далее... Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Праздник Донской иконы Божией Матери - 1 сентября (19 августа ст. ст.). далее... Праздник святых Флора и Лавра, на Руси почитавшихся как покровители скота, приходится на 31 августа (18 августа ст. ст.). Впервые церковь свв. Флора и Лавра появилась в Москве не позднее XV века и находилась на Мясницкой улице напротив современного здания Почтамта - там, где сейчас асфальтированная стоянка для автомобилей близ Юшкова переулка. Раньше существовал старинный московский обычай, связанный с этим храмом, - освящение лошадей в праздник свв. Флора и Лавра. далее... Мы открываем новый цикл публикаций " Святыни старой Москвы " - о храмах и монастырях столицы, рассказ о которых будет вестись в широком историческом, культурном и общественно-политическом контексте. Статьи будут тесно связаны с литургическим календарем Русской Православной Церкви. Материалы подготовит для нашего сайта известный москвовед Елена Лебедева, автор книг " Москва великая " , " Дом на Моховой " и другие. Первая публикация посвящена Спасо-Андроникову монастырю, что связано с празднованием 29 августа (16 августа ст. ст.) Нерукотворного Образа Спасителя. далее... " Идеальный возраст " воспринимался иконописцем не как отсутствие старости или младенчества, а как совершенство, заповеданное Самим Господом: " Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное " . Речь идет тут, конечно же, не об инфантилизме, а о человеческих добродетелях. В отличие от некоторых наших современников, библейские писатели помнят, что ребенок - существо, еще не достигшее полноты развития. далее... Достоевский не играет в новое воплощение Христа или в новое художественно-литературное Евангелие, а свидетельствует о реальном предстоянии человеческой жизни пред Христом, о реальном, хотя подчас и не ощущаемом присутствии Христа в ней. " ...Крест благоразумного разбойника, или, напротив, разбойника-хулителя, - вот что описывал Достоевский, а читатель уже сам выводит отсюда, если не желает противиться разуму и совести, что между двумя различными крестами непременно должен быть третий, на который один разбойник уповает и спасается, а другой изрыгает хулы и погибает... "

http://pravoslavie.ru/47.html

Сочинения и сборники смешанного содержания. В числе этих сборников одни несомненно составлены в Греции, по крайней мере, не содержат в себе русских статей, а другие составлены в России, потому что наряду со статьями древних учителей Церкви заключают в себе и статьи русские, хотя немногие. К сборникам первого рода относятся: 1) обширное сочинение Никона Черногорца (XI в.) самого разнообразного содержания: и догматического, и нравственного, и аскетического, и обрядового, и канонического. В сочинении этом две отдельные части, которые большею частию и переписывались отдельно как два особые сочинения. Одна называется Пандекты, состоит из 63 Слов и известна в списке 1296 г. ], в четырех списках XIV и трех XV в. Вторая — Тактикон, или Типикон, содержит 40 Слов и известна в списке 1397 г. и трех списках XV в. В сочинении Никона Черногорца приводится бесчисленное множество мест и отрывков из весьма многих древних писателей Церкви, так что предки наши, читая одно это сочинение, могли знакомиться со многими отцами и учителями, творения которых еще не были переведены на славянский язык . 2) Известный Сборник Святославов, переписанный в 1403 г. иноком Анфимом в московском Андрониковом монастыре 3) сборник начала XV в., содержащий в себе, кроме Египетского Патерика, отрывки из других Патериков, также поучения и жития разных святых 4) сборник 1422 г., заключающий в себе, кроме Лествицы Иоанна Лествичника, многие другие статьи: повести, Слова, краткие изречения и прочее 5) Пчела, или «Речи и мудрости от Евангелия, и от апостол, и от св. муж, и разум внешних философов», в списках XV в. Из сборников, составленных в России, известны: 1) Измарагд XIV в., где вместе с Словами святого Златоустого и других учителей помещены два Слова святого Кирилла Туровского 2) Златая Цепь XIV в., в которой между прочим сохранились до нас известные Слова Серапиона Владимирского 3) сборник XIV в., заключающий в себе между переводными статьями разных святых отцов, поучения святого Алексия, митрополита Московского, Матфия Сарайского и несколько Слов святого Кирилла Туровского ; 4) сборник из отеческих сочинений с одною русскою статьею, конца XIV или начала XV в. 5) два другие такие же сборника XV в. 197]; 6) так называемый Паисиевский сборник XIV–XV в. , где помещены некоторые сочинения святого Феодосия Печерского и Серапиона Владимирского; 7) так называемый Сильвестровский сборник XIV в., в котором находятся, кроме отрывка из Палеи, некоторых житий и других переводных статей, два русских сказания о житии святых мучеников Бориса и Глеба .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

При этом ставка была сделана не на старые монастыри, с трудом поддававшиеся перестройке, а на вновь создаваемые, следуя евангельскому изречению: «яко вино ново в новы мехы влияти, и обое сблюдется; аще ли вино ново в мехи ветхи, и меси просядутся, и вино прольется, и обое погибнеть» (Мф. 9, 17)  . И здесь следует подчеркнуть особенную роль Сергия Радонежского. Сам Сергий основал несколько монастырей, его ученики и «собеседники», ученики учеников создали или восстановили, по подсчетам Макария (Булгакова), около половины всех появившихся в XIV—XV вв. монастырей . На Севере образовалась целая монашеская область, которую А. Н. Муравьев назвал «Русской Фиваидой» — по аналогии с Фиваидой Египетской, колыбелью раннехристианского монашества. «Преподобный Сергий стоит во главе всех, — писал А. Н. Муравьев, — на южном краю сей чудной области и посылает внутрь ее своих учеников и собеседников, а преподобный Кирилл, на другом ее краю, приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря и на острова Соловецкие  . Но это будет позже. А пока новые обители опоясывают столицу и укрепляют рубежи Московского княжества. Митрополит Алексий задумывает построить обетный монастырь в честь Нерукотворного образа Спаса — он испрашивает у Сергия его любимого ученика Андроника и основывает монастырь на берегу Яузы (знаменитый впоследствии Андроников монастырь). Выше мы вывели наиболее вероятную дату его основания — 1366 г. В 1374 г. Сергий Радонежский по просьбе князя Владимира Андреевича основывает в Серпухове «близ града на Высоком» Зачатьевский монастырь. Преподобный благословляет на игуменство своего ученика Афанасия, «в добродетелех съвершена зело, стройна и учителна и божественых писаниих разумна, еже ныне свидетельствують писания его» . Об одном «писании» Афанасия (ГИМ, Син. 193) мы уже упоминали, но возможны находки и других его автографов. В 1382 г. Афанасий оставил игуменство, ушел в Константинополь и купил себе келью в Студийском монастыре, где «пребываше яко един от убогих».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Храм священномученика Климента, папы Римского – Какое влияние церковное искусство оказало на культурные традиции России? – Я бы сказал, самое глобальное влияние. Безусловно, Церковь была крупнейшим заказчиком произведений искусства. Церковные изображения требовались постоянно. По всем губерниям работали разные артели. В XIX веке насчитывалось порядка тысячи только известных артелей иконописцев, живописцев, благоукрасителей храмов. Цель иконы – приведение человека к Царствию Небесному, а светское искусство ставит цели иные Следует сказать, что и сейчас достаточно большое влияние Церкви на современное искусство. Мы знаем, что многие авторы светского направления обращаются к евангельским сюжетам, к сюжетам ветхозаветным, и не всегда эти обращения бывают с отрицательным знаком. Это попытка осмысления этих событий, этих сюжетов. Художник пропускает их через призму своего сознания. Другое дело, что есть и отрицательные примеры, когда как раз достаточно далекие от Церкви люди пытаются вмешиваться в эту литургическую стихию Церкви и, не понимая ее, пытаются говорить на языке иконы, показывая совершенно чуждые вещи. Я могу привести пример – но взятый не у нас, чтобы никого не обидеть. Мы можем видеть, как постепенно разрушался образ в иконе в XVII–XVIII веке. Вот в столице Кипра Никосии существует художественный музей, где хранятся древнейшие иконы, которые являются, безусловно, шедеврами мирового уровня. Но написанные позже изображения деградируют. Они становятся дробными, они теряют образ, они теряют свою силу. А потом им на смену приходит живопись с совершенно другими подходами, другими целями. Если цель иконы – это приведение человека к Царствию Небесному, это молитва, то светское искусство ставит цели более широкие. И, скажу еще раз, не всегда отрицательные. Но следует очень четко различать, что такое религиозное искусство и что такое церковное искусство. Между этими понятиями очень большая разница. Спасский собор Андроникова монастыря – Отец Леонид, в храме очень многое символично: иконы, росписи, облачения священнослужителей, церковная утварь… И часто Церковь упрекают в том, что тут всё очень сложно и не всегда понятно. Люди хотят упрощения, чтобы храмовое убранство было ближе к современному человеку. Что на это можно ответить?

http://pravoslavie.ru/90215.html

312 Служение же пресвитеров устанавливается внутри народа священников (также как внутри Израиля — народа священников — были храмовые священники) и оно связано прежде всего с таинством Евхаристии и теми церковными действиями и таинствами, которые группируются вокруг Евхаристической тайны. 313 Иларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви. — Монреаль, 1986. С. 32. 314 Вниманию сторонников " свободного христианства " , то есть христианства " без Церкви " : слово церковь в Новом Завете употребляется весьма настойчиво, а вот слово христианство там попросту отсутствует. 315 Приведя слова ап. Иакова " Будьте же исполнители слова, а не слышатели только " (Иак. 1,22), К. Андроников спрашивает — " Есть ли более точное определение Предания и его связи с Писанием? " (Andronikof C. Tradition et devenir de la vie chretienne//La Tradition. La pensee orthodoxe XVII/5. Paris,1992, p.14) 316 Staniloae D. Teologia dogmatica ortodoxa. vol. 1. Bucuresti, 1996, p. 45. 317 Отцы и учители Церкви III века. Антология. т. 2. — М., 1996, с. 315. 318 Отцы и учители Церкви III века. Антология. т. 2. — М., 1996, с. 368. 319 Отцы и учители Церкви III века. Антология. т. 2. — М., 1996, сс. 368–369. Суть письма в том, что на Литургии нужно употреблять вино, а не воду, как полагали некоторые крайние аскетические течения. 320 См. Congar Y. La Tradition et les traditiones. Essai historique. Paris, 1960. p. 106. 321 " Начну с крещения. Готовясь приступить к воде, под рукою настоятеля мы свидетельствуем, что отрекаемся от диавола, и прелести, и ангелов его; затем трижды погружаемся, отвечая несколько пространнее, нежели Господь определил в Евангелии. Быв восприняты от нее, вкушаем смесь молока и меда, и с того дня в течение целой недели воздерживаемся от ежедневного омовения. Таинство евхаристии, учрежденное во время обеда и заповеданное Господом всем, мы принимаем и в дорассветных собраниях, и не иначе как из руки председательствующих; делаем в день годовщины приношения за умерших, за скончания мучеников; считаем непристойным в воскресенье (dio Dominico) поститься, или молиться на коленях; тою же льготой пользуемся от дня Пасхи до Пятидесятницы. Заботливо бережемся, как бы из чаши, или хлеба нашего не обронить чего-нибудь наземь. Пред началом каждого дела и при каждом движении вперед, при входе и выходе, обуваясь, умываясь, садясь за стол, зажигая свечу, ложась в постель, присаживаясь, чтобы побеседовать с кем-нибудь, чертим на лбу крестное знамение. Если ты потребуешь, где в писании закон на все эти и другие такого же рода учреждения, нигде не найдешь: предание — скажут тебе — так учит, обычай подтверждает, а вера хранит " (De corona militaris 3 и 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

Летописная статья 1405 г. также позволяет предположить, что уже современники выделяли из этого творческого союза прп. Андрея. Выстроенная в кон. XIV в. Благовещенская ц. была маленьким бесстолпным храмом, для росписи к-рого не было нужды приглашать 3 находившихся в полном расцвете творческих сил мастеров (Феофан Грек, Прохор с Городца, прп. Андрей), но заказ вел. князя, очевидно, являлся почетной работой, для выполнения к-рой были избраны лучшие на тот момент художники Московской Руси. Об этом же, по-видимому, свидетельствует и содержание гл. «Начало Андроникова монастыря» неск. редакций Жития прп. Сергия Радонежского, где имя Д. не упоминается. Ближайшие потомки художников отдали явное предпочтение прп. Андрею; его имя неоднократно встречается в документах XVI-XVII вв., а имя Д. забыто. Все связываемые с живописцами произведения были приписаны прп. Андрею. Нек-рые исследователи считают, что в кон. XIV в. Д. и прп. Андрей работали на дворе удельного кн. Звенигородского и Галичского Георгия (Юрия) Димитриевича в подмосковном Звенигороде, где украсили росписями и иконами недавно построенный (вероятно, в 1394-1396) Успенский собор на Городке. От росписи уцелели части 5 фигур праотцов и пророков в куполе, незначительные остатки композиций с 2 евангелистами в подкупольной зоне, руинированные и затонированные фрагменты 4 композиций цикла св. Иоанна Предтечи, 4 медальона с изображениями мучеников и верхней части фигуры святителя в жертвеннике, остатки правой части большой композиции «Успение Богородицы» на сев. стене храма, композиции на зап. гранях вост. подкупольных столпов и др. малозначимые фрагменты. На момент раскрытия в 1918 г. наилучшей сохранностью отличалась роспись на вост. подкупольных столпах - «Мч. Флор», триумфальный Крест на Голгофе, «Явление ангела прп. Пахомию Великому» на сев.-вост. столпе и «Мч. Лавр», триумфальный Крест на Голгофе, «Беседа прп. Варлаама с прп. царевичем Иоасафом» на юго-вост. столпе (о них ныне можно судить лишь по фотографиям 1918). Очень плохая сохранность росписи затрудняет ее атрибуцию. Так, Грабарь связывал с Д. нижние композиции столпов, а с прп. Андреем - изображения мучеников Флора и Лавра. Чураков приписывал роспись юго-вост. столпа Д., а сев.-вост.- прп. Андрею. Противоположное мнение высказывала Брюсова. Нек-рые специалисты (М. В. Алпатов, Лазарев, Плугин, Г. В. Попов, Е. Я. Осташенко) не считают возможным говорить об участии Д. в этой работе. По мнению автора настоящей статьи, с Д. может быть связана роспись сев.-вост. столпа («Мч. Флор», триумфальный Крест на Голгофе, «Явление ангела прп. Пахомию Великому») и часть росписи купола собора.

http://pravenc.ru/text/171187.html

В том же 1814 году собор расписан внутри и снаружи. В 1815 году статским советником Адрианом Адриановичем Лопухиным пожертвованы: богатая риза малинового бархата, жемчугом, алмазами и дорогими камнями украшенная, 153 кроме того подризник, епитрахиль, пояс, поручи и пять воздухов, евангелие и крест. В сем же году перелит большой колокол. История его видна из надписи: «колокол еси вылитый 1779 г. иждивением покойного преосвященного Пахомия епископа великоустюжского на покои в Спасо-Андрониевском монастыре пребывавшего, в коем весу 835 пуд. и 20 ф. Но в 1812 году пожаром неприятельским поврежденный, по завещанию московского 1-й гильдии купца Семена Алексеевича Лепехина, зятем его надворным советником Гавриилом Петровичем Смольянским и супругою его Елизаветою Семеновной, перелит во славу святые единосущные, животворящие и нераздельные Троицы Отца и Сына и Святого Духа, при державе благочестивейшего государя императора Александра Павловича и при супруге его благочестивейшей государыне императрице Елисавете Алексеевне, 1815 года на заводе московского купца Михаила Богданова, в коем весу 915 пуд. 34 ф. при архимандрите Феофане. Лил мастер Яков Завялов». На колоколе вылиты образа: Нерукотворенный Спас, Успения Пресвятые Богородицы, преподобный Андроник, преподобный Сергий, святитель Алексий и архистратиг Михаил. В 1817 году дано вкладу от генеральши Елизаветы Феодоровны Заборовской, урожденной Лопухиной, супруги Ивана Александровича Заборовского, нерукотворенный образ Спасителя, с ризою и венцом серебряными позлащенными; вверху венца перстень, осыпанный бриллиантами, в средине оного большой алмаз в длину и ширину без четверть вершка; при сей иконе образ ордена св. Анны бриллиантами осыпанный. Это местный образ в Знаменской церкви. В той же церкви другие два образа Божией Матери: Тольские, и Знаменские, богато украшенные, также вклад Лопухиных. В 1818–20 г. сделан иконостас в Спасском соборе, на сумму 8.800 руб. Самый собор освящен 1820 г. августа 16, в день праздника монастыря Серафимом, митрополитом московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1864 г. августа 24. Из Москвы привезли слухи, что Калужского назначают в Воронеж, а в Калугу Савву. Ещё там слухи, что Алексия 420 переводят в Томск. Когда передали митрополиту сей последний слух, он сказал: преосвящ. Алексий не из тех, которые не уживаются с людьми; он умеет угождать и даже очень человекоугоден. Во всяком случае думаю, что, не переговорив со мною, сего не сделают. Когда ему насчитали 24 архиерея из нашей академии, он потребовал списки их и, остановясь на Порфирии, сказал: неудачен вышел. Хором поднимаются здесь голоса против перенесения семинарии в Игрицкий 421 , намерение о чём огласилось давно, до моего приезда, и Андроников рассказывал о сем, как слышанное от Ректора семинарии. Выставляют на вид все неудобства жизни в Вифании, особенно для наставников, хотя она и в трёх вёрстах от Посада, и прилагают это к 15-ти вёрстному, разделённому Волгою, сношению с Костромой. Здесь думают, что на собранные деньги на первый раз можно бы выстроить классы, библиотеку, больницу и помещение для Ректора и Инспектора и потом в течение нескольких лет устроятъ и здание для помещения учеников. Но в Калужских Ведомостях помещена сильная статья, заимствованная из Херсонских, против помещения общего учеников в экономическом и гигиеническом отношении. Духовенство, выражая желание иметь помещение даровое для детей вследствие своих жертв, едва ли согласится вносить даже по 30 р. на содержание пищей. Истории академии митрополит не разрешает печатать, а будет только записка 422 . Он сказал: как скоро история не касается живых Ректоров, она не есть история 50-ле-тия академии, а только 20-ти-летия. Восстал он очень против выписки разговора о географии в статье второй книги нашего журнала: история Троицкой семинарии. „Это бесчестит предков наших и лишит журнал подписчиков“. У всякого свои взгляды. Штраус, увлечённый вероятно успехом Ренана, переработал свою жизнь Иисуса и издал её для популярного чтения. Тут собрано всё злое, что Немецкая учёность придумала против Евангелия. Писано с силою, далеко превышающею сочинение Ренана, но не популярно, а более для учёных. Ещё враг поднял голову на церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Живописцы – Сергей Рожков 13 , Лазарь Иванов 14 , Василий Познанский 15 и живописного письма ученики Антошка Павлов 16 , Никита Иванов, Дмитрий Фирсов 17 и иконописного дела ученик Ивашка Масюков 18 «писали трое дверей деревянных с лица красками – аспидом красным да из алтаря и позади местных икон и деисусов, праздников, пророков и праотцов писали тем же зелёным аспидом». Кормовой иконописец из села Покровского Клим Макаров «написал царские двери, а на них Благовещение Пресвятой Богородицы, четыре евангелиста, около евангелистов травы по серебру, светы прописал и ризы пробелил красками; на сени написал образ Спаса Нерукотворного, по сторонам два ангела с рипидами, исподь у сени – по серебру травы разными красками» 19 . Кормовой иконописец Аникий Аникеев написал две иконы – страсти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, каждая икона вышиною 2 ¼ аршина, шириной 1½ аршина 20 . Иконописцы, писавшие иконостас, разделены были на несколько групп, из которых каждая исполняла иконы в один или два определённые яруса. Так, четырнадцать праздничных икон были написаны иконописцами Троице-Сергиева монастыря, последние были – первой статьи: Григорий Григорьев, Семён Кузьмин, Лука Афанасьев, Артемий Иванов и Степан Васильев, второй: Степан Нестеров, Симон Кондратьев, Фёдор Ефремов, Яков Яковлев, Михаил Моисеев. С троицкими же иконописцами работали – кормовой иконописец Исай Ананьин и тёрщик Федька Кириллов, который тёр краски на Потешном дворе. Следующие ярославские иконописцы писали местные и деисусные иконы: большей статьи: Василий Ананьин, Фёдор Карпов и Дмитрий Семёнов, средней: Андреян Иванов, Иван Карпов, Иван Гордеев, Михайло Андроников, Фёдор Игнатов, меньшей: Семён Иванов, Тимофей Федотов, Иван Анофриев, Ермола Фёдоров, Иван Семёнов, Карп Михайлов, Василий Фёдоров и при них красочный тёрщик – Федька Иванов. Местная же и пророческие иконы писали костромские иконописцы: большей статьи Сила Савин, средней: Василий Козьмин, Артемий Тимофеев, Григорий Григорьев, Марко Назарьев, меньшей: Флор Леонтьев, Филипп Андреянов (эти два иконописца по одним росписям отнесены к третьей статье, а по другим ко второй), Степан Матвеев, Никифор Григорьев, Андрей Андреев; с ними же работал и городовой костромской иконописец Марк Назарьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Музей Андрея Рублева представил редкие иконы Богоматери «Трех радостей» Экспозиция музея демонстрирует художественные особенности образа МОСКВА. Выставка «Три радости. Иконография Святого Семейства в русской иконописи» открылась 9 февраля в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева на территории Андроникова монастыря. «Радость» – одно из часто встречающихся слов в Христианстве. В Евангелии в сюжете Благовещения ангел обращается к Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…». Это слово присутствует в богослужебных гимнах Господних, Богородичных или святым. Выставка в Музее Андрея Рублева напоминает о малоизвестном образе «Три радости». Хотя это и не древний русский образ – он восходит к средневековой европейской традиции, но признан Русской Православной Церковью по факту Божиего отклика на горячую молитву. Целых три радостных известия получила простая христианка в ответ на просьбу помочь в свалившихся на нее несчастьях. Редкий для русской иконы сюжет связан с тем, что рядом с Девой Марией и Богомладенцем присутствует Иоанн Креститель в образе младенца. Как известно из Священного Предания, хотя они и были троюродными братьями, но в жизни не встречались. Икона, как символ, запечатлевает Святой Семейство вместе. Часто здесь же изображают Иосифа Обручника и Елизавету – мать Иоанна Крестителя. Экспозиция музея демонстрирует художественные особенности образа. Искусствоведы показывают, что в основе русской иконы «Трех радостей» есть отголоски итальянцев Рафаэля Санти, Аннибале Караччи, Гвидо Рени, а также немецкого графика Ханса фон Аахена, французского художника Себастьяна Бурдона, нидерландского гравера Яна Саделера. «Повод для выставки – представить редкую иконографию. Хотя эта идея возникла у меня в 2020 году, когда весь мир праздновал 500-летний юбилей мастера Возрождения Рафаэля Санти, пандемия нарушила все планы. Мне хотелось представить широкой публике традиционные русские иконы, которые почерпнуты из произведений Рафаэля. В частности, сюжет с двумя младенцами есть на картине Рафаэля «Мадонна в креслах», – сказала в беседе с корреспондентом «Благовест-инфо» куратор выставки – заведующая отделом хранения, кандидат искусствоведения Надежда Герасименко. Однако иконография образа «Трех радостей» разнообразна. «Наряду с Божией Матерью и Христом здесь изображен младенец Иоанн. Самое редкое – изображение Елизаветы. Сюжет с фигурой Елизаветы восходит к композиции французского художника Себастьяна Бурдона. На нашей выставке экспонируется икона на основе композиции Бурдона, выполненная в XIX веке мастером Василием Великановым, – пояснила искусствовед. – А чудотворный образ, находящийся сейчас в храме Троицы на улице Покровка, восходит к Рафаэлю».

http://sedmitza.ru/text/10221176.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010