Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРУСОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ [Ондрусовская, Андреева новая], находилась в Олонецком у. Олонецкой губ., на вост. берегу Ладожского оз., на полуострове. Основана учеником прп. Александра Свирского прмч. Адрианом Ондрусовским в 1-й трети XVI в., не позднее 1533 г., т. к. известна жалованная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича († 1533), выданная обители. В описи 1582 г. именовалась «монастырь Ондрусов, Ондрея нова пустыня». Название восходит либо к имени разбойника Ондруса, принявшего постриг в обители, либо к имени самого прмч. Адриана. Сохранившиеся документальные свидетельства об А. п. крайне скудны. Еще в 1-й пол. XVI в., вероятно по благословению архиеп. Новгородского свт. Макария , в обители были построены церкви: деревянная - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и каменная - во имя свт. Николая Чудотворца, у сев. стены к-рой в 1552 г. были положены обретенные братией нетленные мощи прмч. Адриана. Первые 50 лет пустынь управлялась игуменами, известно имя лишь одного игум. Арсения (между 1582 и 1589). Жалованные грамоты вел. князей Василия III и Иоанна IV Васильевича Грозного , повелевшего в 1546 г. новгородским властям «ругу вместо милостыни давать игумену Ондрусовскому... на 12 братов», а также грамоты царей Феодора Иоанновича , Василия Шуйского , Михаила Феодоровича освободили мон-рь от пошлин, наделив рядом привилегий. В Смутное время мон-рь пришел в запустение. Ок. 1685-1687 гг. на месте А. п. недолго существовала жен. обитель под управлением строительницы Феклы. В 1723 г. А. п. была приписана к Сяндемской пустыни, затем состояла под управлением Александрова Свирского мон-ря , в 1764 г. упразднена. Имущество ее было передано в Свирский мон-рь, богослужение совершалось только во Введенской ц. В 1808 г. трудами игум. Валаамского мон-ря Иннокентия на пожертвования А. С. Сергеева и С. Ф. Чусова началось восстановление А. п., была обновлена и заново освящена Никольская ц., в к-рой стали совершать богослужения священники соседних приходов. В 1817 г. восстановленная А. п. по ходатайству игум. Иннокентия была приписана к Валаамскому мон-рю, откуда в нее перевели 6 монахов, первым строителем пустыни стал иером. Тихон (1817-1820). В 1819 г. А. п. посетил имп. Александр I Павлович , приславший вскоре в мон-рь богослужебные книги и сосуды. При втором строителе - иером. Кирилле (1820-1822) была выстроена деревянная ограда и кельи.

http://pravenc.ru/text/115434.html

Ильинский. Никольский Адриано-Андрусовский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1546. Адрес: Россия, Республика Карелия, Олонецкий район, п. Ильинский Координаты: 60.993669, 32.596768 Проезд:Олонецкий район, в Еройла перед мостом(со стороны Олонца)повернуть налево, далее до Ильинской, поворот налево, по грунтовой дороге 12 км. Изменить описание объекта Андрусово-Николаевская пустынь. Лит. П. Бореля по рис. с натуры Марии Р. из книги игумена Дамаскина (Андрусово-Николаевская пустынь: Историческо-статистический очерк/Сост. усердием настоятеля Валаамского монастыря игумена Дамаскина/Изд. в пользу пустыни. СПб.: 1856г Дмитрий Волохов 1 января 1850 Карта и ближайшие объекты Андрусова пустынь была основана прмч. Адрианом Андрусовским в первой половине XVI века на каменистом полуострове восточной части Ладожского озера. Никаких древних письменных жизнеописаний прмч. Адриана не сохранилось. Устные предания, передаваемые верующими от поколения к поколению, были записаны только в XIX веке и помещены в Олонецкий патерик, из которого нам и известны обстоятельства основания пустыни. При жизни прмч. Адриана в ней появились две церкви - Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. Монашеская община состояла из самого игумена и 15 братьев. В монастырской ризнице бережно хранились списки с древних грамот, по которым игумену с братьями в разные времена жаловались всякие угодья и льготы. Василий III повелел каждые два года «безволокитно» выдавать братии из казны милостыню и запретил брать пошлины с монастырских ловцов и тоней. В 1546 году Иван IV Грозный подтвердил эти привилегии, только вместо прежней милостыни предписал отпускать из Новгорода игумену и братьям «с году на год» ругу - рожью, овсом, солью и деньгами, а также на расходы по церкви выдавать мед на кутьи, воск на свечи и пшеницу на просфоры. К тому же он добавил от себя рыбные тони на Ладоге, которые и в XIX веке принадлежали пустыни под своими старинными названиями. Унаследовавший царский трон Федор Иванович, особый почитатель христианских древностей, часто посещавший монастыри, переписал на свое имя отцовскую грамоту. Василий Шуйский, поспешно избранный на трон после расправы над Лжедмитрием, хоть и правил недолго и был занят делами военными, выполнил просьбу бывшего тогда строителем Андрусовой пустыни Павла и оставил за монастырем все его прежние угодья и льготы. Первый царь новой династии Романовых Федор Михайлович также подписал прежде данные грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=30231

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОРОВ ВАЖЕОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Петрозаводской и Карельской епархии), находится в пос. Интерпосёлок Олонецкого р-на Республики Карелия. Основан на месте пустынных подвигов преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских. Расположен на берегу оз. Важозеро (Важе, Вожезеро) среди хвойных лесов. Устроение обители относится к периоду интенсивной «монастырской колонизации» XVI в., в значительной степени связанной с подвигами прп. Александра Свирского : в 1-й половине века были основаны Андрусовская во имя святителя Николая Чудотворца мужская пустынь , Клименецкий во имя Святой Троицы и Вознесенский на истоке р. Свири мон-ри; во 2-й пол. XVI в.- Сяндемская в честь Успения Пресвятой Богородицы , Габановская Петропавловская, Яшезерская Благовещенская, Машеозерская Илиинская, Брусненская Николаевская, Соломенская Петропавловская и Вашеостровская Преображенская пустыни. При прп. Никифоре, ученике прп. Александра Свирского и 1-м игумене пустыни, к-рая именовалась Задненикифоровой, к 1530 г. были сооружены деревянная ц. в честь Преображения Господня и 10 келий. В год кончины прп. Никифора ( 9 февр. 1557, в день своих именин) 9 марта царь Иоанн IV Васильевич Грозный пожаловал «в Заднюю пустынь, в Спасский монастырь Боголепного Преображения Господня на Важене озере» земельные угодья: по версте вокруг озера на все 4 стороны. Предписывалось, чтобы расчистка леса и пахота велись самими насельниками, а «не наймом и без подмоги» (Соборная грамота. 1869. С. 81; Барсов. 1869. С. 73). 23 окт. 1588 г. царь Феодор Иоаннович подтвердил право бедной обители во главе с игум. Дорофеем на островки с рыбной ловлей на р. «Свири на пороге на Сиговце по обе стороны реки», пожалованные в 1557 г. В 1596 г. в мон-ре освящен храм Преображения Господня, о чем свидетельствовал хранившийся в нем древний антиминс.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Кононов Дамиан; 22 окт. 1795, дер. Репенки (Репинка) Старицкого у. Тверской губ.- 23 янв. 1881 г., Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь), игум. Валаамского мон-ря. В 1817 г. паломничал, в т. ч. в Соловецкий монастырь , Андрусовскую пустынь и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . В июле 1819 г. поступил в Валаамский мон-рь, 10 сент. 1820 г. определен в послушники: был конюхом, пекарем, с 1822 г. нарядчиком рабочих, охранником монастырского имущества острова. С 1820 г. наставником Д. Кононова был старец Евфимий (Ушаков [Уштовский]). На Рождество Христово 1823 г. игум. Иннокентием (Моруевым) был пострижен в рясофор, 12 дек. 1825 г. казначеем иером. Арсением - в монашество. С 1826 г. Д. жил в скиту Всех святых, с 1 июля 1827 г.- в уединенной пустыни (впосл. скит в честь Коневской иконы Божией Матери), нек-рое время с ним подвизался иером. Амфилохий (Брелихов). Ежедневно повар оставлял у двери кельи Д. кусок булки, к-рую пустынник съедал, запивая водой. Носил вериги, занимался рукоделием, вырезал деревянные ложки, переписывал книги. Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) 30 апр. 1833 г. Д. был назначен начальником скита во имя Всех святых. В нояб. 1838 г. благочинным мон-рей С.-Петербургской епархии архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) он был вызван в столицу, 4 дек. 1838 г. Ревельским еп. Венедиктом (Григоровичем) рукоположен в сан диакона, 7 дек. того же года стал иеромонахом. 30 янв. 1839 г. по представлению архим. Игнатия (Брянчанинова) в Петропавловском соборе С.-Петербурга Д. был возведен в сан игумена с награждением набедренником и палицей; 14 февр. (по др. сведениям, 11 февр.) того же года утвержден в должности настоятеля Валаамского мон-ря. С 22 марта 1879 г. благочинный Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/168712.html

Комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству посетила Петрозаводскую епархию 13 декабря 2013 г. 16:28 5-6 декабря 2013 года по благословению председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста специальная комиссия Отдела посетила Петрозаводскую епархию для рассмотрения возможности перенесения мужского монастыря Митрофаниевская пустынь в поселок Ильинский и переименования обители в Никольский Адриано-Андрусовский монастырь. В состав комиссии вошли наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря архимандрит Сергий (Воронков) и наместник Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря игумен Феофилакт (Безукладников). В июле 2011 года администрация Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия передала Митрофаниевской пустыни в срочное безвозмездное пользование участок, часть которого является исторической территорией Николаевской Андрусовой пустыни. Сохранились руины Введенского (летнего) и Никольского (зимнего) храмов, фундаменты монастырской ограды с башнями и шести жилых зданий. К настоящему моменту на двух фундаментах построены жилые деревянные дома с печным отоплением. В одном из них теперь находятся домовый храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и братская трапезная. Начато строительство третьего деревянного жилого дома. Ведутся раскопки руин Введенского и Никольского храмов. Над местом, где под спудом почивают мощи преподобного Адриана Андрусовского, ученика прп. Александра Свирского, сооружена временная часовня с ракой. Для хозяйственных и бытовых нужд построены подсобные помещения и баня. Произведен ремонт (осушение и выравнивание) ведущей к монастырю лесной дороги. Обитель существует и развивается на частные пожертвования. По мере распространения информации о монастыре понемногу увеличивается число прихожан из поселка Ильинский и близлежащих населенных пунктов. В обители постоянно проживают пять человек братии, двое из них иеромонахи. Комиссия обратила внимание на подвижнические условия жизни, которые, впрочем, не являются препятствием для дружного сосуществования и трудовых подвигов братии. В обители есть монашеская жизнь, регулярно служится Литургия. На основании увиденного комиссия не находит препятствии для перенесения мужского монастыря Митрофаниевской пустыни в поселок Ильинский и переименования обители в Никольский Адриано-Андрусовский монастырь Петрозаводской епархии. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3437702.ht...

У пройшли переставлення преподобного Лазаря Муромського 1 вересня 2016 р. 14:22 27-28 августа 2016 года в Муромском Успенском мужском монастыре Петрозаводской епархии состоялось празднование престольного дня и 625-летия преставления преподобного Лазаря Муромского, основателя и святого покровителя обители. Торжества возглавил митрополит Петрозаводский и Карельский Константин . 27 августа глава Карельской митрополии осмотрел монастырь. Вечером митрополит Константин возглавил всенощное бдение, а в воскресенье 28 августа — праздничную Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Успенского монастыря игумен Илия (Горбачев) с братией, секретарь главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, секретарь Петрозаводского епархиального управления протоиерей Роман Чадаев, наместник Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря архимандрит Иларион (Кильганов), настоятель Никольского Адриано-Андрусовского мужского монастыря игумен Тит (Буканов). После Литургии был совершен праздничный молебен с крестным ходом вокруг храма. Затем владыка митрополит обратился к духовенству и паломникам с проповедью, поздравив всех с престольным праздником Успенской обители и 625-летием представления преподобного Лазаря Муромского. В дар монастырю митрополит Константин передал икону святителя Луки Крымского. Ряд собравшихся были награждены епархиальной медалью прп. Лазаря Муромского. Паломникам были вручены подготовленные к торжественной дате буклеты, расказывающие об истории Муромского монастыря и иконы прп. Лазаря. Вечером 28 августа митрополит Константин прибыл в Илиинскую Водлозерскую пустынь, расположенную на территории крупнейшего в Европе национального парка на острове Малый Колгостров. 29 августа, в празднование памяти перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944), митрополит Константин совершил Литургию в храме святого пророка Илии. Затем архиерей направился в деревню Варишпельда на Водлозере, где посетил храм во имя Спаса Нерукотворенного и часовню в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В деревне делегацию, возглавляемую владыкой Константином, встретили игумен Киприан (Грищенко) и иерей Олег Червяков, настоятель прихода храма преподобного Диодора Юрьегорского д. Куганаволок Пудожского района, прихожане и паломники. В часовне глава митрополии совершил молебен. После осмотра храма и часовни состоялась встреча Его Высокопреосвященства с приходом и чаепитие. Иерей Олег Червяков рассказал о духовной жизни в Водлозерье и проблемах прихода. Затем делегация Петрозаводской епархии во главе с митрополитом Константином возвратилась в Петрозаводск, сообщает епархиальный сайт . Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4602586...

Впрочем, это царское повеление могло остаться без исполнения. Вскоре наступившие времена междуцарствия расстроили всякий общественный порядок в государстве. Самый Новгород, откуда монастырь должен был получать ругу, был взят и разграблен шведскими войсками, которые призваны были на защиту нашего отечества и так коварно поступили... Наводнявшие Россию Поляки и Литовцы, не видя никакого противоборства, рассеялись по всему ее пространству, проникли в самые отдаленные пределы русского царства. Можно предполагать, что, в эту бедственную годину, когда весь Олонецкий край потерпел разорение от Литовцев и Русских воров, когда почти все монастыри были разграблены и некоторые совершенно уничтожены, разорен был и монастырь Андрусовский. Царь Михаил Федорович, вместе с родителем своим, святейшим патриархом Филаретом Никитичем (1622) указали жалованную грамоту царя Василия Ивановича подписать на свое царское имя. И пустынь, по-видимому, приходила в безбедное состояние, как свидетельствует о том колокол в 40 пуд, отлитый в 1663 году. Но потом, неизвестно по каким причинам, обитель совершенно опустела. Около 1687 г. на развалинах Андрусовой пустыни устроилась уже девичья обитель. Настоятельнице Фекле дана была сборная книга для приобретения средств к возобновлению развалившихся зданий. Но и это общество тружениц принуждено, было искать убежища в ином месте, Бог весть почему. На место инокинь поселилось несколько старцев; но по малобратству обитель не могла существовать самостоятельно, и в 1723 г. приписана к Сяндемской пустыне. По составлении же духовных штатов с 1764 г. обе состояли под ведением Александро-Свирского монастыря. С тех пор Андрусова пустынь оставалась в совершенном запустении, доколе Валаамского монастыря игумен Иннокентий не принял на себя попечения возобновить ее. Заимствуем из собственноручных записок. о. Иннокентия описание обстоятельств, заставивших, его взяться за это дело. «В августе 1782 г. старец Иннокентий, в чине еще иеромонаха, был послан с некоторыми из братии Валаамского монастыря в город Новую Ладогу для покупки хлебных запасов.

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

К середине XIX века сформировался основной монастырский комплекс, подробное описание которого оставил валаамский игумен Дамаскин, посетивший Андрусову пустынь в начале 50-х годов. В плане она имела форму неправильного четырехугольника; с востока, юга и запада к ней подступали болота и каменистые поляны. Монастырь был обнесен каменными стенами, построенными во время управления иеромонахов Феодора (1836-1852 гг.) и Мефодия (1852-1857 гг., 1859-1875 гг.), при этом кирпич изготавливался на своем небольшом заводике. Святые ворота украшались иконами Господа-Вседержителя, заступницы Девы Богородицы, свт. Николая Чудотворца и основателя монастыря прмч. Адриана, написанными самой братией. Центральное место отводилось монастырским храмам, стоявшим на ровной возвышенности, с которой открывалась живописная панорама озерной дали. По обе стороны от ворот шли каменные флигели, вмещавшие в себя трапезную и братские келии. На восточной стороне располагал два деревянных флигеля, рухольная, колодец, а перед ними небольшие огород и сад. На западной стороне разместились настоятельский дом, погреб, квасоварня. Вне монастырских стен традиционно находились скотные дворы и другие хозяйственные постройки. Андрусова пустынь руководствовалась общежительным уставом; управлялась строителем, которому помогал казначей. Вечернее правило читалось в трапезной. В 1850 году братия состояла из 4 иеромонахов, двух иеродиаконов, трех монахов полного пострига, 4 малго и 12 послушников. Капитал пустыни достигал 5 270 руб. серебром; ежегодно она продолжала получать 300 руб. общих сумм Духовного ведомства и 350 руб. как заштатная. Монастырь был достаточно наделен землей: всего - 628 десятин, из них 134 удобной. Монастырские поля и сенокосы вполне могли бы обеспечивать жизнь насельников. Братия занималась земледелием и скотоводством. По ее примеру местные крестьяне стали садить капусту, картофель, редьку. Особое внимание сельскому хозяйству уделялось при строителе иеромонахе Феодоре, при котором земли были расчищены и удобрены, увеличены посевные площади и сенные покосы. Тем не менее из-за суровых климатических условий Карелии часто случались неурожаи, поэтому приходилось выделять часть средств на закупку продуктов и сена.

http://sobory.ru/article/?object=30231

С 1909 года обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь с просветительско-миссионерскими целями в Карельском крае. Материальное положение обители оставалось крайне стеснительным. Монастырские здания были ветхие и требовали основательного ремонта. Но дважды были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина. В богоборческое время монастырское имущество было национализировано. Последняя настоятельни-ца обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в монастыре совхоза им. Ленина. Поначалу ее назначили управляющим совхоза. Затем церковь разорили, здание каменной церкви передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту, а позднее обитель совсем забыли. В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири. Стрелковые полки ленинградцев заняли оборону на реке Сяндебка. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии, оставшиеся строения монастыря были разобраны до основания местными жителями для своих нужд. В 2009 году монастырь стал возрождаться. 25 августа 2009 года Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста. На мысе возведен небольшой деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. А 27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви присвоил обители официальный статус Свято-Успенского Сяндемского женского монастыря. http://syandema.cerkov.ru/ Сяндебский Успенский монастырь, общежительный, в Олонецком уезде, в 25 верстах от города Олонца, на холме между озерами Сяндеба и Рощинское. Во 2-й половине XVI века здесь была основана пр. Афанасием (см. 18 января) мужская пустынь, которая в 1723 году приписана была к Свирскому монастырю; в 1764 году была упразднена; в 1821 году приписана к Андрусовской пустыни, а в 1902 году стала самостоятельной. С 1909 года эта пустынь обращена в женский монастырь с назначением его для служения просветительно-миссионерским целям в крае. Здесь почивают под спудом мощи пр. Афанасия.

http://sobory.ru/article/?object=30786

Царь Федор Иванович дополнил щедроты своих прародителей Андрусовским богомольцам, повелев «наместникам волостелям, порогу Ладожского властям и пошлинником и по мостам мостникам и по рекам перевозчикам и мостовщикам и всяким начальникам: поедут из Андрусовы пустыни, с Ладожского озера, от Введения Пресвятой Богородицы, от Николы чудотворца, игумен строитель или старцы и слуги того монастыря, в Великий Новгород, водяным путем в судах и лодках, а сухим путем на санях или телегах, что на монастырь купить; а к нам на Москву о монастырских делах, а к студеному морю соли купить потребу монастырскую и на братию, отмеру и мыта и перевозу и мостовщина и иных, никаких пошлин не иметь, а пропущать их беззацепно…без мотчапья». За несколько десятков лет, основатель пустыни, со странническим посохом, предпринимать трудный путь к престолу русского царя для испрошения милостыни своей братии; а теперь щедротами Московского двора благосостояние пустыни возросло до того, что старцы могли пускаться в гораздо дальнейшую дорогу в ладьях и на подводах. Тогда от нищенствующего прохожего нечем было поживиться суровым хищникам, а теперь братии было уже на что покупать по отдаленными торговым местам свои годовые запасы. Так Промысл Божий, за молитвы преподобного Адриана, благоволил попещись о своих избранных! Не от царских только щедрот обогатилась пустыня, были и частные пожертвования. От XVI века сохранился доныне колокол, весом около 11 пудов со следующею надписью: «Лета 7060 (1552), сентября 7 дня, Новгородец Василий Ионин Коленоников в Андрусову пустынь Введения Пресвятыя Богородицы, да святителю Николе чудотворцу». Надпись эта указывает на существование в монастыре двух церквей, построенных, может быть, самим основателем пустыни. Нет надобности сомневаться, что были и другие вкладчики в св. обитель, только приношения их не сохранились до нашего времени. Более ничего неизвестно о судьбе пустыни в XVI веке. В начале следующего столетия (1606), царь Василий Иванович Шуйский, по прошению строителя, старца Павла с братиею, дал монастырю новую жалованную грамоту, подтверждающую грамоты прежних царей. А чрез два года потом (1608), в следствие челобитной того же строителя велел пожалованную царем Иваном Васильевичем хлебную рулу «давать в великий пост, на соборное воскресенье, а хлеб давать какой ружникам дастся, а гнилова хлеба не давать».

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010