Он отлично знал Священное Писание, и в том числе Откровение Иоанна Богослова, святоотеческие толкования на эту книгу и, конечно, много раз задумывался над теми образами Горнего Иерусалима, которые были воплощены в Москве и которые, он видел воочию. Третьим этапом жизни было его пострижение в монашество в Анзерском скиту Соловецкого монастыря в 1636 году с именем Никон. Прежде всего его наблюдательное сознание должен был поразить Соловецкий остров с монастырем на нем. Настоящая церковная твердыня, сущий град, или престол Божий, но не посреди земли, а посреди моря. Вполне вероятно, что образ престола Божия, града святых посреди воды тогда уже глубоко запал в душу иеромонаха Никона, породив прямые ассоциации с Откровением Иоанна Богослова, где сказано: " ...Перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу " (4:6), ив другом месте: " И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем, и победившее зверя и образ его... стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь Святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред тобою... " (15:2-4) Монашеские псалмопения, богослужения, молитвы и славословия Богу на Соловецком и Анзерском островах посреди моря как нельзя более точно соответствовали образу Откровения. Но эти островные монастыри соответствовали также и ряду других, экклезиологических представлений, образующих как бы концентрические круги. Если учесть, что православный Восток был тогда как бы затоплен мусульманством, то Россия, Русская земля - единственный остров православия в мире. В самой России островом спасения является Церковь; в свою очередь, в ней самой надежным островом посреди " житейского моря, воздвигаемого напастей бурею " является духовное подвижничество, находящее свое предельно законченное, как бы кристаллическое выражение в православном монашестве, в русском монастыре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

«А откуда получил название ваш остров?» поинтересовался кто-то из наших паломников. На этот вопрос о. архимандрит отказался ответить, так как решить его невозможно. Есть два предположение, говорил он, или от слова соловей, – но это совершенно непонятно, или от слова соль, но и это тоже мало вероятно. Поблагодарив любезного хозяина, мы вместе с ним отправились обозревать острова и скиты. В этот раз предполагалось посетить уединенный Анзерский скит, находящийся на острове того же имени. Туда мы и поехали по окончании завтрака у о. архимандрита. После завтрака у любезного настоятеля монастыря мы отправились на Анзерский остров. Время было довольно раннее, не более десяти часов утра, но солнце уже в зените и палит. Тем не менее настоятель советует захватывать с собою теплую одежду; едем мы далеко и можем опоздать, а погода здесь неровная, часто после очень жаркого дня наступает холодная, почти морозная ночь, сам он берет с собою зимнюю, теплую шубу, без которой обычно, даже среди лета, не выезжает на острова. От монастыря до Анзер считается около двадцати верст: 14 верст на лошадях, а потом около пяти с половиною на карбасах по морю, по морскому проливу, который отделяет Анзерский остров от Беломорского или собственно Соловецкого. Быстро побежали небольшие монастырские лошади по знакомым уже нам местам, и через час с небольшим мы у берега моря, у «Реболды», как называется здесь место, откуда перевозят паломников на Анзерский остров. Здесь устроен дом, где живут иноки, занимающиеся перевозкой богомольцев и ловлею рыбы. Их настоятель о. И., опытный рыболов, встретил нас дружественно на берегу и сказал, что сейчас приготовят для нас карбасы. В ожидании карбасов мы разбрелись по берегу моря, стараясь увидать хоть часть тех морских диковинок, о которых так много говорилось в нашем печатном путеводителе (г-на Островского). Но наши поиски были напрасны. У наших ног плескалось море, серые волны набегали на громадные камни, которыми был усеян берег, глухо ударялись о них и быстро бежали назад, а навстречу им к прибрежным камням бежали другие волны, они сталкивались с первыми и рассыпались целым дождем серебристых брызг, и море ленилось и шумело, иногда волне удавалось взбежать на вершину большого камня, тогда она торжествующе бурлила и быстро скатывалась вниз, а вдали от берега море было торжественно-спокойно, оно казалось думало глубокую думу, набегало на солнце облако – море хмурилось и моментально темнело, но облако прошло, и море снова просветлело и снова погрузилось в свою вековечную думу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рукопись из Софийского собрания была названа П. М. Строевым «самым полным и любопытным Патериком Соловецким», так как помимо житий основателей Соловецкой обители и служб им в сборник вошли службы и жития соловецких святых Германа, Филиппа митрополита, Иринарха Соловецкого, Елеазара Анзерского, повести о Яренгских и Пертоминских чудотворцах и соловецких пустынножителях, «Сказание вкратце от Летописца о соловецких игуменах...» (Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 383385). Традиция патерикового повествования, характерная для соловецкой литературы XVIIIXIX вв. в связи с необходимостью пропаганды соловецких святых после разгрома Соловецкого восстания 16681676 гг., способствовала появлению других рукописных сборников, содержащих жития соловецких святых и пустынножителей, отличных по составу от выделенных П. М. Строевым (Голоскова Н. А. 1) «Соловецкий Патерик» XVII века и традиция патерикового рассказа в соловецкой литературе XIX в.//Устные и письменные традиции в духовной культуре народа. (Тез. докл.). Ч. 2. Лингвистическое изучение европейского Севера. Сыктывкар, 1990. С. 26; 2) Повести о соловецких пустынножителях//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар, 1989. С. 126134; Севастьянова С. К. Патерик Соловецкий//СККДР. Вып.3 (XVIII в.). СПб., 1998. С. 1720). «Сказание» о Елеазаре составлено не ранее 1704 г., что устанавливается по упоминанию в нем об иконе Спасителя, написанной Елеазаром и хранящейся у гроба святого. По описям имущества Анзерского скита лишь после 1704 г. образ Христа фиксируется в часовне Елеазара. По характеру сообщаемых сведений «Сказание» близко «Истории» о Елеазаре в той части, где речь идёт о жизни подвижника от рождения до строительства каменной церкви в ските. Если дальше «История» заканчивается сообщением о смерти анзерского строителя, то «Сказание» продолжается рассказами о написании Елеазаром образа Спасителя, приезде к святому беса в образе посланника от игумена Иринарха, перечисляется ряд добродетелей Елеазара и лишь затем сообщается о кончине подвижника и месте его погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Файл : Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря 3.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 530 (329 Кб) Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D5100 Время экспозиции 1/400 с (0,0025) Число диафрагмы f/10 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 11:17, 6 августа 2013 Фокусное расстояние 42 мм Ширина 4928 пикс. Высота 3264 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop 21.0 (Windows) Дата и время изменения файла 02:30, 4 августа 2021 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Неизвестно Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 11:17, 6 августа 2013 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Выдержка в APEX 8,643856 Диафрагма в APEX 6,643856 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 4,8 APEX (f/5,28) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, автоматический режим Доли секунд времени изменения файла 30 Доли секунд оригинального времени 30 Доли секунд времени оцифровки 30 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 63 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Нет Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Версия блока GPS-uhфopмaцuu 2.3.0.0 Серийный номер камеры 6715336 Использованный объектив 18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 Дата последнего изменения метаданных 05:30, 4 августа 2021 Уникальный идентификатор исходного документа E8035D07D3FB1F9386636AB3B12A803C Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Свято-Тро...

В Анзерский скит и на гору Голгофу нужно ехать из Соловецкого монастыря на лошадях, за что взимается по 1 руб. 50 коп. с человека. После трапезы в Анзеры двинулись на 9 экипажах 52 паломника. Это тоже одна из хороших доходных статей монастыря. Дорога содержится в порядке, но крайне скучна и однообразна. Все время на протяжении 15 верст она идет плохим лесом с болотами и озерцами. Комаров необыкновенное количество. Они лезут вам в нос, в глаза, в рот и немилосердно вас кусают. Через полтора часа езды мы достигли северного края Соловецкого острова и отсюда на больших лодках поплыли через пролив в 5 верст шириной к острову Анзерскому. Это пятиверстное плавание является для меня самым приятным из всех соловецких воспоминаний. Белое море сурово. Говорят, что это про него поется в песне: «Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно... в роковом его просторе много жертв погребено…» И действительно, Белое море нелюдимо. Бледное северное небо отражается в волнах и окрашивает их в холодный беловато-зеленый цвет. Когда мы очутились посередине пролива между Соловецким и Анзерским островами, острова эти показались нам маленькими и плоскими, а море – громадным, бесконечным. Из воды то и дело высовывались круглые черные головы тюленей; несколько раз блеснули белые, серебристые брюха белуги. Когда мы привалили к Анзерскому острову, наступил «сухой отлив», который здесь два раза в день опускается и поднимается на 2 аршина. Берег Анзерского острова только что успел выйти из-под воды прилива, и на отмели мы нашли много интересных морских растений и животных. Сами по себе Анзерский скит и гора Голгофа ничего интересного из себя не представляют. Скит состоит из белого каменного корпуса с церковью и нескольких служб. В этот скит ссылают под строгий надзор всех провинившихся из соловецкой братии. «Голгофа» – горка с маленьким скитом и церковью на вершине. Вид с колокольни очень недурен: весь Анзерский остров виден как на ладони, но, к сожалению, этот остров, покрытый сплошным и плохим лесом, ровно ничем не интересен. В Голгофском скиту нам подали громадный самовар, и мы с удовольствием напились чаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елеазар пленённый местоположением, поселился около озера, называемого «Круглым». Первым делом его было водрузить деревянный, сделанный им самим крест, близ которого он устроил убогую хижину. Жизнь, в соседстве одних только зверей и морских птиц, сначала была для пустынника весьма тяжела. Много раз он испытывал дьявольские страхования. Так, демоны представлялись ему то в образе знакомых людей, то в образе воинов, пеших и конных, иногда с оружием; они яростно устремлялись на Елеазара, как бы намереваясь убить, и говорили: «зачем сюда пришёл? Это наше место и никто до сего времени не приходил сюда». «Не ваше», говорил им пустынник, «но Христа Бога моего, и Богу угодно, чтобы я здесь жил», потом читал: «да воскреснет Бог» – и этою молитвою прогонял незваных посетителей. Иногда они являлись в различных страшных образах, со скрежетом зубов и воплем; бывало и так, что вдруг над кельей его раздастся как будто гром или выстрел из многих орудий. Но Бог утешил подвижника радостным видением: в одно время, когда он сидел в своей келье явилась пред ним Пресвятая Богородица и сказала: «мужайся и крепись, Господь с тобою; напиши на стенах кельи: Христос с нами уставися» 2 . Подав ему трость и чётки, Царица Небесная сделалась невидима, в другой раз он слышал пение: «вознесу тя, Господи Боже мой яко подъял мя еси и не возвеселил еси врагов моих о мне», и присовокупил: «буди имя Господне благословенно отныне и до века». Для снискания себе пропитания, а также для упражнения в труде, пустынник занимался деланием деревянных чашек, которые ставил у морской пристани: мореплаватели, находя эти чашки, охотно брали с собою, оставляя взамен их хлеб и другие съестные припасы. Через несколько времени, в 1616 году, инок Елеазар встретился в пустыне с таким же сподвижником, соловецким иеромонахом Фирсом, принял от него пострижение в схиму. С принятием схимы, пустынник увеличил свои подвиги и перешёл в другое местожительство, к морской губе, называемой ныне Троицкой, вдающейся в остров на две версты. Здесь он нашёл ветхую часовню, которую перестроил своими руками. Келейным занятием его было по-прежнему приготовление деревянных чашек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Файл : Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого мohacmыpя.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 600 (112 Кб) Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON Модель камеры COOLPIX P330 Время экспозиции 1/60 с (0,016666666666667) Число диафрагмы f/4,7 Светочувствительность ISO 90 Оригинальные дата и время 11:42, 20 июля 2017 Фокусное расстояние 12,8 мм Ширина 4000 пикс. Высота 3000 пикс. Глубина цвета Метод сжатия Несжатый Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Принцип организации данных формат «chunky» Программное обеспечение Adobe Photoshop 21.0 (Windows) Дата и время изменения файла 02:29, 4 августа 2021 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 11:42, 20 июля 2017 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Выдержка в APEX 5,906891 Диафрагма в APEX 4,465322 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 1,7 APEX (f/1,8) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 60 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Небольшое увеличение Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Версия блока GPS-uhфopмaцuu 0.0.3.2 Дата последнего изменения метаданных 05:29, 4 августа 2021 Уникальный идентификатор исходного документа F61D035D1F955C834B8FB675327846DE Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Свято-Тро...

Файл : Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря 4.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 533 (583 Кб) Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D4 Автор Sergey Vlasov Владелец авторского права Время экспозиции 1/60 с (0,016666666666667) Число диафрагмы f/4 Светочувствительность ISO 400 Оригинальные дата и время 14:37, 17 августа 2014 Фокусное расстояние 24 мм Дополнительный комментарий www.patriarchia.ru Изображённый город Соловки Ширина 4928 пикс. Высота 3280 пикс. Глубина цвета Цветовая модель RGB Ориентация кадра Нормальная Количество цветовых компонентов 3 Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop 21.0 (Windows) Дата и время изменения файла 02:30, 4 августа 2021 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Приоритет диафрагмы Версия Exif 2.3 Дата и время оцифровки 14:37, 17 августа 2014 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 4 Выдержка в APEX 5,906891 Диафрагма в APEX 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Центровзвешенный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала Доли секунд времени изменения файла 80 Доли секунд оригинального времени 80 Доли секунд времени оцифровки 80 Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 24 мм Тип сцены при съёмке Стандартный Повышение яркости Небольшое увеличение Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Сильное повышение Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Версия блока GPS-uhфopмaцuu 2.3.0.0 Использованный объектив 24.0-70.0 mm f/2.8 Дата последнего изменения метаданных 05:30, 4 августа 2021 Уникальный идентификатор исходного документа FEF774E7F4C524997A270758C69A2A7A Ключевые слова Изображённая страна Россия Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Свято-Тро...

Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким вниманием к самому себе послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество. Не ища славы человеческой и стремясь к большим подвигам, Елеазар, по благословению преподобного Иринарха, оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отделенный от Соловецкого на север проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем; только изредка приставали к нему беломорские суда и монастырские промышленники, занимавшиеся рыбною и звериною ловлею. Среди острова возвышается чрезвычайно крутая гора, называемая теперь Голгофою. С вершины ее в ясный летний день открывается величественный вид на необъятное пространство морских вод, на немалую часть островов Соловецкого и Муксальмского берега твердой земли, остров Жигжин. Весь Анзерский остров, с его холмами, покрытыми густым сосновым и березовым лесом, с его озерами разной величины, находится как бы под ногами. Елеазар, плененный местоположением, поселился около озера, называемого Круглым. Первым делом его было водрузить деревянный, сделанный им самим крест, близ которого он устроил убогую хижину. Жизнь в соседстве одних только зверей и морских птиц сначала была для пустынника весьма тяжела. Много раз он испытывал диавольские страхования. Так, демоны представлялись ему то в образе знакомых людей, то в образе воинов, пеших и конных, иногда с оружием. Они яростно устремлялись на Елеазара, как бы намереваясь убить, и говорили: «Зачем сюда пришел? Это наше место, и никто до сего времени не приходил сюда». «Не ваше, – говорил им пустынник, – но Христа Бога моего, и Богу угодно, чтобы я здесь жил», потом он читал «Да воскреснет Бог» – и этою молитвою прогонял незваных посетителей. Иногда они являлись в различных страшных образах, со скрежетом зубов и воплем. Бывало и так, что вдруг над кельей его раздастся как будто гром или выстрел из многих орудий. Но Бог утешил подвижника радостным видением: в одно время, когда он сидел в своей келье, явилась пред ним Пресвятая Богородица и сказала: «Мужайся и крепись, Господь с тобою, напиши на стенах кельи: «Христос с нами уставися». (У Анзерских подвижников и доселе есть обычай писать эти слова на своих дверях.) Подав ему трость и четки, Царица Небесная сделалась невидима. В другой раз он слышал пение: «Вознесу Тя, Господи Боже мой, яко подъял мя еси и не возвеселил еси врагов моих о мне», и присовокупил: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» ( Пс.71:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Произведение дополнено кратким рассказом «О учениках строителя Елиазара», который выделен как часть «Сказания». Общие части «Истории» и «Сказания» текстуально близки, что говорит об использовании их авторами какого-то общего источника, которым, как можно предположить, было Житие Елеазара проложного типа с краткими сведениями о подвижнике, наиболее близкий текст к которому содержит «Сказание». Текст Жития в «Истории» разрывается дополнениями и вставками уточняющего характера. Составителя «Сказания» о Елеазаре для Соловецкого Патерика не могло удовлетворить Житие подвижника проложного типа, перечисляющее заслуги Елеазара – основателя скита. Включение биографии Елеазара в состав Патерика диктовало необходимость описания личных добродетелей святого, поэтому автор «Сказания» дополнил свой источник рассказами о прижизненных чудесах и видениях Елеазара. В результате – в центре «Сказания» оказались два наиболее ярких эпизода подвижнической деятельности Елеазара, а биографический материал о нем – в начале и конце повествования. По такой модели – от аттестации героя к изложению одного или нескольких эпизодов его подвижнической деятельности – строятся некоторые статьи в патериковой литературе. Они характерны, например, для Киево-Печерского патерика (Ольшевская Л. А. Своеобразие жанра житий в Киево-Печерском Патерике//Литература Древней Руси. М., 1981. С. 22). Для «Сказания» характерны два типа повествования. Один – справочно-информативный, с перечислением основных заслуг Елеазара и добродетелей святого – характерен для начальной части, как указывалось, имеющей своим источником проложное Житие Елеазара, и заключительной части, обнаруживающей текстуальную близость с тропарём Елеазару на 8 глас. От кратких и сухих перечислений добродетелей Елеазара отличаются те части «Сказания», где подробно рассказывается о наиболее значительных событиях жизни Елеазара – о видении и приезде к нему беса. Источник рассказа о видении – автобиографическое сочинение анзерского строителя, известное в одном списке 20-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010