Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ († 22.01.1673, Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ), подвижник благочестия, Анзерский, ученик прп. Елеазара Анзерского. Основными источниками сведений о нем служат Житие прп. Елеазара (написанное ок. 1704) и «Сказание вкратце о строители Елеазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех», составленное ок. 1710 г. для так называемого «Соловецкого патерика» (РНБ. Соф. 452). Согласно Житию прп. Елеазара, Н. был «первым учеником» святого и «ревнителем» его иноческих подвигов; ему Елеазар передал управление Анзерской пуст. перед своей кончиной. В скиту Н. прожил «богоугодно» 43 года. Время его пострига относится к 1630 г. Во Вкладной книге Анзерского скита отмечен один из первых вкладов Н., сделанный в 1635 г.: «Евангелие напрестольное, печать большая, на олексанринской бумаге». В конце жизни Н. передал в церковь Анзерского скита еще одну старинную книгу, завещанную ему прп. Елеазаром: «...старца своего, преподобнаго Елеазара, книгу Торжественник в десть, писана уставом». Рукопись сохранилась в Соловецком собрании РНБ (Анз. 62/1428): на 1-м листе ее читается запись о том, что она куплена анзерским строителем Елеазаром в 1632 г. в Соловецком мон-ре. Книга написана по заказу соловецкого игум. Досифея; в ней сохранились рисованный от руки экслибрис и запись о ее создании в 1493 г. Имя Н. указано, напр., вслед за именем Елеазара во вкладной грамоте бывш. троицкого келаря Александра (Булатникова) о пожаловании им 2 келий в Анзерский скит в 1652 г. После кончины прп. Елеазара Н. стал строителем Анзерской пуст., которой управлял в течение 17 лет (1656-1673). В память о прп. Елеазаре он построил часовню, для к-рой своими руками изготовил резные фигурки серафимов и херувимов. Согласно тексту Вкладной книги Анзерского скита, в 1656 г. Н. совершил путешествие в Москву, где удостоился аудиенции царя Алексея Михайловича , вручившего ему «во своих царских чертозех» ружную грамоту об управлении Анзерским скитом (грамота опубл.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропиг. Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 356-362).

http://pravenc.ru/text/2565568.html

В скиту прп. Елеазар ввел особый устав по образцу «древних отец скитских, еже комуждо особь келия, и пища, и молчание», в частности по образцу устава прп. Нила Сорского . Все насельники имели кельи, к-рые располагались на расстоянии версты друг от друга, братия собиралась в храм в дни больших праздников и на воскресные богослужения. Всего общих богослужений было 170 в год. Каждый монах кроме уставного правила совершал еще особое келейное правило: ежедневно читал каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу-хранителю, Акафист, 4 кафизмы из Псалтири, 600 молитв Иисусовых, клал 300 земных поклонов. В отличие от прп. Нила прп. Елеазар разрешал в скиту монашеский постриг, принимал любую милостыню. В 1621 г. строителем А. Е. с. был назначен иером. Варлаам, в 1624 г.- прп. Елеазар (при нем насельников было 12 чел.), в 1656 г., после кончины преподобного, строителем стал его любимый ученик - мон. Никодим (братии в скиту было 17 чел.). Указом царя Михаила Феодоровича от 7 февр. 1628 г. А. Е. с. предписывалось иметь 20 чел. братии, к-рые содержались на доходы от двинских угодий. Царским же указом от 31 июля 1633 г. скиту была дарована независимость от мон-ря с разрешением братии избирать строителей из своей среды; соловецкому игумену предписывалось не вмешиваться в управление скитом и не запрещать братии мон-ря при желании переходить в скит. Двинский воевода обязывался своевременно высылать в скит назначенное содержание. В 1635-1639 гг. насельником скита и учеником прп. Елеазара был Никон (Минов), впосл. Патриарх Московский и всея Руси. Будучи Патриархом, Никон оказывал покровительство скиту: в 1655 г. он исходатайствовал у царя отпускать обители в год 1 пуд ладана, 3 пуда воска, 3 ведра вина, 4 четверти муки для просфор, к жалованью каждому насельнику было прибавлено по 1 р. В период Соловецкого восстания 1667-1676 гг. мон-рь получал продовольственную помощь от скита. В 1670 г. А. Е. с. продал мон-рю 146 пудов свежепросоленной щуки, неск. сот сигов и 320 пудов трески. В июне 1674 г.

http://pravenc.ru/text/115452.html

Кафедральный собор во имя прор. Илии в Архангельске. Фотография. Кон. XX в. Кафедральный собор во имя прор. Илии в Архангельске. Фотография. Кон. XX в. Проект образования епархии на Севере России был утвержден на Большом Соборе 1666-1667 гг. , постановлением Собора 1681-1682 гг. была учреждена Холмогорская и Важская епархия, в состав к-рой вошла северо-вост. часть территории Новгородской митрополии от р. Онеги по рекам Колва и Уса, в т. ч. города Холмогоры (кафедральный) и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьянскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским Елеазаровым скитом . Образование А. и Х. е. было обусловлено, в частности, необходимостью усиления борьбы со старообрядчеством , широко распространившимся на поморских и подвинских землях. В 1762 г. кафедра и учреждения епархиального управления были переведены в Архангельск. По штатам 1764 г. епархии присвоено 8-е место среди 15 епархий 3-го класса. 15 марта 1787 г. Архангельская епархия была объединена с Олонецкой, территория епархии включала в себя Архангельскую и Олонецкую губернии с отчислением приходов, находившихся на территории др. губерний. В 1796 г. Олонецкая губ. была упразднена, в 1799 г. входившие в ее состав территории, а также Пудожский и Повенецкий уезды Архангельской губ. отошли к Новгородской кафедре (находились под управлением викарного Старорусского епископа), Архангельской епархии был передан г. Кемь с уездом. По штатам 1799 г. А. и Х. е. была 9-й среди 20 епархий 3-го класса, в 1888 г.- 11-й среди 29 3-классных епархий. В 1832 г. епархия была разделена на 30 благочиннических округов. В связи с обширностью епархии, а также для усиления борьбы с расколом в Карелии было учреждено Кемское вик-ство, 26 авг. 1910 г. во епископа Кемского был хиротонисан архим. Варсонофий (Вихвелин) , настоятель Артемиева Веркольского мон-ря . Под его управление были переданы приходы и мон-ри Пинежского у. С 14 февр. 1913 г. карельские приходы 2-го благочиния Кемского у. А. и Х. е. находились в подчинении Сердобольского вик-ства Финляндской епархии , а викарий А. и Х. е. получил титул «Пинежский» (см. Пинежское вик-ство ). Количество храмов, численность духовенства

http://pravenc.ru/text/76432.html

и уезда, в 14 вер. к сев.-вост. от Тамбова, близ правого берега р. Цны. Учрежден из женской общины, основанной с приютом для вдов и сирот воинов при ней в 1879 г. на средства жены гвардии полковника Рагозы, пожертвовавшей 100.000 р. и лесную дачу в 200 дес.; сверх того обязалась возвести все необходимые постройки. Община в 1880 г. переименована в общежительный монаст. “Собр. узаконен. и распор. правит.”, 1879 г., 53, ст. 385; 1881 г., 22, ст. 138; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1879 г., 135. 440. Софийский – Успенский , женский, общежительный, при гор. Рыбинске, Ярославской губ., на берегу р. Черемхи, на месте деревушки и дачи. Основан в 1860 г. на средства купца Миклюкова. Здесь погребен священн. Петр Томаницкий, бывший здесь духовником и заслуживший особую любовь за свою святую жизнь не только монахинь, но и жителей Рыбинска и Углича. “Извлеч. из отч. Обер-Пр.”, 1860 г., 10 (учреждение); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., I, Отд. 2, 352 (воспомин. архим. Пимена); “Церковн. ведом.”, 1889 г., прибавл., 3 (дивный путь спасения; здесь рассказана жизнь отца Петра и основание м-ря). 441. Спасо – Великопустынский , мужской, ныне погост Великой Пустыни, Псковской губ. и уезда, в 60 вер. к юго-вост. от Пскова. Принадлежит к числу древних; вероятно, существовал еще в XIV ст., так как в 1404 г. здесь принял иночество Псковский кн. Григорий, скончавшийся и погребенный в Снетогорском монастыре в 1418 г. В 1414 г. „поставлена бысть церковь новая Святый Спас в Пустыню». При издании штатов в 1764 г. положен в 3-й класс, но за ветхостью в 1766 г. переведен в Трехсвятительский Елеазаров мон., ныне Спасо-Елеазаров. “Полн. собр. лет.”, IV, 202; V, 18; “Ист. Росс. Иер.”, III, 512; Ратшин, 455; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 388; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 205; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.304 душ. крест.); 1866 г., I, смесь, 33 (игум. Геннадий в 1738 г. рект. Пск. семин., потом архим. Пск.-Печер. м-ря, и с 1751 г. еписк. Костром.), 34 (игум. Игнатий, в 1751–53 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 2000 г. Е. м. был передан РПЦ. По благословению архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) мон-рь возобновлен как женский. 5 мая 2000 г. в Е. м. было начато чтение неусыпаемой Псалтири. 28 мая 2000 г., в день памяти прп. Евфросина, состоялась 1-я архиерейская служба: еп. Псковский Евсевий освятил храм во имя прмц. Елисаветы Феодоровны на 1-м этаже Богородице-Рождественского придела. В Е. м. была принесена частица мощей прп. Гавриила (Зырянова). Отремонтированы Трехсвятительский собор (2-я пол. XVI - нач. XIX в.), келейный корпус (1904), каменная ограда, построен игуменский корпус. Архитектурный ансамбль мон-ря находится под охраной как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР 1327 от 30 авг. 1960). Среди святынь Е. м. - почитаемая надгробная икона прп. Евфросина (2-я пол. XIX в.), находящаяся на вост. стене Богородице-Рождественского придела, чтимые иконы прп. Евфросина и прп. Серапиона (кон. XIX - нач. XX в.) в притворе Елисаветинского придела. Место захоронения прп. Евфросина после 1920 г. утрачено. К 2008 г. в Е. м. проживали неск. насельниц, настоятельница с 11 авг. 2000 г.- мон. Елисавета (Беляева). Арх.: ГА Псковской обл. (Филиал в г. Великие Луки). Ф. 340. Спасо-Елеазаров муж. мон-рь. Ист.: Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 4. С. 67-119; Серебрянский Н. И. Житие прп. Евфросина Псковского: (Первонач. ред.). СПб., 1909. (ПДП; 173); Охотникова В. И. Краткая редакция Жития Евфросина Псковского: (Из сб. РГБ. Больш. 422)//Древности Пскова: Археология, история, архитектура. Псков, 1999. С. 237-258; она же. Краткая редакция Жития Евфросина Псковского по ркп. из собр. Овчинникова (РГБ)//ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 600-614; она же. Псковская агиография XIV-XVII вв.: (Исслед. и тексты). СПб., 2007. Т. 2. С. 48-103, 153-230, 251-256, 269-273, 278-280, 292-301, 315-327; Древнерусские иноческие уставы/Сост. и предисл.: Т. В. Суздальцева. М., 2001. С. 38-57. Лит.: Иосиф (Баженов), иером. Описание Спасо-Елеазаровского мон-ря. СПб., 1858; То же//Святыни и древности Псковского уезда: По дореволюционным источникам.

http://pravenc.ru/text/189691.html

Мощи прп. Евфросина и его ученика прп. Серапиона пребывали под спудом близ стены за правым клиросом каменного собора во имя Трех святителей (2-я пол. XVI в.). В XIX в. при гробнице св. Евфросина находилась также заключенная в рамку копия завещания, за к-рой был скрыт пергаменный подлинник (скреплен печатью архиеп. Феофила (1471-1480/83); однако в 1908 г. Серебрянский писал о подлиннике как об утраченном. Согласно Первоначальной редакции Жития, монастырский иконописец Игнатий написал 1-й образ-портрет прп. Евфросина еще при его жизни. После кончины Игнатия по благословению игум. Памфила была написана икона преподобного. По благословению архиеп. Новгородского Геннадия (Гонзова) (1484-1504) эта икона была поставлена в соборе «над гробом святаго»; вероятно, именно она упоминается в описаниях монастыря 1861 г. («...на гробнице преп. Евфросина положена древняя икона его, писанная учеником его Игнатием» - Толстой. 1861. С. 91) и 1887 г. (Описание о Российских святых. С. 52). Одним из ранних изображений основателя Е. м. считается сохранившаяся шитая пелена XVI в. из храма Преполовения Пятидесятницы - подворья в Пскове (ПИАМ). В нач. XVIII в. в соборе Е. м. над гробницей прп. Евфросина находилась «древняя» чтимая житийная икона, о чем свидетельствует старообрядческое сочинение паломника, посетившего обитель ( Охотникова В. И. Хождение в Елеазаров мон-рь (в печати)). В соборе Е. м. хранилась и чудотворная икона Спаса Вседержителя - «Спас Елеазаровский» (1-я пол. XIV в.; ПИАМ) в серебряной позолоченной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. По преданию, икону обрел некий благочестивый муж на дереве в лесу в 60 верстах к юго-востоку от Пскова; на месте обретения святыни был основан Великопустынский Спасский мон-рь. В 1766 г. икона была перенесена в Е. м., а в Спасском приходском храме бывш. Великопустынской обители хранились копия чудотворного образа и частица древа, на к-ром была обретена икона. До 1918 г. святыня в новом киоте (1902) находилась в иконостасе собора Е. м. справа от царских врат. С иконой Всемилостивого Спаса совершалось несколько крестных ходов: в Псков в Варлаамовскую ц., затем в Троицкий собор, на подворье и на р. Великую для водоосвящения (в день Преполовения Пятидесятницы); вокруг Пскова в память о победе над войсками Наполеона в 1812 г. (5-13 окт.); с 1811 г. на о-ва Псковского оз.- Талабский и Верхний (29 июня). Также крестные ходы устраивались в окрестные погост Лисье, дер. Будовиж и др., в г. Остров Псковской губ., в Белый погост и дер. Черемшу Гдовского у. С.-Петербургской губ., в Рожницкий погост. Для совершения крестных ходов требовалось более 20 лошадей, повозки, а также более 20 участников, несших иконы и хоругви (ГА Псковской обл. Ф. 340. Оп. 1. Д. 21. Л. 206). Среди др. святынь в соборе у царских врат находился чудотворный Цареградский образ Божией Матери (XV в., не сохр.).

http://pravenc.ru/text/189691.html

Из монастыря совершается 14 крестных ходов. Особенной торжественностью и многолюдством отличается крестный ход с чудотворными иконами Одигитрии, Умиления и Федоровской в гг. Псков и Остров, совершающийся в течение целого месяца, начиная с первого воскресенья после 9 пятницы по Пасхе. В г. Острове (56 вер.) станция жел. дор. Оттуда 34 вер. в дилижансе по шоссе до ст. Новгородки, от которой 22 вер. до Святой горы. Почтово-телеграфное отделение в слободе Табаленце, расстояние от которой до обители не превышает 8 верст. Спасо-Елеазаров монастырь, в Псковском уезде, находится в 28 вер. от Пскова, в живописной местности при реке Толбе. Основан он в 1447 г. прп. Елеазаром, в иночестве Евфросином, пострижеником Светогорской (упраздненной ныне) обители. В 1766 году в него перевели штат закрытого Спасо-Великопустынского монастыря, почему и Елеазаров монастырь называется иногда Спасо-Великопустынским. Иноков в нем незначительное число. Управляет игумен. Спасо-Мирожский монастырь в Пскове находится в самом городе, на левом берегу р. Великой, на месте древнего Псковского посада Мирожи. Основание монастыря относится к 1156 году, когда прп. епископ новгородский Нифонт построил здесь каменный храм в честь Преображения Господня. С начала XIII столетия, когда по явился по соседству со Псковом Ливонский орден Меченосцев, для Пскова, а также и для Мирожского монастыря, начинается период постоянных войн, осад и нападений. Во время войны Иоанна Грозного с Польшей войска Стефана Батория заняли монастырь, устроили в нем батарею, откуда стреляли по городу. Но, несмотря на все эти бедствия, древние монастырские постройки уцелели до нашего времени. В монастыре два храма. Древний Преображенский собор, построенный в половине ХИ столетия, представляет из себя хорошо сохранившийся памятник древнерусского зодчества. Стены храма внутри покрыты древними фресками, которые, по отзывам ученых археологов, являются замечательным памятником древнего искусства наших предков. В этом храме находятся древние иконы Преображения, Одигитрии, прп. Нифонта и явленная икона Знамения Божией Матери. Второй храм во имя св. архидиакона Стефана. В ризнице имеется несколько старинных напрестольных крестов, Евангелий и священных сосудов. Обитель малолюдна. Управляет ею архимандрит. Храмов два: соборный, – во имя Трех Святителей, – и кладбищенский, во имя прп. Евфросина. Под соборным храмом покоятся мощи прп. Евфросина и ученика его прп. Серапиона. В приделе собора почивают под спудом мощи схимонаха Вассиана. В соборе находятся древние иконы Спасителя и Цареградской Божией Матери – обе явленные. Крестные ходы совершаются в пятницу Пасхи, в пятницу 3 недели по Пасхе, в понедельник 6 недели по Пасхе, в Неделю Всех Святых, 15 мая, 29 июня, 5 октября, 13 октября и 27 декабря. В ограде монастыря возвышается братская могила павших защитников обители во время осады ее Стефаном Баторием в 1581 г., на могиле – крест с перечнем имен всех павших геройской смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Елеазаров-Анзер., Арх. г., II, 1257. Елеазаров-Спасский, Пск. г., I, 444. Еленовский, Влад. г., II, 1350. Елецкий – Знамен. – Богород.-Красногорский, I, 200. Елецкий-Троиц.-Петропавл., I, 517. Елецкий -Яблонов-Троиц. – Лебедянский, I, 529. Елецкий-Успен. Чернигов., II, 794. Емецкая-Благовещ., Арх. г., II, 632. Енисейский-Спасский или Спасо-Преоб., II, 1166. Енисейский-Христорожд. или Рождест.– Иверский, II, 1347. Енифанский-Успен., II, 1302. в Ермолиной роще Екатерин., Моск. г., II, 792. Ефремовская-Преобр.-Спасс., II, 1082. Ефремов-Переяслав., Полт. г., II, 927. Ж Жаботин.-Онуфриев., Киев. г., II, 795. Жабынская-Введен.-Макариев., Туль. г., I, 105. Жадовская-Казан.-Богород., Симб. г., I, 240. Желтиков-Успен., Твер. г., I, 191. Желтоводский – Макариев-Троиц., Нижег. г., I, 279. Железноборовский – Предтеч.-Яковлев., Костр. г., II, 796. Железнополь.-Шалацкая-Успен.-Гурьева, Новг. г., II, 1358. Ряз. г., II, 797. Живоносного Источника-Нижегородск., II, 798. Житин или Житенный-Богород.-Смолен., Твер. г., II, 641. Жукова – Богород. – Успен. – Салдовская, Костр. г., II, 799. З Заблудовский-Успен., Гродн. г., I, 545. Завеличский-Илин.-Псков., II, 829. Завеличский – Спасо-Мирожский-Псков., II, 1162. Загаецкий-Иоанна-Милостивого, Волын. г., II, 800. Загорицкая, Новг. г., II, 801. Загородн.-Трехсвят.-Твер., II, 1202. Задне – Никифоровская-Спасская-Вашезерская, Олонец. г., I, 193. Задонский-Богород.-Срет. -Тешев., I, 59. Зазуловский-Благов.-Золотонош., I, 39. Заиконоспасский-Московский, II, 802. Заозерская-Введен., Волог. г., II, 692. Заозерский-Новый-Авраамиев, Костр. г., II, 598. Заоникиева-Владим., Волог. г., II, 715. Запсковский-Ильин.-Псковский, I, 213. Зарайский-Вознесенский, II, 724. Заринская-Никонова-Слепушкина, Твер. г., II, 814. Застенный-Георгиев., С.-Пет. г., 762. Зачатейский-Алексеев.-Моск., II, 803. Зачатейский-Алексеев.-Моск., I, 10. Зачатейский-Богород.-Высоцкий-Серпуховский, II, 753. Зачатейский-Богород.-Добрый, Калуж. г., II, 784. Зачатейский-Нижегородский, II, 804.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

22. Стихи покаянные. Стихи патриарха Филофея Константинопольского («Странен трезвения явихся и чистоты бесмертия окааный...»). – ГИМ, Синод., 502 (470), Правило молебное, нач. XVI в., лл.40–42. 23. Полиелейные припевы. ГПБ, F. I. 738, Псалтирь с восследованием, XV в., лл. 102 об.–122; «припелы» патриарха Филофея приписаны на полях другою, чем у писца, рукою. Изданы: Труды Киевской духовной академии, Киев, 1863, т. I, стр. 40–42. «Припелы» см. также в Правиле молебном Иоанну Крестителю (ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, кон. XV в., лл. 427–433) и в Согласии внегда исходити противу ратным (ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 627, Богослужебный сборник, 2-я пол. XVIII в., лл. 170 об.–171). II. Молитвы 1. В смертоносную язву. а) «μρτομεν, νομησαμην, διχσαμην νωπιν σου...». – Goar. Εχολγιον, sive rituale Graecorum. . ., Paris, 1647, pp. 797–799 67 ; П. С ы р к у. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в., т. I. СПб., 1890, стр. 172–173 68 . В славянских рукописях часто встречается отдельно как «Молитва святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофеа молебна, съставлена при всякой печали» («Оьгрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою...»). – 1) ГБЛ, ТСЛ, 253 (1229), Канонник, кон. XIV в., лл. 241–242 об.; 2) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я пол. XV в., л. 280 (под названием: «Вь общенуждие о покаании»); 3) ГБЛ, МДАфунд., 77, Минея общая, поел. четв. XV в., л. 291; 4) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 70; 5) ГБЛ, ОИДР, 347, Сборник, XVI в., л. 211 (под названием: «Молитва в нашествие иноплеменных»); 6) ГПБ, Соловецк., 43 (61 – Анзерск. скита), Псалтирь, Апокалипсис и Канонник, XVIII в., лл. 141–143 (под названием: «Молитва ко господу нашему Иисусу Христу Филофеа архиепископа Константинаграда, исправленная к молению от единаго наедине, кроме собора»); Требник Петра Могилы , Киев, 1646, ч. III, стр. 229–231; б) «Δσποτα κριε, о θες μν, τν οικτριμν. . .». – Goar, pp. 796–797; Сырку Ι, стр. 174–175. Молитва, кир Филофеово творение, глаголемая в страшную и напрасную смерть («Владыко господи Боже наш, иже щедрот неисчерпаемый источниче...»). – 1) ГИМ, Синод., 374 (307), Требник сербский, 1-я полов. XV в., л. 243 об.; 2) ГИМ, Синод., 377 (310), Требник, нач. XVI в., л. 70; 3) ГИМ, Синод., 501 (468), Канонник, 1457 г., л. 100.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

(С. 46) В 1950 г. Илья Михайлович первый раз приехал к нам. Он был официально свободен, но «под директивой» и в Москву ему приезжать было нельзя. Он взял билет до Саратова и проездом был у нас несколько дней. Несчастный, оборванный пришел он к нам. Мы первым делом помолились перед образами, потом обнялись и сели за стол. Первые слова его были: «А сейчас я расскажу вам тот сон». И весь в слезах он начал рассказывать, плакали, конечно, и мы с матерью. Он видел наше деревенское кладбище (51) с часовней во имя апостола Иоанна Богослова (когда-то там был во имя этого же апостола храм, а по упразднении его поставили часовню). Он видел нашего прадеда Илью Петровича К. (52), похороненного там, видел дедушку (90) с бабушкой (90), отца, мать (91), убиенную (92) сестру Верочку и всех убитых вместе с нею, всех наших тетушек и дядей. В общем, он видел весь наш род восставшим. (93) И служил владыка Петр (94). Была закладка или освящение нового храма. Значит, удивительный был сон, что брат после долгой разлуки рассказал его в первую очередь. Когда в 1957 году И[лью] М[ихайловича] реабилитировали и он (94) возвратился в Москву, к нему пришел в первый раз новый наш знакомый В. А. К-ов. Они беседовали на исторические темы за письменным столом и вдруг И[лья] М[ихайлович] меня зовет и говорит: «Представь, В. А., оказывается, знал владыку Петра в Соловках». В. А. рассказал следующее. Когда вл[адыка] Петр умирал на Анзерских островах от тифа, захотели его причастить, но, очевидно, там церкви не было. Тогда один заключенный (С. 48) мирянин Г. О[сорг]ин (53) вызвался это сделать (95) и привезти Св. Дары (95). Анзерские острова отделяются от Соловецкого монастыря проливом в 6 (96) километров, и в январе сообщения не бывает. Многие отговаривали О[сорги]на, указывая на то, что владыка все равно без сознания и не стоит зря подвергать себя опасности. Но О[сорг]ин все же в лодке среди льдин и воды приехал благополучно к Анзерск[им] островам. Владыка на самый короткий момент пришел в сознание, принял Св. Дары и тот час же скончался. Осоргин вскоре был расстрелян, но не в связи с этой поездкой. В это время жена его ожидала ребенка, и у нее родилась девочка. Недавно я узнала, что все они за границей и от девочки произошло большое потомство.

http://pravoslavie.ru/36921.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010