2Мак.4:38 и в гневе на Андроника, тотчас совлекши с него порфиру и изодрав одежды, приказал водить его по всему городу и на том самом месте, где он злодейски погубил Онию, казнить убийцу, чем Господь воздал ему заслуженное наказание. Πορφρα – порфира, которую носил Андроник, была не знаком царственного достоинства его, а просто отличием, знаком особого благоволения царя к Андронику. – «Приказал водить его по всему городу и на том самом месте… казнить…». Греч.: περιαγαγν καθλην τν πολιν π αυτν τν τπον… απεκτενε…, слав. точнее: «по всему граду повелев обводити, на том же месте… погуби…» Оба эти действия взаимно, так сказать, служили одно другому: Антиох, – точнее сказать, – приказав через весь город провести Андроника к тому же месту ( επ αυτν τον τπον), где был убит Ония, казнил там и самого убийцу. 2Мак.4:39–40 Когда же в городе были произведены многие святотатства Лисимахом, с соизволения Менелая, и разнесся о том слух, то народ восстал на Лисимаха, ибо похищено было множество золотых сосудов. Когда восстал народ, исполненный гнева, то Лисимах вооружил до трех тысяч человек и начал беззаконное насилие под предводительством одного тирана, старого летами и не менее застаревшего в безумии. «Начал беззаконное насилие…», κατρξατο χειρν αδκων, аналогично αρχειν πολμου, начать войну. 2Мак.4:41–45 Увидев такое насилие Лисимаха, одни схватили камни, другие – толстые колья, а иные, хватая с земли пыль, бросали все вместе на людей Лисимаха и таким образом многих из них ранили, других поразили и всех обратили в бегство, а самого святотатца умертвили близ сокровищницы. Об этом состоялся суд над Менелаем. Когда царь прибыл в Тир, то посланные от собрания старейшин три мужа представили ему жалобу. Менелай, уже взятый, обещал Птолемею, сыну Дорименову, большие деньги, если он упросит за него царя. О Птолемее, сыне Дорименове, см. к 1Mak III: 38 . 2Мак.4:46 И Птоломей, отозвав царя в притвор под предлогом отдохновения, извратил дело. «В притвор…» – ες τι περστυλον, слав.: «в некий притвор». Это была, вероятно, галерея или колоннада, примыкавшая к дворцу или судебному залу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дело дошло до столкновений между обоими, пока, наконец, оба не получили приказ явиться к царю. Последнего Менелай, впрочем, не застал при своем прибытии в Антиохию, так как он отбыл отсюда в волновавшуюся Киликию. А Андроника, царского уполномоченного, оставленного за отсутствие царя управлять делами царства, Менелай без труда смягчил обычным своим средством – подкупом, не позаззрившись совестьюю употребить для сего золотые сосуды храма. Это было верхом святотатственной дерзости, на которую сейчас же обрушился со всею резкостью обличения бывший первосвященник Ония, зорко следивший из своего убежища за действиями своих заместителей. Узнав также о том, что Менелай, нуждаясь в деньгах, давно уже промышляет сбытом в Финикию священных сосудов, он открыто возвысил свой голос против подобного злодеяния, которое только было усугублено еще тем, что сам обличитель его, обвиненный за обвинения в продажности Менелая, хитрыми клятвенными обещаниями был выманен из своего неприкосновенного убежища и убит. Был ли Андроник, главным образом виновный в этом злодеяни и, действительно, низложен царем, и даже казнен за это, как передают сомнительные известия, только по отношению к Менелаю Антиох, по вступлению снова в управление делами, довольствовался вполне тем, что принимал от него щедрые снабжения драгоценностями храма и деньгами за них, которые сыпал неустанно из Иерусалима заместитель Менелая, Лисимах. О гневе царя после этого, конечно, не могло быть и речи. Но за то злодеяние вскоре нашло надлежащую оценку с другой стороны. Взрыв негодования разразился в Иерусалиме, когда беззаконие, творившееся втихомолку, понемногу выплыло на свет Божий. Ярость народа произвела ряд ожесточеннейших схваток на улицах с людьми Лисимаха, в количестве 3.000 человек, и отбросила их с большим уроном. Сам Лисимах нашел достойную смерть у разграбленной им храмовой сокровищницы. После этого собрание старейшей аристократ (γερουσα) значительно отрезвившейся, как видно, после всех допущенных увлечений и крайностей, тотчас же взяло в руки все управление, и первым долгом своим поставило принять меры к низложению Менелая, как главного виновника в разграблении храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Есть известие, хотя и сомнительное, что Андроник впоследствии за это убийство был низложен царем и, быть может, даже предан смертной казни. По возвращении царя, Менелай продолжал действовать также, как и раньше по отношению к Андронику. Его брат Лизимах послал в Антиохию золотые сосуды из Иерусалимского храма, или же их стоимость; таким образом, нужда царя в деньгах была устранена, и его гнев за неисполнение обещаний Менелая был смягчен. Но зато теперь пробудилось всеобщее недовольство в Иерусалиме. Дело дошло до сражений на улицах, и Лизимах должен был с большим уроном отступить пред яростью народа со своими 3000 человек. После значительных потерь он был убит ими же самими разграбленного храмового казначейства. Вместе с тем управление перешло к Иерусалимскому собранию знатных (герузия), которое немедленно обратилось против Менелая. Три посла отправились в Тир, где как раз имел пребывание Антиох IV, чтобы принести жалобу на Менелая, как на грабителя храма. Весьма возможно, что Менелай и в этом случае снова прибег к испытанному им средству подношений. Впрочем, Антиох IV на этот раз, может быть, оправдал бы его и без того. Он усмотрел в жалобах на разграбление храма Менелаем только преднамеренный отказ в уплате положенной дани. Сообразно с этим он и решил дело: Менелай остался первосвященником, а трое послов герузии были казнены. И здесь, как и в рассказе о смерти Ония III, еврейское повествование имеет маловероятный и по своей тенденции весьма прозрачный финал. Жители Тира выразили, будто бы, Антиоху Эпифану свое неудовольствие по поводу его приговора тем, что почтили казненных необыкновенно блестящим погребением. Но надо полагать, что он запретил бы им это, да и едва ли бы они решились на такой смелый и рискованный шаг. Но в Иерусалиме недовольство по поводу злоупотребления первосвященническим саном возбуждено было слишком сильно, чтобы там могли успокоиться на несправедливом решении языческого царя. Оний III был убить; стало быть, его законным преемником был теперь Язон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот теперь эта фамилия насильно низвержена, и притом человеком сомнительного происхождения, который едва ли даже принадлежал к колену Левиину 1267 . Очевидно, что для истинно благочестивого иудея он уже не имел никакого религиозного значения: «он не принес с собою ничего достойного первосвященства, а только гнев жестокого тирана и ярость дикого зверя» так характеризует его автор второй книги Маккавейской 1268 . И действительно, чего можно было ожидать иудейству от этого представителя недостойных Товиадов? Свои враждебные по отношению к иудейству замыслы Менелай обнаружил очень скоро. Хотя он, пользуясь предоставленным первосвященнику правом, собирал подать и обременял народ незаконными поборами, но тем не менее нисколько не заботился о доставлении царю обещанных 300 талантов, почему и был вызван Антиохом на допрос, оставив своим заместителем брата Лизимаха 1269 . К сластью для него, Антиоха отвлек бунт тарсян, и, воспользовавшись его отсутствием, Менелай поспешил войти в соглашение с царским наместником Андроником, подкупив его в свою пользу. Для этого он решился на открытый грабеж, похитив из храма некоторые золотые сосуды, из которых часть подарил Андронику, а другую продал в Тире и окрестных городах, вероятно, для уплаты долга царю. Когда Ония III, узнав об этом святотатстве, изобличил Менелая, то по наущению этого последнего был убит Андроником 1270 . Убийством Онии возмущены были не только иудеи, но и окрестные народы 1271 ; сам Антиох очень неодобрительно отнесся к этому поступку своего наместника и даже подверг позорному наказанию и смерти самого убийцу Андроника 1272 . А между тем Лизимах, с изволения Менелая, продолжал святотатства, немилосердно и кощунственно расхищая вместе со своими споспешниками остававшиеся в храме драгоценности. Новая тяжелая рана нанесена была иудейству. Все те драгоценности и в религиозном, и в материальном отношении, которые с таким трудом добыли иудеи, к которым они с таким благоговением относились, расхищались на их глазах нечестивцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кранихвельду в существенном следует и Цоклер, с некоторыми впрочем уклонениями от него. Началом для счёта седмин он полагает вообще время выхода пророчеств Иеремии о 70-летнем вавилонском плене 25 и 29 гл., между 605 и 588 г. до Р.Х., концом первых 7 седмин полагает 539 г., под Помазанником-Князем 25 ст., разумеет Кира, признавая его в то же время прообразом Мессии, под упоминаемым в 26 ст. Помазанником разумеет убитого Андроником первосвященника Онию III (2Макк.3:31 и далее, 2Макк.4:1 и далее). По откровению убиение Помазанника должно воспоследовать по истечении 62 седмин. Если считать эти седмины от 539 г., как это делает Цоклер, то они должны окончиться не ранее 105 г. до Р.Х. Между тем убийство Онии, понимаемого под убитым Помазанником, воспоследовало не после 105 г., а до него, а именно в 172 или 171 году. Такого рода хронологическое затруднение Цоклер старается устранить или просто замечанием, что в хронологическом отношении пророчество не находится в согласии само с собой, или тем, что пророк в нераздельной совокупности созерцал то, что в действительности принадлежало разным временам, другими словами, что он важнейшую катастрофу в будущей истории царства народа Божия представлял падающей на целое число седмин (почти на 10 седмин или 70 лет) позднее, чем она действительно наступила (?!) Тяжкие события последней седмины он относит к временам Антиоха Епифана, которого и понимает под Князем грядущим 26 ст. Концом седмин полагает смерть Антиоха. Но как Кир, по его пониманию, служит прообразом Мессии, как царь, дающий иудеям позволение восстановить храм, так и убитый первосвященник Ония III служит прообразом того же Мессии в отношении смерти; и вообще всё, что говорится в откровении о восстановлении Иерусалима прообразовательно относится к Церкви новозаветной; а Антиох Епифан и бедствия, причинённые им Церкви ветхозаветной, служит прообразом будущего антихриста и его злодейств против Церкви Господней. В этом заключается, по Цоклеру, типико-мессианский смысл откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Перевод книги Высшие Дары, сочинения Касталания – благ. Б. к нему». «Из предисловия Галий-аль-Кариева изъяснения не фикиг-акбярь». Выписки из этих книг приведены в тексте Сличения двух учений о именах Б. с изменением порядка и с некоторыми опусками; здесь передаются они в том виде, в каком были мне доставлены. Приложение 21 Первосвященники иудейского храма, после Вавилонского плена до времен Маккавеев, в преемственном их порядке были: Иисус I. Неем. 12:10 . Агг. 1:1 . Зах. 3:10 . Иоаким III. Неем. 12:10 . Елиасив. Иодай II. Ездр. 10:6 . Неем. 12:11 . Ионаеан. Неем. 12:11 . Иисус II (по Флав., Иоанн. Нач. ц. библ. ист. стр. 319) Адуй. Неем. 12:11 . (при Александре В.) Ония I Симон (Симеон) I, Праведный. Елеазар II (брат Симона). Манассия. (дядя Симона?) Ония II. Симон II. (при Птоломее Филопаторе). Ония III (при Антиохе Великом). (Симон оспаривает у него начальство, при Селевке Филопаторе). Иисус III или Иасон, брат Онии III (при Антиохе Епифане), 2 Макк. 4:7 и след. Ония IV или Менелай (по Флав. брат Онии, по 2 Макк. кН. 4:23 и след., брат Симона, спорившего с Ониею III-м). Лисимах (брат Менелая, 2 Макк. 7:29 и след. Менелай во 2-й раз. Антиох Епифан вошел в Иерусалим). Ония V. (Начертание церковно-библейск. истор. стран. 319–331.– Библейско-биографический Словарь, составл. Яцкевичем и Благовещенским. Спб. 1849. Т. II Стран. 119). Приложение 22 Сираадж-уд-дин, приводя слова Закона на еврейском языке, не знал еврейского языка, не умел даже читать по-еврейски, и ему читал их еврей, а он только писал арабскими буквами с его диктовки, если бы он привел их в каком-либо арабском переводе, то его незнание еврейского языка осталось бы утаенным; но выдавая себя своим единоверцам за знатока подлинного языка св. Писания. он обличает себя в недобросовестности. Если бы Сирадж-уд-дин знал еврейский язык, то знал бы, в какой отношении стоит арабское письмо к еврейскому, или, точнее сказать, арабские буквы к еврейским: при этом знании он в своей переписке еврейского текста арабскими буквами не допустил бы безграмотной перемены одних букв на другие, какую у него видим, он пишет ха вместо ка, тогда как у евреев местоимение 2-го лица есть одно с арабским местоимением, что знающему оба языка должно быть известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

75 . В силу означенных соображений, мы приходим к несомненному заключению, что в Ветхом Завете не было почитания мощей, и нам остается сказать несколько слов по поводу того, что до Христа не было и призывания святых, так тесно соединенного с культом мощей. В доказательство последнего нашего утверждения, воспользуемся теми доводами католиков, которыми они стараются подтвердить обратную мысль, именно, что и в Ветхом Завете было призывание святых. Эти доводы мы заимствуем из «Папского опровержения» на Аугсбургское исповедание веры. Здесь святой отец, между прочим, приводит два места из Библии в пользу того, что древние евреи призывали святых. Первое место из Книги Варуха: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля» ( Вар. 3, 4 ) – по разумению папы означает то, что умершие молятся за живых, и последние надеются на эту молитву. Но контекст речи пророка Варуха имеет другой смысл: Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля, «которые согрешили пред Тобою, не послушали гласа Господа Бога Своего». Эти, опускаемые папой, слова показывают, что, во-первых, молятся не святые, а грешники, презревшие глас Господа, и, во-вторых, молятся не за живых, а за самих себя, за отпущение собственных грехов. Второе место из 2-й Книги Маккавейской (15, 12–14). Иуде Маккавею было видение: Ония первосвященник простирал руки и молился за народ иудейский; потом явился другой муж, украшенный сединами и славой, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе – Иеремия, Божий пророк. – Относительно этого места нужно сказать прежде всего, что оно взято из неканонической книги и представляет сновидение (а по справедливому замечанию Апологии на Папское возражение – снами ничего доказывать нельзя). Затем, пусть Иеремия пророк и Ония первосвященник молятся за народ, но они не дают приказания или совета, чтобы народ молился им, а святой отец это именно и хочет доказать приведенной цитатой. В Библии вообще есть, правда, указания, что люди просили за себя молитвы у праведников живых (так друзья Иова просили его помолиться за себя или Авимелех просил Авраама о том же) и Господь слышал их молитву. Но это были случаи особенные, когда Сам Бог требовал от согрешивших молитвы за них праведников. Однако на основании подобных исключительных примеров, да притом, когда праведники были живы, нельзя делать общего заключения, что в Ветхом Завете было призывание умерших святых. 76

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

ПТОЛОМЕЙ БРАТОЛЮБЕЦ – Птоломей II Филадельф (285–246). Современный комментатор «Иудейских древностей» Иосифа Флавия переводит этот эпоним как «любящий сестру»; это первый из Птолемеев, в воскрешение древнего обычая фараонов, женившийся на своей сестре Арсиное. ПТОЛЕМЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ – Птолемей III Евергет (246–221). ПТОЛЕМЕЙ ОТЧЕЛЮБЕЦ – Птолемей IV Филопатор (221–205). И300 ПТОЛЕМЕЙ ВИДНЫЙ: възрачьныи в соот. с πιφανς – Птолемей V Епифан (204–180). Ср. тот же эпоним в отношении Антиоха (И281 и др.). ПТОЛЕМЕЙ ЛЮБЯЩИЙ МАТЬ – Птолемей VI Филометор (180–145). ПТОЛЕМЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ – Птолемей VIII Евергет Фискон (145–116). ПТОЛЕМЕЙ СПАС – Птолемей IX Сотер II (116–107). После него назван Птолемей X Александр I (101–88) и Птолемей, брат его: Птолемей XI Александр II (80 г.), далее Птолемей Дионисий и Клеопатра VII. ОНИЯ ИАДДУЕВ – Ония I (320–291). Далее перечислены первосвященники: Елеазар (285), Ония II (226), Симон II (219–198), Ионнай Симон, которого исследователи считают Онией III (198–175), сыном Симона II (Симоном звали и отца Гиркана, умершего в 135 г.), Иоанн Гиркан (134–103), Аристовул (104–103), Ианний Александр (103–76). ОТВЕТИТЬ – см. комм. к И210 20 . И301 ПОРАЗИТЕЛЕМ; в пер. получилась синонимическая пара побдител и поразител И301 3 на месте греч. пары «победитель и триумфатор» (τροπαιοχον вин. Б337 20 «несущий трофеи» во время триумфа). В Лет это второе тоже не передано: поборника ЛМ190об. ГОВОРЯ ОБ УБИЙСТВЕ: проповдаше (S исповдаше ) оубииство И301 4 на месте διωθετο νασεις вин. мн. Б437 20 «отказывался от провозглашения». Соотношение можно понять двояко: 1. смешение νησις «провозглашение» с ναρεσις «убийство» и необъяснимое проповдаше . 2. перекрестный пер.: νασεις → проповдаше , διωθετο → оубииство (δι-ωθω – в первую очередь «пронзать»). Итак, у Амартола Тит отказывался от звания победителя и триумфатора, у переводчика он оправдывался (перед желающими объявить его победителем и поразителем) за убийство. Мысль о триумфе не отражена. Триумф Тита между тем состоялся в Риме через год, вместе с Веспасианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы имеем и дальнейшую заметку о позднейшей судьбе храма. При Птолемее VI (Филометоре), Ония, муж из Иерусалима, первосвященнического рода, около 160 года, с согласия царя, построил иудейско-египетский храм в Леонтополисе, в северной части страны, к юго-востоку от Дельты; около 250 лет после нашего документа, мы читаем у Иосифа 19 , что Ония, когда основывал этот храм, сделал указание на споры относительно святилища между египетскими и сирийскими иудеями: он надеялся положить конец спору построением нового Египетского храма. Он поэтому предполагал, что прежде существовало в Египте одно или более иудейское святилище. Среди египетских иудеев одни чтили эти места, но другие обращались только к храму Иерусалимскому. Было ли это священное место в Элефантине одно из тех, которые были известны Онии, или оно было разрушено раньше во время великого возмущения египтян против персов? Иосиф Флавий никогда не указывает на храм более древний. Даже уже во время Филона иудеи жили «у самых границ Эфиопии» 20 ; они должны были быть потомками жителей Иеба. При рассмотрении нашего папируса мы отметили, какой свет он проливает на различные вопросы: религиозную политику персидских правителей, трения между провинциальными религиями, и положение иудеев в персидском государстве. Этот папирус показывает нам специально в первый раз древность египетской иудейской колонии, которой впоследствии пришлось играть такую важную роль при греческом и римском владычестве. Мы представляем, что история иудеев после разрушения Иерусалима, захватила три области – Вавилон, Палестину и Египет. Документ проливает также свет и на Ветхозаветное писание. Язык этих записок сильно походит на язык официальных документов, помещенных в книге Ездры, – доказательство подлинности последней. В нем мы имеем также ценные указания на иудейскую религию. Жители Иеба осмелились построить новый храм, непохожий на храм Соломона, а Ония, несколькими столетиями поздние, копировал храм Иерусалимский. Таким образом, в Иебе были благочестивые люди, верные своему Богу, которые не знали, что должен быть только один храм, именно в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом деле, он не пожелал бы изучить законы и древнюю нашу мудрость, если бы не испытывал чувства восхищения перед людьми, которые живут по ним, или с презрением относился бы к ним.    5. (48) Впрочем, Апион не обратил ни малейшего внимания и на то, что почти все последовавшие за ним македонские цари, преемники Александра, отличались необыкновенным к нам расположением. Ведь и третий по счету Птолемей, называемый Эвергетом, после того как покорил Сирию, в ознаменование победы не египетским богам принес благодарственные жертвы, но прибыл в Иерусалим и совершил богатые жертвоприношения Богу по нашему обычаю и посвятил в храм дары, достойные его победы. Птолемей Филометор и его жена Клеопатра судьбу собственного царства всецело доверили евреям, и военачальниками над всем войском были евреи Ония и Досифей, над именами которых Апион подшучивает, хотя следовало бы восхищаться их деяниям и не злословить, а испытывать чувство благодарности за спасение Александрии, которой он притязает быть гражданином. Ведь когда они [александрийцы] вели войну с царицей Клеопатрой и над ними нависала опасность неминуемой гибели, эти военачальники заключили мир и положили конец междуусобице. Однако «после этого, — говорит он, — Ония пришел с небольшим войском в город, где находился римский легат Терм». И правильно сделал, смею сказать, и весьма справедливо. Ведь Птолемей, названный Фисконом, когда его брат Птолемей Филометор умер, отправился из Кирены вместе с его сыновьями, желая низложить Клеопатру, чтобы затем самому незаконно завладеть царством. Именно поэтому Ония стал продолжать войну на стороне Клеопатры и не поступился своей верностью царям, когда им угрожала опасность. Бог — свидетель справедливости его поступков. Ведь когда Птолемей Фискон принял решение сразиться с войском Онии, он схватил всех находившихся в городе евреев вместе с женами и детьми и, связав их и раздев донага, бросил под ноги слонам, чтобы те растоптали их; для этого он даже напоил животных вином, но случилось противное тому, что он ожидал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010