуда, а не для обычной гостии (или имела двойное назначение). Она выполнена в форме готической капеллы на подставке, наверху к-рой располагается Распятие с предстоящими Девой Марией и Иоанном Богословом.

http://pravenc.ru/text/2564130.html

Такова цена Христова Креста для нас. Рассматриваемое в непосредственном соединении с Пришествием, предшествующим ему Преображением и дальнейшим Воскресением (так как все эти события суть неразделимые части единого действия, или «драмы»), Распятие необходимо понимать как высшую и абсолютную победу, жертву и пример. Что есть соответственно победа, жертва и пример страдающей любви. Поэтому на Кресте мы видим: совершенную победу любящего смирения над ненавистью и страхом; совершенную жертву, или добровольное самоотречение любящего сострадания; совершенный пример любящей созидательной силы. Говоря словами Юлианы Нориджской: [Узнал ли ты смысл Господа своего в вещи этой? Узнай лучше: Любовь была Его смыслом. Кто показал тебе это? Любовь. Что показал Он тебе? Любовь. Зачем показал Он тебе ее? По Любви. Сохрани себя в ней и откроется тебе и узнаешь то же. И ничего другого бесконечного никогда не откроется тебе и не узнаешь ты. Потому сказал благой Господь наш Иисус Христос: «Доволен ли ты. что Я страдал за тебя?» Я отвечаю: «Да, благой Господи, благодарю Тебя; да, благой Господи, благословен ты будешь». Тогда сказал Иисус наш добрый Господь: «Если ты доволен, то Я доволен: это радость, блаженство, бесконечное удовлетворение дл меня что пережил страдания во имя тебя; и если бы мог Я страдать больше, Я бы страдал больше».] Христос воскрес Поскольку Христос Бог наш – истинный человек, Он умер полной и действительной человеческой смертью на Кресте. Но поскольку Он не только истинный человек, но истинный Бог, Он жизнь сама по себе и источник жизни, эта смерть не была и не могла быть окончательным завершением. Распятие само по себе есть победа; но в Великую пятницу победа невидима, в то время как на утро в Пасху она становится явной. Христос воскресает из мертвых, и своим воскресением Он освобождает нас от страха и ужаса: победа Креста подтверждается, любовь очевидно оказывается сильнее ненависти, а жизнь – сильнее смерти. Сам Бог умер и воскрес из мертвых, и поэтому нет больше смерти – даже смерть наполнена Богом. Так как Христос воскрес, нам больше не нужно опасаться темных или злых сил в мире. Как ежегодно мы возглашаем во время ночной пасхальной службы слова, приписываемые св. Иоанну Златоусту :

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Софию, где проходило основное богослужение. По свидетельству мон. Кристофоро Буондельмонти, в 1-й пол. XV в. храм практически пришел в запустение. Собор (базилика) Св. Софии (Айя-София) (92) - см. Софии Святой собор в Константинополе . Церковь св. Стефана в Аврелианах (93) (ν τας Αρηλιανας) ( Janin. 1969. P. 472-473), освящена во имя первомч. Стефана; согласно Феодору Чтецу, основана Аврелианом, чиновником высокого ранга при имп. Феодосии I Великом и Аркадии (консул в 400); вода из источника, бившего в алтаре храма, поступала в бани дворца Еленианы - с ними связано описанное Феодором Чтецом чудо, в память о котором по повелению имп. Анастасия I была сделана икона с подписями, выполненными диаконом этой церкви. В алтаре храма был похоронен прп. Исаакий, основатель Далматского мон-ря (см. ст. Исаакий, Далмат и Фавст ). Церковь восстанавливали из руин имп. Василий I Македонянин (867-886) и сын имп. Алексея I Комнина севастократор Исаак, который передал ее в дар основанному им мон-рю Пресв. Богородицы Космосотиры в Феррах (1152). Исходя из упоминаний в источниках, церковь располагалась близ дворца Еленианы и мон-ря Пресв. Богородицы Перивлепты и к югу от Далматского мон-ря. Предположительно может быть отождествлена с ц. св. Стефана в Сигме ( Janin. 1969. P. 477). Церковь св. Стефана в Большом дворце (94) - см. ст. Большой дворец в Константинополе . Церковь св. Стефана в Константинианах (95) (ν τας Κωνσταντινιανας) (в местности Зевгма на берегу Золотого Рога) ( Janin. 1969. P. 474-475), в Patria CP создание церкви приписывается имп. Анастасию (491-518) и его жене Ариадне после перенесения в К. из Иерусалима мощей первомч. Стефана, однако это указание следует понимать лишь в хронологическом отношении. Существует др. легендарная версия, согласно к-рой мощи были принесены в К. при имп. Константине и еп. Митрофане (306/7-314) некой Юлианой. Несмотря на явные анахронизмы, лишающие эту легенду доверия, имя Юлианы, по всей видимости, отражает реальное участие в перенесении мощей и создании церкви знатной визант.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

К. проводил политику меркантилизма и протекционизма, установив привилегии для отдельных отраслей промышленности (производство ткани, изделий из шерсти, стекольное и мыловаренное производство, а также промышленная обработка свинца), оградив их от конкуренции со стороны зарубежных производителей. 14 февр. 1732 г. К. предоставил статус порто-франко г. Анкона, что позволило Папскому гос-ву конкурировать с Венецией в сфере торговли и сделать Анкону транзитной базой левантийской торговли. По поручению К. в Анконе было начато строительство карантинной гавани (архит. Л. Ванвителли), а от Анконы в глубь Апеннинского п-ова была проложена дорога через пров. Марке; в честь К. дорога стала называться Виа Клементина. В понтификат К. в Риме широко велись строительные работы. В 1732-1735 гг. по проекту флорентийского архит. А. Галилеи был переделан фасад Латеранской базилики. По заказу К. при базилике построили капеллу в честь католич. св. Андреа Корсини, дальнего родственника папы. В 1732 г. скульптор Дж. Б. Маини начал работу над скульптурными изображениями св. покровителей католич. монашеских орденов и конгрегаций для рим. базилики св. Петра. Им были созданы мраморные скульптуры основателя ордена минимов католич. св. Франциска из Паолы и основателя конгрегации ораториан католич. св. Филиппа Нери . Скульптору А. Монтаути принадлежит изображение прп. Венедикта Нурсийского , основателя ордена бенедиктинцев , К. и Дж. Рускони - статуя основателя ордена иезуитов католич. св. Игнатия Лойолы , К. Мональди - статуя основателя ордена театинцев католического св. Каэтана Тиенского . Последней в этом цикле скульптурой, сделанной в понтификат К., стала статуя основательницы ветви терциариев ордена сервитов Юлианы Фальконьери (скульптор П. Кампи). В 1734 г. по распоряжению К. началась переделка фасада ц. Сан-Джованни-деи-Фьорентини (архит. Галилеи), храма флорентийской общины Рима. В 1733-1735 гг. был отстроен новый фасад малой римской базилики во имя святых Цельсия и Юлиана (архит. К. де Доминичис). При К. в Риме появилось несколько новых церквей, в т. ч. Святейшего Имени Марии на форуме Траяна (франц. архит. А. Деризе), во имя Младенца Иисуса на Эсквилине (архитекторы К. Буратти и Ф. Фуга), Санта-Мария-дель-Орационе-э-делла-Морте (архит. Фуга).

http://pravenc.ru/text/1841403.html

Лисково. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Болдеево /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , " Знамение " иконы Божией Матери , Иулиании Никомидийской Год постройки:1791. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тверская область, Кесовогорский район, деревня Лисково Координаты: 57.5615, 37.06271 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Бежецкий уезд, Радуховская волость. Кесовогорский район, Лисковский С.О. Церковь Святого Николая Чудотворца. 3 престола: Свт. Николая Чудотворца (осв. в 1792 г.), Божией Матери Знамение (осв. 21.05.1820 г.), Мц. Иулиании Никодимийской. Освящена в разное время. 1791 г. Каменная. Выстроена на средства " Господина порутчика Николая Андреевича Волкова " , приделы выстроены " попечением и иждивением помещиков Федора Петровича Загрязского, Николая Алексеевича Майкова " . Источники: 1. " Калининская область. Кесовогорский район. Здания и сооружения XVIII - начала ХХ веков, обследованные по состоянию на 01.01.1969 г. " ВПНРК. Москва, 1974. 2. Список Госинспекции..., 1246. 3. ГАТО, Ф. 160, оп. 1, ед. хр. 18647, л. 2, 24, 25; оп. 4, ед. хр. 698, л. 1, 4, 6, 7; оп. 4, ед. хр. 705, л. 6. 4. ТЕСС, с. 69, п. 8. Опись Николаевской церкви и ея имущества в селе Болдееве Бежецкаго уезда Тверской Епархии, составленная по образцу, от Епархиального Начальства предписанному и Святейшим Синодом утверждённому в 1848-го году. Церковь каменная в 12½ сажен длиною, шириной в настоящей 4 сажени и 1 аршин, в приделах 6 сажен и 2 аршина. Стены всей Ц. как снаружи так и внутри оштукатурены, снаружи местами окрашены охрою, а в приделах голубой краскою. В Ц. 3 престола, из коих главный во имя Святителя и Чудотворца Николая. Придельный по правую сторону во имя иконы Знамения Божией Матери. Придельный по левую сторону во имя Юлианы. Во всей церкви вообще 32 окна, а именно: вверху 6, во втором ярусе небольшие 11, в низу 15, а в окнах 44 рамы из еловых брёвен со стёклами, укреплены железными решётками, кроме верхних окон.

http://sobory.ru/article/?object=54419

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Фрески_кино Фрески_кино Студенты ВГИКа им. С. А. Герасимова (мастерская Аллы Плоткиной) сняли цикл фильмов по книге Максима Яковлева «Фрески». Молодые режиссеры экранизировали пронзительные короткие рассказы и стихотворения в прозе, некогда опубликованные Максимом Яковлевым в журнале «Фома». «День заканчивался как обычно» Кирилла Смирнова — маленькое кино с большим сердцем на сайте «Фомы». Премьера Он вздохнул и сказал: — Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Отче наш… И тут услышал в себе потрясающе тихий Голос: что, сынок?.. 15.01.2021 «Раненый» Глеба Кучинского — маленькое кино с большим сердцем на сайте «Фомы». Премьера Приятели уж не окликнут по-пацански: «Привет, Толян», а скажут: «Здоров, Анатолич!» Так-то. Тогда и с женой помириться попроще будет. Небось, стыдно ей станет такого-то мужика в обиде держать. 14.01.2021 «Они сидели на заднем сиденье автобуса» Анны Колосовой — маленькое кино с большим сердцем на сайте «Фомы». Премьера Одна я молчу и улыбаюсь, как дурочка. Что мне сказать, что мой мне даже коробки конфет купить не смог? — говорила она. 13.01.2021 «Житие» Николая Лысенкова — маленькое кино с большим сердцем на сайте «Фомы». Премьера Она приходила усталой, с печатью дрязг на работе и обид от начальства, после давки в автобусе, после беготни за продуктами… и принималась за домашние дела. 12.01.2021 «Сказка» Анастасии Васильевой — маленькое кино с большим сердцем на сайте «Фомы». Премьера Что ж тебя не берёт никто, мимо ходят, за метлою крашенной гонются, а сюда и не глянут, как следываит? Для кого ж она така беленька стоит, кому достанется? Никому не досталася. 11.01.2021 «Они столкнулись у булочной...» Дарьи Фирсовой — маленькое кино с большим сердцем на сайте «Фомы». Премьера Он опаздывал на поезд, у неё заканчивался перерыв. Они стояли, сомкнувшись лбами. Никто не хотел уходить, и поэтому не уходил. 10.01.2021 «Калитка» Юлианы Гримута — маленькое кино с большим сердцем на сайте «Фомы». Премьера

http://foma.ru/tag/freski_kino

Часовня Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в Бари (Бела-Црква) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Часовня Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в Бари в Бела-Црква — храм Банатской епархии Сербской Православной Церкви на старом православном кладбище в одноименном муниципалитете. Содержание История [ править править код ] Основателями часовни-усыпальницы являются местный аптекарь Александр Шмиц и его жена Юлиана Стефанович, на средства которых она и была построена. Над западной входной дверью часовни надпись: «Этот храм построили Александр и Юлиана Шмиц...», а над северным входом: «Усыпальница семьи Александра Стефанович». Первый камень в фундамент будущей часовни был заложен в мае 1889 года, и эта дата сохранилась в надписи над западной дверью. Разработкой проекта и строительством занимался известный архитектор Йозеф Зигль из Бела-Црква. Часовня построена в готико-мавританском стиле. Иконы написаны художником из Бела-Црква Георгием-Джокой Путником (1851—1905 гг.). Освятили часовню в праздник Перенесения мощей святителя Николая, в мае 1890 года, на Литургии, возглавляемой Александром Стоядиновичем. В декабре 1889 года Юлиана Стефанович завещала часовню в дар местной общине Сербской Православной Церкви по договору с условием о ежегодном поминовении. На содержание часовни Юлиана Стефанович выделила 4000 флоринов (форинтов). В 1957 году в колокольне часовни был установлен новый колокол. Дарственная часовня-гробница Юлианы Стефанович (в замужестве Шмиц) после ее смерти 1 июня 1905 года была передана церковной общине в Бела-Црква. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Как добраться [ править править код ] Адрес: Bela Crkva, Сербия Проезд: Часовня расположена справа у входа на старое сербское православное кладбище. Город Бела-Црква на востоке Сербии примерно в 100 км от Белграда. Паломнику [ править править код ] В 20-е годы XX века в Бела-Црква был одним из центров русской эмиграции в Югославии. Начиная с октября 1922 г. в городе базировался Крымский кадетский корпус, с октября 1929 г. - Первый Русский кадетский корпус. С 2010 г. одна из площадей города носит название площадь Русских Кадет. Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_Перене...

Наталья 24 апреля 2020, 00:25 Святая Екатерина, прошу твоего заступничества перед великим Отцом, Богом нашим, за доченьку свою рабу божью, Екатерину! Прошу о ее здоровье и о том, чтобы она свою жизнью была угодна Отцу нашему небесному и соблюдала Его заповеди нам данные! Благодарю тебя за твою помощь и заступничество. Раба Божия Наталья Maria Korniiko 3 января 2020, 19:42 Святая великомученица Екатерина моли Бога о нас грешных Марии, Ольге, Сергию, Украине. Помоги мне твоими молитвами исцелиться от болезни. Большое спасибо за статью. Слава Богу за всё. hulia 7 декабря 2019, 16:28 Святая Великомученицы Екатерина, моли Бога о нас, грешных Кузубов Андрей 5 декабря 2019, 02:46 Пожалуйста сообщите: дату иконы Синайского монастыря, имя иконописца. Заранее благодарю. С уважением, Кузубов А. С. Roman 7 декабря 2018, 21:21 Упокой, Господи! Душу рабы Твоея царицы Екатерины со православными ея сродники! Владимир 7 декабря 2018, 09:23 Святая великомученница ЕКАТЕРИНА, НЕВЕСТА ХРИСТОВА, моли БОГА о нас, грешных. Помоги осветить светом ХРИСТОВЫМ разум детей наших - Светланы, Андрея и внуков наших - Юлианы, Степана, Всеволода и Александра Екатерина 1 февраля 2018, 12:40 Святая великомученица Екатерина, моли Бога о нас.Твоими молитвами, да укрепиться вера моя, да дарует Господь мне мудрость и спасение. Сергей 8 декабря 2017, 02:46 Святая Екатерина,мученица блаженная,моли Господа нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа,о спасении раб Божиих Яны,Сергия,Галины,Наталии. Dmitri 7 декабря 2017, 11:59 Святая великомученица Екатерина, моли Бога за нас! За страну Российскую. И страну Британскую, отврати ее от пути безбожного и развратного! Прошу помоги родителям, Ольге и Виталию и бабушке Раисе прийти к Вере Христовой. Благослови жену мою Ирину и помоги мне работу не потерять. Ольга 7 декабря 2017, 10:03 Святая Мученица Екатерина, моли Бога о нас грешных!Укрепи нас в Вере Православной! Даруй просветление ума и помоги в обучении чадам моим! р.Б. Евгений 7 декабря 2017, 06:24 Святая великомученица Екатерина, моли Бога о нас грешных!

http://pravoslavie.ru/43178.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010