С 1909 года обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь с просветительско-миссионерскими целями в Карельском крае. Материальное положение обители оставалось крайне стеснительным. Монастырские здания были ветхие и требовали основательного ремонта. Но дважды были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина. В богоборческое время монастырское имущество было национализировано. Последняя настоятельни-ца обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в монастыре совхоза им. Ленина. Поначалу ее назначили управляющим совхоза. Затем церковь разорили, здание каменной церкви передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту, а позднее обитель совсем забыли. В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири. Стрелковые полки ленинградцев заняли оборону на реке Сяндебка. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии, оставшиеся строения монастыря были разобраны до основания местными жителями для своих нужд. В 2009 году монастырь стал возрождаться. 25 августа 2009 года Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста. На мысе возведен небольшой деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. А 27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви присвоил обители официальный статус Свято-Успенского Сяндемского женского монастыря. http://syandema.cerkov.ru/ Сяндебский Успенский монастырь, общежительный, в Олонецком уезде, в 25 верстах от города Олонца, на холме между озерами Сяндеба и Рощинское. Во 2-й половине XVI века здесь была основана пр. Афанасием (см. 18 января) мужская пустынь, которая в 1723 году приписана была к Свирскому монастырю; в 1764 году была упразднена; в 1821 году приписана к Андрусовской пустыни, а в 1902 году стала самостоятельной. С 1909 года эта пустынь обращена в женский монастырь с назначением его для служения просветительно-миссионерским целям в крае. Здесь почивают под спудом мощи пр. Афанасия.

http://sobory.ru/article/?object=30786

Преподобный Никандр Псковский (в миру Никон) родился в селе Виделибье Псковского уезда (†1581; пам. 24 сент.), откуда родом был преподобный Евфросин Спасоелеазаровский (†1481; пам. 15 мая). Преподобный Никандр был так же, как и преподобный Нил, постриженником Крыпецкого монастыря. Его духовное возрастание началось с благословения блаженного Николая Псковского (†1576; пам. 28 февр.). Преподобный Никандр предсказал время своей кончины: когда на Псков нападут враги, что и произошло во время осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 году 24 сентября. На месте его подвигов была основана Благовещенская пустынь северо-западнее Порхова 30 . Особым почитателем Живоначальной Троицы явился преподобный Александр, прославившийся как Свирский подвижник (†1533; пам. 30 авг.). Постригшись первоначально в Валаамском монастыре, он в конце XV в. основал на реке Свири Троицкий монастырь (в 36 км от Олонца), а в 1506 г. рядом с ним – Спасский монастырь для погребения иноков 31 . Ему, как и некоторым другим русским подвижникам, было явление Богоматери, но наиболее он известен явлением, как древле праотцу Аврааму, Пресвятой Троицы в виде трех ангелов. Это был духовный друг святителя Макария. Перед своей блаженной кончиной Преподобный послал грамоту Новгородскому владыке Макарию, поручая его попечению свою обитель. Скончался он в 1533 году, а через 12 лет игумен Иродион написал его Житие. В 1547 году он был канонизован на Макарьевском Соборе как общерусский святой. В подвигах преподобного Александра Свирского есть много, что роднит его с преподобным Сергием Радонежским. Им обоим явилась Пречистая Богоматерь. Оба преподобных подвижника были особыми почитателями Святой Троицы. У них у обоих было множество учеников. В Свирской обители принял постриг преподобный Макарий Римлянин Новгородский чудотворец (XVI в.; пам. 19 янв.), пришедший на Русь из западных стран. Среди самых первых учеников преподобного Александра был преподобный Адриан Андрусовский (†1550; пам. 26 авг. и 17 мая), основавший в начале XVI в. Андрусовскую пустынь к западу от Олонца 32 . В 1549 году он был восприемником при крещении царевны Анны в Новодевичьем монастыре в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Устроившись сам, Валаамский монастырь имел благотворное действие и на другие обители. Подвижные сыны его избираемы были в богомудрые руководители других иноков. Так управлявший хозяйством на кюменских ловлях иеромонах Макарий в 1819 году был возведен в сан архимандрита и определен настоятелем в ставропигиальный Соловецкий монастырь. Иеромонах Феофан выбыл строителем во Введенскую островскую обитель. Иеромонах Пахомий поступил строителем в Палеостровский монастырь. Иеромонах Дамаскин призван строителем в Коневскую обитель. Особенно в деле устроения других обителей потрудился игумен Иннокентий. Трудами его возобновлены были две обители: Сяндемская и Андрусовская. Кроме общехристианских побуждений к возобновлению Андрусовской обители и Сяндемской, старец Иннокентий имел особое побуждение. Был в его жизни несчастный случай, по которому он тонул на воде. В минуты неизбежной опасности он вспомнил о св. Николае чудотворце и преподобномученике Адриане, стал взывать к ним из глубины сердца, произнес в душе обет и, как он убежден был в этом, их предстательством спасен от потопления. Посему ещё в 1807 году старанием о. Иннокентия в упразднённой Андрусовской пустыне возобновлена была церковь св. Николая и снабжена надлежащею утварью. В 1814 году, по его предложению, С.-Петербургский купец Андрей Сергеев изъявил усердие пожертвовать капитал 6000 руб. для вечного обращения из процентов в пользу пустыни и, сверх того, обещал делать и другие пособия к её содержанию, если только она со всеми своими угодьями приписана будет к Валаамскому монастырю и для отправления в ней ежедневно священнослужения будут назначены братия Валаамской обители. Благочестивое желание купца Сергеева было изъяснено о. Иннокентием С.-Петербургскому Владыке, и святитель благословил, чтобы пустынь и братствующие состояли в полной зависимости и распоряжении Валаамского монастыря. В 1818 году, по ходатайству о. Иннокентия, согласно представлению митрополита и мнению Святейшего Синода, Высочайше повелено: Андрусовскую пустынь возвести в число заштатных монастырей, и тогда из Валаамской обители назначены были туда строитель и 6 человек братий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Яшезерская Благовещенская пуст., зашт., в 78 в. от г. Петрозаводска, при о. Ящезере. Основана в кон. XVI в. пр. Ионой (см. 22 сент.). Женские: Клименицкий Троице-Николаевский , общ., в 50 в. от г. Петрозаводска, на Климецком острове Онежского озера. Основан в 1520 г. св. Ионой Климецким (см. 6 июня). Упраздненный в 1772 г., он был восстановлен в 1860 г. Сначала был мужским; в 1906 г. обращен в женский. В церкви свв. Захарии и Елисаветы почивают под спудом мощи основателя мон.; над ними в 1870 г. устроена серебряная гробница. Ладвинский Боголюбский Кирико-Иулиттинский , общ., при с. Ладвы, Петрозаводского у. Учрежден в 1903 г. из женской общины, открытой в 1901 г. при Кирико-Иулиттинской церкви и созданной на месте существовавшей еще в XVII в. часовне, в которой хранилась весьма почитаемая окрестными жителями древняя икона с изображением свв. Кирика и Иулитты и кн. Владимира. В нем находятся: вышеуказанная весьма чтимая икона свв. Кирика и Иулитты с прикрепленным к ней ковчежцем с частицами свв. мощей разных угодников Божиих, пожертвованным архиеп. Новгородским Феогностом, древняя Боголюбская икона Божией Матери и древняя (XIII в.) икона святит. Николая. Паданский Введенский , общ., в 70 в. от уез. г. Лодейное Поле, при р. Паданке, близ Винницкой приходской церкви. Учрежден в 1900 г. из женской общины, открытой в 1894 г. на месте древнего мон., упраздненного в 1764 г. Мон. принадлежит цер.-прих. школа близ дер. Шакшезеро. Сяндебский Успенский , общ., в Олонецком y., в 25 в. от г. Олонца, на холме между озерами Сяндеба и Рощинское. Во 2-й пол. XVI в. здесь была основана пр. Афанасием (см. 18 янв.) мужская пустынь, которая в 1723 г. приписана была к Свирскому мон.; в 1764 г. была упразднена; в 1821 г. приписана к Андрусовской пуст., а в 1902 г. стала самостоятельной. С 1909 г. эта пустынь обращена в женский мон. с назначением его для служения просветительно-миссионерским целям в крае. Здесь почивают под спудом мощи пр. Афанасия. Успенский , 3 кл., общ., близ г. Каргополя. Основан в XIV в. иноком Ионой (в мире Иоанном) Власатым, погребенным здесь под клиросом левого придела Успенской церкви. Первоначально мон. был мужским; с 1649 г. стал женским. Здесь имеется местночтимая икона Успения Божией Матери; рядом с мон. находится часовня, устроенная над родником, ископанным, по преданию, основателем мон. При мон. школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

До земли поклонился боярин старцу и получил его благословение. Чрез нисколько времени Андрей явился к преподобному с дарами: принес ему «бремя хлебов, два пуда ржи и ячменя» и просил его наставлений 4 . В житии преподобного Александра Свирского более ничего не говорится об Андрее Завалишине. Недостаток письменных известий о нем мы восполним местными преданиями. Недолго Андрей оставался в своей вотчине. По совету преподобного Александра он оставил мир и посвятил себя отшельнической жизни и поступил в братство своего учителя с иноческим именем Адриана. Упражняя себя в аскетических подвигах, он подражал во всем своему настоятелю. Испытав и укрепив свои силы многолетним подвигом в Свирской обители, преподобный Адриан возжелал уединения и безмолвия. С благословением своего игумена он избрал себе на берегу Ладожского озера место и поселился на нем. Пустынная жизнь нового отшельника вскоре сделалась известною 5 . К нему начали собираться ученики и подражатели. Основался монастырь, названный по имени основателя его Андрусовым 6 . Неизвестно, в каком именно году основана обитель, но можно полагать, что не позже времен царствования Василия Ивановича, отца Ивана Васильевича Грозного, в начале столетия. На это указывает грамота царя Василия Ивановича Шуйского 7 , в которой упоминается, что Иван Васильевич и утвердил жалованную монастырю милостыню родителя своего Василия Ивановича. Устроив пустынь и собрав братию, преподобный Адриан, вероятно, по монастырским нуждам отправился в Москву. В это время у царя Ивана Васильевича IV родилась дочь Анна от первой супруги его Анастасии Романовны 8 . И Грозный царь, вероятно, из уважения к иноческим подвигам Адриана 9 , избрал его вместе с другим старцем Геннадием, из Сарарайской пустыни, в восприемники своей новорожденной дочери. Об этом событии летопись отметила так: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549, августа в 10 день, в субботу, на неделю, в нощи той, в начале 4 часа, родися царю и великому князю Ивану Васильевичу всея России дщи, царевна Анна, от царицы и великия княгини Анастасии, от дщери Романа Юрьевича, а крестил ее благоверный царь в новом монастыре Девичье, в церкви святых и праведных Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее. Приехал царь и великий князь в субботу в монастырь и обложил храм св. праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту, слушав всенощное и заутреню, и заутрия день в неделю августа в 18 день церковь освящал и дщерь свою царевну Анну, а крестил ее старец Адриан Андрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни, Корнилиев ученик, и действовал священническая игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

положил в Опекунский Совет для вечного обращения в пользу ее. Таковы обстоятельства, при коих совершилось восстановление Андрусовской пустыни в 1817 году. Иннокентий, состоя в это время игуменом Валаамского монастыря, не имел возможности жить постоянно в возобновленной им обители. Но и отсюда он наблюдал и заботился о ней с особенною ревностью. Он назначил туда из своего монастыря благонадежного настоятеля, перевел шесть человек монашествующих, и в продолжение всего своего управления Валаамским монастырем прилагал особенное старание об устройстве возобновленной обители. Часто посещая Андрусовскую обитель, Иннокентий снабжал церковь всякою утварью. Для настоятеля и братии он выстроил четыре деревянных флигеля, где монашествующие имели и трапезу. Покойный Император Александр I, уважая добродетельную н подвижническую жизнь игумена Валаамского Иннокентия, удостаивал его собеседования с собою в императорском дворце; 8 августа 1819 г. изволил посетить состоящую в ведении его Андрусову пустынь. Вот что известно об этом высочайшем посещении. Император пришел в обитель неожиданно, в сопровождении лишь одного крестьянина 13 . Однако ж настоятель 14 с братиею успели встретить его за св. воротами. Государь благоговейно принял благословение старцев и приказал проводить себя к мощам угодника Божия преподобного Адриана. В церкви святителя Николая Его Величество долго молился пред чудотворною иконою святителя, потом приложился к ней и к местным образам. Наконец Император взошел в часовню, где была рака с мощами преподобного мученика Адриана. Пред ракой святого православный царь положил ь три земных поклона, и, преклонив колена пред гробницею св. кума прапрабабы своей царицы Анастасии Романовны, надолго оставался в этом благоговейном положении. Когда монарх поднялся, на глазах его заметны были слезы умиления. При выходе из часовни Его Величество изъявить желание принять гостеприимство пустынников в настоятельской келии, куда должна была собраться вся братия. Около часа Государь беседовал со старцами о пользе душевной и пил чай. Прощаясь с ними, он завещал себя, свое семейство и весь народ русский молитвам отшельников, и вышел из обители с прежним проводником.

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

Цифры, содержащиеся в отчете за 1904 год, говорят, что Андрусова пустынь в то время находилась далеко не в цветущем состоянии. Наводнения привели монастырские здания и ограду в ветхость, последняя в нескольких местах грозила упасть и нуждалась в новом фундаменте. Частая перемена начальствующих лиц не давала возможности приступить к безотлагательным мерам. Капитал пустыни составлял около 12 тыс. руб. Обширные, но малоплодородные земельные угодья скудно вознаграждали труд. Столь необходимое стремление к улучшению агрокультуры отсутствовало. К полевым работам насельники относились довольно небрежно, главное внимание сосредоточив на разведении скота: лошадей и коров. Единственным отрадным явлением была ризница, содержавшаяся в надлежащем порядке и чистоте. Для исправления столь удручающего положения указом Олонецкой духовной консистории прежнего строителя сменили на иеромонаха Амвросия из Александро-Свирского монастыря. Перед ним стояла сложная задача по наведению должного порядка в обители, улучшению духовно-нравственного состояния ее братии, которая привыкла к отсутствию строгого контроля за своей жизнью, ленилась на послушаниях и не всегда присутствовала на богослужениях. Для помощи из того же Александро-Свирского монастыря были переведены несколько монашествующих. 26 августа 1913 года в Андрусовой пустыни произошло светлое и радостное для насельников событие. Бережно хранимая в монастыре частица мощей прмч. Адриана Андрусовского была переложена в изящный серебряный ковчег, устроенный хлопотами нового настоятеля иеромонаха Ксенофонта. В этот торжественный день обитель посетил Преосвященнейший Никанор и отслужил Божественную литургию в монастырском храме. Братия с надеждой уповала на помощь в нелегких ежедневных трудах от своего небесного покровителя, основателя родной пустыни. Но спустя всего 4 года обычное течение монастырской жизни было прервано. После установления в Карелии советской власти Андрусова пустынь была закрыта, на ее бывших землях организовали советское хозяйство имени Володарского, в который вступила часть братии. На 31 октября 1919 года среди 13 его рабочих числилось б монахов и три послушника. Первоначально управляющим совхоза назначили иеромонаха Леонтия, последнего настоятеля обители.

http://sobory.ru/article/?object=30231

Наконец, в 1808 году при содействии санкт-петербургских купцов Семена Федоровича Чусова и Андрея Сергеевича Сергеева была обновлена древняя церковь во имя свт. Николая, антиминс для которой освятил Преосвященный Амвросий, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Надзор за церковью поручили причту Ильинского погоста. Для хранения церковного имущества в пустыни поселился заштатный причетник. Богослужения в Никольском храме совершались только по праздникам и в день памяти прмч. Адриана 26 августа священниками соседних приходов. Первые монахи поселились в возрождаемой обители в 1814 году, когда ее приписали к Валаамскому монастырю. Значительный капитал на обновление Андрусовой пустыни пожертвовал в 1817 году уже упоминавшийся А.С. Сергеев: он внес на вечное обращение в пользу монастыря шесть тыс. руб. и на неотложные расходы выделил три тыс. ассигнациями. За этот вклад император Aлekcahдp I наградил Андрея Сергеевича золотой медалью на Владимирской ленте. В 1818 году указом Санкт-Петербургской духовной консистории Андрусову пустынь восстановили как самостоятельную с учреждением в ней должности строителя и 6 монашеских вакансий, зачислив в число заштатных монастырей, находившихся на собственном содержании. Для пополнения братии монашествующие и послушники были переведены с Валаама. Из общих сумм Духовного департамента ежегодно пустыни отчислялось 300 руб. Игумен Иннокентий добился возвращения Андрусовой пустыни прежних царских даров: тоней на Ладожском озере, угодий и земель, принадлежавших ей до упразднения, кроме островов Сало и Гачи, да 15 десятин, на которых проживал с семейством экономический крестьянин Иван Трифонов. При первом строителе, валаамском иеромонахе Тихоне, Андрусову пустынь посетил император Александр I, направлявшийся из Олонца в Финляндию. «Оставив свиту на правом берегу реки Опоики, в рыбацкой лодке он переправился на левый, откуда пролегала тропинка к пустыни. В сопровождении большаковского крестьянина Ермолая Манеева верхом на лошади отправился в монастырь, последние две версты преодолел пешком». Около часа император беседовал с братией, затем приложился к местным образам, поклонился мощам прмч. Адриана. Растроганный теплым приемом он пообещал прислать в дар серебряные позлащенные сосуды и годовой круг богослужебных книг. Свое слово Александр 1 сдержал.

http://sobory.ru/article/?object=30231

Тогда единодушно всей братией избран был отец казначей Ионафан. 5-го октября 1823 года последовал указ отцу Иннокентию о сдаче монастыря вновь избранному отцу настоятелю. По сдаче монастыря, отец Иннокентий оставлен был на покое в Валаамской обители. За долговременную и усердную его службу, по Высочайшему повелению, согласно представлению высокопреосвященного митрополита, ему назначен был по смерти в пенсион полный оклад настоятельского жалованья, положенного по штату, 600 руб. асс. ежегодно. Последние дни своей многотрудной жизни старец посвятил на окончательное устройство восстановленных его попечением двух обителей: Андрусовской и Сяндемской. Не удерживала и болезнь деятельного старца в его заботах об устройстве пустынь: в сентябре месяце 1828 года он, по делам их прибыл в г. Петрозаводск и здесь, 90-та лет, 22-го числа сентября свершил свое земное течение, предав дух свой Господу. Во время болезни его посещал преосвященный Игнатий, епископ олонецкий, и старец два раза просил владыку доставить его тело на Валаам. Преосвященный Игнатий, уважая редкие добродетели усопшего, почтил память его исполнением последнего его желания: исходатайствовал дозволение погребсти тело его на Валааме и благословил, на пути туда, у каждой встречавшейся церкви останавливаться и совершать литии, а в Сяндемской пустыни внести тело в тамошний Успенский собор, воздвигнутый почившим. В это время, много лет почти безмолвная, пустынь была полна сотнями народа всякого звания: не только окрестные жители, но и от далеких мест приходили поклониться останкам достойно почитаемого старца. До сих пор не только на Валааме, но и во многих дальних краях русской земли с благоговением воспоминают душеспасительные наставления отца Иннокентия, строгие правила его жизни, младенческую простоту его сердца и евангельскую ко всякому любовь. 5. Игумен Ионафан Игумен Ионафан умер через два года по кончине отца Иннокентия, 22 января 1830 года. Он был по происхождению простой ремесленник г. С.–Петербурга; поступил в Валаамский монастырь при отце Назарии и им пострижен в монашество в 1792 г.; проходил послушание в поварне, звонаря и пономаря; посвящен в иеродиакона в 1793 году и в иеромонаха в 1794 году, потом был голосовщиком, ризничим и книгохранителем; при должности казначея он продолжал исполнять обязанности и уставщика на клиросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Адрес : Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Палей (Палеостров) Проезд . Поезд: Москва – Мурманск или Санкт-Петербург – Мурманск до станции Медвежьегорск. Далее автобусом до с. Толвуя. Автобус: Петрозаводск – Великая Губа через с. Толвуя. Автомобиль: по трассе М-18 «Кола» Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск до г. Медвежьегорск. Далее до с. Толвуя или Лебещина, затем на моторной лодке или снегоходе. Подробнее... Муромский Успенский мужской монастырь [ править править код ] Муромский монастырь предположительно основан в конце XIV-haчaлe XV века. Легенда о создании монастыря описывается в «Повести о Муромском острове». Основателем обители считается преподобный Лазарь Мурманский, отправившийся в 1342 году по поручению кесарийского епископа к новгородскому святителю Василию и оставшийся на Руси. После смерти святителя Василия Лазарь пошёл, как повелел ему духовный отец, «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего». Адрес : Республика Карелия, Пудожский р-н, ур. Муромский монастырь (14 км ЮЗ с. Гакугса) Телефон: (81452) 5-11-87 , 8-931-702-26-97 , настоятель монастыря игумен Илия (Горбачев) Подробнее... Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь [ править править код ] Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь (другой вариант написания Ондрусовский) — небольшой православный монастырь на восточном берегу Ладожского озера, на территории Олонецкого района Республики Карелия, в 25 км от Олонца. Основан в начале XVI века преподобным Адрианом Ондрусовским. В настоящее время возрождается. Адрес : Респ. Карелия, Олонецкий р-он, п.Ильинский, Андрусовская губа Проезд: Прежде всего, нужно добраться до Олонца — из Петрозаводска это можно сделать на автобусе или поезде. После этого нужно доехать до поселка Ильинский (это чуть больше 19 км) по дороге А130. Телефон: 8-921-453-52-51 Подробнее... Свято-Ильинская Водлозерская мужская пустынь [ править править код ] Свято-Ильинский Водлозерский погост (Свято-Ильинская Водлозерская пустынь) — православный мужской монастырь, памятник деревянного зодчества. Находится на территории крупнейшего в Европе Водлозерского национального парка, о. Малый Колгостров.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010