Артаксеркс 111Ох–23 г . Ол. CV, I. Филипп царст. в Македоне – 24г. Первосвященник Адуй- 26 л. Арог, или Арсес,или Арсамес–2 г.(по кан. Птол.) Ол. СХ, 3. Сражение при Херонее,доставившее верховноевладычество над грекамиФилиппу Македонскому. Дарий III. Кодоман – 6л. Ол. CXI, 1. По убиенииФилип., сын его Александр В .царствует 12 л.1 Макк.–1:7 В мае победа Александра Великого над персами при реке Гранике В октяб.,–победаАлександра Вел.над самим Дарием при городе Иссе Ол. CXI, 4. В ноябреАлександр В. осадил Тир. По завоевании Тираи Газы, Александр в Иерусалиме. Ол. CXII, 1. Послесемимесячн. осады(в июне)Тир разрушен Александр. Вел. и взята Газа;–в конце годаАлександр овладел Египтом, и положил основание Александрии. Окт. 1 дн. сражениепри городе Арбеле . Разрушение Персидской монархии; – в июле умер Дарий на руках Македонян Ония I – первосвя-щенствовал 24 г. Июня 11 д. Александр Великий умирает в Вавилоне. – По смерти его, Птоломей I , сын Лага, становится властителем. Птоломей I берет Иерусалим.– Переселяет многих Иудеев в Египет Селевк1 Никатор–31 г.– Началоэры Селевкидов с 30 октяб. Сын Онии I, перво-священник Симон I праведный –13 л. (Филон). Элизар II, братСимона,– 22 г. Птолемей II Филадельф, сын Птоломея I,–38 л. Антиох I Сотер,сынъ Селсевка I,– 19 л . LXXII Толковника,Манассия, дядя Симона, сын Адуя – 23 г. Сделан перевод Библии на греческий язык Антиох I I Феос, сын Антиоха – 15 л. Селевк II Каллиник, сын Феоса, – 20 л . Птоломей III Евергет,сын Филадельфа,–25 л. Ония II, сын Симона I – 9л. Симон II, сын Ония – 56л. Селевк III Керавн, и сын Каллиника, – 3 г. Антиох III Великий -сынъ Каллиника,–37 л. Птолом. I V ФилопаторСын Евергета, –17 л. Поражение Антиоха Великого при РафииПтоломеем IV. Птолом. V Епифан, 5-летний сын Филопатора,– 23 г Антиох Великий завладел Иудеею Антиох Великий вытеснил из Иерусалима военачалыника Епифанова Скопу, и овладел крепостью. Селевк IV Филопатор, сын Антиоха Вел., –11 л. Птолом. V I Филометр, сын Птоломея V до 173 г.под опек. материКлеопатры,–36л.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

– Об этом рассказывает одна из поздних неканонических книг Библии – Вторая книга Маккавейская. Во второй главе этой книги говорится, что он увещевал их (переселяемых в Вавилон иудеев. – М.Б.) и не удалять закона из сердца своего (3), а также о том, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня ( 2Мак. 2, 4–8 ). Конечно, авторитет Маккавейских книг не абсолютен, но в греческой традиции они принимаются как канонические. Эпоха Маккавеев – II век до Р. Х. – это время тяжелых испытаний еврейского народа и вместе с тем время великих надежд на его возрождение. И потому – эпоха особого почитания пророка Иеремии: в Маккавейских книгах этот пророк упоминается неоднократно. В 15-й главе той же книги Иуда Маккавей – мужественный воин, предводитель восстания евреев против греческого, языческого владычества – видит в вещем сне первосвященника Онию, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели (12). Ония, простирая руки, молится за свой народ; а затем в сновидении Иуды появляется другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием (13). Ония сообщает, что это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий (14). Иеремия вручает Иуде Маккавею золотой меч со словами: возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов (16). Лично мне это напоминает сон Кузьмы Минина, которому сам Сергий Радонежский вручил меч; и это говорит о непреходящем духовном значении пророка Иеремии для его народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В конце Иродова царствования родился Иисус Христос. Продолжение времени от Антиохова гонения до сего события находится через сложение 3 лет осквернения храма, означенных в первой книге Маккавейской, 126 лет династии Маккавеев и 34 лет правления Иродова, показанных у Флавия, что все вместе составляет 163 года. Общая длительность времен Истории ветхозаветной В общей сложности времена Ветхозаветной истории заключают в себе по еврейскому счислению около 4.000 лет; по свидетельствам древних христианских писателей около 5.500, по указаниям Флавия, в соображении Воссия, около 5.700; по счету, принятому в общенародное употребление греками со времен Ираклия и от них россиянами, 5.508. Знаменитые мужи Между знаменитейшими людьми последнего века истории ветхозаветной, после первых Маккавеев, представляются у еврейских писателей Иуда, Ония, Гиллел и Шаммай. Иуде Флавий приписывает дар пророчества, и в особенности, предсказание о смерти Антигена, убитого братом своим Аристовулом первым. Ония, как повествует тот же писатель, некогда молитвою низвел дождь. Но во время междоусобной войны, будучи приведен в лагерь Гиркана и принуждаем проклясть Аристовула и его сообщников, закрывшихся в храме, он молился, чтобы Бог не внимал ни той, ни другой стороне разделенного народа Божьего, и за сие побит камнями. Гиллел, происходивший по отцу от колена Вениаминова, а по матери от племени Давида, но родившийся в бедности, переселясь из Вавилона в Иерусалим, основал училище и прославился мудростью. Впрочем, Маймонид 902 примечает, что до него никто не назывался раввином, и сие относит к преимуществу его предшественников. Шаммай, из ученика и сотрудника Гиллела сделавшийся его соперником, положил начало другого ученого толка, коего мнения всегда были противоположны мнениям первого. Учение веры Учение о Мессии, перед Его пришествием, сделалось столь известным и общим, что им с деятельностью занимался весь народ еврейский, как то видно из всенародного определения, которым Симон утвержден вождем и архиереем, дондеже восстанет Пророк верен 903 , и из примеров Симеона 904 , Филиппа, Нафанаила 905 и Самаряныни 906 . Но тот же народ, некоторой неосмотрительной ревностью слишком будучи привязан к буквам Писания, и применяя благодатное обетование к своему гражданскому состоянию, по большой части бедственному, изъяснял оное чрезмерно чувственным образом. Уверенность о будущей жизни писатель второй книги Маккавейской открывает в страдании семи братьев при Антиохе Епифане 907 , и в поступке Иуды Маккавея, который после того, как некоторые войны, похитившие идольские сокровища, все пали на сражении с Горгием, повелел на их серебро принести жертву за грех в Иерусалиме 908 . Внешнее Богослужение

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий. 2Мак. 15:13–14 Вот видение, которое созерцал храбрый Иуда Маккавей. Сначала с того света явился ему архиерей Ония, а потом – святой пророк Иеремия. Как Моисей и Илия были зримы во славе Апостолами на горе Фавор, так некогда Иуда Маккавей видел во славе пророка Иеремию. Следовательно, даже прежде Христова Воскресения милостивый Бог не оставлял людей без свидетельств о жизни после смерти. В христианскую же эпоху эти свидетельства непрерывны и нет им числа. Кто и после всего этого сомневается в наличии жизни после смерти, тот находится под проклятием собственного греха, как под могильной плитой. И как бездушные вещи не способны видеть дневной свет, так и он не может созерцать жизнь, которая есть и которой нет конца. Но посмотрите, какой славой увенчан пророк Иеремия в оной жизни! Украшен он сединами и славою! Вокруг него какая-то неизреченная изысканность, некий светлый ореол, невыразимая притягательность и красота. Тот, кого некогда били и влачили люди, которым вещал он волю Божию, и кто был узником в темнице и мучеником в смрадной яме; тот, кого осмеивали, как лжеца, и судили, как предателя, и наконец, побили камнями, как преступника! Но одно – суд грешников, а другое – суд Божий. Наиболее унижаемого среди людей увенчал Бог славой ангельской. Обратите внимание и на то, как небо именует того, кого земля назвала обманщиком, и предателем, и преступником! Братолюбец – так нарицает его небо. Братолюбец, который много молится о народе. Уразумейте наконец, что святые на небесах усердно молятся о нас Богу! Не предаваясь сну, молятся они за нас, когда мы спим; не вкушая пищи, возносят они за нас молитвы, когда мы едим и переедаем; не согрешая, умоляют они за нас Бога, когда мы грешим. О братья, постыдимся же пред сонмом стольких наших искренних друзей. Постыдимся, постыдимся такого множества молитв, возносимых святыми за нас, и присоединимся [сами] к молитвам их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В опровержение этого возражения собственно достаточно было бы сказать, что личность Аристовула если бы и действительно была для нас неизвестна, то это еще не значит, что она была неизвестна и старейшинам иерусалимским, писавшим на ее имя письмо. Эта, кажущаяся на первый взгляд, полная неизвестность личности Аристовула во втором письме дала повод Слуису к совершенно произвольному предположению. Для подтверждения своего предположения Слуис искажает самый текст письма и вводит даже новыек лица, руководствуясь при этом тем, будто разбираемое место с личностью Аристовула дошло до нас в искаженном виде. Слуис. как мы уже и выше говорили, признает во вступлении одно письмо, написанное будто бы в 188-м г. эры Селевкидов. Он так рассуждает, что на письмо, посланное в 148-м году иерусалимскими иудеями к египетским собратиям, последние не обратили внимания, а между тем теперь, т. е. около 188-го года эры Селевк. (Слуис временем написания письма признает эту дату), Ония только что построил в Египте храм, к которому египетские иудеи могли привязаться всею душой. Вот почему иерусалимские иудеи решили уже просить помощи в этом деле у Осии, который, по мнению Слуиса, был сын Онии IV-ro, основавшего Гелиополитанский храм. Слуис утверждает 114 , что имя Онии вычеркнуто из письма в позднейшее время. По нему, подлинный текст греческого перевода письма был в таком виде: „οι εν τη Ιουδαια και η γερουσα και Ιουδας Αριδτοβουλος Ονια απο τοι των χριδτωνιερεων γενους και τοις εν Αιγπτω Ιουδαιοις“. Это-то „Ονια“, испорченное в нынешних списках 2 Макк. в „οντι δε”, по мнению Слуиса, и послужило причиною всех других ошибок. Ибо когда стали доискиваться, кто же был из рода жреческого, то и переменили „Αριδτοβουλος“ в „Αριδτοβουλω“; что же касается слов „διδασκαλω Πτολομαιου βασιλεως то это, по Слуис, вначале было добавкою на полях корректора, а потом уже перенесено в текст. Никто не будет отрицать, говорит Слуис, что Ония, действительно, был из рода помазанных жрецов (т. е. первосвященников), чего об Аристовуле совершенно неизвестно. Иуда же Аристовул, по мнению Слуиса, был сын Иоанна Гиркана: еврейское имя ему Иуда. а греческое Аристовул, что видно из свидетельства Иосифа Флавия (Antiq. XX, 240), что подтверждается свидетельством нумизматики 115 . Фамилия же Ониадов не только была в дружбе с палестинскими иудеями, но даже благоприятствовала Асмонейской фамилии, как свидетольствует о том Иосиф Флавий (Antiq. XIII, 364). Но мы уже говорили, что хронологическая дата: 188-ой год эры Селевкидов, не относится к нашему письму, где упоминается имя Аристовул, а потому, естественно, мы не можем принять вышеизложенные соображения Слуиса относительно личности Аристовула; тем более, что свое предположение Слуис обосновывает, на совершенно произвольном, с его стороны, искажении греческого текста в разбираемом месте. Мы не можем разделять такой способ устранения трудностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ответ. Церковь странствующая и Церковь торжествующая, которые различны по формам бытия своих членов, но не изолированы друг от друга полностью, составляют единое стадо единого Пастыря, единое тело, Глава которого – Христос. По словам Спасителя: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Поэтому мы, находящиеся на земле, не отделены от наших умерших братьев в вере, для нас возможно общение с Церковью торжествующей. Ап. Павел обращается к своим современникам, членам земной Церкви: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ). Поскольку все истинно верующие, как живые, так и умершие, составляют единое тело, единый организм, следовательно, между членами этого тела должно быть взаимодействие, общение веры, любви, взаимной помощи и сослужения. Все достигшие святости занимают в Церкви особое положение. В Откр.3:12 сказано: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего», т. е. святые суть столпы Церкви. Находясь на Небе, они продолжают пребывать в общении с верующими на земле. Святые это, прежде всего люди, стяжавшие любовь, и, следовательно, они не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что «Любовь никогда не перестает, – говорит ап. Павел, – хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.13:8 ). Вера в заступничество святых была неотъемлемой частью религиозных представлений людей Ветхого Завета. Господь Иисус Христос во время земной жизни, хотя и обличал многократно заблуждения фарисеев и нижников, нигде ни разу не высказался против подобной практики. В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на земле. Например, пророк Иеремия говорит: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ). О предстательстве святых здесь говорится как о чем-то вполне естественном. Во 2 Мак описывается, как Иуда Маккавей видел во сне бывшего первосвященника Онию: «...видел, что он (Ония), простирая руки, молится за весь народ Иудейский» ( 2Мак.15:12 ). Ония обращается к Иуде со словами, говоря о пророке Иеремии: «...это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Поэтому, взяв с собою Лисию своего сродника и воспитателя, он вступил в Иудею с многочисленным войском и слонами. Маккавей мужественно сразился с ним, однако принужден был уклониться от множества неприятелей, потеряв брата своего Елеазара, который, убив слона, казавшегося царским, задавлен его трупом. Крепость Вефсура сдалась Евпатору по недостатку в хлебе, коего причиною был субботний год. Наконец, и заключившиеся с Иудою в храме приблизились к той же крайности. Внезапное известие о нашествии на Антиохию Филиппа, коего Антиох Епифан перед смертью своей назначил опекуном своего сына, принудило Евпатора предложить иудеям мир, но, заключив его, вопреки своей клятве, он разрушил укрепление храма. Впрочем, он оставил иудеям право жить по их законам, но по совету Лисии казнил Менелая, как виновника всех зол 885 . Алким первосвященник в Иерусалиме, а Ония в Египте По смерти Менелая, как пишет Флавий, сделан от Евпатора первосвященником Алким, происходивший от племени Ааронова, но который не имел на сие звание ближайшего права рождения, и сердцем был язычник. А Ония сын Онии третьего, который, не надеясь достигнуть отеческого достоинства в Иерусалиме, удалился в Египет, около сего времени, с позволения Филометора и Клеопатры создал близ Илиополя новый храм подобный Иерусалимскому, собрал левитов и открыл богослужение, законное по чину, но не законное по месту 886 . Подвиги против Алкима, Вакхида и Никанора, и смерть Иуды Когда Димитрий, сын Селевка Филопатора, узнав о смерти Антиоха, тайно удалился из Рима в Азию и, убив Евпатора и Лисию, возшел на Антиохийский престол, тогда Алким, желая утвердиться в достоинстве первосвященника, оклеветал пред ним Иуду и его единомышленников, изобразив их врагами общественного покоя. Клеветник получил желаемую власть и для подкрепления себя войско под предводительством Вакхида. Они явились в Иудее с миролюбными предложениями, но Иуда не склонился на них, проникая в их истинное намерение, а 60 человек книжников, которые положились на род и обещания Алкима, умерщвлены в один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Церковь созидается " на основании Апостолов и пророков " (Еф. 2, 20). Но пророки и апостолы не только были, но и остаются основаниями Церкви. Все достигшие святости занимают в Церкви особое положение. В Откр. (3, 12) сказано: " Побеждающаго сделаю столпом в храме Бога Моего " , то есть святые суть столпы Церкви. Находясь на небе, они продолжают пребывать в общении с верующими на земле. Святые — это прежде всего люди, стяжавшие любовь, и, следовательно, они не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что " Любовь никогда не перестает — говорит ап. Павел, — хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13,8). О предстательстве святых за живущих на земле в Новом Завете не говорится. Но это никак не может служить основанием, как полагают протестанты, для отвержения этого древнейшего верования Церкви. Вера в заступничество святых была неотъемлемой частью религиозных представлений людей Ветхого Завета. Господь Иисус Христос во время земной жизни, хотя и обличал многократно заблуждения фарисеев и книжников, нигде ни разу не высказался против подобной практики. В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на земле. Например, пророк Иеремия говорит: " И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему " (Иер. 15, 1). О предстательстве святых здесь говорится как о чем-то вполне естественном. В 2 Мак. описывается, как Иуда Маккавей видел во сне бывшего первосвященника Онию: " ... видел, что он (Ония), простирая руки, молится за весь народ Иудейский " (2 Мак. 15, 12). Ония обращаыся к Иуде со словами, говоря о пророке Иеремии: " .. это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий " (2 Мак.15,14). В Новом Завете также можно указать некоторое основание для учения о предстательстве святых за живущих: " ...тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых " (Откр. 5, 8).

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

Отрицание практики молитвенного призывания святых было бы оправдано, если бы святые были полностью изолированы от своих собратий на земле, не были посвящены в события земной истории. Однако Священное Писание не дает оснований для таких предположений. О предстательстве святых за живущих на земле в Библии говорится как о чем-то вполне естественном: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер. 15, 1). Иуда Маккавей видел во сне, как бывший иудейский первосвященник Ония, «простирая руки, молится за весь народ Иудейский» . При этом Ония говорит Иуде о пророке Иеремии: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» (2 Мак. 5, 12-14).   Ап. Петр обещал не оставлять своего попечения об учениках после смерти: «справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою… Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пт. 1, 13-15). Очевидно, слова эти следует понимать в том смысле, что апостол не перестанет заботиться о своих учениках и после своей смерти. Святые не только предстательствуют о нас на небесах, но также принимают непосредственное участие в земных делах. Например, Моисей и Илия явились во время Преображения Господа Иисуса Христа и беседовали с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). После крестной смерти Господа Иисуса Христа «многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27, 52-53). «Поелику чудо, столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся тогда новозаветную» [ 410 ]. Нередко святые чудодействуют через некоторые земные посредства. Так, через платки и опоясания ап. Павла совершались исцеления и чудеса в его отсутствие (Деян. 19, 12). «По сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение» [ 411 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Православная экклезиология проводит различие между Церковью странствующей и Церковью торжествующей. Хотя они и различны по формам бытия своих членов, но все же не изолированы друг от друга полностью. И та и другая составляют единое стадо единого Пастыря, единое тело, Глава которого – Христос. По словам Спасителя: Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы ( Лк.20:38 ). Поэтому мы, находящиеся на земле, не отделены от наших умерших братьев в вере, для нас возможно общение с Церковью торжествующей. Ап. Павел обращается к своим современникам, членам земной Церкви: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр.12:22–23 ). Поскольку все истинно верующие – как живые, так и умершие – составляют единое тело, единый организм, следовательно, между членами этого тела должно быть взаимодействие, общение веры, любви, взаимной помощи и сослужения. По словам ап. Павла, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:26 ). 5.1. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле Церковь созидается на основании апостолов и пророков ( Еф.2:20 ). Пророки и апостолы не только были, но и остаются основаниями Церкви. Все достигшие святости занимают в Церкви особое положение. В Откр.3:12 сказано: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего. Находясь на небе, святые продолжают пребывать в общении с верующими на земле. Святые – это, прежде всего, люди, стяжавшие любовь, и поэтому они не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что, как говорит ап. Павел, любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор.13:8 ). В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на земле. Например, пророк Иеремия говорит: И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему ( Иер.15:1 ). О предстательстве святых здесь говорится как о чем-то вполне естественном. В 2 Мак. описывается, как Иуда Маккавей видел во сне бывшего первосвященника Онию: ...видел, что он (Ония), простирая руки, молится за весь народ Иудейский ( 2Мак.15:12 ). Ония обращается к Иуде со словами, говоря о пророке Иеремии: Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий ( 2Мак.15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010