Через некоторое время этот атаман столкнулся с другой разбойничьей шайкой, обитавшей на соседнем Сторожевском мысу, был побеждён и скованным брошен в лодку. Однако неожиданно он увидел перед собой преподобного Адриана, который сказал: «По милосердию Господа, для Которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен», — и исчез. Атаман увидел себя без оков на берегу и никого вокруг. Поражённый, он поспешил в обитель преподобного Адриана и нашёл всех подвижников на псалмопении — как оказалось, преподобный не выходил из обители. Разбойник пал к ногам настоятеля и просил принять его в братию. Оставшись в обители, он окончил жизнь в покаянии. Также раскаялся и атаман другой шайки. По молитвам преподобного Адриана он принял постриг под именем Киприана Стороженского. Об обители услышал и царь Иван Васильевич, который делал в монастырь вклады. В августе 1549 года Адриан даже был приглашён для восприятия от купели св. крещения дочери Ивана Грозного Анны. Однако по возвращении из Москвы в свою обитель он был убит крестьянами деревни Обжа, которые надеялись найти у него деньги. В 1551 году были обретены нетленные мощи Адриана Ондрусовского. Празднование совершается 17 мая (30 мая). XVI—XVIII века [ править править код ] Значительный урон монастырю нанесла Русско-шведская война 1570—1582 годов. В 1572—1573 годах шведский полководец Херман Флеминг прошёлся огнём и мечом по Приладожской Карелии. К 1580-м годам от Ондрусовской пустыни осталась только каменная Никольская церковь, все деревянные строения сожжены, а игумен убит. С воцарением Дома Романовых обитель была восстановлена. В 1764 году по повелению Екатерины II Ондрусовский монастырь был упразднён. XIX—XX века [ править править код ] Возрождение монастыря связано с игуменом Валаамского монастыря Иннокентием, который, согласно легенде, ещё в конце 1780-х годов был дважды чудесным образом спасён в Ладожском озере предстательством Адриана и дал обет постараться восстановить основанную им обитель. Однако только 30 лет спустя, в 1817 году, старец Иннокентий смог приступить к исполнению обещания. На вклады С. Ф. Чусова и А. С. Сергеева, пустынь была восстановлена и приписана к Валаамскому монастырю.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_Адр...

718 Горский. Описание. 2. С. 122—123. 719 Филарет. Обзор. 1. С. 234. 720 ААЭ. 4. 311; Барсуков. Источники русской агиографии. С. 218. Житие Илариона в: Труды Владимирской уч. архивной комиссии. 10 (1908). Небольшая работа: Иероним. Жизнь Илариона, митрополита Суздальского (1867) — была мне недоступна. 721 Чистович И. Новгородский митрополит Иов, в: Странник. 1861. 2; работы: Постников. Афанасий, первый архиепископ Холмогорский (1866); Верюжский. Афанасий, архиепископ Холмогорский (1914) — к сожалению, тоже нам недоступны. Ср. также: ПБЭ. 1. С. 1087; 2. С. 181, 182. 722 Основную литературу о Никоне см. в главе XII. 723 Федотов Г. Святой Филипп, митрополит Московский (1928). Особенно с. 120—137, 206—220; Рождественский С. Митрополит Филипп, в: РБС. 724 Федотов. Там же. С. 104. 725 О канонизациях в XVII-XIX вв. см.: Голубинский. История канонизации в Русской Церкви (1903). 726 Ср. главу III, 4. 727 Ключевский. Жития. С. 319; Голубинский. История канонизации. С. 130. 728 Там же. С. 120; Коноплев. Ук. соч., в: Чтения. 1895. 4. С. 86—101. 729 Голубинский. Ук. соч. С. 117; Макарий, еп. Историч. сведения об Антониевом Сийском мон., в: Чтения. 1878. 3. 730 Голубинский. Ук. соч. С. 155, 314; Нилова пустынь, в: Чтения. 1875. 3; Успенский В. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни (1867. 3-е изд. 1886). 731 Голубинский. Ук. соч. С. 132; Ключевский. Ук. соч. С. 392; Серебрянский. Ук. соч. С. 317—326, 538—545, 568 и след. (житие Никандра). 732 Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2-я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2-е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

В нижней церкви собора хранились овощи. В алтаре Успенской церкви открыли магазин. В Воскресенском скиту обосновалась туристическая база. " На кирпич разбирались каменные скиты, а деревянные использовались как легкодоступное топливо " , – пишет современный автор В.Р. Рывкин. По воспоминаниям островитян, " директор дома инвалидов разбирал и сжигал деревянные часовни – отапливал ими свинарник и коровник; председатель сельсовета жег старые церковные книги и иконы " . В 1950-е годы был сожжен деревянный храм Ильинского скита на острове Лембос. Погибли Назариевская пустынь и около 20 деревянных часовен на островах. От строений Коневского скита к середине 1950-х годов остались только фундаменты. Церковь, перевезенную на центральную усадьбу, приспособленную под кормокухню и оскверненную, позже также уничтожил пожар. Были разрушены и находившиеся под попечением Валаамской обители Андрусовский и Сяндемский монастыри (Олонецкий район Республики Карелия), а также, в значительной части, Палеостровская обитель преп. Корнилия на Онежском озере. Последняя, Покровская часовня, как и многие другие, сгорела не во время военных действий, а в мирное лето 1982 года (ныне, как и Владимирская, отстроена заново). В 1965 году власти, организовав на острове природный заказник, решили дать Валааму новую жизнь. Были и другие попытки. В 1979 году природный заказник был преобразован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в связи с чем некоторым зданиям был придан статус памятников ( 1971 , 1985 гг.). Предполагались устройство туристического аттракциона с канатной дорогой и аэродромом, в соборе – зала органной музыки, строительство нового поселка на 1000 жителей. Возрождение монастыря 18 сентября 1989 года, по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия , Совет министров Карелии решил " передать в пользование " Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского. Первые шесть насельников – иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид и Вадим (ныне иеросхимонах Варахиил), прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов ( " Морской дом " ).

http://drevo-info.ru/articles/14818.html

Достигнув в 1816 году 20-летнего возраста, благочестивый Дамиан стал искать себе пути ко спасению. Родители его стали было предлагать ему жениться, но не то было на сердце и уме Дамиана. Прослышав, что некоторые из знакомых его собираются на богомолье в Киев, он, испросив благословение родителей, осмелился, несмотря на свою больную ногу, пуститься в дальний путь – в Киев, и Господь не оставил ревностного раба Своего: по выходе из родного дома Дамиан тотчас же почувствовал облегчение ноги своей и легко пришел в отдаленную Киево-Печерскую лавру, где молитвами нетленно почивающих там Угодников Божиих, нога его исцелилась совершенно и потом уже никогда не болела до самой его кончины. Получив от Господа, через святых Его Угодников, таковую милость, Дамиан твердо решил следовать неуклонно по пути Господню и с тех пор стал искать для себя тихого пристанища. Из Киева юный благочестивый странник возвратился домой. Недолго погостив под кровом родительским, боголюбивый Дамиан отправился уже один, хранимый Богом, в Соловецкий монастырь. Сподобившись поклониться местной святыне, он на возвратном пути посетил Андрусовскую пустынь. Здесь усердный богомолец, наслышавшись о Валаамском монастыре, возгорел желанием побывать во святой обители Валаамской, видеть ее святыни и поклониться. По дороге к Валааму ему повстречались белобережские старцы: иеросхимонах Леонид, схимонах Феодор и иеромонахи – Гавриил и Иоанникий, державшие путь с Валаама в Александро-Свирский монастырь. Увидев Дамиана, все эти честные отцы, прозревая в нем непростого странники, низко поклонились ему. Такое смирение старцев на всю жизнь осталось в памяти его. На Валааме Дамиану так, с первого же раза, полюбилось в обители, что он возжелал тогда же, хотя бы навсегда остаться в ней, но не пришло еще то время... Пожив недолго на Валааме, отправился он на Коневец, откуда прошел в г. Тихвин и прибыл как раз к празднику Тихвинской иконы Божией Матери; пробыв здесь праздники, возвратился благополучно на родину. В 1819 году Дамиан вновь отправился на Валаам во святую обитель, теперь уже с паспортом и на более долгий срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

721 Чистович И. Новгородский митрополит Иов, в: Странник. 1861. 2; работы: Постников. Афанасий, первый архиепископ Холмогорский (1866); Верюжский. Афанасий, архиепископ Холмогорский (1914) – к сожалению, тоже нам недоступны. Ср. также: ПБЭ. 1. С. 1087; 2. С. 181, 182. 729 Голубинский. Ук. соч. С. 117; Макарий, еп. Историч. сведения об Антониевом Сийском мон., в: Чтения. 1878. 3. 730 Голубинский. Ук. соч. С. 155, 314; Нилова пустынь, в: Чтения. 1875. 3; Успенский В. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни (1867. 3-е изд. 1886). 731 Голубинский. Ук. соч. С. 132; Ключевский. Ук. соч. С. 392; Серебрянский. Ук. соч. С. 317–326, 538–545, 568 и след. (житие Никандра). 732 Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2-я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2-е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч. 734 Ключевский. Ук. соч. С. 323; Словарь (1862). С. 105–107; Голубинский. Ук. соч. С. 158; Платонов. Древнерусские сказания о Смутном времени. С. 293. 737 Яхонтов. Жития северорусских подвижников. С. 197 и след.; Книга глаголемая о святых, в: Чтения. 1887. 4. 324. Житие Елеазара в: Прав. соб. 1860. 1. 738 См., например, послание Ивана IV Казанскому архиепископу Гурию, в: АИ. 1. 241; а также Уложение 1649 г. Гл. 20, 21, 26; ДАИ. 5. 241–244; Макарий. 10. С. 72; АИ. 5. 69, 75; послание архиепископу Сибири, в: Иванов. Описание государственного архива старых дел. 1 (1850). С. 263. 740 Макарий. 2-е изд. 6. С. 357; Голубинский. История канонизации. С. 148; Серебрянский. Ук. соч. С. 342–344; Ключевский. Жития. С. 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Основатель обители был и наставником нового братства. Для собственного же научения имел он частые духовные беседы с преподобным Адрианом Андрусовским, валаамским схимонахом, основавшим около того же времени иноческую обитель на берегу Ладожского озера. Подвижники жили верстах в 20 один от другого. Памятниками этого духовного общения остались кресты, водруженные угодниками Божиими на пути через все пространство, отделявшее их друг от друга. Предание говорит, что и на том месте, где теперь церковь во имя чудотворца Николая в селении Тулокса, преподобным Афанасием был поставлен крест и предсказано создание храма на служение Господу. Пророчество исполнилось, церковь святителя Николая, почти современная основателю Сяндемской пустыни, существует и поныне. При устье реки Сяндемки (текущей на девять верст из Сяндемского озера в речку Тулоксу) находятся на обоих ее берегах два каменные креста. По свидетельству предания, они сопутствовали преподобному Афанасию с Валаама и суть благословение тамошних старцев основателю Сяндемской пустыни. У окрестных жителей сохранились рассказы, что эти кресты чудесно приплыли за преподобным против речного течения со стороны Ладожского озера. По древнему же сказанию, угодник Божий Афанасий последние годы святой жизни своей провел в уединении на одном из островов озера Сяндема, который называется и доселе Святым. Преподобный Афанасий преставился в своей пустыни и погребен на одном из мысов Рощинского озера, где потом над могилой его сооружена церковь во имя святителя Кирилла и Афанасия, патриархов Александрийских. Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило все письменных свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого несчастного события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями. При нашествии врагов старцы, чтобы спасти некоторые церковные предметы и колокола, опустили все в озеро, на топком дне которого они навсегда и остались. В начале XVIII столетия, Божиим попущением, Сяндемская пустынь сгорела дотла, и, как видно из надписи закладного креста, в 1720 году церковь святителей Кирилла и Афанасия выстроена вновь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Настоящей бедой для Андрусовой пустыни являлись частые наводнения. Осенью и весной вода в Ладоге поднималась настолько, что полуостров, на котором располагалась обитель, превращался в остров, часть пашни оказывалась затоплена. Время от времени случались такие полноводия, когда ладожская вода доходила до самых монастырских стен и подолгу стояла, чем наносила большой вред деревянным строениям и ограде. При сильных ветрах часть сенокосов тоже скрывалась под водой. Для пропитания братия занималась также рыбным промыслом. Тоня при о. Гача сдавалась в аренду местным крестьянам. На этом острове позднее была открыта восьмая по счету в Олонецкой губернии спасательная станция, так как коварное место представляло собой большую опасность для проходящих судов. При о. Феодоре в пустыне на покое проживал архимандрит Гедеон, совершивший в 1803-1806 годах кругосветное плавание. Некоторое время он возглавлял духовную миссию в Америке, находился при Японском посольстве. На родине занимал разные почетные должности, являлся настоятелем Иверского первоклассного монастыря Новгородской епархии, был соборным иеромонахом Киево-Печерской лавры. В преклонном возрасте архимандрит Гедеон сначала удалился в Коневецкий монастырь, а из него перебрался в Андрусову пустынь. Свои достоинства он скрывал под покровом юродства. Во второй половине XIX века настоятели и управляющие Андрусовой пустыни стали меняться очень часто, что было связано с общей нехваткой достойных кандидатов на эти должности среди монашествующих Олонецкой епархии. Наиболее умными и хозяйственными управителями Андрусовой пустыни стали иеромонах Моисей, прибывший из Александро-Свирского монастыря, значительно пополнивший ризницу, и иеромонах Геннадий, при котором обновленные храмы собственными силами были изнутри расписаны, а на месте убиения прмч. Адриана, где ранее стоял деревянный крест, построили новую часовню в память чудесного избавления окрестного населения от эпидемии сибирской язвы в 1873 году. Кстати, все постройки и исправления были произведены исключительно на средства благотворителей: крестьянина из села Ладвы И.Ф. Кипрушкина (род Кипрушкиных немало внес средств в пользу других малых обителей Олонецкой губернии) и новоладожской купчихи А.Н. Дудниковой.

http://sobory.ru/article/?object=30231

2 После разрушения в древнее время Шведами Валаамской обители около Сяндебской пустыни подвизался Валаамский схимник Иринарх, погребенный в роще, близ часовни около деревни Перти–Сельга. 3 О нем, см. Н. С. «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах С.–Петербургской епархии, XIV– XVII в. СПБ. 1901 г. 4 В описании Андрусовой пустыни мы еще читаем следующее: За алтарем видны несколько холмиков. Под одним из них почил любитель безмолвия, добродетельный старец–схимонах здешней обители – Евфимий тут же, под другим холмиком, погребен ученый Архимандрит Гедеон, совершивший плавание вокруг света на корабле Нева (1803–1806). Некоторое время он начальствовал духовной миссией в бывших русских владениях в Америке, и был очевидцем высоких христианских добродетелей Валаамских старцев, проповедовавших диким сынам Нового Света Веру Христа Спасителя, о чем он свидетельствует в своем описании этого путешествия. По возвращении в отечество, он занимал разные почетные должности; наконец просвещенным умом своим и благочестивым сердцем, уразумел тщету земной славы и возжелал жития пустынного; почему, испросив дозволения начальства, поселился на спокойствие сперва в Коневце, а оттуда перешел в Андрусову пустынь. Между смиренными Андрусовскими старцами он скрывал свои достоинства под покровом юродства: простодушию его и нищете удивлялись самые простодушные и нестяжательные. 5 Для желающих подробнее ознакомится с жизнью и чудесами Пр. Александра Свирского обителью изданы подробные описания жизни и чудес Пр. Александра, акафист ему и описание обители. В Свирском монастыре в XIX в. Подвизался знаменитый в истории подвижничества старец, схим. Феодор, который тут и погребен со своими учениками: Варфоломеем, Игнатием, Мелетием и Антиохом (см. кн. «Подвижническая жизнь схимонаха Феодора» 1901 г.) 6 Источниками для этого труда послужили более ранние наши труды: 1) «Преподобные Александр Свирский и его ученики – подвижники», 2] «Олонецкие святые, их жизнь и церковное чествование. – Подвижники XIY–XY веков и их почитание»; 3) «Препод. Александр Ошевенский и церковно-историческое значение основанной им обители»; 4) «О церковном почитании Препод. Александра Ошевенского». 1–2 помещены были в «Ол. Еп. Вд.» 1902– 1903 гг.; 3–отд. брошюра 1894 г. и 4–в «Ол. Губ. Вд.» 1896 г.); равно и все, те труды, какие указаны в этих сочинениях. Текст же жития Пред. Александра Свирского взят из брошюры Я. С. Елпидинского,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

мон-рь или вернулись в свои губернии. Марии пришлось трижды менять свое убежище. Обнаружив в лесу место, где жила Мария, преемник иером. Митрофана, вероятно иером. Феофан (1853-1856), угрозами заставил ее выйти из избушки, которую затем сожгли дотла. Мария вынесла с собой только икону и 3 книги. О. Герасим посоветовал Марии вернуться в свою деревню, а затем написал ей, чтобы она отправлялась на Кавказ. За 2 месяца Мария и ее родственница, Матрона, пешком дошли до Ставрополя. Их по благословению свт. Игнатия (Брянчанинова), который хорошо знал о. Исаию, определили в Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь, но Мария не смогла в нем жить из-за многочисленности сестер и тесноты. Она нашла уединенное место в 2 верстах от обители, в пещерке у подножия холмов. Подвижница покидала уединение только для общения с духовником и местным землевладельцем, почитавшим ее как старицу. В холодное время Мария часто страдала от лихорадки, болела ревматизмом. По ее просьбе с ней поселилась Матрона. Иером. Прохор, духовник Н. м., и о. Герасим написали письмо с просьбой рассказать о жизни Марии. Получив ответ, о. Герасим, посоветовавшись с игум. Даниилом, ок. 1860 г. написал в Ставрополь о том, что отшельнице уже можно вернуться в Олонецкий край. Свт. Игнатий после длительной беседы с Марией благословил ее и Матрону на возвращение. Иером. Геннадий (Борисов Василий) род. в 1846 г. в Важинском погосте (как и преподобный Геннадий Важеозерский) в крестьянской семье, учился в сельском уч-ще. Поступил 6 июня 1873 г. послушником в Н. м. и 22 марта 1875 г. принял монашеский постриг, 8 нояб. 1875 г. рукоположен в сан диакона, 19 сент. 1876 г.- в сан иерея. С мая 1878 по авг. 1887 г. он «для пользы службы» назначался управляющим в Андрусовскую пустынь с обязанностью наблюдать за Сяндемской пуст., в 1884-1886 гг. пребывал в Свирском, Муромском и Александро-Ошевенском монастырях, отличаясь «благочестивым поведением и усердным исполнением монастырских обязанностей». Вернувшись 21 авг. 1887 г. в Н. м., о. Геннадий был направлен для сбора пожертвований на восстановление пустыни.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Кононов Дамиан; 22 окт. 1795, дер. Репенки (Репинка) Старицкого у. Тверской губ.- 23 янв. 1881 г., Спасо-Преображенский Валаамский муж. мон-рь), игум. Валаамского мон-ря. В 1817 г. паломничал, в т. ч. в Соловецкий монастырь , Андрусовскую пустынь и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . В июле 1819 г. поступил в Валаамский мон-рь, 10 сент. 1820 г. определен в послушники: был конюхом, пекарем, с 1822 г. нарядчиком рабочих, охранником монастырского имущества острова. С 1820 г. наставником Д. Кононова был старец Евфимий (Ушаков [Уштовский]). На Рождество Христово 1823 г. игум. Иннокентием (Моруевым) был пострижен в рясофор, 12 дек. 1825 г. казначеем иером. Арсением - в монашество. С 1826 г. Д. жил в скиту Всех святых, с 1 июля 1827 г.- в уединенной пустыни (впосл. скит в честь Коневской иконы Божией Матери), нек-рое время с ним подвизался иером. Амфилохий (Брелихов). Ежедневно повар оставлял у двери кельи Д. кусок булки, к-рую пустынник съедал, запивая водой. Носил вериги, занимался рукоделием, вырезал деревянные ложки, переписывал книги. Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. Посл. четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) 30 апр. 1833 г. Д. был назначен начальником скита во имя Всех святых. В нояб. 1838 г. благочинным мон-рей С.-Петербургской епархии архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) он был вызван в столицу, 4 дек. 1838 г. Ревельским еп. Венедиктом (Григоровичем) рукоположен в сан диакона, 7 дек. того же года стал иеромонахом. 30 янв. 1839 г. по представлению архим. Игнатия (Брянчанинова) в Петропавловском соборе С.-Петербурга Д. был возведен в сан игумена с награждением набедренником и палицей; 14 февр. (по др. сведениям, 11 февр.) того же года утвержден в должности настоятеля Валаамского мон-ря. С 22 марта 1879 г. благочинный Коневецкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/168712.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010