сост. Александр Ратшин Нижегородской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ВОЗНЕСЕНСКИЙ-ПЕЧЕРСКИЙ, муж. 1-го класса, в Нижнем-Новгороде, на нагорной стороне Волги; состоит под управлением архимандрита. Обители этой первоначальное основание положено св. в. к. Юрием II (Георгием) Всеволодовичем, около 1219 года, но большую известность она получила уже в XIV веке, когда после татарского разорения водворился в ней св. Дионисий, бывший потом архиепископом в Суздале: он собственными руками ископал здесь пещеры, по примеру Киевских, и до 1364 года, т. е. до посвящения в архиерейский сан, в них пребывал, подвизаясь в постничестве и трудах; вместе с тем и самый монастырь им был вновь устроен. Слава о благочестивой жизни св. Дионисия привлекла сюда множество сподвижников иночества, а обновление обители подало повод некоторым историкам приписать даже и основание ее этому угоднику Божию. В таком положении монастырь Вознесенский, носящий название Печерского, существовал около 250 лет. Но в 1596 году, июня 18, гора, на коей обитель эта стояла, осыпалась, как видно, вследствие землетрясения, и церкви с другими монастырскими зданиями разрушились; к счастью, иноки, заметя колебание горы, успели заблаговременно спастись, со всею утварью и церковным имуществом. Почему, в следствие указа царя Феодора Иоанновича, при архимандрите Трифоне, монастырь перенесен на теперешнее место, и состоял прежде из деревянных строений, а потом тщанием патриарха Филарета Никитича воздвигнуты нынешние его огромные церкви, колокольня, двухэтажные кельи и ограда – все каменные; а вместе с тем многие вклады и дары царей, князей и частных лиц возвели его на степень богатейших монастырей: до 1764 года принадлежало этой обители более 8000 душ крестьян. Здесь четыре церкви: 1) Соб. Вознесения Господня; 2) Успения Богородицы, теплая; 3) Макария Желтоводского, больничная; 4) Евфимия Суздальского, над западными вратами. В прежней обители, от которой уцелела доныне только одна часовня, пострижены в иночество, в XIV веке: ученик св. Дионисия, св. Евфимий архимандрит Суздальский, и св. Макарий Желтоводский и Унженский. В особой каменной палатке находится гробница Иоасафа Затворника, уважаемого по благочестивой его жизни; он был иноком и жил в затворе при прежнем монастыре; при падении ж его, гроб этого отшельника, в том самом затворе поставленный, раздавлен и засыпан, а найден уже в 1795 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Царь Иоанн Васильевич испрашивал и получил от константинопольского патриарха чин венчания на царство и благословение патриаршее на сан царский. Константинопольская Церковь извещала русскую Церковь о переменах в патриаршестве, а митрополит Феодосий посвятил Иосифа в митрополита Кесарии Палестинской. § 3. Содействие Церкви пользам государства; святители Иона, Иоасаф и Филипп Как на юге, так и на севере Церковь православная была верна своему характеру, – скорбела скорбями государства, радовалась радостям его. Обители севера, владея весьма значительными имениями, служили государству и временными пожертвованиями, и постоянной податью с крестьян своих, и службой во время войны. Русское иночество не так, как западное, боялось уклоняться от внутреннего самоиспытания к заботам о мирском быте: тем не менее, обителям русским одолжено было государство постройкой крепостей, столько полезных особенно в тогдашнее время; не говорим о положении крестьян монастырских, об осушке болот и проложении дорог: не говорим и о самом важном – о нравственном состоянии народа. Соборы епископов принимали самое искреннее участие в пользах государства. В борьбе Василия Васильевича с Шемякой собор пастырей употреблял все старание помочь несчастному Василию. Собор побуждал посланием великого князя Иоанна вступить в бой с татарами на р. Угре. Собор рассматривал Судебник царя Ивана Васильевича; собор рассуждал о войне с Польшей при нем же (1558 г.). Митрополиты московские не иначе были называемы, как «печальниками обо всей Русской земле». Сами князья называли их отцами своими. Царь Иоанн Васильевич, почувствовав нужду в исправлении, пред лицом целого государства, просил митрополита о содействии ему в лучшем управлении христианским государством. Имя и печать митрополита всего чаще встречались в договорах между князьями; митрополиты давали поручительства за опальных, тогда как для них это часто сопровождалось одними скорбями. Почти все верховные пастыри северной Церкви XV в. были мужи высокого духа, со святой ревностью о Церкви и государстве, и после св. Иоасафа Филипп II был мучеником веры и отечества. «Строгий к себе от юности, как один из древних святых отцов», святитель Иона был живым образцом жизни во Христе. Невзирая на то, что Шемяка был ему благодетелем, святитель после напрасных увещаний Шемяки – отказаться от замыслов властолюбия, рассылал грамоту за грамотой с увещанием сохранять верность великому князю Василию Васильевичу, налагал даже духовное запрещение на непокорных государю. – С таким же усердием побуждал он стоять против татар. Когда Василий в нашествие их ушел из осажденной Москвы, св. старец остался в ней молиться и одушевлять других твёрдостью. В восторге духа он предвозвестил близкую независимость России от насилий татарских. Дар врачевания болезней, непрестанное раздаяние милостыни, чудесная сила в наставлениях облекали святителя званием посланника Божия, непререкаемого в совете.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подобно кроткому царю Давиду, юный Михаил Феодорович много перенес испытаний до вступления на престол России. В пятилетнем возрасте, разлученный с родителями по воле Бориса Годунова, постриженными в иночество и высланный из Москвы (1601 г.), после пребывания в разных местах России: на Белом озере и в селе Клинах (Владимирской губернии) с теткой своей, затем в Костроме с матерью своей инокиней Марфой Ивановной, он возвратился с ней на жительство в Москву (1609–1610 г.); вступившими после того в Москву поляками (21-го сентября 1610 г.), он содержался сперва под крепким надзором, а потом в великом томлении и утеснении в Кремле. Но за него и за Россию ходатайствовала Матерь Божия. Осажденные русскими войсками поляки, после продолжительного сопротивления, были выбиты из Китая города 22-го октября 1612 года. При этом совершилось чудо милости Божией, не позднее 8-ми лет, по совершении его, описанное известным деятелем того времени, келарем Троицкой Сергиевой лавры, Аврамием Палицыным и напечатанное в книге (пролог), изданной при самом Михаиле Феодоровиче, по благословению патриарха Иоасафа в 1641 г. и повторенной изданием, по благословению патриарха Иосифа в 1642 году. Накануне 22-го октября, преподобный Сергий Радонежский явился в великом свете умиравшему от голода и уже напутствованному отходной молитвой святителю Востока архиепископу Элассонскому, много лет совершавшему службы в Кремле при царских гробах в Архангельском соборе. При этом явлении был и старец, келейник святителя. Преподобный Сергий возвестил Арсению, что по молитвам Пресвятой Богородицы, чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, и его ходатайству, завтра Москва передана будет православным. Святитель Арсений, употребив усилие, встал с одра болезни, поклонился преподобному и сделался после того совершенно здоров. На другой день, русские войска решительным приступом взяли Китай город 8 . Поляки заперлись в Кремле, но обессиленные до крайности голодом, вынуждены были выпустить из Кремля Михаила Феодоровича с матерью его, дядей его боярином Иваном Никитичем и другими боярами, и русскими людьми, и затем сами сдались. Русские войска взошли в Кремль 26-го октября. Польский король Сигизмунд, между тем, шел с королевичем Владиславом и войском к Москве. Отряд, посланный им вперед к Москве, побит под стенами ее и сам король, не могши взять Волоколамска (в 100 верстах от Москвы), удалился в Польшу. Москва освободилась на этот раз от врагов 27-го ноября 1612 года, в день праздника Знамения Богоматери Новгородской, родового моления бояр Романовых 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иоасаф (Журманов) Иоасаф (Журманов Александр Ефемович), архп. Тамбовский и Мичуринский. Родился 10 апреля 1877 года в Петербурге. Образование получил светское. В 1894 году окончил Петербургское реальное училище. В 1898 году окончил Петербургский коммерческий институт. В 1915 году принял иноческий постриг с именем Иоасафа. На праздник Сретения Господня был рукоположен в иеродиакона, а в день праздника Благовещения – в иеромонаха. В первые годы своего иночества нёс различные послушания: был заведующим Серафимо-Антониевским скитом Александро-Невской Лавры, заведовал кладбищенской лаврской конторой, был лаврским библиотекарем и заведующим музеем, затем казначеем Лавры и членом Духовного собора Лавры. В 1922 году возведён в сан архимандрита и назначен наместником Александро-Невской Лавры. Будучи архимандритом, некоторое время пребывал в обновленческом расколе. В 1923 году принёс покаяние. С 1924 года – благочинный Ленинградской епархии. С 1933 года – настоятель одного из храмов в Ленинграде. В своём родном городе о. Иоасаф пережил страшные дни блокады, после ликвидации которой был эвакуирован на Урал, в г. Алапаевск. 13 авг. 1944 года хиротонисан во епископа Симферопольского и Таврического. Хиротонию совершали: Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, митрополит Крутицкий Николай и архиепископ Тульский и Белевский Виталий. Осенью 1944 года участвовал в Предсоборном совещании епископов. В 1945 году – член Поместного Собора Русской Православной Церкви. 9 апреля 1946 года назначен епископом Тамбовским и Мичуринским. На этом, последнем своём посту досточтимый архипастырь деятельно служил Святой Церкви в течение пятнадцати лет. 4 февраля 1955 года возведён в сан архиепископа. 25 февраля 1960 года награждён правом ношения креста на клобуке. 8 авг. 1961 года уволен на покой. 18 марта 1962 года скончался в г. Тамбове. Литература «ЖМП» 1944, 9, стр. 6. 1946, 5, стр. 15. 1955, 3, стр. 8. 1960 3, стр. 8. 1960 10, стр. 22. 1961 4, стр. 6. 1961 9, стр. 4. 1962 4, стр. 19–20 Некролог 311, стр. 14 Дополн. в Кат-ЕС Заметки и дополнения Е.М. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из-за политической ситуации в России, старообрядческий епископ Иосиф, находясь вынуждено в Харбине, не мог сам лично освятить возвращенную святыню. В своем послании от 7 марта 1923 г. священноиерею о. Иоанну Мартемьяновичу, настоятелю Тарбагатайской старообрядческой церкви во имя святых верховных апостол Петра и Павла, он дает разрешение занять Единоверческую церковь в Тарбагатае. В своем письме епископ Иосиф шлет благословение и наставления по освящению церкви переданной властями «в полное распоряжение древлеправославным христианам». (ГАРБ. Ф. 478. Оп.1. Д. 3. Л. 231.) Возвращенная старообрядческая церковь была освящена священноиереем отцом Иоанном Емельяновым 17 марта 1923 г. Много сил и трудов в этом трудном, но богоугодном деле положил Амвросий Феофанович Федотов - житель с. Тарбагатай. Он стал инициатором и активным организатором передачи властями насильно захваченной древлеправославной святыни старообрядцам. Епископ Иосиф Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока назначил священноиерея Иоанна Емелянова старшим священником в Тарбагатае и благословил служить в большом новом освященном храме настоятелем. Но по просьбе старообрядцев станицы Доно Забайкальской обл. и нехватки священства отец Иоанн 17 апреля 1924 г. отбыл к ним. Настоятелем храма во имя святителя Николы Чудотворца с. Тарбагатай стал священноиерей Амвросий Федотов. 30 июня с/с 1924 г. о. Амвросий в письме первоверховному святителю «Высокопреосвященнейшему кир Мелетию, архиепископу Московскому и всея России» с гордостью пишет о Тарбагатайской старообрядческой церкви: «Храм древний, построен вскоре по переселении сюда, за Байкал, наших предков. Живопись св. икон в храме чудная, даже не уступит рогожским храмам…[…] «Антиминс» в храме патриарший, освящен в 7148 лете 2 мая Варлаамом, архиепископом Вологодским при царе Михаиле Федоровиче и царице Евдокие. Патриарх не указан, но полагаю, что в 1-е лето патриаршества Иоасафа Московского…». В 1929 г. по настоятельной просьбе старообрядческих приходов Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока вдовствующей епархии о. Амвросий Федотов, настоятель Тарбагатайской Никольской церкви, становится правящим епископом с наречением в иночестве именем Афанасий. С этого момента церковь во имя Святителя Николы Чудотворца с. Тарбагатай Верхнеудинского округа становится главным кафедральным храмом Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Древлеправославной Христовой Церкви. Какие хиротонии проводил в кафедральном храме епископ Афанасий, к сожалению, не известно, но в 1935 г. он рукоположил в чин священосца отрока Увеналия, своего внука – сына старшей дочери Екатерины (Думнова Увеналия Андреевича).

http://sobory.ru/article/?object=52998

Одно только Евангелие с серебряными вызолоченными накладками, приношение Императрицы Елисаветы Петровны, составляет принадлежность этой церкви; набелых листах его подписано: «Тысяща семсот пятьдесятаго году, Февраля дня, сия священное Евангелие пожаловано из главной дворцовой Канцелярии Спаскаго собора, что во дворце на бору в церковь предела Архистратига Михаила». К древнейшим и драгоценным памятникам ризницы причислить можно хранящиеся в ней древности, открытые 1836 года в трапезе церкви под лещадными полами, в каменной гробнице с остатками тела, облеченного с шелковую малоповрежденную одежду: 1) из белой глины муравленая чашечка, бывшая с елеем, какой возливают на усопших, удостоенных елеосвящения; и 2) кожаный параманд 597 и такой же пояс с вытиснутыми на них изображениями Господских праздников и с надписями XIV, или начала XV века: Благовещенье, Приображенье Хво, Рожьство Хсво, Встртнье Хво, Расптье Хсво, Воскресенье, Крещенье Хсво, Внесенье Гсне, Воскресенье Лзво, Шстве дха стго, Вхдъ в Успенье ст. Кожа на сих утварях довольно тверда, только некоторая часть пояса истлела. Может статься, они из гробницы супруги В. К. Симеона Иоанновича, или сына Донского Иоанна, в иночестве Иоасафа, или Марии, в инок. Феотинии, которая, по указанию летописи, в 1399 году Марта 31 положена была в монастыре у Спаса на Москве; но в 1473 году обретена «в теле не врежена ничем, только риза истл». В. К. Иоанн III повелел Алексеевской Игумении облечь ее во все новыя ризы монашеские 598 . Кожаный параманд, найденный в каменной гробнице у Спаса на Бору В этой трапезе, или притворе погребены были, кроме сына Донского, Великие Княгини: Елена, супруга Иоанна Калиты, Мария, супруга В. К. Симеона Гордого, Александра Иоанновна и Анастасия Литовская. Вероятно, здесь над телами их были надгробницы с покровами, над коими совершалось поминовение по уставу Церкви и по принятому обычаю, свято хранимому Государями; но они уничтожены или при перестройках этого здание, или разрушены Поляко-Литовцами, которые, по свидетельству А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Конечно, —634— нельзя думать, что все эти работы своим возникновением и завершением обязаны исключительно св. Иоасафу: он трудится не один, а вместе с настоятелем, энергичным архиепископом Переяславским Арсением Могилянским, 2091 и деятельными келарем лавры Феофаном Чарпуцким, на обязанности которого, собственно, и лежало ближайшим образом заведывание обширным хозяйством обители: впрочем о первом из названных лиц нужно помнить, что Арсений Могилянский, как член Синода и придворный проповедник, почти постоянно жил в Петербурге, управляя лаврою чрез учрежденный собор, во главе, которого при отсутствии настоятеля стояли наместник лавры и келарь. Архив Лавры говорит о частых отлучках наместника Иоасафа Горленко в Москву, Ростов, Кострому: 2092 почти без сомнения можно сказать, что эти отлучки вызваны заботами по найму рабочих и заготовке строительных материалов. 2093 Кроме того, пожаром 17 мая была попорчена церковная живопись, и предстоял огромный труд по ее возобновлению, что возбудило вопрос об учреждении при лавре, иконописной мастерской и рисовальной школы. Хотя последняя и существовала еще до пожара, но находилась в состоянии крайнего упадка. 18 июля 1747 г. в лавру при- —635— был для украшения ее церквей и других монастырских зданий иеромонах Киево-Межигорского монастыря Павел Казанович, – человек деятельный, хотя и немолодой, опытный в иконописном художестве и всею душою ему преданный. Учрежденный Собор в своих рапортах архиепископу Арсению Могилянскому неоднократно отмечал художественную деятельность Казановича и прибывших с ним учеников, Иакова и Игнатия Бороховичей, говоря, что они «являются весьма искусны и трудолюбны», причем ученики о. Казановича «и сами быть достойны иконописными мастерами, каких нескоро отыскать можно». Назначенный «живописным надзирателем» иеромонах Казанович быстро поднял иконописную школу. Словом, – своею деятельностью он оставил весьма заметный след в истории лаврской иконописи. 2094 Возникает вопрос, – кто же выписал иеромонаха Казановича в лавру из далекого Киево-Межигорского монастыря? Не трудно ответить на этот вопрос, если вспомнить, что наместник лавры Иоасаф Горленко начальное пострижение принял именно в Киево-Межигорской обители: сохраняя связь с колыбелью своего иночества, и может быть даже лично знавший Казановича, он, вероятно, и указал на него архиепископу Арсению Могилянскому, как на подходящего человека, когда возник вопрос, кому поручить возобновление церковной живописи в Лавре и надзор за ее иконописной школой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так инокиня Вера осталась с батюшкой, помогала петь, читать, пономарить. Она очень болела, но по молитвам отца Серафима ее туберкулез «затих». Потом, когда они жили в Ракитном, она совершенно забыла, что болела. Так она стала келейницей отца Серафима, его постоянной спутницей. Впоследствии отец Серафим постриг келейницу в монашество с именем Иоасафа. Она оставалась помощницей отца Серафима до самой его кончины. Отец Валерий Бояринцев вспоминает: «Я посетил батюшку в Соколовке, прожил недели две-три, близко с ним общаясь. В деревне была большая деревянная Успенская церковь . Я, как мог, обновил иконостас. Отец Димитрий радовался, что мы успели к Преображению. Молящихся было мало: немногие в те годы отваживались появляться в церкви. Но насколько же благостным было богослужение отца Димитрия! Начинал он часов в 6, а заканчивал в 2 часа дня. Он никуда не спешил, все делал очень тщательно». Все долгие годы своего пастырского служения отец Димитрий вынашивал сокровенную мечту о монашестве. Он молился словами преподобного Исаака Сирина : «Исполни, Господи, сердце мое жизни вечной!» В действительности, монахом его называли задолго до пострига, уже в духовной семинарии, замечая его склонность к аскетизму, постоянное чтение Евангелия. Позже, в годы пастырского служения, люди тоже видели в нем монаха. В личном деле отца Серафима епископ Курский и Белгородский Серафим писал: «Протоиерей Димитрий Тяпочкин отличается особой религиозной настроенностью, богослужение совершает строго по уставу. Тих, скромен, ведет строго монашеский образ жизни. Прихожане любят своего пастыря.» Накануне дня священной памяти святого апостола и евангелиста Луки – 18/31 октября, когда исполнялось сорокалетие священнического служения, отец Димитрий подал епископу Леониду прошение, в котором писал: «В 1933 году я овдовел – остался с тремя дочерьми. В постигшем меня вдовстве я уразумел Промысл Божий. Иночество стало моей заветной мечтой, как в годы юности – пастырство. Новые жизненные испытания все более укрепляли мое желание принять иноческий постриг. И ныне не только желаю, но и жажду хотя бы в единонадесятый час выйти на делание в иноческом винограднике Церкви Христовой, подражать подвигам тех, кто имеет милость Божию трудиться в винограднике от первого часа ( Мф 30:1–6 ). Вместе со святым Псалмопевцем Давидом взываю: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» ( Пс. 56:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из месяцеслова Православных святых Святитель Иоасаф Белгородский 22 (К 200-летию его преставления) 4 сентября, 10 декабря Из родовитых семей малороссийского края произошел святитель Иоасаф. Полковниками Прилукского казачьего полка были предки, с отцовской стороны, Иоакима Горленко, родившегося 8 сентября 1705 г. Дочерью гетмана Даниила Апостола была его мать Мария. Благочестив был отец Иоакима, Андрей Горленко, сестра же и брат последнего приняли иноческий образ. Учениками Киево-Братской Могилянской академии состояли отец и дядя Иоакима. В ту духовную школу и был отдан в обучение восьмилетний отрок. Мать городов Русских, с Печерской Лаврой, другими обителями и храмами, дала много умному и восприимчивому ко всему доброму Иоакиму, утвердив то хорошее, что вложено было в него боголюбивой семьей. При постоянном молитвенном общении с великими святынями колыбели русского христианства рано созрела у него решимость посвятить себя Богу. Достигнув 18 лет, он открыл свое благое намерение родителям, но, неожиданно для себя, встретил препятствия с их стороны. Нелегко далась ему борьба между исполнением воли любимых им родителей и все больше захватывавшим его стремлением к иночеству. Наконец, решение принято Иоакимом. Он покидает академию и скрывается под сень старого Межигорского монастыря вблизи Киева. 27 октября 1725 г. он принимает иноческий постриг и нарекается Иларионом. Только тогда он дает, через верного слугу, весточку родителям, от которых получает долгожданное благословение. В мантию постригается он 21 ноября 1727 г. в Киево-Братском монастыре, где в годы учения задумал он уйти на узкий путь спасения. Наречен он был Иоасафом, в ознаменование, очевидно, пренебрежения мирскими почестями и славой, явленных одноименными ему святыми иноками: царевичем Индийским, на заре христианства, и князем Заозерским, в середине XV века. В 1728 г. последовало рукоположение о. Иоасафа в сан иеродиакона и назначение преподавателем низшего класса Академии. В 1733 г. к этому присоединились обязанности экклесиарха Братского монастыря. В иеромонахи он был поставлен 8 ноября 1734 г. и включен в клир древнего Софийского собора. Через год вошел он в состав Духовной консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Кто зде место похвалам приимет, кто почести хваления ряд получит, кто ублажения чин наследит? – Явственно той, иже ученику Христову нощному тезоименством сравняется, той, иже погребению Оживившаго мертвыя послужившему соименством возглашается, той, иже положившему во гроб Испразднившаго гробы, Никодиму подобноименно и Никодим преподобный именуется. Поживе убо мало во оной обители и дивен бысть всем Никодим, пресветлое светило пустыни Хозьюския, в нейже, изшед из обители, крыяся и елико пустынным мраком скрывашеся, славы и чести человеческия бегая, толико доблестей светом всю Каргополию освети и елико желая неведом быти никим же близ мирской чади живущим, толико святостию, яко молниею, возблесне даже до самого патриарха Иоасафа Московскаго, иже с молением посла шубу, да молится о нем И елико мняшеся уже сокровен под сенами 2521 частых гор и лесов и дебрьми непроходимыми окружен, толико постничеством и воздержанием, яко хризолив 2522 железо, четы иночествующих привлечаше и на постничество и воздержание собою воображаше. Тем же не ктому сокровен 2523 , но всем ведом и яко легким пером всюду славим бысть и не ктому уединен и под сенми гор, но многим братии отец велик и взорен 2524 , и не ктому дебрьми непроходными от приходящих неведом, но, яко от морских волн во пристанище, от мирскаго жития во мнишеское восходити наставник и вождь чюден явися. 2525 Неоткуду сия изрядная прибыша преподобному, негли понеже славнаго града Ярославля гражданин бяше, – никакоже 2525 . Сам убо по благости его Бог на смирение раба своего призре и, еще младу сущу ему, со скоты в пусте месте пасущу, слышавшу свыше глас сице: «Никодиме, – имже именем последи, егда пострижеся, наречен бысть, ибо от святаго крещения Никита нарицашеся. И се паки бывшу ему в Москве и виде на месте, зовемом на Кулишках, человека именем Илию, живуща в наземной кущи 2526 , иже, пришедша его близ кущи возгласи: «Откуду убо семо прииде хозьюский – юже пустыню напоследок достиже и многа лета постничествова. И виждь ми, слышателю, благодать проречения и сбытая 2527 истину и удивися. И кто, аще не Бог, сице возва и в сбытие на преподобнем соверши, во истину по реченному: «Ихже Бог восхоте, тех и прослави, а ихже прослави, тех и И понеже званный гласомь «Никодиме, Никодиме», 2526 бодяше присно зовемаго 2528 : «Что есть?» – приходит убо в монастырь архангела Михайла, иже наричется Чюдов, в Москве, и молит архимандрита Пафнотия, иже потом митрополит бысть на Крутицах, да облечет его во образ иноческий, еже и сотвори и нарече имя ему и не всуе имя нощнаго ученика получи, но и дело, подобное званию, показа: вся убо нощи бдением и в молитвах стоянием, постом же и воздержанием сердце свое согнетая и плоть истончевая и слезами и воздыханием и воспоминанием смерти смиряя себе и сокрушая. И тако преспевая не укосне в новоначалных, но чюден во отцех является.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010