Представитель ее, гетман Брюховецкий, тянул к Польше. Но соперник Брюховецкого, энергический Дорошенко, преемник Тетери 111) на правой стороне Днепра, понимал хорошо, что ни разлагающаяся Польша, взмятенная тогда восстанием Любомирского 112) , ни православная Москва, вводящая всюду свои порядки, – не могут быть надежными покровителями Малороссии. Дорошенко решился обратиться к Турции, сумел хитро вовлечь в свой план Брюховецкого, которому льстил видами на гетманство обеих сторон Днепра, успел сделать своего соперника изменником Москве, – и Брюховецкий, попавшись в сети, расставленные ему Дорошенкой, выдан, схватившими его казаками Дорошенки, черни местечка Опошни, которая тогда же, в феврале 1668 года, убила изменника дубьем 118 . VI Новый торговый устав. – Посольство стольника Потемкина и дьяка Румянцева в Испанию и Францию. – Дневник, веденный французом Катё во время русского посольства во Франции Успокоенный со стороны Польши договором Андрусовским, царь Алексей Михайлович желал приняться за дела внутренние, и 7 мая 1667 г., обнародовал «Новоторговый Устав», которым запрещались иностранцам – по жалобам русских купцов на подлоги – не только продажа поддельных и дурных товаров, но продажа жемчугу и драгоценных камней, наконец, всякая розничная торговля 119 . В тех же торговых видах, царь Алексей, 4 июня 1667 г., «велел стольнику и наместнику боровскому Петру Ивановичу Потемкину 113) да дьяку Семену Румянцеву ехать к Ишпанскому Филиппу (IV) 120 , да ко Францужскому Лудвику (XIV) королям, в посланниках, для объявления, что Великий Государь, его царское величество, с их королевскими величествами, в братственной дружбе и любви быть хочет; чтобы послы и посланники безо всякого опасения приходили от королевских величеств в великое российское царствие, и чтобы французского и испанского государств торговые люди со всякими товарами приехали торговать в Московское государство». Статейный список 114) этого посольства дошел к нам, сохранив множество любопытных подробностей, из которых мы приведем только интереснейшие в бытовом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Приезд гетмана Брюховецкого в Москву. – Представленные им статьи. – Гетман пожалован в бояре, старшина в дворяне. – Новый боярин сватается к московской боярышне. – Усобица между малороссиянами в Москве. – Дурные вести из Малороссии. – Дорошенко – преемник Тетери. – Он губит Опару и действует против полковников, преданных Москве. – Отчаянное письмо епископа Мефодия. – Возвращение Брюховецкого в Малороссию. – Неудовольствие духовенства по вопросу о митрополичьем избрании. – Союз духовенства с мещанами против гетмана и козаков. – Смута в Переяславле и Запорожье. – Поездка дьяка Фролова в Малороссию. – Неудовольствие козаков против гетмана-боярина. – Жалобы воеводы Шереметева на корыстолюбие Брюховецкого. – Сильное ожесточение духовенства против гетмана. – Бескорыстие киевского воеводы Шереметева. – Возмущение переяславских козаков. – Брюховецкий советует крутые меры. – Волнения в Запорожье. – Сношения Москвы с Польшею. – Записка Ордина-Нащокина о польском союзе и замечания на нее царя. – Съезды в Дуроричах. – Неуступчивость поляков и прекращение съездов. – Возмущение Любомирского заставляет поляков возобновить переговоры. – Андрусовские съезды. – Перемирие. – Причина уступчивости поляков относительно Киева. – Условия Андрусовского перемирия. – Польское посольство в Москве. – Переговоры об изгнанной из Украйны шляхте и о союзе против турок и крымцев. – Значение Андрусовского перемирия. – Общий взгляд на состояние Малороссии 11 сентября 1665 года подъезжал к Москве небывалый гость, гетман запорожский с старшиною. На перестрел от Земляного города встретили его ясельничий Желябужский и дьяк Богданов; Брюховецкий сошел с лошади и, выслушав спрос о здоровье, дважды поклонился в землю; ему подвели царскую лошадь, серую немецкую, в серебряном вызолоченном наряде с изумрудами и бирюзою, чепрак турецкий, шит золотом золоченым по серебряной земле, седло – бархат золотный; Иван Мартынович сел на лошадь и въехал в Серпуховские ворота, имея Желябужского по правую и Богданова по левую руку; его поставили на посольском дворе. С гетманом приехали: переяславский протопоп Григорий Бутович, гетманский духовник монах Гедеон, гетманского куреня атаман Кузьма Филиппов, обозный генеральный Иван Цесарский, судья генеральный Петр Забела, два писаря генеральных – Степан Гречанин и Захар Шикеев, пять канцелярских писарей, писарского куреня атаман, два генеральных есаула – Василий Федяенко и Павел Константинов, переяславский посланец Андрей Романенко, посланцы разных полков, нежинский полковник Матвей Гвинтовка, лубенский Григорий Гамалея, киевский Василий Дворецкий, всего с прислугою 313 человек; на кушанье гетману определили выдавать по рублю на день, да питья против посланников с прибавкою, другим ратным людям по пяти алтын; 670 лошадей, приведенных малороссиянами, пустили пастись в подмосковных лугах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Но Москве было от этого не легче: она не переставала требовать содействия к прекращению тяжкой войны. Как будто в насмешку в конце 1661 года австрийский посол Августин фон Майерберг объявил, что турецкое войско вторгнулось в императорские владения, и просил, чтоб царское величество изволил мысль свою объявить, как бы против общего христианского неприятеля-бусурмана вспоможенье учинить ратными людьми? Думный дьяк Алмаз Иванов отвечал на это: «Сами знаете, что польский король, неприятель нашего государя, с бусурманом в союзе, следовательно, цесарскому величеству надобно стараться о том, как бы польского короля от бусурманского союза оторвать и с царским величеством привести к прежней братской дружбе и любви. Когда оба эти государя будут в мире, то надежнее будет мысль против общего христианского неприятеля. Цесарскому величеству можно помирить великого государя нашего с королем польским способом внешним и духовным: внешним – войною, духовным – клятвою, потому что вера у них одна – папежская, а папа издавна имеет старание о том, чтобы все христианские государи были в совете и с бусурманами не дружились и союза не имели. Вам известно, что теперь у царского величества неприятель польский король и все войска наши стоят против поляков: так, не помирясь с польским королем, начать войну с другим великим неприятелем надобно рассудя». Андрусовское перемирие и потом нашествие турок на Польшу переменили отношения: в 1672 году русский посланник майор Павел Менезиус поехал в Вену с известием о взятии Каменца турками, о вооружениях России и с вопросом: будет ли император помогать Польше и как? Император отвечал, что он двигает к польским границам большое и искусное войско. Избрание Собеского и тревожные вести, приходившие из Польши о намерениях нового короля, заставили Алексея Михайловича отправить новое посольство в Вену в 1674 году. Посланники – стольник Потемкин и дьяк Чернцов – объявили цесарским думным людям осторожность. На королевство Польское избрали Яна Собеского, бывшего гетмана, а княжества Литовского сенаторы и все поспольство этому избранию противились и склонились после за великие подарки из страха, потому что Собеский привел с собою ратных людей, Краков и Варшаву своими пешими людьми осадил и не столько избранием, сколько силою сделался королем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) Вызволение хлопской Руси На пепелище Руси Ярослава Переяславская Рада, утвердившая воссоединение южной и северной частей раздробленной монгольским нашествием единой Руси Владимира и Ярослава, нам обычно рисуется так. Собрались в Переяславле лихие, усатые полковники, сотники и казачьи судьи; вышел к ним батько-гетман, мудрый Богдан-Зиновий Хмельницкий, стал под бунчуком, поклонился казачьему братству и сказал свою историческую речь, а в ответ единым голосом воскликнули, выхватив свои острые, кривые сабли лихие полковники: – Волим под Царя Восточного, Православного! – Все ли так соизволяете? – спросил старый гетман. – Все! – прогремел единодушный ответ. Так рассказывают нам об историческом акте, свершившемся 8-го января 1654 г., страницы ходких учебников. Так парадно, стройно и торжественно представляют его нам авторы исторических романов, так рисуем его и мы самим себе. Но последние седые бандуристы и теперь еще поют на полтавских и нежинских базарах: – Богдане, неразумный гетмане! – Ты предав Украину панам да прелатам… А ведь песня – хранилище народной памяти. Где же правда? Как родилось, где и почему возникло это противоречие? Заглянем вглубь веков и попытаемся разгадать его, сопоставляя не только дошедшие до нас записи того времени, но и анализируя их при помощи нашего теперешнего опыта, опыта, данного нам пережитыми нами годами. Многому они нас научили. Что представляла собой современная Украина в первой половине XVII b., в то время, когда она не носила еще этого названия, но хранила и отстаивала грудью свое прежнее родовое имя – Русь? Ведь впервые именуется она Украиной лишь в Андрусовском договоре 1667 г., да и то в качестве польской пограничной провинции. Юго-западная Русь, простиравшаяся от Днепра до Сана, Русь Малая, Русь Белая, Русь Червонная, Русь Галицкая, Русь Волынская, Русь Подольская – Русь Владимира и Ярослава, ставшая Украиной – окраиной ополяченной Литвы и тогда лишь возрождавшаяся на пожарище татарского погрома; подлитовская Русь, беспрерывно принимавшая на свою грудь жестокие удары то крымских и турецких орд, то литовских и польских полков, истекавшая кровью в этой борьбе, но неустанно боровшаяся за то, чтобы остаться русскою Русью…

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Султан велел татарам потерпеть еще немного и пожаловал челобитчиков халатами. ЕВРОПЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Так малороссийский вопрос потянул за собою два других: вопрос балтийский - о приобретении балтийского побережья и восточный - об отношениях к Турции из-за балканских христиан. Последний вопрос тогда вынашивался только в идее, в благожелательных помыслах царя Алексея и Ордина-Нащокина: тогда еще не под силу был русскому государству прямой практический приступ к этому вопросу, и он пока сводился для московского правительства к борьбе с врагом, стоявшим на пути к Турции, с Крымом. Этот Крым сидел бельмом на глазу у московской дипломатии, входил досадным элементом в состав каждой ее международной комбинации. Уже в самом начале царствования Алексея, не успев еще свести своих очередных счетов с Польшей, Москва склоняла ее к наступательному союзу против Крыма. Когда Андрусовское перемирие по Московскому договору 1686 г. превратилось в вечный мир и Московское государство впервые вступило в европейскую коалицию, в четверной союз с Польшей, Германской империей и Венецией против Турции, Москва взяла на себя в этом предприятии наиболее разученную ею партитуру - борьбу с татарами, наступление на Крым. Так с каждым шагом осложнялась внешняя политика Московского государства. Правительство завязывало вновь или восстановляло порванные связи с обширным кругом держав, которые были ему нужны по его отношениям к ближайшим враждебным соседям или которым оно было нужно по их европейским отношениям. А Московское государство оказалось тогда нелишним в Европе. В пору крайнего международного своего унижения, вскоре после Смуты, оно не теряло известного дипломатического веса. Международные отношения на Западе складывались тогда для него довольно благоприятно. Там начиналась Тридцатилетняя война и отношения государств теряли устойчивость; каждое искало внешней опоры, боясь одиночества. Московскому государству при всем его политическом бессилии придавало силу его географическое положение и церковное значение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Преобразованная Россия заняла видное место среди европейских держав, а её южным границам попрежнему угрожали крымские варвары и их набеги уже в царствование Анны вызвали победоносную, но тяжелую, страшно дорого стоившую войну с Турцией, кончившуюся безплодным Белградским миром (1739 г.). Со времени Андрусовского перемирия (1667 г.) Россия жила в мире и даже союзе с Польшей, имеё общих врагов – Турцию и Швецию. Но эта непривычная дружба двух так долго враждовавших соседей только ухудшила положение православных в Польше: их насильно обращали в унию, православные епархии передавали униатам, православное духовенство подвергали жестоким истязаниям, оскорбляли православные церковные обряды и святыни, запрещали строить и поправлять православные храмы, православных русских не допускали ни на сейм, ни к общественным должностям, облагали их поборами в пользу католического духовенства. Петр Великий и его преемники напрасно жаловались польскому правительству на все это; их жалобы оставлялись без последствий. Такой образ действий Поляков, прикрываемый и как бы поощряемый союзом с Россией, ослаблял, грозил даже порвать те национальные и церковные связи западной Руси с Россией, в которых для последней заключалось самое надежное средство завершить свое национально-политическое объединение возвратом западно-русских областей. Екатерина II смело приступила к решению обоих этих вопросов, восточного и западно-русского. Правда, оба дела пошли при ней не вполне тем прямым путем, какой указывали исторически выяснившиеся интересы России, и пошли не так легко, как надеялась повести их Екатерина. Две победоносные, но тяжелые войны с Турцией, предпринятые с мечтательными планами освобождения христиан Балканского полуострова и возстановления Греческой империи на развалинах Турецкой, дали России Крымский полуостров с Очаковом. Вопрос о возсоединении западной Руси с Россией разрешился уничтожением Речи Посполитой, при чем коренная Польша, страна славянская, даже с чисто русской областью Галицией отдана была двум немецким державам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Лит.: Страдомский А., прот. Лазарь Баранович, архиеп. Черниговский и Новгород-Северский//ЖМНП. 1852. Ч. 75. Отд. 5. 7. С. 1-36; 8. С. 37-104; Строев В. Лазарь (Баранович), архиеп. Черниговский, и его проповеди//Черниговские ЕИзв. 1876. 3. С. 70-82; 4. С. 102-114; 5. С. 129-140; 6. С. 164-174; 7. С. 199-207; 8. С. 247-252; 10. С. 285-297; 14. С. 387-402; 15. С. 413-421; 17. С. 472-480; 18. С. 506-512; 19. С. 527-534; Сумцов Н. Ф. К истории южнорус. лит-ры XVII ст. Х., 1885. Вып. 1; М. М. «Ksilga mierci» Лазаря (Барановича)//Киев. старина. 1891. Т. 32. 1. С. 202-206; Петров Н. И. Киевская академия во 2-й пол. XVII в.//ТКДА. 1895. 8. С. 586-622; Перетц В. «Filar wiary», вновь найденное соч. Лазаря Барановича//Киев. старина. 1898. Т. 62. 7/8. С. 50-74; он же. «Ksilga mierci» архиеп. Лазаря Барановича//Там же. 9. С. 225-233; Эйнгорн В. О. Очерки из истории Малороссии в XVII в. М., 1899. Кн. 1; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церк. жизнь. Каз., 1914. Т. 1; В. Ю. Cycniльho-noлimuчhi погляди i дiяльhicmь Лазаря Барановича//З icmopiï bimчuзhяhoï фiлoc. та cycniльho-noлim. думки. К., 1959. С. 13-23; Каменева Т. Н. Черниговская типография, ее деятельность и издания (XVII-XVIII вв.)//Тр. ГБЛ. М., 1959. Т. 3. С. 224-384; Rolland P. A. «Nieskoro» prawi «monsztuk do tych trb otrymacie»: On Lazar Baranovy " s «Truby sloves propovednych» and Their Non-publication in Moscow//J. of Ukrainian Studies. Toronto, 1992. Vol. 17. N 1/2. Р. 205-216; Макарий. История РЦ. Кн. 7; Rady ewskyj R. P. Poezja polskojzyczna na Ukrainie w XVII w. Kraków, 1996. S. 41-60; Хижняк З. I. Баранович Лука akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 59-60; Флоря Б. Н. Митр. Иосиф (Тукальский) и судьбы православия в Вост. Европе в XVII в.//ВЦИ. 2009. 1/2(13/14). С. 123-147; он же. Борьба киевского духовенства за права православных в Речи Посполитой в первые годы после заключения Андрусовского мирного договора//Там же. 2014. 1/2 (33/34). С. 129-148; он же. Россия и попытки установления «новой унии»//Славяноведение. 2015. 2. С. 3-18.

http://pravenc.ru/text/2462531.html

В 1648 началось народное восстание на Украине , возглавляемое Богданом Хмельницким , которое вскоре перекинулось на Белоруссию . Богдан Хмельницкий обратился на помощью к России и 1 октября 1653 на русском Земском соборе было принято решение принять Украину в состав России и объявить войну Польше. 18 января 1654 года Переяславская Рада провозгласила воссоединение Украины с Россией и в том же году русская армия начала военные действия против Речи Посполитой. Были взяты Гомель , Могилев , Смоленск . Воспользовавшись сложившейся ситуацией войну против Речи Посполитой начала и Швеция (1655–1660). В короткий срок были взяты Краков и Варшава и оккупирована большая часть Польши и Литва. «Потоп», как назвали это вторжение, вызвал подъем патриотических чувств. По всей стране возникли очаги сопротивления и началась партизанская война. В 1656 году шведов выбили из Варшавы . Одновременно, не желая усиления Швеции, в войну против нее вступила Россия, заключив временное перемирие с Речью Посполитой. В 1660 году между Польшей и Швецией в Оливе был подписан мирный договор, по которому поляки признали утрату Лифляндии с Ригой . Пруссия стала самостоятельным государством. В 1658 году Россия возобновила военные действия против Речи Посполитой. Затяжная война закончилась столь же затяжными переговорами. Только в 1667 году было подписано Андрусовское перемирие , результаты которого были закреплены в 1686 году «вечным миром». К России отходили Смоленщина и Левобережная Украина , а также Киев . В 1668 отрекся от трона король Ян Казимир (1648-1668) и на престол был избран Михаил Корыбут Вишнёвецкий (1669-1673), который был слабым правителем и поэтому вполне устраивал сенаторов. В годы его правления резко возросла турецкая опасность: турки захватили Каменец-Подольский и дошли до Краковщины. Речь Посполитая вынуждена была отдать туркам Подольское, Брацлавское воеводства и оставшуюся часть воеводства Киевского. Мирный договор 1672 года предусматривал также ежегодную выплату султану 22 тыс. червонных злотых.

http://drevo-info.ru/articles/13673222.h...

Государственных печатей в древней Руси было несколько: 1) большая и малая, которые привешивались к грамотам, посылавшимся во все окрестные государства, за исключением Крыма, и 2) «кормленая», которая прикладывалась к грамотам в Крым и к жалованным на «поместья, вотчины и гостинство» 55 . Кроме этих печатей, была еще одна, которою «печатают грамоты и памяти, посылаемыя всего Московскаго государства в городы по указу царскому, также и по челобитью всяких чинов людей». Эта последняя печать бывает у думного дьяка беспрестанно повешена на вороту и в дому Отчего она и называлась «воротной», орловскою (с изображением орла. «А вырезано на этой печати орел двоеглаво, в середи царь на коне победил змия, около подпись царская, титла самая короткая; а величиной та печать будет немного больше ефимка любского кругом»). До Андрусовского перемирия к грамотам «в окрестные государства» привешивалась большая печать «с большими новоприбылыми титлами»; после этого договора, в 1667 г. при А. Л. Ордин-Нащокине сделана была новая печать с короткими титлами, как постановлено было в договоре, и она стала привешиваться к грамотам во все государства, В ноябре 1677 г. бояре приговорили к грамотам к польскому королю продолжать привешивать печать 1667 г. с короткими титлами, а в остальные государства новую с титлами тогда употреблявшимися. Кроме этих печатей, была еще особая печать малороссийская, которая привешивалась к грамотам, посылавшимся в Малороссию. Для сохранности печать помещалась в особую «кустодию» – металлический футляр, имевший различный внешний вид в зависимости от значения того государства, к которому отправлялась грамота; к цесарю римскому «кустодия с фигурами», королю французскому – «кустодия большая», курфирсту бранденбургскому, молдавским владетелям, крымским ханам и грузинским царям – «кустодия гладкая», а калмыцким тайшам и крымскому нурадину – совсем без кустодии 56 . 54 Официальные, встреченные мной, записи указывают следующих печатников: 1) у вел. князя Дмитрия Донского – его духовник священник Дмитрий Митяй, впоследствии нареченный митрополитом, 2) Юрий Дм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь (другой вариант написания Ондрусовский ) — небольшой православный монастырь на восточном берегу Ладожского озера, на территории Олонецкого района Республики Карелия, в 25 км от Олонца. Основан в начале XVI века преподобным Адрианом Ондрусовским . В настоящее время возрождается. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] Преподобный Адриан Ондрусовский (урождённый дворянин Андрей Завалишин) был владельцем богатого имения Андреевщины в 9 верстах от монастыря преподобного Александра Свирского (ум. 30 августа 1533 года). В 1493 году во время охоты на оленя он встретил Александра Свирского, после чего стал часто приходить к нему слушать наставления. Позднее он стал доставлять хлеб его сподвижникам. Оставив имение, он принял постриг в Валаамской обители под именем Адриан. Спустя несколько лет, по благословению преподобного Александра Свирского, преподобный Адриан поселился в уединённом месте на полуострове Ладожского озера. К нему собралась братия, и вскоре иноки воздвигли две церкви — в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Василий III пожаловал милостыню инокам Адриановской пустыни из своей казны, пообещав выдавать её каждые два года. Также он освободил монастырь от пошлин на ловлю рыбы. Никольский Адриано-Андрусовский монастырь (начало XX века) Согласно преданию, напротив Адриановой пустыни, на острове Сала («глухой лес»), укрывались разбойники, промышлявшие грабежом на Ладожском озере. Недовольный появлением в его «владениях» обители, атаман потребовал от иноков, чтобы они ушли. Не имея средств для выкупа, Адриан умолял разбойника отдать полуостров мирным труженикам, обещая ходатайствовать за него перед Богом и увещевая бросить неправое дело. Поначалу атаман засмеялся над преподобным, но тот так долго и смиренно умолял его, что он смягчился и сказал: «Живите».

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_Адр...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010