Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская) " Описания иконы Описание иконы Андрониковская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал ее Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX-ro столетия. После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в г. Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. – в Троицком соборе, что на Петербур[...] Икона Андрониковская (Андроникова) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников На шее Божией Матери изображена кровоточащая рана. По преданию, однажды турок-икононенавистник ударил икону ножом, после чего из неё потекла кровь. В нижней части иконы был приделан футляр, где хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок нанёс удар иконе. Некоторое время образ принадлежал императору Андронику III Палеологу, в честь которого и получил своё именование. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал её Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX столетия. Когда турки в 1821 году напали на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с нею в городе Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого А. Н. Влассопуло в 1839 году по[...]

http://pravicon.com/icon-10

(51 гравюра). Среди иллюстрированных книг НЗ (Евангелия, Апостол, Откровение ап. Иоанна, иногда дополненные Псалтирью) не встречаются рукописи с подробными евангельскими циклами. НЗ украшается изображениями евангелистов, авторов Деяний и Посланий и нек-рыми евангельскими сценами (Кодекс Эбнерианус - Bodl. Auct. T. inf. I. 10, XII в.; Vatop. 762, XII в.; Paris. Coislin. 200, XIII в.; Athen. Bibl. Nat. 2251, XIV в.; Vindob. Theol. gr. 300, XIV в.), а также ветхозаветными сюжетами и изображениями пророков (Laurent. Plut. 6. 36, XI в.; Vatop. 851, XIII в.- Апостол с Псалтирью; ГИМ. Греч. 407, XIV в.). Андрониково Евангелие. Нач. XV в. (Л. 1 об.— 2) Андрониково Евангелие. Нач. XV в. (Л. 1 об.— 2) Эта особенность в полной мере повторяется и в немногочисленных иллюстрированных слав. списках НЗ, представленных боснийскими рукописями кон. XIV - нач. XV в. (Венецианский НЗ - Marc . O r. 227/168, кон. XIV - нач. XV в.; боснийский Сборник Хвала - Болонья, б-ка ун-та. 3575В, 1405 г., с миниатюрами, изображающими апостолов и сцену побития камнями архидиак. Стефана), иллюстрированными далматинскими мастерами, работавшими в романо-готической манере с элементами раннего Ренессанса. Апостолы Петр и Павел. Миниатюра из Толкового Апостола. 1220 г. (Л. 1 об.) Апостолы Петр и Павел. Миниатюра из Толкового Апостола. 1220 г. (Л. 1 об.) Иллюстрации к слав. Апостолу не носят сюжетного характера, ограничиваясь, как правило, изображениями святых благовестников (пишущих свои сочинения, стоящими в рост, или полуфигур; нередко изображается только евангелист Лука - автор Деяний). Древнейшее изображение апостолов Петра и Павла, молящихся Спасителю, находится на выходной миниатюре Толкового Апостола, написанного в 1220 г. в Ростове (ГИМ. Син. 7. Л. 1об.). Старший образец рукописи, содержащей листовые миниатюры (6) апостолов - авторов посланий, представляет собой пергаменный кодекс московской работы 1-й четв. XV в. (ГРМ. Др. гр. 20 - см. Вздорнов. Искусство книги. Каталог. 68). Широкое распространение рукописи Апостола, украшенные портретными миниатюрами, получают на Руси с посл.

http://pravenc.ru/text/209475.html

А. Покровский. 188 В предисловии к его изданию польского перевода Нового Завета, Лоск, 1574 г. – Nowy Testament, znowu przelozony, a na wielu miejscach za pewnemi dowodami od przysad przez Simona Budnego oczyzsiony у krotkiemi przypiskami po kraioch objasniony. Przydane tez sa na koneu tegoz dostateczniejsze przypiski, ktore kadey jakmiarz odmiany przyezyny ukazui. 192 Известен факт, что в 1637 г. молдавский митрополит Варлаам просил у московского правительства книгу патриарха Каллисте (Беседы на Святое Евангелие) для перевода на молдавский язык и чтения в церквах (Труды новгородского церк.-археологоческого общества, Новгород 1914, стр. 55, ст. архиеп. Арсения). 193 Невежа Тимофеев 1568 г. Андроник Тимофеев Невежа 1576–1602, Иван Андроников Невежа 1592–1609. 194 С именами в выходах печатников Невежиных известно три издания общей минеи, и ни одной описи, в них не исправлено; в псалтирь внесены молитвы сомнительного характера; в синаксарях цветной триоди перемешаны все недели против старых списков триоди; конечные славословия в молитвах во всех богослужебных книгах изменены с нарушением смысла молитв и духа православия; через неправильную постановку знаков препинания изменен и затемнен смысл речи; допущены описки в словах и внесены целые выражения, содержащия еретическую мысль. Путем неосмотрительных домыслов и привносов печатников Невежиных вложено было много кирпичей в здание с течением времени образовавшогося раскола. – Исправление церковно-богослужебных книг при патр. Филарете, проф. П. С. Казанского (Чт. О. И. Др. Р. 1848, 8). Московский печатный двор при патриархе Никоне , прοт. Π. Ф. Николаевского, Хр. Чт. 1890, II, 438–439. 195 Вот имена первых тружеников по библейскому печатному тексту в Москве, печатников до 20-х годов XVII столетия, как они отмечены в выходах старопечатных изданий: первопечатник, гостунский диакон Иван Федоров и помощник его Петр Тимофеев Мстиславцев (1563–1565 г.), Никифор Тарасов и Невежа Тимофеев (1568), Андроник Тимофоев Невежа (1576–1602), Иван Андроников Невежа (1592–1609), Онисим Михайлов Родышевский, волынец (1605–1610), Никита Федоров Фофанов псковитянин (1606–1618), Иосиф Кирилов из повольского града Плеса (1616–1617), Петр Васильев Федыгин (1618), софийский поп Никон (1619–1621), Кодрат Иванов (1620–1623), Строев, Описание старопечатных книгъ; Сахаров, Обозрение славяно-русской библиографии, Спб., 1849, Каратаев, Описание славяно-русских книг, Спб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

кн. Рук. Син. библ., 277. Но в печатн. житии 1646 и Макарьевск. Мин. удалился в свою Лавру. Пахомий. Из сего видно, что в XV веке или в начале XVI обитель преподобного Сергия называема была уже Лаврою. 12 Это было в 1365 г., спустя пять лет по основании монастыря. Ист. Рос. Гос. т. V, стр. 10, изд. 1817 г. 13 Род преподобного отца Сергия Чудотворца: Кирилл, Мария, Климент, Стефан, Петр, архиепископ Феодор, иеромонах Паисий. 15 Между иноками, в сие время убитыми, известны: архимандрит Спасский (на Бору) Симеон, архим. чудов. Иаков, игумен Иакинф Крылов. Вероятно, и Андрониковские не все избегли насильственной смерти. Варвары снимали богатые украшения со святых икон, тогда как для Россиян, испытуемых Промыслом, драгоценнее всего были священные лики, на них изображенные (Ист. Г. Р. т. V, примеч. 97. Памяти. Моск. древн. Снегирева. Чудов). 16 Карамз. V, прим. 85. Синопс., 1810, стр. 184. По Синопсису князь здесь слушал литургию; «митрополит же повеле в походе (от Андроникова) пети стихи Богородичны и мученичны». 17 По подлинникам иконописцев преп. Андроник изображается так: Брада седа Никонова, руце молебны, ризы преподобнические (Ундольск. 130); по-другому: Андроник сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче (Ундольск. 132); по третьему: подобием, аки Сергий преподобный. В святцах 1714 г. и 1722 г. (Ундольск.) св. Андроник под 13 июня изображен с мученицею Акилиною, десница поднята, а в левой руке свиток, одежды преподобнические. 20 Вероятно, он и похоронен был возле своего наставника, как преподобный Никон подле святого Сергия. 22 Син. Биб. 275. Заключение сего списка, содержащее указание на время его написания, приведено в приложении А. 1. о времени кончины преп. Андроника. Заглавие же его следующее: «Сбор от мног отец толкования о неразумных (неудобопонятных) словесех в Евангелии и в Апостоле и в инех книгах вкратце сложено». 23 Мы укажем только на первые страницы сборника Андрониковского, лист 4, столб. 1, снизу 5 строка: «и будем в истовеем его сыноу Иисус Христос»; л.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ко временам игуменства Саввы относится достопримечательный памятник ревности собирания и переписывания творений отеческих. Это сборник Святославов, составленный монахом Андроникова монастыря Анфимом, и содержащий в себе сбор толкований Св. Отец «о неразумных словесех в Евангелии и в Апостоле и в иных книгах вкратце сложено». Кончина преп. Саввы последовала в 1420 году. Обретенные в последствии святые мощи его были положены в одной раке с нетленными мощами наставника его Андроника. Итак, пребыли они неразлучными на земле, как неразлучны теперь и на небе в вечных обителях. Что может быть умилительнее такой связи в этом клубе праха, в этом жилище неправды и тщеты мятежной! Некто, стоя у раки святых сих сподвижников, и размышляя о суете мира, восклицал: «Сюда, мудрые века! если хотите коснуться совершенства: смиренные духом, сложите здесь свои недоумения, свои розыски, свои порывы к сокровенному, исполнитесь кротости этих почивших, и пример смиренномудрия упразднит вас; и вы уже не будете прельщать себя и других философией и тщетною лестью. Спешите в искренних беседах сообщать друг другу, как некогда Андроник Савве, те ясные истины, которые откроет вам Отец Светов, при всей их поучительной простоте...» Андроников монастырь, будучи рассадником благочестия и подвижнической жизни, был и школой небывалого в те времена и неподражаемого искусства живописания. Первоначальники этого знаменитого искусства в России были: иеромонахи Андроникова монастыря Даниил Черный и Андрей Рублев. Получив предварительные уроки от греческих иконописцев, Даниил и Андрей возненавидели мир, и одновременно поступили в Андроников монастырь; еще при жизни основателя его. Они отличались такою ревностью к посту и иноческим подвигам, что удостоились Божественной благодати: они столь возвысились в святой любви, что не занимались земным, но всегда ум и мысли свои возносили к невещественному и божественному свету, а чувственное око всегда возводили к написанным вещественными красками ликам Владыки Христа, Пречистой Его матери и всех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

44) Нек-рые рукописи Евангелий-апракос включают различные единичные миниатюры. В Пантелеимоновом Евангелии (РНБ. Соф. 1, кон. XII - нач. XIII в.) находится миниатюра с изображением вмч. Пантелеимона и вмц. Екатерины, в Феодоровском Евангелии (ЯМЗ. 15718, 1321-1327 гг.) - вмч. Феодор Стратилат и ап. Иоанн с Прохором, в Сийском Евангелии 1340 г.- Отослание апостолов на проповедь (БАН. Арх. ком. 189. Л. 172об.) и Поклонение волхвов (отдельный лист в ГРМ. Др. гр. 8.), в Андрониковом Евангелии (ГИМ. Епарх. 436, нач. XV в.) - Христос Еммануил во славе. Уникальным среди рус. лицевых Евангелий-апракос является Сийское Евангелие 1693 г., украшенное миниатюрами на отдельных листах, в тексте и на полях, число к-рых превышает 2 тыс. Однако чаще, чем лицевыми миниатюрами, рукописи украшались орнаментальными заставками и инициалами. Среди рукописей этого типа встречаются такие роскошно украшенные экземпляры, как Евангелие Феодора Кошки (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654, 1-я четв. XV в.). Лист с инициалом “В”. Миниатюра-заставка из Евангелия Хитрово. Нач. XV в. (Л. 74 об.) Лист с инициалом “В”. Миниатюра-заставка из Евангелия Хитрово. Нач. XV в. (Л. 74 об.) Ко 2-й четв. XVI в. (30-е - 40-е гг. XVI в.) относится уникальный опыт иллюстрирования Учительного Евангелия - сб. проповедей на евангельские темы, предназначенных на воскресные и праздничные дни (перевод к-польского Патриаршего гомилиария). Сохранившийся кодекс (РГБ. Ф. 98. Егор. 80) написан, вероятно, псковичом в Новгороде, в окружении архиеп. Макария и богато проиллюстрирован миниатюрами (свыше 160) на евангельские сюжеты безымянным художником, хорошо знавшим западноевроп. гравюру кон. XV - 1-й четв. XVI в. Лист с инициалом “С”. Миниатюра. 1-я четв. XV в. Евангелие Феодора Кошки (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) Лист с инициалом “С”. Миниатюра. 1-я четв. XV в. Евангелие Феодора Кошки (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) В XVII в. гравюры на темы евангельских притч сопровождали укр. и белорус. издания Учительного Евангелия, начиная с киевского издания 1637 г.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Художественное оформление рукописи включает портреты и символы евангелистов на 8 отдельных листах, 8 заставок (5 больших и 3 в один столбец) и 440 инициалов, к-рые являются лучшими образцами рус. орнаментики неовизант. стиля. Заголовки чтений выполнены золотой краской поверх киноварной подложки, реже - киноварью. Верхнюю доску переплета покрывает золотой оклад. Заставка к Евангелию от Иоанна. (Л. 6). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34) Заставка к Евангелию от Иоанна. (Л. 6). Евангелие Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34) Исследователи единодушно относят рукопись к произведениям московского книжного искусства и правомерно сближают ее с такими памятниками времени митрополитов Киприана († 1406) и Фотия († 1431), как Евангелие Владимира Андреевича Храброго, Киевская Псалтирь, Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657, ок. 1400 г.), Андрониково Евангелие (1-я четв. XV в.- ГИМ. Епарх. 436). Телец (символ евангелиста Луки). Миниатюра из Евангелия Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34. Л. 128 об.) Телец (символ евангелиста Луки). Миниатюра из Евангелия Успенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - 1-я четв. XV в. (ГММК. Кн. 34. Л. 128 об.) Иконографическая программа рукописи ближе всего к Евангелию Хитрово, вышедшему из центральной московской мастерской, возглавляемой Феофаном Греком , а затем прп. Андреем Рублёвым , или к их общему источнику. Особенностью Е. У. с. является наличие наряду с портретами евангелистов листовых миниатюр с изображениями их символов, вписанных в круги. В визант. рукописях такие изображения известны с XII в., встречаются в XIV в., в западноевроп. искусстве широкое распространение получили начиная с XI в. Символы евангелистов повторяются также на окладе Евангелия. Это дало основание И. А. Стерлиговой предположить, что миниатюры и оклад являются частями единого замысла. До наст. времени остается спорным вопрос о точной датировке рукописи. Нек-рые исследователи предполагают, что она была создана между 1393 и 1397 гг., основываясь прежде всего на участии в ее написании протодиак. Спиридона, однако большинство ученых склонны считать, что рукопись можно отнести к 1-й четв. XV в. Г. В. Попов предположил, что написанная в нач. XV в. рукопись нек-рое время оставалась непереплетенной, после приезда в Москву митр. Фотия она была украшена живописью и помещена в оклад. Однако реальная хронология создания рукописи может быть и иной. С приездом митр. Фотия в 1410 г. центральные московские мастерские пополнились художниками - выразителями нового духовного направления и художественного стиля, но это не исключало параллельной работы писцов, продолжавших традиции времени митр. Киприана.

http://pravenc.ru/text/180920.html

Гольцман говорит в частности: а) что «речи изложены почти одни и те же»… Но это «почти» решительно говорит против него; потому что общих речей у синоптиков очень мало, далеко не столько, сколько принадлежит отдельно тому или другому из них, что очевидно в синоптических таблицах. Тоже должно сказать б) относительно расказов о чудесах. Наконец, в) Гольцман обращает своё внимание еще на то обстоятельство, что Матфей и Лука, поместив в своих Евангелиях призывание «горя» на Хора­зин и Вифсаиду, оба не указывают самих дел, заслуживающих это «горе». Почему же, однако, они должны были указывать эти дела? Евангелисты вопроизводят точно только слова самого Христа и притом относящиеся к будущей судьбе Хоразина и Вифсаиды. Евангелисты желали только воспроизвести точно то, что говорил Спаситель, и если Он Сам не указывал никакого дела в частности, то не указывали и они. Впрочем, и при этом Спаситель Сам указывает то дело, которым вызывалось «горе», это – нераскаянность городов Хоразина и Вифсаиды. Если же это сходство Евангелий так поразительно для Гольцмана, то существует такое же и различие между ними. Гольцман сам говорит: «но согла­сие в изложении целого (содержания Евангелий), как и в отдельных известиях, трудно выяснить, и эта трудность увеличивается еще от того обстоятельства, что часто в тех же самыхъ местах, по которым можно заключать о взаимном отношении отдельных Евангелий, представляются поразительные различия, которые часто доходят до видимых или действительных (?) противоречий (стр. 13-я)». Следовательно, если величайшее сходство Евангелий, по мнению Гольцмана, говорят о компилятивном отношении их писателей; то величайшее же различие их, по нашему мнению, говорит, наоборот, о независимости их, одного от другого при письменном изложении Ев. истории. Иначе говоря, сходство Евангелий, как такое, еще не говорит о компиляции именно письменного источника. Читать далее Источник: О происхождении первых трех канонических евангелий : Опыт разбора гипотез Г. Эвальда и Ю. Гольцмана/Соч. Николая Троицкого. - Кострома : тип. Андроникова, 1878. - 528 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

185 Раич 2, 549–552. Луккари Annali di Rausa 49–61. Чертков o переселении Фракийцев за Дунай во времен. общ. ист. X, 66. 187 У Григоровича 138 Трескавицкая грамота без года. В ней в числе сел: «Небрегово, у Богомили, в Бабуны стась... метохь у Охриде св. Иоанна Феолога». Здесь упоминается о сыне короля, т. е. том, который воевал с Бабунами. Итак, Бабуны жили невдали от Прилепа. Недавний путешественник пишет: «опасная теперь своими ущелиями гора Бабуна в древности, как говорит предание, была убежищем Бабунов или Богомилов. До сих пор в ея ущельях есть село Богомили». Григорович 139. 188 Евангелие писано в «епископьи Срьбского Дьбра при преосвящ. всечестнем кир Николае, иже многые труды и поты прие, зижде храм падши св. архиереа чудотворца Христова Николая». Писал Евангелие «многогрешны монах Никола, бывь игумень св. лавры Студеничскые». Григоровича пут. 20–22. Заметки поклонника св. горы, стр. 251. К. 1864 г. 189 В 1327 г. король дал Хиландару храм Богородицы за городом Призревом и 4 села. Грамота у Аврамовича 8, у Григоровича стр. 48. 191 Грамота Душана: «июня 19, 1330 г. царь Греческий, Михаил (Страшимирович, Виддинский князь) с братом Белауром, Александр князь Болгарский, Бессараба Иванко тесть Александра, смежно живущие черные Татары, господарь Яковь с другими – все вошли в землю нашу, в местечко Вельбуждь, всего до 80 тысячь и наделали много зла тому краю... Мы собрались из отчизны своей, готовые на брань, всего до 15 тысяч» и пр. Летопись 1828 г. ч. IV. Слова Дечанского в прим. 193. По Троношской летописи V, 63. 64, Михаил и Андроник хотели мстить Дечавскому за смерть Константина, который был братом новой жены Михаиловой Феодоры и сыном сестры Андрониковой Симониды. Итак, не участвовала ли и здесь интригами своими добрая Симонида? Даниил не упоминает о Симониде и говорит только о злости и зависти Михаила. У Раича 2, 555–561. Но он не редко покрывает грехи людские. 192 Современная заметка: «съверши книгу в дни древысокого краля Уроша Стефана, егоже отец ослепи и посла в Грецию и по седми летех изшед, прие кралевство всея Срьпскыя земли и Поморскыя и Подунавскыя, не по силе, но по изволению Божию, и Греческую землю опустоши и градове приимь. И сильного даря Михаила Болгарского уби, – в то же лето сьвершися книга сия». Изв. акад. VI, 19. 196. Дечанский в грамоте: «кто объяснит чудесную милость Божию к вам? Побежден царь Болгарский Михаил Шишманик с другими 4 сильными царями. С иноплеменниками и народом языческим вышел он на брань, чтобы взять у меня Сербскую землю. – Я вышел против него с сыном, молодым кралем Стефаном, и с начальными людьми кралевства. И с помощию Божиею истребил ц. Михаила, снял с себя поношение его, победил и других царей, разбил и взял достояние их, на месте называемом Вельбужде, в л: 6838 (1330) м. июля 28 д.». Изв. акад. VII, 239. 240. Сл. Даниила у Раича 2, 562–578.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

716 Евангелие писано в «епископьи срьбскаго Дьбра при преосвящ. всечестнем кир Николае, иже многые труды и поты прие, вижде храм падши св. архиереа чудотворца Христова Николая». Писал евангелие «многогрешны монахь Никола, бывь игумень св. лавры студеничскые». Григоровича Пут. 20–22. Заметки поклонника св. горы, стр. 251. К. 1864 г. 717 В 1327 г. король дал Хиландару храм Богородицы за городом Призреном и 4 села. Грамота у Аврамовича 8, у Григоровича стр. 48. 719 Грамота Душана: «июня 19, 1330 г. царь греческий, Михаил (Страшимирович, виддинский князь) с братом Белауром Александр князь болгарский, Бессараба Иванко тесть Александра, смежно живущие черные татары, господарь Яков с другими – все вошли в землю нашу, в местечко Вельбуждь, всего до 80 тысяч и наделали много зла тому краю... Мы собрались из отчизны своей, готовые на брань, всего до 15 тысяч» и пр. Летопись 1828 г. ч. IV. Слова Дечанского в прим. 38. По троношской летописи V: 63, 64, Михаил и Андроник хотели мстить Дечанскому за смерть Константина, который был братом новой жены Михайловой Феодоры и сыном сестры Андрониковой Симониды. Итак, не участвовала ли и здесь интригами своими добрая Симонида? Даниил не упоминает о Симониде и говорить только о злости и зависти Михаила. У Раича 2, 555–561. Но он нередко покрывает грехи людские. 720 Современная заметка: «съверши книгу в дни превысокого краля Уроша Стефана, его же отец ослепи и посла в Грецию и по седми летех изшед, прие кралевство всея срьпскыя земли и поморскыя и подунавскыя, не по силе, но по изволению Божию, и греческую землю опустоши и градове приимь. И сильнаго царя Михаила болгарскаго уби,– в тоже лето сьвершися книга сия». Изв. акад. VÏ 19, 196. Дечанский в грамоте: «кто объяснит чудесную милость Божию к нам? Побежден царь болгарский Михаил Шишманик с другими 4 сильными царями. С иноплеменниками и народом языческим вышел он на брань, чтобы взять у меня сербскую землю.– Я вышел против него с сыном, молодым кралем Стефаном, и с начальными людьми кралевства. И с помощию Божею истребил ц. Михаила, снял с себя поношение его, победил и других царей, разбил и взял достояние их, на месте называемом Вельбужде, в л. 6838 (1330) м. июля 28 д.». Изв. акад. VIÏ 239, 240. Сл. Даниила у Раича 2, 562–578.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010