Соловецкий архипелаг, отданный Марфою Посадницею в вечное и безраздельное владение монастырю, право которого признано было и Иоанном Грозным, состоит собственно из острова Соловецкого и из островов Анзерского, Муксальмы, Зайцева и др. мелких. На Муксальме скот и молочные фермы обители. Доехать туда можно весьма удобно в монастырском экипаже за пятьдесят копеек. Утро было чудное. Только что поднявшееся солнце сверкало в листве зеленого леса изумрудным, лучистым блеском. В ветвях берез задорно перекликались птицы. Роса на каждом просвете отливалась бриллиантовыми искрами. Кругом все дышало жизнью и привольем. Кое-где по обеим сторонам дороги, словно колонны, подпирающие своды голубого неба, поднимались вековые сосны. Сквозь чащу трепетали под светом летнего яркого дня небольшие озера. Громадные валуны, вырытые, когда проводились эти дороги, лежали по краям их, уже охваченные молодою порослью. Порою, из-под самых ног лошадей, не торопясь, выбегали тетерки. В лесах, полях и лугах Соловецких островов никто не имеет права убивать дичи. Вследствие этого олень здесь на десять шагов подходит к человеку, лисицы и те не убегают от него. Минут пять рядом со мною бежала на Анзерском острове куропатка и взлетела только тогда, когда я вздумал ее погладить. Разумеется, такое доверие к человеку развилось веками. Монахи гордятся этим и называют свои леса скотным и птичьим дворами. Не было примера, чтобы они давали кому-нибудь разрешение охотиться здесь. Понятно, что все это производит сильное впечатление на богомольца, объясняющего себе подобные явления чудом, невидимым вмешательством сверхъестественной силы. — Кротость — это… Значит, и зверь чувствует, что здесь ему милость! — Нешто зверь чувствует? — Господь через него, незримо! — Ну, и чудеса, братцы мои! — Молись, знай. Этаких чудес здесь по всякий час довольно, потому обитель святая! — Древле враны пророка в пустыне питали, а ноне… Гляди, олень не бежит… Виды направо и налево становились все живописнее. Описывать здешние озера — невозможно.

http://azbyka.ru/fiction/solovki/

Паломники возле часовни на месте первого поселения Елеазара Анзерского. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС      В начале ХХ века Соловецкие острова ежегодно посещали до 23 тысяч богомольцев из разных мест и сословий. В наше время на архипелаг приезжает более 30 тысяч человек в год, и местная администрация стала всерьез опасаться, выдержит ли инфраструктура такой поток посетителей. Еще недавно обитатели скитов на Анзере пытались разводить коз, но паломники за летний период настолько приучали их к бутербродам и другой несвойственной для них пище, что потом животные отказывались от сена, и возникали трудности с их прокормом в зимний период. Теперь здесь предпочитают разводить кур и содержать лошадей. Чтобы упорядочить вмешательство посетителей в хозяйство и природу, туристам здесь предлагают возродить добрую традицию. В XIX веке паломники привозили с собой на Анзер семена цветов, чтобы высадить их на Богородичном лугу — открытом солнечном месте на высоком холме посреди леса. Раньше на этом лугу росло множество видов садовых цветов, сейчас там сохранились только местные дикорастущие. Чтобы восстановить разнотравье, посетителям разрешают привозить и сеять семена люпинов, маргариток и других цветов. Рейтинг: 9.4 Голосов: 235 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 14 августа 2017, 08:29 Еще в древние времена, те кто хотел быть отшельником уходили в пустыню. А в современном мире, это почти не возможно, хотя можно уйти в тайгу, джунгли, в пещеры, запереться безвыходно в квартире мегаполиса и не надо стонать,что бесы через своих рабов донимают. Они и святых в пустынях донимали много веков назад. Быков Игорь 12 августа 2017, 15:49 В одной из моих любимых книг " Откровенные рассказы странника духовному своему отцу " так-же двое героя повествования намеревались попасть на Анзер. Для них это виделось лучшее место для отшельничества. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/105737.html

  Елеазар, плененный местоположением, поселился около озера, называемаго " Круглым. " Первым делом его было водрузить деревянный, сделанный им самим, крест, близ котораго он устроил убогую хижину. Жизнь, в соседстве одних только зверей и морских птиц, сначала была для пустынника весьма тяжела. Много раз он испытывал диавольския страхования. Так, демоны представлялись ему то в образе знакомых людей, то в образе воинов, пеших и конных, иногда с оружием; они яростно устремлялись на Елеазара, как бы намереваясь убить, и говорили: " зачем сюда пришел? Это наше место и никто до сего времени не приходил сюда. " " Не ваше, " говорил им пустынник, " но Христа Бога моего, и Богу угодно, чтобы я здесь жил, " потом читал: " да воскреснет Бог " - и этою молитвою прогонял незванных посетителей. Иногда они являлись в различных страшных образах, со скрежетом зубов и воплем; бывало и так, что вдруг над кельей его раздастся как будто гром или выстрел из многих орудий. Но Бог утешил подвижника радостным видением: в одно время, когда он сидел в своей келье, явилась пред ним Пресвятая Богородица и сказала: " мужайся и крепись, Господь с тобою, напиши на стенах кельи: Христос с нами уставися " Подав ему трость и четки, Царица Небесная сделалась невидима. В другой раз он слышал пение: " вознесу тя, Господи Боже мой, яко подъял мя еси и не возвеселил еси врагов моих о мне, " и присовокупил: " буди имя Господне благословенно отныне и до века. "   У Анзерских подвижников и доселе есть обычай писать эти слова на своих дверях. Для снискания себе пропитания, а также для управления в труде, пустынник занимался деланием деревянных чашек, которыя ставил у морской пристани: мореплаватели, находя эти чашки, охотно брали с собою, оставляя взамен их хлеб и другие съестные припасы. Чрез несколько времени, в 1616 году, инок Елеазар встретился в пустыне с таким же подвижником, Соловецким иеромонахом Фирсом, и принял от него пострижение в схиму. С принятием схимы, пустынник увеличил свои подвиги, и перешел на другое место жительства, к морской губе, называемой ныне Троицкою, вдающейся в остров на две версты. Здесь он нашел ветхую часовню, которую перестроил своими руками. Келейным занятием его было по прежнему приготовление деревянных чашек.

http://isihazm.ru/1/?id=598

В Архангельске обнаружено место затопления части соловецких колоколов 17 октября 2006 г. 17:07 Участники подводно-поисковой экспедиции обнаружили на дне озера Банное (акватория Белого моря) пропавшие в 1920-е годы колокола Анзерского скита Соловецкого монастыря. Как сообщили «Интерфаксу» в штабе экспедиции, «с помощью современных приборов под толщей озерной воды и донных отложений были обнаружены так называемые «материальные объекты» из предметов монашеского быта, а также один из колоколов». «Часть находок мы извлекли, а когда попытались поднять колокол, выяснилось, что рядом, на дне озера, покоятся останки людей. Возможно, это были тела монахов, возможно, заключенных Соловецкого лагеря. Так или иначе, но дальнейшие работы было решено прекратить», — сказали в штабе. Однако члены экспедиции решили вернуть анзерские колокола на звонницу местного скита, организовав сбор средств на отлив новых колоколов. В сентябре на Воронежском заводе им. Анисимова мастера отлили десять колоколов, на каждом из которых присутствует слово «Архангельский». На днях колокола были переданы в дар Голгофо-Распятскому храму . В следующем году подводная экспедиция намерена продолжить в Белом море поиск соловецких колоколов. По данным архива, всего на Соловках было 55 колоколов: 42 висели в Кремле, пять — в Троицком скиту, восемь — на Голгофе. В период становления советской власти на секретном заседании ВЦИК был озвучен план по заготовке колокольной бронзы — каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на ее заготовку. В течение нескольких лет плановым порядком было уничтожено почти все, что православная Русь создавала несколько столетий. Соловецкие колокола — 50 штук — исчезли при чрезвычайно таинственных обстоятельствах в начале двадцатых годов прошлого века. Некоторые документы утверждают, что, когда колокола пытались вывезти на материк, во время шторма их поглотило Белое море. В научных исследованиях составлены подробные описания всех исчезнувших колоколов. Сейчас в Соловецком музее — только два колокола, в том числе легендарный «Благовест». История соловецких колоколов берет свое начало с каменного «клепала» — творения одного из основателей монастыря Зосимы. При знаменитом Филиппе Колычеве, начавшем строительство исполинских сооружений, которые дожили до наших дней, были отлиты «великие» колокола. Самый большой из них весил 173,5 пуда. В 1600 году из 600 пудов меди, пожалованной Борисом Годуновым, с добавлением 100 пудов меди монастырской был вылит колокол «Борисович». В 1762 году он был перелит, весил уже 995 пудов и был назван «Преображенским», а в 1774 году с прибавкой монастырской меди его вес был доведен до 1100 пудов. Вторым на Соловках был колокол «Литийный» в 527 пудов, затем — «Полиелейный» весом в 284 пуда и «Вседневный Соборный» — в 283 пуда. Обрывается история колоколов 1923 годом. С тех пор о соловецких колоколах ничего не известно. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/152410.htm...

1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 199 (л. 490—518) — конец 40–х — начало 50–х годов XVI в. Филигрань: Рука под короной с фестонами, на ладони сердце — Брике, 10996 (1542 г.). 2) ГИМ, Синодальное собр., 988 (л. 1002—1009 об.) — конец 40–х — начало 50–х годов XVI в. (Успенский список Великих Миней–Четьих). 3) ГИМ, Синодальное собр., 176 (л. 1263—1272) — начало 50–х годов XVI в. (Царский список Великих Миней–Четьих). 4) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 692 (л. 177—196) — 60–е годы XVI в. Филиграни: Перчатка под короной с 6 фестонами, на перчатке литера F — Брике, 11028 (1566 г.); Сфера под лилией — Брике, 14028 (1559 г.). 5) РНБ, F.I.278 (л. 142—162 об.) — 60–е годы XVI в. Филигрань: Гербовый щит — Тромонин, 481, 482 (1564 г.). 6) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 657 (л. 76—95) — 70–е годы XVI в. 7) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 421, ч. 1 (л. 742—763 об.) — 70—89–е годы XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 8) РНБ, собр. М. П. Погодина, 822 — 1607 г. 9) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 317 (л. 53—73) — 20–е годы XVII в. Почерк книгописца Германа Тулупова. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры FA и О—Дианова и Костюхина, 667 (1620—1621 гг.). 10) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 699 (л. 381—412) — конец 20–х — начало 30–х годов XVII в. Описание см. в разделе редакции Германа Тулупова. 11) РНБ, Соловецкое собр. (Анзерский скит), 79/1445 (л. 322—352) — начало 30–х годов XVII в. Описание см. в разделе редакции Германа Тулупова. 12) БАН, собр. Ф. А. Каликина, 156 — 30–е годы XVII в. Описание см. в разделе редакции Германа Тулупова. 13) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 146 (л. 664 об. — 693 об.) — вторая четверть XVII b. Описание см. в разделе Пространной редакции. 14) РНБ. Q.I.1136 (л. 487—529)—сер. XVII в. Филигрань: Щит с лилией под короной, контрамарка ID — Дианова и Костюхина, 912 (1653 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Но, под влиянием фанатического раздражения против православно-русской церкви и против патриарха Никона , он, наконец, провозгласил антихристом самого Никона! Страшная мысль Аввакума об антихристе-Никоне была подхвачена непосредственными его учениками, каковы, старец Авраамий и др., и через устную проповедь и сочинения быстро и разнеслась во всей России и Сибири. Как безрассудно увлеклись этою грозною мыслью ревнители старины, это показывает то, что сотни из них с решительностью и духовным восторгом в домах и нарочно устроенных срубах сами себя сжигали чтобы только избегнуть власти антихриста. Но эта уверенность в антихристе-Никоне могла держаться только пока был жив Никон. С кончиною его (1681 г.), казалось бы, можно было ожидать, что безумцы уразумеют ложь. По не так случилось. Обманувшись в Никоне, старообрядцы-фанатики остановились на Петре великом, который им казался совершенно имеющим все указанные в св. писании и у отцов церкви признаки антихриста. Но и Петр не оправдал надежды старообрядцев в этом отношении. Тогда уже для фанатиков, не желавших ни в каком случае расстаться с учением Аввакума об антихристе, ничего не оставалось лучшего, как воспользоваться давно высказанными мыслями Соловецкого фанатика иеромонаха Феоктиста, что «антихриста следует понимать мысленно, что он не составляет одной какой-либо личности, а «состоит из многих личностей, яко во едином телеси живущих». Действительно, целая половина из них – беспоповцы воспользовались и пользуются этим неслыханным учением, до настоящего времени. Таков общий ход развития в старообрядчестве провозглашенной Аввакумом грозной мысли о наступившем царствовании антихриста 173 . Соловецкие монахи, следуя по стопам первых расколо-учителей и следя за всеми явлениями в раскольническом мире, конечно, не могли не разделять общего верования старообрядцев в антихриста-Никона, которого они не любили не меньше, чем сам Аввакум. Но и учение Феоктиста об антихристе мысленном не могло не произвести на них своего влияния. Замечательно, что Соловецкие монахи в многочисленных своих челобитных к царю о старой вере, постоянно указывая «на последнее время», ни разу не называют Никона антихристом, хотя им было известно сказание о мнимом видении Елеазара относительно Никона, что в бытность его в Анзерском ските во время совершения литургии его обнимал и лобызал сам адский змий, как бы приготовляя его к подвигам по званию антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

В начале XX столетия, во время Первой мировой воны к Соловкам подошла неприятельская эскадра. В монастыре в то время располагалось незначительное войско русских. Эскадра дала с моря залп по стенам обители. Это ни к чему не привело, только несколько валунов, сорвавшись, упали в море. Второй и третий залпы также ничего поделать со стенами не смогли. 14. Анзерский отшельник и художник Святой и художник во многом похожи друг на друга. Они преображают мир. И тот, и другой — лучи Творца. Они — одновременно свидетели и свидетельства о будущей вечной жизни. Они одновременно и действуют, и подвержены действию. Подобно Силам Небесным, они живут будто между небом и землей, испытывая на себе сразу два потока: восходящий и нисходящий. Восходящий — это все чаяния природы и людей, устремленные к Богу . Это все ветры, воды и бури, все слезы и стоны, вся горечь и боль страдающего мироздания. Нисходящий поток — это единая милость Божия, которая подчас кажется незаметной в омутищах бытия, но именно она охраняет все живое от разрушения и повреждения. Как святой, так и художник слышат слезы и просьбы природы. Они видят, как природа сострадает человеку. Как она благородно заступается за его преступление перед Богом, как страдает из-за его легкомыслия и жадности. Творческая сила, наполняющая человеческую душу и обильно изливающаяся в мир, как потоки ливня, преображает природу. Вокруг настоящего художника и вокруг святого природа приобретает первозданный покой. Все силы мироздания сливаются в согласном хоре славословия. Но замутненному разнообразными пристрастиями взору человека не сразу открывается это славословие. Ведь пристрастия вытесняют из души мудрость, и человек уже не может отличить боли от радости, а счастья от горя. И потому ему не остается ничего, кроме сетований на то, что все вокруг плохо. Однако святой и художник не похожи друг на друга так же сильно, как и похожи. Художник живет стихиями. Без них его дар засыхает и превращается в мумию. Для художника важно и дыхание земли, и танец огня, и поворот чувства. Можно сказать, что вся жизнь художника — наитие, интуиция, вдохновение. Художник озаряет этим вдохновением каждую вещь. Все в его мире возникает стихийно и как бы помимо его желания: слава, богатство, любовь. Художник как слепой танцор, исполняющий свой танец на ладони Бога. И когда художник изменяет себе, он теряет свою особенную чувствительность и падает с ладони Бога. Он гибнет.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав, подразумевающий необходимость молитвенного уединения. В летнее время братия жертвует своим сложившимся распорядком, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. К моменту прихода паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники Свято-Троицкого и Голгофо-Распятского скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами, следят за их благополучным прибытием в установленное время, помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу, оказать первую медицинскую помощь. Таким образом, они безвозмездно выполняют функции спасательных служб. Поэтому несогласованное посещение о. Анзер индивидуальными паломниками или туристами не благословляется, ибо может быть опасным из-за непредвиденных случайностей (травмы, переохлаждения, аварийной остановки или поломки судна), так как о происшествии и местонахождении пострадавшего из-за отсутствия мобильной связи не будет известно никому. Важно: Ввиду того, что у острова Анзер прибрежная полоса мелководна, доставка паломников с катера до берега и обратно осуществляется на лодках. При пересадке с катера на лодку и обратно следует быть предельно внимательными и осторожными. При высадке из лодки на берег нельзя торопиться, так как прибрежные камни могут быть скользкими. Экскурсия проводится при отсутствии штормового предупреждения, при внезапной смене погоды в процессе экскурсии решение о выходе в море, возвращении и т. п. принимает капитан судна. При резкой смене погоды и невозможности выхода катера в море с острова Анзер возможна задержка на несколько часов и даже суток. При посещении острова Анзер в дождливую погоду или после дождя НЕОБХОДИМЫ резиновые сапоги и плащи (лучше полиэтиленовые, так как капроновые после часа дождя обычно промокают). Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

— Вот у тебя на этой полке, между книгами, поставлено Евангелие: я так уважаю эту книгу, что мне тяжело в присутствии оной разговаривать о наших рассеянных предметах. Вынеси, пожалуйста, ее отсюда, и тогда мы будем говорить спокойно. Я, по ветрености своей, улыбнувшись на его слова, взял с полки Евангелие да и говорю: давно бы ты сказал это мне! И, подавая ему в руки, промолвил: на вот, сам положи его в ту комнату!.. Лишь только я коснулся его Евангелием, он в тот же миг и исчез. Это меня так поразило, что я от страха упал на пол без чувств. Услышав стук, вбежали ко мне домашние и целые полчаса не могли привести меня в чувство. Наконец, я, очнувшись, ощутил сильный страх, трепет, мучительное волнение и совершенное онемение руки и ноги, так что я не мог двигаться оными. Призванный врач определил болезнь названием паралич, вследствии какого-нибудь сильного потрясения или испуга. Целый год после этого случая, при аккуратном лечении от многих врачей, я лежал и не получал ни малейшего облегчения от болезни, которая впоследствии указала на необходимость выйти в отставку от ученой службы. Престарелая мать моя в скорое время умерла; сестра " расположилась посвятить себя монастырской жизни " . И постепенно " я совершенно выздоровел " . И решил " посвятить себя отшельнической жизни... В настоящее время и пробираюсь в уединенный скит при Соловецкой обители на Белом море, называемый Анзерским " . Заключение В заключение хочу сказать несколько слов. Эта работа имеет в виду, главным образом, выяснить одну основную идею: познание всего воспринимается непосредственно, а не умом; в этом отношении разницы между верою и так называемым знанием нет. То и другое " познается " сначала на доверии " знающим " , а потом — собственным опытом, или " открывается " воспринимающему. Таким образом, ходячие воззрения о непостижимости [веры] для ума отпадают: в основе все непостижимо для него, хотя и несомненно, как воспринятый факт. Разница только в объектах восприятия и органах его. Поэтому обычное разделение на " ум " и " сердце " — не точно, хотя для популярности и употребляется. Это объяснение устраняет от верующих болезнь превосходства " ума " над " верою " и приносит покой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Старый юровщик помолчал немного, повернул лодку носом прямо к голому мысу Анзерского острова, ближайшего к нам из группы Соловецких островов. От поворота парус заполоскался и затем с шумом перекинулся на нашу сторону и закрыл от нас солнце. Легла холодная тень. – Видишь, – сказал юровщик, – какое у нас море. Сейчас было жарко; солнце парусом закрыло, стало холодно. А в океане, зимой-то как? Все дрожишь, весь день. Дрова, какие были, сожгли, стали лодки жечь. К Благовещенью потеплело, стала вода на льдинах отстаиваться. Тут опять горе: пока снег таял, вода была хорошая, а как со льда, так и впросолонь. Пищу всю поели, стали зверину есть. Душная порато, другой не может есть, попробует, отвернется и опять в лодку ляжет, а другой так и бойко ест, ничего. Но только и зверины больше не стало, порох весь расстреляли, стали рукавицы есть, ремни от ружей, кожу, какая была. Голод сыздолил. Приходит светлое Христово воскресенье, а у нас одно горе. Но только бог не без милости. С Великого четверга полетели через океан птицы, видимо-невидимо. И к нам на льдину стали чайки садиться. Мы их петлями ловить, всякого бог исхитряет. Наловили птицы и встретили светлый праздник хорошо, вроде как бы и разговелись. Льды тают и тают, вот-вот очистится океан – и нам конец: разломает льдину взводнем. Так что под Егорьев день я раздумался и говорю: «Готовьте, ребятушки, лодки, тянитесь к самой кромке!» Так и сделали. Ночью поднялась погодушка. Ангелы-хранители! Погодушка, страннички, пала – божий гнев! Свистит, гудит, воет! Сидим у кромки, ждем пропасти… Вдруг треснуло, как из пушки ударило. «В лодки, ребята!» Пали мы в лодки, и все смёрлось… Старик опять помолчал; кто-то всхлипнул в лодке, и он, будто вернувшись откуда-то к нам, сказал едва слышно: – Да, дитя, вот какая погодушка пала. И продолжал: – Только мы льдину и видели: на мелкие кусочки разбило Тьма, пурга. Взводень выше леса, а мы в лодках. Бились ребята, бились, обмерли, весла побросали: сила худа стала, лежат в лодке, что мертвые. Раскинулось море морями!

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010