19 сентября Юхновская ЧК " в общем заседании совместно с членами уездного комитета коммунистической партии " приговорила Протоиерея Павла Заболотского, о. Капитона Сергиевского и троих мирян (Николая Константиновича Ковалева, Андрея Дунаева, Георгия Лавровского) к расстрелу. В обвинении о. Капитона называли «ярым монархистом», «явным врагом Советской Республики, тормозящим ее строительство». За те несколько дней, что до расстрела находился в ЧК священник Капитон Сергиевский, комиссия была буквально завалена прошениями жителей, входящих в состав его прихода деревень о его освобождении. Уже в самый день ареста, 12 сентября, в комиссию были направлены " приговоры " сельского схода деревни Александровка (от имени 11 домохозяев деревни) и собрания граждан деревни Большое Устье (34 подписи). Затем поступили " приговоры " сельских сходов и протоколы собраний граждан деревень Борисенки (от 29 домохозяев), Малое Устье (от 8 домохозяев), Косая Гора (20 подписей), Жары (12 подписей)... Однако в ночь с 19 на 20 сентября 1918 г. протоиерей Павел Заболотский и священник Капитон Сергиевский вместе в другими заложниками были расстреляны около с. Устиновка в окрестностях г. Юхнова. Там же и были захоронены (Жизнеописание лиц, пострадавших в годы гонений, Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX в.). Место расстрела юхновских священников почиталось верующими и стало местом паломничества, несмотря на строгие запреты властей. Старожилы Юхнова свидетельствуют о том, что даже в 1930-1940-е гг. верующие приводили своих детей к этому месту и говорили, что здесь покоятся невинно убиенные протоиерей Павел и иерей Капитон. О. Капитон Сергиевский реабилитирован Прокурором Смоленской обл. 30.04.1993 г. В настоящее время села Аксиньино на реке Угре на карте не существует. По данным К.А. Александрова, Аксиньинская церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, как и многие другие церкви в Поугорье, была взорвана в марте-апреле 1942 г. во время кровопролитных боев с немецко-фашистскими захватчиками. На ее месте остались камни.

http://sobory.ru/article/?object=28374

В том же году, 2 мая или 24 июля («на праздник Бориса и Глеба»), епископ Кирилл освящает «великим священьем» церковь Св. Бориса и Глеба в Кидекше (на р. Нерль, в 4 км от Суздаля). В первые годы татарского ига епископ Кирилл, несомненно, пользовался наибольшим авторитетом среди всех иерархов Северо-Восточной Руси. После гибели в Каракоруме великого князя Ярослава Всеволодовича (30 сентября 1246) он сближается с сильнейшим из русских князей – Александром Ярославичем Невским и, по сведениям некоторых летописей, становится его духовником. Именно Кирилл благословляет Александра на поездку в Орду к хану Батыю в 1247 г. Нет сомнений, что и многочисленные поездки в Орду ростовского князя Бориса Васильковича и его брата белозерского князя Глеба Васильковича (также духовных детей ростовского епископа) совершались по его благословению. До появления во Владимире митрополита Кирилла (осень 1250) епископ Кирилл фактически руководит и владимирской епархий. Так, в 1248 г. он хоронит во владимирском Успенском соборе князя Михаила Ярославича Хоробрита, погибшего в битве с литвой. Зимой 1249/50 г. епископу Кириллу пришлось похоронить еще двух князей ростовского дома. 27 декабря во Владимире скончался угличский князь Владимир Константинович; «и везоша и въ Углече поле, блаженый же епископъ Кирилъ и съ игумены певше песни погребалныя и положиша и у Святого Спаса, и много плакашася». В феврале 1250 г. (8-го или 17-го числа) во Владимире же скончался князь Владимир Всеволодович Ярославский; «и повезоша и на Ярославль… блаженыи же епископъ Кирилъ съ игумены и попы певше песни погребеныя и положиша и честно у Святое Богородици, и пла[ка]шася над ним много». Осенью того же 1250 г. в Суздальскую землю впервые приехал митрополит Кирилл II (рукоположенный еще в 1247 г.). Зимой епископ Кирилл вместе с митрополитом венчал во владимирском Успенском соборе великого князя Владимирского Андрея Ярославича (брата Александра Нев-ского) и дочь могущественного галицкого князя Даниила Романовича, «и много веселья бысть».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Rostovs...

В энциклопедии была опубликована статья об одном из наиболее почитаемых великомучеников Феодоре Тироне, пострадавшем при императорах Максимиане Галерии и Макимиане Дайе в городе Амасии. Подробно обсуждаются источники, само мученичество, чудеса святого Феодора Тирона, его почитание, славянская традиция, относящаяся к этому святому, его иконография. Другая статья содержит сведения о преподобном Феодоре Трихине, оставившем мир, чтобы стать монахом. Том содержит статьи о благоверных князьях Феодоре Ростиславиче Черном, Давиде и Константине, старце Феодоре Сибирском (известном как Федор Кузьмич). В данном материале подробно разбирается легенда об уходе императора Александра Павловича. Специалистам по церковной музыке будет интересно ознакомиться с биографией Феодора Папапарасху Фокейского, греческого мелурга, издателя «Сокровищницы Анфологии»; статьей о Феодоре Христианине, протопопе Благовещенского собора Московского Кремля, учителе государевых певчих дьяков. Том содержит статьи о деятельницах Церкви с именем Феодора. Отметим нижегородскую княгиню преподобную Феодору, супругу князя Андрея Константиновича; преподобную Феодору, ученицу прп. Василия Нового; преподобную Феодору Солунскую, известную как Мироточица; преподобную Феодору Александрийскую; мученицу Феодору, княгиню Владимирскую, убитую монголами в 1238 г. Читатель сможет узнать о супруге императора Юстиниана святой Феодоре, чей образ был навечно запечатлен историком Прокопием Кесарийским. Интерес для историков представляет статья об императрице Феодоре, одной из немногих женщин, правивших Византией. Читатели также могут узнать о благоверной Феодосии, матери Александра Невского; Феодосии, принявшей мученичество в Константинополе во времена иконоборчества. Из немногочисленных небиографических статей тома можно отметить материалы о храме святого Феодора близ Медного тетрапилона в Константинополе; монастыре святого Феодора Стратилата в Бахчисарайском районе в Крыму; обширнейшую статью о Феодоровской иконе Божией матери, в которой рассказывается о ее иконографии, истории и почитаемых списках; статью о Феодотьевской иконе «Одигитрия» Рязанская. В томе рассказывается также о Феодоровской Кашпирской иконе Божией Матери; монастыре Феодоровской иконы в Шуйском районе Ивановской области; Феодосийской и Керченской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

Журнал Московской патриархии, 9, 2006 г. Крестовоздвиженский женский монастырь находится в юго-западной части города, близ Арзамасского тракта. На настоящем месте этот монастырь стоит только с начала XIX ст., но история его восходит в XIV ст. Монастырь Крестовоздвиженский составился собственно из трех женских монастырей, существовавших в Нижнем Новгороде: Зачатьевского, Воскресенского и Происхожденского. Зачатьевский монастырь, находившийся близ Живоносновской церкви, построен был в 1355-66 гг. супругою вел. князя нижегородского Андрея Константиновича Анастасиею Ивановной, которая по смерти мужа и сама постриглась в нем, но после пожара 1743 г. этот монастырь был переведен на другое место рядом с Происхожденским монастырем, к которому в 1764 г. и был причислен. Воскресенский монастырь, неизвестно когда и кем основанный, но упоминаемый в 1621 г., находился в кремле близ Никольской башни и военных зданий. В 1723 г. он по малолюдству своему был упразднен. Происхожденский монастырь, основанный в начале XVII ст. на счет царской казны, находился между Георгиевскою башнею и Георгиевскою же церковью, по преданию, на том месте, куда в 1611 г. нижегородцы, воодушевленные Козьмою Мининым, сносили имущество и деньги на дело освобождения Москвы от поляков. С самого основания в этом монастыре была церковь в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, которая после пожара 1715 г. была возобновлена и переименована в Крестовоздвиженскую, причем и самый монастырь стал называться Крестовоздвиженским. С течением времени монастырь стал расширяться, но так как места здесь было мало и притом в 1809 г. церковь сильно пострадала от пожара, так что ее необходимо было перестраивать, то настоятельница монастыря Дорофея Новикова, с разрешения начальства, решила перенести монастырь на новое, ныне занимаемое им место. Благодаря ревностным и неусыпным трудам настоятельницы, средства для перенесения были найдены, и в 1813-15 гг. монастырь построен был на нынешнем месте. В настоящее время в Крестовоздвиженском монастыре находятся следующие церкви:

http://sobory.ru/article/?object=01815

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Памятный крест Великому князю Сергею Александровичу Романову в Новоспасском монастыре. Крестьянская площадь, 10, метро «Пролетарская», «Крестьянская Застава». Крест воссоздан в 1998 году по благословению святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго в память о Великом князе Сергее Александровиче. 17 сентября 1995 года останки Великого князя перенесены из Кремля в Новоспасский монастырь и погребены в усыпальнице бояр Романовых. Захоронение Великого князя (подземный склеп и гроб) было обнаружено возле здания бывшего Верховного совета на Ивановской площади Кремля. Долгое время это место использовалось как стоянка правительственных машин. Крест-памятник — точная копия креста, выполненный по эскизам В.М. Васнецова скульптором Н. Орловым и автором проекта Д. Гришиным. 2 апреля 1908 года на Сенатской площади Кремля у здания Арсенала, на месте мученической кончины Великого князя, был открыт крест-памятник Сергею Александровичу на пожертвования 5-го Киевского гренадёрского полка, шефом которого был Великий князь. Памятник представлял собой высокий бронзовый крест-распятье с эмалью. Над распятьем — два скорбящих ангела и Богородица, олицетворяющая скорбь Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, на глазах которой было совершено страшное убийство её мужа Сергея Александровича террористом Каляевым. На кресте надпись на церковнославянском: «Отче, отпусти им, — не ведают бо что творят». На обратной стороне креста надпись: «Вечная память Великому князю Сергею Александровичу убиенному в 1905 году. Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоём». В 1918 году В. И. Ленин лично накинул на памятник верёвку и вместе с бригадой рабочих повалил памятник и отправил его на свалку. После сноса памятника предпринимались попытки спасти Васнецовский крест, не увенчавшиеся успехом. Через 80 лет после уничтожения памятник был воссоздан и установлен в Новоспасском монастыре. http://www.openmoscow.ru/novospaskrestsa.php  В связи с празднованием 600-летия со дня рождения Андрея Рублева в 1967 году в сквере перед главными воротами Спасо-Андроникова монастыря был установлен памятник Рублеву работы скульптора В.Г. Ленской и архитектора Э.В. Яворского. Памятник представляет собой фигуру иконописца, который сидит на скамье, держа в вытянутой руке доску с рисунком будущей иконы. В 1985 году памятник был заменён скульптурой работы известного скульптора Олега Константиновича Комова. Памятник работы Ленской был перенесён на территорию Новоспасского монастыря, где находится и поныне.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Как и по неверию нашему не почитаем должным образом царя-мученика Николая II . А эти два государя составляют полноту царского служения, отметил С.В. Тимченко. Текст выступления военного историка, писателя Бориса Глебовича Галенина «Царь Иван Грозный vs воеводы Андрея Курбского» опубликован на «Русской народной линии». Инициатор установки памятника Царю Иоанну Васильевичу в городе Александрове, меценат, председатель Общественной палаты г. Александрова, член Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Владимирской области Михаил Михайлович Кривоносов размышлял о вкладе первого русского Государя в развитие русской государственности. Автор памятника Царю Иоанну Васильевичу в городе Орле, Академик Российской Академии Художеств, Заслуженный художник России, скульптор Олег Иванович Молчанов предложил создать летопись царствования Иоанна Грозного, напомнив, что именно при нем были прославлены святые Пётр и Феврония, которые почитаются ныне как покровители семьи и супружеской верности. Скульптор посетовал, что мы постоянно оглядываемся, когда намереваемся почтить память Иоанна Грозного. Он отметил, что нужен памятник первому русскому Царю вместе с его духовным наставником святителем Макарием. Инициатор установки памятной доски первому русскому царю Иоанну Васильевичу на стене центра знаменитого русского путешественника протоиерея Феодора Конюхова в Москве, генерал-полковник казачьих войск, председатель Совета атаманов России, атаман Мещерского войска, ветеран боевых действий Валерий Васильевич Камшилов рассказал о том, как появилась эта инициатива. Во время его выступления демонстрировался ролик об установке доски Иоанну Грозному. По окончании выступления президент Всероссийского фонда образования Сергей Константинович Комков вручил атаману В.В. Камшилову медаль «За трудовое отличие» от имени организации «Трудовая доблесть России». Он отметил, что Валерий Васильевич «привык трудиться». Кандидат исторических наук , научный сотрудник «Русского издательского центра имени Святого Василия Великого», соавтор исследовательского проекта, посвященного изучению хронологии и персоналиям эпохи Царя Иоанна Васильевича, соредактор и соавтор комментариев книги «Коряжемские Святцы» Павел Геннадиевич Петин рассказал о своих розысканиях об обстоятельствах кончины сщмч.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/01/so...

Милосердие к бедным и несчастным было также одною из господствующих добродетелей того времени. Ею отличались особенно некоторые князья. Например, про Владимира Васильковича галицкого повествуется, что когда он сделался болен, то “раздал все имение свое убогим. Золото, и серебро, и дорогие камни, и пояса отца своего, золотые и серебряные, и что сам приобрел после отца, – все раздал. Большие серебряные блюда и золотые и серебряные кубки сам перед своими глазами побил и перелил в гривны, и большие золотые монисты бабки своей и матери все перелил, и разослал милостыню по всей стране, и стада раздал убогим людям и коней”. О князе Довмонте Псковском читаем у летописца: “Бяше милостив паче меры... нищая милуя, сироты и вдовица заступая и обидимыя изимая”. Иоанн Данилович Калита оттого и получил такое прозвание, что всегда носил при себе калиту, или мешок, с деньгами для раздачи бедным. Супруга нижегородского князя Андрея Константиновича Василиса вскоре по смерти его раздала все свое богатство и имение: золото, и серебро, и жемчуг, и многоценные одежды, частию нищим, частию на церкви и монастыри, а сама постриглась в монашество под именем Феодоры († 1378) 2820 . Но несравненно более мы видим тогда примеров немилосердия и несострадательности к ближним, даже жестокости и бесчеловечия. В Новгороде не проходило почти ни одного из пожаров, а они случались там так часто, при описании которого местный летописец не заметил бы: “Окаянные злые люди, Бога не боящиеся и не жалеющие своей братии, пограбили чужие имения, иных же и убили над их товаром и много совершили пакости погоревшим” 2821 . А чего не терпели мирные жители того или другого города от своих же русских, когда последние овладевали этим городом! В 1372 г., читаем в летописи, “пошел князь Михаил тверской ратию на Торжок, пожег весь город, и была великая пагуба христианам: одни погорели в своих дворах над своим имуществом, другие бежали в церковь Святого Спаса и там или сгорели, или задохлись от пламени, третьи бежали от огня к реке Тверце и потонули. Добрые жены и девицы, иноки и чернецы, которых тверитяне обдирали до последней наготы, чего не делают и поганые, те от срамоты и беды потопились в воде... Бесчисленное множество мужей и жен отведено в плен, святые церкви пожжены, город весь опустел. Трупами людей убитых, огнем сожженных и утопших наполнили пять скудельниц”. В 1375 г. новгородские удальцы-разбойники кроме того что совершенно разграбили и сожгли Кострому и потом Нижний Новгород, в обоих городах попленили еще множество народа, жен и девиц и, спустившись вниз по Волге до города Болгар, продали там всех этих жен и девиц бусурманам. Точно так же и тверитяне, вновь разграбивши Торжок (1446), одних жителей избили, а других попродали. Смоленский князь Святослав Иванович, отправившись (1386) с ратью к городу Мстиславу, нещадно мучил всех разными казнями, кто ни попадался на пути, мужей, жен и детей: иных во множестве запирал в домах и сжигал, а младенцев сажал на кол 2822 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Милосердие к бедным и несчастным было также одною из господствующих добродетелей того времени. Ею отличались особенно некоторые князья. Например, про Владимира Васильковича галицкого повествуется, что когда он сделался болен, то «раздал все имение свое убогим. Золото, и серебро, и дорогие камни, и пояса отца своего, золотые и серебряные, и что сам приобрел после отца,— все раздал. Большие серебряные блюда и золотые и серебряные кубки сам перед своими глазами побил и перелил в гривны, и большие золотые монисты бабки своей и матери все перелил, и разослал милостыню по всей стране, и стада раздал убогим людям и коней». О князе Довмонте Псковском читаем у летописца: «Бяше милостив паче меры... нищая милуя, сироты и вдовица заступая и обидимыя изимая». Иоанн Данилович Калита оттого и получил такое прозвание, что всегда носил при себе калиту, или мешок, с деньгами для раздачи бедным. Супруга нижегородского князя Андрея Константиновича Василиса вскоре по смерти его раздала все свое богатство и имение: золото, и серебро, и жемчуг, и многоценные одежды, частию нищим, частию на церкви и монастыри, а сама постриглась в монашество под именем Феодоры († 1378) . Но несравненно более мы видим тогда примеров немилосердия и несострадательности к ближним, даже жестокости и бесчеловечия. В Новгороде не проходило почти ни одного из пожаров, а они случались там так часто, при описании которого местный летописец не заметил бы: «Окаянные злые люди, Бога не боящиеся и не жалеющие своей братии, пограбили чужие имения, иных же и убили над их товаром и много совершили пакости погоревшим» . А чего не терпели мирные жители того или другого города от своих же русских, когда последние овладевали этим городом! В 1372 г., читаем в летописи, «пошел князь Михаил тверской ратию на Торжок, пожег весь город, и была великая пагуба христианам: одни погорели в своих дворах над своим имуществом, другие бежали в церковь Святого Спаса и там или сгорели, или задохлись от пламени, третьи бежали от огня к реке Тверце и потонули. Добрые жены и девицы, иноки и чернецы, которых тверитяне обдирали до последней наготы, чего не делают и поганые, те от срамоты и беды потопились в воде... Бесчисленное множество мужей и жен отведено в плен, святые церкви пожжены, город весь опустел. Трупами людей убитых, огнем сожженных и утопших наполнили пять скудельниц». В 1375 г. новгородские удальцы-разбойники кроме того что совершенно разграбили и сожгли Кострому и потом Нижний Новгород, в обоих городах попленили еще множество народа, жен и девиц и, спустившись вниз по Волге до города Болгар, продали там всех этих жен и девиц бусурманам. Точно так же и тверитяне, вновь разграбивши Торжок (1446), одних жителей избили, а других попродали. Смоленский князь Святослав Иванович, отправившись (1386) с ратью к городу Мстиславу, нещадно мучил всех разными казнями, кто ни попадался на пути, мужей, жен и детей: иных во множестве запирал в домах и сжигал, а младенцев сажал на кол .

http://sedmitza.ru/lib/text/435936/

Мира не получилось, и войска продолжали двигаться навстречу друг другу. Ма май остановился у Кузьминой Рати, ждал Ягайла. 15 августа русские собрались на Девичьем поле (Коломна). После смотра войск Димитрий Иванович посетил Троице-Сергиев монастырь, принял благословение Великого Аввы и его предсказание победы с отпущением бывших бояр-схимников Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби для воодушевления русской рати. За трапезой святой Игумен предсказал гибель Мамаю, а великому князю - победу. Помолясь, исповедавшись и причастившись, русские ратники выступили 20 авгус та из Коломны и 1 сентября переправились через Оку, а 6 октября уже подошли к Дону. Корибут (в крещении Димитрий) Ольгер дович - князь Брянский, Новгород-Северс кий и Трубчевский посоветовал великому князю переправиться через Дон, чтобы удержать воинов в случае бегства. Вечером 7 сентября в походных церквях служили все нощную под праздник Рождества Богородицы. В ночь все войско переправилось через Дон, и потом переправы были уничтожены. Утром 8 сентября русское войско выст роилось в боевом порядке на Куликовом поле у впадения Непрядвы в Дон. Боевое расположение войск было такое: сторо жевой конный полк (для з авязки боя) во главе с князьями Оболенк сим Семеном Ивановичем и тарусским И ваном Константиновичем - участником съ езда князей в 1374 г. в Переславле-Зале сском; передовой (головной) полк войск, во главе - князья Димитрий и Влади мир Всеволожи. Тут были и оба схимн ика; - большой пеший собственный великого князя Димитрия Ивановича полк во глав е с князем селеховским (смоленским) Иваном Васильевичем и воеводами: моск овским тысяцким Тимофеем В.Вельям иновым, М.А. Бренком и князем Ив. Ром ан. Квашней; - правой руки конный полк с князьями: Р остовским Андреем Федоровичем и Андреем Федоровичем Стародубским и вое водой при них Ю.В. Веньяминов-Груньк а; - левой руки конный полк во главе с Бел озерским князем Федором Романович ем (потомок Феодора Ростиславича Ч ермного - князя Смоленско-Можайско-Я рославского) и князем Иваном Федоров ичем Белозерским (тоже потомок князя Ф. Р.Чермного), с Ярославским князем Василием Васильевичем (тоже потомок нашего князя) и Моложским князем Фео дором Михайловичем и воевода при них Л.И.Морозов - Мозырь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета К.В. Ковырзин познакомил участников и гостей конференции с докладом «Декрет об отделении Церкви от государства в оценке Священного Собора Православной Российской Церкви».  Члены Собора сто лет назад выразили однозначную позицию неприятия этого принципа новой власти. Аспирант Института российской истории РАН Н.В. Щеглов рассказал о Всероссийском съезде духовенства и мирян и программе работы Поместного Собора Русской Православной Церкви. Прозвучали выступления других ученых. В завершении конференции митрополит Кирилл поблагодарил директора РГАСПИ Андрея Константиновича Сорокина, всех организаторов конференции и докладчиков за большой научный вклад в дело восстановления исторической правды, понимание роли Русской Православной Церкви во времена «большевистского адского угара», возвращение доброго имени всем великомученикам той страшной поры. «Главный урок, который должны вынести наши граждане, особенные молодые поколения, чтобы Россия впредь избежала катаклизма, подобного октябрьской революции, принесшей многочисленные жертвы среди духовенства, казачества, других слоев населения, уничтожение православных святынь, закрытие храмов, а также вражду и отрицание истинных ценностей жизни», — заявил митрополит Кирилл. «Несмотря на объявление Церкви врагом коммунизма, усиленную атеистическую пропаганду, Русская Православная Церковь трудилась, помогала своей пастве, а также Красной армии во времена Великой Отечественной войны. Спустя 100 лет можно сказать, что сегодня Церковь обладает большим авторитетом в российском обществе и является важным заметным фактором его духовно-нравственного возрождения и гражданской зрелости», — заключил глава Синодального комитета. По итогам научной конференции будет подготовлен и выпущен сборник докладов. По окончании конференции в выставочном зале РГАСПИ прошла церемония открытия выставки «К 100-летию восстановления Патриаршества в России». Выставку подготовил РГАСПИ при участии Государственного архива Российской Федерации, Редакционно-издательского совета Новоспасского ставропигиального мужского монастыря , Государственного Центрального музея современной истории России, Российского исторического общества при поддержке фонда «История Отечества». Экспозиция охватывает период с начала работы Священного Собора до конца 1918 года. В ней представлены документы почти по всем тематическим разделам, раскрывающими работу Собора. Акцент сделан на документах об открытии Священного Собора, о решениях Собора по устроению и управлению Православной Российской Церкви, о реакции Собора на изменение политической власти и ответную политику новой Советской власти. На отдельном планшете представлена информация об участии казачества в Всероссийском Поместном Соборе.

http://patriarchia.ru/db/text/5033186.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010