Около 160 лет перед Рождеством Христовым, Ония, сын Онии III, первосвященника иудейского, не могши сделаться первосвященником в Иудее, переселился в Еипет, богатыми дарами приобрел себе расположение египетского государя, получил от него в управление илиопольскую провинцию, населил ее одними иудеями и построил в Илиополе храм, по подобию храма иерусалимского, – поставил в нем священников и левитов, и открыл богослужение по закону Моисееву 25 . Не ограждая себя строго от сношений с язычниками, александрийские иудеи приобрели себе у них славу людей мудрых и имеющих глубокие знания о религии: греческий философ Феофраст, ученик Аристотеля, называл их всегда народом философов, который предан единственно любомудрию о Боге 26 . С одной стороны, это, конечно, было хорошо, способствуя тому, что многие из язычников принимали иудейскую веру; но имело и свою дурную сторону. Некоторые из иудеев сами до неразумия увлеклись греческой философией, так что образовали в Александрии даже особенную философскую школу, которой знаменитейшим представителем был Филон, живший около 40-го года после Рождества Христова, и которая старалась сблизить вероучение иудейской Церкви с учением Платона и некоторыми верованиями древних восточных народов 27 . Точно также иудеи, рассеянные по востоку, передавая свою веру язычникам, мало-помалу и от них заимствовали некоторые понятия из древней религии зендов, с которою могли познакомиться через персидских жрецов. Впрочем, о большей части иудеев, бывших в рассеянии, надобно сказать, что, где бы ни находились они, повсюду имея свои синагоги, почти везде и всегда они сохраняли в себе удивительную привязанность к обетованной земле и обрядам отцов своих, – всеми силами поддерживали деятельные сношения с Иерусалимом, посылая должную дань в церковное казнохранилище и сами часто путешествуя в Иерусалим для принесения жертв и для участия в великих праздниках иудейской Церкви. Потому-то они и разделяли все убеждения и надежды палестинских иудеев. Пришельцы иудейской Церкви и самаряне

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

XVIII . 1. Но для того, чтобы была соблюдена последовательность времен и стало более ясно, что за человек был Антиох, мы перечислим царей, которые были в Сирии после Александра, их имена и время правления. 2. Как мы уже сказали, со смертью Александра царство его было поделено между друзьями и некоторое время управлялось от имени одного царя. Спустя 9 лет в Сирии царем был провозглашен Селевк и правил он 32 года . 3. Затем сын его Антиох правил 19 лет . Потом Антиох, сын Антиоха, который именовался Теос, правил 15 лет . После, его сын Селевк, по прозвищу Каллиник, царствовал 21 год . Затем Селевк, сын Каллиника, правил 3 года . 4. С его смертью Антиох, брат Каллиника, владел Азией и Сирией 37 лет . Это был тот самый Антиох, против которого воевал Луций Сципион Азиатский: он победил в этой войне и отобрал у Антиоха часть государства . Антиох имел двух сыновей, Селевка и Антиоха, последнего он отдал заложником Римлянам. 5. И вот, со смертью Антиоха Великого, власть обрел его старший сын, Селевк , при котором, как мы уже говорили, первосвященник Ония был обвинен Симоном. Тогда же Антиох был Римлянами отпущен и вместо него заложником был дан Деметрий, сын царя Селевка, который правил в то время. Со смертью Селевка на 12 году правления власть захватил его брат Антиох , который был когда-то заложником в Риме. 6. Он, спустя 5 лет после начала своего правления, опустошил Иерусалим, о чем мы уже упоминали . Ибо, выплачивая Римлянам большую дань, он сам своими огромными тратами был почти вынужден накапливать богатства грабежом и никогда не упускал возможности к этому. 7. И вот, спустя 2 года вновь евреи претерпели такое же бедствие и дабы они, подвигнутые многими напастями, не учинили войну, расположил царь в городе военный гарнизон . Ибо обнародовал Антиох указ, заставляющий евреев отвратиться от Закона, чтобы все, оставив свои обычаи, жили по образу великих народов . 8. И не было недостатка в тех, кто поспешил подчиниться нечестивому повелению. Тогда же имело место мерзостное зрелище: по всем городам, на улицах, публично свершались языческие жертвоприношения, священные же книги Закона и пророков предавали огню. XX .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

И здесь как примером настоящего патриотизма я хочу привести библейского пророка Иеремию. Мы знаем, что этот пророк отговаривал евреев от бессмысленного сопротивления вавилонскому царю Навуходоносору. Этот момент был предметом моей полемики с противниками христианского патриотизма, утверждавших, что патриотизм противоречит христианству, и приводивших пример Иеремии, чьими злейшими врагами явились еврейские «патриоты». На самом деле пророк Иеремия был в отличие от его противников, оголтелых псевдопатриотов, самым настоящим патриотом, который не хотел приносить народ в жертву национальному честолюбию. И неслучайно имя этого пророка вновь всплывает в Библии, во 2-й книге Маккавеев. Там сообщается о святом вожде израильского ополчения Иуде Маккавее, которому было видение во сне давно почившего пророка: «Вооружил же он [Иуда Маккавей] каждого не столько крепкими щитами и копьями, сколько убедительными добрыми речами, и притом всех обрадовал рассказом о достойном вероятия сновидении. Видение же его было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, - видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий. Тогда Иеремия, простерши правую руку, дал Иуде золотой меч и, подавая его, сказал: возьми этот святый меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов» (2-я книга Маккавейская, глава 15 , ст. 11-16). Святитель Николай Сербский в толковании на сие место говорит: «Обратите внимание и на то, как небо именует того, кого земля назвала обманщиком, и предателем, и преступником!  Братолюбец - так нарицает его небо.  Братолюбец , который много молится о народе. Уразумейте наконец, что святые на небесах усердно молятся о нас Богу!» [ 2]. Я думаю, что сие место Священного Писания не должно оставить никакого сомнения в том, что пророк Иеремия был патриотом своего народа. Хотя при жизни он, как следует из Писания, ни к какой защите Родины не призывал, а совсем даже наоборот, отговаривал от бессмысленного сопротивления. За это он был объявлен врагом и брошен в яму.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/14/ob_ukr...

Орос (гр.) – определение, наредба, заповед. Ортодоксален (гр.) – православен. Орфизъм – езическо митологично учение. Освещаване означава да бъдеш отделен и посветен на служба на Бога. То придава особен статус на ония, които са Божии. Освещавали са се свещеници «Ето що трябва да извършиш над тях, за да ги посветиш за Мои свещеници...» ( Исх 29:1 ), скинията и жертвенника (Изх 29:44; 40:9), Соломоновия храм (3Царе 8:63), втория храм ( Езд 6:16 ), Иерусалимската стена ( Неем 12.27 ). Посвещаването на левитите в служене е наречено очистване ( Чис 8.6–22 ). Бог е осветил седмия ден (Бит 2.3), всяко първородно (от мъжки пол) от «човек до добитък» (Изх 13:2). «Моисей взе помазен елей и помаза скинията и всички неща, що бяха в нея, и ги освети; поръси с него жертвеника седем пъти и помаза жертвеника и всичките му принадлежности, и умивалника и подножника му, за да ги освети. И изля (Моисей) от помазния елей върху главата на Аарона и го помаза, за да го освети» ( Лев. 8:10–12 ). «Отец освети и прати в света» също Своя Син Иисус Христос ( Иоан 10:36 ). Неговата воля е и ние да ес осветим: «Тази е волята Божия: да бъдете осветени» ( 1Сол. 4:3 ); " А Сам Бог на мира да ви освети напълно, и целият ваш дух и душата и тялото да се запази без порок при пришествието на Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол. 5:23 ). Освещаването е процес на очистване и постигане на святост чрез Христа в Светия Дух. Призвани сме да бъдем светци и да растем в Бога. Веднъж получили Светия Дух, ние активно участваме в освещаването; сътрудничим на Бога и сме Негови съработници, за да Го познаем, ставайки по благодат това, което Той е по природа. Осмогласник – виж Октоих. Отпуст – кратко молитвословие, което свещеникът произнася на края на богослужението. «Отче наш...» виж Господня молитва . Офити (гр. «змиевидни») – сектанти от II в., които приемали змията като символ на Иисуса Христа. Бхагван Шри Раджниш (Ошо) – съвременен индийски философ, мислител, религиозен писател и световноизвестен гуру (т.е. «духовен» учител). Съблазнява неопитни, доверчиви интелигенти, особено младежта, с «оригинално и необичайно интересно» тълкуване на евангелските притчи; с гарантирана помощ в задълбоченото изучаване на всяка религия; с обещанието за бързи «духовни» успехи, пълно и окончателно «просветляване» и така нататък.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Часть четвёртая Видение воина-патриота 180 Когда Иуда Маккавей за отечество и Церковь Божью ополчался против злочестивого Антиоха, то однажды, в глубоком размышлении воспоминая славу Израиля и чудесную помощь, много раз с небес ему ниспосылавшуюся, потом рассуждая об ужасных обстоятельствах настоящего времени и изыскивая средства спасти народ свой, вдруг узрел в видении архиерея Онию (2Макк.15:12), мужа благоговейного, кроткого и благодетельного. Первосвященник (так видел Маккавей), воздевая руки к небу, молился о мире и спасении всего народа иудейского. Благочестивый военачальник только что хотел повергнуться на землю и с ним же излить сердце своё к Богу, как вдруг явился другой муж, сединами убелённый, небесной славой сияющий и подобный более Божеству, нежели человеку. Тогда Ония сказал: «Се Иеремия, пророк Божий», – и Иеремия, в то же мгновение, простёрши руку свою к Маккавею, подал ему златой меч и возгласил: «Приими дар Божий! Им сокрушишь всех врагов веры и отечества». После этого пророк и архиерей стали невидимы. Христолюбивые воины! Из этого видения, которого свыше удостоился величайший из военачальников, познайте, что святые угодники Божьи и по кончине своей молятся за вас к Господу и вспомоществуют вам против супостатов. Верность своим господам Благочестивые супруги Еспер и Зоя и дети их Кириак и Феодул 181 были рабами одного римлянина, по имени Катала. Невзирая на то, что господин их и весь дом поклонялись идолам, они жили по заповедям Иисуса Христа: были трудолюбивы, что возлагали на них, исполняли с усердием, и верностью отличались пред всеми домочадцами. В одно время блаженный Еспер, по приказанию господина, отправлен был в дальнее поместье, отчего Кириак и Феодул почувствовали огорчение и вскоре начали задумываться. Святая Зоя приписывала печаль детей своих то их нездоровью, то беспрестанным работам, то разлуке с родителем, но, к удивлению своему, вскоре узнала другое; ибо, когда с материнской нежностью начала выведывать у них причину душевного расстройства, дети сказали ей: «Любезная родительница! Мы не можем более жить с нечестивым Каталом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

2Кор. 1:11 . При содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. Еф. 2:18 . Потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе Гал. 3:19 . Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан чрез Ангелов, рукою посредника. Иер. 27:18 . А если они пророки, и если у них есть слово Господне; то пусть ходатайствуют пред Господом Саваофом, чтобы сосуды, остающиеся в доме Господнем и в доме царя Иудейского и в Иерусалиме, не перешли в Вавилон. 2Пет. 1:14 . Зная, что скоро должен оставить храмину мою... 15 . Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память. 2Мак. 15:14 . И сказал Ония: «это братолюбец, который молится о народе и святом городе, Иеремия,пророк Божий». Откр. 2:6 . Впрочем, то в тебе (Анг. Ефес. Цер.) .хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. 15 . Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Примеч . На основании этого откровения, сектанты считают николаитами и всех почитателей святителя Николая Чудотворца. Здесь осуждаются «Николаиты», которые держались учения Валаама, соблазнявшего людей есть идоложертвенное и любодействовать: ст. 14, ср. Чис. 31:16 . Чтители св. Николая, епископа Мирликийского, ничего общего не имеют с николаитами, так как святитель Николай сам вел жизнь строго святую и людей научал воздержанию и целомудрию. Св. Николай сам родился через полтораста лет после появления на свет книги Откровения (Иоан. Богосл. †101, а св. Николай род. 257 г.). Нельзя даже предполагать и того, что здесь заключается пророчество о почитателях св. Николая Чудотворца. Писатель Откровения говорит о николаитах не в будущем времени, а в настоящем: Откр. 2:6 . Из его слов ясно видно, что гнусные еретики николаиты уже существовали в его время. Откр. 2:14 . Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валаама ввести в соблазн сынов Израилевых ,чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Чис. 31:16 . Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору; за что и поражение было в обществе Господнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Между тем Александр, осаждая Тир, требовал вспоможения от иудеев и получил отказ, потому что они не хотели нарушить клятвы, которая связывала их с персидским государем. Гневный завоеватель, по взятии Тира и Газы приблизился к Иерусалиму. Адуй после всенародного поста, будучи наставлен Богом во сне, вышел навстречу неприятелю в священном облачении сопровождаемый священниками и народом в белых одеждах. Сверх чаяния Александр поклонился имени Божьему, которое находилось на челе первосвященника 798 , и принес жертву в Иерусалиме. Когда же показали ему пророчество Даниила о разрушении персидской монархии греческим царем, он оставил иудеям право жить по их отечественным законам, освободил их от податей в субботние годы и обещал те же преимущества находившимся в Вавилоне и Мидии; склонил некоторых вступить в свое войско. Самарянам, несмотря на обыкновенную хитрость их, не удалось испросить сих выгод, впрочем, храм их остался и сделался убежищем тех, которые заслужили наказание в Иерусалиме 799 . Нашествие Птоломея Лагова на Иудею По раздроблении Греческой монархии со смертью Александра, Птоломей сын Лагов, которому достался Египет, домогаясь Сирии, не оставил в покое Иудею. Воспользовавшись покоем субботнего дня, и войдя в Иерусалим под предлогом богослужения, он без труда овладел им и отвел в плен множество иудеев при первосвященнике Онии первом. Но узнав их верность в клятве, Птоломей вверил им защиту своих крепостей, дал в Александрии право гражданства, и в благодарность за сие благоволение взял с них клятву в подданстве себе и своим потомкам. Щедрость государя и земли побудили многих иудеев добровольно переселиться в Египет 800 . Самаряне, вместе с иудеями, отведенные в Египет, и там продолжали свое с ними несогласие, и одни посылали свои жертвы в храм Иерусалимский, а другие в самарийский. Симон праведный и его преемники Сын и преемник Онии первого, Симон, за благочестие и благотворительность прозванный праведным, возобновил укрепления Иерусалима и украсил храм 801 . Он оставил по себе сына Онию второго малолетним, поэтому первосвященство досталось брату Симона Елеазару и потом дяде его Манассии прежде, нежели оное наследовал Ония. Внешние отношения Иудеи в сие время

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Если же св. угодники так заботились и любили ближних, когда жили еще на земле и имели свои нужды и недостатки, то что же мешает им заботиться, помогать и молиться за нас там, где нет ни печали, ни воздыханий! Если мы, далее, почитаем земных наших благодетелей, то не тем ли более мы должны почитать св. небожителей, этих великих наших благодетелей? Да, почитание святых вполне сообразно с нашею природою и необходимо требуется ею: если мы прославляем героев за подвиги их, совершенные в той или другой области жизни, то не естественно ли нам прославлять также и святых, совершивших величайшие подвиги в области нравственной жизни? Итак, с точки зрения св. Писания и начал разума не подлежит сомнению, что должно почитать святых. Священное Писание представляет нам прямые и ясные свидетельства о том, что св. угодники, по отшествии от земной жизни, предстательствуют за нас пред престолом Вседержителя, не престают молиться за оставшихся на земле, что эти молитвы действенны пред Богом, т. е. угодны Ему и спасительны для человека. Так, еще в Ветхом Завете некогда Сам Бог говорил пророку Иеремии относительно народа еврейского: «хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер. 15:1 ). Этими словами Сам Господь показал, что Моисей и Самуил, давно уже умершие тогда, могли, значит, ходатайствовать пред ним за иудеев. Во 2-й же Маккавейской книге приводится и случай такого ходатайства или предстательства пред Богом праведника за грешников. Иуда Маккавей, пред вступлением в битву с Никанором, видел в откровении первосвященника Онию и пророка Иеремию умерших, молящихся за народ израильский. Иеремия, подавая Иуде золотой меч, сказал: «возьми этот святой меч, дар от Бога, которым ты сокрушишь врагов». Об Иеремии же Ония сказал Иуде: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия пророк Божий» ( 2Мак.15:12–16 ). Верование в ходатайство пред Богом, и по отшествии их на небо, выражается также и в молитвах ветхозаветной Церкви. Почти каждая молитва древней еврейской Церкви начиналась, сопровождалась и оканчивалась именами праотцов Авраама, Исаака и Иакова. Одушевленный такой верою, пророк Давид, например, взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиль, отец наших ( 1Пар. 29:18 ), очевидно, прося Господа услышать его молитву ради ходатайства этих угодивших Ему праведников. Точно также и пророк Даниил молил Бога: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» ( Дан. 3:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Следовать примеру Святых Угодников призывает христиан и св. апостол Петр, когда заповедует христианским женам подражать в жизни святым ветхозаветным праведницам, говоря: « Так некогда и свитые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям » ( 1Пет.3:5 ). Второе значение для людей Святых Угодников состоит в том, что они, предстоя Престолу Божию, молят. Бога за своих братьев, живущих на земле, как повествует Слово Божие. Так праведный Маккавей имел видение: « видение же его такое; он видел Онию бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, и с детства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славой, окруженный дивным н необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия пророк Божий » ( 2Мак.15:12–14 ). Тайнозритель Нового Завета, св. Иоанн Богослов в откровении своем видел Ангела, который « стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу: и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех Святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами Святых от руки Ангела пред Бога » ( Откр.8:3 ). И нет сомнения, что Господь слышит молитвы Святых Своих и исполняет прошения их. Ведь Святые Угодники– «друзья Божии» ( Ин.15:14 ); они те, которым Сам Бог сказал: « Если чего попросите у Отца но имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне » ( Ин.14:13 ). « Много может усиленная молитва праведного », пишет св. Апостол Иаков ( Иак.5:16 ). « Очи Господни , восклицает Псалмопевец, обращены на праведников, и уши Его к воплю их. Взывают праведные, и Господь слышит их » ( Пс.33:16–13 ). « Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит », свидетельствует писатель книги Притчей ( Притч.15:29 ). Выходя из вышесказанного, не трудно видеть, какие обязанности налагает на нас Слово Божие в отношении к Святым Угодникам: во-первых, мы должны призывать их в своих молитвах, во-вторых прославлять и ублажать их за молитвы о нас и добрый пример.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Та же мысль подтверждается и теми местами книги, где между смертью и мздовоздаянием, которое автор связывает с воскресением, также лежит известный промежуток времени. А что полное мздовоздаяние следует не тотчас после смерти человека, это ясно открывается из того, что на характер окончательного решения участи каждого человека могут еще иметь влияние жертвы и молитвы живых людей (XII, 42–45). Относительно состояния душ умерших людей в загробной жизни, 2 Макк. учит, что оно будет сознательным; Ония и Иеремия, молившиеся о народе и святом городе Иерусалиме (XV, 12–14), ясно говорят о таком, именно, учении книги. Общее представление книги о загробной вечной жизни таково, что земная жизнь, по сравнении с тою, является и краткою, и ничтожною (VI, 25). Если мы сравним учение 2-ой Макк. книги о всеобщем воскресении, с учением о том же других ветхозаветных книг, как, например, книги Иова (XIX, 25–26), где это учение является только как бы в зародыше, или у Езекииля (XXXVII г.), где говорится о том только, что Бог, по своему произволению, может воскресить и мертвеца, или у Даниила пророка (ХП, 2), где говорится о воскресевии многих. но не всех, – то для нас ясно будет, что учение 2-ой Мак. книги о всеобщем воскресении, согласное с учением богооткровенной религии, по полноте и подробности превосходит учение всех других ветхозаветных книг о том же предмете. Об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к миру духовному 2-я Маккавейская книга ясно учит о существовании мира ангельского. Когда Маккавей и бывшие с ним узнали, что Лисий осаждает твердыни Вефсуры, то с плачем и слезами, вместе с народом, умоляли Господа, чтобы Он послал доброго ангела к спасению Израиля (XI, 6). Приведенное место указывает ясно и на служение добрых ангелов. Ангелы, по смыслу приведенного нами места 2-ой Мак. книги, являются орудием промыслительной деятельности Бога об иудейском народе. В других местах 2-ой Макк. книги эти служители промыслительной деятельности Божией являются или в виде всадника в белой одежде (XI, 8), или в виде величественных мужей на конях с золотыми уздами (X, 29), или в виде страшного всадника, покрытого прекрасным покровом, на коне (III, 25), или в виде юношей, прекрасных видом, благолепно одетых (III.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010