Крестовоздвиженский монастырь, 1 класса, в Нижнем Новгороде. История его восходит к XIV веку. Он совмещает в себе три женских монастыря, существовавших прежде в Нижнем: Зачатиевский монастырь, основанный (в 1355-1365 годах) супругою князя Андрея Константиновича, Анастасией Ивановной Воскресенский, неизвестно когда и кем основанный, и Происхожденский, который сначала находился близ реки Волги, но по причине тесноты в 1815 году перенесен на настоящее место. Соборный храм в честь Воздвижения креста Господня построен в 1814-1823 годах. При монастыре школа — приют для сирот. Монастырь славится золотошвейными работами. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В Нижегородском Крестовоздвиженском монастыре были соединены три древние женские обители. Первая по древности – обитель в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведною Анной - была основана еще в середине 14 века супругой великого князя Нижегородско-суздальского Андрея Константиновича великой княгиней Анастасией Ивановной (в иночестве Вассой, в схиме – Феодорой, впоследствии прославленной, как местночтимая святая). В 1764 году, в период Екатерининских церковных реформ, обедневший монастырь, имевший к тому времени четырехсотлетнюю историю, был упразднен и причислен кремлевскому монастырю во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. Воскресенский монастырь. находившийся внутри Нижегородского кремля, упоминается в нижегородской сотной грамоте 1621 года. В 1715 году монастырь горел, а в 1723 году монахини с уцелевшим имуществом были переведены также в Происхожденческий монастырь. По преданию, записанному Н.И. Храмцовским, Происхожденский монастырь был основан на месте между кремлем и церковью во имя великомученика и Победоносца Георгия, куда в 1611 году были снесены нижегородцами пожертвования в ответ на воззвание Козьмы Минина о спасении Отечества. Из более достоверных источников известно, что обитель строилась в начале 17 века на средства государевой казны. Архимандрит Макарий, историк и в 1879-1885 годах епископ Нижегородский и Арзамасский, относит основание монастыря к 1612 году.

http://sobory.ru/article/?object=01815

Директор Амстердамского центра восточно-православного богословия Михаил Баккер обратил внимание на то, что Святая Гора не может сегодня восприниматься как некий музей, поскольку Афон, прежде всего, это живая традиция. Он отметил важность такого антропологического понятия, хранимого на Афоне, как «духовный интеллект». На Западе данное понятие заменил разум. Председатель Христианско-демократического движения Словакии, бывший еврокомиссар по науке, образованию и культуре Ян Фигель отметил, что Европа - это больше, чем просто общий рынок, ей для успешного развития необходимо осознавать свои культурные корни, которые как мозаика складываются из разных духовных традиций. Особая роль в этом процессе принадлежит Афону. Президент Фонда Андрея Первозванного Сергей Щеблыгин рассказал о значимости связей России с Афоном и назвал монашескую республику «духовной родиной» для русской культуры. Так, на Афоне принял монашеский постриг преподобный Антоний Печерский. Из Ватопеда прибыл в Московию для перевода греческих книг преподобный Максим Грек. С Афоном связаны судьбы писателей Андрея Муравьева, Константина Леонтьева, Бориса Зайцева, творчество ученых и подвижников архиепископа Василия (Кривошеина) и архимандрита Софрония (Сахарова), священников Павла Флоренского и Сергия Булгакова, Алексея Лосева. Именно поэтому для современной России так важно не прерывать духовную связь с Афоном. Сергей Щеблыгин отметил, что по инициативе Фонда Андрея Первозванного с Афона в Россию были принесены мощи апостола Андрея Первозванного и евангелиста Луки, также фонд оказывает помощь Русскому Свято-Пантелеймонову монастырю и организовывает паломнические поездки. Участникам конференции была представлена уникальная выставка фотографий Афона. На ней были представлены работы из альбома великого князя Константина Константиновича Романова, сделанные в фотомастерской Свято-Пантелеймонова монастыря в конце XIX века и современные фотографии, снятые насельниками Ватопедского монастыря. Перед гостями выступили Византийский хор «Тропос» с исполнением афонских песнопений, а также ансамбль русской духовной музыки «Светилен». 9 июля в храме Румынской Православной Церкви в Зальцбурге была совершена Божественная литургия по афонскому чину, которую возглавил архимандрит Ефрем (Кутсу).

http://e-vestnik.ru/world/sohranit_iskon...

А храбрых литовцев с нами семьдесят тысяч латников… О соловей,летняя птица,вот бы тебе, соловей, пением прославить великого князя Дмитрия Ивановича (Московского св.Дмитрия Донского, КФ) и брата его князя Владимира Андреевича, и из земли Литовской двух братьев Ольгердовичей, Андрея и брата его Димитрия,да Дмитрия Волынского» (А.А. Черемин,Полоцкое княжество, 9-14 в.в., стр.236-7, Минск,Белорусский Дом Печати, 2013 г.) Вся Южная, Западная и Северо-Западная Русь выступила на стороне Московской Руси в битве на поле Куликовом, вся православная Литовская Русь, которая была против изменника Православия и русского выбора Великого князя Литовского Ягайло Ольгердовича, поменявшего Истину Православия на заблуждения латинства и Святую Русь на польскую корону. Пойдя с противниками Ягайлы Андрееем Псковским и Дмитрием Брянским Гедиминовичам на стороне Москвы, все остальные продемонстрировали свое принципиально негативное отношение к Ягайле и антиправославному антимосковскому выбору. Кто эти все: Дмитрий Михайович (Кориатович), внук Гедимина, Волынский Роман Михайлович Брянский (Дмитрий Ольгердович с брянского княжения перешел на прямое служение московскому князю) (, Иван Константинович Оболенский, Симеон Константинович Оболенский, Роман Семенович Новосильский с тридцатью пятью тысячами воинов, князь Лев Андреевич Друцкий с полком, участвовали полки из Полоцка, Стародуба,Трубчевска, участвовали полки из городов тогдашнего великого княжества Литовского,Русского, Жемайтского – Друцк, Новосиль, Оболенск,Полоцк (Андрей Ольгердович, помимо Псковского полка, привел с собой более сотни псковских ратников), Смоленск, Стародуб,Таруса, Трубчевск. С этих русских земель было более пятидесяти пяти тысяч ратников, от Московской Руси- более 20 тысяч (А.А. Черемин, Полоцкое княжество, 9-14 в.в., стр.235-6, Минск,Белорусский Дом Печати, 2013 г.) Таким образом, Куликовская Победа –это победа всея Руси, она доказала москвоцетричности русского государства, а прихд к власти предателя Литовской Руси Ягайлы и развернутое им гонение на Православие сделало воссоединение русских земель с Москвой вопросом сохранения православной веры и русской идентичности. Участие волынского и полоцкого полков и князей Малой и Белой и Черной Руси в Куликовской битве на стороне Москвы опровергает все построения «мазепинских» и псевдобелорусских «самостийников о нерусском ( «украинском», «белорусском» характере Великого Княжества Литовского, Русского и Жемайтского, русских княжеств и городов- Полоцкого, Волынского, бредни о «нерусских» Брянске, Стародубе Смоленске, Пскове, Тарусе и т.д. Эти города можно называть Белой Русью , Северской Русью ,исходя из аксиомы о том,что это русская земля, а отделение от великороссов белорусов, северских русских и малороссов является злом, неоязчеством и «политическим униатством» одновременно и исторической фальсификацией.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/21/maloro...

Он был погребен в Нижегородском соборе в честь Преображения Господня рядом со своим отцом. Святая княгиня Феодора, в миру Анастасия (Васса, Василиса), дочь тверского боярина Иоанна и его супруги Анны, родилась в 1331 г. Совсем юной, в 12-летнем возрасте, ее выдали замуж за нижегородского князя благоверного Андрея Константиновича. После 12 лет бездетной супружеской жизни князь, как уже было сказано, скончался, приняв перед смертью монашество. Княгиня прожила в миру еще 4 года, а затем даровала свободу всем слугам, раздала свое имущество и поступила в Нижегородский Зачатьевский монастырь, построенный ею еще при жизни супруга, на берегу р. Волги, при подошве Нижегородского кремля. Ее постригал святой Дионисий, впоследствии архиепископ Суздальский († 1385). В иночестве святая часто пребывала без пищи день, два, а иногда и пять; ночи проводила в слезных молитвах, на теле носила власяницу. Она стяжала дар смирения и любви, и все оскорбления переносила незлобиво. Пример строгой жизни преподобной Феодоры увлекал и других: в ее общежительной обители постригались княгини и боярыни, всего было около 100 сестер. Скончалась преподобная Феодора в 1378 г. В XIX в. могила преподобной Феодоры находилась рядом с могилой ее мужа, в южном приделе храма-усыпальницы Нижегородских князей, в подземной части построенного заново Нижегородского Преображенского собора. В 1829 г. древний Нижегородский Преображенский собор был разобран и построен заново, и 17 сентября 1834 г. произошло освящение храма. Могилы нижегородских князей, в том числе и князя Андрея, оказались в отдельной усыпальнице в подземной части храма. Сюда же перенесли и надгробные плиты, ранее находившиеся в самой церкви. Впоследствии в усыпальнице на добровольные пожертвования устроили церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с северным приделом во имя святых бессребреников Космы и Дамиана и южным – во имя великомученика Димитрия. Могила благоверного князя Андрея и его жены оказалась в южном приделе храма-усыпальницы; здесь ежедневно совершались службы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Беседа их настолько многогранна и интересна, что читатель, взявший в руки альманах, с удовольствием прочитает её до конца и захочет перечитывать вновь. В беседе упоминаются имена Распутина, Белова, Бурляева и многих других замечательных людей России. " Россия, - сказал Крупин, - страна, вписанная в Вечность. А мы - сыны России... Для русских Истина - Христос, другой не будет отныне и довеку, пока до этой истины мы не поднялись, будем копошиться в своих правдах " . Здесь напечатаны и отдельные рассказы Галины Крупиной: " Любовь спасающая " и " Встреча со сбывшейся мечтой " . Восемь страниц в альманахе предоставлены румынскому православному богослову Думитру Станилоэ. Его работа " Святоотеческое наследие " достойна не только прочтения, но и внимательного изучения. Интересны и поучительны беседы члена Союза литераторов России Андрея Сигутина с иереем Георгием Казанцевым о покаянии; с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым о православии и власти; с отцом Андреем Лобашинским о присутствии Божием; с казачьим атаманом Игорем Константиновичем Лизуновым о пути к Богу через ратоборство. Все интервью чётко вписываются в общую идею: " Человечество освятилось Богом " . Мы должны приложить усилия, чтобы воспользоваться даром Божьим - спасением, которое есть освобождение от духовного недуга, исцеление и преображение. Цель спасения - приближение и соединение человека с Богом, с Христом. Беседы Андрея Сигутина с разными священниками помогают читателю постичь глубину истин Православия, понять и полюбить его, открыть для себя спасительное предназначение многих Таинств. В альманахе также достойно представлены краеведческие художественные очерки Аллы Тагиевой: " Исторические реликвии Свято-Пафнутьева Боровского монастыря " , " 551 год прошёл с той поры, когда в глухом лесу на берегу быстрой холодной речушки Истерьмы основан монастырь " ; очерк " Княжий дар - колокольня " рассказывает, что " древнерусские храмы колоколен не имели... Колокольню подрядились вознести артельные люди из Малоярославца... Деньги дал князь К.О.Щербатов " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/10/...

Иосифа. Никандра. Савина. Маркела. Генадия. Иосафа. Варсонофия. Илию. игумена Серапиона 1097 . (300) Арсения. Феогнаста. Пафнотия. Иону. Андрея. Досифея. Селивестра. Ионна. Кондрата. Неофита. Герасима. Мартиниана. Феогнаста. Евфимия. Галасия. Антония. Иоакима. Феодора 1098 . Симона. Исака. Гавриила. Ефрема. Максима. Софония. Феодосия 1099 . Илариона. Серапиона. Дионисия. Маркела. Иова. Арсения. Игнатия. Селивана. Александра. Павла. Игнатия. Исаия. Логгина. Дамиана. Илариона. Инокентия. Инокентия. Игнатия. Михаила. Давида 1100 . Ефрема. Сергия. Венедикта. Нестора. Михаила. Исака. Александра. Евфимия. Пахомия. Иосифа. Касьяна. Венедикта. Арсения Одинец 1101 . Вавилу. Игнатия. Сергия. Симеона 1102 . Дионисия. Иосафа. Феодосия. Тихона. Иосифа. Арсения. Иону. Герасима. Сергия. Зосиму. Василия. Варлама. Мартиниана. владыка Саватия. Леонтия. Симеона. Феосия. Симона Салавцой . Савастьяна. Васьяна. Конона. Мисаила. Варлаама Путятин 1103 . Христофора. Игнатия. Лаврентия. Герасима. Никона. Арсения Шашаблацов . Игнатия. Никона. Иова. Васьяна. Киприана. Павла. Власна. Силуана. (400). Анисима. Игнатия. Иова. Феогнаста. Игнатия. Ксенофонта. владыка Филофея 1104 . Парфения. Варсонофия. Саву. Нила. Инокентия. Досифея. Венедикта. Тимофея. Никиту. Пахомия. Филарета. Лаврентия. Иулиана. Алексея. Панкратия. Арсения. Парфения. Конона. Гурия. Герасима. Акакия. Касьяна. Пахомия. Герасима. Никандра. Марка. Иону. Иосифа. Варсонофия. Ефрема. Иону. Герасима. Герасима. Иринарха. Макария. Паламона. Паисея 1105 . Игнатия. Никона. Трофима. Герасима. Галасия 1106 . Нафанаила. Андреана. Ельферия. Дионисия часовик 1107 . Ефрема. Илию. Ефрема. Ефросина. Трифона. Исака. Германа белской . Герасима. Иакинфа. Галасия. Геронтия Галарев . Иону. Аврамия. Кирила 1108 . Андрея. Матфея. [Василия]. Исихии. Герасима. Вениамина. Антипа. Исаию. Димитрия. Паисея. Маркела. Никона владыка 1109 . Андреяна. Феогноста. Стефана. Макария. Симона. Иону. Серапиона. Иосифа. Андроника. Зосимы. Феодорита. Логгина. Иону. Геронтия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Княжна Варвара Алексеевна Черкасская была самой богатой невестой в России, но имела «прошлое, не лишенное бурь и испытаний». Сановный отец никак не мог выдать ее замуж. Сначала сама Анна Иоанновна благословила ее на брак со своим фаворитом обер-гофмейстером графом Левенвольде, но он не состоялся. Потом старый князь мечтал выдать ее за сатирика Антиоха Кантемира, но тот не прельстился знатностью и богатством. Наконец сватовство удалось: в 1743 году Варвара Алексеевна стала женой графа Петра Борисовича Шереметева, представителя другой богатейшей фамилии, сына первого русского графа и героя Полтавской битвы, получившего от Петра I обширные владения. Теперь же, как приданое, Шереметевым перешли огромные владения Черкасских, в том числе земли у Сретенских ворот и Останкино с Марьиной рощей. Так Шереметевы стали богатейшей фамилией в России, соперничающей с Юсуповыми. А еще в приданое Шереметеву перешли крепостные крестьяне князей Черкасских, в их числе и родители Прасковьи Жемчуговой. Памятник любви Шереметевы тоже состояли в дальнем родстве с Романовыми. Вместе с ними они приходились прямыми потомками Андрея Кобылы (Камбилы) и его сына, знаменитого боярина Федора Кошки, который служил Дмитрию Донскому. Ветвь потомков Федора Кошки, Беззубцевы, стали именоваться Шереметевыми: основатель их фамилии, Андрей Константинович, по преданию, любил жить на широкую ногу, за что и получил прозвище Шереметя – «ширь иметя». Правнучка Андрея Шеремета, Елена Ивановна, стала женой старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана: иногда полагают, что именно из-за нее царь убил своего сына, увидев беременную невестку в домашнем платье. А потом Шереметевы участвовали в избрании на царство первого Романова. Граф Петр Борисович Шереметев выстроил на Черкасских огородах при Троицкой церкви богадельню для своих престарелых дворовых, хотя есть другое, более обоснованное мнение, что это сделал его сын, граф Николай Петрович в 1793 году, по просьбе Прасковьи Жемчуговой. Достоверно, что при Петре Борисовиче в храме появился постоянный причт: в нем теперь служил священник Яков Иванов из храма Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках. Потом он ушел в монахи и оставил Троицкий храм своему племяннику Иосифу, диакону храма Николы в Котельниках. Он стал последним настоятелем этого храма до устроения Странноприимного дома. Вообще священники этой церкви получали щедрую ругу от Черкасских и Шереметевых и вели довольно безбедное существование. Прихожанами оставались многие местные жители, дворовые Черкасских, Шереметевых и даже Александра Ивановича Румянцева, отца прославленного полководца.

http://pravoslavie.ru/4290.html

КОЛЕНО X: Княжна Анастасия Фёдоровна Князь Юрий Никитич, (в последствии, в римско-католическом вероисповедании, Юрий-Вигунд-Иероним), уехал в Польшу в 1611 году и там †; женат на NN Михайловне Салтыковой Князь Фёдор Никитич † 1608 Князь Алексей Никитич, боярин, потом инок Афанасий † 1663; женат на Екатерине Ивановне NN Князь Дмитрий Тимофеевич, боярин † 24 июпя 1625; женат: 1. на Марие Борисовне NN † 16 августа 1617; 2. на Анне Васильевне NN Князь Александр-Меркурий Тимофеевич † 22 апреля 1610 КОЛЕНО XI: Князь Пётр Юрьевич, в малолетстве увезён отцем своим в Польшу и там †; каммергер польского двора, маршал Стародубовский; женат на княжне Елисавете Друцкой-Соколинской (овдовев, вышла за пана Володкевича) Князь Александр Юрьевич, в малолетстве увезён отцем своим в Польшу и там † КОЛЕНО XII: Князь Юрий Петрович, по смерти отца возвратился в Россию, боярин † 12 июня 1679; женат на княжне Ирине Васильевне Голицыной КОЛЕНО XIII: Князь Иван Юрьевич, боярин, фельдмаршал и Святого Андрея кавалер, рождение 18 августа 1667 † 16 января 1750 (он был последним русским боярином, и пережил боярство целым полу-веком); женат: 1. на княжне Анастасие Степановне Татевой † 1690 (брак безплодный); 2. на Ирине Григорьевне Нарышкиной † 21 июня 1749 Князь Юрий Юрьевич, боярин, действительный тайный советник и Святого Александра Невского, кавалер, рождение 1668 † 8 сентября 1739; женат: 1. на княжне Елене Григорьевне Черкасской; 2. на Ольге Ивановне Головиной (от 1-го брака 4 сына и 2 дочери; от 2-го брака 2 сына) КОЛЕНО XIV: Княжна Анастасия Ивановна, рождение 1700 † 2 декабря 1755, 1. за бывшим молдавским господарем, российским сенатором, князем Дмитрием Константиновичем Кантемиром † 30 августа 1723; 2. за российским фельдмаршалом и генерал-фельдцейхмейстером князем Лудвигом-Вильгельмом Гессен-Гомбургским † 1745 Княжна Раиса Ивановна, за Антонием Дуниным-Скржинским Князь Никита Юрьевич, фельдмаршал, генерал-прокурор и Святого Андрея кавалер, рождение 12 мая 1700 † 16 октября 1768; женат: 1. на графине Анастасие Гавриловне Головкиной † 1735; 2. на Анне Даниловне Херасковой, рождённой княжне Друцкой (от 1-го брака 3 сына; от 2-го брака 4 сына и 3 дочери)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Однако самая первая деревянная церковь появилась здесь, в родовой вотчине Шереметевых еще в XVII веке. Род Шереметевых был одним из самых знатных в России. Они приходились дальними родственниками Романовым, так как вместе с ними были прямыми потомками Андрея Кобылы (Камбилы), и его сына, знаменитого боярина Федора Кошки, который служил Дмитрию Донскому. Ветвь потомков Федора Кошки, Беззубцевы, стали именоваться Шереметевыми, так как основатель их фамилии, Андрей Константинович получил прозвище Шеремет. Что оно означало – неизвестно до сих пор, но зато в историю давно вошла поговорка: «Богат, как Шереметев». Действительно, по своему фамильному состоянию они равнялись только с Юсуповыми. Правнучка Андрея Шеремета, Елена Ивановна, стала женой старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана: именно из-за нее царь убил своего сына. Когда государь вошел в палаты, беременная невестка была одета в простое домашнее платье, что тогда считалось неполным одеянием, и он пришел в ярость. Сын же осмелился защищать жену. Род Шереметевых был славен доблестной государевой и военной службой: они поддержали Михаила Романова, потом Петра I, участвовали в Ливонской и Северной войнах, за что получали множество земельных владений, ставших основой их сказочного богатства. Среди них оказалась и подмосковная вотчина Кусково, которая пробыла в их собственности почти 400 лет – до 1917 года. Впервые она упоминается как владение Шереметевых в первой половине XVI века, когда боярин Василий Шереметев выменял эту подмосковную деревню на одну из своих вотчин ради «охотной забавы». Густые леса с дикими животными, болотистая местность с птицей сулили большое приволье. Ученые расходятся в версиях о происхождении имени шереметевской деревни. Возможно, что она уже в те времена именовалось Кусково, но по преданию, это имя родилось позднее, в первой половине XVIII столетия, при графе П.Б. Шереметеве, который называл свое владение «куском». При нем и появилась здесь эта роскошная усадьба, а прежде тут стоял простой деревянный дом с садом и деревянная домовая церковь. Неизвестно, была ли она тогда Спасской, или ее переосвятили потом, в честь подаренной святыни. Первым стал обустраивать Кусково первый русский граф и фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, задумавший превратить ее из обыкновенного охотничьего угодья в загородную летнюю резиденцию – в духе петровской придворной моды. По его замыслу, новые хоромы должны были оказаться не хуже меншиковских. Строить, однако, пришлось из дерева, так как каменное строительство в Москве было в ту пору запрещено царским указом.

http://pravoslavie.ru/169.html

Постройка храма обеспечивалась щедрыми пожертвованиями челябинского жителя Андрея Михайловича Новикова. 30 тысяч рублей, внесенных этим купцом, хватило и на сооружение храма, и на постройку церковно-приходской школы, помещения для священник, дьякона, псаломщика. Деньги мецената были пожертвованы не конкретно на храм в Тайге, а в фонд постройки церквей и школ в Сибири вдоль железнодорожного пути. В 1894 году после кончины предпоследнего русского государя ему (фонду) дали название имени императора Александра Третьего. Указом Священного синода храм на станции Тайга был открыт 18 июня 1898 года. Первым священником церкви во имя преподобномученика Критского стал 35-летний воспитанник Томской духовной семинарии Сергей Семенович Соколов. Его перевели в Тайгу из Каинска (ныне город Куйбышев Новосибирской области). К слову, после письменного обращения прихожан к епископу Макарию новый приход был открыт всего через четырнадцать месяцев. Автором проекта храма был известный томский архитектор Константин Константинович Лыгин (1854-1932). В 1895 году замечательный зодчий, выпускник Императорской академии художеств, был приглашен на должность архитектора при управлении Средне-Сибирской железной дороги и переехал на постоянное жительство в Томск. Уже будучи зрелым мастером, членом-корреспондентом Петербургского общества архитекторов, он строил и проектировал в Москве, городах Кавказа и Поволжья, имел награды за свои творческие разработки. В строительной практике Лыгин пользовался природным желтым песчаником, которым покрывались здания из красного кирпича. В этой же излюбленной манере решена и тайгинская церковь – один из первых реализованных проектов архитектора на сибирской земле. … По величественности, внутреннему убранству она, наряду с церковью во имя святого Александра Невского в Новониколаевке (ее автор тоже К.К. Лыгин) и церковью честь святой Марии Магдалины при станции Петропавловск, была одной из лучших на всей магистрали от Челябинска до Владивостока. В томских церквях преобладали иконы и иконостасы, изготовленные в мастерской Панкрышева.

http://sobory.ru/article/?object=23879

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010