К этому предсказанию присоединено символическое действие, вероятно потому, что предсказание казалось невероятным по причине несокрушимого до тех пор могущества Египетского царства. Исаия снял вретище с чресл и сбросил сандалии с ног своих и три года ходил наг и бос в предзнаменование позорного рабства, предстоящего Египту. При этом сказано: как Исаия ходил наг и бос, так царь Ассирийский отведет Египтян в плен нагими и босыми, т. е. обратит в самое позорное рабство (20:1–5). Тогда живущие во острове сем (т. е. в Иудее, окруженной со всех сторон разлившимися завоеваниями и опустошениями Ассириян, как островок окружается непроходимыми водами) скажут: вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы? (20:6). Таким образом в этом пророчестве изображена участь Египта от времен додекархии или Псамметиха (около 700 л. до Рождества Христова) до поселения в нем Иудеев при преемниках Александра Македонского, а по мнению других, до распространения Евангельской проповеди в Египетских пределах. Блаженный Иероним считает здесь Египет типом всего язычества, побежденного Евангелием, и это мнение принимается многими толкователями, так как по отрывочности и краткости речи трудно применить это пророчество к известным историческим обстоятельствам Египта (Curs. Complet. Sacrae Scripturae tom. XVIII pag. 1057). Известно также, что данным пророчеством Исаии Ония, сын Иудейского первосвященника Онии III, убедил Птоломея Филометора дать дозволение (за 162 года до Рождества Христова) на построение храма истинному Богу в Египте близ Илиополя, – и что христианские православные писатели в первых двух стихах этой речи Исаии (19:1–2) видят пророчество о бегстве Иисуса Христа в Египет от Ирода Великого, где от Лица его пали местные идолы (Созомена Hist. lib. сар. 21). Пятая пророческая речь  из произнесенных в царствование Езекии излагается в двадцать первой главе и надписана: «видение пустыни» («Пророчество о пустыне приморской», по тексту Синодального перевода) – очевидно, в соответствие с прежде изложенным пророчеством в тринадцатой и четырнадцатой главах, где сказано между прочим, что Вавилон не населится в вечное время ( Ис 13:19–20 204 ). Здесь изображается взятие Вавилона Мидо-Еламитянами под предводительством Кира, во время пиршества князей, как оно действительно и случилось ( Дан 5:1–31 205 ), и оно возвещается в утешение Иудеям в виду предстоящих страшных бедствий (21:1–10). С той же, конечно, целью излагается предстоящее запустение Идумеи и всей Аравии, так что и луков у храбрых сынов Кидара останется немного – этих самых отважных хищников, происходивших от Кидара, сына Измаилова, я населявших каменистую Аравию (21:11–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Видение же его было такое: он видел Онию — бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, с детства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, — видел, что сей, почтенный видом, простирая руки, молится за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: — Это — братолюбец, который много молится о народе и о святом городе, Иеремия пророк Божий. Тогда Иеремия, простерши руку, дал Иуде золотой меч и, подавая, сказал: — Возьми этот святой меч; это дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов (2 Мак.15:12–16). И соратники Иуды Маккавея, утешенные и ободренные его речью, отважно ринулись в бой и победили неприятеля. Этот рассказ Иуды о его сновидении наглядно удостоверяет, что святые угодники Божии, по кончине своей, молятся за нас Богу и оказывают нам помощь, как святой Иеремия помог Иуде Маккавею одолеть его противников. Его святые молитвы да споспешествуют и нам преодолевать видимых и невидимых врагов, благодатью и человеколюбием Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же слава с Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.   Кондак, глас 3: Очистив духом, великий пророче и мучениче, твое светозарное сердце, славне Иеремие, пророчествия дар свыше приял еси, и возопил еси велегласно во странах: сей Бог наш, и не приложится ин к нему, иже воплощся на земли явился есть. Преподобный Пафнутий был внуком Татарина-баскака. Когда за грехи русского народа пришел на нашу землю, по Божию попущению, татарский царь Батый [ 2 ] со своим многочисленным войском, то, опустошив ее мечом и огнем, пленивши города, разрушивши церкви Божии с их святынями и посекши как деревья или колосья русских князей и начальников, он поставил в ней татарских властителей, называвшихся баскаками [ 3 ]. Таким баскаком и был дед преподобного Пафнутия. Во время одного восстания русских против татар дед Пафнутия принужден был креститься и был назван Мартином. У нового Христова последователя, отличавшегося благочестием, родился сын Иоанн, который, по достижении совершеннолетия, женился на девице Фотинии. Иоанн и Фотиния жили в своем наследственном селе Кудинове, верстах в четырех от Боровска [ 4 ]. От этой четы, благочестивой и нищелюбивой, и родился около 1395 г. преподобный Пафнутий, названный во святом крещении Парфением. Развиваясь и возрастая телесно, Парфений вместе с тем совершенствовался и духовно. Преуспевая в изучении грамоты и особенно в чтении Божественных книг, отрок поучался и добрым нравам: кротости, незлобию, целомудрию. Охотно подражая людям добродетельным, он стремительно избегал общения с пустыми людьми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Во 2-й Маккавейской книге (неканонической, но передающей важное свидетельство о верованиях, существовавших в ветхозаветной Церкви) приводится следующий пример ходатайства пред Богом праведника за народ (уже после кончины праведника): военачальник войска иудейского Иуда Маккавей пред вступлением в битву с военачальником эллинскосирийского войска Никанором видел в сновидении бывшего первосвященника Онию и пророка Иеремию (уже умерших), молившихся за народ иудейский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов» . Об Иеремии же Ония сказал: «Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Макк. 15, 12–16). В Новом Завете о молитвенном предстательстве за Церковь земную святых, пребывающих на небе, наиболее прямо засвидетельствовано тайнозрителем св. апостолом Иоанном Богословом. Он удостоился видеть, как «двадцать четыре старца (символ «праведников, достигших совершенства» – Евр. 12, 23 ) пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр. 5, 8 ). В другой раз он же виде, как «пришел … Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8, 3–4 ). С древнейших времен Православная Церковь верует, что ходатайство Божией Матери имеет особенную силу и действенность по великой и исключительной близости Ее к Сыну. В литургии апостола Иакова имеется такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» . История Церкви исполнена бесчисленными опытами покровительства Божией Матери роду человеческому. «Исповедуем, – говорится в Послании восточных патриархов, – что святые ходатайствуют о нас в молитвах и прошениях к Богу, а более всех пренепорочная Матерь Божественного Слова» 15 . Молитвенное призывание святых в Церкви Земной

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

«Узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился» ( 1Цар.28:14 ). 2. Молитвы святых 1. Оставили ли нам Апостолы заповедь и пример молиться друг за друга? «Молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «Молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 ). «Не перестаем молиться о вас» ( Кол.1:9 ). 2. Как говорит слово Божие о великом значении молитв святых угодников? «Много может усиленная молитва праведнаго» ( Иак.5:16 ). 3. Почему? «Потому что очи Господа обращены к праведным, и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). 4. Какое повеление Господь дает друзьям Иова о его молитвенном ходатайстве за них? «Пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» ( Иов.42:8 ). Господь простил Авимелеха только по молитвенному ходатайству Авраама ( Быт.20:7, 17 ). 5. Если праведники, молясь за нас, этим проявляют к нам свою любовь в этой жизни, то возможно ли, чтобы эта любовь, а следовательно и молитвы, прекратились после их смерти? «Любовь никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ). 6. Да и разве у Бога есть какое-либо различие между мертвыми и живыми? «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). 7. Как ап. Петр обещал молиться за своих присных пред Богом и быть в общении с ними и после смерти? «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием... Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Пет.1:13, 15 ). 8. Призывали ли люди Божии в своих молитвах святых угодников после их телесной смерти? Пр. Моисей молился: «Вспомни (Господи) Авраама, Исаака, Израиля... » ( Исх.32:13 ). 9. Есть ли в слове Божием свидетельства о том, что святые после их телесной смерти, действительно, молятся за нас пред Богом? Иуде Маккавею было такое видение: «Он видел Онию –бывшаго первосвященника, мужа честнаго и добраго, почтеннаго видом, кроткаго нравом, приятнаго в речах, издетства ревностно усвоившаго все, что касалось добродетели, – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий (2Макк.15:12–14).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тафнис , город на юго-западе Пелуза. Сюда переселились некоторые Иудеи, опасаясь мщения Халдеев за убиение Годолии ( Иер.41:2, 17–18 ). Но Бог чрез пророков возвестил, что и Египет будет покорен Навуходоносором ( Иез.30:10, 16–19 ), что многие из Иудеев погибнут там ( Иер.43, 44 и 46). Илиополь или Он , на канале Нила. Это имя было дано ему по храму, посвященному солнцу. В этом городе жил Потифар, жрец, на дочери которого был женат Иосиф ( Быт.41:45 ). Онион , на восточном берегу Нила. Ония, 4-й сын первосвященника Ионии 3-го, лишенный первосвященнического звания честолюбием братьев отца своего – Иасона и Менелая, убежал в Египет к Птоломею Филометору и получил от него позволение построить здесь храм для Иудеев, живших в Египте. Он построил этот храм по образцу Иерусалимскому, поставил священников и левитов, и с ними отправлял богослужение. Птоломей дал ему обширные земли и доходы для содержания служителей и для нужд храма. Храм и город этот, спустя несколько времени после взятия Иерусалима, был разрушен Римлянами. Пифом и Раамсес , города, построенные Евреями для Египтян ( Исх.1:11 ). Эти города находились на канале, прокопанном древними Фараонами от Она чрез озеро Тимсах к Ефаму у залива Чермного моря, и, как крепости, должны были защищать Египет от нашествия кочевых народов из пустыни. Мемфис или Ноф , город на берегу Нила, резиденция древних царей Египетских до времени Птоломеев, которые обыкновенно жили в Александрии. Пророки часто говорят о Мемфисе; они предсказали ему бедствия, которые он и претерпел от царей Халдеи и Персии ( Иез.30 ). Сиена , пограничный город на юге Египта ( Иез.29:10 ). Пафрос , область Египта, о которой говорит пророк Иеремия ( Иер.44:1 ), думают, что Пафрос есть Фиваида . Дополнение § 44. Первое путешествие апостола Павла Апостол Павел, называвшийся прежде Савлом, был родом из Тарса ( Деян.21:39 ). 3 Отец желал посвятить его на служение религии и послал его в Иерусалим. В Иерусалиме Павел изучил отеческий закон под руководством знаменитого законоучителя Гамалиила ( Деян.22:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Мн. места из Книги пророка Даниила Афраат считает исполнением более ранних ветхозаветных пророчеств; это свидетельство подлинности Книги пророка Даниила является для него гарантией, что исполнятся и те пророчества, к-рые содержатся в ней самой. Так, слова Д. Навуходоносору: «Ты - это золотая голова!» (Дан 2. 38) - он считает исполнением пророчества Иер 51. 7: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа» ( Aphr. Demonstr.//PS. Vol. 1. Pars. 1. Col. 205); 1-й зверь в Дан 7. 4, похожий на льва с орлиными крыльями,- это Навуходоносор, что предсказано, по его мнению, в Иер 50. 17: «Израиль - рассеянное стадо; львы разогнали [его]; прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний, Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил». А поскольку в Дан 4. 30 сказано про Навуходоносора, что волосы у него выросли, как у орла (так в Пешитте; в синодальном переводе Дан 4. 33 - «как у льва»), то это окончательно убеждает Афраата в том, что 1-й зверь соответствует именно Навуходоносору (Ibid. Col. 213-216). Прп. Ефрем Сирин понимал Дан 7 двояко: он относил пророчества к маккавейской эпохе, но при этом утверждал их окончательное исполнение - во Христе ( Ephraem Syrus. Opera omnia quae exstant graece, syriace, latine/Ed. G. S. Assemani, e. a. R.; Vat., 1737-1743. T. 5. P. 215). Т. о., выражение «Сын человеческий» он в какой-то мере применял к иудейскому народу. В этом он отличается от Афраата, но похож на более поздних сир. авторов, Феодора бар Кони (кон. VIII в.) и Ишодада Мервского (IX в.) ( Ferch. 1980; Casey. 1979. P. 67). Небольшой рог прп. Ефрем Сирин, как и Афраат, отождествлял с Антиохом Епифаном ( Collins. 1993. P. 115). Оригинальную интерпретацию он предлагает для слов «вознесся на Вождя воинства сего» из Дан 8. 11; притом что традиционно этот текст вместе с Дан 8. 25 «и против Владыки владык восстанет» понимали как восстание против Бога, прп. Ефрем считает, что «вождь воинства» - это первосвященник Ония (Ibid. P. 333). Нельзя исключить знакомство Афраата и прп. Ефрема с трудами Порфирия (Ibid. P. 116). Принимая частично толкование малого рога как Антиоха, неуникальное для Порфирия, они оба принадлежат к христ. экзегетической традиции, средоточием к-рой является христологическое понимание Дан 7. 13. Блж. Иероним Стридонский

http://pravenc.ru/text/171183.html

Конечно, жертвоприношения и милостыни приносят пользу умершим, но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отошедших без веры, споспешествуемой любовью и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имеют в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и собирая себе не милосердие, а гнев. Для умерших, когда совершается для них что-либо доброе, заслуги извлекаются из имеющихся прежде или положенных ими добрых начинаний. " Поминайте наставников ваших... " (Евр. 13:7). " Ибо для того и мертвым было благовествуемо... " (1 Пет. 4:6). " ... вы приступили... к небесному Иерусалиму... и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12:23). В книге Сираха читаем: " Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости " (Сир. 7:36). Подавая милостыню, мы, тем самым, увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего. В книге Премудрости Соломона говорится следующее: " Души праведников — в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими и исход их считался гибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия " (Прем. Солом. 3:1-4). Иуде Маккавею во сне явился Ония, скончавшийся в вере первосвященник, который молился за весь народ иудейский, т.е. был ходатаем пред Богом за их помилование (2 Мак. 15:11). Все без исключения ученики апостолов засвидетельствовали о том, что души находятся и живут до второго Воскресения в предназначенных им местах (Варнава, Климент, Иустин-мученик, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Ириней, Тертуллиан, Ипполит, Киприан, Августин). О крещении младенцев Простой вопрос к баптистам, считают ли они крещение таинством или это простой обряд? Одни из них скажут, подумав: " Ну конечно, таинство! " Хорошо, если это таинство, которое имеет в лексическом значении слова " тайну " , т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Несостоятельно и то возражение, что в виду невозможности исправления после смерти невозможно прощение грехов со стороны Бога. Это возражение противоречит словам самого Спасителя: иже аще речет слово на сына человеческого, отпустится ему, а иже ренет на Духа Св., не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий ( Мф.12:32 ). Из этих слов ясно видно, что некоторые грехи отпущаются, прощаются Богом и в будущем веке. Вторая беседа о поминовении умерших, состояла также из двух частей. В первой части о. Арсений разъяснял на основании Слова Божия ту мысль, что св. угодники Божии на небесах молятся за своих земных братьев, за людей. – Подобно тому как земные владыки имеют у себя много подчиненных, которые стараются в точности исполнять волю своих державных властей, уподобляться им в своей деятельности, так и небесный Владыка Господь наш Иисус Христос имеет сонмы слуг святых и ангелов, стремящихся исполнять и исполняющих волю Отца небесного. А воля Отца нашего Промыслителя заключается в том, чтобы мы любили ближнего как самих себя. Святые угодники Божии, исполнявшие заповедь Божию о любви к ближним здесь на земле, исполняют ее и по переходе в светлые обители Отца небесного. Перейдя в состояние прославления, к Источнику любви, могут ли святые забыть о заповеди любви к братьям своим; напротив, – не усиливается ли любовь у них? В Слове Божием мы находим ясные доказательства того, что угодники Божии на небе не престают молиться за своих земных братьев. Укажем некоторые из них. Так Иуда Маккавей в видении видел Онию, умершего первосвященника, мужа доброго и благого… Сего руце воздеюща, и молящася за вся люди Иудейския. Кроме того, первосвящ. Ония, указав Иуде на другого мужа, сединами и славою дивного, окрест которого чудно некое и великолепнейшее преизящество, заметил: сей есть братолюбец, иже много молится о людех и святым граде, Иеремии, Божий пророк ( 2Мак.15:12–15 ). В Новом Завете св. Иоанн Богослов удостоился видеть, как 24 старца со множеством сил небесных, павши пред престолом Вышнего, возносили молитвы о людях.

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-ieromo...

19–22). д) Восстание Иуды Маккавея и прибытие нового военачальника сирийского Никанора, по жалобам Алкима (Никанор уже воевал с Иудеями прежде) (ст. 23–26). е) Тщетное покушение Никанора схватить Иуду во время мирного свидания и нерешительное сражение при Хафарсаламе (город Иудейский к западу от Иерусалима) (ст. 27–32). ж) Почетный прием священником иудейским Никанора на горе Сионе, и клятвенная угроза этого нечестивца сжечь храм, если не выдан будет Иуда и его сподвижники (ст. 33–35). з) Молитвенный вопль священников об отмщении, и поражение, нанесенное Никанору Иудой Маккавейским при Адасе (в 30-ти стадиях от Вефорона) (ст. 36–43). и) Преследование врагов и богатая добыча евреев, повешение головы и руки Никаноровой перед Иерусалимом, и учреждение ежегодного праздника в 13-й день Адара (ст. 44–50). Ст. 5. …И пришли, к нему (Алкиму) все мужи беззаконные и нечестивые из Израильтян, и Алким предводительствовал ими, домогаясь священства... Алким уже носил звание первосвященника при Антиохе Евпаторе, и потому, он добивался только, чтобы царь Димитрий утвердил его в этом достоинстве. Алким, хотя происходил от племени Ааронова, но не имел ближайшего права рождения на звание первосвященника; ибо происходил не из фамилии Садока, которой со времени Соломона усвоено было первосвященство 1127 . После убиения Лисием первосвященника Менелая 1128 , первосвященство по праву должно было перейти к Онии, сыну Онии III-ro, но, устрашенный смертью своего дяди, он удалился в Египет, и, таким образом, первосвященство навсегда отошло от фамилии Садока. В Египте Ония, с позволения царя Филометора и Клеопатры, создал близ Илиополя новый храм, подобный Иерусалимскому 1129 , собрал левитов и открыл богослужение, «законное по чину, но не законное по месту» 1130 . Ст. 13. …Первые из сынов Израилевых,… поддавшихся обману Алкима, … были Асидеи… Это название происходит от еврейского слова shasidim – благочестивый, и указывает на класс людей, которые о особенной ревностью и точностью исполняли предписания закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

4) Молятся и помогают. Так, напр., Иуда Маккавей видел в видении умершего первосвященника Онию, который, «простирая руки, молился за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славой, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак. 15:12–14 ). Ап. Петр обещал христианам молиться за них и после своей смерти: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Петр. 1:13–15 ). Ангелы Божьи тоже ходатайствуют на небе о людях. Во время плена Вавилонского Ангел Божий так молился об избавлении от плена еврейского народа: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мной, изрек Господь слова благие, слова утешительные» ( Зах 1:12–13 ). Каждый христианин в отдельности и каждый народ имеют своих Ангелов–хранителей и покровителей: «Смотрите, говорит о детях Спаситель, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). «Не бойся, Даниил, говорит св. пророку Ангел, с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя перед Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим, но князь (т. е. Ангел) царства Персидского стоял против меня двадцать один день... Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским, а когда я выйду, то вот придет князь Греции... и нет никого, кто поддерживал бы меня, кроме Михаила, князя Вашего» ( Дан. 10:11–21 ). Ангелы Божьи, будучи на небе, помогают людям на земле ( Быт. 24:7 ), благословляют их на добрые дела (48:16), «ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их» ( Пс. 33:8; 90:11 ; Дан. 6:22; 14:34–39 ) и посылаются Богом «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010