По благочестию великого Архиерея Онии III, святой град наслаждался миром и сохранялись в нем законы Божьи; Сами Цари почитали место сие, обогащая дарами своими храм Господень; Селевк, Царь Сирийский, из собственных доходов, снабжал его всем, что было нужно для жертвоприношений. Но некто Симон, из колена Вениаминова, хотевший исторгнуть власть из рук архиерейских, возбудил корыстолюбие воеводы царского Апполония, поставленного над Сирией, уверив его, что неисчислимы сокровища храма Иерусалимского. Апполоний уведомил о том Царя, и Селевк послал одного из вельмож своих, Илиодора, чтобы принести ему сокровища храма. Илиодор, как бы под видом посещения подвластных областей, достиг Иерусалима и объявил Первосвященнику, о причине своего прихода, спрашивая его, истинны ли слова Симона? Напрасно Ония, с должной почестью принявший вельможу, убеждал его, не оскорблять святыни, не касаться сокровищ, положенных только на сохранение в храм, или для вдов и сирот, и которые не превосходили четырехсот талантов серебра и двухсот золота. Илиодор настоятельно хотел исполнить волю царскую и назначил день для осмотра казны церковной. Великое смятение распространилось по всему городу: священники в ризах, простершись пред алтарем, призывали с небес давшего им закон, для сохранения вверенного Его защите; жалостно было смотреть на лицо Архиерея, ибо изменившийся вид его обнаруживал душевную скорбь; народ стекался к общественной молитве в храм, обреченный на поругание; на улицах толпились жены, препоясанные вретищем; все воздевали руки к небу и молились; но всего умилительнее было мучительное ожидание бедствующего Архиерея. Илиодор, с оруженосцами своими, вступил в казнохранилище; там Господь Вседержитель сотворил великое чудо, поразившее ужасом дерзновенных. Внезапно явился страшный всадник, на богато убранном коне, в златой броне, и конь его опрокинул ударом копыт Илиодора; явились и другие два благолепные юноши, сияющие светлыми одеждами, и с двух сторон обступив поверженного, непрестанно его поражали, доколе не вынесли из храма Илиодора, объятого мраком, покрытого язвами, того, который с такой надменностью вступил в храм. – Безгласным и без надежды на исцеление лежал он, на одре смерти, испытав на себе силу Божью, а между тем вся Церковь , полная народа, исполнялась благоговением к имени Божию, за нечаянное спасение. Некоторый из друзей Илиодоровых молили Первосвященника испросить у Господа жизнь умирающему, и Ония, опасаясь, чтобы Царь не подозревал его в убиении своего вельможи, принес за него жертву. Во время сей молитвы, те же юноши, в тех же одеждах, предстали опять Илиодору и сказали: «многое благодарение воздай Онии, ибо ради его Господь дарует тебе жизнь; ты же , пораженный Господом, возвести всем Его величие;» при сих словах невидимы стали юноши.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  См., к примеру, бенедиктинский монастырь в Останбеке, Церковь Швеции: http://www.ostanbaeck.se/ . «Он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, из детства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, — видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Мак. 15:12–14). Тихомиров А.В. Догматика без догматизма. М.: Издательство ББИ, 2013. Глава 4. См. Mitchican, Jonathan A. (26 August 2016). «The Non-Competitive Mary — Working the Beads». См. п. 25, артикул II, часть II. Цит. по изданию: Н. Бердяев. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. Разм. III, 2. Бонхёффер Д. Следуя Христу. Slavic Gospel Press, 1992. С. 67. Тиллих П. Систематическая теология. Том 3. Университетская книга, 2000. С. 97. Роберт Колб и Чарльз П. Аранд, The Genius of Luther’s Theology: A Wittenberg Way of Thinking for the Contemporary Church (Grand Rapids: Baker, 2008), стр. 214. См. «Точное изложение православной веры», книга 4, глава 15: «О почитании святых и их мощей». См. эссе Über die Gottesmutter Maria und ihre Verehrung. [Электронный ресурс.] URL: http://www.hochkirche.de/node/65 . Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6168858

Он оставил прочные следы своего управления в городе и в храме, так как восстановлял, укреплял и возвышал стены, приделал двойные помещения, а также медные плиты, которыми он окружил огромный умывальник для омовений. Благодаря уважению, которым он пользовался от Антиоха Великого, он получал от него брусья и камни для этой работы. Он отличался вместе с тем и возвышенным учением, и из его учения сохранилось весьма замечательное правило: «мир имеет три основания – закон, богослужение и благоволение». Согласно с таким гуманным мировоззрением, получает значение и рассказ, передаваемый касательно его отдельных мыслей. «Я никогда», – говорил он: – «не мог терпеть принятия отшельнического посвящения назореев. Но однажды я сделал исключение. Однажды для посвящения пришел ко мне юноша с юга. Я взглянул на него: глаза его были прекрасны, вид его величествен, волосы большими роскошными локонами падали на лицо его. «Зачем, – спросил я его, – постригать тебе эти великолепные локоны»? – Я был пастухом овец моего отца, – отвечал он, – в моей родной деревне. Однажды, черпая воду в колодце, я увидел с недолжною гордостью мое отражение в воде. Я предался злой наклонности и мог погибнуть! Тогда я сказал себе: негодный ты человек, неужели ты гордишься тем, что не принадлежит тебе, который сам есть лишь червь и прах? – О, Боже, я остригу эти локоны в честь неба. – «Тогда, сказал Симон, я обнял его голову и воскликнул: о, если бы побольше было таких назореев в Израиле!» Между тем центр жизни иудейского народа в это время в значительной степени передвигался по направлению к самому Египту и там образовались местные центры иудейской жизни, которые впоследствии имели столь важное историческое значение для всего народа. Таким центром в особенности было поселение в Леонтополе. Когда при последующих смятениях в Палестине по-видимому погибель угрожала и самому храму, один из первосвященнического рода, некий Нехония или Кония, по гречески Ония, бежал в Египет; он выпросил себе у правительства во временное пользование один оставленный храм Пашты, «богини кошек», неподалеку от Илиополя 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Призывание святых в молитвах, почитание их и мощей их имеет для себя основание в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Мы члены видимой, земной Церкви должны молиться друг за друга. Мы должны молиться не только о христианах, но и за всех людей, как говорит Апостол Иаков: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). Иисус Христос научает нас молиться не о себе только, но и о других: «Отче наш... хлеб наш насущный даждь нам... и остави нам.., и не введи нас... избави нас»... Точно так же, как мы молимся о других, Святые в небесной Церкви молятся о нас, ибо они не перестали быть нашими близкими. Господь сказал друзьям Иова: «возьмите семь тельцов и семь овнов, и идите к рабу Моему Иову, и принесет жертву о вас: Иов раб Мой помолится о вас и лице его приму и только из–за него не погублю вас» ( Иов.42:8 ). Авраам, Лот, Иисус Навин преклонялись пред Ангелами Божиими и почитали их. В 3 книге царств говорится об Авдии, который очень боялся Господа, что он пал на землю пред пророком Илией (18:3–7). Пророческие сыны пали на землю при встрече с пророком Елисеем ( 4Цар.2:15 ). Во второй книге Маккавеев рассказывается о видении Иуды, который видел первосвященника Онию, воздевающим свои руки и молящимся за весь народ Иудейский. Потом он видел другого мужа, о котором Ония сказал: «сей есть братолюбец, который молится много о людях и о Святом городе, Иеремия, пророк Божий» (15:12–15). Авраам ходатайствует о жителях городов Содома и Гоморры ( Быт.18:23 ). Моисей много раз молился о народе Израильском. Первомученик Стефан молился о своих убийцах. Хананеянка молилась о своей дочери ( Мф.15:22 ); сестры Марфа и Мария о своем брате Лазаре ( Ин.11:3 ). Апостол Павел просит христиан города Рима, чтобы они своими молитвами помогали ему ( Рим.15:30 ). Члены небесной Церкви не могут быть равнодушны к нашему благу и нашему горю, не могут не заботиться о том, чтобы помогать нам. А так как святые, в силу своей чистоты, любви и преданности, особенно близки и угодны Богу, то и молитва их не может быть неприятной Богу. Святой Апостол Иаков говорит: «много может усиленная молитва праведного» (5:16).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

О каких именно клятвах здесь идет речь, не совсем ясно. Некоторые исследователи полагают, что здесь высказывается предостережение против клятв, которые были приняты у зилотов (ср.: Деян. 23:12 ); хотя это может весьма неплохо вписываться в контекст Послания Иакова, его читатели, возможно, не видели в его словах более простой и очевидный смысл. Суть заключается в том, что нельзя клясться безрассудно, в порыве чувств (5:7–11); лучше молиться (5:13). Лучше молиться, чем клясться, поскольку в самой полной форме клятвы содержится и проклятие, обращенное на клянущегося, которое звучит так: «Пусть Бог убьет меня, если я не сделаю этого». 5:13–20 Полагаться на Бога 5:13 . Отсутствие противления не означало, что вещи не играли никакой роли (как это было у «стоиков; см. коммент. к Еф. 5:20 ) или что нужно просто покорно ожидать конца времен (как считали некоторые авторы апокалиптических произведений); это означало, что нужно молиться. 5:17,18. Хотя все евреи в Палестине молились о дожде, лишь некоторые чудотворцы могли помочь в таких ответах на молитву (среди них Ония, описанный у Иосифа Флавия, Анина бен Доса – в раввинисти-ческих текстах; в более поздних преданиях о древних пиетистах упоминаются такие благочестивые люди, как внук Онии Абба Хилкия или Анаха-Неба, Иоханан бен-Зак-кай, Накдимон бен Горион, Рабби Иона и многие другие безымянные личности). Чудо излития дождя по молитве расценивалось наравне с воскрешением мертвых. В иудейских преданиях особое благочестие этих чудотворцев выделяло их среди остальных. Но здесь Иаков утверждает, что Илия – символ свершения таких чудес – был простым человеком и служит примером для подражания для всех верующих ( 3Цар. 17:1; 18:41–46 ; ср.: 1Цар. 12:17,18 ; о проявлениислабости Илии ср.: 3Цар. 19:4 ). «Три с половиной года» – в 3Цар. 17 эта цифра не указывается, а здесь, вероятно, она восходит к более поздним преданиям (ср.: Лк. 4и раввинистические традиции о трех годах), возможно, в связи с представлением о «гладах» в конце времен, которые иногда продолжались в течение такого периода времени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Если же штундо-баптисты отвергают общецерковное предание и авторитет Вселенских Соборов, то пусть ответят, почему они отличают книги канонические от неканонических и от апокрифических. Почему отвергают «евангелие Фомы», евангелие «от евреев». Кто уверил их в том, что они не написаны апостолами, а четыре наших евангелия не суть подложные, чуждые самим евангелистам? Но и среди св. книг, принадлежащих апостолам от 70-ти, почему одни книги они признают богодухновенными, как евангелие от Марка или послание Иакова, а других не признают таковыми, как напр. послание ап. Варнавы и два послания Климента, признанных подлинными и древнею Церковью и современною историческою наукой? Почему, признавая 14 посланий ап. Павла, как слово Божие, не признают таковым его послания к лаодикийцам, о коем Павел упоминает в послании к солунянам и которое тоже сохранилось в церкви, и наукой признается не менее подлинным, чем послание к евреям, к Тимофею и др.? На эти вопросы ничего не могут ответить отступившие от Церкви наши просители, а потому они не имеют никакого искреннего основания отличать неканонические книги Библии от канонических и просить о раздельности их изданий. Какие же у них истинные побуждения к такой непонятной по-видимому просьбе? Знаем какие. Им тяжко слушать, когда пред ними читают из Маккавейских книг о жертвоприношении Иуды Маккавея за умерших и следующие за тем слова: «Какая благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк. 12:46). Не менее того огорчает их видение Иудою Маккавеем давно усопшего пророка, о котором ему поясняет Ония: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Макк. 15:14). Жалки возражения сектантов о том, будто бы здесь (в Нов. Зав.) разумеются только молитвы живых и о живых. Не сам ли Господь наш приводит ветхозаветное изречение Своего Небесного Отца: «Аз есмь Бог Авраама, и Исаака, и Иакова; несмь Бог, Бог мертвых, но Бог живых», и добавляет от Себя: «вси бо Тому живи суть» ( Лук. 20:37,38 ). Священные книги Нового Завета писались тогда, когда почти все христиане еще были живы, а потому изъяснять подробно учение о молитве за умерших не было оснований; но отрицать последнее при таких ясных сопоставлениях слов Господних так же безумно, как если бы кто стал отрицать богоугодное значение милостыни в виде покупки бедному путнику железнодорожного билета и стал бы ссылаться на то, что в евангелии нигде не предписано покупать билета для неимущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ония, сын Симона II, –4г. Смерть Клеопатры,матери Птоломея VI. Филомерт изгнан и младший брат его Фискон возведен на престол. Птолом. VI Филометор и Птоломей Фискон положилицарствовать вместе Мес. Хаслева в 15-й д. Сирийцы Иерусалимский храм превратили в капище; а в 25-й д. осквернили алтарь идольскою жертвою. 1Мак. 1:54, 59 . Маттафия – 1 г. Римляне отделилиФискону Киренеюи Лнвию, а Филометору оставили Египет и Кипр. Иуда пал в битве с Вакхидом, военачальником Сирийским . Ионафан, сын Маттафии-,–18 л. 1 Мак. 9, 31. Александр Балис – 5л.(Иос. Фл.) По убиении Птоломея VI , Птоломей VIIФuckoh или Евергет II –28 л. Трифон объявляет Антиоха VI Феоса, сына Балисова, царем, на 2 г. Симон, старший сын Маттафии – 8 л. Начало нового Иудейского летосчисл.от Симона Архиерея и Вождя. 1Мак. 13:41–42 Трифон или Диодот, умертвивши Антиоха VI, объявляет себя царем–3 г. (Иос. Фл.) 1оанн Гиркан, сын Симона, –31г.(Иос. Фл.) Царство Сирийское и Рим Димитрий II Никатор в другой раз–4 г. Иоанн принуждает Идумеевк обрезанию. Димит. Никат. убит в Тире по приказан. супруги своей и Сидетовой, Клеопатры Силевк V и Александр Зебина – 3 г. Аристовул I, царь Гиркана, объявляет себя царем, – 1г. Александр Ианней, сын Гирканаи брат Аристовула I, – 27 л. Поражение Ианнея Аравийским царем Оведою; и начало шестилетняго междоусоб . Казни в Иерусалиме Александра, вдова двух братьев Аристовула и Александра, принявши царство, объявила первосвященником Гиркана, сына своего от Александра,–9 л. Гиркан II,– 3 м. Аристовул II, другой сын Александра,3 г. Гиркан при помощи Ареты Аравийского воюет с Аристовулом Иудея покорена Римлянами. Помпей во сватом святых. Гиркан этнархом–22 г. От осн. P. 690. Помпей отнял Сирию у Тиграна, царя Армении, и обратил еев Римскую провинцию. От осн. Р. 694. l e Триумвирство Помпея, Красса и Кесаря. Кесарь назначает Анти натра Идумеянина прокуратором Иудеи. От осн Р. 706. Июля 20 д. битва в Фессалии при Фарсале.– Смерть Помпея. От осн. Р. 709. Исправл. Римс. календ. Созигеном. С 1 января начало Эры Юлианской. Кесарь – бессменный Диктатор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Верование в молитвенное предстательство скончавшихся праведников за живущих на земле существовало еще в церкви Ветхозаветной. Так, Сам Бог, положивший предать бедствиям нераскаянный народ Свой, говорил пр. Иеремии: аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к людям сим (Иер. 15, 1). Этими словами Господь показал, что при других обстоятельствах Моисей и Самуил, уже умершие тогда, могли бы ходатайствовать пред Ним ο Его народе, и их ходатайство могло бы быть Им услышано. В одной из книг Ветхого Завета (правда, не канонической) приводится и случай такого ходатайства пред Богом праведника за грешника: Иуда Маккавей, перед вступлением в битву с Никанором, видел в сновидении бывшего первосвященника Онию и пр. Иеремию, умерших, молящихся за народ иудейский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал; «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов». Об Иеремии же Ония открыл: сей есть братолюбец, иже много молится ο людех, и ο святом граде, Иеремия, Божий пророк (2 Мак 15, 12, 14). В Новом Завете ο молитвенном предстательстве за церковь Земную святых, сущих на небе, наиболее прямо засвидетельствовано тайнозрителем Иоанном. Он удостоился видеть, как двадесят и четыре старца падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы (чаша) златы, полны фимиама, иже молитвы святых (Апок 5, 8). В другой раз он же видел, как прииде ангел и ста пред алтарем, имеяй кадильницу злату; и даны быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на алтарь златый, сущий пред престолом. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки ангела пред Бога (Апок 8, 3–4). Убеждение в молитвенном предстательстве святых за церковь Земную оправдывается и предполагается и общим смыслом и духом откровенного учения. Святые, движимые любовью, молились за других на земле и помогали своим ближним, чем могли. Эту любовь к земным братиям они переносят и в загробную жизнь, ибо любы николиже отпадает (1 Кор 13, 8); там любовь их к ближним становится еще чище и искреннее. Исполняемые этою любовью, они и в загробной жизни не могут не заботиться ο нас и не употреблять для нашего блага всего, что могут сделать, a первейшим средством для этого может служить молитвенное их ходатайство пред Богом за своих земных собратий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Итак, отнюдь не препятствует и посредничество Иисуса Христа молитве святых, ибо молитва ко святым относится не к ним (так, как если бы они своей собственной силой могли бы спасти и избавить от бед), но к имени Господню, от Которого при их посредстве ищут благодати и помощи. И этот образ молитвы являют не только выражения πρεσβεειν, δυσωπεν, κετεειν, и другие, такие, как латинские miserere nobis, andinos в противоположность ora pro nabis (kat. Rom. IV, 6,8), но и молитвы через посредство святых и в особенности Богородицы, наподобие " спаси, помилуй нас " , которые, по существу, имеют в виду Божию помощь и спасение, которых ищут при посредничестве святых. Однако раз противники почитания святых признают, что святые молятся Богу о воинствующей Церкви, так что эти их молитвы не противоречат посредничеству Господа, то они не могут отказать и верным, живущим на земле, в праве просить у святых того, что они всегда делают в своих селениях (т.е. молитвы), так что это нисколько не противоречит почитанию Бога. И это тем более, чем сильнее сохраняется союз с Церковью, и от этого союза получают весьма большую пользу живущие и подвизающиеся на земле (см. Mohler, с.452). И вообще, так же, как и люди в своей повседневной жизни каждый день желают друг другу счастья и долгоденствия, так что это ничуть не задевает Всевышнее начало, дарующее все (т.е. Бога), так и молитва к святым не может повредить связи между Создателем и созданием. В Священном Писании нет ни одного места, которое противоречило бы почитанию святых, их мощей или икон; и вовсе неправы те, кто выдвигают стих 10-й 19 главы и стихи 8-9 22 главы, где ангел отвергает поклонение Иоанна, говоря: " Поклонись Богу " . И слепому ясно, что ангел не хочет этого поклонения, потому что Иоанн принимает его за Бога. Писание, напротив, скорее настаивает на необходимости почитания святых, ибо оно рассказывает о Иуде Маккавее, видевшем во сне, как первосвященник Ония и Иеремия молятся о народе (2Мак.15,22), и о том, что Бог слышит их молитву за праведных (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Так, Иуда Маккавей перед трудным сражением видел бывшего иудейского первосвященника, добродетельного Онию, с простертыми руками молившегося за весь народ иудейский, a затем другого мужа, окруженного дивным и необычайным величием, – о котором Ония сказал: «… это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» 1012 . И тому же Иеремии, при жизни его, Господь, когда «устал миловать» упорный в отступничестве народ Свой, сказал, что «… душа Его не приклонится к народу сему», хотя бы даже «… предстали перед Лице Мое Моисей и Самуил» 1013 с ходатайством за него. Очевидно, как при жизни они усердно предстательствовали за жестоковыйный народ свой перед Богом 1014 , так делали они и потом, телесно, но только телесно, разлучившись с ним. То же, несомненно, делал и Авраам, при жизни ходатайствовавший перед Господом даже за перлы нечестия – Содом и Гоморру 1015 . И это, несомненно, – воля Божия, чтобы святые молились о других – в помощь им. Ибо впервые об этом сказал Сам Господь – Авимелеху, чтобы избавился тот молитвою Авраама от наказания бесплодием, поразившим его дом за похищение Сарры: «… пророк есть, и помолится о тебе. и жив будеши» 1016 . Так и друзьям Иова Он же повелел – с жертвою своею идти к Иову и там ее принести: «… и раб Мой Иов помолится за Вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов… И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих» 1017 . Отсюда так естественно, так логически и жизненно – необходимо обращаться и нам с молитвенным призывом к святым своим, тем более – уже прославленным Богом в Царстве Его. Ведь они именно угодники, друзья 1018 Божии, предстоящие на небе перед Агнцем 1019 . Как ослабевший от болезни наш физический глаз пользуется сначала помощью слабых светильников и уже окрепнув, выходит на яркий и полный свет солнца, так и мы, в греховной немощи своей слишком уже недостойными сознаем себя перед Небесною Чистотою и Святостью Божией, и тогда сердце наше просит подобострастных нам, но духовно здоровых, святых – ходатайствовать за нас и умолять, паче – солнца блистающее, величие Царя Небесного за наши немощи, малодушие н ничтожество.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010