LXV. Гонение Антиоха Епифана, мученичество семи братьев Маккавеев Симон, оклеветавший благодетеля и защитника своего народа, не довольствовался первыми кознями, но продолжал возбуждать смятения в городе против Первосвященника, и приверженцы Симона позволяли себе даже смертоубийства. Ония, видя умножающуюся злобу и ненависть начальника области Аполлония , удалился в Антиохию к Царю, чтобы оттоле защитить сограждан; но Селевк вскоре скончался и воцарился сын его Антиох Епифан, злейший гонитель Иудеев. – Собственный брат Онии, Иасон, домогаясь первосвященства, силой денег выпросил оное у Царя и обещал ему, ввести обычаи языческие в нравы своих сограждан. Разоряя законы, Иасон устроил, в предместии Иерусалима, палестру, для упражнения лучших юношей в гимнастических играх, и до такой степени возбудил усердие сограждан к Эллинству, что и сами жрецы перестали радеть, о жертвах и службах церковных, ни во что вменяя предания благочестивых отцов. Бесстыдный Иасон послал даже от себя серебро на игры, совершавшиеся в Тире, и для жертвы Ираклу; но сами посланные просили, чтобы деньги сии употреблены были на что либо менее беззаконное, и их употребили на корабли. Когда же сам Антиох, на пути в Египет, посетил Иерусалим, Иасон встретил его с чрезвычайной почестью; но подобно как он сам восхитил достоинство архиерейское у брата Онии, так и другой брат его, Менелай, исходатайствовал себе, у того же Царя, силой денег, сие достоинство, и принужден был бежать Иасон, а Менелай превзошел его нечестием. Воспользовавшись отсутствием Царя из Антиохии, он убедил царского наместника Андроника, умертвить добродетельного Онию, который укрывался в безопасном месте близ столицы. Подкупленный дарами, Андроник вызвал Онию из его убежища, дав ему клятву о сохранении жизни, и коварно умертвил его; но подвергся сам той же участи, ибо возбудил общее негодование своим преступлением. Не только Иудеи, но и язычники, возроптали на клятвопреступника, и по жалобе первых, Антиох, огорченный смертью праведника, велел предать Андроника достойной казни, на месте его преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

    Русский перевод пересмотренного и исправленного издания Библейского словаря, составленного Эриком Нюстремом в 1868 г. А    Аарон • Аароновы потомки • Аваддон • Авана и Фарфар (Парпар) • Аварим • Авва • Аввакум • Аввеи • Аввим • Август • Августово рассмотрение • Авдемелех • Авденаго • Авдий • Авдон • Аве-Ситтим • Аведдар • Авель-Беф-Маах • Авель-Керамим • Авель-Мехола • Авелмехола • Авель-Мицраим • Авель или Хавель • Авен • Авен-Езер • Авенир • Авесса • Авессалом • Ави • Авиам • Авиафар или Эвиафар • Авив • Авигея • Авизер 1 или Иезер • Авилинея • Авимелех • Авинадав • Авиноам • Авирон • Ависага • Авитала • Авихаиль • Авишуй • Авиуд • Авия • Авнан • Аврам, Авраам • Ав • Авран • Агав • Агава • Агаг • Агарь • Агаряне • Аггей • Аггифа • Агнец • Аголиав • Агур • Ад • Ада • Адам • Адама • Адар • Адда • Аддий • Адер • Адифаим • Адма • Адолламская пещера • Адони-Везек • Адонирам • Адониседек • Адония • Адораим • Адраазар • Адрамелех • Адрамит • Адриа • Адриэл • Адуммим • Азаил • Азария • Азека • Беф-Азмавеф • Азор • Азот • Аиалон • Аин • Аир • Аист • Акелдама • Акила • Акка • Аккад • Акравим • Алебастр • Александр • Александрийцы • Александрия • Аллилуйя • Алмодад • Алмон, Аллемеф • Алой • Алтарь • Алфей • Альфа и омега • Амадаф • Амалик • Амаликитяне • Амаликова гора • Аман • Амана • Амария • Амаса • Амасай • Амасия • Амвон • Амврий • Амелсар • Амессай • Амий • Аминадав • Аминь • Амми • Аммонитяне • Амнон • Амон • Аморреяне • Амос • Амплий • Амрам • Амрафел • Амфиполь • Ана • Анав или Анаф • Анамеил • Анамелех • Анамим • Ананий • Анания • Анания, Мисаил и Азария • Анафема • Анафоф • Ангел • Ангел Господень • АндрейАндроник и Ония • Анна • Аннон • Антипа • Антипатрида • Антиохия • Антихрист • Анхус • Аод • Апокрифический • Аполлония • Аполлос • Апостол • Аппиева площадь • Апфика • Ар и Ар-Моав • Ара • Аравия, Аравитяне • Арад • Арам • Аран • Арарат • Арба • Арвад • Арвадены • Аргов • Ареопаг • Арета • Аримафея • Ариох • Аристарх • Аристовул • Ариэл • Аркей • Армагеддон • Армения • Арнон • Ароэр • Ароир • Арпад • Арса • Артаксеркс • Артем • Арум • Арфаксад • Архангел • Архелай • Архи • Архипп • Архитянин • Арюбов • Ас, Аш. • Аса • Асаил • Асаия • Асардан • Асасель • Асаф • Асенефа • Асийские начальники • Асинкрит • Асир • Асирово колено • Асироф • Асия • Аскалон • Аскеназ • Аснафар • Асор • Асарские царства • Ассуир • Ассупим • Асс • Ассур • Астароф • Астарта • Астинь • Атах • Атароф • Атталия • Афарим • Афарсафхеи, Афарсахеи • Афек • Афин • Афины • Афни • Ахав • Ахаз • Ахаик, Фортунат и Стефан • Ахаия • Ахан • Ахзив • Ахиил • Ахикам • Ахим • Ахимаас • Ахимаац • Ахимелех • Ахинадав • Ахиноама • Ахиноамь • Ахио • Ахисар • Ахитофел • Ахитув • Ахия • Ахор • Ахса • Ахсаф • Ашан • Ашбея • Ашима • Ашна • Аштерофа • Ашур

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

32 Тогда Менелай, думая воспользоваться благоприятным случаем, похитил из храма некоторые золотые сосуды и подарил Андронику, а другие продал в Тире и окрестных городах. 32 Возмнев же менелай восприяти себе время благополучно, златыя иекия сосуды от церкве украд дарова андронику и ина продаде в тир и во окрестныя грады. 33 Верно дознав о том, Ония изобличил его и удалился в безопасное место - Дафну, лежащую при Антиохии. 33 Иже явно познав ониа, обличаше его, отшед в место безопасное, в дафнию близ антиохии лежащую. 34 Посему Менелай, улучив наедине Андроника, просил его убить Онию; и он, придя к Онии и коварно уверив его, дав руку с клятвою, хотя и был в подозрении, убедил его выйти из убежища и тотчас убил, не устыдившись правды. 34 Оттуду менелай взем на едине андроника, моляше да убиет онию. Он же пришед ко онии, и увещав лестию, и десницу с клятвою дав, аще и в подозрении бе, усоветова из безопаснаго места изыти, егоже и абие заключив уби, не устыдевся правды. 35 Этим раздражены были не только Иудеи, но и многие из других народов, и негодовали на беззаконное убийство этого мужа. 35 Сея же ради вины не токмо иудее, но мнози и от иных языков иегодоваху и скорбяху о неправедньм мужа убийстве. 36 Когда же царь возвратился из стран Киликии, то бывшие в городе Иудеи с вознегодовавшими Еллинами донесли ему, что Ония убит безвинно. 36 Возвратившуся же царю от киликийских мест, сущии во граде иудее приступиша просяще (суда) купно с ненавидящими беззакония еллинами о безвиннем убийстве ониине. 37 Антиох, душевно огорченный и тронутый сожалением, оплакивал добродетель и великое благочиние умершего 37 Оскорбився убо душею антиох (онии ради) и преклонив на милость, и слезы излияв о целомудрии скончавшагося и о мнозем благонравии 38 и в гневе на Андроника, тотчас совлекши с него порфиру и изодрав одежды, приказал водить его по всему городу и на том самом месте, где он злодейски погубил Онию, казнить убийцу, чем Господь воздал ему заслуженное наказание. 38 и разярився душею, абие со андроника порфиру совлек и одежды ободрав, по всему граду повелев обводити, на томже месте, идеже онию нечестиво уби, тамо убийцу погуби, Господу достойную ему казнь воздающу.

http://drevo-info.ru/articles/11056.html

Но царь умирает как раз в это самое время, а Иасон, родной брат Онии, вытеснил последнего с должности верховного первосвященника и откупил её у нового царя, Антиоха Епифана, за значительную сумму денег, вместе с разрешением вводить между иудеями греческую религию, нравы и обычаи, и устроить в Иерусалиме греческую гимназию. В широких размерах пользуется Иасон этим разрешением и с большим успехом, содействует, отпадению народа от веры отцов (IV, 1–22). Однако, спустя три года, Менелай, брат вышеупомянутого Симона. предложил царю на 800 талантов дороже Иасона за откуп должности верховного первосвященника, каковую и получил от царя, но возвратился в Иерусалим «с гневом жестокого тирана и яростью дикого зверя» и принудил Иасона самого к бегству в землю Аммонитскую. Менелай, однако, не уплатил царю обещанных денег и, вызванный по этому случаю царем, уехал в Антиохию, оставив брата своего Лисимаха заместителем должности верховного первосвященника; при этом Менелай похитил золотые сосуды из храма, которые частью подарил царскому наместнику – Андронику, частью продал жителям Тира и других городов: пользуясь отсутствием царя, он склонил наместника коварным образом умертвить Онию, который прибыл в вольное местечко – Дафну, близ Антиохии, с целью донести о похищении, совершенном в храме; царь, возвратившись, был до такой степени разгневан этим, что приказал умертвить наместника на том самом месте, где им был злодейски убит первосвященник Ония (IV, 28–88). Между тем в Иерусалиме народ возмутился против Лисимаха за грабеж в храме, совершенный им в сообществе с Менелаем, при чем вызванная им вооруженная охрана была перебита, а святотатец-грабитель умерщвлен в дверях сокровищницы. По этому поводу возникло следствие против Менелая, но он, осыпав дарами Птоломея, сумел направить следствие так в свою пользу, что был оправдан, его же обвинители, трое выборных, прибывшие с жалобой, были казнены (IV, 39–50). Около этого времени Антиох предпринял другой поход на Египет и тогда же особенные знамения на небе, над городом Иерусалимом, возвестили евреям начало бедственных времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

книги совершенно не относятся, так как фамилия Тобиадов была в большом почете в царствование Антиоха Великого, к каковому времени и относится рассказ Иосифа Флавия. Для подтверждения своих заключений о несостоятельности гипотезы Вилльриха, Слуис ссылается на Бюхлера, который в своем сочинении: „Die Tobiaden und Oniaden“ (p. 120) на солидных основаниях доказывает, что во 2 Макк. книге нет никаких указаний на споры Ониадов и Тобиадов, между Селевкидами и Лагидами 288 , хотя пререкания между Симоном и Онией и давали удобный для того повод. Таким образом, нет никаких данных предполагать, чтобы Ония 2 Макк. книги (гл. IV) строил храм в Леонтополисе в Египте и чтобы автор 2 Макк. книги старался это исказить, будто бы, заставив его умереть в Дафнах, а на место его отправив ненавистного Иасона, тем более, что автор книги нигде не говорит, чтобы Иасон строил храм в Леонтополисе. Кроме того, мы положительно не видим в приведенном нами рассказе книги касательно Онии гл.) чего-либо несообразного, что могло бы подать повод заподозрить его подлинность. Мы читаем, что Ония жил в Антиохии; очевидно, он отозван был туда после своего отрешения, чтобы не стеснять своего преемника в Иудее и чтобы быть на глазах у правительства; все это – явления весьма понятной и заурядной правительственной политики. Но, понятно, при первом удобном случае, Онии легко было снова занять свое прежнее положение по своему сану и потому, естественно, он был неудобным соперником для Менелая, почему последний и желал его удалить. Вот это-то и передает книга, правда, с известными риторическими приемами, например: что Андроник был казнен на том самом месте, где, по его воле, был умерщвлен Ония. Но, понятно, достоверность факта смерти Онии в Антиохии от этого нисколько не страдает. Что касается рассказов Иосифа Флавия, у которого, будто бы, автор 2 Макк. книги заимствовал известие об Онии, исказив его предварительно, то Низе в своем сочинении 289 , излагая подробную характеристику обоих рассказов: „De bello Iudaico“ и „ Antiquitates“, касающихся Маккавейского восстания, между прочим, говорит: «Иосиф – только автоматический пересказчик своих источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

2Мак.4:30 В то время как это происходило, взбунтовались Тарсяне и Маллоты за то, что они отданы были в дар Антиохиде, наложнице царской. «В то время, как это происходило…», т. е. когда Менелай и Сострат собирались предстать на суд царя. – Тарсяне – жители города Тарса, столицы Киликийской. – Маллоты – жители города Малла, в Киликии же недалеко от моря. Отдача областей и городов, т. е. доходов с них в качестве приданого или «на туалетные расходы» царских невест и жен, была в обычае у древнеазиатских владык. Антиох идет в этом случае еще дальше, сделав попытку распространить этот обычай и на своих наложниц, что, естественно, не могло понравиться никому, как и Тарсянам. 2Мак.4:31–33 Посему царь поспешно отправился, чтобы привести дела в порядок, оставив вместо себя Андроника, одного из почетных сановников. Тогда Менелай, думая воспользоваться благоприятным случаем, похитил из храма некоторые золотые сосуды и подарил Андронику, а другие продал в Тире и окрестных городах. Верно дознав о том, Ония изобличил его и удалился в безопасное место – Дафну, лежащую при Антиохии. Дафна, городок возле Антиохии, собственно предместье ее, за р. Оронтом, с знаменитою рощею, в которой находился храм Аполлона и Артемиды и συλον τμενος (Страб. XVI, 750). 2Мак.4:34–36 Посему Менелай, улучив наедине Андроника, просил его убить Онию; и он, придя к Онии и коварно уверив его, дав руку с клятвою, хотя и был в подозрении, убедил его выйти из убежища и тотчас убил, не устыдившись правды. Этим раздражены были не только Иудеи, но и многие из других народов, и негодовали на беззаконное убийство этого мужа. Когда же царь возвратился из стран Киликии, то бывшие в городе Иудеи с вознегодовавшими Еллинами донесли ему, что Ония убит безвинно. «Бывшие в городе Иудеи…». Ο κατ πλιν Ιουδαοι, т. е. жившие в Антиохии Иудеи. 2Мак.4:37 Антиох, душевно огорченный и тронутый сожалением, оплакивал добродетель и великое благочиние умершего «Добродетель и великое благочиние умершего…», σωφροσνη και ευταξα – обозначения характера Онии с точки зрения языческой, что – с точки зрения Иудейской – выражается (III: 1) в понятиях – ευσβεια и μισοπονηρα.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вилльрих, в своем сочинении: „Juden und Griechen vor der makkabäischen Erhebung“ (Göttingen. 1895 г.), старается доказать, что автор 2 Макк. книги враждебно настроен был ко вновь выстроенному храму в Египте – в Леонтополисе и что, будто бы, прямою целью его сочинения было всемерно унизить авторитет этого последнего храма. Для этой цели, утверждает Вилльрих, автор 2 Макк. книги, будто бы, воспользовался известиями Иосифа Флавия в „De bello Iudaico“ и „Antiquitates“ и передал их в своей книге совершенно искаженными. Мнимым поводом для такого заключения Вилльриху послужил рассказ 2 Макк. книги (IV, 27–38) о том, как первосвященник Менелай, которому грозила опасность потерять свой сан, старался отделаться от своего предшественника и соперника Онии, преследовавшего его своими жалобами и обвинениями. В отсутствие царя, он подарками расположил к себе его наместника Андроника. Ония заметил грозившую опасность и искал убежища в храме в Дафнах, но Андроник торжественными уверениями и клятвами выманил его оттуда и умертвил. В Антиохии распространилось общее раздражение. Антиох, вернувшийся вскоре после этого, тоже сильно разгневался, сожалел о смерти Онии и приказал казнить Андроника на том же самом месте, где он умертвил первосвященника. Этот рассказ Вилльрих считает просто искажением известия, переданного Иосифом Флавием. По Вилльриху, Ония приведенного сейчас рассказа есть тот самый, о бегстве которого в Египет рассказывает Иосиф, поставляя его в „Bellum « (I, 31, 33) в связь с ограблением Иерусалима. Автор же 2-й Макк. книги, утверждает Вилльрих, заставляет Онию умереть в Дафнах, а в Египет направляет нечестивого и всем ненавистного Иасона и все это, будто бы, затем, чтобы подорвать авторитет нового храма в Египте. Эта гипотеза Вилльриха об авторе 2 Макк. книги и о его намерениях, при написании им своей книги, вызвала обстоятельное опровержение со стороны Слуиса в его сочинении: „Quaestiones de Массаваеогит libris I et II“. Слуис (стр. 14–30) обстоятельно доказывает, что описанные у Иосифа факты из жизни Ониадов и Тобиадов на самом деле к рассказу 2 Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Мы указали уже на то, как в силу подобных обстоятельств слились понятия мытаря и грешника в представлении еврейского простолюдина; вместе с тем нужно отметить и то, что с этого времени сблизились понятия богача и безбожника с одной стороны, и бедняка и благочестивая – с другой. Мытарями были богачи, и так как именно они собирали подати для языческих властелинов, то обыкновенно они и являлись представителями духовного влияния эллинизирования язычества на еврейскую среду, из которой они сами происходили. Их образ действий, естественно, являлся одновременно изменой и Богу, и родному народу. Менелай, как оказалось, не мог уплатить всех обещанных денег, и сирийский начальник Иерусалимской крепости, бывший вместе с тем и главным сборщиком податей, предъявлял к нему неоднократные требования об уплате дани. Дело дошло до столкновения между ними, и оба они были вызваны к царю. Менелай оставил в Иерусалиме, в качестве своего наместника, брата своего Лизимаха. Когда он прибыл в Антиохию, царя там не было, – его отозвали волнения в Киликии. Для управления делами царства на время отсутствия царя назначен был некто Андроник. Менелай воспользовался этим положением вещей и подкупил Андроника золотыми сосудами из храма. Это, по-видимому, возбудило в еврействе большое раздражение. Вблизи Антиохии жил один муж, который зорко следил за деятельностью нового первосвященника. За Оронтом, только им отделенный от Антиохии, лежал городок Дафне; здесь было священное убежище для политических преступников. Сюда удалился и прежний первосвященник Оний III после низвержения его братом Язоном. Он узнал о подарках, поднесенных Менелаем царскому наместнику Андронику. Он проведал, далее, что Менелай, нуждаясь в деньгах, продал в Финикию другие священные сосуды Иерусалимского храма. Тогда он отважился открыто упрекнуть Менелая. Конечно, это обличение было для него самого гибельно. Менелай донес Андронику, что Оний обвиняет его в продажности, и Андроник убил Ония, выманив его из его убежища клятвенными обещаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На этот раз царя не было в столице; наместником его оставался один из сановников его, Андроник. Менелай подарил ему часть золотых сосудов, а прочие распродал в Тире и других городах. Об этом узнал первосвященник Ония, укрывавшийся в ту пору в Антиохийском храме Аполлона, который почитался у язычников неприкосновенным убежищем, и обличал оттуда Менелая в святотатстве. Но Андроник, по наущению Менелая, обманом выманил Онию из убежища и убил его. Это преступление возбудило негодование не только Иудеев, но и язычников. Сам царь, по возвращении в столицу, узнавши дело, пролил слезы об Онии и велел казнить Андроника. Между тем Лисимах, исполняя волю своего брата, продолжал расхищать церковные сосуды. От этого произошел мятеж в народе, во время которого Лисимах был убит; а к царю из Иерусалима отправлены были от старейшин трое послов с жалобами на Менелая. Но подарки оправдали святотатца, а невинные доносители преданы были смерти. 2. Бедствия, причиненные иудеям Антиохом Епифаном В это время над Иерусалимом, в продолжение сорока дней, являлись вооруженные войска, и видны были между ними сражения на воздухе. Все считали это знамением каких-либо близких событий, и молили Бога, чтобы Он обратил его во благо. Вскоре разнеслась молва, будто Антиох умер. Некогда незаконно возведенный в сан первосвященника и потом низверженный Антиохом Иасон, собравши до тысячи человек, неожиданно напал на Иерусалим, овладел городом, принудил другого лже-первосвященника Менелая запереться в крепость и начал свирепствовать над гражданами, но был выгнан, скитался из страны в страну и умер вдали от отечества. Когда Антиоху донесено было о происшествиях в Иерусалиме, он усумнился, как бы не отложилась от него Иудея. Кроме того и в Египте встретила его неудача. Римляне приняли это государство под свое покровительство и заставили его удалиться. Тогда он на возвратном пути всю свою злость излил на Иерусалим. Он впущен был в город своими сообщниками, и отдал приказание воинам истреблять всех, кто ни встретится, не разбирая ни пола, ни возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

2Мак.4:38 и в гневе на Андроника, тотчас совлекши с него порфиру и изодрав одежды, приказал водить его по всему городу и на том самом месте, где он злодейски погубил Онию, казнить убийцу, чем Господь воздал ему заслуженное наказание. Πορφρα – порфира, которую носил Андроник, была не знаком царственного достоинства его, а просто отличием, знаком особого благоволения царя к Андронику. – «Приказал водить его по всему городу и на том самом месте… казнить…». Греч.: περιαγαγν καθλην τν πολιν π αυτν τν τπον… απεκτενε…, слав. точнее: «по всему граду повелев обводити, на том же месте… погуби…» Оба эти действия взаимно, так сказать, служили одно другому: Антиох, – точнее сказать, – приказав через весь город провести Андроника к тому же месту ( επ αυτν τον τπον), где был убит Ония, казнил там и самого убийцу. 2Мак.4:39–40 Когда же в городе были произведены многие святотатства Лисимахом, с соизволения Менелая, и разнесся о том слух, то народ восстал на Лисимаха, ибо похищено было множество золотых сосудов. Когда восстал народ, исполненный гнева, то Лисимах вооружил до трех тысяч человек и начал беззаконное насилие под предводительством одного тирана, старого летами и не менее застаревшего в безумии. «Начал беззаконное насилие…», κατρξατο χειρν αδκων, аналогично αρχειν πολμου, начать войну. 2Мак.4:41–45 Увидев такое насилие Лисимаха, одни схватили камни, другие – толстые колья, а иные, хватая с земли пыль, бросали все вместе на людей Лисимаха и таким образом многих из них ранили, других поразили и всех обратили в бегство, а самого святотатца умертвили близ сокровищницы. Об этом состоялся суд над Менелаем. Когда царь прибыл в Тир, то посланные от собрания старейшин три мужа представили ему жалобу. Менелай, уже взятый, обещал Птолемею, сыну Дорименову, большие деньги, если он упросит за него царя. О Птолемее, сыне Дорименове, см. к 1Mak III: 38 . 2Мак.4:46 И Птоломей, отозвав царя в притвор под предлогом отдохновения, извратил дело. «В притвор…» – ες τι περστυλον, слав.: «в некий притвор». Это была, вероятно, галерея или колоннада, примыкавшая к дворцу или судебному залу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010