Святейший Синод 8 декабря 1910 г. благоизволил признать в лике святых Святителя Белгородского Иоасафа. На всеподданнейшем о сем докладе Император Николай II начертал 10 декабря: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Святейшего Синода с искренним умилением и полным сочувствием». Святитель Киприан Московский 23 16 сентября, 27 мая Преставившийся 550 лет назад святитель Киприан, митрополит Киевский, является выдающимся архипастырем Православной Церкви. Родился он около 1330 г. в стольном, с 1186 по 1392 гг., городе Болгарии Тернове (Тырнове), принадлежа к знатному боярскому роду Цамвлаков. В болгарском синодике недели Православия, писанном в XIV в., один из Цамвлаков значится великим примикирием, что соответствовало в позднейшем должности обер-церемониймейстера Двора и начальника государственной квартиры на войне. Как свидетельствует «Афонский Патерик», Киприан, по окончании своего школьного воспитания, чувствуя влечение к иночеству, отправился, по совету своего духовного наставника и родственника Евфимия, на святую гору Афон. То было время, когда Святая гора прославилась успешной борьбой с лжеучителями Варлаамом и Акиндином, превратно толковавшими «умное» делание (плоды Иисусовой молитвы). Юный инок Киприан почерпнул много знаний и духовного опыта, подвизаясь, как можно предполагать, в одном из славянских монастырей. Вел он переписку с блаженным Евфимием, тогда уже Патриархом. Занимался он преимущественно списыванием и переводом книг, обогатив изучением святоотеческих писаний свой ум и сердце. Это в будущем дало ему возможность, по отзыву митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) , «сделаться восстановителем упавшего в России духовного просвещения». Тогда на Афоне в цветущем состоянии была славяно-сербская письменность. То, что Киприан имел больше всего дело с трудами в этой области сербских иноков, привело позднейших писателей к ошибочному присвоению ему сербского происхождения. Многие славянские книги были переведены с греческого в древнейшей из святогорских обителей, Лавре св. Афанасия. Лаврой при Киприане управлял игумен Филофей, просвещенный духовный писатель, возведенный в 1354 г. на Константинопольский Патриарший Престол. Он снова пребывал на Афоне с 1355 по 1364 г., по оставлении в первый раз Патриаршества. Ему хорошо известен был ученый инок Киприан. Когда он в 1364 г. вторично возглавил Константинопольскую Церковь , то назначил Киприана «ближним» при себе монахом – чиновным клириком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В скором времени Иоаким оставил академию и удалился в пустынный и отличавшийся строго-подвижнической жизнью Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором и предался всецело монастырскому послушанию — подготовительной ступени к принятию монашества. Здесь Иоаким любил уединяться для молитвы в пещеру одной горы. Ревность молодого послушника к молитвенным подвигам, умерщвлению плоти и покорению ее духу доходила в это время до того, что он в продолжении искуса не вкушал даже вареной пищи, довольствуясь самой скудной, суровой едой. После 2-х годичного испытания подвижник Иоаким Горленко на 21 году жизни, 27 октября 1725 года принял рясофор и наречен был в иночестве Иларионом. 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1727-го года 22-х летний Иларион, по отречении от всего мирского, был пострижен в мантию с именем Иоасаф. В следующем году 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен в сан иеродиакона. Спустя год он был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем. В 1732 г. Киевскую Академию посетил вновь назначенный архиепископ Рафаил Заборовский. Иеродиакон Иоасаф приветствовал его стихотворной речью. Архипастырь заметил в Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха. Будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Архиепископ Рафаил, видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, благословляет его (в 1737 году) на службу в довольно населенный Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители. Здесь молодой игумен явил себя трудолюбивым, справедливым, любвеобильным и весьма заботливым управителем Лубенской обителью. В продолжении управления обителью, как в предыдущее, так и в последующее время, игумен Иоасаф вел строго подвижническую жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/142430.htm...

У Д. В. и кнг. Марии помимо дочери Софьи и сына Федора известны сыновья Андрейиночестве прп. Иоасаф) и Семен, родоначальник князей Кубенских. В Тулуповской редакции Жития прп. Александра Куштского упоминается заупокойный вклад кнг. Марии - дер. Горка-Шкуликино. Ближайшие потомки Д. В. унаследовали интерес заозерского князя к иноческой жизни по Афонскому уставу (Афонский устав был принят в Спасо-Каменном мон-ре). «Княж Федоров род Коубяньского» записан в синодике Лисицкого (Лисичего) во имя Рождества Богородицы муж. мон-ря (РГАДА. Ф. 381. Тип. 141. Л. 77 об.), имевшего с кон. XIV в. тесные связи с Афоном, князья Кубенские делали вклады в этот мон-рь. Д. В. почитался, в частности, как отец прп. Иоасафа Каменского, в Житии к-рого излагаются сведения о благочестии Д. В., говорится о влиянии заозерского князя на образование сына. Имя Д. В. было внесено в синодики ряда ростово-ярославских и вологодских церквей и монастырей, в т. ч. в синодик ярославского в честь Преображения Господня муж. мон-ря (ЯИХМЗ. 15585. Л. 142, 1656 г.). Память Д. В. местно чтилась в день его тезоименитства - 26 окт. ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. С. 183). Канонизация святого совершилась включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих... которая известна под названием Бархатная книга. М., 1787. Ч. 1. С. 122-123; ПСРЛ. Т. 23. С. 148-149; Т. 24. С. 183; Т. 27. С. 345; ДДГ. 35. С. 91, 94, 96, 99; РИИР. Вып. 2. С. 12, 28-29, 31, 77, 102, 104; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Историческая генеалогия. Вып. 6. Екатеринбург; Нью-Йорк, 1995. С. 95-106; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 325, 331-333; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003. С. 103; Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 54, 56-57, 109, 145-146, 248, 249, 265-266, 282-283.

http://pravenc.ru/text/178193.html

Записи старца Паисия автор Жития взял за основу своей работы («егда же обретох в свитцех написано от старца Паисеи Ярославова и прочтох, в нихже и обретох вкратце написано бяше еже о житии и о исправлении святаго, и преподобнаго, и благовернаго князя Иоасафа, и радости исполнихся, яко не вотще труд ми бысть» - Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 64-65). Однако Житие имеет ряд серьезных расхождений со Сказанием. Согласно Житию, И. (в миру Андрей) был единственным сыном заозерского кн. Дмитрия Васильевича, младшего сына вел. кн. Василия II Васильевича (сын с таким именем у вел. кн. Василия II неизв.), и кнг. Марии. Святой также являлся, по Житию, анепсеем (от греч. νεψις - племянник, двоюродный брат) ржевского кн. Бориса Васильевича (Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского. 2007. С. 54, сн. 6; ср.: Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 62). В генеалогии И. автор Жития совместил 2 княжеских рода: род вел. кн. Василия II, у к-рого был сын Борис, удельный волоцкий князь, правивший Ржевом в 1462-1494 гг., и род ярославского кн. Василия Васильевича, имевшего сына - заозерского кн. св. Димитрия. Зафиксированный в Житии И. факт родства святого с кн. Борисом Васильевичем имеет лит. происхождение: сообщение о приходе к И. ржевского кн. Бориса, предлагавшего святому богатство, находится в той части жития, к-рая переписана с Жития прп. Паисия Великого (в первоисточнике некий егип. князь таким же образом искушает прп. Паисия). Как сообщается в Житии, семи лет кн. Андрей был отдан учиться грамоте. По достижении «совершенънаго возраста», уступив настоянию родителей, он женился, но спустя год его жена умерла. Пострижение князя в Спасо-Каменном монастыре в Житии отнесено к 6960 (1452) г., при этом игуменом обители назван Кассиан, отдавший И. в послушание старцу Григорию, «иже последи бысть епископ Ростову» (свт. Григорий занимал Ростовскую кафедру в 1396-1416, о пребывании его в Спасо-Каменном мон-ре ничего не известно). В иночестве И.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Для этой цели он назначил ректором коллегии ученейшего архимандрита Иоасафа Кроковского. При нем и поступил Иоанн Кульчицкий в Киевскую коллегию. Можно сказать, что в коллегии как при его поступлении, так и во все время обучения до окончания учения был редкий состав начальствующих и учащих. Так, между прочим, кроме знаменитого Иоасафа Кроковского, впоследствии митрополита Киевского, префектом и учителем словесности и философии во время обучения Иоанна Кульчицкого был Стефан Яворский , впоследствии митрополит Рязанский и местоблюститель патриаршего престола. Иоанн слушал, кажется, уроки по философии у Феофана Прокоповича , бывшего потом митрополитом Новгородским. В академии в то время науки преподавались с большим успехом. Все усилия направлены были к тому, чтобы воспитанники коллегии по выходе из нее распространяли просвещение в народе, и словом и сочинениями противостояли проискам совратителей православных чад церкви в иноверие. Киево-Печерская лавра стояла в главе лиц, заботившихся как о поддержании славы академии, так и о судьбе воспитанников по выходе из нее. Лавра нередко давала из среды себя наставников для академии, а воспитанники сей последней, желавшие принять иночество, по окончании курса наук поступали в число братии лавры, пока в свою очередь не делались начальниками или наставниками академии или настоятелями монастырей. Такой прекрасный путь подвигов провидением Божиим предначертывался и для Иоанна. Обучение и молитва , наставники и книги, ученые труды и размышления, высокие мысли и чувства, благие цели и намерения, величие веры и примеры святых не оставляли души Иоанна во все время его обучения в академии. Фара, инфима, грамматика, синтаксима и поэзия – эти низшие классы коллегии скоро пройдены юношею ревностным и благочестивым. С какою радостию он вместе с другими созерцал в 1700 г. прибывшего в Киев царя Петра I! Но еще с большим восторгом питомцы коллегии, а следовательно и Иоанн, узнали, что за процветание наук в коллегии государь благоволил в 1701 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Полковник О., отставной военный доктор, фронтовик, на Общем собрании членов братства святителя Иоасафа, епископа Белгородского (10 декабря 1754) 4 сентября 1915 г. в Петрограде рассказал о двух явлениях ему Чудотворца: " Года за два до войны, следовательно, в 1912 году явился ко мне в сновидении Святитель Иоасаф, и, взяв меня за руку, вывел на высокую гору, откуда нашему взору открывалась вся Россия, залитая кровью. Я содрогнулся от ужаса... Не было ни одного города, ни одного села, ни одного клочка земли, не покрытого кровью... Я слышал отдаленные вопли и стоны людей, зловещий гул орудий и свист летающих пуль, зигзагами пересекавших воздух; я видел, как переполненные кровью реки выходили из берегов и грозными потоками заливали землю... Картина была так ужасна, что я бросился к ногам Святителя, чтобы молить Его о пощаде. Но от трепетания сердечного я только судорожно хватался за одежды Святителя и, смотря на Угодника глазами, полными ужаса, не мог выговорить ни одного слова. Между тем Святитель стоял неподвижно и точно всматривался в кровавые дали, а затем изрек мне: " Покайтесь... Этого еще нет, но скоро будет " ... Уже после начала войны полковнику О. было второе явление Святителя Иоасафа: " Лик Его был скорбен. – " Поздно, – сказал Святитель, – теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию. Владимирский образ Царицы Небесной, которым благословила меня на иночество мать моя, и который ныне пребывает над моею ракою в Белгороде, также и Песчанский образ Божией Матери, что в селе Песках подле г. Изюма, обретенный мною в бытность мою епископом Белгородским, нужно немедленно доставить на фронт, и пока они там будут находиться, до тех пор милость Господня не оставит Россию. Матери Божией угодно пройти по линям фронта и покрыть его Своим омофором от нападений вражеских... В иконах сих источник благодати, и тогда смилуется Господь по молитвам Матери Своей! " Сказав это, Святитель стал невидимым, и я очнулся " . Примыкают к ним и слова одного из участников Конгресса русских соотечественников, состоявшегося в Москве во дни т. н. " путча " в августе 1991 г.: " Россия возродится не ранее, чем икона Владимирской Божией Матери будет возвращена на Свое место в Успенском соборе Московского Кремля, а Троица, писанная преподобным Андреем, крестным ходом прибудет в Троице-Сергиеву Лавру " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=827

А 18 марта 1605 года архимандрит Кирилл (Завидов), настоятель Троице-Сергиевой обители, был возведён на митрополичью Ростовскую кафедру 10 и на его место был переведён из Пафнутиево-Боровского монастыря игумен Иоасаф с возведением в сан архимандрита 11 . В перечне Троицких настоятелей читаем: “Иасаф, взят ис Пафнотьева монастыря — 5 лет неполны” 12 . Конец XVI – начало XVII века известны в истории России как Смутное время. В 1605 году скончался Борис Годунов, вскоре погиб его сын царевич Феодор, затем меньше года царствовал Лжедмитрий, который свёл с Патриаршего престола святителя Иова. После этого новым царём стал Василий Шуйский. В конце мая “Троицкий монастырь принимал в своих стенах мощи царевича Димитрия, когда они переносимы были из Углича в Москву” 13 . Затем тела царя Бориса Годунова, в иночестве Боголепа, его жены царицы Марии и царевича Феодора были принесены из Москвы и погребены в Троице-Сергиевом монастыре. Новый царь Василий Шуйский уделял внимание обители преподобного Сергия. Преподобный Сергий Радонежский (†1392; пам. 25 сент.), будучи послан благоверным князем Димитрием (†1389; пам. 19 мая) в Нижний Новгород, основал пустынь в Гороховском уезде, в которой он устроил храм во имя Живоначальной Троицы и мученика Георгия. Эта пустынь была разорена казанскими татарами ещё да падения Казани в 1552 году. Феодор Иоаннович в 1591 году предпринял меры к возрождению детища Преподобного, дал свою грамоту. А 14 июля 1607 года царь Василий подтвердил архимандриту Иоасафу льготы этой жалованной грамоты 14 . “В ноябре 1607 года посетил Троицкую обитель царь Василий Иоаннович, принося благодарение за победу над мятежниками” 15 . Ещё ранее, 8 августа 1606 года, он дал подтвердительную жалованную грамоту архимандриту Иоасафу на рыбные ловли для монастыря на Волге 16 . В том же году Василий Шуйский решил возникший спорный вопрос в связи с вотчиной, данной ранее царём Феодором Иоанновичем 17 . Затем по просьбе архимандрита Иоасафа он освободил от уплаты пошлины Троицкую обитель за мёд, собираемый в Юрьеве Повольском 18 . Когда в августе 1607 года на московском подворье в Кремле сгорели грамоты относительно вотчин в Нижегородском уезде, царь по просьбе архимандрита Иоасафа повелел восстановить все необходимые документы 19 . В 1609 году царь пожаловал архимандриту Иоасафу место “за деревянным городом, за Сретенскими вороты у Неглинной на берегу от дороги” 20 . Здесь был построен деревянный храм, позднее заменённый каменным. Это явилось началом нынешнего подворья Лавры.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ar...

В последний год жизни своей, преподобный Иоасаф являл собою такой пример пощения и воздержания, который мог быть исполнен только по особенной благодати Божьей. Пре-подобный вкушал пищу только в день воскресный, после приобщения Святых Тайн, и потом целую седмицу оставался без пищи до следующего воскресения. Много трудился лукавый враг человеческий, чтобы смутить Преподобного различными помыслами, но св. инок молитвою разбивал искушения. Однажды пришел к нему дядя его, князь Борис Васильевич Ржевский и предложил ему много денег, чтобы оно ставил Спасокаменную обитель и основал свой монастырь. Князь Борис руководился только родственною любовью, но юный инок узрел в этом предложении искушение лукавого врага, и просил Князя с миром возвратиться в дом свой и отдать принесенные деньги нищим. После пятилетнего иночества, преподобный Иоасаф преставился 1453 года, сентября 10-го дня. Дивной была кончина преподобного Иоасафа. Сентября 8-го тяжко больной, она просил вести его в церковь , приобщился Св. Тайн и возвратясь в келлию слег на одр. Перед кончиною его, собралась в его келью, вся братия с игуменом. Он сказал братии трогательное поучение, после которого каждый инок подходил к благоверному Князю и принимал от него напутственное благословенье, а он просил себе у каждого инока молитвы. Простившись со всеми, преподобный Иоасаф просил одного из иноков читать канон, на исход души. Вдруг, во время чтения канона, больной и слабый Князь, воспрянул как совершенно здоровый, подал игумену кадильницу и просил окадить, иконы, и находящуюся в келии братию. Сам же встал на колени и со слезами стал молиться сперва Богу, да простит Он, Всемилосердный, ему все прегрешения вольные и невольные, потом Пречистой Матери Божьей, да не оставит Она обители и будет за него ходатайницею у Сына Своего и Господа нашего. После этого лег на одр свой и просил молиться об отходе души его. Едва произнес он эту просьбу, как непорочная душа его отлетела к Богу. Тело преподобного, благоверного князя Иоасафа не было предано земле, но поставлено в теплой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Царствование Императора Николая Александровича состоялись прославления многих святых земли Русской. Первым был прославлен митрополитом Киевским Иоанникием 9 сентября 1896 г. святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский. 19 июля 1903 г. в присутствии Государя и Царской Семьи прославлен был преподобный Серафим, Саровский чудотворец. 12 июня 1909 г. состоялось окончательное прославление св. мощей княгини Анны Кашинской, в иночестве Софии. В Высочайше утвержденном докладе 7 ноября 1908 г. о прославлении сей благочестивой супруги св. Великого Князя Михаила Тверского говорилось: «В течение своей жизни быв образцом христианской супруги и матери, отличаясь христианской любовью к бедным и несчастным, проявляла искреннее благочестие, мужественно перенося всевозможные испытания». 23      мая 1910 г. древний Полоцк торжественно встречал, вместе с королевой эллинов Ольгой Константиновной, ее братом Великим Князем Константином Константиновичем, Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной и Князем Игорем Константиновичем, святые мощи преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, преставившейся в Иерусалиме в 1173 г. и почивавшей в Киеве. Крестный ход из матери городов русских вышел 19 апреля. От Киева до Орши мощи перевозились по Днепру, от Орши до Витебска – пешим путем. По пути стояли тысячи народа с зажженными свечами. В Киеве и Полоцке число богомольцев доходило до 20 000 человек. По этому поводу Государь обратился со следующим рескриптом к Киевскому митрополиту Флавиану: «Свято прошедшая поприще, указанное ей Божественным Промыслом, да пребудет святая Княжна для всего белорусского народа навеки яркою путеводительною звездою, указующей правду Православия. Проявившийся же в незабвенные дни перенесения честных мощей ее дух благочестия в народе, притекавшем в великом множестве на поклонение преподобной, да послужит в назидание и тем, кто в житейской суете и душевном смятении готов покинуть спасительный путь истинной Православной веры». 4 сентября 1911 г. владыкой Владимиром, митрополитом Московским, в присутствии Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и Великого Князя Константина Константиновича, совершено было прославление мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. На торжество собралось 150 000 паломников. Государыня Императрица Александра Феодоровна и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна пожертвовали к раке лампады художественной работы. На всеподданнейшем докладе обер-прокурора Святейшего Синода о сем прославлении Государь 10 декабря 1910 г. начертал: «Благостным предстательством святителя Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа русского. Приемлю предположение Святейшего Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В Безводном начинал издавать свои труды в защиту старообрядческой церкви владыка Арсений Уральский (Анисим Васильевич Швецов).Владыка Арсений родился в крестьянской семье старообрядцев-беспоповцев. Убедившись в законности Белокриницкой иерархии, он в середине 1860-х гг. присоединился к Древлеправославной Церкви Христовой. С 1866 по 1881 г. проживал в Москве при канцелярии архиепископа Антония, исполняя работу письмоводителя. Изучая святоотеческую и старообрядческую литературу из обширной библиотеки владыки Антония Анисим Швецов скоро выдвинулся в ряды первейших начетчиков и апологетов старообрядчества того времени. В 1885 г. он принял иночество и вскоре был рукоположен в священноиноки. В богатом волжском селе Безводное уже в 1880-х годах активно действовал крупный белокриницкий монастырь, державший связи с Казанской и Уральской епископией. По возвращении из-за границы в 1892 году священноинок Арсений поселился в селе Безводном Нижегородской губернии, в обители священноинока Иоасафа, где и занялся изданием книг в защиту старообрядческой Церкви. Но печатать книги здесь не пришлось, потому что едва только устроились с типографией, как сделалось сильное наводнение, и типографию затопило. После смерти еп. уральского Виктора, священноинок Арсений был избран епископом на уральско-оренбургскую епархию. 24 октября 1897 г. в с. Безводном Нижегородской губернии епископы Кирилл нижегородский и Иоасаф казанский рукоположили его в сан. Отец Арсений объездил множество краев, везде привлекая в лоно Церкви новых последователей. По возвращении из-за границы в 1892 г.он поселился в с. Безводном, в обители священоинока Иоасафа. После смерти епископа уральского Виктора, в 1897 г., был избран епископом на Уральско-Оренбургскую епархию, и 24 октября того же года в с.Безводном Нижегородской губернии епископы Кирилл Нижегородский и Иоасаф Казанский рукоположили его в святительский сан. В 1906 году, после Высочайшего Манифеста Николая II о веротерпимости, в губернском правлении области была зарегистрирована Безводнинская старообрядческая община Белокриницкого согласия во имя Казанской Иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=22338

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010