6. Десять сосудов сребропозлащенных с принадлежностями к ним, т.е. дискосами и проч. 7. Одно Евангелие в сребропозлащенных деках и с такими же евангелистами. 8. Крест напрестольный, обнизанный жемчугом и другие два серебряные. 9. Воздухов, на коих кресты обнизаны жемчугом, 11 штук. 10. Двои риз и епитрахиль, у коих оплечья низаны жемчугом, один арарь, одни поручи, палица и два набедренника такие же. 11. Шесть риз новопарчевых с епитрахилями и богатым прибором. 12. Шесть кадил сребропозлащенных. 13. Три шапки архимандричьи: две жемчугом низанные, а третья сребром оправленная. 14. Два креста архимандричьих. 15. Три блюда, одно большое и два средних, все серебряные и местами позлащенные. 16. Шесть ковшиков сребропозлащенных, в коих подается теплота. Впрочем, вся ризница, с образов и Евангелий оклады разграблены». Хотя не имеется прямых сведений о составе монашествующих вскоре после нашествия неприятелей, но есть основание думать, что и в них оказалась не малая убыль, так как в 1813 году вновь определены: 4 послушника, 2 диакона и 2 иеромонаха, т. е. целая половина штатного числа. Восстановление монастыря и дальнейшее устроение его Марта 17-го 1813 года архимандрит Феофан, вследствие разрешения начальства, представил смету касательно возстановления монастырских церквей и зданий, на сумму 69.690 руб. 95 к. Но святейший синод назначил 63.000 руб. Июля 21 того же года назначен архитектор Жуков для осмотра повреждений Спасского собора. Из дел монастыря видно, что из назначенных святейшим синодом 63.000 руб. архимандрит Феофан в 1813 году получил 45.000 руб. 152 В том же году в монастыре сделано следующее: 1) в Спасском соборе арки, своды исправлены и весь собор покрыт листовым железом; 2) на Архангельской церкви осмигранной купол и на трапезе кровля исправлены и ярью окрашены. Знаменская церковь внизу под Архангельскою совершенно исправлена и освящена августа 6-го дня; 3) колокола повешены; 4) настоятельские келлии, братский корпус, четыре башни, конюшенный двор исправлены. В том же 1813 году пожертвован серебряный потир с принадлежностями по бригадире Александре Матвеевиче Толстом, скончавшемся в Тамбове в 1812 г. декабря 11-го и погребенном в Андроникове. В 1814 г. по нем же пожертвовано серебряное позолоченное кадило.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Пафнутий II 1677 сентября 22 (7185 г.) скончался и погребен в обители. (Вивл. т. XIX и Путеводит. 1792 стр. 276.) Пахомий – в синодике записан без лет. Феодор схимник – в синодике записан без лет. Никифор 1681 июня 26 рукоположен в митрополита астраханского патриархом Иоакимом (Евангелие вынулось Луки 92 зач. Вивлиоф. XI, 246). 1683 г. октября 22 скончался. (Ист. Uep. I, 105 .) Авраамий III в 1682 г. в июне был на венчании царей Иоанна и Петра Алексеевичей, в 1685 г. октября 20 хиротонисан в митрополита белгородского, скончался 6 августа 1692 года (Вивлиоф. VII, 413. Ист. Uep. I, 171 .). От его времени сохранился серебряный потир с принадлежностями; на нем надпись: «лета 7193 месяца августа в 14 день построены сии церковные сосуды из ветхих церковных сосудов в Андроньев монастырь при архимандрите Авраамии и при казначее старце Исаии». Неизвестно, который Авраамий из казначеев Саввина Сторожевского монастыря: сей или следующий. (Опис. сего монастыря 94 стр.) Авраамий IV 1687 года января 9 в день святого Филиппа и воскресный хиротонисан в митрополита рязанского; после, оставив епархию, жил на покое в Московском Знаменском монастыре и скончался в 1708 году. (Вивлиоф. XI, 249. Uep. I, 133 .) Арсений в 1687 г. января 9 в день рукоположения Авраамий переведен из архимандритов Спасо-Ярославского монастыря: в 1690 г. 24 августа был на поставлении патриарха Адриана. (Ист. Uep. VI, 199 и Вивлиоф.) Дионисий II записан в синодике. Геннадий. В 1711 при нем переписан синодик; в 1714 году 20 мая переведен в Чудов монастырь в настоятели же. Серапион в 1720 г. подписал духовный регламент. Им вновь построен соборный храм в Серпухове. Антоний в 1722 году переведен из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря; но, не быв в Андроникове, скончался там. Дионисий III упоминается в 1723 декабря 26 (Опис. Донск. монаст. стр. 144); скончался июня 15 дня 1724 года (надгробн. надпись Вивлиоф. XIX т. и Путеводит. по Москве 1792 ч. II). В монастырской ризнице хранится серебряный ковш, данный им вкладу перед кончиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Очевидно, не мало труда положено было над сею книгою. Наравне с другими памятниками древности она служит явным и неотразимым обличением тех, которые старую веру, между прочим, поставляют в писании и произношении имени Господа: Исус или Icyc вместо: Иисус или Iucyc. Во всей книге часто встречаются опровержения сего странного заблуждения, проистекающего от совершенного незнания еврейского и греческого языков со стороны одних и преднамеренного упорства других, имеющих очи и не видящих. Инок Анфим как будто предвидел, что в последующие отдаленные от него времена, около обители его наиболее откроется отступление от святой церкви: вопреки древнему обычаю писать имя Господа Иисуса более сокращенно, он писал его часто без сокращения. 23 К сему же веку должно отнести пергаменное рукописное Евангелие (апракос), пожертвованное Андрониковым монастырем в Московскую Епархиальную Библиотеку, написанное в два столбца, очень тщательно и хорошо сохранившееся. 24 Третий игумен Андрониковской обители был Александр, ученик Саввы и самого Андроника, 25 муж добродетельный и мудрый. 26 Он создал в обители церковь каменну зело красну. 27 Это главный храм во имя нерукотворенного образа Спаса. 28 Он сложен весь из белого камня. Окна расширенные, а частию и вновь пробитые, арки в древних стенах его сделанные в последующие времена, теперешние внешние стены и верх, после сделанные, скрыли и изменили древний вид его. 29 Стоя на возвышенном месте, в отдалении от Москвы, храм сей тогда невольно останавливал на себе взоры городских жителей. 30 Вскоре после построения храм Спасов расписан был знаменитыми, первыми живописцами того времени, андрониковскими иеромонахами, 31 старцами Даниилом Черным и учеником его Андреем Рублевым. Они поступили в сию обитель еще при святом Андронике и отличались такою ревностию к посту и иноческой жизни, что удостоились божественной благодати: они столько возвысились в святой любви, что никогда не занимались земным, но всегда ум и мысли свои возносили к невещественному и божественному свету, а чувственное око всегда возводили к написанным вещественными красками ликам Владыки Христа, Пречистой Матери Его и всех святых. В самый праздник светлого воскресения Христова, сидя на скамейках и имея пред собою честные иконы, смотрели они на них неуклонно и исполнялись святою радостию и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. 32

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

По совету о. Нектария (Нуждина), трудолюбивого и усердного монаха Андроника взял себе в келейники Курский викарный епископ Павлин (Крошечкин). Владыка Павлин уже перенес арест в декабре 1922 г. и одиночное заключение, почти год в камере одной из московских тюрем. Где молился перед крестом, сделанным из хлебного мякиша, за что подвергался оскорблениям и даже побоям тюремщиков. Преосвященный Павлин был человеком очень скромным, вел аскетический образ жизни, и все опасения Андроника, которому поначалу не хотелось быть возле епископа - он боялся роскоши, высоких людей - быстро развеялись. Более десяти лет, тревожных, беспокойных, связаны в судьбе о. Андроника с архиереем Павлином, который рукоположил келейника в 1925 г. в иеродиакона, а в 1927 г. (будучи назначен епископом Можайским, викарием Московской епархии), в столичном храме Воскресения в Сокольниках - в сан иеромонаха. В 1927 г. епископа Павлина перевели на Пермскую и Соликамскую кафедру, и Андроник едет с ним... В декабре 1930 г. владыку Павлина назначают епископом Боровским, управляющим Калужской епархией, затем - епископом Калужским. Это было время беспощадных гонений на Церковь. За время управления епархией епископу Павлину выпало много тягот: были репрессированы и расстреляны сто шестьдесят шесть священно- и церковнослужителей, взорвано четыре собора... В 1929 году Андроник тяжело заболел и был пострижен в схиму, с тем же именем, в честь преподобного Андроника Московского, ученика св. Сергия Радонежского, первого игумена Спасо - Андрониковского монастыря. Первый арест случился в 1930 году, когда проводился обыск на квартире епископа, о. Андроник получил тогда шесть месяцев принудительных работ (за «сокрытие разменной монеты»)... «БОГ ДАСТ, И ЗАЗВОНЯТ» 1 июня 1931 г. его вновь арестовали, обвинив в ведении антисоветской агитации, когда раскручивалось дело о монархической организации в Калуге. К этому делу привязали и о. Андроника, поскольку в следственных материалах отмечалось, что «кроме указанной организации, в городе Калуге имелось еще несколько лиц из монахов, которые самостоятельно вели обработку паствы в антисоветском направлении». Среди них указывали и о. Андроника. Некий свидетель Шевелев приводит его слова, сказанные трем верующим на паперти церкви: «Вот видите, какие аресты производят большевики, вера для них большой враг, мы должны как много теснее сплотиться вокруг имени Христова, чтобы быть непобедимыми». И еще: «Часто приходится слышать, когда у Андроника спрашивают: «Услышим ли мы когда колокольный звон?» - а он отвечает: «Подождите, скоро везде зазвонят».

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

(БАН. 4.9.40 и 4.9.42), списком 1407 г. БАН. 33.16.15 и др. (К перечню из 12 рукописей, содержащих краткую редакцию «З.», к-рый приведен в ст.: Фомина. 1987. С. 188, необходимо добавить след. списки: РГАДА. Ф. 196. Мазур. Оп. 1. 1679 (см.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 91-102, 104, 25), переписан в 1461 г. в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыре со списка БАН. 22.16.15; ЯИАМЗ. Инв. 15480 (см.: Лукьянов В. В. Краткое описание коллекции рукописей Ярославского обл. краевед. музея. Ярославль, 1958. С. 108, 475. (Краевед. зап.; Вып. 3)), переписан также в 1461 г. в московском в честь Преображения Господня монастыре (Спаса на Бору) в Кремле. «З.» краткой редакции представлен на рус. почве также выборкой в составе 2 пергаменных сборников, восходящих к общему оригиналу: ГИМ. Чуд. 21, кон. XIV - нач. XV в.; РГАДА. Ф. 357 (собр. Саровской пуст.). 2, нач. XV в. (см.: Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. (1-я ст.)//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 202-203 13, 18); Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. 2000. С. 259-260, 264, 92).) Южнослав. (серб.) списки краткой редакции: Хиландар. 383, нач. (?) XIV в. (отрывки - БАН. 13.7.1; РГБ. Григор. 19/М.1702); Хиландар. 386, 1-я треть XIV в. (отрывок - БАН. 13.7.9) (датировки Н. Б. Тихомирова ), и ГИМ. Воскр. 115 (атрибуция текста и почерка сделана А. А. Туриловым ) - представляют выборки разного объема из сборника краткой редакции, вероятно находившегося в Хиландаре по крайней мере до сер. XIV в. М. С. Фомина выделила внутри краткой редакции 3 группы. Списки 1-й группы, в к-рую входит, в частности, пергаменный список XII в. РНБ. F.n.I.46 (неполный), помимо Слов свт. Иоанна Златоуста содержат произведения, надписанные именами др. авторов, а также Житие св. Таисии. В списках 2-й группы читается 1-я полная редакция апокрифического «Евангелия Никодима». Два списка 3-й группы содержат наименьшее число текстов: 21 и 53. Т. о., число глав в сборниках краткой редакции может варьироваться.

http://pravenc.ru/text/199905.html

И далее называется авторский состав издателей, учеников и преемников диакона Иоанна Федорова: «Напечатана же бысть книга сия художеством и труды мастера Ивана Андроникова сына Невежина и прочих сработников, трудившихся о Господе. Ему же купно слава» . В Служебнике 1602 г. , кроме текстов литургии, утрени и вечерни, напечатаны чинопоследования некоторых Таинств — Крещения, Брака; последования водоосвящения в навечерие Богоявления, чин омовения мощей, последование причащения святой воды (Агиасмы), причащения Святыми Дарами больного и молитвы на разные случаи . Анализируя редакторские исправления издателей в этом Служебнике, можно констатировать, что текст не был сличен с греческими первоисточниками. Как признаются сами справщики, делали они исправления «от своего умышления». Проскомидия, согласно этому изданию, совершается на семи просфорах, опущена молитва священника о самом себе перед совершением литургии. В некоторых случаях справщики, не решаясь брать на себя ответственности изменять текст, откладывали исправления до разрешения высшей иерархии и писали: «Доложити» . Кроме того, в чине проскомидии сокращено и исправлено последование входных молитв, отсутствуют молитвы, которые произносит священник на пути в храм, и некоторые тропари, произносимые им пред Царскими вратами; опущены молитвы священника после облачения и перед началом проскомидии; нет молитвы над вином («ту благодать поели и на вино сие и благослови с Духом Твоим Святым»), отсутствуют слова, произносимые во время соединения воды и вина. Для проскомидии полагается, как упоминалось выше, семь просфор: первая — в воспоминание Господа Иисуса Христа, вторая — в честь и память Богоматери, третья — в честь святых, четвертая — в честь Патриарха и всех епископов, пресвитеров и диаконов православных; пятая — о царе и царствующем доме; шестая — о монашестве и о здравии всех православных; седьмая — о упокоении . В самом тексте литургии присутствуют некоторые молитвы, опущенные в последующих изданиях Служебника: во время входа с Евангелием и перед лобзанием мира, а также во время пения «Аллилуиа»; на великом входе нет указаний о поминовении царя и Патриарха, но как диакон, так и священник произносят одни и те же слова: «Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем» и т.

http://sedmitza.ru/lib/text/439785/

Затем последовала еще одна публичная стычка царя с митрополитом. Она произошла 28 июля 1568 г. во время праздничного богослужения в Новодевичьем монастыре, куда царь прибыл вместе с своими опричниками. Филипп совершал после литургии крестный ход. Перед чтением Евангелия, преподавая «Мир всем!», он увидел, что один из опричников стоит в тафье. Филипп сказал на это царю, что Писание подобает слушать с непокрытой головой. Однако, когда Грозный обернулся, чтобы увидеть, о ком идет речь, опричник успел снять головной убор. Тут же царю стали нашептывать о том, что Филипп умышленно лжет, дабы досадить государю. Взбешенный Иоанн поносил Филиппа как мятежника и злодея. После этого эпизода Первосвятитель покинул митрополичий двор в Кремле и перебрался в монастырь Николы Старого в Китай-городе. Полный разрыв между царем и митрополитом стал очевидным. Иоанн окончательно укрепился в намерении низложить Филиппа с митрополичьего престола. Однако он не стал сводить его с митрополии сразу. Едва ли причина этого была в том, что царь всерьез оглядывался на мнение народа и хотел сначала убедить всех в том, что Филипп – не праведник, но грешник и преступник. Скорее всего Иоанн, верный своей болезненной привычке к лицедейству, вновь хотел обставить расправу, как очередной глумливый спектакль. Чтобы найти повод к расправе, царь (вероятно, уже в конце зимы 1568 г.) направил специальную комиссию на Соловки, чтобы расследовать на месте обстоятельства жизни бывшего игумена – в Москве все бытие митрополита протекало настолько на виду у всех, что нельзя было найти ничего предосудительного, тем более после неуклюжей первой попытки оклеветать Филиппа. Комиссия состояла из послушных наперсников царя – в нее входили князь Василий Темкин, архимандрит Спасо-Андроникова монастыря Феодосий и др. Во главе ее царь поставил ярого врага святителя Филиппа – Суздальского епископа Пафнутия. Увы, среди соловецкой братии нашлось несколько клеветников, которых разными посулами и угрозами удалось вовлечь в интригу против митрополита. Преемник Филиппа – игумен Паисий, которому обещали епископский сан, также дал показания против Первосвятителя, бывшего его духовным наставником.

http://sedmitza.ru/lib/text/436296/

Хранители времени. Реставрация в музеях Московского Кремля Где: Успенская звонница и Патриарший дворец (Кремль, Соборная пл.). Когда: ежедневно, кроме четверга, до 13 октября . Экскурсии для сборных групп: по выходным и праздничным дням в 15, 16 и 17 час. Стоимость: входной билет 500 руб., льготный 250 руб. (с экскурсией — на 400 руб. дороже). Веб-сайт выставки: http://conservation.kreml.ru. История кремлевских реставрационных мастерских ведет отсчет с 1963 года. За это время через руки реставраторов прошли самые древние и ценные иконы, текстильные изделия, оружие, ювелирные произведения, книги и исторические документы. В нынешней экспозиции — почти сотня памятников, возвращенных к жизни в основном за последние пять лет, большинство из них представлены публике впервые. Среди ­премьер — роскошные алмазные венцы братьев Петра и Ивана Алексеевичей (1684 и 1687 годов соответственно), Евангелие в серебряном позолоченном окладе (середина XVII века), Владимирская икона Божией Матери в украшенном драгоценными камнями окладе (конец XVI — начало XVII века), расписной деревянный горельеф «Богоматерь с Младенцем» (XVIII век), корона императрицы Анны Иоанновны (1730 год). Подлинная жемчужина этого собрания — двусторонняя икона «София Премудрость Божия — Распятие» первой половины XV века, представшая перед зрителями после кропотливой многолетней реставрации. Новые поступления в Музей имени Андрея Рублева Где: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Андроньевская пл., 10). Когда: ежедневно, кроме среды, до 27 октября. Экскурсии для сборных групп: по выходным и праздничным дням в 15, 16 и 17 час. Встречи в экспозиции с куратором: 10 сентября и 8 октября в 17.30. Стоимость: входной билет 250 руб., льготный 100 руб. (с экскурсией — на 300 руб. дороже). Знаменитый музей на исторической территории Спасо-Андроникова монастыря устраивает подобные выставки периодически, но довольно редко — раз в 5–15 лет. В нынешней экспозиции — самые интересные из 450 памятников, пополнивших фонды с 2004 года. Подавляющее их большинство — либо уникальные и крайне редко демонстрируемые святыни, либо выставленные на публике впервые иконы, книги и изделия прикладного искусства.

http://e-vestnik.ru/culture/vystavochnyy...

Семен Поспелов – вифанской. Андрей Беляев – владимирской. Иван Сладкопевцев – тамбовской. Александр Милованов – костромской. 10 Капитон Невоструев – вифанской. Иеромонах Макарий Малиновский – костромской. Иеромонах Авраамий Казанский – пензенской. Кандидат Михаил Лебедев – московской. Василий Щапков – пермской. 15 Андрей Адамович – с.-петербургской. Павел, в монаш. Палладий, Пьянков – пермской. Сергий Писарев – московской. Иеромонах Ювеналий Знаменский – калужской. Василий Покровский – той же. 20 Ипполит Световидов – нижегородской. Василий Нечаев – вифанской. Николай Смирнов – тульской. Алексей Соколов – вифанской. Иван Извольский – владимирской. С правом на получение степени магистра, если представит вновь сочинение. Кандидаты: 25 Петр Успенский – ярославской. Николай Андроников – костромской. Иван Гангесов – астраханской. Илья Сахаров – тульской. Платон Любимцев – нижегородской. 30 Иеромонах Евангел Дилигенский – костромской. Михаил Нечаев – тамбовской. Феофилакт Громов – калужской. Семен Успенский – тульской. Порфирий Владимирский – нижегородской. 35 Николай Сементовский – ярославской. Иеромонах Иона Оболенский – вятской. Иеромонах Агапит Лебедев – курской. Иван Аменицкий – владимирской. Иван Надеждин – с.-петербургской. 40 Иван Моисеев – тульской. Вукол Ундольский – владимирской. Николай Руднев – астраханской. Михаил Смирнов – вифанской. Николай Суворов – вологодской. 45 Евгений Чертков – калужской. Александр Гумилевский – астраханской. Николай Чудинский – тверской. Феодор Сперанский – владимирской. Василий Субботин – оренбургской. 50 Димитрий Тихомиров – тульской. Феодор Скворцев – рязанской. Аристарх Соколов – вологодской. Павел Шаламов – той же. Гавриил Морев – ярославской. 55 Александр Метаниев – саратовской. Иван Остроумов – тульской. Андрей Сокольский – московской. Феодор Богословский – тульской. Иван Знаменский – московской. Тринадцатого курса (1838– 1842). Магистры: 1 Иван Аничков-Платонов – из московской Семинарии. Владимир, в монаш. Иоанн, Соколов – той же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В 1981 году наступил духовный кризис. Не хотелось жить, уже и искусство стало безразличным. Решил ехать в Ферапонтово. Но сначала в Ярославль , где реставрировали Спасо-Преображенский собор. Походил по лесам, поднялся в купол – а там мощное изображение Саваофа. Такие глаза, такая сила… Оттуда отправился в Вологодскую область, туда, где фрески Дионисия. Смотрел на них и думал: «Боже, какая красота!» Но эта красота была для меня недоступна. Я видел всё словно из какого-то подвала… Там же, в Вологде пришел в храм и обратился к священнику. Он благословил креститься и направил меня в Москву, в храм Илии Обыденного. Там я и крестился. Стал регулярно ходить в церковь. Читал святых отцов. Освоил церковнославянский. Моя мастерская была напротив музея Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. Часто и подолгу смотрел я на иконы, учился. Копировать в музее не разрешалось. Дома стал писать по репродукциям. Вскоре получил первый заказ: образы евангелистов в сельском храме Белгородской области. Высота каждой фрески – 4,5 метра. Работал два месяца. Одновременно участвовал в богослужениях, читал и пел на клиросе. Живопись не бросал, но на нее оставалось все меньше времени. Владимир Сидельников Парижские соблазны В 1989 году появилась возможность поехать к друзьям в Париж. Мой приятель был личным фотографом будущего президента Ширака. В первый же день меня пригласили на великосветский прием в каком-то дворце по случаю открытия выставки русского костюма. Меня кое-как приодели, успел купить новые брюки, а пиджак пришлось взять взаймы. Там лакеи в белых перчатках, дамы с бриллиантами. Разносят дорогие вина. Мне советуют: «Попробуй шампанское, настоящее, нигде такого не попьешь!» Но ничего не хотелось. Меня громко представили: «Вот прекрасный портретист из России!» — «О, мы закажем вам портрет!», — сказала дама в роскошном меховом манто, думая, что я обрадуюсь, и представила своего спутника: «Это мой личный ювелир!» Стараюсь улыбаться, а у самого мысли: «Зачем всё это?» Спросили про мои планы. «Поживу тут немного, поработаю и поеду обратно». Вокруг – изумление: «Как? В Россию?!» — «Конечно. Русский художник должен жить в России». Все словно отшатнулись. Думали, что я хочу остаться в Париже, стать «художником-диссидентом»…

http://pravmir.ru/vladimir-sidelnikov-ne...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010