Из фресок Рублева во Владимирском Успенском соборе наиболее значительна композиция " Страшный суд " , где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи. В 1425 - 1427 годах Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в части из них усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427 ) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на " Городке " в Звенигороде (конец XIV - начало XV века), иконы - " Владимирская Богоматерь " (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), " Спас в силах " (1408), часть икон праздничного чина ( " Благовещение " , " Рождество Христово " , " Сретение " , " Крещение " , " Воскрешение Лазаря " , " Преображение " , " Вход в Иерусалим " - все ок. 1399 ) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр " Евангелия Хитрово " . С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева , демонстрирующий искусство его эпохи. Искусствовед М. В. Алпатов писал: " Искусство Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания " ; " Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию " . Использованные материалы   Частный греческий сайт Ορθδοξος Συναξαριστς (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/3559/saint.aspx ; Orthodox Calendar (Православный календарь) в англоязычном разделе портала Православие.Ru, http://orthochristian.com/calendar/20150129.html

http://drevo-info.ru/articles/2086.html

Митрополит Алексий заботился и о чистоте христианской жизни клира и мирян, о чем свидетельствуют сохранившиеся его учительные послания. По его благословению построены монастыри в Москве (Чудов, Спасо-Андроников, Симонов и Алексиевский, женский), а также вне Москвы (в Серпухове, Нижнем Новгороде и около Владимира). Святитель Алексий осуществил новый славянский перевод Нового Завета (66). Школа Преподобного Сергия Имя Преподобного Сергия Радонежского (1392) «выступает из границ времени, потому что дело, осуществленное им, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным воздействием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений», что из исторического деятеля он превратился, по словам знаменитого историка В. О. Ключевского, «в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом» (67, с. 7). Исключительно велик духовный вклад Преподобного Сергия в историю Русской Церкви, русской культуры. Особенность богословского делания Преподобного Сергия состояла в том, что он умел глубоко проникать в сокровенные тайны Богословия «умными очами» подвижника — в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении. Чтобы раскрыть величайший из христианских догматов, догмат о Пресвятой Троице, нужно было достичь самого высокого из доступных человеку состояний, предначинающегося уже в земной жизни, — обожения. Преподобный знал заветы святого Григория Богослова, что «сонаследниками Совершенного Света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы будут те, которые совершенно соединятся с Совершенным Духом». Игумен земли Русской, во всем соблюдший заповеди Христовы, относился к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица; он сам сделался по слову Евангелия «обителью Святой Троицы» (Ин. 14, 23). Дело Преподобного Сергия неразрывно связано в духовном наследии Русской Церкви с новой эпохой, отмеченной особым почитанием Пресвятой Троицы. Придя на лесистый холм Маковец близ Радонежа (в 70 км от Москвы) в 1337 г. и срубив деревянный храм Пресвятой Троицы, Преподобный Сергий открыл нечто новое в духовном мире русского человека.

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

После Сошествия Святого Духа на апостолов, между ними был брошен жребий, в соответствии с которым ученики Христа отправились проповедовать Евангелие в разные страны. Так Андрей оказался на побережье Черного моря. Южная часть берега входила тогда в состав Римской империи, а в северном Причерноморье жили варвары — скифы. Так апостол Андрей стал первым, кто принес Благую Весть туда, где через тысячу лет зародится Киевская Русь. Позднее Андрей посетил в Риме своего брата Петра, а затем отправился проповедовать в Грецию. Как раз тогда император Нерон начинает гонение на христиан, которое принесло мученический венец обоим братьям. Апостол Андрей был распят в городе Патры на полуострове Пелопоннес. Крест, на котором страдал и умер святой, был в виде буквы «Х». Впоследствии крест такой формы был назван «Андреевским». Известные святые с именем Андрей: Святитель Андрей, архиепископ Критский (ок. 660–740) Поэт и богослов, автор знаменитого Великого покаянного канона, который читается на первой и пятой неделе Великого поста. Он родился в Дамаске и, еще будучи подростком, стал монахом в монастыре Братства Гроба Господня в Иерусалиме. Затем стал диаконом и прослужил в храме святой Софии (Константинополь) около 20 лет, возглавляя Дом для сирот, который находился при соборе. Приняв сан епископа, святитель был назначен на кафедру в городе Гортина на Крите, где он построил много новых храмов и приютов для сирот. Помимо Великого покаянного канона, перу святителя Андрея Критского принадлежат каноны почти на все двунадесятые праздники. День памяти 17 июля. Преподобный Андрей Рублев (ок. 1360–1428) О жизни великого древнерусского иконописца известно крайне мало. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывался под своими иконописными творениями. Предположительно в начале XV века (до 1405 года) он принял монашеский постриг и подвизался в Спасо-Андрониковом монастыре. Вместе с другим знаменитым иконописцем Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Позднее совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В этот же период преподобный Андрей создает свой главный шедевр — «Троицу». Сегодня знаменитая икона хранится в Третьяковской галерее. День памяти совершается 17 июля. Священномученик Андрей (Воскресенский) (1884–1937)

http://foma.ru/imya-andrey.html

Ныне существующий каменный храм построен на средства прихожан в 1672 г. Главный престол был освящен в честь Происхождения честных древ животворящего Креста Господня. Храм двухстолпный, с мощным пятиглавием. На северо-западном углу храма над папертью восьмигранная шатровая колокольня. На ней до конца 1920-х г.г. находилось 7 колоколов, самый крупный их которых был весом 100 пудов (в 2008 г. такой же колокол вновь был поднят на колокольню.) С южной стороны паперти был устроен теплый придел во имя Николая Чудотворца. В 1831 г. он был перестроен и покрыт куполом, увенчанным главкой. С северной стороны под шатровой башней находился придел во имя св. первомученика и архидиакона Стефана. Стенопись церкви Спаса на Городу была создана в период 12 июня 1693 г. - 2 августа 1693 г. большой артелью ярославских и костромских мастеров, в состав которой входили Лаврентий Севастьянов, Федор Федоров, Иван Дмитриев, Михаил Андроников, Степан Митрофанов, Иван Сергеев, Яков Васильев, Тихон Прохоров, Никифор Дмитриев, Леонтий Федоров, Василий Федоров, Федор Лазарев, Семен Андрианов, Сергей Доментианов, Сергей Дмитриев, Кондратий Иванов, Моисей Семенов, Козьма Никитин, Семен Иванов. Заказчиком росписи был ярославский посадский Иван Иванов Кемской. Северный придел и паперть дописывались в 1700-е г.г. В системе спасонагородской росписи органически слились г.г иконографические приемы ярославской и костромской традиций. Многие сюжеты трактованы в ней оригинально, не по общепринятым образцам. В центральном куполе расположена фреска «Вседержитель», в барабане купола фигуры пророков в рост и праотцы в круглых медальонах. На парусах евангелисты и их символы, ангелы с зерцалами и Христос Эммануил. На подкупольных арках изображены сюжеты «Ветхозаветная Троица» (в.) и «Сошествие Святого Духа» (з.). В ю.-з. куполе «Богоматерь Знамение», между окнами барабана архангелы, на парусах апостолы из числа семидесяти, на подкупольных арках «Воскрешение Лазаря» (в.) и «Вход в Иерусалим» (з.). В с.-з. куполе композиция «Иоанн Предтеча с Христом в потире», в барабане архангелы, на парусах апостолы и херувимы, на подкупольных арках «Проповедь во храме» (в.) и «Неверие Фомы» (з.).

http://sobory.ru/article/?object=00579

Июля 28-го, по случаю праздника в Новодевичьем монастыре митрополит там священнодействовал. Туда же прибыл на праздник по утвердившемуся обычаю и царь со всеми боярами и опричниками. В то время, когда Филипп, совершая крестный ход вокруг обители, достиг святых ворот и хотел читать Евангелие, он увидел, обратившись к народу, что один опричник стоит в тафье, и сказал государю: «Чтение слова Божия следует слушать христианам с непокровенною главою, а эти откуда взяли агарянский обычай предстоять здесь с покрытыми главами?» «Кто такой?» — спросил Иоанн и, взглянув вокруг, не увидел никого в тафье, потому что виновный успел уже снять ее. Царю сказали, что митрополит говорит неправду, издеваясь над его царскою державою. Иоанн вышел из себя, всенародно поносил святителя и называл лжецом, мятежником и злодеем. После этого царь принял твердое намерение низложить Филиппа. Но, чтобы не возмутить народа, который весьма чтил своего архипастыря, задумал прежде обвинить его в каких-либо преступлениях. А как вся жизнь Филиппа в Москве сияла одними только добродетелями, то не счел недостойным отправить особую депутацию в Соловки для расследования его тамошней жизни. Во главе депутации находились клевреты царские: Суздальский епископ Пафнутий, андрониковский архимандрит Феодосий и князь Василий Темкин. Они употребили все: и ласки, и угрозы, и дары, и обещания почестей, чтобы найти между иноками лжесвидетелей на митрополита, и действительно некоторых увлекли, и в числе их самого игумена Паисия, которому обещали епископский сан. А добрых старцев, говоривших только истину о Филиппе и прославлявших его непорочную жизнь в монастыре, били и не хотели слушать. Записав клеветы и взяв с собою клеветников, царские послы возвратились в Москву. Немедленно открыт был Собор в присутствии самого государя и бояр для суда над митрополитом. Призвали обвиняемого, выслушали обвинения на него, Паисий и его сообщники старались подтверждать свои клеветы. Первосвятитель не думал оправдываться, а сказал только Паисию: «Чадо, что сеешь, то и пожнешь».

http://sedmitza.ru/lib/text/435978/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Преподобный Андрей Рублев 1 мин., 22.12.2016 Рассказ в картинках о самом знаменитом русском иконописце - преподобном Андрее Рублеве.   Родился и взрослел будущий великий иконописец в 1360-1370 годы, в эпоху, когда на Русь то и дело совершали набеги татары, разоряя и сжигая города. Междоусобицы, засухи, неурожаи — многочисленные бедствия преодолевались трудами и молитвой, на которую вдохновлял людей великий игумен Троицкого монастыря, Сергий Радонежский. Андрей Рублев происходил, судя по всему, из служилого рода. В нем рано проявилось художественное дарование. В таких, как он, очень нуждалась великокняжеская Москва, где Рублев вскоре и проявил себя, исполняя церковные, княжеские и боярские заказы по иллюстрированию книг и писанию икон. Рублев стал одним из вдохновителей новшества в церковном убранстве: именно при нем на Руси появился высокий иконостас, взамен прежней низкой алтарной перегородки с иконами. Высокий иконостас включает в себя изображение святых и пророков в полный рост, что помогает молящимся понять: пространство неба и земли в храме — едино, святые молятся вместе с живущими ныне. На рубеже XIV-XV веков мастер принял монашеский постриг. Жил он тогда в Троицком монастыре под Радонежем. Там он сблизился с иконописцем Даниилом Черным, который стал близким другом Андрея. В 1408 году они вместе расписывали Успенский собор во Владимире, пострадавшем в 1238 году в Батыево нашествие. В 1410-е годы Андрей Рублев трудился над созданием иконостаса по заказу Звенигородского князя Юрия. «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» — подлинные шедевры Рублева этого времени. В тот же ансамбль, возможно, входила и «Троица», вершинное творение мастера. Около 1428 года Андрей Рублев, как и его друг Даниил Черный, ушел из земной жизни. Незадолго до того они вместе расписывали Троицкий собор в Троице-Сергиевой обители. Жили они в то время уже в Спасо-Андрониковом монастыре на Яузе. Авторитет Рублева к тому времени был уже столь велик, что его чтили как старца. Святыми иконописцев стали почитать практически сразу после смерти. Рисунки Евгения Подколзина Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/prepodobnyiy-andrey-ruble...

Но первых я не видал, а вторые описал подробно. Вот моё описание. На местной (sic) иконе Спасителя густые волосы с пробором над челом, орехового-рыжеватого цвета, закинуты на спину; чело открыто; глаза остры; брови дугообразны; нос прям; ланиты оттенены густо, и потому лицо кажется узковатым и строго постным; уста малы, сжаты и выпуклы, как будто что-то задерживают выдавшимися вперёд губами; выя толста; срачица малинового цвета, а верхний хитон – синий с отливом зеленоватым; правый рукав срачицы у плеча прошит золотом; десницей Христос благословляет, как архиерей, т.е. именословно, а шуйцею держит раскрытое Евангелие, в котором по-гречески написано: Приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии и проч. Икона эта хорошо сохранилась. По мне, она – Андроникова. – Местная икона Богоматери не благообразна. Чело её закрыто омфорионом; глаза миндальнообразны, а выражение их строго, даже сурово и неприятно; веки глаз, обе стороны лица у самого носа, и окраины ланит у ушей оттенены слишком густо; нос прям и в конце загнут вниз; на омофорионе видны две звезды и слова у кисти правой ручки: ν ματισμ διαχρσ περιβεβλημνη, πεπικοιλμνη т.е. в одежду позлащенную обличенна, испещренна; божественный Младенец её не по возрасту смотрит строго; волосы на головке его орехового цвета; чело велико; глаза и брови черны; обе стороны ланит оттенены густо; уста малы и хороши: срачица на нём синяя, а хитон малинового цвета: вся эта одежда прорисована золотыми полосками; десницею Он благословляет, как вседержитель, а не как архиерей; в шуйце держит свиток судеб мира; сходства с Матерью нет. Фон этой иконы закрыт чеканной ризой, на окраинах которой видны чеканные образки: а чекан весь составлен из разводных цветов в кружках. – Таких образов много в церквах восточных. Кто-то из иконописцев времени Андроников, старшего или младшего (13−14 век.), задал тон собратьям своим по ремеслу писать иконы Спасителя и Богоматери с выражением строгим, аскетическим и с густым оттенением ланит и носа, дабы лица казались сухи и худощавы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но после данного обещания Иван долго ничего не делал, и снова, призвавши к себе Иосифа обедать, спросил: " Как писано: нет ли греха еретиков казнить? " На это Иосиф сказал, что у апостола Павла в послании к евреям написано: " Кто отвергнется Моисеева закона, тот при двух свидетелях умрет. Кольми паче тот, кто попирает Сына Божия и укоряет благодать Святого Духа! " Иван замолчал и не велел Иосифу более говорить об этом. Из этого можно заключить, что Иван отчасти сам подпадал влиянию еретиков и склонялся к ереси, а потом, хотя и раскаивался, но все еще колебался. Лета брали свое. Иван слабел здоровьем и приближался к гробу. Страх замогильной жизни побуждал его искать примирения своей души с церковью; но в нем еще боролись прежние еретические внушения, нашедшие к нему доступ, потому что были согласны с его практической натурой. Вероятно, их поддерживали и православные, предпочитавшие кроткие меры жестоким. Иосиф действовал на Ивана через его духовника, андрониковского архимандрита Митрофана. " Я много раз, - писал к нему Иосиф, - бил челом государю, чтобы послал по городам обыскивать еретиков. Великий князь говорил: пошлю, сейчас пошлю! Но вот уже от велика дня другой год наступает, а он все не посылал. Еретики же по всем городам умножились, и православное христианство гибнет от их ереси! " Иосиф представлял Митрофану множество примеров из византийской истории, когда православные императоры мучили и убивали еретиков, и убеждал доказать великому князю, что нет греха мучить их. " Стоит только схватить двух-трех еретиков, -замечал он, - и они обо всех скажут " . Но против Иосифа ополчалась и православная партия, смотревшая на дело иначе. Ее главой был преподобный Нил Сорский. Его последователи, старцы Кирилло-Белозерского монастыря и вологодских монастырей, доказывали противное в своем послании к Иосифу. Они упрекали его в том, что он руководствуется примерами Ветхого Завета, а забывает Евангелие и христианское милосердие. " Господь, - писали они, - не велел осуждать брату брата, а одному Богу надлежит судить человеческие согрешения; Господь сказал: не судите и не осуждены будете, и когда к нему привели жену, взятую в прелюбодеянии, тогда премилостивый судья сказал: кто не имеет греха, тот пусть на нее первый бросит камень; потом, преклонивши главу, Господь писал на земле прегрешения каждого и тем отвратил от нее убийственную жидовскую руку.

http://sedmitza.ru/lib/text/435591/

Из Евангелий знаем, что за Христом во время его земного странствия следовали и его родственники. Некоторые верили в божественность Иисуса, некоторые — нет. Евангелие так и говорит: «и братья Его не веровали в Него». В то же время упоминаются не только эти «братья», но и сестры Его Пречистой Матери. Эти сестры и стали женами-мироносицами: «Иоанна, Мария Иаковля и Саломия». Вот работа, которая так и называется — «Братья Господни». Написана в 1905 году замечательным ученым-богословом Алексеем Петровичем Лебедевым . Алексей Петрович Лебедев (2 марта 1845 — 14 июля 1908) — русский историк церкви, занимался не только историей отечественной церкви, но и особенно — историей Византии, как родоначальницы русской церкви. Родился в селе Очаково Рузского уезда Московской губернии в семье священника. Образование получал в Перервинском духовном училище, Московской семинарии и Московской духовной академии в Сергиевом Посаде, которую закончил в 1870 году. По собственному рассказу Лебедева, после окончания курса руководством академии ему было предложено на выбор занять одну из пяти кафедр в alma mater, а также кафедру метафизики в Киевской духовной академии. Свой выбор и дальнейшую свою научную судьбу Лебедев связал с кафедрой церковной истории, на которой прослужил более 25 лет. В феврале 1875 года Священным Синодом он был утвержден в звании экстраординарного профессора. Напряженно работая до последних дней жизни, по 14–15 часов в сутки, Лебедев в последние годы почти ослеп. В сентябре 1905 года, отпраздновав юбилей своей службы в Московской духовной академии, Лебедев перешел в Московский университет, рассчитывая на то, что там его нагрузка будет меньше. 14 июля 1908 года он неожиданно для всех скончался от непродолжительной, но тяжкой болезни. Похоронен на кладбище Спасо-Андроникова монастыря. Для того чтобы ответить на вопрос о братьях Господних, отнюдь не нужно погружаться в исследования многочисленных древних источников, а достаточно только внимательно перечитать Евангелистов и сделать выписки, а потом их сопоставить. Алексей Петрович Лебедев , конечно, занимался этим вопросом гораздо серьезнее и глубже, но для читателя-христианина будет очень полезно проследить за ходом мысли ученого. Он не только отвечает на вопрос, но и показывает, почему самым полным и достоверным источником является Евангелие. Так что — «перечитаем хартию, письмена которой затерлись от небрежного употребления и которая сама едва ли не злонамеренной рукой засунута в очень дальний ящик».

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

Е. Renan: L» Histoir gentrale et system compare des langues semitiqes. Paris. 1858. p. 223–225. 228 L. XIII, p. 917. Ed. Iansonii. 1707. У В. Потапова: О книге св. пр. Даниила. Москва. 1868. Стр. 71. 231 Antiqvit. 17:11, 4. См. y Böhl’s: Forschungen nach einer Volksbibel zur Zeit lesu. Wien. 1873. S. 9–10. 233 Об этом свидетельствуют древнейшие Отцы Церкви: например, Ириней, еп. лионский. Adv. наег. 3:1; у Евсевия: Hist. eccl. 5:8. 235 В самой Книге Деяний апостольских этот факт представляется исключительным и потому сопровождается замечанием, что «эту речь, т е. к иудеям, ап. Павел сказал на еврейском языке», а другие, разумеется, он говорил по-гречески: для чего было бы замечатъ это, если ап. Павел и другие речи говорил по-еврейски?... 236 «В ту эпоху, говорит Диксон, когда Христос жил в Назарете, в одном из срединных галилейских городов, лежавших на склоне холма около четырех миль от столицы, Галилея обладала смешанным населением, состоявшим из греков, евреев, египтян, киприотов, итальянцев, арабов, – людей, говоривших различными языками... В таких больших городах, как Птолемаида, Сефарис и Гадара, общественная жизнь была такая же, как в азиатских Афинах, а язык в торговых, ученых и общественных делах, был греческий. Впрочем, в собственном доме, среди своего семейства, иудей мог говорить на арамейском языке, древнем наречии его племени, материнском языке... Единственный язык, который мог бы быть общим проводником взаимных сношений для всех племен (в Палестине), был язык греческий. Каждый человек, который по своему общественному положению был выше дровосека и водоноса, которому приходилось делать передвижение по всей области, который имел дела с иностранцами, должен был являться в судилища, советоваться с медиками, исполнять какую-нибудь общественную обязанность, короче, купец, горожанин, священник и солдат, должны были употреблять греческий язык. Во время малолетства Христа зтот прекрасный язык получил то преобладание, каким английский язык пользуется к Калькутте, французский – в Алжире, турецкий – в Стамбуле и, прибавим, русский в Тифлисе. В. Диксон. Святая земля. Пер. с англ. С.–Петерб. 1869. Стр. 12–14 и 15. Читать далее Источник: О происхождении первых трех канонических евангелий : Опыт разбора гипотез Г. Эвальда и Ю. Гольцмана/Соч. Николая Троицкого. - Кострома : тип. Андроникова, 1878. - 528 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010