15) Священник Иван Иванович Сидоровский. Член Императорской Российской академии. После обучения и службы в Костромской семинарии, он в 1773 году переведен в С.-Петербург к Воскресенскому Новодевичьему монастырю священником и определен законоучителем воспитываемых там благородных и мещанских девиц. Сочинения его: 1) Изъяснение воскресных и праздничных Евангелии – книга и доселе еще остающаяся классическою книгою не только в духовных, но и светских учебных заведениях; 2) Наставление юношества в добродетели и должности христианской, основанной на законе Естественном и законе Откровения. 1764 года. С.-Петербург. Переводы, с греческого языка: 1) Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова до половины XV столетия, собранные Георгием Кедрином с продолжением других. 1794 года. Москва, в лист. 2) Поучительные разные слова и беседы святого Иоанна Златоустог о. Москва. 1791 года. 3) Слова избранные из разных поучений Святого Иоанна Златоустог о. Москва. 1792 года. С французского: Опыт о Провидении Божием. С.-Петербург. 1781 года. В) Лица светского звания 1) Константин Иванович Арсеньев, уроженец села Троицы-Мироханова, Чухломского уезда. Из философского класса он поступил в Педагогический Институт и, по окончании в нем курса, на казенный счет отправлен был в Германские университеты для дальнейшего образования. Возвратившись оттуда через четыре года, Арсеньев был профессором Педагогического Института, учителем Статистики при Государе Наследнике Александре Николаевиче, ныне благополучно царствующем Всероссийском Императоре. Потом Арсеньев был председателем Статистического отделения при министерстве внутренних дел. Этот замечательный ученый был разных орденов кавалер. Составленная им всеобщая географии бывшая около 20 лет классической книгой во всех средних учебных заведениях, доставила Арсеньеву известность по всей России. Константин Иванович, по Высочайшему повелению, путешествовал по России для статистических наблюдений и плодом этого путешествия было много статей, относящихся к статистике России. Сверх сего им изданы: 1) История народов и республик древней Греции, в двух частях. С.-Петербург. 1825 года. 2) Царствование Императора Петра II-ro С.-Петербург. 1839 года. 3) Статистика России. С.-Петербург. 1848 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 марта 1354 г. Иван Красный сел на великое княжение во Владимире, а 30 июня того же года Алексей получил, наконец, из рук патриарха Фило-фея настольную грамоту, именовавшую его «митропо-литом Киевским и всея Руси». В грамоте говорилось, что Алексей признан митрополитом лишь в виде исключения, тогда как обычный порядок требует, чтобы этот пост занимал урожденный грек, из числа патриарших клириков . Живя в Константинополе, митрополит не терял времени даром. Еще на Руси изучив греческий язык, он использовал вынужденный досуг для подготовки собственного перевода Евангелия на русский язык. О чем думал он тогда, в начале своего пастырского служения, вчитываясь в каждое слово древней книги? «Вот, я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (От Матф., 10, 16). Но не одни лишь благочестивые занятия и размышления занимали время Алексея в Константинополе. Он сумел решить с патриархом целый ряд це,р-ковно-политических вопросов. Добившись причисления к «лику святых» трех литовцев, казненных по приказу князя Ольгерда в 1347 г. за приверженность православию, Алексей получил духовное оружие против своего врага. В эти же месяцы томительного ожидания, во время долгих, тягучих бесед с патриархом Филофеем Алексей убедил главу православной церкви признать перенос резиденции «митрополита Киевского и всея Руси» из Киева во Владимир-на-Клязьме. Наконец, Алексей заинтересовал патриарха рассказами о «дивном старце», суровом подвижнике Сергии, основавшем монастырь в густых лесах к северу от Москвы. Филофей направил Сергию грамоту с благословением и советом ввести в монастыре общежительный устав по образцу византийских киновий . Осенью 1354 г. Алексей вернулся на Русь. По дороге домой он едва «е погиб, когда корабль, на котором он плыл, попал в сильный шторм. В минуту крайней опасности митрополит дал обет построить Церковь в честь того святого, в день памяти которого он вступит на землю. Это случилось 16 августа, на праздник знаменитой константинопольской иконы Спаса Нерукотворного. Выполняя обет, Алексей впоследствии основал близ Москвы, на берегу Яузы монастырь с храмом в честь Спаса. Его первым игуменом был монах по имени Андроник. Интересно, что еще в XIV в. ручей, протекавший в овраге вблизи Спасо-Андроникова монастыря, получил громкое имя — Золотой Рог, по названию бухты, на берегу которой располагался, Константинополь. Первые годы своего управления русской церковью Алексей провел в постоянных разъездах. Зимой 1354—1355 гг. он «принимал дела» в Киеве. Среди прочих дел он не забыл учредить в Софийском соборе чествование памяти «трех литовских мучеников». Между тем город уже с 1321 г. находился под властью литовских князей. Поздней весной 1355 г., когда просохли дороги, Алексей отправился обозревать епархии Юго-Западной Руси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Евангелие Хитрово, миниатюра Ученик при признанных мастерах Так или иначе, но чернец Андрей очень резко изменил свою жизнь и в немолодом уже возрасте стал младшим в артели иконников. В 1408 г. Андрей — снова второй: его имя следует после Даниила, в других источниках названного Черным (еще одна загадка происхождения иконника). Но теперь он уже не назван чернецом. Да и Данило здесь тоже не чернец. Почему? Потому что оба они уже больше трех лет как монахи. Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в., фрагмент) Итак, из скудных фраз прижизненных источников удается извлечь необычайно ценную информацию. Мастер-иконник по прозванию Рублев был очень известен в мирской жизни, но после пострижения с именем Андрея он мог рассчитывать только на положение ученика при более признанных мастерах. В конце XV в. Иосиф Волоцкий записал со слов игумена Троице-Сергиева монастыря старца Спиридона: «Поведаше же нам и се честный он царь Спиридон… чуднии они пресловущии иконописцы Даниил и ученик его Андрей… толику добродетель имуще, и толико потщение о постничестве и о иночском жительстве, оноже им Божественныя благодати сподобится и толико в Божественную любовь предуспети, яко никогдаже от земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному и Божественному свету, чувственное же око всегда возводити ко еже от вещных валов, написанным образом Владыки Христа и Пречистыя Его Матере и всех святых, оно и на самый праздник Светлого Воскресения, на седалищах седяща, и пред собою имуща всечестныя и Божественныя иконы, и на тех неуклонно зряща Божественныя радости и светлости исполняху(ся); и не то что на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради Владыка Христос тех прослави и в конечный час смертный: прежде убо преставися Андрей, потом же разболеся и спостник его Даниил, и в конечном издхновении сый, виде своего спостника Андрея в мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».

http://pravmir.ru/on-prosto-videl-inoy-m...

Будучи глубоко верующим человеком, Николай Иванович много сил отдавал реконструкции своего родового храма. Древняя часовня была расстроена, возвели новые алтарь и трапезную, позже к ним пристроили колокольню. Получился небольшой уютный храм, богато украшенный иконостасом, святыми иконами, настенной росписью и дорогой утварью. Необычен шпиль колокольни. Он был очень высок и похож на шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Самой драгоценной в храме была древняя Шуйская-Смоленская икона Богородицы. На ней была серебряная вызолоченная риза с драгоценными камнями. Во второй половине 19 века за состоянием храма следили также и священники, несущие в нём службу. Так, мы нашли документы, в которых рассказывается о священнике отце Александре Стефановиче Андроникове. В некрологе, написанном после его смерти, в частности, отмечалось: «Отличный проповедник и исправный служитель, он скоро успел заслужить доверие своего прихода. В один год он устроил, с согласия прихожан, для священника скромный, но очень приличный церковный дом, вместо невозможного для жилья старого. Приходский свой храм очистил от несвойственной ему пыли и грязи, поновил и, где следует, устроил новую живопись. При его стараниях ветхая ризница заменилась очень приличною новою, на святой престол приобретено было новое Евангелие в серебряном окладе, в 240 рублей, что уже роскошь для такого малого прихода. Что касается даже мелких вещей, вроде пелен на престоле и жертвеннике, самых облачений на них, даже платка для приобщения Святых Таин – на приобретение всего этого он умел найти средства и все было приобретено покойным новое, хотя недорогое, но очень приличное. Приятно было войти в его храм: все чисто, всякая вещь на своем месте, небогатая библиотека в порядке - одним словом, сразу виден заботливый хозяин, пекущийся о доме Божием. Нынешнею весною им снова найдены были средства для прочистки риз на иконах, очистки от пыли и покрытия лаком потускневших иконостасов. Эти заботы о благолепии своего храма были так сильны в почившем, что даже на смертном одре не покидали его: за несколько часов до смерти он рассказал своему тестю о некоторых неисправностях, замеченных им в работе мастеров, очень сожалея, что последние без него уже не с должным вниманием будут относиться к своей работе. Так усерден был отец Александр к своему приходскому храму…».

http://sobory.ru/article/?object=13761

Святейший Патриарх Кирилл: Нам явлен образ Спасителя, чтобы мы спаслись, подобно жителям древней Эдессы 29 августа 2010 г. 14:30 29 августа 2010 года, в неделю 14-ю по Пятидесятнице и день празднования перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Андрониковом монастыре. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня большой праздник, который совпадает с воскресеньем. В народе мы называем этот день Третьим Спасом — праздник установлен в честь перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Эдессы в Константинополь, которое состоялось в 944 году по инициативе византийского императора Константина Багрянородного. Все присутствующие (или, по крайней мере, большинство) хорошо знают историю Нерукотворного Образа, но я бы все-таки напомнил ее, потому что в этой истории обретаются некие символические совпадения с днем сегодняшним. Эдесский царь Авгарь болел проказой. Услышав о чудотворце — Иисусе из Назарета — царь посылает к Нему знакомого художника, повелевая написать изображение Спасителя и пригласить Его в Эдессу. Посланный не может даже подойти к Господу, потому что огромные толпы окружают Его, и пытается издали, с холма, нарисовать Его портрет, но ничего не получается. Когда посланник уже отчаялся исполнить повеление, Господь Сам подозвал его и обещал вручить то, что необходимо царю Эдесскому. И, умывшись, Господь вытер лицо Свое полотенцем, на котором чудесным образом отобразилось Его изображение, и отправил это изображение вместе с письмом царю Авгарю. Тот по вере своей исцелился, а позже апостол Фаддей пришел в те места, где проповедовал Христа и крестил, и по молитвам Фаддея оставшиеся следы проказы исчезли с лица царя Авгаря. Правнук Авгаря был идолопоклонником, язычником — он отступил от христианской веры своего праотца и покушался на христианские святыни. И тогда епископ Эдессы, опасаясь, что Нерукотворный образ Спасителя, висевший на крепостной башне над входом в город, может быть уничтожен, тайно, ночью закрывает этот образ штукатуркой.

http://patriarchia.ru/db/text/1261839.ht...

Во Введенском храме поставлен новый иконостас, отреставрирован Казанский храм, восстановлена часовня с колодцем. С 2018 г. П.-З. Ф. м. возглавляет игум. Даниила (Севериненко). К 2019 г. в обители проживают 20 сестер. Насельницы читают неусыпаемую Псалтирь, пекут просфоры, занимаются рукоделием. Имеется подсобное хозяйство. В мон-ре почитается как чудотворная литографированная копия Андроникового образа Божией Матери, хранятся частицы мощей вмч. Феодора Стратилата, свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского и др., Служебник и напрестольное Евангелие сщмч. Николая Дунаева. С 2016 г., после образования Переславской и Углической епархии, на территории П.-З. Ф. м. располагается здание Переславского епархиального управления. Арх.: Архив СПбФИРИ РАН. Кол. 115. 170; РГАДА. Ф. 281. ГКЭ Переславль-Залесский. 162/8886, 173/8897, 181/8905, 194/8918, 221/8945, 229/8953, 289/9013, 292/9016; РНБ ОР. Ф. 532. Оп. 1. 85. Ист.: ААЭ. Т. 1. 259. С. 285-286; Т. 3. 212. С. 310-311; АИ. Т. 1. 165. Стб. 315-318; Т. 2. 237. Стб. 279; Т. 5. 234. Стб. 424-425; АЮБДР. Т. 3. 362. Стб. 435-437; Иванов П. [И.] Описание Гос. архива старых дел. М., 1850. С. 234-236; Переславль-Залесский: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1884. С. 12, 13, 40; РИБ. Т. 32. 216. Стб. 440-442; 336. Стб. 651; Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 292-293; Шумаков С. А. Губные и земские грамоты Московского гос-ва. М., 1895. С. 28; он же. Обзор «Грамот Коллегии экономии». М., 1917. Вып. 4: Кострома «съ товарищи» и Переславль-Залесский. 941. С. 306-307; 1019. С. 351; 1089. С. 389-390; 1259-1260. С. 454; 1518. С. 550; Наместничьи, губные и земские уставные грамоты Московского гос-ва. М., 1909. С. 130-133; Федотова М. А. К вопросу о Житии Никиты Столпника Переяславского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 376-383; Мазур Л. Д. Переславль Залесский в XVII ст.: Опыт ист.-градостроительного анализа: (С прил. Переписной книги 1677 г. С. Т. Салтыкова и подьячего Я. Шарапова). М., 2012.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

О заграничных раскольниках напечатано в I томе «Сборника» В. Кельсиева, стр. 93. Но в 1845 году Павлу было около тридцати пяти лет. Моложавое лицо его ввело в заблуждение покойного Надеждина. После она жила на Рогожском кладбище в обители матери Александры, с которою потом и переселилась в Белую-Криницу. Жену его звали Ариной Ивановной, у него была дочь Александра. Записка Онуфрия: «Об основании белокриницкой иерархии и о митрополите Амвросии», написанная в 1866 году. Онуфрий в записке «Об основании белокриницкой митрополии» говорит: «Проживши в С.-Петербурге по делу клада, являлся ему Никола Чудотворец в ризе голубой, в левой руке евангелие, а правой, отставивши от себя руку, благословляет его спящего. Никола Чудотворец, как явился и благословивши, сказал ему, что все есть, как меня видишь. К чему это слово? Еще искать епископа не было начато, а дело о кладе шло, и он явился ему. После он это явление описал, и икону написал в рост человека, и икона эта привезена в белокриницкий монастырь, поставлена в церкви на левой стороне у западных дверей, и теперь всем зрима». [Полтавской губернии, на правом берегу Днепра, против города Кременчуга.] Из шестидесяти обителей, находившихся в шестнадцати керженских и чернораменских скитах, лишь из Манефиной обители Комаровского скита племянница игуменьи Маргариты, Мавра Гавриловна Иванова, да из обители Андрониковых Оленевского скита инокиня Звенислава езжали каждогодно в Петербург и находились в сношениях с Громовыми и Дрябиными. Мавра Гавриловна, девушка в сороковых годах еще молодая, как не постриженная, одевалась в Петербурге по последней моде и привозила в Комаров сундук с платьями и шляпками, чтобы хоть полюбоваться на них, вспоминаючи развеселое петербургское житье-бытье. Серковский или Сырковский старообрядческий мужской монастырь был основан бежавшими из России раскольниками еще до присоединения Бессарабии к Российской империи. Находился он подле селения Серкова или Сыркова в Оргеевском цинуте (уезде), на земле, принадлежащей Афонской горе.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Андрониковская Андрониковская икона Божией Матери, известная также под именами Монемвасийской и Греческой, – родовая святыня греческого императора Андроника III Палеолога, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал ее Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX-ro столетия. После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в г. Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. – в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году чудотворная икона была перенесена в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочок Тверской епархии. В 1984 г. икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно. Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа. Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская) " .

http://pravicon.com/info-4

Но примечателен не столько этот факт, сколько дизайн-проект алтарной конхи, выступающей главным визуальным акцентом в основном объёме храма. На сложном фоне переходящих друг в друга серых, тёмно-синих и зелёных тонов в эллипсе мандорлы непостижимого Божества окружённый сонмом Херувимов и Серафимов парит, едва касаясь земной тверди, позолоченная бронзовая фигура Христа Воскресшего. Под ней - Иерусалим с едва заметными сполохами зари первого дня Воскресения Христова. Несмотря на своеобычное эстетическое прочтение евангельского сюжета, барельеф строго каноничен: рельефное изображение Господа Иисуса Христа чётко соответствует критерию узнавания Его как Личности Спасителя. А общую композиционную массивность вполне компенсирует традиционный ассист в виде нанесённых на матовую поверхность золотых лучей, придающий рельефу воздушную лёгкость. Всего в храме пять иконостасов - по числу престолов (кроме центрального, в верхнем храме престлы посвящены небесным патронам отдельных родов войск и видов Вооружённых сил: во имя святого благоверного Александра Невского, святой великомученицы Варвары, пророка Божия Илии и апостола Андрея Первозванного). Все иконостасы низкие, двухъярусные, с акцентированными центральными порталами. Как по общей стилистике исполнения, так и по материалам для изготовления икон (эмалированная медь) они напоминают походные церкви, с которыми христолюбивое воинство традиционно выступало в военные походы. Конструкции всех иконостасов, киоты и основы для икон (как и отделка интерьеров верхнего храма) выполнены Художественно-производственным предприятием Русской Православной Церкви " Софрино " , где специально под эти задачи запустили новую производственную линию гальванопластики. Сами иконы для иконостасов написаны в мастерской " Ковчег " , привлекались к этому также иконописцы из других регионов. В составе пяти иконостасов можно увидеть иконографические изображения всех известных Вселенской Церкви святых воинов. Каждому из алтарей верхнего храма сопутствует собственное колористическое решение: конкретной цветовой гамме соответствуют как нюансы отделки, так и используемые в украшении традиционные орнаменты, восходящие к древнерусским декорам владимирского Успенского собора и Спасского собора московского Андроникова монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=49250

9 на обор. стол. 1, сверху стр. 14: «Апостол же рече: благодать Господа нашего Иисус Христоса»; там же 2 столб, строка 4: «преклоняя колеене свои к Отцу Господа нашего Иисус Христоса». 24 Но где и кем написано сие Евангелие – неизвестно. В святцах, в конце Евангелия приложенных, нет ни одного из русских святых. Тщательный писец не скупился на золото и не мало положил времени на украшения. 25 Блаженный Андроник, пишет препод. Иосиф Волоколамский, сиял великими добродетелями. С ним жили ученики его Савва и Александр и чудные, знаменитые живописцы Даниил и ученик его Андрей и многие другие таковые же (по русск. переводу Духовн. Грам. Иосифа гл. 10. Рук. Син. Библ. 52). В издании Чтен. Общ. 1847, 7. Андроник у Иосифа называется святым, а не блаженным. 28 28 Из сего видно, что святым Андроником построен был храм деревянный. Таковы были у преп. Сергия и ученика его Феодора в Симонове. Когда Едигей разрушил храм Святой Троицы, построенный Сергием, то Никон построил вначале опять деревянный, а потом уже каменный. Современник его Александр в одно с ним время построил также каменный храм в Андроникове. 29 Алтарная или восточная часть храма более сохранила древний видь. Древний храм имеет 19 арш. ширины и 26½ арш. длины и со стенами: алтарь имеет 11 арш. длины, со стеною 13, а церковь 13½ аршин. Толстота стен от 2 аршин до 2 аршин 6 вершков. В настоящее время собор с двумя приделами и папертью имеет 36 арш. ширины и 34½ арш. длины со стенами. 30 Апреля 11 (1476 г.) бысть знамение в солнце в 1 часе дня: возшедшу ему вельми ясну, по-нашему же зраку, яко видехом его из Москвы, яко же бе взошло ровно с верхом храма нерукотворенного образа, иже в монастыре Андроникове. (Карамз. VI, примеч. 629.) 31 В Истории Р. Иер. они называются священниками, ч. 6, стр. 192. В Соф. Времен, они называются преподобными. 32 Иосиф. Волокол. Духовн. Гр., 10-е слово, по русск. переводу. Синод. Библ. рукоп. Русские Святые. Чернигов. Июнь, 80 стр. 33 33 Тоеже весны (1405 г.) начаша подписывали церковь каменную св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010