ПОСТАНОВИЛИ: Журнал 76 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О назначении заместителя председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. ПОСТАНОВИЛИ: Священника Георгия Рощина, сотрудника Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, назначить заместителем председателя означенного Отдела. Журнал 77 СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, исполняющего обязанности управляющего делами Московской Патриархии, о назначении наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря города Саранска игумена Климента (Родайкина). ПОСТАНОВИЛИ: Назначить наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря города Саранска игумена Климента (Родайкина) с возведением в сан архимандрита. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об освобождении игумена Андроника (Могилатова) от обязанностей наместника Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни города Сарова и о назначении на эту должность архимандрита Кирилла (Покровского). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить игумена Андроника (Могилатова) от обязанностей наместника Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни города Сарова. 2) Назначить наместником Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни города Сарова архимандрита Кирилла (Покровского). СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного епископа Пермского и Соликамского Иринарха о преобразовании Иоанно-Предтеченского прихода в бывшем Красном селе, ныне входящем в черту города Соликамска, в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь и о назначении на должность настоятельницы монахини Варвары (Сухининой) с освобождением последней от должности настоятельницы Обвинского Свято-Успенского женского монастыря, а также о преобразовании Обвинского Свято-Успенского женского монастыря Пермской епархии в монастырское подворье со статусом приписного к Соликамскому Красносельскому Иоанно-Предтеченскому монастырю. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Преобразовать Иоанно-Предтеченский приход в бывшем Красном селе, ныне входящем в черту города Соликамска, в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

http://mospat.ru/archive/86256-zhurnaly-...

   Относительная непродолжительность дебатов о «внешней мудрости» ( θραθεν σοφα) объясняется не незначительностью и «поверхностностью» расхождений между Паламой и Вараамом в этом пункте, а отъездом Варлаама в Италию и прекращением антипаламитских нападок на мистическую духовность исихастов, после чего спор свелся к богословским истокам различения в Боге «сущности» и «энергии». Победа монашеской партии в 1347—1351 гг. лишь подтвердила, что в отношении возможного возрождения «светского гуманизма» церковь держится «политики сторожевого пса». Это отчасти объясняет прозападные — а точнее проитальянские — тенденции некоторых видных византийских «гуманистов» после 1351 г. Даже когда вопрос не касался непосредственно полезности Платона и Аристотеля для христианской богословской мысли, ясно, что для исихастов подлинный, «природный» человек, — а значит и весь комплекс познавательных способностей человека, — это человек «во Христе», потенциально преображенный и «обоженный» через сопричастность «телу» Христову. Светская философия на их взгляд могла быть полезна, самое большее, для осмысления творения, но не для богопознания, составляющего конечный смысл человеческого существования. Это основное положение Паламы, во многом соответствовавшее традиции греческих отцов, особенно учению прп. Максима Исповедника, не означало, однако, что «ревнители» ставили своей задачей систематическую борьбу с эллинским наследием византийской цивилизации. То были времена (особенно в царствование Андроника II) интеллектуального мира между монахами и «гуманистами».    Феодор Метохит, великий логофет и μεσαζων [посредник] Андроника II вполне заслуженно считался главным предшественником и фактическим родоначальником византийского «гуманизма» XIV в., и как таковой привлек внимание нескольких исследователей. Он был учителем Никифора Григоры — пожалуй, наиболее известного антипаламита после 1347 г. При этом нет никаких свидетельств о личных столкновениях Метохита с монахами. Совсем напротив: выступая против Григоры в 1356—1358 гг., Григорий Палама вспоминает, как в свои семнадцать лет (т. е. около 1313 г.) удостоился похвалы Метохита за знание Аристотеля. Тот же эпизод вспоминает и патриарх Филофей в своем «Похвальном слове Григорию Паламе» (ок. 1368). По-видимому, личные качества и ученость Метохита всегда высоко ценились в паламитских кругах, а это позволяет думать, что зилоты, занявшие при содействии Кантакузина господствующее положение в Византийской церкви, боролись не с «внешней мудростью» как таковой, но лишь с богословской позицией в вопросах богопознания, которую отстаивали во имя этой «мудрости» Варлаам и Григора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Поволжская декларация уделяет особое внимание будущим формам сотрудничества Совета Европы с ведущими европейским религиозными организациями, отмечая, что, так же как и на национальном уровне, религии должны иметь возможность участвовать в общеевропейских дискуссиях на международном уровне по всем проблемам, вызывающим их озабоченность. Было отмечено, что пришло время для Совета Европы выработать для этого эффективный механизм открытого, прозрачного и постоянного диалога. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на конференции. 3. С удовлетворением отметить значение состоявшейся конференции «Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество (Поволжский форум)». 4. Приветствовать шаги, предпринимаемые Советом Европы по выработке механизма постоянного и открытого диалога с ведущими европейскими религиозными организациями. 5. Продолжить усилия по развитию взаимоотношений с Советом Европы и отстаиванию религиозных ценностей на европейском пространстве.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством  Патриарха — СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия об освобождении игумена Андроника (Могилатова) от должности наместника мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса г. Екатеринбурга. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Андроника (Могилатова) от должности наместника мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса г. Екатеринбурга. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла об освобождении Епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа от обязанностей настоятеля Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рыбновского района Рязанской области и о назначении иеромонаха Мефодия (Илюточкина) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Освободить Преосвященного Епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа от обязанностей настоятеля Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рыбновского района Рязанской области.

http://patriarchia.ru/db/text/149541.htm...

И это для них, сегодня звучит возглас «Оглашенные изыдите», который можно было бы продолжить словами «и прежде, изучите Писание и веру Христову». Учиться, наверное, надо все же дома (т.е. в не богослужебное время), а не в храме на богослужении, когда совершается непостижимое Таинство, которое человеку доступно лишь созерцать. Виталий Мигузов, Воронеж 27 января 2020г. 16:47 //возглас «Оглашенные изыдите»//- звучит в настоящее время священникам и клиру. Это от них зависит чтобы он выполнялся. Господь взывает к священникам: " Почему никто не выходит! Почему вы не проводите оглашение? "http://когда совершается непостижимое Таинство//- Литургия поэтому и состоит из двух частей. Таинство - это вторая часть. А литургия слова именно и нужна для оглашаемых.//Именно им, не наставленным и не утвержденным в вере непонятно богослужение.//- распространенное заблуждение. Я 20 лет каждое воскресение в храме, оглашен, имею богословское образование и именно поэтому утверждаю, что богослужение без параллельного чтения на родном языке непонятно. Андроник Васильевич Андроненко 29 января 2020г. 19:43 простите, но это очень субьективно, я меньше вашего был в Церкви, но с Божией помощью, изучая богослужения по книгам, читая толкования, смотря лекции, стал понимать большую часть богослужения, и язык и символику, не знаю конечно какое " богословское образование " вы имеете и как его получали, но очень много зависит от самого человека хочет ли он сам понять и разобраться или нет Виталий Мигузов, Воронеж 30 января 2020г. 15:08 Андроник, о моем образовании мы можете посудить по статье на этом портале http://bogoslov.ru/article/5350519#_edn25 Я так как и Вы считал лет 5 (чтец в храме, алтарник, богословский колледж, второе высшее религиоведческое образование, бакалавриат института (неоконченный)) В том то и дело, что Вы думаете, что понимаете. Но это можно понять только при наличии опыта молитвы на церковно-русском языке, и который мне Господь открыл. А что касается субъективности - это тогда, когда слова не сверены с Писанием и Преданием. Об этом подробно " О примирении церковно-славянского и церковно-русского языков. " Под этой статьей и чуть выше под видеозаписью более ста комментариев на эту тему. иерей Сергей Пометнев 30 января 2020г. 15:31

http://bogoslov.ru/article/6023522

− Не Вы ли тогда спрашивали? Кое-что нашлось! С дочерью известного пермского протоиерея Ахидова мы поднялись по лестнице старого деревянного дома. Здесь жила женщина крайне преклонных лет, однажды даже видевшая ректора Пермской духовной семинарии архимандрита Пимена. Девяностолетняя женщина достала большой фотоснимок, наклеенный на картон. На нём архимандрит Пимен и епископ Андроник были рядом. Фотоснимок, был сделан в семинарии по случаю проводов ректора Пермской духовной семинарии. Прощание с Пермью В начале 1916 года преосвящённый Андроник стал добиваться для Пермской епархии второго епископа. Обширный край насчитывал 481 приход, 13 монастырей, 1,5 млн. православных христиан 233 . Предстоящая российская реформа церковно-приходской жизни требовала усиленного попечения над духовенством, большинство из которого не имело богословского образования. В уездах насчитывалось свыше ста тысяч старообрядцев, такое же количество мусульман, около 20 тысяч язычников, три тысячи католиков и лютеран. Это создавало дополнительные трудности в управлении епархией. Пермское викариатство должно было охватить два уезда − Соликамский и Чердынский. Викарию предстояло поселиться в Соликамском мужском монастыре на правах его настоятеля, получать от монастыря квартиру, стол, двух келейников, выезд, но чаще викарий должен был находиться в Перми – на время частых отлучек епископа Андроника. Помощником себе в этой роли преосвященный мечтал видеть архимандрита Пимена, но до Перми доходили слухи о его предстоящем возвращении в Персию. Действительно, 7 июля 1916 года вышел указ о назначении архимандрита Пимена начальником Урмийской духовной миссии с возведением в сан епископа Салмасского. сё это время велась переписка МИДа, канцелярии наместника Кавказа и Синода о необходимости замены прежнего начальника Урмийской Миссии епископа Сергия. В секретном письме министра иностранных дел С.Д. Сазонова обер-прокурору А.Н. Волжину вопрос решался окончательно: «Имею честь уведомить, что предположение св. Синода о перемещении епископа Салмасского Сергия на епископскую кафедру внутри Империи и о возведении в сан епископа Салмасского Архимандрита Пимена вполне отвечает пожеланиям вверенного мне ведомства» 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Hefele, Conciliengeschichte, VI (2-е Auflage), s. 136 и след. Лионский собор состоялся в 1274 г. Собор уже был открыт, когда прибыли греческие послы (24 июня): бывший патриарх Герман, митрополит Никейский Феофан, сенатор и логофет Георгий Акрополит и др. Чтобы обеспечить успех делу унии, царь Михаил Палеолог в январе 1274 г. подверг временному заключению в монастыре Перивлепта тогдашнего патриарха Иосифа на тот конец, что если уния не будет провозглашена, то патриарх снова получит свободу и возвращен будет на патриарший трон; в противном же случае, чтобы лишить его возможности противодействия, предположено было держать его в монастыре. Независимо от сего царь потребовал от константинопольского духовенства согласия на следующие статьи: признание папского примата, право апелляции к Риму и произношение имени папы на литургии. Это требование возбудило сильное волнение, и с большим трудом духовенство согласилось исполнить его, когда царь дал торжественное обещание, что Символ веры ни на йоту не пострадает. В заседании 6 июля приняли участие греческие послы. Здесь прочитаны были письма от царя, духовенства и от Андроника Палеолога, в котором высказывалось, что греки принимают учение католической Церкви, признают примат папы. Оговорка сделана по отношению к Символу, который Греческая церковь принимала в той форме, как он был выражен до разделения Церквей, и еще относительно обрядовой стороны богослужения. По возвращении греческого посольства с собора имя папы было принято в диптихи церковные, и 16 января 1275 г. в торжественном богослужении Апостол и Евангелие читались и на латинском языке, имя папы Григория провозглашено с присоединением титула «вселенский патриарх». На место патриарха Иосифа избран был хартофилак Иоанн Векк. Но дело признания унии встречало сильные препятствия, обещанный же папой поход на Восток все откладывался. Со смертью Михаила (11 декабря 1282 г.) и вступлением на престол Андроника уния была отвергнута, и греческие церкви стали освящать и кропить святой водой, чтобы очистить их от временной скверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Между тем является Андроников с новыми оттисками и говорит, что исправлено им. Но Николаю Кирилловичу Соколову 985 говорил, что они отпечатали 140000 экземпляров и надеются тысячи четыре сер. получить, отчего навязывал каждому благочинному по 2000 экземпляров с премией в пользу их и в пользу попечительства. Не желали бы мы, чтобы он надувал нас. И то он представлял нам житие Геннадия, в конце его было написано, что он списал с Муравьева буквально. Комитет не разрешил печатать; ибо это контрафакция. Андроников явился с выговором и между тем переделал подпись, показывая, что он будто написал, что это житие взято с подлинника, хранящегося в приходской церкви, откуда заимствовал и Муравьев. Я обличил его. 1860 г., ноября 3-го дня. Слухи у нас носятся, что Сергия 986 нашего думают назначить в Курск. Ждём при- —78— езда Никандра, который, может быть, объяснит что-либо о сём месте. Исидор, между тем, пишет к Лаврентию, почему он не едет в Петербург, а Лаврентий говорит: „не поеду, пока не заместят все архиерейские места“. Хотя преосвященный Димитрий и одобрил для печати жизнь св. Тихона, мной составленную, но Урусов остановил, говоря, что Государю Императору угодно, чтобы это дело хранилось в секрете. Но как секрет может простираться на жизнь? Макарий говорил, что от монастыря в Рязани он получал до 800 руб. серебром, что с Смарагдом 987 можно жить, только он не любит церемоний и хитрости, но держит себя далеко. На загородный дом с духовенства добровольных приношений собрал более 12000 серебром и выстроил затейливый дом. Ювеналий ещё не приезжал из Вологды. Муравьев также, вероятно, не заедет в Лавру, должен был 30-го октября приехать в Москву. Во время вакации Алекс. Васильевич спрашивал Гаевского, не двинут ли Ректора Академии нашей? Гаевский отвечал, что Митрополиты спрашивали, но он сказал, что не находит полезным часто сменять Ректоров Академии 988 . 1860 г., ноября 7-го дня. Прилагаю Вам полученное мною из Костромы письмо анонимное, вместе с конвертом. На печати изображён человек, плывущий в лодке и кругом надпись: я погиб, если ты меня оставишь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2843. Феофилакт (Моисеев), еп. Брянский и Севский. 600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр./Сост., предисл.: Н. А. Моисеев//БТ. 1981. Сб. 22. С. 178–237. См. также 32, 67, 76, 183, 252, 259, 549, 583, 630, 649, 864, 1084, 1102, 1109, 1625, 1700, 1857, 1973, 2279, 2768, 2776. Персональные (в алфавите имен; см. также ИУ) См. также 2554, 2560. 2844. Майданович Е. Л. Основные публикации митр. Антония Сурожского [Блума] на русском языке//АиО. 1999. 3(21). С. 340–343. 2845. Махно Л., свящ. Список трудов профессора А. А. Дмитриевского в порядке их публикации//БТ. 1968. Сб. 4. С. 95–107. 2846. Иннокентий (Просвирнин) , архим. Библиография трудов архим. Леонида (Кавелина) /Сост.: свящ. А. Просвирнин//БТ. 1972. Сб. 9. С. 226–240. 2847. Список опубликованных трудов Владимира Лосского //БТ. 1972. Сб. 8. С. 233–236. 2848. Августин (Никитин) , архим. Библиография трудов митр. Никодима [Ротова]/Игум. Августин//БТ. 1979. Сб. 20. С. 241–248. 2849. Ириней (Середний), архим. Профессор С. В. Троицкий : его жизнь и труды в области канонического права//БТ. 1974. Сб. 12. С. 217–247. 2850. Дудинов П. А. Список трудов профессора Н. Д. Успенского //БТ. 1975. Сб. 13. С. 20–25. 2851. Георгий (Тертышников), архим. Богословское наследие еп. Феофана Затворника (1815–1894): Список трудов еп. Феофана в порядке их публикации/Иером. Георгий//БТ. 1976. Сб. 16. С. 202–222. 2852. Андроник (Трубачев) , игум. Указатель печатных трудов свящ. Павла Флоренского/Иеродиак. Андроник//БТ. 1982. Сб. 23. С. 280–309. Светские дисциплины Социальные вопросы Методы социологических исследований 2853. Гельвановский М. И. Религиозно-социальные исследования: актуальные задачи российской гуманитарной науки//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 76–81. Религия и общество См. также: Библия и общество 254–257); Общая история Церкви: Миссионерская деятельность 568–572); История РПЦ: 1700–1917 гг.: Миссионерская деятельность 755–787), 1991–2000 гг.: Социальное служение РПЦ 1055–1061), Миссионерское служение РПЦ 1131, 1132); Церковь и общество: Духовные основы общественной жизни 1575–1612); Социологический анализ религиозного состояния общества 1613–1672); Дополнения 3173–3177).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б. Л. Фонкич . М.: Индрик, 2001. Chrissidis N. A. Creating the New Educated Elite: Learning and Faith in Moscow’s Slavo-Greco-Latin Academy, 1685–1694: Ph.D. dissertation. Yale University, New Haven, CT., 2000. 2. Московская духовная академия Адриан (Пашин), игумен. Актуальное состояние учебного процесса: структура Академии, кафедры и отделения//МДА 200 лет. 2014. С. 87–98. Андреев А. Ю. Московская духовная академия и Московский университет в XVIII начале XX вв.//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 2. 2010. с. 7–18. Андреев Ф. К. Московская Духовная Академия и славянофилы. СП, 1915. Андроник (Трубачов), иг. Священник Павел Флоренский – профессор Московской Духовной Академии и редактор «Богословского вестника»//БТ 28.1987. с. 290–314. Андроник (Трубачев) , игум. Церковно-педагогическая деятельность священника Павла Флоренского в Московской духовной академии//МДА 325 Лет. Т. 1. Кн. 2. 2010. с. 164–199. Асмус В., диакон. Место Московской Духовной Академии в истории русской культуры//БТ. Юбилейный сборник 1986. С. 316–330. Богданова Т. А. Из академических «историй»: замещение кафедры церковного права в Московской Духовной академии в 1910 году//ВЦП. 2007. с. 31–77. Богословский М. М. Реформа высшей духовной школы при Александре I и основание Московской Духовной Академии//БВ 1917. 10/11/12. С. 356–384 (2-я пагин.). Отдельно опубл, в: Годичный акт в Московской духовной академии 1-го октября 1917 г. СП: Типография Московского Совета Солдатских Депутатов, 1917. с. 3–31. Бурега В. В. Учебный процесс в Московской духовной академии в XIX в. (1814–1890 гг.)//МДА 325 лет. Т. 1. Кн. 1. 2010. с. 129–160. Варнава (Лосев), иеромонах. Покровский академический храм: история и богослужебные традиции//МДА 200 лет. 2014. с. 159–180. Вассиан (Змеев), игумен. Студенческая жизнь: распорядок, послушания, инициативы//МДА 200 лет. 2014. с. 99–114. Волков В. М. Богословские труды Московской Духовной Академии за 1944–1964 гг.//Московская Духовная Академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). т. 1. Б. М., 1964. 390 с. (Машинопись), с. 293–327.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

1 . Авраамий (Палицын), келарь. Сказание Авраамия Палицына. Подготовка текста и комментарии О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. Под ред. Л. В. Черепнина. М. – Л., 1955. 2 . Андроник (Трубачев) , игумен. В день памяти Преподобного Сергия Радонежского. – «Журнал Московской Патриархии», 1986, 7, с. 36–38. 3 . Арсений, иеромонах. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 1, 2. М., 1878. Ч. 3. М., 1879. 4 . Афанасий (Сахаров) , епископ. Служба всем святым, в земле Российской просиявшим (в Неделю 2-ю по 50-це). – В кн.: Минея-Май. Ч. 3. М., 1987, с. 308–387. 5 . Василий (Кривошеин) , монах. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы . – «Журнал Московской Патриархии», 1986, 3, с. 67–70. 6 . Ведерников А. В. Идея Церкви в сочинениях А. С. Хомякова. – ЖМП, 1954, 7, с. 47–59. 7 . Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Изд. 2-е. М., 1909. 8 . Григорий, епископ Нисский. Творения... Т. 7. М., 1865. 9 . Епифаний Премудрый , преподобный. Жизнь и житие Преподобного Сергия. – В кн.: Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. М., 1981, с. 256–429. 10 . Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения... Т. 3, СПб., 1897. Т. 6, СПб., 1900. Т. 12. СПб., 1906. 11 . Иоанн Кассиан Римлянин , преподобный. Писания... Пер. с лат. епископа Петра. Изд. 2-е. М„ 1892. 12 . Исаак Сирин . Творения... М., 1912. 13 . Ключевский В. О. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. – В кн.: В. Ключевский . Очерки и речи. Второй сборник статей. М., б. г., с. 199–215. 14 . Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорджанвилль – Нью-Йорк, 1970. 15 . Корсунский И. Покров милости Божией над Лаврою Преподобного Сергия и Сергиевым Посадом во время губительных болезней. – «Богословский вестник», 1892, октябрь, с. 89–121. 16 . Лосский В. Н. О третьей свойстве Церкви. – ЖМП, 1968, 8, с. 72–78. 16а. Монастырские письма. Изд. 3-е, доп. М., 1884. 17 . Настольная книга для священнослужителей. Т. 2. М., 1978. Т. 3. М., 1979.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010