126 Бутурлин Иван Иванович (1661–1738) – генерал-лейтенант. С 1687 г. премьер-майор Преображенского полка. Под Нарвой попал в плен (1700 г.). В 1710 г. обменен на шведского генерал-майора Майерфельда. Участник боя при Гангуте (1714 г.). Активный деятель розыска по делу царевича Алексея. С 1718 г. командир Преображенского полка. При Петре II в 1727 г. попал в опалу, лишен чинов и сослан. Голицын Михаил Михайлович (1675–1730) – генерал-фельдмаршал (1725 г.). С 1687 г. барабанщик Семеновского полка. В 1702 г. руководил штурмом Нотебурга, в 1708 г. одержал победу при Добром и отличился в бою при Лесной. В 1709 г. под Полтавой командовал гвардией. Участвовал в морском сражении при Гангуте. В 1720 г., командуя флотом, одержал победу при Гренгаме. В 1723–1728 гг. командовал войсками на Украине. С сентября 1728 г. президент Военной коллегии и член Верховного Тайного Совета. При Анне Иоанновне подвергся опале. 127 Головин Автомон Михайлович – комнатный стольник Петра I, полковник Преображенского полка. Участвовал во взятии Азова. В 1700 г. попал в плен под Нарвой. Обменен в 1718 г. 128 Шакловитый Федор Леонтьевич (ум. 1689) – государственный деятель, дипломат. В 1673 г. подьячий Тайного приказа, в 1682 г. думный дьяк, после казни князя И.А. Хованского возглавил Стрелецкий приказ. Сторонник царевны Софьи. После прихода к власти Петра I казнен. 129 Голицын Борис Алексеевич (1654–1714) – князь. В 1689 г. активный сторонник Нарышкиных в борьбе с царевной Софьей. Во время пребывания Петра I за границей (1697–1698 гг.) вместе с Л.К. Нарышкиным и П. И. Прозоровским стоял во главе правительства. С 1683 по 1713 г. возглавлял Казанский приказ, управлял всем Поволжьем. В 1713 г. постригся в монахи. . 130 Нарышкин Лев Кириллович (1668–1705) – боярин, брат царицы Натальи Кирилловны, дядя Петра I; в 1697–1698 гг. возглавлял правительство. Стрешнев Тихон Никитич (1644–1719) – с 1685 г. боярин; с 1701 г. – глава Приказа военных дел; с 1708 г. –московский губернатор, с 1711 г. – сенатор. 131 Желябужский Иван Афанасьевич (1638 г. – после 1709 г.) – государственный деятель, дипломат. Служил в Конюшенном приказе (1666 г.) и приказе Казанского дворца (1680 г.), воеводой в Чернигове (1682 г.). Выполнял дипломатические поручения, участвовал в заключении Андрусовского перемирия (1667 г.) с Польшей. Оставил «Записки» с описанием событий 1682–1709 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

епарх. вед. 1874. 18. Неоф. ч. С. 662). В числе знаменитых переселенцев из Западной в Восточную Украину того времени нам известны, кроме предков св. Иннокентия, еще и другие роды. Так, из местечка Уланова нынешней Подольской губернии переселились в Черниговскую губернию предки Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского (умершего в 1696 г.) (Прибавл. к Черииг. епарх. извест. 1871. С. 23. Прим. 8) Из Волыни в Нежин переместились со всем семейством предки знаменитого Стефана Яворского (Черниг. епарх. извест. 1867. 19. Неоф. ч. С. 618–619), митрополит Стефан Яворский по местожительству в Черниговской губернии – земляк св. Иннокентия Кульчицкого. Св. Иннокентий питал к нему глубокую привязанность не только как к своему наставнику, но и как к земляку. 6 Причиною переселения православных волынцев за Днепр и в другие места кроме того были: 1) страх, после сражения под Берестечком народ останется в подданстве у поляков, и 2) страшный голод на Волыни (Вол. епарх. вед. 1874– 18 С. 662–665). По андрусовскому миру (1667) Западная Украина отдана была Польше. Впрочем, под скипетр русского царя переселились православные не только из Волыни и Подоли, но и из Литвы. Так многие из униатов духовного звания из Волыни приходили в Холм искать покровительства у Суши, епископа Холмского, а сей посылал их дли образования в Люблин, Краков и даже Рим, а потом они возвращались в Киев или Украину и принимали православие. Так было и в начале XVIII столетия, о чем хранятся записи в остатках Базильянского Холмского архива. 7 И св. Иннокентий называется то Кульчицкий, то Кольчицкий. На одной из книг, принадлежавших св. Иннокентию н находящихся теперь в библиотеке Иркутской духовной семинарии, под заглавием: «Mensa spiritualium ciborum», 1694 г., на первом листе находится собственноручная надпись святителя: ex libris Innocentii KoIczycki, manu propria. В начале 6 листа той же книги святителя написано: ex libris loannis Kulczycki. На книге, собственноручно писанной святителем Иннокентием, под заглавием: Flumen eloquentiae 1706 г., есть надпись его же: ex libris.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О ходе переговоров Карбовского Кантакузин обещал давать знать Тяпкину через епископа Антония Винницкого. Кантакузин прибавил, что начало мирных переговоров у поляков с турками уже положено посредством хана крымского. Тяпкин при первом случае объявил литовским панам, что до него дошли слухи о тайных мирных переговорах с турками и что это противно Андрусовским и Московским договорам. Паны стали сначала домогаться, от кого резидент мог об этом проведать, и, когда Тяпкин отвечал решительно, что не скажет, начали говорить, что у них мира с турками еще никакого нет, отправлены только посланники в Седмиградскую землю и в Молдавию, чтобы как-нибудь задержать турок от нападения на Польшу, а между тем заключить окончательный договор о соединении с царскими войсками. «Удивляться этому нечего, что посланники и гонцы у нас бегают, – говорили паны, – утопающий и за бритву рад ухватиться; так и мы хотя много обещаний от царского величества слышим, но на деле до сих пор не можем ничего видеть, и от этого республика великий вред терпит». «Если царское величество, – говорил гетман Пац, – из подозрительности не хочет соединить своих войск с нашими, то король готов хотя заклад дать какой угодно, и не только заклад, готов сына своего отправить в Москву в заложники, лишь бы только царское величество велел соединить войска безо всякого подозрения и опасения. Если же турецкий султан покажет склонность к миру, то королевское величество и республика тебе тотчас об этом объявят». «А на каких бы условиях согласились вы заключить мир с султаном?» – спросил Тяпкин. «На условии возвращения Каменца и всех завоеваний», – отвечал канцлер Пац. «Но если султан не согласится на это условие?» – спросил опять Тяпкин. «Тогда делать нечего, – отвечал канцлер, – поневоле уступим все, чтоб республике не погибнуть». 16 марта прибежал гонец от польского резидента в Седмиградской земле, привез условия визиря, присланные к седмиградскому князю; условия были: Польша должна уступить Турции на вечные времена Каменец, Подолию, Волынь, Украйну всю по обе стороны Днепра; поляки не должны вступаться, когда турки будут отбирать украинские города, занятые русскими; султан отказывается от дани, обещанной королем Михаилом: пусть поляки как можно скорее высылают комиссаров для заключения мира, пока султан и визирь не вошли с войсками в польские пределы, а если войдут.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Вопрос Малороссийский, из за разногласия во взглядах на который ушел А. Л. Ордин-Нащоин, выдвинул преемником ему начальника Малороссийского приказа А. С. Матвеева, суждения коего одинаковы были с мнениями царя Алексея. Артамон Сергеевич Матвеев (родился в 1625 г.) в делах малороссийских принимал участие с 1653 г., будучи, кроме того, посылаем в Польшу и Литву для переговоров об избрании царя Алексея польским королем. В 1669 г. Малороссийский приказ получил своего особого начальника: им 9 апреля сего года был назначен А. С. Матвеев, в противоположность Ордину-Нащокину благоволивший к малороссиянам, называвшим его своим добродеем и батькой, «и милости государской во всей Украйне неотступным просителем», – не бывший, как Ордин-Нащокин, принципиальным противником присоединения Малороссии. Начальником Посольского приказа Матвеев назначен был 22 февраля 1671 г., ровно чрез месяц после свадьбы царя Алексея на его воспитаннице Наталии Кирилловне, и оставался им до конца этого царствования. После смерти царя Матвеев, вследствие взведенных на него клевет и интриг некоторых бояр, в 1676 г. сперва послан был воеводою в Сибирь на Верхотурье; но, по пути туда, в Казани, лишен был чинов и всего имения и сослан в заточение в Пустозерский острог, откуда возвращен был только чрез 6 лет, в 1682 г. Прибыв в Москву во время стрелецкого бунта, Матвеев прожил в не только 3 дня: 15 мая 1882 г. подговоренные Милославскими стрельцы, выхватив его из рук царевичей Петра и Ивана, сбросили с Красного крыльца на колья бунтовщиков. А. С. Матвеев принадлежал к числу московских западников XVII в. и отличается приверженностью к новым европейским обычаям. Сделавшись начальником Посольского приказа, он решил отказаться от политики Ордина-Нащокина по отношению к Польше и Андрусовскому договору и считал необходимым немедленно приступить к существенному его изменению. Ему удалось добиться только того же, чего достиг и Ордин-Нащокин, – срок отдачи Киева полякам вновь был отложен. Из других дел его, как начальника Посольского приказа, должно быть отмечено: 1) заключение договора о том, чтобы римский император титуловал царя не Пресветлейшеством, а Величеством; 2) изменение церемониала приема иностранных послов; именно, чтобы они являлись к царю на аудиенцию и находились во время ее с непокрытой головой, а не в шапках и шляпах, как было доселе; 3) отправление в Китай, в качестве посланника, Ник. Спафария с поручением составить подробное описание пути от Тобольска до Китайской границы, с обозначением рек, гор и селений, лежащих на пути, и с показанием расстояний от одного места до другого. Кроме посольской деятельности, Матвеев принимал участие и в других государственных делах: вновь учредил аптеку и Кружечный двор, и из доходов их ежегодно давал по 60 000 рублей и более на содержание других приказов; восстановил деятельность Денежного (Монетного) двора н, вообще, оказал не мало услуг финансам Московского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Он был убежденным сторонником необходимости для Московского государства. Балтийского побережья. По Валиесарскому перемирию, в заключении коего он принимал участие, ему удалось было приобрести несколько городов в Ливонии и устье Двины, но все эти приобретения вскоре же пришлось опять уступить Швеции. Его большой заслугой было, далее, заключение с Польшей Андрусовского перемирия (1667 г.), по коему Московскому государству уступлены были: Смоленск, левобережная Украина, Северская страна, Киев (сперва на 2 года, но потом оставшиеся навсегда в московских руках). Будучи горячим поборником необходимости преобразований, по образцу западно-европейских государств, он заботился об усилении внешней торговли Московского государства, хотел завести для нее флот на Балтийском и Каспийском морях, учредил почты для заграничной переписки и др. Он был назначен в 1667 г. (15 июля) начальником Посольского приказа с титулом «царственныя большия печати и государственных великих посольских дел оберегатель». На задачи приказа он смотрел очень высоко и так писал о нем царю Алексею: «Посольский приказ есть око всей великой России, как для государственной превысокой чести, вкупе и здоровья, так промысл имея со всех сторон и неотступное с боязнию Божиею попечение, разсуждая и всечасно вашему государскому указу предлагая о народех в крепости содержати велестно, а не выжидая только прибылей себе. Надобно, государь, мысленныя очеса на государственныя дела устремляти безпорочным и набранным людям к расширению государств ото всех краев, и то, государь, дело одного Посольскаго приказа. Тем и честь и низость во всех землях, и иных приказов к Посольскому не применяют. И думные дьяки великих государственных дел с кружечными делами не мешали бы и непригожих речей на Москве с иностранцами не плодили бы»... «Надобно, великий государь, писал он же в другой раз, в царствующем граде Москве безпорочным, избранным людям Посольский приказ, яко зеницу ока, хранить». Он все усилия русской внешней политики старался направить к тому, чтобы образовать сильный союз против Швеции; предлагая соблюдать умеренность и осторожность по отношению к Польше, готов быть далее уступить ей Малороссию, лишь бы сохранить себе союзника против Швеции.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

На корм этим хищникам шли голуби, для голубей был устроен особый двор, на котором было голубиных гнезд больше 100000. И эти невинные птицы также ведались в Приказе тайных дел, который по имени долго считали чем-то очень страшным, в котором думали видеть что-то вроде Тайной канцелярии. Посольский приказ, который «ведал дела всех окрестных государств», долго не имел большой важности, потому что дела по сношениям с иностранными державами решались у государя наверху с боярами и думными людьми; для переговоров с иностранными послами назначались также из бояр и думных людей, следовательно, Посольский приказ был только канцелярией Боярской думы по иностранным сношениям, и в нем сидел думный дьяк. Только со времен Андрусовского перемирия иностранные сношения были поручены одному боярину, именно Ордину-Нащокину, который получил пышный титул «великих государственных посольских дел и государственной печати оберегателя», т. е. канцлера. Афанасий Лаврентьевич по своему западному взгляду имел высокое понятие о Посольском приказе, называл его оком России, в том значении, что иностранцы по нем судят о целом государстве и народе, и требовал от служащих в нем, от дьяков, соответственного этому значению поведения; требовал, чтоб дьяки не мешали кабацких дел с посольскими и были воздержнее в своих речах с иностранцами. Но как же им было исполнить первое требование, когда с Посольским приказом, под ведением посольского думного дьяка, был соединен приказ Новгородская четверть, в котором ведались города Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Архангельск, Вологда и другие поморские и пограничные города, сбор с них всяких доходов, а с 1667 года с Посольским приказом был соединен не только приказ Малороссийский – это было прилично, но также приказы или чети (четверти) Владимирская и Галицкая. Дела, подлежавшие ведению Поместного приказа, ясны из самого его названия. Служебными назначениями, военными и гражданскими, заведовал Разрядный приказ, потому что различия между обеими службами не было: те же самые лица назначались одинаково в ту и другую.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Аскоч. ч. 1, 1856 г., стр. 297. Начало христианства в Иркутске, Ирк. 1868 г., стр. 41. 3 Русские святые, Филарета, архиепископа Черниговского, ноябрь, 1865 г., стр. 252. Скончавшийся в 1870 году в селении Дягове, Черниговской губернии, Сосницкого уезда, родственник св. Иннокентия, коллежский ассесор Андрей Васильевич Кульчицкий преосвященному Черниговскому, архиепископу Филарету, заявил, что в домашних записях о их роде сохранился следующий документ: прадеду Андрея Васильевича Самойлу Кот Кульчицкому, польскому шляхтичу, 1736 г. 11 июля, выдана была из градских книг житомирского замка на Волыни копия из справочной копии из Гербариуса Киевской губернии дворянского герба, данного предкам и фамилии Кульчицких в давние времена. Ирк. епарх. вед. 1863 г., 15, стр. прибавл. 195. 4 Во второй половине XVII столетия, при Богдане Хмельницком, первый пример переселения за Днепр и в другие местности, принадлежавшие Московскому государству, подала Волынь (см. Вол. епарх. вед. 1874 года 18, неоф. ч., стр. 662). В числе знаменитых переселенцев из западной в восточную Украину того времени нам известны, кроме предков свят. Иннокентия, ещё и другие роды. Так из местечка Уланова нынешней Подольской губернии переселились в Черниговскую губернию предки Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского (умершего 1696 г.). См. приб. к Черниг. епарх. извест. 1871 года, стр. 23, прим. 8). Из Волыни в Нежин переместились со всем семейством предки знаменитого Стефана Яворского (Черн. епарх. извест. 1867 г. 19, неоф. ч., стр. 618 и 619), Митрополит Стефан Яворский по местожительству в Черниговской губернии – земляк св. Иннокентия Кульчицкого. Св. Иннокентий питал к нему глубокую привязанность не только как к своему наставнику, но и как к земляку. 5 Причиною переселения православных Волынцев за Днепр и в другие места кроме того были: 1) страх, что после сражения под Берестечком народ останется в подданстве у поляков, и 2) страшный голод на Волыни. (Вол. епарх. вед. 1874 г. 18, стр. 662–665). По андрусовскому миру (1667) Западная Украина отдана была Польше.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Ввиду грозного общего врага Андрусовское перемирие 1667 г. положило конец войне. Москва удержала за собой области Смоленскую и Северскую и левую половину Украйны с Киевом, стала широко растянутым фронтом на Днепре от его верховьев до Запорожья, которое, согласно своей исторической природе, осталось в межеумочном положении, на службе у обоих государств, Польского и Московского. Новая династия замолила свои столбовские, деулинские и поляновские грехи. Андрусовский договор произвел крутой перелом во внешней политике Москвы. Руководителем ее вместо осторожно-близорукого Б. И. Морозова стал виновник этого договора А. Л. Ордин-Нащокин, умевший заглядывать вперед. Он начал разрабатывать новую политическую комбинацию. Польша перестала казаться опасной. Вековая борьба с ней приостановилась надолго, на целое столетие. Малороссийский вопрос заслонили другие задачи, им же и поставленные. Они направлены были на Ливонию, т. е. Швецию, и на Турцию. Для борьбы с той и другой нужен был союз с Польшей, угрожаемой обеими; она сама усиленно хлопотала об этом союзе. Ордин-Нащокин развил идею этого союза в целую систему. В записке, поданной царю еще до Андрусовского договора, он тремя соображениями доказывал необходимость этого союза: только этот союз даст возможность покровительствовать православным в Польше; только при тесном союзе с Польшей можно удержать казаков от злой войны с Великороссией по наущению хана и шведа; наконец, молдаване и волохи, теперь отделенные от православной Руси враждебной Польшей, при нашем союзе с нею к нам пристанут и отпадут от турок, и тогда от самого Дуная через Днестр из всех волохов, из Подолии, Червонной Руси, Волыни, Малой и Великой Руси составится цельный многочисленный народ христианский, дети одной матери, православной церкви. Последнее соображение должно было встретить в царе особенное сочувствие: мысль о турецких христианах давно занимала Алексея. В 1656 г. на пасху, похристосовавшись в церкви с жившими в Москве греческими купцами, он спросил их, хотят ли они, чтобы он освободил их от турецкой неволи, и на понятный ответ их продолжал: " Когда вернетесь в свою страну, просите своих архиереев, священников и монахов молиться за меня, и по их молитвам мой меч рассечет выю моих врагов " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

с чужими – католиками и со своими – униатами, а усиленная борьба может возбуждать народные силы, но не укрепляет их. Наконец, в религиозную борьбу вовлечена была вооруженная сила, малороссийское козачество. Оно состояло из городовых козаков, делившихся на полки по городам, в уездах которых козаки владели землей подобно городовым дворянам и детям боярским в Московском государстве (полк Переяславский, Миргородский и др.) и из запорожцев, образовавших под командой выборного кошевого атамана вольное боевое товарищество, средоточием которого служила укрепленная Сечь за днепровскими порогами. Польское правительство старалось усилить свою власть над козачеством, ограничить его число. Козаки сопротивлялись, но их возстания за козацкую свободу, начавшияся в конце XVI в., встречали поддержку в порабощенном крестьянстве и во всем гонимом православном населении юго-западной Руси, получали характер борьбы за веру и народность, становились делом национально-религиозным. Долго козаки не имели удачи, пока не стал во главе их Богдан Хмельницкий, возстание которого в 1648 году завершилось присоединением восточной Малороссии к Московскому государству по Андрусовскому договору 1667 г. Таковы были следствия обеих уний, политической и церковной. Подготовка к преобразованию в царствование Алексеё Михайловича Соборное Уложение. Ц арь Михаил с Боярской Думой и земским собором деятельно работал над устройством государства, расшатанного смутой. Здесь им приходилось бороться со многими затруднениями; нужно было возстановлять, едва не вновь строить государство: до того был разбит весь его механизм. Все царствование Михаила прошло в усиленной законодательной деятельности правительства, касавшейся самых разнообразных сторон государственной жизни. Благодаря тому к началу второго царствования накопился уже обильный запас новых законов и почувствовалась потребность разобраться в этом запасе, привести его в порядок. Эта потребность и привела к составлению Уложения 1649 года. Мысль составить Уложение, внушенная челобитьем «всяких чинов людей», исходила от государя с тесным собором, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

10. Правительство давало на обработку этой руды привилегии: нидерландцу Иовису и Петру Марселису с условием выписать мастеров из Дании. 11. Надзиратель за работами получал 300 рублей в год, мастер с пуда алтын, простой рабочий две копейки с пуда, а кочегар деньгу. Дрова обходились по 14 к. за квадратную сажень. 12. Крестьяне, бывшие на издельной работе, по-прежнему разделялись на выти, полагая обыкновенно в выти по две десятины в каждом поле. Эту господскую землю должны были они обработать, убрать хлеб, связать в снопы, собрать в копны, которые назывались сотницами и записывались приказщиками в ужинные книги. В других местах вместо господской работы брали в пользу господина выдельный хлеб пятый, шестой или четвертый сноп. Кроме того, владелец облагал крестьян многими мелкими поборами. Иные обрабатывали у помещиков землю на условиях половины, четверти и т.п. Такие условия заключались обыкновенно с нетяглыми гулящими людьми. До какой степени было скудно население, видно из того, что в 44 деревнях и 23 починках на северо-востоке России было сто крестьянских дворов и 106 чел. крестьян. Это, однако, не было повсеместным правилом. Напр., в Хлыновском уезде: 53 деревни и 44 починка, дворов 133, людей 714 или: 103 деревни, 209 дворов, 1055 чел. крест. 13. Дьяк мог безнаказанно грабить и утеснять " сирот государевых " , как назывались на деловом языке все неслужилые люди, но за малейшую ошибку или описку в государевом титуле приказному человеку еще строже прежнего грозили батоги или, по крайней мере, выговор вроде следующего: " Ты, дьячишко, страдник, страдничий сын и плутишко, ты не смотришь, что к нам, великому государю, в отписке писано непристойно; знатно пьешь и бражничаешь, и довелся ты жестокого наказания " . 14. После Андрусовского договора Нащокин вошел в чрезвычайную силу. Царь дал ему небывалый еще титул " Царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателя " . Самолюбивый до чрезвычайности, желчный и неуживчивый, Нащокин постоянно выставлял себя перед царем единственно умным и способным человеком в государстве, бранил и унижал бояр и дьяков, вооружал против них царя и был всеми ненавидим. Он явно добивался, чтобы царь во всем слушал его одного, и постоянно играл роль сироты гонимого и обижаемого врагами, а между тем ворочал по своему усмотрению. Но такое могущество, при всеобщем раздражении против него других, близких к царю людей, не могло быть продолжительно. Царь сблизился с Матвеевым. Нащокин в 1671 году потерял место начальника посольского приказа, на которое назначен был Матвеев. Ближайшие причины этой перемены неизвестны, но, без сомнения, удаление Нащокина показывает, что он потерял доверие царя. Нащокин не помирился со своим падением и постригся в Кривецком монастыре близ Пскова, под именем Антоний.

http://sedmitza.ru/lib/text/435651/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010