Древнейшая из этих обителей основана в сер. XIV в. кнг. нижегородской св. Василисой (Вассой)-Анастасией (см. ст. Феодора прп., кнг. Нижегородская), супругой блгв. кн. нижегородского Андрея Константиновича , и посвящена Зачатию Пресв. Богородицы прав. Анной. Самые ранние сведения о мон-ре сохранились в памятниках, отражающих митрополичье летописание нач. XV в.,- Рогожском летописце и Симеоновской летописи - и имелись в утраченной в 1812 г. Троицкой летописи, о чем можно судить по выписке, сделанной Н. М. Карамзиным . Под 1378 г. в летописях сообщалось о преставлении кнг. Василисы, которая «положена бысть в монастыри святаго Зачатиа, еже сама создала». Далее содержалось важное хронологическое указание: кнг. Василиса обитель «сама создала при князи своем», т. е. еще при жизни супруга. Известна дата преставления кн. Андрея Константиновича - 2 июня 1365 г., поэтому мон-рь к этому времени уже существовал. При жизни кнг. Василисы «мнози болярыни, жены и вдовици и девици мнози постригошася у нее, яко бысть их числом и до 90, и вси общее житие живяху» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 132-133; Т. 18. С. 125-126; Присёлков. 1950. С. 414-415; Карамзин. ИГР. Т. 5. С. 225-226). Первоначальный текст о мон-ре кнг. Василисы был несколько видоизменен и сокращен при включении в более поздние летописные своды XVI-XVII вв.- Никоновскую летопись, Степенную книгу и Нижегородский летописец. В этих источниках указано др. число насельниц при кнг. Василисе - не 90, а 110. Иногда указывалось, что в обители проживали 160 сестер, что не подкреплялось документальными данными (ИРИ. Ч. 6. С. 1001; Ратшин. Монастыри. С. 364; СИСПРЦ. С. 242; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 98; Описание о российских святых. С. 248). Кроме того, в поздних источниках опущено указание на создание обители еще при кн. Андрее Константиновиче (ПСРЛ. Т. 11. С. 41-42; Степенная книга. 2008. С. 45; Гациский. 1866. С. 19, 20). Последнее обстоятельство породило у нек-рых историков, знакомых только с таким вариантом летописного текста, неверное представление о том, что обитель основана ок. 1369 г., т. е. через 4 года после кончины кн. Андрея ( Ратшин. Монастыри. С. 364; Гациский. 1866. С. 55).

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Июня 14 (27) Священномученик Николай (Виноградов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился в 1871 году в селе Архангельском Звенигородского уезда Московской губернии в семье диакона Константина Виноградова. Предки Николая Константиновича Виноградова на протяжении более ста лет служили в приходе церкви Архангела Михаила села Архангельского. Его дед, Андрей Николаевич Виноградов, происходил из семьи дьячка. В 1832 году он окончил курс Московской Духовной семинарии и в апреле 1833 года по указу святителя Филарета получил место диакона в этом храме. В семействе Андрея Николаевича и его жены Анны Яковлевны было семеро детей: четыре сына и три дочери, в их числе сын Константин, родившийся в 1846 году. Диакон Константин Виноградов скончался в 1894 году в возрасте сорока восьми лет от туберкулеза. Начальное образование Николай Константинович получил в училище при Московском Синодальном хоре. Здесь он проучился четыре года и в 1888 году поступил в Московскую Духовную семинарию, но вскоре перешел в Вифанскую семинарию, которую окончил в 1894 году. После окончания семинарии Николай Константинович Виноградов женился на дочери диакона Феодора Покровского – Надежде, и 1 ноября 1894 года в соответствии с указом митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) он был рукоположен в сан священника к церкви Михаила Архангела в родном селе. С самого начала своего служения отец Николай проявил себя как деятельный пастырь. В 1897 году он был удостоен медали за труд по проведению первой всеобщей переписи населения. В 1902–1906 годах он был награжден «за отлично усердное служение» набедренником и скуфьей, в 1913 году – камилавкой. Начиная с 1910 года отец Николай состоял членом благочиннического совета. В январе 1915 года он был назначен помощником благочинного; в мае 1916 года награжден наперсным крестом. На средства прихода содержались деревянные часовни в деревнях Захаркове, Воронках и Раздорах. Большое внимание настоятель уделял церковному образованию и воспитанию молодежи. В декабре 1894 года он был назначен законоучителем архангельской четырехгодичной земской школы, в которой обучалось более ста крестьянских детей. В 1914 году отец Николай преподавал Закон Божий в земской школе в деревне Гальево.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Переславль-Залесский. Церковь Николая Чудотворца. Никольская Князь-Андреевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца , Андрея Смоленского , Димитрия Солунского Год постройки:не ранее 1737. 1812. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: Ярославская область, город Переславль-Залесский, улица Кардовского Координаты: 56.730141, 38.8465 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь с главным престолом в честь Николая Чудотворца известна в городе больше под именем Князь-Андреевской; находится она вблизи старинного вала за прежде бывшими «Никольскими воротами». Церковь на этом месте существует с глубокой древности; несомненные свидетельства о ней относятся к XIV в. В половине XIV века пришёл в Переславль-Залесский из Смоленска князь Андрей, сын Фёдора Константиновича слепого, князя Фоминского. Убегая политических смут и тревог своей родины, он в одежде странника пошёл искать покоя для своей души. В Переславле местом своих подвигов он избрал церковь во имя Николая Чудотворца. С благословения местного священника князь Андрей принял на себя служение пономаря: звонил к богослужению, наблюдал чистоту в храме, возжигал свечи и лампады, читал и пел на клиросе. Для смирения своей плоти, он возложил на тело тяжёлые железные вериги; дни и ночи проводил в молитве. В таких подвигах никем неузнанный благоверный князь провёл при Никольском храме 30 лет и около 1390 года скончался. На теле усопшего нашли золотую княжескую цепь и перстень, а в руках грамоту, в коей было написано: «Азъ есмь Андрей, единъ отъ Смоленскихъ князей, зависти же ради и крамолы отъ бpamiй моихъ, оставихъ khяжehie мое и отечество свое». Тут только и узнали, кто был скромный пономарь. Чрез 150 лет после смерти благоверного князя Андрея, по настоянию преподобного Даниила Переславского, открыты были мощи его, завёрнутые в берёзовую скалу, и по освидетельствовании вновь погребены, и с того времени почивают под спудом. Цепь же и перстень, оставшиеся после преподобного, взяты были царём Иоанном Васильевичем IV.

http://sobory.ru/article/?object=60850

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ec36a0ce15 Закрыть Восстановление монархии в России Мечта или будущее? Игорь Романов   Андрей Печерский   13:44 04.07.2022 1684 «Семя брошено. Оно упало сейчас еще на мало подготовленную почву; но грядущая буря ужасов коммунистической власти разнесет это семя по широкой ниве земли Русской и при помощи безграничной милости Божией принесет свои плодотворные результаты. Я горячо верю, что Россия вновь возродится в Россию Христа, Россию Помазанника Божия, но что теперь мы были недостойны еще этой великой милости Всевышнего Творца». Эти слова правителя Приамурского края Михаила Константиновича Дитерихса обсуждают главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Николаевич Печерский и директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук Игорь Анатольевич Романов. Программа посвящена столетию Приамурского Земского Собора. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 16. Ответ на 15, С. Югов: Что до врагов Христианства. о которых Вы пишете, и пишете справедливо, то их не устраивает ведь не только монархия как таковая, а и пооития и любое традиционное ощество, особеннл православное. Это враги жизни. И это справедливо, но мы комментируем тему, заданную заголовком, а не вообще -про врагов жизни и пр.А любая благодать, чтобы её получить, требует молитвы. А под лежачий камень вода не течёт. Возрождение православного государства во главе с православным царём в России возможно, об этом говорили наши святые, но для этого нужна молитва. А если вам это не надо, вы и не молитесь. 15. Ответ на 12, р.Б.Алексий:- 2 Что до врагов Христианства. о которых Вы пишете, и пишете справедливо, то их не устраивает ведь не только монархия как таковая, а и пооития и любое традиционное ощество, особеннл православное. Это враги жизни.

http://ruskline.ru/video/2022/07/04/voss...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #2a1b9620e5 Закрыть Самостояние Поэта К 75-летию Валентина Голубева Григорий Калюжный   14:24 25.11.2023 322 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлено автором Замечательный русский поэт Валентин Голубев родился 25 ноября 1948 года в посёлке Сосновая Поляна под Ленинградом в семье плотника. И отец, и мать Серафима были выходцами из крестьян Костромской губернии. От них он перенял песни, сказки, уклад сельской жизни. Валентин начал писать стихи ещё в детстве. После окончания техникума учился в Ленинградском университете. Прошёл трудовой путь от слесаря до начальника заводского цеха. Но главным делом жизни стало поэтическое слово. Публиковался в периодике. Автор десяти поэтических книг, которые получили высокую оценку в прессе. Лауреат Всероссийских литературных премий «Ладога» имени Александра Прокофьева, имени Алексея Константиновича Толстого, а также Православной литературной премии имени Святого князя Александра Невского. Член Союза писателей России с 1990 года, куда вступил по рекомендации Виктора Бокова и фольклориста Александра Горелова. Живёт в Санкт-Петербурге. В его стихах обозначилось необратимое возвращение к родным истокам и корням. А мне вспоминаются наши первые встречи в Литературной мастерской Союза писателей при журнале «Аврора», которой руководили поэты Александр Шевелёв и главный редактор журнала Владимир Торопыгин. В этой мастерской бывали Юрий Ростовцев, литературовед Борис Бурсов, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий и др. Кроме этого, надо отметить выход в 1976 году поэтической кассеты, в которую входили книжки Анатолия Белова, Валентина Голубева, Григория Калюжного, Светланы Молевой, Андрея Романова.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/25/sa...

Града Суждаля Святыя 383. Иоанн Епископ Суждальский чудотворец преставися в лето 6000 месяца октября в 15 день 384. Святый Феодор Епископ, преставися в лето 6000 Нетленные мощи двух великих святителей Суздальских открыто почивают в кафедральном их храме. Массивная рака из позолоченого серебра на левой стороне иконостаса (там, где прежде до пристройки приделов была северная стена собора), заключает в себе мощи св. епископа Феодора. Другая такая же рака с мощами св. епископа Иоанна занимает место на левой стороне. Обе раки устроены в 1794 г. епископом Виктором. Святитель Иоанн в молодых летах поступил в иноческую обитель и здесь боголюбиво подвизался (Ркп. житие св. Иоанна, описанное иноком Григорием, у Ундольского 318). Когда князь Константин Васильевич, полюбив Нижний Новгород, сделал его вместо Суздаля главным городом своего обширного княжества, то вместе с тем пожелал он иметь при себе особого епископа, отдельного от Ростовского и Владимирского, и обратился с просьбою о том к патриарху. Согласно с его жалением, Иоанн посвящен был (1350 г.) патриархом в епископа Нижегородского и Суздальского. Когда благочестивый князь Борис Константинович пожелал устроить новую обитель в Суздале, то блаж. святитель Иоанн не только назначил преп. Евфимия исполнителем доброй воли князя, но освящал место для обители, и потом (1352 г.) поставил Евфимия в сан архимандрита, а по обету кн. Андрея Константиновича, избрал и благословил место для Покровского женского монастыря. В глубокой старости уединился в Боголюбской обители. Ум. 16 октября 1372 года. Святитель Феодор, первопрестольник Суздальский, был посвящен в сан епископа Ростовского в 990 г. и в этом году построен им в Ростове из дубового дерева первый соборный храм в честь Богоматери, стоявший после того 168 лет. Грубые язычники Ростова, принявшие и после того как худо св. Леонтия, весьма враждебно смотрели на первого христианского епископа Ростова. Много вытерпел от них разных оскорблений блаж. Феодор и в 992 г. принужден был удалиться из Ростова. То самое, что мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Дионисий, святитель, архиепископ Суздальский (Давид) († 1385, память 26 июня/9 июля и 6/19 июля в Соборе Радонежских святых) Родился около 1300 года в Киевской губернии. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха в Киево-Печерском монастыре. Затем удалился из монастыря и поселился один в выкопанной им самим пещере на берегу реки Волги, недалеко от Нижнего Новгорода. Здесь он подвизался в полном безмолвии. К святому подвижнику постепенно стекалась братия, и он около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня, где он был игуменом, а затем архимандритом. Эта обитель сделалась «училищем христианской веры и благочестия». В ней насчитывалось до 900 иноков. Обширным знанием правил веры и строгою подвижническою жизнью отец Дионисий приобрел всеобщее уважение. Современники видели в нем «мужа кроткого, рассудительного, знающего Священного Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем». Учениками архимандрита Дионисия были преподобные Евфимий Суздальский († 1404, память 1/14 апреля и 4/17 июля) и Макарий Желтоводский, Унженский († 1444, память 25 июля/7 августа). В 1352 году отец Дионисий послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит» для духовного просвещения народа и основания новых обителей. Высокое благотворное влияние оказывала обитель Дионисия на жителей Нижнего Новгорода. В 1371 году архимандрит Дионисий постриг в монашество сорокалетнюю вдову князя Андрея Константиновича, по примеру которой приняли монашество многие «болярины: жены, и вдовицы, и девицы». В 1374 году Дионисий за добродетельную жизнь и образованность был хиротонисан во епископа Суздальского и Нижегородского святителем Алексием, митрополитом Московским. Годы его святительского служения совпали со знаменательным временем – Русь поднималась сбросить татарское иго. 31 марта 1375 года плененный жителями Нижнего Новгорода татарский военачальник, оказавшись на епископском дворе, выстрелил из лука в преосвященного Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Львов. Онуфриевский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Вторую церковь, которую, по преданию, создали в княжеские времена - это монастырская церковь святого Онуфрия во Львове. Львовский летописец XVII века Бартоломей Зимарович, бургомистр Львова, повествует, что первые иноки приехали сюда по приглашению самого князя Льва Даниловича, который передал им в опеку икону Пресвятой Богородицы, написанную святым Лукой. Позже, в 1463 году монастырь обновил львовский горожанин Степан Дропан и получил королевские привилегии для него. Как утверждают монастырские хроники, следующий знаменитый ревнитель Православия и борец с Брестской унией князь Константин Константинович Острожский около 1550 года заново отстроил обитель. Среди строений монастыря выделялась т. н. " Большая церковь " и часовня Святой Троицы, которую называли " малой церковью " , пристроенная к основному объёму храма. Много раз церковь перестраивалась: после пожара 1623 года, после Казацкой осады 1655 года, после сражения с османами 1672 года. Однако наибольшим изменениям она подверглась после реконстукции 1680 года. Над её улучшением работали Ф. Кульчицкий и Ф. Трешер. В 1701 году расширили часовню Святой Троицы. В 1820 году к основному объёму пристроили пресбитерий, а по бокам две ризницы, в 1902 году по проекту Эдгара Ковача градостроитель Иван Левинский соорудил в церкви северный неф. После этих перестроек, сегодня церковь выглядит так, как будто сложена из трёх нефов, которые покрыты тремя куполами. В наружные стены храма вмуровали позже старые надгробные плиты: при главном входе - Марии и Андрея из рода Касьяна Шлюсара в 1610 году и дочери Полянского Яцка в 1622 году; с правой стороны - Елены Понентовской, дочери молдавского воеводы Янкули в 1598 году; со стороны пресбитерия плита с надгробия Михаила Левковича XVI века. Над боковыми входами сверху есть надписи о дате постройки обеих часовен в нефах - правой 1701-й, левой - 1902-й год. Внутри взор посетителя привлекут внимание древний образ Успения Богородицы и святого Онуфрия, а также распятие в левом нефе; старым является и деревянный амвон храма. Иконостас является копией иконостаса храма из села Краснопущи (XVIII в.), иконы к которому писал Модест Сосенко. Возле церкви издавна были монашеские кельи. На протяжении своего существования в обители что-то строилось, восстанавливалось после случавшихся пожаров, благоукрашалась территория... Так, в 1600 году мещанка Кунцева, которая на старости лет хотела прожить в монастыре до конца своих дней, на свой средства построила " малую " келью. В 1623 году монастырь сгорел. В 1655-56 гг. проведены основные перестройки, кельи тогда выстроили из камня и кирпича. Во время османской осады 1672 года монастырь снова сгорел, восстановление завершилось только в 1683 году. Настоящий вид обитель св. Онуфрия получает во время новой реконструкции 1815-20 гг.

http://sobory.ru/article/?object=39698

Нижний Новгород. Крестовоздвиженский монастырь. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский женский монастырь включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Спасский. Основан в 1370-х гг. Василисой (в иночестве Феодорой) - вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. До 1814 г. монастырь назывался Зачатьевским (Зачатия прав. Анны) и располагался под кремлевским холмом близ волжского берега. Из-за частых пожаров и неудобного местоположения он был перенесен в более спокойное и тихое место к Казанской заставе (совр.пл. Лядова). К осени 1814 г. на новом месте были возведены наружные стены монастыря (внутри них колокольня со Святыми вратами и двумя палатками)и восемь корпусов, а вне монастыря устроен гостиный двор. В 1814-23 гг. был построен соборный храм (в 1848 г. он был перестроен). Синод указал на то, что обитель должна называться Крестовоздвиженской. В 1815 г. в одном из корпусов была освящена больничная церковь в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1838 г. стараниями настоятельницы в монастыре было открыто училище для девочек. Ежегодно в субботу Светлой седмицы в Крестовоздвиженский монастырь приносили из Оранского монастыря Оранскую Владимирскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. В 1848 г. Крестовоздвиженский монастырь был возведен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек. В 1906 г. в монастыре начала работать живописная школа. Кроме того, монастырь был местом прохождения " епитимийного " искупления для женщин, совершивших преступления нравственного порядка. Закрыт монастырь был в 1917 г. после Октябрьской революции, сразу же после издания Декрета об отделении церкви от государства. В советское время в его помещениях располагались склады, жилые помещения и конторы. В соборе размещался завод бритвенных изделий. Восстановление Крестовоздвиженского собора началось в 1995 г. 25.03.2004 г. Св. Синод постановил благословить преобразование прихода собора в честь Воздвижения Креста Господня Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=01815

Приложение Хронологический перечень 853 земельных приобретений Кириллова монастыря до второй четверти XVII века. Для фактического подтверждения выводов, сделанных нами относительно развития монастырской вотчины, приводим (следуя хронологии кирилловских игуменов) перечень земельных приобретений монастыря со времени его основания до второй четверти XVII века). При жизни преподобного Кирилла (его сын духовный) 854 князь Можайский, Верейский и Белозерский Андрей Дмитриевич дал ему на Волочку Словинском: свое село Великое и «что в нем серебро или что х тому селу потягло» 855 и пустошь Глебцеву 856 . по реке Уломе и Словенке (левом притоке Шексны) – Милобудские починки с лесами и с пожнями (где впоследствии находились деревни: Ивонинское, Великий Дор 857 , Прокунинское 858 и Болванцево) 859 ; на реке Шексне: наволок Скотин (или Шотин) 860 . Супруга великого князя Дмитрия Ивановича Донского, Евдокия Дмитриевна пожертвовала («игумену Кирилу») в Белозерском уезде «село Сандыревское и с лесы и с пожнями, да пустоши поженки Ворсинские» 861 . Из числа лиц не княжеского рода земельные вклады поступили: от «Василия Олександровича» – «пожня от Шолдовского озерка по Шоксне вниз до кривые березы, от тое березы, прямо к Шохсне на краи тресты и другую пожню»... «потиву (– противу) святого Микиты за озерком» 862 ; от «Евсевия Михайловича» – пожня «на Васильеве наволоце, попова Микифоровская» 863 , от Евсевия (другого?) «поженка остожье в Захарьинском наволоце, на Порозобице на реце» 864 ; от Алексея Горбова 865 – его «земля Березничная» 866 по Шексне и по речкам Мостовой и Березничной; от Никиты Фаустова – «три поженки» на реке Колдоме 867 ; от Андрея Феодорова – «Судонскые пожни да на Шохсне поля» 868 ; от Гриди (т. е. Григория) Митяева сына («по душе» отца его и дяде «по Ермоле») – поженка на Волочке у Ивицкого озера и Шексны 869 ; от Фрола Остафьева – дернвенька Кузминская 870 ; от Ефрема (или Ефема) – поженка на «Пачюсе» 871 ; от Елены Ивановой – «деревня Нарядовская в Каргободе и с ее уделы и с пожнями и куды топор ходить и куда коса ходила и с озерскими участки и с езы и с серебром что на половникы два рубля и с семяны ржаными и с веяными» 872 ; от Марфы Даниловой(по приказу ее мужа) 873 – «землица на реце на Куности, на Усть Куности, и вверх Куности и к тем землицам, что потягло и пожни две Безсужовские и пожни две Кузменем и куды коса ходила и топор ходил» 874 ; от Харлама Мортки – «поженка» и («своя») «земля у езовища», («своя чища», т. е. «розчисть») «противу Св. Богородицы». За этот «вклад» Харлам Мортка «взял у старца у Кирилла посильице полтретьятцать бел» 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010