Тропарь священномученику Василию, епископу Амасийскому, глас 4 И нравом причастник,/И престолом наместник... (общий священномученику). Кондак, глас тойже Царево повеление преобидев,/Царство Небесное получил еси, Василие,/в немже ликуя,/поминай нас, чтущих память твою,/священномучениче. Величание Величаем тя,/священномучениче Василие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Донату, епископу Еврии, глас 8 Благий ярем Христов и бремя легко Евангельскаго учения взем,/иерарше Донате Богоблаженне,/вельми подвизался еси во временней жизни,/архиерей убо Богоугоден быв,/добре пасый люди Божия,/просветив тыя учением,/чудотворением вселенную удивил еси./Сего ради молим тя:/да избавит нас Христос Бог от всяких бед/и Небеснаго блаженства сподобит. Ин тропарь, глас 4 Блажен делатель и украситель Церкве Христовы,/отче Донате, был еси,/непрестанно попечение о стаде твоем стяжав,/научая и руководя оно в любви Сына Божия,/не токмо бо в твоем граде многий народ,/но в Константинополе самодержца и в нем вся люди/удивил еси/преславными чудесы твоими./Богоугодныя убо мольбы/сотворяя ко Христу Богу,/помощник скор всем явися,/предстоя Всесвятей Троице,/в Вышних моли Ю о всех нас,/да спасет души наша. Кондак, глас 8 Красото Церкве, утвердившияся на камени – Боговоплощенном Спасе Христе,/Богоправимое добродетелей правило,/Донате, досточудный чудотворче,/яко иерарх имевши дерзновение к всетворящему Богу о людех молитися,/врагов видимых и невидимых предстательством твоим свободи вопиющия:/слава в Троице Единому Богу. Величание Величаем тя,/святителю отче Донате,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Месяц май 1/14 Пророка Иеремии (VI в. до Р.Х.). Преподобного Пафнутия Боровского (1478). Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213). Священномученика Макария, митрополита Киевского (1497). Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской (XIV), Византийской, и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Москва. Среда мясопустной недели. Царь посещал Чудов, Вознесенский, Алексеевский монастыри, прощаясь с братией и жалуя милостыней. В четверг и пятницу объезжал он Андроников, Новодевичий, Новоспасский, Симонов монастыри. В субботу царь, а также патриарх, приходили прощаться с царицей. В воскресенье до литургии патриарх и весь освященный собор шествовали во дворец, где в Столовой избе совершался обряд прощения духовными и служилыми людьми. В воскресенье царь присутствовал в Успенском соборе на обряде прощения. После него государь с боярами отправлялись в патриаршие покои. После чтения «Достойно» и «приходной молитвы» и преподания благословения, все садились на большия лавки. Подавались «прощальные чаши». Присутствовавшие уходили затем в сени и в палате оставались только царь и патриарх. В тот же день государю докладывалось о заключенных и многие получали освобождение. Неделя Ваий. Перед обеднею народ собирался в Кремле. Из Успенского собора выносилось большое дерево, обвешанное разными плодами – яблоками, изюмом, смоквами, финиками. Дерево ставилось на сани, под ним располагались пять отроков в белой одежде и пели молитвы. Сани, запряженные шестеркой лошадей, трогались. За ними следовали юноши с пылающими восковыми свечами и с огромным фонарем. Далее несомы были две высокие хоругви, шесть кадильниц, шесть икон. Более ста иереев шли с иконами, ризы их осыпаны жемчугом. За ними шествовали бояре, царь. Патриарх ехал сидя боком на осле (или на коне) одетом белой тканью. Левой рукой он поддерживал Евангелие, окованное золотом, правою – благословлял народ. «Осля» вели знатнейший царский боярин, два дьяка – царский и патриарший и конюший старец. Царь придерживал конец повода у «осляти» и нес вербу, боярин – середину повода, дьяки и конюший вели «осля» под устцы. Стрелецкие дети устилали путь разноцветными сукнами. После обхода кремлевских святынь, шествие возвращалось в Успенский собор, где совершалась литургия. По окончании ея патриарх благословлял вербу, от которой отрубалась ветвь и относилась в алтарь. Остальные ветви также отрубались и отсылались во дворец и раздавались духовенству, боярам и народу. Затем патриарх давал обед царю и боярам. После обеда святитель дарил царю, как бы за его труд ведения «осляти», – 100 золотых, три сорока соболей, два куска бархату, два куска атласу (Нечволодов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

15) Службы всех двунадесятых праздников крюковыми же нотами, с росписанными, пред службою на каждый праздник, заглавными листами и с изящными изображениями всех двенадцати праздников. 16) Разные песнопения на праздники и на будничные дни, с крюковыми нотами. 17) Праздники с раскрашенными заставками. По листам сей книги подписано: «лета Господня 1721 апреля в 8 Богоспасаемаго града Владимира во святую великую Соборную церковь Успения Пресвятыя Богородицы, яже именовалась Златоверхая, сию книгу приложил того ж града Рождественскаго монастыря казенной подъячей Иван Емельянов Даркин по своих родителех в вечное поминовение. А аще кто изтоя святыя церкви изнесет каким злохитрым коварством итот примет месть от Господа Бога». 18) Праздники, с раскрашенными заставками. В этой книге по листам подписано: «сия книга, глаголемая праздники, куплены после архимандрита Сергия». 19) Ирмолог, старинного письма. 20) Обиход старинный, четко и чисто написанный. Н) Печатные книги 1) Осмогласник, печатанный в Москве в 1594 году по повелению Благочестивого Царя и Государя Великого Князя Феодора Ивановича всея России Самодержца и по благословению святейшего Патриарха Иова. В послесловии к сей книге напечатано: «А сия святыя и Богодухновенныя книги охтаи напечатаны быша труды и тщанием мастера Андроника Тимофеева, сына невежи и прочих соработников о Господе, темже и вси, елико вас света чада и сынове Евангелия и святыя церкви Богособранная чета, священноначальницы, священноиноцы и священницы и вси благочестивии народи, нам же о духе духовнии отцы и братия, яко хотящей святыя сея книги прочитати, или преписовати, любезно молим вас, милостиви нам будите, и незазориви ума нашего немощи и недоумению, понеже и вы требуете милостиви от Бога и от человек, тако же прощению и благословению и нас сподобляйте». 2) Минея – сентябрь месяц, печатанная в Москве Иваном Андрониковым Тимофеевым в 1608 году. В послесловии этой книги напечатано: «о премногособранное стадо Бога Отца Вседержителя, иже искуплени пречистою кровию единороднаго сына его Господа нашего Иисуса Христа, и его ходатайством, и благодатию Святаго Духа, иже от Отца исходящаго, приемшеи дар от него премудрости слова и разума и разсуждения, по мере добродетельных восхожденеи, молим убо мы грубии и немощнии, паче же и неразумнии свидетельствовавшеи книги сия, и со всеми работающими припадаем убо к подножию ног ваших, будите нам милостиви и незазориви о неразумии и неведении нашем идеже аще что погрешихом, то да исправите по совету соборныя апостольския церкви, да того ради Бог вас самех исправит, и вами нас, не страшимся убо предлагающе вам неразумие и неведение наше, общее бо естество наше, и надо всеми забвение и неразсуждение хвалится, но убо о Боголюбивии отцы и братие помозите нам духовыми молитвами вашими, и благословите ны, а неклените, да вкупе единогласно хвалу возсылаем единому правителю на небеси и на земли отцу и сыну и святому духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Вот происхождение икон и благодатной их силы. Евангелист Лука, по преданию, нарисовал несколько таких икон. К числу их принадлежит знаменитая Владимирская икона, которая из Византии перешла к Владимиру Мономаху, затем — к Андрею Боголюбскому, им перенесена из Вышгорода у Киева во Владимир, а для спасения Москвы от Тамерлана перенесена впоследствии в Москву; Андроникова, находящаяся теперь в Вышневолоцком женском монастыре и некоторые другие. Предание говорит о нескольких чудесных изображениях земного облика Самого Господа Иисуса Христа. Владетель города Едессы Авгарь был поражен проказою, когда услыхал о том, что в Палестине ходит необыкновенный Человек, именем Иисус, и производит там поразительные исцеления. Авгарь послал Иисусу Христу письмо, полное необыкновенной сердечности, в котором предлагал Ему прибыть к себе в Едессу для исцеления, обещав Ему покойную и безопасную жизнь, так как, по-видимому, слыхал, что у Иисуса много врагов. Был послан в числе посольства и живописец, для того чтобы в случае, если Иисусу невозможно будет приехать к Авгарю, с Него было снято изображение. Посол застал Иисуса Христа учащим народ, и живописец тщетно стремился отразить на полотне черты пречистого лика. Когда по окончании проповеди передали Христу послание Авгаря, Он ответил относительно приезда отказом, потом потребовал плат, приложил к нему лицо, и на этом плате отразился лик Христа. С этим Нерукотворенным образом посланный возвратился к Авгарю, который тут же получил исцеление. Авгарь стал христианином и окружил спасительный для себя Нерукотворенный лик Спаса большим уважением. В последующее время Нерукотворенный образ помещался над городскими воротами и пред ним теплилась неугасимая лампада. Когда возникла иконоборческая ересь, истреблявшая и оскорблявшая иконы и иконоборческое движение доходило до Едессы, то православные жители Едессы, спасая святыню, решились заложить лик Христов во впадине ворот кирпичами, оставя пред ним горящую лампаду. Прошло много десятилетий, пока не было восстановлено иконопочитание, и при торжестве его был размурован образ Спасителя. Он оказался невредимым, а пред ним, чудом Господним и в знамение того, насколько угодно Богу иконопочитание, продолжала гореть зажженная так много лет тому назад лампада.

http://pravoslavie.ru/2261.html

М. 1870. Стр. 106–112. Почти то же – у свящ. Влад. Маркова, – о Евангелии от Матфея. М. 1873. Стр 129–137. Тем не менее, ввиду новых возражений Гольцмана, главным образом, против этого свидетельства, нам приходится сделать разбор этого свидетельства снова и несколько иначе. 371 Эвальд не только указывает, но и доказывает такое употребление слова λογος и относительно слов Ευαγγελιον н ευαγγελιζω: 10:7; 17:6. Оно находится у Луки очень часто Ев. 5:1, 8:11–21, 9:28, Деян. 4–31, 6:2, 4, 7; 8:14  (4), 21:25, 10:44, 12:24 и т. д. Из этого ясно, говорит Эвальд, что речь Евангелистов допускала такое сокращение слов. См. Jahrb. d. b. W. 1849. S. 183. 372 См. другие подобные и многие примеры у Эвальда, в его d. Drei ersten Evangelien, – по соответствующему шрифту Собрания изречений. 375 Учение о вдохновении св. Писания Нового Завета в исторически последовательном порядке изложен у Ersch’a und Gruber’a Allgemeine Encyklopädie W. und K. Leipzig. 1841. 2:19. S. 72 u. f. 379 Здесь следует припомнить, что сам же Гольцман, в начале своего исследования, рассуждая о буквальном сходстве синоптических Евангелий, замечает, между прочим, что «ebenso sind einzelne Redeabschnitte bie allen Dreien, häufiger noch bei Zweiten buchstäblich gleich referirt, was im griechischen Ausdrück um so mehr befremdet, da Iesus aramäisch, sprach. So z. B. die eschatologischen Weissagungen Mt. 24 , Mr. 13, Lc. 21, wo nicht blos die affectvollen Stellen sogar wörtlich gleich lauten, sondern auch in bedeutenderen Nebenpartien fast ganz dieselbe Bestimtheit und Ausführlichkeit der Rede anzutreffen ist». Holtzmann, – S. 12. 2:3. После этого понятно, что σννταξς Матфея не касался порядка в составе известной речи, а только расположения всех Ев. речей: в этом и состояло отличие Марка от Матфея, по контексту свидетельства Папия: следовательно, λγια Матфея были те же беседы Евангелия Марка по содержанию, но изложенные в большем порядке. 380 Dibrei hajomim или Chronicorum, или παραλειπμενων; последнее – небуквальный перевод первого названия этой книги. 382 De vita Contemplat. C м . «Из чтений по Ветх. Завету», – в «Труд. Киев. Д. Акад. 1871. Июль. Стр. 90–91. Примеч. 1-е. Ср. Орр. tom. 2. р. 215, ed. Mangey. 386 Cod. 228. р. 248 Bekk., – у Ebrard " a, в его Wissenschaftliche Kritik der evang. Geschichte. 1868. Frankfurt а. M. S. 971. Читать далее Источник: О происхождении первых трех канонических евангелий : Опыт разбора гипотез Г. Эвальда и Ю. Гольцмана/Соч. Николая Троицкого. - Кострома : тип. Андроникова, 1878. - 528 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Как это делал Кириков, на что опирался при выборе сюжетов, каковы были этапы работы над триптихом – обо всем этом рассказала куратор выставки Галина Назарова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ЦМИАР. В среднике художник поместил не иконный образ самого преподобного Андрея, а его икону «Троица» на мольберте, а рядом – иконописца, кладущего последние мазки. На переднем плане подробно изображены все инструменты средневекового иконописца. В клеймах изображены как традиционные сюжеты (рождение будущего святого, приведение в учение, обучение грамоте и иконописанию), так и совершенно беспрецедентные, рассказывающие о творческой биографии Андрея Рублева. Так, мы видим, как иконописец работает над миниатюрами Евангелия Хитрово, пишет вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца иконы для Благовещенского собора в Кремле, создает иконы для иконостасов Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Звенигородский деисусный чин, росписи Спасо-Андроникова монастыря и т.д. Нетрадиционная для житийных икон форма триптиха тоже находит свое объяснение: центральный образ обрамляют слева и справа два клейма в хронологической последовательности: прп. Никон Радонежский благословляет Андрея на написание «Троицы», а потом освящает уже написанную икону. Как пояснила куратор, 1960-е гг. отмечены публикацией исследований творчества Рублева, которые стали классикой искусствоведения, – это труды В. Лазарева, Н. Деминой, М. Алпатова, В. Антоновой, которые по-разному атрибутировали произведения иконописца. Как выяснила Г. Назарова в процессе подготовки выставки, именно на публикации последней В.Кириков опирался, составляя программу житийного триптиха. Он включил в него большинство памятников, которые тогда, в 60-е гг., связывались с именем великого иконописца. Сейчас авторство большинства из них оспаривается (куратор отметила, что безусловно принадлежащими кисти Рублева современные исследователи считают только «Троицу» и фреску «Страшный суд» Успенского собора во Владимире), что вовсе не умаляет значения творческого новаторства Кирикова.

http://sedmitza.ru/text/10161764.html

Оставалось признать его, согласно с преданием, троном только... не Андрониковым, а Христовым, т. е. амвоном, с которого, по древнейшему обычаю церковному, возглашалось слово Христово, т. е. Евангелие. Образцы таких тронов или привычнее кафедр, только из цельного камня и, естественно, меньшего размера, мы видели в Солуне, в бывшей церкви св. Софии и на дворе Ротонды. Правда, что урочное место их теперь не посредине церкви, а в стороне, но это можно назвать случайностью, а еще вернее, обычаем позднейшего времени. Из древних описаний св. Софии Константинопольской, а равно у писателей телетургиков Германа и Симеона Солунского 296 , мы видим, что амвон стоял посредине храма, прямо перед святыми вратами алтаря и имел два схода, один к большим (царским) дверям храма, другой к алтарю, т. е. один западный и один восточный, точь-в-точь как в Стагийской базилике. Такой же срединный амвон недавно найден в раскапываемой церкви монастыря Святителя Николая в Мирах, и такой же во всей целости сохраняется в Риме в древнейшей церкви св. Климента. Константинопольский Софийский назван у одного поэта столбом ( πργος), упоминаются и колонны его из чистого золота и трулл (купол) поверх всего 297 . О ступенях и говорить нечего. Итак, вместо эфемерного трона жалкого Императора, мы имеем перед собою образчик амвона первохристианских времен, едва ли не единственный на всем Востоке! Что мог восходить на него и Император имевший (по крайней мере, в св. Софии Константинопольской) особое для себя место на южной стороне солеи, в этом нет причин сомневаться 298 . И он, как лицо полуосвященное, мог иногда что-нибудь прочесть или сказать всенародно в церкви, но из этого не следует, что место то – есть императорский престол. Представляется вопрос: какого времени этот амвон, а за ним и вся церковь , в которой он, сверх всякого ожидания, уцелел до нашего времени? Очевидно, что Стаги-Калабака есть весьма древнее христианское заселение, упредившее собою наше тысячелетие, но сказать что-нибудь положительное в этом смысле я в настоящее время никак не могу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Историрован же рукою меня грешнаго Неофита монаха Критянина, под руководством кир Феофана монаха, отличнаго живописца, который прозван Бахифен, вместе с кир Язи, священником из той же самой страны. При архиерействе Преосвященнейшаго Митрополита Ларисскаго Даниила. В 7081 (1573) г. Инд. 1. и окончен в месяце Августе 15 (дня) 295 . Притвор этот от самого святилища отделяется капитальною стеною, пробитою тремя пролетами, соответственно трем нефам церкви, из коих средний, широчайший, разделяется двумя колоннами на три части. Так-как ни в одном из них нет навешенных дверей, то сквозь отверстия среднего я давно уже всматривался в один предмет, тоже еще в первый раз встречаемый мною, занимающий самую средину храма. Вошед внутрь его, я не без удивления увидел перед собою высокую из белого мрамора кафедру, образующую собою правильный шестисторонник, в углах которого поставлены тонкие колонны, поддерживающие пирамидальный балдахин. Нижняя часть кафедры состоит из глухих стенок, верхняя, ажурная только из шести упомянутых колоннок. На эту последнюю, имеющую вид ротонды, ведут с Запада и Востока мраморные же лестницы, в 7 ступеней каждая. Мраморные плиты, одевающие низ кафедры, покрыты рельефными изображениями креста, листьев и в одном месте Евангельской истории о явлении Ангела Мироносицам. Характер всех этих изображений весьма древний. О. Софроний поспешил отрекомендовать мне редкую вещь, назвав ее Андрониковым троном... Андроник и трон, очевидно, говорит об Императоре, а так-как в притворе читается во всю стену Хрисовул Императора Андроника младшего Палеолога, то есть повод заключать, что его же имя привязывается и к воображаемому царскому трону, украшающему собою Стагийскую церковь . Но, если имя Андроника тут взято, так сказать, напрокат, то откуда и как могло составиться понятие трона? На чем построено это предание, предположение, убеждение, какого оно времени и где, и кем засвидетельствовано? Никакого ответа на все эти вопросы не у кого найти. Обошел я кругом немой памятник, взошел по ступенькам наверх, все осмотрел, осязал, обыскал, но не разжился положительно ничем, чтобы проливало на него какой-нибудь свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В этот же день Святейший Патриарх Кирилл выступил с заявлением в связи с терактами в московском метро. В соборе Усекновения главы Иоанны Предтечи Иоанно-Предтеченского женского монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского, а затем утреню Великого вторника. В монастыре Первосвятитель провел краткую встречу с министром обороны Греческой Республики Евангелосом Венизелосом. 30 марта. В Великий вторник Святейший Патриарх Кирилл посетил подмосковный Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, расположенный близ города Сергиев Посад. В Никольском соборе обители Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам прп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, а затем совершил Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании богослужения Святейший Владыка посетил Покровский храм, осмотрел здания и территорию Хотькова монастыря, а также побывал в расположенном в одном из корпусов монастыря приюте-пансионе для девочек, оставшихся без попечения родителей. В храме Всех святых, что в Красном селе, бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского и утреню Великой среды. 31 марта. В Великую среду Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. За малым входом Предстоятель Русской Церкви удостоил к празднику Святой Пасхи ряд клириков г. Москвы Патриарших наград. В Малом зале Храма Христа Спасителя прошла встреча Его Святейшества с Чрезвычайным и Полномочным Послом Кубы в России Хуаном Вальдесом Фигероа и председателем Ученого совета Кубинского офтальмологического института Франком Эгиасом Мартинесом. В канун Великого четверга Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню Великого четверга в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря Москвы. АПРЕЛЬ 1 апреля. В Великий четверг, в день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Первое время митрополит держал слово и лишь с молчаливым осуждением взирал на разгул опричнины. Но наконец он не выдержал и заговорил. 22 марта 1568 г. Филипп публично, в Успенском соборе, пригрозил царю Страшным судом и адскими муками за тот «пожар лютости», которым была охвачена Россия. Однако обличения Филиппа не оказали на царя никакого воздействия. «Коса» нашла на «камень». Царь Иван гневным окриком прервал обли-личительную речь Филиппа. Следуя примеру прежних митрополитов, Филипп в знак протеста покинул митрополичий двор и переселился в московский Никольский монастырь. Когда-то Иван III в такой же ситуации вынужден был склониться перед митрополитом Геронтием и просить его возвратиться в Кремль. Однако Иван IV и не думал следовать примеру деда. Вскоре Филипп вновь обрушился на Грозного, упрекая его в том, что царь явился на богослужение в черном опричном балахоне с высоким шлыком на голове. И вновь Иван велел Филиппу замолчать или же оставить митрополию. Самый сильный приступ ярости вызвало у царя столкновение с Филиппом во время богослужения в соборе Новодевичьего монастыря 28 июля 1568 г. Возмущенный тем, что один из опричников не снял шапку во время чтения Евангелия, митрополит произнес гневную речь, требуя отмены опричнины. Иван IV и его опричная свита покинули богослужение. Некоторые историки считают, что именно в этот день в Москве произошло мощное выступление посадских людей, требовавших отмены опричнины. Перепуганный царь поспешил уехать из столицы в Александрову слободу, где стал обдумывать план расправы с митрополитом. Авторитет Филиппа среди духовенства, боярства, а также, вероятно, и других слоев населения был весьма высок. В повседневной жизни он был безупречен с точки зрения христианской морали. Беспричинная расправа с ним могла привести к нежелательным для царя последствиям. Поэтому Иван IV решил избавиться от неугодного митрополита более «законным» путем. Осенью 1568 г. он направил в Соловецкий монастырь своего рода «следственную комиссию» в составе суздальского епископа Пафнутия (личного врага митрополита Филиппа), архимандрита московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия, боярина Василия Темкина и дьяка Дмитрия Пивова. Посланные вскоре вернулись, доставив царю «доказательства» недостойного поведения Филиппа на посту соловецкого игумена. В качестве свидетелей в Москву были привезены преемник Филиппа игумен Паисий и некоторые монахи, согласившиеся давать нужные следователям показания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010