Помимо названных преподобных в лесах и близ озер на Б. Соловецком о-ве жили и др. пустынники, имена к-рых неизвестны. В 4-й повести рассказывается о «некоем пустынножителе, иже подвизашеся на Соловецком острове и многия от бесов претерпе напасти и биения, питаяся мохом белым квашеным с брусникою». О нем известно со слов прп. Кирика Соловецкого († 1656), встретившего отшельника в лесу. Пустынножитель рассказал, что он пребывал здесь уже более 10 лет. В первые 3 года его жестоко преследовали бесы, принимавшие обличье разбойников, но он получал утешение в явлениях светолепных старцев, укреплявших отшельника и подававших ему просфору и хлеб. Пустынножитель упомянул брата, жившего неподалеку, и другого, недавно преставившегося, но и их имен не назвал. Согласно преданиям, отразившимся в 4-й повести, отшельники жили и на Анзерском о-ве. Инок Киприан Простота видел старца-пустынника, шедшего по водам озера, др. насельники Анзерского Елеазарова во имя Св. Троицы скита также утверждали, что были свидетелями чудесных явлений отшельников. «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких...» было использовано сщмч. Никодимом (Кононовым) при подготовке к изданию Соловецкого патерика ( Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1900). Тот же автор включил имена Соловецких преподобных в опубликованный им в следующем году Архангельский патерик ( Никодим (Кононов). 1901). Канонизация Соловецких преподобных совершилась включением их имен в Собор Новгородских святых, известный с 1831 г. (празднование Собору подтверждено в 1981 по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) ), и в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 199) под 3 авг. упомянут без описания облика прп. Никифор, подвизавшийся «на устье реки на брезе моря-окияна» ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 180-181). В совр. композициях Соборов Соловецких святых встречаются образы пустынников, в частности на иконе (ок. 2005) из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) в верхних рядах представлены оплечно, в монашеской одежде и в куколе преподобные Ефрем и Севастиан, с куколем на плечах преподобные Нестор, Савва, Тихон. Имена мн. пустынников без прямого соотнесения с изображениями написаны на полях иконы «Собор преподобных отец Соловецких чудотворцев» нач. XXI в. из алтаря этого храма.

http://pravenc.ru/text/182163.html

сосуды, с надписью на блюдцах: «лета 7180 (1672) марта в 14 день дал сие блюдо в дом и обитель Животворящей Троицы, что в Торжску, по конец посадов, по своих родителех Москвитин, Спасский, что у великого государя на сенях, протопоп Александр». “Ист. Росс. Иер.», V, 353; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 120; “Памят. кн. Твер. губ. на 1865 г.», Отд. III, 81; Отд. IV, 21 (опись его в 1625 г.); “Твер. губ. в.», 1854 г., 50 (грамота, в примеч.); 1859 г., 20 (упразд.); Строев, “Спис. иерар. и настоят.», 476, 32; “Архив ист. и практ. свед. относящ. до России», 1860–61 г., IV, 5 (Заметки о г. Торжке); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., прилож., XVIII (в 1690 г. состоял приписн. к Новгор. архиер. дому), CXVIII (список вещей, взятых в Новгор. архиер. дом). 1255. Троицкий, мужской, ныне приходская церковь в гор. Крапивне, Тульской губ. Существовал во второй полов. XVII ст. и в 1662 г. в нем был черный поп Зиновий, а в 1666 г. Дионисий. По описи гор. Крапивны в 1761 г. значится: «Да за городом же мужеской монастырь, в котором церковь новая каменная Живоначальной Троицы». В 1764 г. он упразднен. “Ист. Росс. Иер.», IV, 791; Ратшин, 528; Афремов, “Ист. обозр. Туль. губ.», 68; Бакмейстер, “Топогр. извест.», 232; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 797; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имел 39 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 290 (дело 1721 г. о священн. Фаддее Семенове; строитель иером. Гавриил). 1256. Троицкий, мужской, ныне приходская церковь в гор. Козельце, Черниговской губ. Несомненно уже существовал в 1645 г., когда о нем упоминается в универсале, и в 1658 г. все еще назывался новостроящимся. Впоследствии он был приписан к Георгиевскому Козелецкому м-рю, и в 1786 г. при совершенном его упразднении ризница и вся утварь перенесены в Георгиевский. “Ист. Росс. Иер.», IV, 556; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., Отд. I, 26; “Георгиев. Козелецкий м-рь», 3, 17, 24. 1257. Троицкий – АнзерскийЕлеазаров, мужской скит, приписанный к Соловецкому мон., Архангельской губ., Кемского у., в 64 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В А. Е. с. располагался лагерный театр, выпускалась газ. «Красный Анзер». В 1929 г. в бывш. скит сослали большую группу правосл. и католич. духовенства, в 1932 г. оставшихся в живых священнослужителей вернули на Б. Соловецкий о-в. На территории бывш. скита находилась также молочная ферма (до 60 коров), огороды и парники. Сельским хозяйством занимались в основном женщины. Заключенные жили в деревянных зданиях; охрана, начальство и заключенные - бывш. сотрудники ОГПУ-НКВД размещались в главном каменном доме. В 1937 г. бывш. келейный корпус с церковью был переоборудован под тюрьму. С 1929 г. в помещениях бывш. спасательной станции, ставшей секретной «командировкой» лагеря, находились в заключении многие церковные иерархи. В монастырских корпусах на берегу Капорского оз., предназначавшихся в XIX в. для косарей и рыбаков, по свидетельству лагерного врача, в 1929 г. также содержались иерархи РПЦ. В мест. Кирилловская тоня в 20-30-х гг. была устроена «командировка» по рыбной ловле, заготовке плавника (плавучих бревен), сбору водорослей. Построенная здесь в XIX в. часовня использовалась под жилье для заключенных. Поблизости были сооружены электростанция, склады, ледник для рыбы. В пункте пушхоза Ст. Городки разводили песцов, к-рые расплодились в таком количестве, что нападали на людей. Песцы нередко кормились трупами, оставшимися незахороненными у основания горы Голгофы. Дорогостоящие меховые изделия из соловецких песцов предназначались в основном для международных аукционов и ярмарок. Неподалеку от Ст. Городков в мест. Нов. Городки находились жилые помещения СЛОН. В районе знаменитых древних лабиринтов лесотундровой части Анзерского о-ва в 20-х гг. была вырыта землянка УСЛОН, служившая, очевидно, одной из «командировок» по заготовке плавника. В плотницкой избе, монастырском строении XIX в., в 20-30-х гг. жили заключенные - сборщики плавника. Здесь возвышался большой поклонный крест, испещренный надписями заключенных. В 1,5 км от А. Е. с. находился источник, снабжавший питьевой водой скит и Троицкую спасательную станцию.

http://pravenc.ru/text/115452.html

анзерские старцы Авраамий и Александр с иеродиак. Питиримом выступили посредниками в переговорах воеводы И. А. Мещеринова с затворившимися в мон-ре восставшими - это была последняя попытка урегулировать конфликт мирным путем. Во время боевых действий скит был разорен, насельники покинули остров. В 1682 г. грамотой Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) А. Е. с. был вновь приписан к Соловецкой обители, настоятелям к-рой поручалось строжайшее наблюдение за скитской братией. Для улучшения материального положения находившегося в запустении скита архиеп. Афанасий в 1698 г. учредил в нем должность казначея, назначаемого из Соловецкого мон-ря. К нач. XVIII в. в скиту насчитывалось 17 монахов, на их содержание вместо ружного и денежного жалованья Петр I повелел выдавать 145 р. 24 алтына в год. Финансовое и духовное положение А. Е. с. улучшилось, когда в 1706 г. в него по благословению соловецкого архим. Фирса (Шарапова) был назначен новый строитель - мон. Иов (см. Иисус Анзерский, прп.). После секуляризации монастырских земель в 1764 г. А. Е. с. был приписан к Соловецкому мон-рю с назначением строителя и определением числа насельников - 12 чел. В 1729-1730 гг. в скиту была выстроена деревянная ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в к-рую «за теснотою» из старого деревянного Троицкого храма были перенесены приделы прп. Михаила Малеина и иконы Божией Матери «Знамение». В 1740-1743 гг. приезжие каменщики Ф. Иванов и Я. Прокофьев разобрали обветшавший Троицкий храм и на его месте возвели новый, с 8-гранным барабаном. В 1880-1884 гг. Троицкая ц. была вновь перестроена по проекту архангельского архит. Г. Введенского. Новый храм, сохранившийся до наст. времени, был возведен на месте часовни прп. Елеазара, над его могилой (в 1925 мощи прп. Елеазара были вскрыты и вывезены с острова, их местонахождение неизвестно). В 1803 г. был построен примыкавший к Троицкому храму 2-этажный корпус братских келий, над ним - каменная колокольня с 7 колоколами, в 1843 г.- новый жилой корпус.

http://pravenc.ru/text/115452.html

У источника стояла часовня, на стенах к-рой еще в 80-х гг. XX в. сохранялись многочисленные надписи, сделанные заключенными, к-рые возили отсюда воду. На кресте и стенах часовни оставляли сообщения для заключенных, прибывавших с др. островов, и для тех, кто отбывал на материк. Не установлено, какое количество священнослужителей побывало в заключении на Анзерском о-ве и сколько из них здесь скончалось. Сщмч. Иларион (Троицкий) называет «анзерским выходцем» сщмч. Дамаскина (Цедрика), находившегося на Анзере в 1929-1933 гг. В числе соловецких узников был и последний наместник Симонова московского мон-ря игум. Антонин (Чубаров), погибший на Анзерском о-ве в 1925 или 1926 г. В 50-80-х гг. XX в. старинные скотные дворы, пастбища и сенокосы скита использовались колхозом «Беломор». С 1976 г. постройки скита находятся в ведении Соловецкого гос. историко-архитектурного и природного музея-заповедника. В нач. 90-х гг. XX в. по инициативе наместника Соловецкого мон-ря архим. Иосифа (Братищева) и музея-заповедника в скиту были начаты реставрационно-восстановительные работы, вскоре прекращенные из-за недостатка средств; скит продолжает разрушаться, рухнула колокольня. К 2001 г. сохранился Троицкий храм, примыкающие к нему трапезные палаты, келейный корпус и деревянный Млечный корпус, входивший в комплекс построек монастырской фермы. В настоящее время церковь и келейный корпус требуют восстановления. С 2000 г. скит находится на попечении ТСЛ. Ист.: Вкладная книга Анзерского скита 1710 г.//РНБ. Солов. 2/1370; Житие и чудеса преподобного отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце//ПС. 1860. 1. С. 108-120, 237-252; Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим/Подгот. текста и коммент. Л. А. Дмитриева//ПЛДР. XVII век. 1989. Кн. 2. С. 299-304, 622-623; Тогда на Анзерском острове: Мат-лы по истории соловецкого отшельничества/Сост. С. Морозов. М., 2000; Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита/Изд.

http://pravenc.ru/text/115452.html

Из ранних вкладов царя Михаила Феодоровича известны: золотое кадило, пожертвованное в 1631 г.; лампада, вложенная в 30-х гг. XVII в.; напрестольный крест с мощами, подаренный «в придел к Алексию» в 1638 г. Предположительно вкладом царя Михаила Феодоровича было печатное Евангелие (1627), вкладом царя Алексея Михайловича - серебряный ковш ( Токмаков. 1896. С. 20-22). Свящ. Никита (впосл. патриарх Московский и всея Руси Никон ) в 1635 г. уговорил свою жену постричься в М. А. м., «дал за ней» вклад, а сам удалился в Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ( Костомаров. 2004. С. 343). По монастырскому преданию, жена свящ. Никиты, живя в мон-ре белицей, собиралась выйти вторично замуж, но по молитвам буд. патриарха Никона, подвизавшегося в скиту, приняла постриг ( Ушакова. 2016. С. 36-37. Токмаков. 1896. С. 34). В нач. XIX в. ее надгробной плитой в мон-ре считали плиту в стене алтаря с надписью «схимонахиня Таисия» ( Малиновский. 1992. С. 135). Во время эпидемии чумы («морового поветрия») 1654 г., после видения заболевшей инокине в М. А. м., в шкафу для хранения книг была обретена чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Когда образ внесли в церковь, последовали исцеления и чума в Москве прекратилась. В монастырской б-ке хранилась рукопись с повестью о явлении и чудесах иконы ( Токмаков. 1896. С. 54-55, 113). Чудотворной иконе был установлен праздник 15 окт. в честь избавления Москвы от «морового поветрия» ( Малиновский. 1992. С. 134). Во время чумы умерли 82 старицы, в т. ч. и настоятельница (1646-1654) игум. Елена (Викентьева), выжили 39 сестер. Нек-рое время богослужения в М. А. м. не совершались (ДАИ. Т. 3. 119. С. 509). В ходе раскопок, проведенных на месте М. А. м. перед строительством храма Христа Спасителя, обнаружили «много костей без гробов в ямах», к-рые сочли «чумными захоронениями» ( Токмаков. 1896. С. 39. Снегирёв. 1851. Тетр. 11. С. 123). В 1655-1657 гг. обитель возглавляла игум. Марфа (Дерябина). Рассказ о том, что в 1671 г., при настоятельнице (1662-1690) игум. Сусанне (Зиновьевой), в М. А. м. содержалась сестра и соратница боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой раскольница кн. Евдокия Прокопьевна Урусова, посланная в обитель «под крепкое начало с повелением водить ее в церковь», также, по-видимому, основан на монастырском предании ( Ушакова. 2016. С. 38-39; Токмаков. 1896. С. 37).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

В мон-ре Никита пробыл до 1624 г., по настоянию семьи вернулся домой и женился, в 1625 г. был рукоположен во иерея к храму в Лыскове или в с. Кирикове (окраина Лыскова). Спустя год по ходатайству московских купцов, пораженных начитанностью свящ. Никиты, он был переведен в Москву. Трое детей свящ. Никиты умерли в раннем возрасте, после чего он решил принять постриг и уговорил жену стать монахиней в московском во имя преподобного Алексия, человека Божия, женском монастыре , дав за нее вклад. Ок. 1636 г. свящ. Никита принял постриг с именем Никон в Анзерском Елеазаровом во имя Святой Троицы скиту . В скиту Н. вел аскетичный образ жизни, «вдаде себе великому посту и воздержанию», ежедневно совершал по тысяче поклонов, мало спал ( Шушерин. 1871. С. 6), переписывал книги. Н. стал близок к настоятелю скита - прп. Елеазару (Севрюкову ; † 1656). В Житии прп. Елеазара сообщается, что тому было видение Н. в святительских одеждах. Н. ездил с прп. Елеазаром в Москву для сбора средств на строительство в скиту каменного храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». Несогласие в отношении собранных средств и хода строительства стало причиной размолвки между прп. Елеазаром и Н., ок. 1639 г. покинувшим Анзерский о-в. (С. В. Лобачёв считает, что рассказ о конфликте Н. и Елеазара является поздним сюжетом - Лобачёв. 2003. С. 61.) Впосл., став Новгородским митрополитом, затем патриархом, Н. оказывал помощь насельникам Анзерского скита, увеличил выделяемое им содержание, делал в скит вклады. Во время бегства с Анзерского о-ва Н. и его спутник попали в бурю на Белом м. и едва не утонули. Они выбрались на пустынный Кий-остров близ устья р. Онеги, где Н. в благодарность за спасение поставил крест. «Кончина патриарха Никона на реке Которосли в Ярославле». Ок. 1892 г. Гравюра Пястушкевича по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского «Кончина патриарха Никона на реке Которосли в Ярославле». Ок. 1892 г. Гравюра Пястушкевича по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского Н. продолжил иноческую жизнь в Кожеезерском (Кожеозерском) в честь Богоявления монастыре (в Каргопольском у.). Весной 1640 г. он получил благословение удалиться на пустынный остров на оз. Коже (Кожозеро), где построил келью и стал жить по чину Анзерского скита. Среди насельников Кожеезерского мон-ря был известен мон. Боголеп - в миру Борис Васильевич Львов, брат дьяка Посольского приказа Григория Львова. Вероятно, Боголеп, пользуясь своими связями, оказывал поддержку Н. В 1643 г. Новгородский митр. св. Аффоний поставил Н. игуменом Кожеезерского мон-ря . За 3 года настоятельства Н. мон-рю были даны 6 царских жалованных грамот на оброчные земли, рыбные ловли, соляные варницы, поступали вклады от видных московских бояр - Б. И. Морозова, Н. И. Романова, кн. А. М. Львова и др.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Скит» найдены статьи: АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ (Серагион), на г. Афон, XIX в. АНЗЕРСКИЙ ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ Соловецкого мон-ря на Анзерском о-ве, осн. в XVIII в. АНЗЕРСКИЙ ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ СКИТ Соловецкого мон-ря, XVII в. АННЫ СВЯТОЙ БОЛЬШОЙ СКИТ НА АФОНЕ муж. мон-рь в честь св. прав. Анны, в подчин. Великой лавры, осн в XI в. АННЫ СВЯТОЙ МАЛЫЙ СКИТ НА АФОНЕ в подчин. Анны св. большого скита, осн. в XVIII в. ГЕФСИМАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ЧЕРНИГОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ СКИТ Троице-Сергиевой лавры, в г. Сергиевом Посаде Московской обл. ГОРОХОВЕЦКИЙ СЕРГИЕВ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ СКИТ (Владимирской и Суздальской епархии) ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА СКИТ на Афоне, подчиненный мон-рю Ватопед ИЛИИ ПРОРОКА МУЖСКОЙ СКИТ расположен близ Кареи, на северо-востоке Св. Горы Афон (п-ов Афон (Айон-Орос), Греция) ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Скит.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Елеазаре» найдены статьи: АНЗЕРСКИЙ ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ СКИТ Соловецкого мон-ря, XVII в. ЕЛЕАЗАР прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный первосвященник ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР Спиридонович Спиридонов (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕАЗАР мч. (пам. греч. 1 авг.) ЕЛЕАЗАР мч., учитель мучеников Маккавеев (пам. 1 авг.) - см. Маккавеи ЕЛЕАЗАР МАККАВЕЙ мч. (пам. 1 авг.) - см. Маккавеи ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Елеазаре.html

Нужно обратить внимание на то, что эти слова Иисус Христос произнес «громким голосом». Молитвенное общение с Отцом этого не требовало («Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11, 41–42). Слова: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46) были произнесены для народа, стоявшего на Голгофе. Этим прямым обращением к тексту 21 псалма, пророчески предызображавшему крестные страдания Мессии, Иисус с креста хотел в последний раз напомнить людям о Своем спасительном деле, на которое послал Его Отец. Преодолевая только человеческое понимание крестных мук Иисуса, важно удержаться и от другой крайности и не умалять страданий нашего Спасителя. Воплотившийся Бог испытал на кресте все мучения человеческой плоти. Страдания вочеловечившегося Господа усугублялись еще тем, что Он, хотя и принял человеческую природу, но был лишен всякого греха. Смерть же есть следствие греха. Человек был сотворен бессмертным, но смерть вошла в человеческую жизнь вместе с грехом. Для Богочеловека, свободного от греха, она была совершенно противоестественной. С этим связаны и великая скорбь Иисуса Христа в Гефсиманском саду, и Его моление о чаше. Голгофские страдания Иисуса Христа, нераздельно соединившего Свое Божество с человеческой природой, не закончились в тот вечер, когда наступила Его смерть, сопровождавшаяся великими знамениями. Согрешая и творя беззакония, люди продолжают распинать Христа. Достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах возник на Анзерском острове Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря. Там подвизался иеромонах Иов (в схиме — Иисус). В среду 18 июня 1710 года он вышел из Свято-Троицкого Анзерского скита и отправился к иеродиакону Паисию, проходившему на этом же острове подвиг пустынничества. Преподобный Иов остался у него на ночь и встал на молитву. В полночь, утрудившись, он сел и в это время увидел в келье необычный свет и в сиянии славы — Божию Матерь, а вместе с Нею преподобного Елеазара Анзерского. Царица Небесная показала на гору, у подножия которой была келья, и сказала: «Эта гора отныне называется вторая Голгофа». Когда видение закончилось, с высоты раздался другой голос: «Освяти гору Голгофу и поставь крест». Преподобный Иов вместе с учениками 29 июня 1710 года освятили гору и воздвигли на ней крест. Пророчество точно исполнилось через двести с лишним лет, когда возник Соловецкий лагерь особого назначения и место это было обильно полито кровью замученных там и священнослужителей и простых верующих людей.

http://pravoslavie.ru/3004.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010