Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один с изображением Распятия – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы. Воссозданы часовни преп. Кирилла Новоезерского в Кирилловой губе, Покрова Пресвятой Богородицы в Капорской губе, преп. Елеазара в одноименной пустыни. Освящены и установлены поклонные кресты в Кирилловой губе, Капорской губе, на Троицкой Спасательной станции, на мысе Кеньга, в Елеазаровой пустыни, на Братском кладбище, в посёлках на Летнем берегу – «Золотице» и «Пушлохте». 1712 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, пребывая в пустынной келье у высокой горы посредине острова, в тонком сне увидел Пресвятую Богородицу и преподобного Елеазара Анзерского, и услышал обращенные к нему слова Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена великая каменная церковь Распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит, который назовется Распятским, и соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать ту гору и пребуду с вами во веки». 1713 г. По благословению владыки Варнавы, епископа Холмогорского и Важского, на Анзере было разрешено устроить скит с наименованием его Распятским, а горы — Голгофою. Преподобный Иисус покидает Свято-Троицкий скит и переселяется с учениками на Голгофу. Устав скита был самым строгим на Соловках, даже в праздники насельники скита обязаны были принимать только постную пищу. 1715 г. На вершине горы Голгофы построена маленькая деревянная церковь, которая освящена в честь Распятия Господня. 1720 г. Преподобный Иов (в схиме Иисус) отошел ко Господу и был похоронен у церкви на вершине горы. Ученики его разошлись, скит пришел в запустение. 1827 г. Архимандрит Досифей II получил от Святейшего Правительствующего Синода благословение на строительство нового храма в Голгофо-Распятском скиту. 1828-1831 гг. На Голгофе построена каменная церковь Распятия Господня с колокольней, трапезной и приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм является высочайшей точкой архипелага и виден в открытом море за десятки километров.

http://sobory.ru/article/?object=03584

Живущу же ему в Великом Новеграде при софийском доме прииде из Соловецкия обители иеродиакон Пимин (иже последи за древлецерковныя законы от нашедших новолюбительных гонителей в пределех града Олонца вместе нарицаемом Березов наволок, с тысящею двома стома православных христиан в лето 7195-е августа 9 дня огнем скончася). Той бо бяше искусен инок и ведый яко же мнить ми ся Елеазарово Анзерскаго о Никоне бывшее проречение, и глагола Корнилию: весили, яко Никонмитрополит антихрист естъ, ибо пятию персты а не двоперстным сложением благословляет люди. Корнилий же, слышав от Пимина таковая, пришед к Никону, виде его благословляюща пятию персты, якоже рече ему Пимин, и отиде паки в Москву к патриарху Иосифу, емуже и прежде того знаем бяше. Никон же, седя на престоле Премудрости Божия, и первее повеле написати образ Благовещения Пресвятыя Богородицы Девы, имеющю в недрех младенца всего совершенна. Також и разделеноречное древнее знаменное пение презирати нача, в место же того повелеваше пети наречное, и потом не убояся вводити греческое и киевское партесное 862 , много усугубляемое пение. Еже слышав святейший Иосиф патриарх воспрещание ему о том 863 . Обаче Никон помогаем бывает самодержцем и духовником его, Благовещенскаго собора протопопом Стефаном Внифантие[вы]м: и того ради не повиновашеся патриарху. В лето же 7160-е повелением великаго государя, царя Алексея Михайловича и благословением святейшаго Иосифа патриарха; послан бывает Никон митрополит и с ним князь Иван Никитичь Хованской в Соловецкую обитель для пренесения честных мощей святителя Филиппа митрополита Московскаго. Пришедшим же им в чюдную чюдных отец Зосимы и Саватия обитель, Никону же митрополиту посещающу в темницах сущих и между прочими прииде во узилище, идеже седяше 864 сосланный от патриарха Иосифа в заточение за некоторыя Богу и законом противныя тяжкия вины, чернец некий именем Арсений, мужественный новинам и ересем защитник, иже прежде для внешних учений бывый иногда в западных странах, в разных училищах, и угождая тамошним латинским учителем, трижды с клятвою отречеся восточнаго греческаго православия. Той убо, абие седящаго в нем пытливаго духа наставлением подстрекаем, возопи глаголя: Святейший патриарх Никон , благослови! Никону же, похитившу его слово и для болшаго себе о бывшем ему прежде от волхва татарина проречении извещения, глаголаше Арсению: всяко соблазнился еси о мне, о человече, нарицая мене тако: несмь бо патриарх, но митрополит Новоградский. Тому же укрепляющуся и нарицающу его патриархом и молящуся, да егда будет возведен на патриарший престол великия Росши, да воспомянет его в славе своей и изведет от мрачныя тоя темницы. Никон же обещеваяся ему глаголет: аще сия тако збудутся, то исполнено будет прошение твое. И тако Никон и князь пребывше в Соловецтей обители мало дней, взяша мощи святителя Филиппа и поидоша в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На следующее утро с красными ознобленными руками и с воспаленными веками на осунувшемся, но просветленном лице вернулась мать Вероника в женский барак. IX Ее место в кустарке уже было занято недавно прибывшей в лагерь игуменьей какого-то южного монастыря. Но ей сообщили, что в ее отсутствие старший врач Голгофской больницы, узнав случайно, что она когда-то окончила курсы Красного Креста и работала сестрой в операционной столичного госпиталя, попросил начальника откомандировать ее на Голгофу: больных было много, и персонала не хватало. Радостно приняла мать Вероника это известие: ее тянуло теперь к людям, к живой полезной работе, а Голгофа, кроме того, привлекала ее как место, связанное с трогательным, чудесным преданием. Идя теперь со своими пожитками на спине по льду Елеазаровского озера, она вспоминала это предание. Это было в 1712 году, ранним июньским утром. Вот здесь, на горе над Елеазаровским озером, стояла келья иеродиакона Паисия. У него была большая духовная близость с иеромонахом Иовом (в схиме Иисусом), строителем Анзерского скита, опальным духовником Петра I. Иов все еще жил московскими воспоминаниями и в беседах с Паисием отводил душу, поверяя ему свою скорбь по поводу увлечения царя всем иноземным и свою тревогу за судьбу русского народа. Отец Паисий всегда умел успокоить его, укрепляя в нем веру в то, что Бог сохранит народ и не попустит искажения веры и обычаев отцов. И, сходясь, они часто соединяли свои горячие молитвы, прося у Бога защиты и помощи своему народу и мудрого руководства царю. Вот и в это утро Иов после всенощного бдения в своей анзерской келье («всенощного» в прямом смысле: ночь была летняя, солнечная) вышел на воздух и направился по тропинке к Елеазаровскому озеру. Вот он осторожно постучал в дверь кельи о. Паисия. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Войди, отец Иов», – отозвался о. Паисий. Они встали рядом перед висевшей в углу иконой Божией Матери «Нечаянная Радость», перед которой тут когда-то молился преподобный Елеазар, живший в этой же келье более чем за полстолетия до них, и вместе совершили утреннее правило. Потом они отправились бродить по лесу, который тянулся на восток до самого моря. Тропинка шла в гору. Молодая листва березок и осинок золотом сквозила на солнце, алмазами сверкала роса под ногами, в траве мелькали бледные северные фиалки, подснежники, в цвету стояли кусты черники и брусники.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635, Москва - 6.03.1720, Голгофо-Распятский скит на о-ве Анзерском Соловецкого архипелага), прп. (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, Соловецкий, основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита. Источники Сведения об И. содержатся в 2 Житиях святого, составленных в XIX в. Старшее сочинение датируется 1828-1835 гг.: текст заканчивается изложением событий 1828 г., в 1835 г. рукопись, содержащую Житие И., архим. Досифей (Немчинов) вложил в Соловецкий в честь преображения Господня мон-рь. Памятник известен в 3 списках XIX в., к-рые принадлежат к одной редакции, но представляют 2 варианта текста. Второй вариант отличается детализированностью, содержит больше фактов и подробностей из жизни И., известных по материалам соловецкого архива. При составлении Жития агиограф использовал следующие документы: при рассказе о поселении И. на Соловках - грамоту холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) 1701 г., грамоту Холмогорского архиеп. Варнавы (Волатковского) от 15 июля 1713 г., донесение соловецкого архим. Фирса (Шарапова) о приеме в мон-рь свящ. Иоанна Иоанновича; при сообщении о строительстве церквей в скиту были использованы грамоты архиеп. Варнавы, посланные в Соловецкий монастырь, 15 июля 1713 г., 18 сент. 1714 г., 15 мая 1715 г., письмо царевны Марии Алексеевны архим. Фирсу от 15 марта 1715 г., указ Синода 1827 г. о строительстве каменного храма на горе Голгофе. Агиографу были известны обстоятельства описания скитского имущества в 1723 г., он сообщает о приписке Голгофо-распятского скита к Анзерскому Елеазарову во имя Святой Троицы скиту. Автор Жития неоднократно ссылается на вкладные записи на вещах и книгах, принадлежавших Голгофо-Распятской обители. Более позднее Житие было создано на основе предыдущего сочинения архим. Порфирием (Карабиневичем-Пашутой), возглавлявшим Соловецкий мон-рь в 1861-1865 гг.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Постановлением коллегии ОГПУ от 23 июля 1928 г. А. был приговорен к заключению в концлагере на 5 лет, 27 июля отправлен с партией заключенных в СЛОН, куда прибыл 12 авг. Определен в 11-ю роту на самую тяжелую работу, 10 сент. переведен в 12-ю роту и назначен сторожем, 16 сент. переведен в 6-ю роту, 9 мая 1929 г. снова отправлен на общие работы, в июне переведен на общие работы на Троицкую командировку на о-ве Анзер (см. Анзерский Елеазаров скит ), в окт. 1930 г. назначен сторожем во 2-ю роту в пос. Савватиево. В лагере А. не только сам раздавал все, что получал от своих духовных детей, но и старался организовать духовную и материальную взаимную поддержку среди заключенного духовенства. А. посещал богослужения, совершавшиеся вольными монахами упраздненного Соловецкого мон-ря сначала в ц. прп. Онуфрия, после закрытия церкви - в часовне близ пристани. По ложному доносу А. вновь был арестован, обвинен в контрреволюционной агитации, выразившейся в организации помощи заключенному духовенству, и приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ; в качестве наказания епископа перевели на нек-рое время на Секирную гору. В последующие годы, вплоть до своего освобождения, А. не переставал поддерживать священнослужителей, находившихся в лагере. В нач. 1937 г. А. был освобожден, приехал в Москву, затем поселился в Калуге, был назначен епископом Бежецким, викарием Калининской епархии, но к исполнению обязанностей приступить не смог. В Калуге поддерживал дружеские отношения с архиеп. Калужским Августином (Беляевым) . 22 сент. 1937 г. А. был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки НКВД от 7 дек. 1937 г. Реабилитирован в 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . Арх.: Архив УФСБ РФ по Архангельской обл. Арх. П-15353; ЦА ФСБ РФ. Арх. Р-29741; Архив СБУ по Житомирской обл. Арх. 25517-П. Соч.: [Отчеты о миссионерских поездках]//Волынские ЕВ. 1910. 46. С. 825; 1911. 39. С. 757-758; 1913. 4. С. 64-65.

http://pravenc.ru/text/76028.html

За оградой скита находился деревянный 2-этажный корпус для трудников и паломников. Скит имел свое хозяйство - конюшни, кузницу, скотный двор и др. Развивался промысел рыбы и морского зверя. У входа в Троицкую губу в 1875 г. была открыта Троицкая спасательная станция, старшина и гребцы выбирались из числа братии Соловецкого мон-ря. К нач. XX в. А. Е. с. стал местом активного паломничества, на берегу Троицкой губы были построены валунная пристань, гостиница, баня. В нач. XX в. в скиту проживало 7 монахов и 3 послушника под управлением иеромонахов-строителей. В А. Е. с. находилась богатая б-ка, основателем к-рой был прп. Елеазар. В Соловецком собрании РНБ хранятся 10 рукописей из Анзерской б-ки с записями о принадлежности их прп. Елеазару. Содержание записей разнообразно: о принадлежности книг келейной б-ке преподобного, покупке им рукописей в Соловецком мон-ре, переписке им лично рукописей. По описи А. Е. с., составленной соловецким архим. Макарием 12 июля 1676 г., б-ка скита насчитывала более 200 старопечатных и рукописных книг. Среди святынь скита почиталась икона Нерукотворного Образа Спасителя, написанная, по преданию, прп. Елеазаром в 1624 г. В 1854 г. образ был поставлен над Св. вратами Соловецкого мон-ря (местонахождение после 1921 неизвестно). А. Е. с. был закрыт в 1920 г. По свидетельству «Приемно-сдаточной описи зданий и сооружений на Анзерском острове», составленной летом 1923 г. при передаче архипелага в ведение ОГПУ, в А. Е. с. насчитывалось 18 каменных и деревянных построек (Тогда на Анзерском острове. С. 145-149). В 1923-1939 гг. в них размещалась штрафная командировка СЛОН. В 1924 г. в А. Е. с. были привезены первые «политические» заключенные (ок. 70 чел.), но в 1925 г. их вывезли в лагеря на материк. Вместо «политических» в качестве наказания из штрафного изолятора на Заяцких о-вах в бывш. скит привезли женщин и кормящих матерей, родивших детей на Соловках, т. н. мамок. Кормящие матери жили в главном корпусе, там же в 1929-1931 гг. разместили заключенных монахинь, а в амбаре по соседству - проституток.

http://pravenc.ru/text/115452.html

Д. можно атрибутировать 2 повествования, помещенные в Волоколамском сборнике перед Житием преподобных Зосимы и Савватия: «Пророчество отца нашего Зосимы, начальника монастырю нашему» и «Чудо Зосимы о иноци диакони», в к-рых излагается история нестроений в обители. Для стиля этих сочинений характерны отсутствие лит. украшений, внезапные переходы от повествования от 3-го лица к повествованию от 1-го лица. В рассказе «Пророчество отца нашего Зосимы...» сообщается, что он был написан 32 года спустя после смерти святого, т. е. в 1510 г. Этим же временем можно датировать всю работу Д. по редактированию Жития преподобных Зосимы и Савватия. Согласно братскому синодику Анзерского Елеазарова во имя Св. Троицы скита (известен в рукописи 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.), первые поминальные записи в нем были сделаны Д.: «...начало с 1449 г. ...писано учеником его (Зосимы) игуменом Досифеем» (КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 137). Д.- основатель библиотеки Соловецкого монастыря Д. вложил в Соловецкий мон-рь ок. 50 либо принадлежавших ему, либо специально переписанных, либо переплетенных по его заказу рукописей. Большинство книг было изготовлено по заказу Д. в Вел. Новгороде в 90-х гг. XV - нач. XVI в. (очевидно, Д. был состоятельным человеком, способным осуществить такое дорогостоящее предприятие). В значительной степени благодаря Д. Соловецкий мон-рь в кон. XV - нач. XVI в. стал обладателем одного из самых богатых книжных собраний. 32 сохранившиеся рукописи, связанные с Д., составляют ок. половины всех дошедших соловецких манускриптов XV в. Известно 3 перечня книг, заказанных Д. для Соловецкого мон-ря. 2 перечня помещены в приписках к рукописям из Соловецкого собрания РНБ: 868/968. Л. 609 об., 1493 г., и 1128/1237. Л. 440 об.- 441, 1494 г.; 3-й - в составе описи Соловецкого мон-ря 1514 г. с заглавием «А се Досефеева данья книг, игумена бывшаго». Экслибрис «священноинока Дософея» Экслибрис «священноинока Дософея» В перечне 1493 г. названы 17 книг, посланных Д. «в дом Спасу на Соловкы», из к-рых 10 сохранились в составе Соловецкого собрания и имеют экслибрис книжника: Маргарит, 1490/91 г. (РНБ. Солов. 491/510, наиболее ранняя известная рукопись, переписанная по заказу Д.); Ареопагитики с толкованиями св. Максима Исповедника, 1492 г. 115/115); 16 пророков с толкованиями, 1492 г. 694/802); Кормчая, 1493 г. 858/968); Апокалипсис с толкованиями еп. Андрея Кесарийского, 1493 г. 1049/1158); Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского, не позднее 1493 г. 318/338); Поучения свт. Кирилла Иерусалимского, не позднее 1493 г. 478/497); сборник полемических сочинений и житий, не позднее 1493 г. 856/966); Шестоднев Севериана Габальского, не позднее 1493 г. 873/983); Торжественник постный, четий, 1493 г. (РНБ. Солов. Анз. 62/1428). В перечне 1493 г. также упомянуты «Селивестр», «Пчела», «Федор Студит», «Иван Дамаскин», «Палея», «Василий Кесарийский», «Анастасий», не отождествленные с известными рукописями.

http://pravenc.ru/text/180327.html

В сент. 1619 г. И. вновь отправился в Москву для получения благословения у новоизбранного патриарха Филарета (Романова) и ходатайства об уменьшении налогов с мон-ря, чтобы можно было обеспечить содержание в Соловецкой крепости ратных людей и строительство новых укреплений в связи с угрозами нападений шведов и датчан. Прибыв в Москву незадолго до Рождества, И. и сопровождавший его келарь Александр (Булатников) били челом патриарху об освобождении Соловецкого мон-ря от уплаты 530 р. пошлин «с их соляных промыслов, и с рыбных ловель, и с волостей, и за десятую рыбу, и за тамгу, и за двинскую соляную проезжую» и т. п. Просьба была удовлетворена отчасти. Указом царя от 15 февр. 1620 г. монастырь был освобожден только от двинской проезжей пошлины за провоз соли (100 р. в год) на 5 лет. И. был принят царицей-инокиней Марфой, пожертвовавшей 100 р. на строительство церкви на Анзерском о-ве (см. Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ). Патриарх Филарет благословил И. посвятить эту церковь Св. Троице, а придел - прп. Михаилу Малеину, небесному покровителю царя. В Москве И. заказал у царского иконописца Назария Истомина икону Успения Пресв. Богородицы для местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря. Вероятно, этому же мастеру И. поручил написать образ Спасителя, к-рый потом также поместил в местном ряду иконостаса. Обе иконы были заказаны игуменом на свои деньги, украшены серебряными окладами с драгоценными камнями. Весной 1620 г. И. отправился из Москвы в Новгород, чтобы получить благословение новопоставленного Новгородского митр. Макария , в июле того же года вернулся на Соловки. Вскоре после возвращения И. патриарх прислал в Соловецкий монастырь 2 иконостаса и церковную утварь для храма на Анзерском о-ве. Весной 1620 г. сгорел монастырский двор в Вел. Устюге с «годовыми запасами». По челобитью И. и строителя московской службы Александра (Булатникова) 18 янв. 1621 г. монастырь был освобожден от уплаты податей на 3 года в размере 535 р. 21 алтын в год, «чтоб им в та лета было чем Соловецкой монастырь построити» (РНБ. Солов. 18/1477. Л. 277 об.- 279 об. 195).

http://pravenc.ru/text/673965.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР Запись о месте погребения Никифора и Никодима Анзерских в сборнике архим. Досифея (Немчинова) «Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких». Ок. 1825 г. (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 34 об.) Запись о месте погребения Никифора и Никодима Анзерских в сборнике архим. Досифея (Немчинова) «Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких». Ок. 1825 г. (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 34 об.) (10-е гг. XVII в., Новгород - 30-е гг. XVII в., Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ), подвижник благочестия, ученик прп. Елеазара Анзерского . Краткие сведения о нем содержатся в Житии прп. Елеазара (созданном ок. 1704) и в «Сказании вкратце о строители Елиазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех», написанном ок. 1710 г. для т. н. Соловецкого патерика (РНБ. Соф. 452). Судя по этим текстам, жизненный путь Н. был недолог, но духовно насыщен. Он происходил из новгородской богатой семьи. В ранней юности, по-видимому в нач. 30-х гг. XVII в., Н. пришел на Соловки и, пройдя испытание послушничеством, был пострижен в монашество и отдан в научение прп. Елеазару. Поселившись в Анзерском скиту, Н. под духовным руководством Елеазара «в велицей теплоте Господеви поработав». Пребывание на Анзере продлилось всего «три лета», после чего юный подвижник «преставился ко Господу». Произошло это, видимо, ок. 1635 г., поскольку этим годом отмечен поминальный вклад по «Никифору Новгородцу», сделанный соловецким уставщиком Геласием, духовно близким прп. Елеазару (см.: Панченко. 2006. С. 725-727). Как рассказывается в Житии Елеазара, анзерский старец молил Бога о том, чтобы узнать посмертную участь своего ученика, и получил «извещение» о том, что тот «наследовал жребий праведных». Имя анзерского подвижника Н. (родом новгородца) неизбежно напоминает о его тезке - пустынножителе Никифоре Новгородце, мирянине, к-рый в 1602-1616 гг. подвизался на Соловецком о-ве и за 3 года до кончины принял постриг с именем Никита († 1616).

http://pravenc.ru/text/2565482.html

Троицкий-Слуцкий Троицкий-Сатановский Гродненская Троицкий-Ясногородский Минская Тупичевский-Духов Успенский-Богородицкий-Евейский Могилевская Успенский-Николаевский-Мороцкий Ковенская Успенский-Новодворский Гродненская Чонский-Успенский Минская Подольская Волынская Могилевская Виленская Минская Минская Могилевская Приписные к другим монастырям 1764 год Голгофо-Распятский Архангельская Иоанно-Предтечев-Междугорский Тобольская Махрищский-Троицкий-Стефанов Владимирская Николаевская-Надеевская Костромская Нила-Сорского Новгородская Новосоловецкая-Вселуцкая-Божье Дело Тверская Пантелеймонов Рождественский-Богор.-Сергиев-Свириколуцкий Новгородская Троицкий-Анзерский-Елеазаров Смоленская Яшезерская-Благовещенская Архангельская Олонецкая 1786 год Китаевская Киевская Николаевская-Глуховская Черниговская Упраздненные 1764 год Авнежский-Троицкий-Сергиев Вологодская Авраамиев-Успенский-Богородицкий Костромская Адрианова или Андреянова-Успенская Акакиева Тамбовская Александрова-Спасская на Воче Александрова-Успенская Ярославская Александровский-Большая Лавра-Вознесенский Костромская Александров-Успенский на Куште Ярославская Алексеевский-Арзамасский Владимирская Алексеевский с Поля Амвросиев-Николаевский-Дудин Вологодская Анастасиевский-Васильевский Нижегородская Анастасиин или Настасьин-Богоявлений Псковская Анастасов или Настасов-Лихвинский Нижегородская Андогская или Андозерская-Успенская Нижегородская Андреевский-Ситецкий Костромская Аркадиевский или Аркаж-Богород.-Успенский Арсениева-Одигитриева на Масляне Тульская Архангельская под Болотом Новгородская Архангельский-Ядринский Архангельский-Васильевский Новгородская Архангельский-Княгининский Новгородская Архангельский на Всполье Вологодская Афанасиевский-Троицкий-Холопий Вологодская Благовещенская-Веретенская Казанская Благовещенская-Емецкая Нижегородская Благовещенская-Медынская Нижегородская Благовещенский-Астраханский Тверская Благовещенский-Чебоксарский Ярославская Благовещенский-Новгородский Олонецкая Благовещенский-Старорязанский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010