Состояние бедных духовного звания значительно улучшилось с учреждением в 1823 г. попечительства. Дела по обеспечению их сосредоточивались при кафедральном соборе, сперва Петропавловском, потом Исаакиевском. Кафедральный протоиерей, в звании главного члена попечительства, вел дела в согласии с другими членами и с посторонними попечителями, назначаемыми из петербургских и уездных протоиереев. Из лиц, состоявших в звании главного члена попечительства, особенными заботами о вдовах и сиротах духовного звания известен протоиерей Иоаким Семен. Кочетов, приобревший для попечительства несколько домов в столице. Благодаря усердию Кочетова и др. петербургских протопопов, здешнее попечительство может считаться одним из богатых. Кроме значительных капиталов, оно имеет несколько каменных домов в лучших улицах. Кроме пособия от попечительства, многие вдовы, с их семействами, получают помещение и денежное пособие от приходских и кладбищенских церквей столицы. Но венцом всех благотворительных учреждений, в пользе бедных духовного звания, должно считать устроенный в 1869 году высокопр. Исидором «Александроневский дом для призрения бедных духовного звания», вмещающий в себе большую часть вдов и дающий воспитание сиротам девицам духовного звания. Лицам духовного звания, почему-либо не получившим ни помещения, ни пособия от попечительства, делаются единовременные пособия из капитала «на воспособление» духовенству, находящегося в непосредственном распоряжении хозяйственного управления при Святейшем Синоде. Когда же с 1865 года духовенство заштатное стало получать пенсии из государственного казначейства, тогда вопрос об обеспечении не служащего духовенства быстро подвинулся к благоприятному решению. в) Духовенство монашествующее Монастыри В петербургской епархии было сперва не мало монастырей, но с учреждением штатов в 1764 г., некоторые из них закрыты и к 1770 году были здесь следующие монастыри: Александроневская лавра, староладожский Успенский женский и Никольский мужской, Введенский и два монастыря в пределах Финляндии: Валаамский и Коневский. В 1771 г. приписан к здешней епархии Зеленецкий монастырь, в 1780–81 г. – Черменецкий, принадлежавший к новгородской епархии. Приписными считались: Андрусовская и Сяндемская пустынь, приписанные к Валаамскому монастырю, староладожский Ивановский монастырь, приписанный в 1811 г. к староладожскому Никольскому монастырю и Сергиевская пустынь, составлявшая удел Троицкой Сергиевой лавры. В 1845 г. возобновлен бывший Смольный, под именем Воскресенского Новодевичьего монастыря. Ныне в петербургской епархии находятся: 1 лавра, 4 мужских и 2 женских монастыря и Сергиева пустынь. Кроме того, староладожский Николаевский, Черменецкий, Валаамский и Коневский монастыри имеют в Петербурге часовни с подворьем для братий. Управление монастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С. С именем преподобного местное предание связывало 2 каменных креста, стоявших при впадении р. Сяндемки в р. Тулоксу: по рассказам, эти кресты приплыли вслед за преподобным против течения реки со стороны ладожского оз. По преданию, каменные кресты на дороге между Сяндемской и Андрусовской пустынями были поставлены преподобными Адрианом Ондрусовским и А. С., когда они посещали друг друга. Считалось, что ц. во имя свт. Николая в сел. Тулокса построена на том месте, где в свое время А. С. поставил крест и предсказал постройку храма. Местное прославление А. С. предположительно совершилось после обретения его мощей. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Соборы Карельских и Валаамских святых, празднования к-рым были установлены соответственно в 1974 и 1999 гг. Ист.: Барсов Е. Преподобные обонежские пустынножители//Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868/69 г. Отд. III. С. 63-65; АИ. Т. 1. 197. С. 361-363. Лит.: Дамаскин (Кононов), игум. Сяндемская Успенская пустынь: Ист.-стат. заметки. СПб., 1856; Шляков Н. Сяндемская Успенская Олонецкая пустынь//ЦВед. 1889. 51; Никодим (Кононов), архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 30-32; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 551; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян. М., 1966. С. 328-329; Собор Валаамских святых. СПб., 1999. С. 9. Игум. Андроник (Трубачёв), Е. В. Романенко Иконография. Сохранились в основном изображения А. С. среди олонецких святых, но существовали и единоличные иконы. В Описи коллекции Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 г. упоминается образ преподобного XIX в. «на холсте [паволоке] в рост, правая рука на груди, в левой четки и посох» (НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. 174). Подобное изображение А. С. в мантии и схиме имеется на литографии П. Ф. Бореля 1855 г. ( Адарюков, Обольянинов. С. 88). На иконе олонецких чудотворцев 2-й пол. XIX в. из ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске А. С. изображен в рясе и схиме красного цвета, волосы длинными прядями спадают на плечи, борода окладистая (Опись имущества ц.

http://pravenc.ru/text/77032.html

Вот что читаем мы в записках обещавшего возобновить монастырь Андрусовский: «1813 г. октября, говорит Иннокентий, в некую ночь пред заутренею, в сонном видении якобы, я еду по Ладожскому озеру в лодке и стала лодка моя по малу тонуть и видится как будто некакой остров и церковь каменная небольшая, и как скоро приблизился поближе и узнал и обрадовался и вздохнул из глубины сердца: «О, преподобный отче Адриане, не остави мене погибнути в беде сей»! И внезапу явился монах, взял меня за руку и поднял и говорит мне: «доколе тебе не исполнять своего обещания». Я и спрашиваю: «Ты, отче, кто такой и откуда?». Он говорит мне: «я пустыни сей начальник». Я говорю ему: »не смею проситься у преосвященного». Он говорит мне: «просись, он тебя отпустит и благословит с любовью». Итак, пришёл будильщик просить благословения к утреннему пению». Это было последнее явление и последнее побуждение преподобного Адриана иеромонаху Иннокентию. Ревностно после того Иннокентий приступил к возобновлению Андрусовской пустыни. Храмы Божии были приведены в благолепие, сооружены многие новые здания и исходатайствовано пустыне позволение числиться приписною к Валаамскому монастырю. Вот при каких средствах и как скоро возобновлена Андрусовская пустынь. Воздержная, добродетельная жизнь Иннокентия приобрела ему доверие и уважение митрополитов Новгородских и С.-Петербургских: Амвросия, Михаила и Серафима. При их посредстве Иннокентий познакомился с князем Александром Николаевичем Голицыным и чрез него сделался известен и покойному Государю Александру Павловичу. С помощью сих высоких особ, Иннокентий в 1817 г. исходатайствовал у Высочайшей власти восстановление Андрусовской пустыни, с определением в нее настоятеля и шести человек монашествующих с штатным жалованьем по 300 руб. в год. В то же самое время (1817) по старанию Иннокентия явился благотворитель. С.-Петербургский 1-й гильдии купец, Андрей Сергеевич Сергеев (Гусарев тоже). Он; на окончательное возобновление пустыни пожертвовал 3000 руб. ассигнациями и 6000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

Царь Федор Иванович дополнил щедроты своих прародителей Андрусовским богомольцам, повелев «наместникам волостелям, порогу Ладожского властям и пошлинником и по мостам мостникам и по рекам перевозчикам и мостовщикам и всяким начальникам: поедут из Андрусовы пустыни, с Ладожского озера, от Введения Пресвятой Богородицы, от Николы чудотворца, игумен строитель или старцы и слуги того монастыря, в Великий Новгород, водяным путем в судах и лодках, а сухим путем на санях или телегах, что на монастырь купить; а к нам на Москву о монастырских делах, а к студеному морю соли купить потребу монастырскую и на братию, отмеру и мыта и перевозу и мостовщина и иных, никаких пошлин не иметь, а пропущать их беззацепно…без мотчапья». За несколько десятков лет, основатель пустыни, со странническим посохом, предпринимать трудный путь к престолу русского царя для испрошения милостыни своей братии; а теперь щедротами Московского двора благосостояние пустыни возросло до того, что старцы могли пускаться в гораздо дальнейшую дорогу в ладьях и на подводах. Тогда от нищенствующего прохожего нечем было поживиться суровым хищникам, а теперь братии было уже на что покупать по отдаленными торговым местам свои годовые запасы. Так Промысл Божий, за молитвы преподобного Адриана, благоволил попещись о своих избранных! Не от царских только щедрот обогатилась пустыня, были и частные пожертвования. От XVI века сохранился доныне колокол, весом около 11 пудов со следующею надписью: «Лета 7060 (1552), сентября 7 дня, Новгородец Василий Ионин Коленоников в Андрусову пустынь Введения Пресвятыя Богородицы, да святителю Николе чудотворцу». Надпись эта указывает на существование в монастыре двух церквей, построенных, может быть, самим основателем пустыни. Нет надобности сомневаться, что были и другие вкладчики в св. обитель, только приношения их не сохранились до нашего времени. Более ничего неизвестно о судьбе пустыни в XVI веке. В начале следующего столетия (1606), царь Василий Иванович Шуйский, по прошению строителя, старца Павла с братиею, дал монастырю новую жалованную грамоту, подтверждающую грамоты прежних царей. А чрез два года потом (1608), в следствие челобитной того же строителя велел пожалованную царем Иваном Васильевичем хлебную рулу «давать в великий пост, на соборное воскресенье, а хлеб давать какой ружникам дастся, а гнилова хлеба не давать».

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

К середине XIX века сформировался основной монастырский комплекс, подробное описание которого оставил валаамский игумен Дамаскин, посетивший Андрусову пустынь в начале 50-х годов. В плане она имела форму неправильного четырехугольника; с востока, юга и запада к ней подступали болота и каменистые поляны. Монастырь был обнесен каменными стенами, построенными во время управления иеромонахов Феодора (1836-1852 гг.) и Мефодия (1852-1857 гг., 1859-1875 гг.), при этом кирпич изготавливался на своем небольшом заводике. Святые ворота украшались иконами Господа-Вседержителя, заступницы Девы Богородицы, свт. Николая Чудотворца и основателя монастыря прмч. Адриана, написанными самой братией. Центральное место отводилось монастырским храмам, стоявшим на ровной возвышенности, с которой открывалась живописная панорама озерной дали. По обе стороны от ворот шли каменные флигели, вмещавшие в себя трапезную и братские келии. На восточной стороне располагал два деревянных флигеля, рухольная, колодец, а перед ними небольшие огород и сад. На западной стороне разместились настоятельский дом, погреб, квасоварня. Вне монастырских стен традиционно находились скотные дворы и другие хозяйственные постройки. Андрусова пустынь руководствовалась общежительным уставом; управлялась строителем, которому помогал казначей. Вечернее правило читалось в трапезной. В 1850 году братия состояла из 4 иеромонахов, двух иеродиаконов, трех монахов полного пострига, 4 малго и 12 послушников. Капитал пустыни достигал 5 270 руб. серебром; ежегодно она продолжала получать 300 руб. общих сумм Духовного ведомства и 350 руб. как заштатная. Монастырь был достаточно наделен землей: всего - 628 десятин, из них 134 удобной. Монастырские поля и сенокосы вполне могли бы обеспечивать жизнь насельников. Братия занималась земледелием и скотоводством. По ее примеру местные крестьяне стали садить капусту, картофель, редьку. Особое внимание сельскому хозяйству уделялось при строителе иеромонахе Феодоре, при котором земли были расчищены и удобрены, увеличены посевные площади и сенные покосы. Тем не менее из-за суровых климатических условий Карелии часто случались неурожаи, поэтому приходилось выделять часть средств на закупку продуктов и сена.

http://sobory.ru/article/?object=30231

Дальнейшая точная судьба насельников Андрусовой пустыни по известным документам пока не прослеживается. Андрусовское религиозное объединение, созданное местными жителями, какое-то время содержало монастырские храмы. После войны 1941-1945 годов Никольская церковь попала в список памятников архитектуры Карело-Финской ССР, но это не спасло ее от варварского разрушения. При советской власти от храмов пустыни практически ничего не осталось. До недавнего времени на территории монастыря рядом с остатками фундамента Введенского храма стояло двухэтажное здание базы отдыха. В сентябре 1999 года, в 450-летнюю годовщину со дня мученической смерти прмч. Адриана, епископ Петрозаводский и Карельский Мануил посетил развалины Андрусовой пустыни, где отслужил молебен и акафист святому. Кожевникова Ю.Н. Сборник «Олонецкая епархия. Страницы истории» http://eparhia.karelia.ru/htm14/andr14.htm 19 марта 2014 года в связи с прошением Преосвященного Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Никольского Адриано-Андрусовского мужского монастыря поселка Ильинский Олонецкого района Республики Карелия и назначил иеромонаха Тита (Буканова) игуменом этого монастыря. Андрусова пустынь была основана учеником прп. Александра Свирского прп. Адрианом Андрусовским в первой половине XVI века на каменистом полуострове восточной части Ладожского озера. При жизни прп. Адриана были построены две церкви – введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. После установления в Карелии советской власти Андрусова пустынь была закрыта, на ее бывших землях организовали советское хозяйство имени Володарского. Никольская церковь попала в список памятников архитектуры Карело-Финской ССР, но это не спасло ее от варварского разрушения. При советской власти от храмов практически ничего не осталось, сохранились лишь руины Введенского (летнего) и Никольского (зимнего) храмов, фундаменты монастырской ограды с башнями и шести жилых зданий.

http://sobory.ru/article/?object=30231

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОРОВ ВАЖЕОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Петрозаводской и Карельской епархии), находится в пос. Интерпосёлок Олонецкого р-на Республики Карелия. Основан на месте пустынных подвигов преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских. Расположен на берегу оз. Важозеро (Важе, Вожезеро) среди хвойных лесов. Устроение обители относится к периоду интенсивной «монастырской колонизации» XVI в., в значительной степени связанной с подвигами прп. Александра Свирского : в 1-й половине века были основаны Андрусовская во имя святителя Николая Чудотворца мужская пустынь , Клименецкий во имя Святой Троицы и Вознесенский на истоке р. Свири мон-ри; во 2-й пол. XVI в.- Сяндемская в честь Успения Пресвятой Богородицы , Габановская Петропавловская, Яшезерская Благовещенская, Машеозерская Илиинская, Брусненская Николаевская, Соломенская Петропавловская и Вашеостровская Преображенская пустыни. При прп. Никифоре, ученике прп. Александра Свирского и 1-м игумене пустыни, к-рая именовалась Задненикифоровой, к 1530 г. были сооружены деревянная ц. в честь Преображения Господня и 10 келий. В год кончины прп. Никифора ( 9 февр. 1557, в день своих именин) 9 марта царь Иоанн IV Васильевич Грозный пожаловал «в Заднюю пустынь, в Спасский монастырь Боголепного Преображения Господня на Важене озере» земельные угодья: по версте вокруг озера на все 4 стороны. Предписывалось, чтобы расчистка леса и пахота велись самими насельниками, а «не наймом и без подмоги» (Соборная грамота. 1869. С. 81; Барсов. 1869. С. 73). 23 окт. 1588 г. царь Феодор Иоаннович подтвердил право бедной обители во главе с игум. Дорофеем на островки с рыбной ловлей на р. «Свири на пороге на Сиговце по обе стороны реки», пожалованные в 1557 г. В 1596 г. в мон-ре освящен храм Преображения Господня, о чем свидетельствовал хранившийся в нем древний антиминс.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Особенно в деле устроения других обителей потрудился игумен Иннокентий. Трудами его возобновлены были две обители: Сяндемская и Андрусовская. Кроме общехристианских побуждений к возобновлению Андрусовской обители и Сяндемской, старец Иннокентий имел особое побуждение. Был в его жизни несчастный случай, по которому он тонул на воде. В минуты неизбежной опасности он вспомнил о св. Николае чудотворце и преподобномученике Адриане, стал взывать к ним из глубины сердца, произнес в душе обет и, как он убежден был в этом, их предстательством спасен от потопления. Посему еще в 1807 году старанием о. Иннокентия в упраздненной Андрусовской пустыне возобновлена была церковь св. Николая и снабжена надлежащей утварью. В 1814 году, по его предложению, С.–Петербургский купец Андрей Сергеев изъявил усердие пожертвовать капитал 6000 рублей для вечного обращения из процентво в пользу пустыни и, сверх того, обещал делать и другие пособия к ее содержанию, если только она со всеми своими угодьями приписана будет к Валаамскому монастырю и для отправления в ней ежедневно священнослужения будут назначены братия из Валаамской обители. Благочестивое желание купца Сергеева было изъяснено о. Иннокентием С.–Петербургскому Владыке, и святитель благословил, чтобы пустынь и братствующие состояли в полной зависимости и распоряжении Валаамского монастыря. В 1818 году, по ходатайству о. Иннокентия, согласно представлению митрополита и мнению Святейшего Синода, Высочайше повелено: Андрусовскую пустынь возвести в число заштатных монастырей, и тогда из Валаамской обители назначены были туда строитель и 6 человек братий. В 1827 году о. Иннокентий просил Государя Императора об отводе земли с лесом для Сяндемской пустыни, приписанной к пустыне Андрусовской. Почему, по положению комитета гг. министров, последовало Высочайшее соизволение: «определить пустыне оклад денежный по 300 рублей ежегодно, вместо угодьев». Старанием о. Иннокентия в Сяндемской пустыне построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, на сумму в количестве 4175 рублей ассингац., всемилостивейше пожалованную, по прошению о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15 мая 1550 г. А. О., возвращаясь из Москвы в мон-рь, был убит крестьянами с. Обжи, тело его было брошено в болото. Спустя 2 года нетленные мощи святого были обретены иноками Андрусовской пуст., 17 мая 1552 г. перенесены в обитель и положены у сев. стены Никольского храма. В 1721 г. мощи были освидетельствованы по указу имп. Петра I . С 1828 г. (либо с 1830) они находились под спудом в нише юж. стены Никольского храма между алтарем и клиросом, над мощами была устроена деревянная рака с живописными изображениями преподобного в рост, а также сцен его смерти и погребения (совр. нахождение мощей неизвестно). Те же изображения находились на столпах Св. врат Андрусовской обители. Начало местного почитания А. О. можно датировать сер. XVII в. В одном из актов 1659 г. он называется «преподобным отцем нашим и чудотворцем», его память отмечена в «Описании о российских святых», а также в месяцеслове XVII в., принадлежавшем Барсову. Архиеп. Сергий (Спасский) поместил память А. О., ошибочно назвав его Афанасием Сяндемским, в разд. святых, внесенных в святцы, но неканонизированных (Месяцеслов. Т. 3. С. 551). В 1819 г. Андрусовский мон-рь посетил имп. Александр I , осматривавший Олонецкую губ. Император молился у раки святого, впосл. прислал в мон-рь богослужебные книги и сосуды. В 1882-1883 гг. на месте убиения А. О. была построена часовня в память об избавлении по молитвам святого местных жителей от сибир. язвы в 1873 г. В честь этого же события ежегодно 14 июня совершался крестный ход из с. Обжи к часовне. Служба святому издревле совершается по Общей Минее . Существует акафист святому, но кем он составлен, неизвестно. Молитва А. О. опубликована по рукописи из Андрусовской пуст. (Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях. М., 1993p. С. 218-219). Ист.: Левицкий, протодиак. Сказание о преподобном отце нашем Андриане Чудотворце. Гатчина, 1882; Описание о российских святых. С. 181. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 12-13; Даниил, игум. Андрусова-Николаевская пустынь Олонецкой губернии: Ист.-стат. очерк. СПб., 18842; Барсов Е. В. Андрей Завалишин и его пустынь: Ист. очерк//ЧОИДР. М., 1884. Кн. 4. С. 1-17; Филарет (Гумилевский). Жития. СПб., 18923. Август. С. 223-227; Никодим, архим. Преподобный Александр Свирский и его ученики. Гл. 3: О церковном почитании прп. Адриана Ондрусовского//Олонецкие ЕВ. 1902. 22. С. 723-727; Акафист прп. Адриану Ондрусовскому//Акафисты русским святым. СПб., 1995. T. 1: А-Г. С. 90-101; Макарий (Веретенников), архим. Всероссийский Митрополит Макарий и его святые современники//Вышенский паломник. Рязань, 1996. Сент.-нояб. С. 56-60.

http://pravenc.ru/text/63614.html

Вступив в должность настоятеля, он продолжал свою подвижническую жизнь, подавал пример собою всему братству и твёрдо соблюдал правила общежития. Сохраняя таким образом ненарушимо прекрасное внутреннее устройство, сообщенное монастырю блаженным старцем Назарием, отец Иннокентий неутомимо заботился и об улучшении внешнего быта умножавшегося братства. И Валаамская обитель, после старца Назария, во всех отношениях цветущим состоянием своим большею частию обязана, при помощи Божией, его трудам, усердию и дарованиям. Разнообразные труды, понесенные о. игуменом Иннокентием для пользы святой обители, в качестве монастырскаго брата, казначея и игумена, ослабили при старости его телесные силы. Слабость здоровья останавливала его в прохождении его должности: почему старец просил отставки. Министр духовных дел и народного просвещения князь А. Н. Голицин докладывал Государю Императору о желании старца. Государь, изъявляя сожаление, что здоровье игумена Иннокентия не дозволяет ему долее продолжать службу, соизволил на удовлетворение его просьбы. Об этом дано было знать братии чрез Духовную Консисторию для избрания способнейшего и достойнейшего из среды их в настоятели. Тогда единодушно всею братиею избран был о. казначей Ионафан. 5 октября 1823 года последовал указ о. Иннокентию о сдаче монастыря вновь избранному настоятелю. По сдаче монастыря, о. Иннокентий оставлен был на покое в Валаамской обители. За долговременную и усердную его службу, по Высочайшему повелению, согласно представлению высокопреосвященного митрополита, ему назначен был по смерть в пенсион полный оклад настоятельского жалованья, положеннаго по штату 600 руб. ассиг. ежегодно. Последние дни своей многотрудной жизни старец посвятил на окончательное устройство восстановленных его попечением двух обителей: Андрусовской и Сяндемской. Не удерживала и болезнь деятельного старца в его заботах об устройстве пустынь: в сентябре месяце 1828 года он, больной, по делам их прибыл в г. Петрозаводск и здесь, 90 лет, 22 числа сентября свершил своё земное течение, предав дух свой Господу. Во время болезни его посещал преосвященный Игнатий, епископ Олонецкий, и старец два раза просил владыку доставить его тело на Валаам. Преосвященный Игнатий, уважая редкия добродетели усопшего, почтил память его исполнением последнего его желания: исходатайствовал дозволение погребсти тело его на Валааме и благословил, на пути туда, у каждой встречавшейся церкви останавливаться и совершать литии, а в Сяндемской пустыни внести тело в тамошний Успенский собор, воздвигнутый почившим. В это время, много лет почти безмолвная, пустынь была полна сотнями народа всякого звания; не только окрестные жители, но и от далёких мест приходили поклониться останкам достойно почитаемого старца. До сих пор не только на Валааме, но и во многих дальных краях русской земли с благоговением воспоминают душеспасительные наставления о. Иннокентия, строгие правила его жизни, младенческую простоту его сердца, евангельскую ко всякому любовь 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010