Разделы портала «Азбука веры» ( 47  голосов:  4.3 из  5) Глава XI. Архиепископ Константин Архиепископа Константина я знал давно и нередко встречался с ним в Петербурге. Это был один из немногих Преосвященных с университетским образованием, принявший иночество по убеждению, что сразу сказывалось в каждом его движении, и что особенно влекло меня к нему. По этим движениям я почти безошибочно определял настроение Преосвященных, с коими встречался. Те из них, для которых иночество было лишь фундаментом их духовной карьеры, как-то очень быстро распоясывались, когда достигали предельных ступеней: переставали следить за своей внутренней жизнью, смешивались с настроениями окружавших их лиц и особенно внимательно следили за правилами и требованиями светского обихода. Наоборот, те, кто в иночестве видел наилучший способ возношения души к Богу, путь к нравственному усовершенствованию и очищению, те, не обращая внимания на мирские обычаи и условности, относились к себе с удвоенным вниманием и вкладывали в каждое свое слово и действие мысль о той ответственности, какую они взяли на себя, давая иноческие обеты Богу. И, чем ближе к закату склонялась их жизнь, тем строже они были к себе, тем сосредоточеннее и внимательнее они относились к своему иноческому долгу, тем больше сказывалась пройденная ими иноческая школа. Архиепископ Константин принадлежал к числу последних… В его движениях сказывались не только приемы хорошо воспитанного человека, но и эта школа, наложившая на него отпечаток работы над собою, нежной приветливости и благодушия; а умные глаза его говорили, что все на свете суета, напрасны все тревоги и огорчения, и ничего этого не нужно… Владыка только что вернулся из собора и, направляясь в столовую пить чай, пригласил и нас с собою. Я подробно рассказал о цели своего приезда в Ставку, об отношении протопресвитера Шавельского и, в заключение, выразив сожаление, что не предуведомил заблаговременно Владыку о своем приезде, убеждал Преосвященного в точности выполнить повеление Святителя Иоасафа и подробно донести обо всем Его Величеству.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Слава, глас 8: На земли живый в телесном составе,/житию Безплотных поревновал еси,/преподобне отче Варлааме,/славы твоея отвержением человеки удивил еси,/нищетою и воздержанием бесы посрамил еси,/чистотою Ангелы возвеселил еси/и великими твоими подвиги иночествующим образ был еси./Темже по достоянию ублажаем тя,/удобреннаго от Вышняго Владыки,/Егоже присно моли, блаженне,/мир Церкви Православной даровати/и душам нашим велию милость. И ныне, Богородичен: Царь Небесный: Вход. Прокимен дне. Чтения три преподобническая ( зри Минею ноября 23-й день ). На литии стихиры, глас 1: Днесь радостно ликовствует пещера святая,/имеющи святыя мощи твоя, блаженне Варлааме,/подавают бо здравие с верою притекающим к честней твоей раце./Отнюдуже и мы, просвещшеся, глаголем:/сподоби нас даров твоих, блаженне,/и стадо твое сохраняй молитвами твоими,/спасение подавая душам нашим. Преподобне отче Варлааме,/ты, измлада возлюбив доброту Владыки Христа/и к Нему желание невозвратно имеяй,/отечество и род оставил еси,/богатство и славу возненавидел еси/и, Тому Единому последовав,/равноангельно в пещере пожил еси,/тем, ныне на Небесех со Ангелы Ему предстоя,/со дерзновением молися о душах наших. Глас 4: Вседержительною десницею укрепляемь,/преподобне отче наш Варлааме,/воздержание в пищи стяжал еси,/непрестанною же молитвою и нощным стоянием/Антонию блаженному сопричастник быти сподобився,/слезными потоки вся бесовская ополчения потопил еси./Темже и Христос, Егоже вожделел еси/и Егоже ради тяготу дневную понесл еси,/дарованием чудес тя прослави,/Егоже моли спастися душам нашим. Глас 3: Приидите, вси иночествующих собори,/псалмы и песньми честное преподобнаго торжество/ днесь благочестно восхвалим,/иже аще и последи возсия,/но древних отец чести сподобися/и молится Христови спастися душам нашим. Честное приятелище Духа Пресвятаго/был еси, Варлааме преподобне:/Безплотным бо во плоти подобяся,/житию тех подражал еси,/сего ради от вседержительныя венчался еси десницы,/аще же и преставился еси от земли,/но Богови жив предстоиши со святыми/и молишися о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава XI. Архиепископ Константин Архиепископа Константина я знал давно и нередко встречался с ним в Петербурге. Это был один из немногих Преосвященных с университетским образованием, принявший иночество по убеждению, что сразу сказывалось в каждом его движении, и что особенно влекло меня к нему. По этим движениям я почти безошибочно определял настроение Преосвященных, с коими встречался. Те из них, для которых иночество было лишь фундаментом их духовной карьеры, как-то очень быстро распоясывались, когда достигали предельных ступеней: переставали следить за своей внутренней жизнью, смешивались с настроениями окружавших их лиц и особенно внимательно следили за правилами и требованиями светского обихода. Наоборот, те, кто в иночестве видел наилучший способ возношения души к Богу, путь к нравственному усовершенствованию и очищению, те, не обращая внимания на мирские обычаи и условности, относились к себе с удвоенным вниманием и вкладывали в каждое свое слово и действие мысль о той ответственности, какую они взяли на себя, давая иноческие обеты Богу. И, чем ближе к закату склонялась их жизнь, тем строже они были к себе, тем сосредоточеннее и внимательнее они относились к своему иноческому долгу, тем больше сказывалась пройденная ими иноческая школа. Архиепископ Константин принадлежал к числу последних… В его движениях сказывались не только приемы хорошо воспитанного человека, но и эта школа, наложившая на него отпечаток работы над собою, нежной приветливости и благодушия; а умные глаза его говорили, что все на свете суета, напрасны все тревоги и огорчения, и ничего этого не нужно… Владыка только что вернулся из собора и, направляясь в столовую пить чай, пригласил и нас с собою. Я подробно рассказал о цели своего приезда в Ставку, об отношении протопресвитера Шавельского и, в заключение, выразив сожаление, что не предуведомил заблаговременно Владыку о своем приезде, убеждал Преосвященного в точности выполнить повеление Святителя Иоасафа и подробно донести обо всем Его Величеству.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Собственноручные записки о жизни своей епископа Иоасафа (Горленко), путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игумена Мгарского Показать содержание Содержание     Родился, по сказке родителей своих, в год 1705, месяца септемврия, дня 8, наречен в святом крещении Иоакимом.     В год 1716 возлюбил монашество; намерение быть монахом возымел 1721 года и то в себе хранил даже до года 1723; и в том же годе объявился родителям моим, с тем прося благословения ко исполнению намереваемаго; в год 1725, а от рождения моего 20-м, месяца октомврия дня 27, принял рясофор от всечестнаго отца иеросхимонаха Феодора в Киево-Межигорском монастыре в пещере, в храме святых богоносных отец Онуфрия и Петра Афонского, и наречен в иночестве Иларион.     В годе 1727 мантию принял от преподобнейшаго отца Илариона Левицкого, ректора и игумена Киево-Братскаго, в том монастыре Братском, ноемврия дня 21, и преименован, наречен Иоасаф.     В годе 1728 рукоположен в диакона преосвященным Варлаамом Ванатовичем, архиепископом Киевским, генваря 6 дня в Великой церкви святых Богоявлений Братской.    В годе 1729, в месяце августе последних числ, определён в училища киевские во учителя и в том потрудился послушании, пробыв через три года.     В годе 1732, в неделю седмую по Пасхе святых отец, в той час случившуюся маия 21 дня, в преподавании школы синтаксиса, деликовал диалог приветствовательный вшествием на престол Киевской епархии преосвященному Рафаилу Заборовскому, архиепископу Киевскому.     В годе 1734, септемврия 13-го дня, определен во эксаминатора архиепископии Киевския от преосвященнейшаго Рафаила Заборовского, архиепископа Киевского; и в том же годе от его преосвященства рукоположен во священники в монастыре киевском Михайловском, в Великой церкви, ноемврия 8-го. Переведен же с Братства в кафедру святыя Софии для житья того ж года, ноемврия 23-го.    В годе 1735, генваря 10, определен членом в Духовную консисторию.    В годе 1737, июня 24, посвящен в игумена, аще и по крайнему моему нежеланию, Божию же смотрению преданный и воле архипастырской не отрицающий, в монастырь Свято-Преображенский Мгарский, под Лубнами находящийся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И затем без малейшего страха подошел к отступнику и начал убеждать его не принимать исламизма. Озлобленные янычары с яростью бросились на него и осыпали его палочными и сабельными ударами; кровь ручьями полилась с головы и шеи Христодула. Турки связали исповедника и повели с крестом в руках к начальнику янычар, а затем к судье. Свирепые янычары требовали у судьи смерти мученика, иначе угрожали изрубить его самого в самом судилище. Испуганный судья предал Христодула изуверам, чтобы они отвели его к начальнику города. Варвары набросили веревку на шею мученика и привели к начальнику города. Последний упрекал Христодула за его дерзость и требовал от него принятия исламизма; но мученик решительно отказался от предложения. Тогда его повергли на землю и дали 204 жесточайших палочных удара по пятам, так что весь пол покрылся кровью, а потом повели на виселицу. На дороге, встречая христиан, мученик говорил: «простите меня, братия, и Господь простит вас!» Шествие остановилось против ворот церкви св. Мины, где и повесили блаженного страдальца. Турки обнажили тело мученика и на плеча его положили тот крест, с которым он явился пред толпою. Повешенный представлял в продолжение двух дней зрелище крестного восхождения на голгофу Христа Спасителя. Христиане заплатили 600 пиастров убийцам-язычникам за останки мученика и с честью погребли их. Благочестивые очевидцы брали себе частицы веревки и одежды мученика, при болезненных случаях курили ими, и священный дым исцелял верующих от их недугов. Мучение св. Христодула относится к 27 июля 1777 года. (Христ. муч. На Вост. Свящ. Соловьева. Стр. 213–217). Св. Иоасафа, митрополита Московского Блаж. Иоасаф происходил из дворянского рода Скрипицыных. Приняв иночество в обители преп. Сергия, Иоасаф с 1529 г. был выбран игуменом этой обители. Великий князь Василий высоко ценил Иоасафа, так что последний в 1530 году принимал от купели наследника престола, Иоанна. Когда вел. князь сделался опасно болен, то пригласил к себе в Москву Иоасафа для прощальной беседы с ним и принял от него иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

311 Таким образом Павел находил дозволительным, чтобы мирянин, за неимением священника, даже причащал умирающих! 312 Итак, в своих видах, Павел объяснил различие правил тем, что во дни Апостолов будто бы, „была крайняя нужда“, и именно нужда в епископах и священниках, в „полном духовном управлении“ (как было у раскольников до учреждения Белокриницкой иерархии), а во время шестого вселенского собора была уже полнота духовного управления“. Между тем главное, чем объясняется это различие, именно присутствие в церкви Апостольской обилия духовных дарований, особенно дара пророчества, каковых даров сподоблялись все верующие, на что именно и указывается в правиле: будут вси научени Богом, и оскудение сих даров впоследствии, на что опять указано в самом правиле шестого вселенского собора: не вси пророцы, на это Павел совсем не обратил внимания, желая объяснить дело в интересах раскола, как обыкновенно поступал. Сравнение же раскольнического „оскудения священства“ с мнимой скудостью его в церкви Апостольской есть явное нечестие. 314 Еще при поставлении Иоасафа в диаконы Павел сделал заметку в Памятнике: „Сего инока Иоасафа, бывшего еще бельцом, г. митрополит Амвросий предназначал, по поставлении во диакона, а потом и в священника, отправить в Молдавию, в Мануиловку“. А при записи о поставлении Иоасафа „в пресвитера“, там же замечено: „Священник Иоасаф назначен к отправлению в Мануиловский Никольский монастырь. А отправился в Молдавию в 1848 г. 1 генваря. 315 Черновая, Павловой руки, находится в Белокриницком архиве; на ней означено число: 17 июня 1848 г. 317 Павел не говорить, по какому случаю предложен был в митрополии на соборное решение этот вопрос; но нетрудно догадаться, что речь идет о соборных рассуждениях по поводу предполагавшегося поставления в епископы Аркадия Лаврентьевского, когда Павел и Евфросин старались препятствовавший его поставлению грех брака со вдовою отстранить между прочим и тем, что он очищен вступлением в иночество. 318 Правило се гласит: „Аще исповесть презвитер, яко согреши прежде поставления, да не служить токмо, некая бо прегрешения рукоположение прощает. Аше же не исповесть, ни обличен будет, сам да имать власть“. Здесь, и в толковании, правило это изложено в более снисходительном смысле, нежели как изложено в подлиннике и как требуют другие правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

23 декабря — память святителя Иоасафа, епископа Белгородского 23 декабря 2008 г. 00:00 Святитель Иоасаф родился в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии 8 сентября 1705 года в день Рождества Пресвятой Богородицы в именитой дворянской семье Горленко. Нареченный во Святом Крещении именем Иоакима, родителя Пресвятой Богородицы, младенец Иоаким (впоследствии святитель Иоасаф) всегда находился под особым покровительством Пречистой Владычицы. Родители св. Иоасафа были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви. Отец — Андрей Димитриевич Горленко, заведовал бунчуком — войсковым знаменем при гетмане Данииле Павловиче Апостоле, на дочери которого Марии Даниловне он и был женат. Семейство Горленко в то время отличалось особой религиозностью, нищелюбием и благотворительностью. Воспитываясь в такой семье, молодой отрок Иоаким с ранних лет отличался большой религиозной настроенностью. Еще в годы отрочества Иоакима Милосердый Господь возвестил Свою Святую волю о его будущем в чудесном видении, которое было явлено отцу Иоакима Андрею Димитриевичу. Однажды вечером он сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с Ангелом и у ног Их сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. На восьмом году жизни Иоаким был отправлен в Киевскую Академию для изучения наук и в особенности словесных. Благочестивый склад полумонашеской жизни в академии, обилие святынь в г. Киеве и особенно знакомство с иноками-подвижниками Киево-Печерскими — все это способствовало тому, что уже на 11-м году своей жизни Иоаким Горленко возлюбил монашество, на 16-м году жизни, ко времени окончания школьного образования, в нем утвердилось намерение быть монахом и всецело овладело его волею, а на 18-м году жизни в Иоакиме окончательно созрела и утвердилась мысль об отречении от мира и принятии иночества.

http://patriarchia.ru/db/text/142430.htm...

Это было еще «до начала города Вологды». Тогда был здесь глухой лес и в лесу посад с храмом Воскресения, а на Ленивой площади «малый торжок». Не­давно умер в Вологде купец Пятышев, последний потомок Пятышева, не хотевшего дать блаженному Герасиму земли под монастырь, а после согласившегося с благочестивым желанием преподобного. Подвижник благочестия примером самой жизни и светлыми наставлениями озарил дикую страну – и мирно почил 4 марта 1178 года. Мощи его почивают под спудом в Троицком храме обители его, упраздненной в 1764 году 413 . Убиение преподобных Иоасафа и Василия игуменов В четырех верстах от Пскова, на берегу реки Великой, на Снет- ной горе преподобный Иоасаф основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и был в нем игуменом. В то же время в Ми- рожской обители подвизался игумен Василий 414 . Господу благоугодно было, дабы подвижническая жизнь их увенчалась страдальческой смер­тью, – а смерть других была очищением от грехов. В летописи читаем: «марта 4-го 1299 года немцы неожиданно напали на посад у Пскова, умертвили игумена Василия, Иоасафа игумена Снетной горы, множе­ство черноризцев (17 иноков и инокинь), нищих, жен и детей; мужчин Бог сохранил, но монастыри сожжены». Немцам это не прошло даром. «Князь Довмонт и Иван Дорогомилов вышли против них и разбили их на берегу у Петра и Павла; битва была жаркая: иных (из немцев) убили, другие бросились с берега и потонули; феллинцев, взяв в плен, отослали к князю Андрею Александровичу в Россию; прочие побросали оружие и ударились бежать, устрашась храбрости Довмонта и Ивана Дорогомилова» 415 . Нетленные мощи преподобного Иоасафа почивают в его обители под спудом, а открыто, в особом ковчеге, хранятся две кости и глава его. Мощи преподобного Василия почивают в Мирожской обители, под спудом 416 . День пятый. Память преподобного Адриана Пошехонского Преподобный Адриан обучался иноческому житию у преподобного Корнилия Комельского 417 . По смерти великого наставника (1537 г.) он, как и некоторые другие ученики Корнилия, желал насадить где-либо в глу­хом месте новый рассадник иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Предо мною стоял Святитель Иоасаф. Лик Его был Скорбен. “Поздно, – сказал Святитель, – теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию. Владимирский образ Царицы Небесной, которым благословила меня на иночество мать моя и который ныне пребывает над моею ракою в Белгороде, также и Песчанский образ Божией Матери, что в селе Песках, подле г. Изюма, обретенный мною в бытность мою епископом Белгородским, нужно немедленно доставить на фронт, и пока они там будут находиться, до тех пор милость Господня не оставит Россию. Матери Божией угодно пройти по линиям фронта и покрыть его Своим омофором от нападений вражеских… В иконах сих источник благодати, и тогда смилуется Господь по молитвам Матери Своей” . Сказав это, Святитель стал невидим, и я очнулся. Это второе видение Угодника Божия было еще явственнее первого, и я не знаю, было ли оно наяву, или во сне… Я, с удвоенною настойчивостью, принялся выполнять это прямое повеление Божие , но в результате меня уволили со службы и заперли в сумасшедший дом… Я бросался то к дворцовому коменданту, то к А.А. Вырубовой, то к митрополитам и архиереям; везде, где мог, искал приближенных Царя; но меня отовсюду гнали и ни до кого не допускали… Меня или вовсе не слушали, или, слушая, делали вид, что мне верят, тогда как на самом деле мне никто не верил, и все одинаково считали меня душевнобольным. Наконец, только сегодня я случайно узнал, что в Петербурге есть братство Святителя Иоасафа… Я забыл все перенесенные страдания, все передуманное и пережитое и, измученный, истерзанный, бросился к вам… Неужели же и вы, составляющие братство Угодника Божия, прогоните меня; неужели даже вы не поверите мне и, подобно многим другим неверам, признаете меня психически больным… Помните, что прошел уже целый год со времени вторичного явления Святителя Иоасафа, что я уже целый год скитаюсь по разным местам, толкаюсь к разным людям, дабы исполнить повеление Святителя, и все напрасно… А война все больше разгорается, и не видно конца; а ожесточение все увеличивается, а злоба с обеих сторон растет… Или и вы, может быть, думаете, что победа зависит от количества штыков и снарядов… Нет, судьбы мира и человека в руках Божиих, и будет так, как повелит Господь, а не так, как захочется людям… Спешите же исполнить повеление Святителя Иоасафа, пока есть еще время его исполнить… Тот, Кто дал такое повеление, Тот поможет и выполнить его… Снаряжайте же немедленно депутацию к Государю; добейтесь того, чтобы святые иконы Матери Божией были доставлены на фронт; и тогда вы отвратите гнев Божий на Россию и остановите кровопролитнейшую из войн, какие видел мир.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Это продолжалось два года. После 2-х годичного испытания в Киево-Межигорском Спасо-Преображенском монастыре, подвижник Иоаким Горленко на 21 году жизни, 27 октября 1725 года принял рясофор от всечестного отца иеросхимонаха Феодора в пещерном храме Межигорского монастыря во имя святых богоносных отец Онуфрия и Петра Афонского и наречен был в иночестве Иларионом. По принятии рясофора, он открыл свою тайну родителям через своего верного слугу, прося у них прощения в том, что без их позволения и благословения принял оный, т.е. рясофор. Строга аскетическая черта нравственного облика смиренного Илариона (впоследствии св. Иоасафа), который с юных лет начал борьбу с греховными влечениями, который с юности познал суету мира и бренность преходящих его благ, незабвенна для насельников Малороссии. Из рассказов малороссов видно, что смиренный инок Киево-Межигорского монастыря, бывая в доме отца своего, в имении Чернявщина, Прилукского уезда Полтавской губернии, во время пиршеств, предлагаемых по временам его родителем для многочисленных гостей (соседей, родственников, знакомых), сидел вдали от стола, одиноко, в углу громадного зала и ел корки черного хлеба, не разрешая себе прикасаться к пище, которая подавалась гостям. Он не разделял радости приветливых радушных хозяев (родителей своих), и на веселия гостей он смотрел взором безграничного недоумения и сострадания. Для того, чтобы устоять среди соблазна и вместе с этим не огорчать исповеданием своей веры близких для себя людей и тех, для кого она была непонятной, нужно было иметь необыкновенную твердость воли, стойкость характера, сильную веру и ревность к славе Божией. И все это, т.е. высокие качества души, как показывает образ поведения смиренного инока Илариона, давно было в душе юного подвижника (впоследствии свт. Иоасафа). После двухгодичного пребывания в Киево-Межигорском монастыре, рясофорный Иларион, обративший на себя внимание высшего духовного начальства строгой подвижнической жизнью, был вызван в Киево-братский монастырь.

http://pravoslavie.ru/1926.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010