В сказках патриарших боярина Бориса Нелединского и дьяков Ивана Калитина, Иосифа Еремеева, Парфения Иванова, Ивана Щепоткина про патриаршеское оставление, что он оставил свой престол и к тому патриарх не будет – написано подобно архимандричьим и поповским сказкам. А в допросе они ж перед освященным собором по Христовой евангельской заповеди сказали: сказки де они писали вправду. В сказках патриарших дьяков Ивана Кокошилова, Дениса Дятловского написано: как патриарх патриаршество оставлял, и они де в то время не были. В сказках подьякона Феодора, подьякона Никиты, подьякона Ивана Васильева, певчих дьяков: Нестера Иванова, Ивана Фёдорова, Григория Кирилова написано: как патриарх патриаршество оставлял, и они де в то время не были. В сказке подьякона Петра Новгородца написано: как патриаршества отрёкся, того он не слыхал, потому что уходил к ризнице; а говорил патриарх поучение: взял на себя корабль великий и правил и править не возмог, у корабля кормило сгнило и корабль опровержеся. А в допросе пред освященным собором сказал по евангельской заповеди: сказал де он ту сказку вправду. В сказке подьякона Матвея Козмина написано: как патриарх оставил свой престол, речей от патриарха никаких не слышал. А в допросе пред освященным собором сказал: сказывал де ему подьякон Иван Тверитинов, что патриарх патриаршество оставляет, в соборной церкви в обедню, а он де Иван слышал о том от патриарха у правила, посылал де его Ивана патриарх купить ключку. И преосвященный собор подьякона Ивана допрашивали; и подьякон Иван в допросе сказал: по отшествии де Никона патриарха , он подьякону Матвею сказывал, и ключку де патриарху купил он Иван Тверитин. В сказках певчих патриарших дьяков и подьяков Фёдора Константинова, Ивана Тверитина, Дениса Фёдорова, Исака Андроникова, Фёдора Кузмина, Гаврила, Игнатия, Симона Фёдорова, Дмитрия Ярославца, Василия Новгородца, Савы Семёнова, Ивана Логинова, Фёдора Трофимова, Павла Иванова, Семёна Иванова, Алексея Сергеева, Филимона Максимова, Матвея Степанова, Дмитрия Левонтьева, Василия Никонова, Павла Терентьева написано во всех одинаково, что патриарх Никон патриаршество оставил, и потом де патриархом Московским зваться не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Игуменство свт. Варсонофия ознаменовалось еще одним важным событием для монастыря. Летом 1553 года был в нем на богомолье царь Иоанн Васильевич с царицею Анастасиею и новорожденным царевичем Димитрием. Избавленный от тяжкой болезни, обрадованный рождением сына, царь дал обет совершить путешествие по монастырям. «И поидоша царь и царица, – будем говорить словами летописца, – и со отрочатем по святым местам помолитися, и быша у Троицы в Сергиеве монастыре, и у святаго Николы на Пешноше» 26 . Что привлекло благочестивое усердие царя на Пешношу? Нет сомнения – благоговение к памяти преподобного Мефодия, который только что причислен к лику святых. Но не погрешим, если скажем, что влекло его сюда и уважение к лицу настоятеля, которого он давно знал, как мужа благочестивого, святого. Царь остался весьма доволен игуменом, благочинием братии и благоустройством обители и в знак своего к ней благоволения пожаловал дворцовое село Суходол с двадцатью пятью деревнями и со всеми к ним принадлежащими землями и угодьями 27 . Вскоре после сего царского благодеяния обитель Пешношская разлучилась с своим добрым попечительным игуменом. В 1555 году была учреждена новая епархия в Казани; в епископы туда был избран свт. Гурий, настоятель Тверского Селижарова монастыря. Новому епископу в новой епархии нужны были опытные помощники, особенно в деле проповеди Евангелия среди мусульман. Свт. Варсонофий, в плену у татар изучивший их язык, обычаи и веру, в Андроникове и особенно на Пешноше просиявший подвигами иноческой жизни, а в последней и опытностию управления, был как нельзя более человеком благопотребным для Казани. И вот выбор свт. Гурия, митрополита Макария и самого царя остановился на нем. Кроме проповеди Евангелия он должен был, по воле царя, основать в Казани монастырь. С покорностию истинного монаха принято назначение. Решившись устроить в Казани монастырь общежительный по образцу Пешношского, свт. Варсонофий списал устав Пешношский 28 , избрал из братии для будущего монастыря: келаря, казначея, певцов; избранные почти все были постриженниками Пешношс кими и нет сомнения, что все они (шесть человек) были лучшими монахами на Пешноше и все решились следовать из благоустроенного монастыря за своим строгим настоятелем в страну неведомую, в монастырь несуществующий, из любви к нему, по ревности к делу, на которое он посылается. С этою-то дружиною свт. Варсонофий отправился в Москву, а оттуда вместе со свт. Гурием, при торжественных проводах – в Казань, куда и прибыл в конце июля 1555 года. Устроив деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для братии, он, как говорит его жизнеописатель, сильный словом и делом многих обратил ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Румянцева и Ф.А. Толстого. Чтоб иметь понятие об этой редкой и достойной внимания библиотеке П. Я. Актова, сделаем выписку из С.-Петербургской литературной газеты 1812 года, 27, июля 19-го числа: «мы недавно еще писали в нашей газете о собрании древних, редких 1045 книг, составляющих библиотеку надворного советника Актова. Теперь к прискорбию нашему должны известить о внезапной кончине этого деятельного и почтенного библиомана русского. Библиотека его теперь продается вся его наследниками. Это настоящая находка для собирателей редких книг. Чтоб ознакомить их несколько с библиотекою г. Актова, мы поместим, здесь краткий перечень главнейших сочинений: 1) Рукописи: а) на пергаменте 27, в числе коих: Евангелие на словинском языке XIV века, святцы XIV „века, слово о полку Игореве, имеющее свойство и вид старинного почерка; на латинском языке – молитвенник, присланный Папою Львом Карлу Великому, служебник католический XI века, история Иустина XII века, Булла Папская XV века, Помянник 1455 года и Сенека 1550 года; на Армянском языке толкование Апостольских посланий 1189 года и на Французском языке Парижские и Орлеанские акты 14; Судебные процессы и другие записки нотариальные 1618–1701 годов; так же в подлиннике протокол первого Лицея в Гамбурге, 2-го мая, 1797 года о премиях за сочинение оды на кончину Императрицы Екатерины II. 6) На пергаменте и Бомбаццие Евангелие славянское XIV века с Молдавскими надписями, с) На бумаге 324, в них XV века 52 и XVI века 51, из коих на славянском языке аа) 14 экземпляров евангелия и других священно-церковных рукописей были иноземные и шесть служебных миней Молдавии содержат в себе жизнеописания многих таких греческих святых, кои не упоминаются в России, bb) Устав церковный 1401 года, писанный в Царь-граде Афанасием, учеником Св. Сергия Радонежского, для его монастыря; сс) в подлинниках 16 царских грамот 1651–1701 г.; 39 квитанций на платеж в казну денег, четыре отпускные, две венечные памяти; 6 других записей XVII века и 34 грамоты 1459 и 1699 годов в списках, из коих духовная Акинфова 1459 года и многие другие неизвестные; dd) 17 книг разных не изданных сочинений и переводов в подлинниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два экспоната первого ряда – Стихирарь Епифания Премудрого 1380 года с автографом самого писца и подробно иллюстрированный житийный памятник Преподобного – рукописное «Лицевое житие Сергия» конца XVI века с 652 миниатюрами. Интересно, что эту инкунабулу главная библиотека страны рискнула выставить в экспозиции лишь в течение первой недели работы выставки, а затем заменит ее факсимильной копией. Пара других пергаментных рукописей конца XIV века – мемориальные подлинники преподобного Никона Радонежского: Служебник и Евангелие. Фонды ГИМа не уступают: на соседнем стенде – раскрытое на замечательной лицевой миниатюре «Спас Эммануил в силах» Евангелие Апракос («Андрониково», Москва, XVb.) И все же, пожалуй, главный экспонат здесь – созданный не позднее XIV века пергаментный Служебник, по преданию Троицкого монастыря принадлежавший самому преподобному Сергию. Основной и самый интересный экспозиционный ряд – иконография Преподобного. Впервые на широкой публике выставляется цельный житийный свод образов из Покровского собора в Рогожской слободе. Девять лет назад были опубликованы только две иконы из него, остальные восемь специально отреставрированы митрополией Русской Православной Старообрядческой Церкви к 700-летнему юбилею. Написаны все они в конце XVIII столетия предположительно в Поволжье. «В целом же иконография преподобного Сергия, особенно раннего периода его почитания, изучена далеко не окончательно. Известен созданный около 1420-х годов покров. А потом до конца XV века практически ни одной иконы мы не знаем, - говорит заведующая отделом древнерусской живописи ГИМа Ирина Тарасенко. - Отчасти закрывает это своеобразное белое пятно очень редкая выставляемая нами икона так называемой ктиторской композиции Богоматери с Младенцем с предстоящим Сергием Радонежским. Она явно ориентирована на греческие образцы. Ктиторские сюжеты вообще были популярны в Византии. А вот отечественных икон, особенно таких старинных и по композиционной структуре явно архаичных, до нас дошло очень мало.

http://e-vestnik.ru/culture/yubileynye_s...

ранее: Фома, октябрь 2008, С.24,25. Протоиерей Кирилл Каледа , настоятель Храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове. «Прошлое, которое надо ворошить». Беседовала Наталья Волосатова . Фото Владимира Ештокина и фотографии, предоставленные Лидией Головковой и Игорем Гарькавым//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.68-71. – (Раздел « Люди »). Имеется биографическая справка « Протоиерей Кирилл Каледа » (С.68). ранее: Фома, октябрь 2008, С.20-23. Мое Подмосковье: (на заставке – Поле мать-и-мачехи в утренней дымки. Зарайск. Фото Константина Давыдова)   Алексей Соколов, журналист. «Выходи из поезда в Иерусалиме » . [О Новом Иерусалиме]. Фото Владимира Ештокина//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.72-73. – (рубрика « Мое Подмосковье »).      КУЛЬТУРА (раздел). – С.74-95. Наталья Иртенина . Андрей Рублев. Путешествия по подмосковной земле . Фото: Олега Дунаева/ФотоСоюз; Ludvig14; www.lori.ru ; Lodo27; Екатерины Соколовой. Ил.: Андрей Рублев пишет образ Спаса Нерукотворного на западной стене Спасского собора. Фрагмент миниатюры лицевого списка Жития Сергия Радонежского. РГБ; Евангелист Иоанн в образе орла. Миниатюра Андрея Рублева. Евангелие Хитрово, XIV в.; Звенигородский чин Андрея Рублева: Архангел Михаил, Спас, апостол Павел. 1408; Князь Юрий Дмитриевич Звенигородский; Троица. Икона Андрея Рублева. 1425; Преподобный Савва Сторожевский; Ангел. Миниатюра Андрея Рублева. Евангелие Хитрово, XIV в.; Преставление иконописца Андрея Рублева в Андрониковом монастыре. Книжная миниатюра//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.74-79. – (раздел « Культура »). Павел Крючков . Литературное Подмосковье: природная жизнь . [О подмосковных пригородных усадьбах, связанных с великими писательскими именами]. На заставке к материалу: Рабочий стол А. П. Чехова в усадьбе «Мелихово». Фото РИА Новости; Памятник юному А. С. Пушкину и его бабушке Марии Алексеевне в с. Захарово//Фома. - Спецвыпуск. 2013/Православное Подмосковье. – С.80-83. – (раздел « Культура »). Представлены:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

Епископ Игнатий вместе с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко присутствовал на поднятии креста и купола в Кудрово июля 2017 16 июля епископ Выборгский и Приозерский Игнатий вместе с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко, а также представителями аппарата губернатора и администрации области присутствовал на поднятии креста и купола храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Кудрово . Настоятель храма, протоиерей Владимир Данкович и прихожане храма выразили благодарность Его Преосвященству и главе региона за присутствие на историческом для прихода и района событии . При строящемся большом соборе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова действует небольшой храм в честь иконы Божией Матери " Отрада и утешение " ( " Ватопедская " ) . За четыре года сформирован небольшой, но дружный приход . В " спальном " районе сложилась молодая община из семей с детьми и молодежи, проводятся спортивные и молодежные мероприятия. Строящийся храм необходим развивающемуся району, население которого прирастает с каждым годом . На прихрамовой территории планируется возведение приходского дома для воскресной школы и социальной работы . Храм с февраля 2015 года возводится на берегу реки Оккервиль по проекту древнейшего монастырского храма Москвы, построенного в XV веке и сохранившегося до нашего времени, - Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. Вместимость храма - 2500 человек, высота - 57 метров, что делает его самым крупным храмом Ленинградской области, из числа построенных в современный период. Завершение возведения храма в Кудрово запланировано на первую половину 2018 года. ВСЕ ФОТОГРАФИИ Поделиться 20 февраля 2024 3 января 2024 6 декабря 2023 27 ноября 2023 2 апреля 2024 20 января 2024 29 декабря 2023 30 ноября 2023 18 ноября 2023 16 ноября 2022 16 декабря 2021 7 апреля 2021 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

К нач. XX в. в М. м. хранилось много старопечатных книг XVII в., в т. ч. напрестольное Евангелие 1634 г. (вклад Стрешневых), Библия 1663 г. (вклад Великоустюжского еп. Сергия (Белоградского)), «Трубы словес, проповеданных на нарочитые дни праздников…» архиеп. Лазаря (Барановича) 1674 г., Евангелие Воскресное толковое 1681 г., 12 книг Миней 1683 г. (вклад Ф. А. Лопухина). Из документов XVII в. сохранялись рукописный нотный устав, вкладная книга, заведенная в 1681 г., и синодик, заведенный в 1687 г., в котором упоминались, в частности, имена царей начиная с Иоанна IV Грозного. В архиве М. м. документы, относящиеся к XVIII - 1-й пол. XIX в., были представлены лучше, чем в других монастырских архивах Калужской епархии. Из святынь помимо иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» выделяются образ вмч. Георгия в мучении и прилагающийся к нему ковчежец с частицей его мощей, напрестольный крест с частицами мощей (вклад архим. Симеона из Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря ); из старинной утвари - сребровызолоченный крест, изготовленный в 1689 г. (вклад стольника С. О. Аничкова). Преподобноисп. Георгий (Лавров). Фотография. 20-е гг. ХХ в. После революции 1917 г. монахи поддерживали окрестное население, шили мешочки, в к-рых раздавали монастырскую муку жителям ближайших сел. 9 дек. 1918 г. настоятель иером. Георгий был арестован, в 1919 г. приговорен к расстрелу, позже наказание было заменено заключением. Впоследствии он снискал известность как духовник Данилова во имя преподобного Даниила Столпника Московского монастыря . В 1918 г. М. м. был закрыт, его территория передана совхозу. Насельники организовали артель, однако через год она была ликвидирована. Монахи были вынуждены переселиться в Мещовск на частные квартиры. В 1928 г. еп. Стефан (Виноградов) назначил игум. прмч. Иоанникия (Дмитриева) настоятелем общины монашествующих и сестер, проживавших при действующем храме М. м. В 1929 г. богослужения в монастырском храме прекратились и центром общины стал Благовещенский собор в Мещовске. Богослужение велось по монастырскому уставу, монашествующие исполняли монастырские правила, оказывали друг другу духовную и материальную поддержку, относились к игум. Иоанникию как к духовнику. В окт.-нояб. 1932 г. члены общины во главе с игум. Иоанникием были арестованы, а в 1933 г. осуждены за участие в «контрреволюционной группировке из монашествующих и бывших торговцев и проведение агитации против мероприятий советской власти», приговорены к разным срокам заключения в концлагере и к ссылке.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

По прибытии туда он отслужил молебен о больной жене хана, окропил ее св. водою, и она прозрела. Тайдула подарила святителю землю в Московском Кремле, где в память чуда ее исцеления устроен святителем Чудов монастырь. Кроме Чудова монастыря, им был устроен еще также в Москве Спасо-Андроников. Этот монастырь устроен был святителем по обещанию за избавление от страшной бури на Черном море, когда он ездил в Константинополь для поставления в митрополиты. Святитель Алексий оставил после себя весьма важный письменный памятник – переписанное собственноручно Св. Евангелие. Это Евангелие находится в Чудовом монастыре и служит сильным обличением для наших раскольников, которые почитают противным вере исправлять ошибки в книгах церковных, так как в нем святитель исправлял с греческого подлинника некоторые ошибки, сделанные писцами. Святит. Алексий скончался в 1878 г. Мощи его почивают в Чудовом монастыре, память его 12-го февраля. Св. митрополит Иона Св. Иона двенадцати лет от роду постригся в одном из монастырей; затем перешел в Московский Симонов монастырь. Здесь он проходил разные послушания и прославился своею мудростью и духовными подвигами. Один раз посетил Симонов монастырь св. митрополит Фотий. Он зашел в пекарню. Здесь инок Иона, утомленный трудами, спал, и правая рука его лежала на голове, сложенная как бы для благословения. Митрополит запретил будить его и предсказал окружавшим, что это будет великий святитель в земле русской. И предсказание Фотия скоро сбылось. Скоро Иона был поставлен в епископы; по смерти же Фотия был избран на кафедру митрополита и отправлен в Константинополь для посвящения. Случилось же так, что в Константинополе до прибытия Ионы был поставлен митрополитом в Москву Исидор, родом болгарин, а в душе латинянин. Это произошло потому, что тогда греческая империя переживала свое последнее время. Турки со всех сторон подвигались к Константинополю, и единственной надеждой на спасение было подчинение Греческой Церкви власти папы. Папа под этим условием был готов помочь греческой империи и уже в Греческой Церкви имел таких людей, которые помогли бы подчинению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Иринею Лионскому, рядом с орлом - Марк (Ath. Vatop. 937. Fol. 129r, XIV в.), рядом со львом - Иоанн (Ibid. Fol. 322r). Вместо тетраморфов могут изображаться полуфигуры символических животных в ряд, так изображены символы Е. на нижних полях 2 листов канонов (напр., в Евангелии - Ibid. 247. Fol. 21r, 21v, XIV в.). Древнерусское искусство Изображения Е. и их символов появляются в самых ранних сохранившихся произведениях Др. Руси. В соответствии с визант. программой храмовой декорации образы сидящих за столиками и пишущих Е. были помещены в парусах Софийского собора в Киеве (40-е гг. XI в.). В Спасо-Преображенском соборе Евфросиниева мон-ря в Полоцке (60-е гг. XII в.) Е. представлены в разных позах: Иоанн, запрокинув голову, смотрит вверх, указывая правой рукой в небеса. Портретные миниатюры Е. с их символами имеются в древнейших рус. рукописях - Остромировом (РНБ. F. n. I. 5. 1056/57 г., Киев) и Мстиславовом (ГИМ. Син. 1203. Нач. XII в., Новгород) Евангелиях. Следуя визант. традиции, рус. иконописцы Галицко-Волынской Руси, Новгорода, Твери, Ростова использовали принятые иконографические схемы, а также применяли сложные композиционные решения (напр., парный портрет Луки и Марка - Спасское Евангелие, Ярославль, ЯИАМЗ. 15690. Л. 102 об.). Типичным для рус. искусства стало изображение Е. на створках царских врат, а также в деисусных чинах иконостасов (Кирилловский иконостас, 1497, ПИАМ). В произведениях XIV-XV вв. отразились тесные связи рус. искусства с искусством Балкан. В новгородских рукописях и фресках, тверских иконах XIV-XV вв. появились изображения Е. с персонификациями Божественной Премудрости (роспись ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.); миниатюры из Евангелия - РГБ. Ф. 247. Рогож. 138; фрагмент царских врат из Твери, 2-я пол. XV в., ЦМиАР). В XVI в. в Пскове была создана икона «Евангелист Лука пишет икону Богоматери» (ПИАМ). К нач. XV в. относятся 2 московские роскошные рукописи с образами Е. на отдельных листах и их символами ( Евангелие Хитрово - РГБ. Ф. 304. III. 3/M.8657, ок. 1400 г.; Евангелие Успенского собора Московского Кремля - ГММК. Кн. 34, 1-я четв. XV в.) и рукопись, украшенная композицией «Maestas Domini» ( Андрониково Евангелие - ГИМ. Епарх. 436, 1-я четв. XV в.), в иконографической программе к-рых отразились палеологовские тенденции. В это же время в рус. искусстве появилась композиция «Спас в силах», в к-рой символы Е. изображены в углах красного ромба. Е. и их символы могут помещаться также на драгоценных окладах Евангелий (оклад Евангелия Хитрово, Евангелия из Успенского собора Московского Кремля). В кон. XVI в. в росписях храмов вместо Е. иногда изображались только их символы (Смоленский собор Новодевичьего монастыря, ц. Св. Троицы в Вязёмах).

http://pravenc.ru/text/180937.html

Насколько же правильно, научно и важно приложение и оправдание на деле первого принципа теории – принятие письменных источников, – вот существенный и главный вопрос при разборе данной теории. Определение основательности и научного значения теории Гольцмана требует рассмотрения его исследования, с его же точки зрения, при помощи, главным образом и в возможной мере, его же собственных приемов. При рассмотрении приложения известных приемов и выведения, при помощи их, точных результатов необходимо обращаться к критериям, к тому, почему именно должно принять то, а не другое положение; это необходимо для того, чтобы отчетливо дознать, основательна ли данная теория. Имея в виду эти условия исследования, должно поставить следующие вопросы при разборе теории Гольцмана: а) Следует ли признать существование Первоевангелия – А, как письменного общего первоисточника для всех синоптиков? б) Следует ли признать существование Собрания изречений, как письменного второго источника для двух синоптиков – Матфея и Луки? в) Находит ли теория Гольцмана подтверждение для себя в исследовании стилистических особенностей каждого евангелиста-синоптика? г) Оправдывается ли теория Гольцмана теми историческими свидетельствами, на которые она указывает в свою пользу? Но всем этим главным вопросам должен предшествовать общий в отношения к ним и так же главный вопрос: д) Следует ли признать существование письменных источников вообще, – что теория принимает своим исходным положением? Эти вопросы главные, с решением которых решается существенно главный и общий вопрос нашего исследования с отрицательной стороны. Если, по справедливости, наиболее удачное приложение принципа заимствования в исследовании о составе синоптических Евангелий, сделанное Гольцманом, окажется не имеющим истинно научного значения, то останется признать господствующим и единственно правильным приложение второго принципа – предания, что следовало из разбора и предшествующей теории Эвальда. А это и будет ответом на наш главный и существенный вопрос, какие были источники канонических Евангелий от Матфея, Марка и Луки, письменные или устные? 308 Оно издано в Лейпциге, в 1863 г., когда Ю. Гольцман был эктраординарным профессором в Гейдельберге. Читать далее Источник: О происхождении первых трех канонических евангелий : Опыт разбора гипотез Г. Эвальда и Ю. Гольцмана/Соч. Николая Троицкого. - Кострома : тип. Андроникова, 1878. - 528 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010