Известные черты сходства с произведениями Андрея Рублева обнаруживают также миниатюры «Евангелия 1401 года» (Государственная библиотека им.Ленина) и «Переяславского Евангелия» (Государственная Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина) 53 . 3. Третий период -жизни и творчества Андрея Рублева (1425–1430 гг.) Лучшее из произведений Андрея Рублева – чудотворная икона Святой Троицы, находящаяся ныне в Государственной Третьяковской галерее 54 . Клинцовский иконописный подлинник сообщает, что «преподобный Андрей, Радонежский иконописец, прозванием Рублев, писаше многия святыя иконы, чудны зело и украшенны; бе той Андрей прежде живяше в послушании преподобнаго отца Никона Радонежского: той повеле ему при себе написати образ Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему Сергию чудотворцу» 55 . Из этого сообщения мы можем, кажется, заключить, что Андрей Рублев, названный «Радонежским», вероятно, по причине первоначальной принадлежности к братии Свято-Троицкой обители, основанной преподобным Сергием Радонежским 56 , написал икону Святой Троицы в период полного расцвета своего таланта – после того, как написал уже «многия святыя иконы, чудны зело и украшенны». Слова о том, что прежде «той Андрей живяше в послушании преподобнаго Никона», имеют, по-видимому, характер вскользь сделанного замечания, имеющего целью уточнить образ взаимоотношений между игуменом и прославленным иконописцем указанием на их прежнюю близость. Надо полагать, что Рублев ко времени написания иконы Святой Троицы вышел уже из непосредственного подчинения обители преподобного Сергия, в связи с своим положением знаменитого московского мастера, находившегося в ведении великого князя; вероятно, он и числился теперь монахом подмосковного Спасо-Андроникова монастыря» 57 , однако любил, конечно, и обитель преподобного Сергия, как место своего пострига и долголетних иноческих трудов под духовным руководством преподобного Никона. Что слово «повеле» не следует понимать как приказание послушнику, можно, по-видимому, заключить из сопоставления приведенного нами свидетельства Клинцовского подлинника со следующим летописным указанием: «Бяше нужно бо и се нам есть помянути... яко исполнися желание преподобнаго отца настоятеля Никона. Умолени быша от него чюднии добродетельнии старцы и живописцы Данил и Андрея предномянутый... и яко украсиша подписанием церковь сию» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Последняя работа А. Р.- роспись Спасского собора Андроникова мон-ря, 1426-1427 гг. (?); обнаружена в период реставрации в 1952 г. Рассказ о строительстве и украшении росписями Спасского собора содержится в житии прп. Сергия Радонежского. В наст. время сохранились только фрагменты орнамента на откосах 2 алтарных окон. Среди приписываемых А. Р. работ следует упомянуть миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (РГБ), ок. 1400 г. (?). Единого мнения в атрибуции данного памятника не существует. Предполагалось авторство как А. Р. (И. Э. Грабарь, М. В. Алпатов , Н. А. Дёмина и др.), так и Феофана Грека (Ю. А. Олсуфьев, В. Н. Лазарев, О. С. Попова), а также Даниила (Г. И. Вздорнов). Научная реставрация Евангелия в 1985-1989 гг. (под рук. Г. З. Быковой) позволяет предположить наличие малоразличимых манер, принадлежавших неск. мастерам, одним из к-рых мог быть А. Р. (Г. В. Попов, Л. А. Щенникова). А. Р. на основании стилистического анализа приписываются также фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора Саввино-Сторожевского мон-ря с изображением преподобных (ЗИАХМ). Изучение творчества А. Р. началось в 40-х гг. XIX в. В работах Н. Д. Иванчина-Писарева (1840, 1842 и др.), И. П. Сахарова (1849), С. П. Шевырёва (1850) наряду с обращением к историческим источникам была сделана попытка дать характеристику художественного своеобразия искусства А. Р., остававшегося в это время фактически неизвестным. Ни икона «Св. Троица», ни росписи Успенского собора во Владимире еще не рассматривались как произведения А. Р., однако верно угаданный характер эпохи позволил авторам 1-й пол. XIX в. предвосхитить многие последующие выводы и дать точные оценки, сохранившие свое значение до наст. времени. Во 2-й пол. XIX в. М. И. и В. И. Успенскими (1901) была сделана первая попытка составления биографии художника, основанная на анализе письменных источников. Тогда же Н. В. Покровский (1887 и др.) и Н. П. Кондаков (1905) сосредоточили внимание на анализе иконографии иконы «Св. Троица» и фресок «Страшного Суда» во владимирском Успенском соборе, уже относимых к творчеству А.

http://pravenc.ru/text/115312.html

11) Старопечатные книги 511, именно: 1) Славянские: а) неизвестные библиографам 64, из коих Евангелие XV и Апостол XVI века принадлежащие Молдавскому Господарю и умилительные молитвы на всяк день Кирилла монаха Туровского, печати 1631 года; d) редкие 170, из коих псалтирь 1575 года., Библия 1581 года, Евангелие 1600 г. Требник Петра Могилы 1646 года и Апостол, изданный в Гаге 1717 года который велено было уничтожить. 2) Иностранные: а) древние 277, из коих 1444 г. Ода, XV века 46, XVI века 90 и XVIII века 140 книг, в числе их на пергаменте 1506 г. статуты Польши, Пруссии, право Магдебурнское; 6) редкие-отличные, иностранные 242 издания, особенно: in folio maiori путешествие Humbolt, Choris Lassuc Hubiliardiere, Belzoni, собрание рисунков Рубенса. Гиббиани де Винчи, живописные виды на предметы истории, искусств, древностей Этрусских, Греческих, Римских и отборные творения классиков. По этому есть много изданий Aldiininutii Stephani in usum Delphini Elsevier, Uatican. Bodoni, Didot Более редкие отмечены, точными о достоинстве их отзывами иностранных библиографий, с означением при том знаменитых мест и лиц, которым какая книга принадлежала». По любви к редкостям Платон Яковлевич не оставил своему семейству после себя достаточного обеспечения. Это было причиною, что наследница, единственная его дочь, по кончине его, последовавшей 29-го июня 1839 года, была вынуждена продать в разницу всю его библиотеку и поэтому многие важные книги пошли за незначительную цену. По причине недостаточного состояния Государь Император из собственной своей домовой казны приказал на погребение Актова выдать тысячу рублей. 9) Николай Егорович Пизанский. После образования в семинарии и окончания курса учения в Педагогическом Институте, он в 1810 году был учителем Балахонского уездного училища. В 1812 году поступил в Нижегородское ополчение и, по замирении с Францией, служа в армии, дослужился до чина полковника. 10) Матфей Сергеевич Арфаницкий, учитель в училище благородных девиц Смольного монастыря, не один раз обращавший на себя благосклонное внимание Высочайшей покровительницы этого учебного заведения Императрицы Марии Феодоровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XIV - 1-й четв. XV в., во время пребывания на кафедре святителей Киприана и Фотия , при митрополичьем дворе активизировалось книгописание (прежде всего создание роскошных пергаменных кодексов). Здесь были созданы такие рукописные шедевры (обычно богато иллюминированные миниатюрами и орнаментом в неовизантийском стиле), как Евангелие Хитрово, Евангелие Успенского собора Московского Кремля , Евангелие Федора Кошки , Спасо-Андрониковское Евангелие, Климентьевское Евангелие и др. Наиболее известным московским книгописцем этого времени является диакон (впосл. протодиакон) Спиридоний, написавший в 1393-1394 гг. Евангелие (РНБ. F.n.I.18) для боровского и серпуховского кн. Владимира Андреевича. Участвовал Спиридоний и в написании Евангелия Успенского собора (1-й писец), пергаменного Синодика того же храма (ГИМ. Син. 667) и т. н. Служебника митр. Исидора (Vat. Slav. 14), а во время пребывания в 1397 г. в Киеве со Смоленским еп. Михаилом переписал лицевую Киевскую Псалтирь . В это время создавались и скромные обыденные кодексы, связанные со сменой богослужебного устава со Студийского на Иерусалимский, такие как Триоди Постная и Цветная (ГИМ. Усп. 6-перг. и 7-перг.- Вздорнов. 1980. С. 92). В 10-20-х гг. XV в. был переписан и отредактирован сборник поучений митр. Киевского Фотия («Книга, глаголемая Фотиос»), сохранившийся в черновике (БАН. Тек. пост. 13 - см.: Фотий, митр. Киевский и Всея Руси. Сочинения: Книга, глаголемая Фотиос. М., 2005). При кафедре свт. Киприана велось летописание; очевидно, была составлена Троицкая летопись (сгорела во время московского пожара в 1812), продолженная до 1408 г. и известная по пергаменному списку не ранее 1416 г. Позднее летописание при кафедре (наряду с великокняжеским) становится практически регулярным. Известны греч. рукописи, переписанные в XV в. при митрополичьей кафедре, напр. Анфологион 1408 г. и др. книги, в большинстве своем увезенные ок. 1437 г. в Италию митр. Исидором ( Фонкич. 1977. С. 10-15); часть их, оставшаяся в Москве, вероятно, погибла во время пожара в 1547 г.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

У Луки: «подвизайтесь войти сквозь тесныя врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить Господи! Господи! Отвори нам! Но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы... Лк. 13:24–25 . Такого различия в этих изречениях и в других подобных не могло, по самой крайней мере, не должно было быть, если предположить, что Матфей имел полную возможность записать подобные изречения буквально сходно из одного письменного источника. Очевидно, Матфей не зависит от источника Λ. Кто из двух евангелистов – Матфей или Лука действительно был в зависимости от Λ, решительно неизвестно; был ли когда-либо сам этот Λ, тоже неизвестно; составного ли характера Нагорная беседа, также неизвестно. Все это нисколько не доказано. 348 Авторы синоптических таблиц Sevin, Bunsen u Tischendorf прямо, как и должно, указывают параллели Марка с Матфеем. См. их Synopsis’ы. 351 Этих отрывков, не относящихся, по теории, к А и к Λ, довольно много. У Матфея: 1–2 гл., 3:14–15; 4:14–16; 5:14, 16–17, 19–24, 27–28 (31), 33–38; 6:1–8, 16–18, 34; 7:6, 15, 21; 8:17; 9:21–31; 10:5–6,8, (6), 23, 25; 11:28–30; 12:5, 7, 17–21; 8:17; 9:27–31; 10:5–6, 8, (6), 23, 25; 11:28–30; 12:5, 7, 17–21, 33, 36, 37; 13:24–30, 36–52; 14:28–32; 15:12, 13; 16:17–19; 17:24–27; 18:15–20, 23–35; 19:11, 12; 20:1–16; 21:4, 5, 14–16, 28–32; 23:2, 3, 5, 8–12, 15–22, 24; гл. 24 и почти вся эсхатологическая речь, 26:1, 2, 52–54; 27:3–10, 19, 24, 51–54, 62–66; 28:2–4, 9, 10, 11–15, 16–20. У Луки: гл. 1–2; 3:1, 2, 10–14, 23–38; 4:16–30; 5:1–11; 7:11–17, 36–50; 8:1–3, 9:51–56, 61–62; 10:17–20, 25–37, 38–42; 11:5–8, 27–28; 12:13–21, 32–33, 35–38, 41, 47–48, 49–50; 13:1–5, 6–9, 10–17, 22, 31–33; 14:1–15, 16–24, 28–33; 15:8–10, 11–32; 18:1–8, 9–14; 20:1–10, 11–27, 39–44; 22:24–30. Читать далее Источник: О происхождении первых трех канонических евангелий : Опыт разбора гипотез Г. Эвальда и Ю. Гольцмана/Соч. Николая Троицкого. - Кострома : тип. Андроникова, 1878. - 528 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Веру мне Имате , святые отцы и братия, что все мои действия и делания сводились к одному — охранить святые заветы и установления древних отцов-подвижников и великих наших старцев во всей божественной и чудной их красоте от разных тлетворных веяний века сего, начало которых — гордыня сатанинская, а конец — огонь неугасимый и мука бесконечная! Может быть, плохо исполнил я это — каюсь в том и повергаю себя перед Благостию Божией, умоляя о помиловании. А вас всех, возлюбивших меня о Господе, прошу и молю: соблюдайте мои смиренные глаголы. Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливо молитвой и чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей. Лучше соглашайтесь подъять тысячу смертей, чем уклониться от Божественных заповедей Евангельских и дивных установлений иноческих. Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы ад восстал на вас и весь мир кипел на вас злобой и прещением, и веруйте: " Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине " . Аминь.   notes Примечания 1 Святитель Варсонофий (1495–1576; пам. 4 окт.) — епископ Тверской, казанский чудотворец, уроженец г. Серпухова Московской области. В 1512 г. попал в татарский плен, был выкуплен, по обету постригся в монашество в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1544 г. стал игуменом Николо-Песношского монастыря, затем отправлен в Казань и устроил там Спасо-Преображенский монастырь. В1567 г. рукоположен во епископа Тверского. По кончине был погребен в Казани, где в 1595 г. были обретены его нетленные мощи. 2 Иеросхимонах Амвросий (в миру А.М. Гренков; 1812–1891) — оптинский старец, обладавший дарами прозорливости и чудотворения. Канонизован в 1988 г. 3 Иеросхимонах Анатолий «Старший» (А.М. Зерцалов; 1824–1894) — старец, скитоначальник, ученик преп. Макария и Амвросия Оптинских. Канонизован в 1996 г. 4 Иеросхимонах Иосиф (И.Е. Литовкин; 1837–1911) — делатель умной молитвы, ученик преп. Амвросия, преемник по старчеству преп. Анатолия. Канонизован в 1996 г. 5 Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) — великий молитвенник и чудотворец. Канонизован в 1990 г. 6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Св. Алексий, митрополит Московский. Он происходил из боярского рода, в мире назывался Елевферием и был крестником князя Иоанна Калиты. Будучи тринадцатилетним мальчиком, он ловил птиц, и вдруг услышал голос: «Зачем ты ловишь птиц, Алексий? Тебе нужно быть ловцом человеков». И с этого времени отрок Елевферий совершенно переменился, стал молчалив, оставил детские игры, скрывался в уединенных местах для молитвы и много постился. На 15 году поступил в монастырь. Так как он был известен и князю и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами, то скоро был возведен в сан епископа и затем сделался митрополитом. При нем Россия была под игом татарским. Жена татарского хана Чанибека Тайдула страдала глазами. Хан писал к великому князю московскому Иоанну Иоанновичу: «Мы слышали, что Бог ни в чем не отказывает молитвам митрополита Алексия; пусть же он испросит у Бога здравия моей жене». В случае отказа хан грозил походом на Россию и опустошением ее. Что было делать? Святитель, в надежде на помощь Божию, решился отправиться в орду к хану. По прибытии туда, он отслужил молебен, молясь за больную, окропил ее св. водой, и она прозрела. Тайдула подарила святителю землю в московском Кремле, где, в память чуда ее исцеления, устроен святителем «Чудов монастырь». Кроме Чудова монастыря, он устроил еще также в Москве Спасо-Андроников. Этот монастырь устроен был святителем по обещанию за избавление от страшной бури на Черном море, когда он ездил в Константинополь для поставления в митрополиты. Святитель Алексий оставил после себя весьма важный письменный памятник – Евангелие, написанное собственноручно и исправленное по греческому Евангелию. Оно хранится в Чудовом монастыре и служит сильным обличением для наших раскольников, которые отделяются от Церкви из-за того, что патриарх Никон исправил ошибки, бывшие в церковных книгах. Святитель Алексий скончался в 1378 г., на 86 году своей жизни. Мощи его почивают в Чудовом монастыре; в ногах хранится посох, а в шкафу, за стеклом, облачение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Если бы Артемий согласился, иосифлянам удалось бы выжать из каждого его слова повод к обвинению и самого Артемия в неправославии. Но старец отказался: «ино то деи не мое дело», говорил он потом ученику своему Леонтию. Почуяв злой умысел иосифлян и узнав, «будтося от Матфея (Башкина) некоторые слова есть же» и на него, он удалился из Москвы, из Андроникова монастыря, где жил, в Порфирьеву пустынь. Впоследствии он и на соборе сказал, что ушел «от наветующих», так как к нему доходили слухи, будто на него возводится некоторыми обвинение в том, что он «не истинствует христианского закону». Удаление Артемия на сей раз представляется трудно объяснимым. Если оставление им игуменства можно объяснять желанием избавиться от выслеживаний и не дать своим врагам улик против себя, то до некоторой степени подобное же желание можно заметить и здесь у него: до него дошли слухи, и он поспешил бежать, чтобы не дать им повода распространиться. Но дело в том, что большая была разница между его тогдашним положением и теперешним: тогда слухи эти были смутны, недоброжелатели его не столь очевидны, выслеживание неосторожных слов им вовремя замечено и потому, когда он оставил Сергиев монастырь, враги его еще не были достаточно сильны против него; дело шло келейно, тайно; обвинительный материал был уже собран, но пока дело не переходило еще официальную почву: нужен был толчок. Таким толчком и явилось показание Башкина. Когда Башкина пытали и оный «еретик и отступник богопустным гневом обличен бысть, бесу предан и, язык извеся, непотребная и нестройная глаголаше на многи часы и потом в разум прииде», 102 т. е. когда Башкин едва не потерял рассудка под пыткой или, премудрым «испытанием», как называет её соборный акт, – он, на вопрос о единомышленниках, назвал Артемия, может быть, под подсказу своих «вразумителей» – волоколамских старцев. 103 Он поведал Артемьевы «многия и богохулныя вины о иконном поклонении и о причастии тела Христова и чего деи в Евангелье и во Апостоле не писа, и того деи держати ненужно и предании святых отец».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среда 15/28 апреля 1948. Св. и ВЕЛ. СРЕДА. О. Георгий нещадно затянул чтение Евангелия – настолько, что Митрополит вызывал его в алтарь и делал внушение. Он, к сожалению, делает все, чтобы не нравиться на Дарю, а он бы мог быть хорошим третьим священником. Масса неприятностей из-за выноса внизу. П.В. Спасский хочет петь со своим хором, а Выдра – со своим. Надо улаживать конфликты. Волошин по просьбе Митрополита привез гимназический хор для «Да исправится молитва моя». Опять истории с Выдрой. Пели дети и молодежь хорошо. Завтракал у о. Александра, который взял с меня слово, что я напишу статью о необеспеченности духовенства, в «пандан» 831 первой – об отъезде за океан. Андроников, разговаривавший с управлением радио, по своей собственной инициативе решил все отменить, не предупредивши нас, и поставил меня и о. Александра в очень трудное положение. Вообще, с радио – полная неразбериха, и я не знаю, удастся ли что-либо устроить. Четверг 16/29 апреля 1948. СВ. И ВЕЛ. ЧЕТВЕРГ. Утреня с чтением 12 Евангелий прошла хорошо. Народа столько же, как прежде. Нельзя войти ни в одну дверь. Звонил, по традиции. «Разбойника» пели очень неважно. Пятница 17/30 апреля 1948 . Св. и вел. пяток. На Дарю – с 9 до 2. На часах был Митрополит, церковь пуста. Помощники не пришли, и только благодаря нескольким добровольцам – прихожанам (все больше почтенного возраста, вроде доктора Веретенникова 832 ), которые помогли в приборке храма, успели все сделать. На «выносе» внизу – полная церковь . [...] Спасский пел хорошо. [...] Скауты помогают усердно. Бобровский руководит ими теоретически, распределяет Ясинская 833 . Суббота 18 апреля/1 мая 1948. Св. И ВЕЛ. СУББОТА. Радио наладили, но в последнюю минуту техники объявили, что они не будут работать 1 мая. Передача, даже на диске, не состоится 834 . Несмотря на дождь, освящали каждый час куличи на столах в саду. Принос большой, но почти исключительно хлебный: пасок и мяс – мало. Даже яиц меньше, чем в предыдущие годы. Церковь украшала 3. Журавлева. Весь день идут люди: то приложиться к плащанице, то справиться о ночных службах, то просто постоять на дворе. Святая ночь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За начальным учением следует толкование 10-ти заповедей и молитвы Господней, после которого помещено поздравление Архангельское Пресвятой Деве Богородице: «Богородице Дево радуйся» и проч.; далее толкование символа веры и наконец евангельских блаженств. Нет сомнения, что, кроме чтения, учили детей и нотному церковному пению, как необходимой принадлежности духовного воспитания. В семинарской библиотеке и доселе есть два экземпляра книги: Азбука начального учения, простого нотного пения, содержащегося на цефаутном ключе. Кажется, что мы не ошибемся, если скажем, что в епаршеской школе учили тому же, чему, при Преосвященном Дамаскине Аскаронском, учили в русских школам, открытых им при духовных правлениях, т. е. азбуке, букварю, заповедям Божиим, часослову, псалтири, шестодневу, церковному уставу и нотному пению. Сверх того, в той школе введено было преподавание и латинского языка. Высочайшим указом, данным Святейшему Синоду от 2 июня 1750 года, Преосвященный Сильвестр переведен в С.-Петербург. По отбытии его из Костромы, церковническая школа закрылась и ученики разошлись по домам. Консистория, вероятно не имея возможности остановить это, ограничилась только тем, что за каждый год неутомимо отбирала ведомости об урожае, чтоб, по прибытии нового архипастыря, быть в готовности снова собрать школу, для которой в 1753 году она приобрела славянскую библию, изданную при Императрице Елизавет Петровне, ценою с пять рублем. Эта книга и положила основание семинарской библиотеке. Костромская духовная семинария при преосвященном Геннадие (Андреевском) (С 19-го октября 1754 по 1757 г. включительно) Преемник Сильвестра Кулябки, Преосвященный Геннадий, по прибытии в Кострому, вскоре обратил заботливое внимание на восстановление Епаршеской школы, и 2-го сентября 1754 г. дал Консистории письменное приказание следующего содержания: «Для заведения семинарии набрать 30 человек, обученных «российской грамоте и письму, действительно священно-церковно-служительских детей, от 7 до 10 я от 10 до 15 летнего возраста и обучать их, в силу духовного регламента, «латинскому языку, из находящихся в катедре Его Преосвященства риторических учеников, Никифору Алексееву и Ивану Прокопиеву, смотрение над семинарией поручить прежнему «учителю и экзаменатору, Песошенскому Игумену Анастасию, «семинарию поместить в Семеновском монастыре и в служители семинарии определить двух человек.» Приказание это объявлено риторическим ученикам, и Игумену Анастасию послан указа; но, с прискорбием надобно сказать, что вследствие этого приказания опять начались проволочки со стороны поповских старост, опять Епархиальное начальство нашлось вынужденным отправлять из консистории рассыльных для ловли учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010