Чьи же это останки? – Может быть, они из гробницы супруги великого князя Симеона Иоанновича, или сына Димитрия Донского Иоанна (в иночестве Иоасафа), или Марии (в иночестве Фотинии), которая, по указанию летописи, в 1399 году 31 марта положена была в монастыре у Спаса в Москве, но в 1473 году «обретена в теле невредима ничем, толико риза истле». Как бы то ни было, глубокая древность этого параманда и пояса не подлежит сомнению. А для нас этого и довольно. Параманд этот доказывает, что в четырнадцатом или в пятнадцатом столетии наши праотцы употребляли четвероконечный крест как истинный крест Христов и даже самое Распятие изображали на четвероконечном кресте без титлы и подножия. г) В Успенском соборе хранятся три низанные крупным жемчугом по алтабасу воздуха с крестами восьмиконечными, в кои вставлены 47 золотых запал с драгоценными каменьями, также пелена аналойная из чешуйчатого алтабаса, по коему травы и цветы низаны жемчугом и украшены 48 золотыми запалами с каменьями. В средине выложен жемчугом четвероконечный крест. Надпись свидетельствует, что эта пелена сделана по болярине Илье Морозове. Из этого описания древне-московских памятников креста и его изображений видно, что в древнейшие времена употреблялся большей частью четвероконечный и только весьма редко шестиконечный крест, из коих последний. по нашему мнению, есть двойной крест, а не один, как это мы видели при рассматривании греческих изображений креста, и что только во времена позднейшие стал употребляться крест восьмиконечный. Значит, оба вида креста равно были в употреблении и равно уважались. Как же мнимые старообрядцы не почитают теперь креста четвероконечного? III. О древнейших изображениях креста, заимствованных из «Собрания государственных грамот и договоров» В этом собрании, на печатях великокняжеских и архиерейских, также пред началом весьма многих договорных грамот и пред архиерейскими надписями, мы видим почти везде изображения крестов четвероконечных. Шестиконечные встречаются не более как раза два или три; восьмиконечные же – и того реже, именно – всего один раз, на большой государственной печати царя Иоанна Васильевича. Весьма замечательно, что на последней, сверх обыкновения, в первый раз встречается разом два восьмиконечных креста на царской короне и выше её, за ободком, между гербами городов, с надписью: «древо дарует древнее достояние». Один из них, верхний, – со всеми принадлежностями, какие хотят непременно видеть при кресте мнимые старообрядцы: с копием, тростью, ступеньками и обыкновенными словосокращениями; ЦРЬ СЛА IC ХС НИКА КО ТР МА РБ.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Закхей повинился во всем, но заподозривал, ошибочно, в хищении брата Фотия, что произвело новую распрю. Тогда одному из старейших иноков явился пр. Александр и указал виновного – крестьянина, которого и нашли согласно указаниям святого в ближайшей деревне, не успевшим еще издержать украденного серебра. У раки преп. Александра получил исцеление сын одного каргопольского жителя – бесноватый юноша, принявший потом в обители преподобного иночество, с именем Ионы. Одного инока Игнатия, с усердием трудившегося в поварне, обвинили в растрате монастырских продуктов, и он был посажен скованным в темницу. Томясь в узах долгое время, Игнатий горячо молился преп. Александру, прося облегчения участи. Молитва его не осталась напрасной – еще прежде освобождения, чудесно ручные оковы стали шире, и узник мог свободно вынимать правую руку и молиться (но тогда он скрыл это чудо, боясь быть обвиненным в чародействе). Один юноша, сирота, живя в обители, заболел ногой, которая загноилась, больного скорчило, и он 2 месяца жестоко страдал, но когда с усердием стал призывать преп. Александра – получил исцеление. Однажды, перед утреней на праздник Николая Чудотворца (6 декабря), больному явился в сонном видении преп. Александр и велел идти приложиться к своему гробу, а затем стоять утреню и молиться святителю Николаю, призывая в молитвах и говорящего. Когда на это юноша отвечал, что он болен, преп. Александр 3 раза коснулся больной ноги, обещав больному здравие, повторил приказание идти к утрени, и стал невидим. Больной проснулся и, почувствовав себя здоровым, исполнил сказанное. Новая церковь вскоре же сгорела, равно и церковь во имя Святителя Николая. Снова были выстроены обе новые, при значительном материальном содействии некоего боярина Симеона. Отец Симеона Алексей еще ранее поступил в обитель и, приняв иночество с именем Иоасафа, мирно скончался. Сам же Симеон, после торговых трудов, поступил в обитель незадолго до пожара. Когда Симеон приступил к постройке Никольского храма – его деньги были украдены одним хромцем, который, впрочем, раскаялся и возвратил их обратно, ибо на него напал непонятный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Все эти церкви приходили в ветхость, и потому в 1594 году от царя Феодора Иоанновича велено было исправить оные церкви казенными мастерами и на казенный счет. В 1607 году от царя Василия Иоанновича Шуйского, при старце Герасиме, велено сделать из дворцовых доходов гробницу (раку) новую и по сторонам написать чудеса, а на верхней дске написать добрым иконником чудотворца. В 1611 году монастырь был разорен; впрочем, в нем остались после шведского разорения: «храм Вознесение Христово да Савва преподобный» 1470 . В 1662 году, после осмотра ружных церквей, от царя Алексея Михайловича велено из дворцовых новгородских доходов построить вновь церковь Вознесения Господня и пр. Саввы Вишерского 1471 . В том же 1662 году каменная церковь Покрова пресвятой Богородицы, построенная над мощами преп. Саввы, разрушилась, при чем повреждена и рака над преподобным, кроме бывшего на ней изображения. Церковь сия вскоре опять возобновлена от щедрот царя Алексея Михайловича; а образ на раке в 1668 году возобновлен, и самая рака в 1670 году вновь сооружена иждивением государевым 1472 . Потом в 1670 же году грамотою государя и преосвященного митрополита Питирима 1473 дано позволение построить церковь деревянную теплую во имя св. Иоанна Предтечи на место прежней обветшавшей, которая вскоре и устроена на деньги из дворцового приказа. Между прочим, игумен Иосиф, при котором производилась сия постройка, когда заметил, что Покровская церковь , по причине болотистого места, начала несколько оседать и стати появляться на ней трещины; то писал о сем Государю и просил его приказать засоренные подземные трубы, проведенные из монастыря в реку Вишеру, вычистить и порыть колодези. Согласно прошению игумена, трубы немедленно вычищены и исправлены, расселины и трещины в церкви починены и написано в оную восемь образов местных и деисус вновь, также царские двери и проч. 1474 . Не смотря на все сии постройки и возобновления в Савво-вишерском монастыре, он с XVIII века начал приходить в бедность, и потому в 1761 году совсем упразднен; в нем вместо монашествующих определен один белый священник с причетниками 1475 . Но чрез 7 лет после учреждения штатов, монастырь возобновлен попечениями отставного гвардии Измайловского полка поручика Василья Павловича Глазатова, в иночестве Варлаама и близкого к нему дворянина Ивана Ивановича Аничкова, в иночестве Иоасафа 1476 . Оба они, постриженники Вяжицкого монастыря, преемствовали друг другу в управлении Савво-вишерским монастырем, испросив дозволение восстановить сию древнюю обитель. Вскоре иждивением их и вкладами доброхотных дателей монастырь отстроен, украшен и увеличен. В нем теперь каменная пятиглавая церковь Вознесения Господня с выдавшимся на восток полукружием и с двумя теплыми по сторонам приделами: Покрова пресв. Богородицы и пр. Саввы Вишерскаго, коего мощи почивают под спудом в главной Вознесенской церкви. Окружность всего церковного здания 1477 простирается на 52 саж. 2 аршина.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Чьи же это останки? — Может быть, они из гробницы супруги великого князя Симеона Иоанновича, или сына Димитрия Донского — Иоанна (в иночестве Иоасафа), или Марии (в иночестве Фетинии), которая, по указанию летописи, в 1399 году 31 марта положена была в монастыре у Спаса в Москве, но в 1473 году «обретена в теле невредима ничем, толико риза истле». Как бы то ни было, глубокая древность этого параманда и пояса не подлежит сомнению. А для нас этого и довольно. Параманд этот доказывает, что в четырнадцатом или в пятнадцатом столетии наши праотцы употребляли четвероконечный крест как истинный крест Христов и даже самое Распятие изображали на четвероконечном кресте без титлы и подножия. г) В Успенском соборе хранятся три низанные крупным жемчугом по алтабасу воздуха с крестами восьмиконечными, в кои вставлены 47 золотых запал с драгоценными каменьями, также пелена аналойная из чешуйчатого алтабаса, по коему травы и цветы низаны жемчугом и украшены 48 золотыми запалами с каменьями. В средине выложен жемчугом четвероконечный крест. Надпись свидетельствует, что эта пелена сделана по болярине Илье Морозове. Из этого описания древнемосковских памятников креста и его изображений видно, что в древнейшие времена употреблялся большею частью четвероконечный и только весьма редко шестиконечный крест, из коих последний, по нашему мнению, есть двойной крест, а не один, как это мы видели при рассматривании греческих изображений креста, и что только во времена позднейшие стал употребляться крест восьмиконечный. Значит, оба вида креста равно были в употреблении и равно уважались. Как же мнимые старообрядцы не почитают теперь креста четвероконечного? III. О древнейших изображениях креста, заимствованных из «Собрания государственных грамот и договоров» В этом собрании, на печатях великокняжеских и архиерейских, также пред началом весьма многих договорных грамот и пред архиерейскими надписями, мы видим почти везде изображения крестов четвероконечных. Шестиконечные встречаются не более как раза два или три; восьмиконечные же — и того реже, именно — всего один раз, на большой государственной печати царя Иоанна Васильевича. Весьма замечательно, что на последней, сверх обыкновения, в первый раз встречается разом два восьмиконечных креста — на царской короне и выше ее, за ободком, между гербами городов, с надписью: «древо даруетъ древнее достояше». Один из них, верхний, — со всеми принадлежностями, какие хотят непременно видеть при кресте мнимые старообрядцы: с копием, тростию, ступеньками и обыкновенными словосокращениями: ЦРЬ СЛА IC ХС HIKA КО TP МЛ РБ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

64 Блаженный князь–инок со всею радостью выполнял обеты иночества. С братией имел он свидание только в храме; все время его посвящалось молитве и размышлениям о вечности; пост соблюдал он самый строгий. Чистый душою и телом, он еще на земле удостоился посещения небесного. Раз пел он псалмы в келлии и услышал голос, ответ на молитву души его; голос уверял: «обширная пустынь, окружающая озеро, наполнится пустынниками, певцами славы Божией и если они будут хранить заповеди Божии, все будет готово для их земной жизни». Блаженный Иоасаф рассказал об этом откровении игумену Кассиану в простоте чистого сердца своего. Кн. Борису Васильевичу Ржевскому пришло на мысль посетить племянника своего и предложить ему деньги с тем, чтобы построил себе свой монастырь. Предложение приятное для самолюбия, но потому-то и опасное для душевного спасения. Блаж. Иоасаф отвечал родичу князю: христолюбивый князь! нам не нужны серебро и золото, когда искренно хотим жить в пустыне; раздай бедным, что назначил ты для нас и получишь щедрую награду от Господа». Кн. Борис исполнил совет искреннего пустынника. Юный подвижник как бы предчувствовал, что путь подвигов его – не долгий и с пламенным усердием поспешал творить добро. В последний год своей жизни, а он подвизался в обители всего пять лет, только раз в неделю вкушал он пищу, в день воскресный, и в каждый, воскресный день приобщался св. тайн. Тело его от подвигов очень ослабело, но он благодарил за то Господа: в продолжении болезни, когда только чувствовал некоторое облегчение, являлся в церковь . В праздник рождества Богородицы велел он вести себя к литургии, приобщался св. таин. И возвратясь в келлию не вставал более с одра. Простившись с братией, велел иноку читать канон на исход души, сам взял кадильницу в руки, покадил ею около себя и с молитвою на устах предал Господу дух свой. 10 сентября 1453 г. чистое тело его положено было в храме и от него скоро стали истекать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын кн. Олега дорогобужского, был немым от рождения: приложившись к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

чеканными посеребоенными листами; на раке положен образ преподобного в серебряной ризе. При раке хранятся железные вериги, железная полумантия и железная кольчатая рубашка преподобного, в которых он совершал свои всенощные бдения. Церковное празднество пр. Григорию установлено соборным определением 1549 г. (Макарий «Ист. Р. Церкви», VIII). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, власы главные густы с ушей, на плечах схима, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток» (Филимонов, стр. 37). Редкие списки жития преподобного Григория представляют две редакции, резко различающиеся между собою. Первая из них представляет если не первоначальный, то более близкий к нему текст жития. Вторая редакция есть позднейшая переделка первой (Ключевский, стр. 196–198). 251. Преподобный князь Иоасаф, иже бысть на Кубенском озере на острову Спаса Каменскаго монастыря, преставися в лето 6000 месяца сентября в 10 день Сын благотворителей Куштской обители (см. ниже 252) князь Андрей Дмитриевич Заозерский, воспитанный с детства в страхе Божием, оставшись сиротою и лишившись отцовского наследия, которое было отнято великим князем Василием Темным в 1447 году у сыновей князя Димитрия за родство их с Шемякою, рано почувствовал суетность мирской жизни. Он пришел к Спасу на Каменный остров и там принял иночество. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении св. Таин. Не долгая, но богоугодная жизнь князя-инока прекратилась 10 сентября 1453 года. Девственное тело его положено было в храме Спасокаменной обители. Память празднуется в день преставления. После пожара 1472 года останки мощей преп. князя Иоасафа собраны в ковчег. КОгда Спасокаменный монастырь в 1773 году был разрушен вторичным пожаром и перемещен в Вологодский Духов монастырь, ковчег с мощами, спасенный от пламени, перенес туда же. (Рассказы из Ист. Р. Церкви, изд. 3-е, стр. 299 и 300). Житие написано в конце XV века (Савваитов, «Описание Вологодск. Спасо-Камен. монастыря». Спб. 1860). 252. Преподобный Александр игумен иже на Куште реце, преставися в лето 6947 месяца июня в 10 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Эти сочинения: «Сказание о черноризчестем чину, от Ветхого Закона и Нового» 262 , поучение «о подвиге иноческого жития» 263 и послание к Печерскому игумену Василию 264 , – из них с несомненностью принадлежит Кириллу Туровскому – первое, и с большей или меньшей вероятностью два других, так что и эти последние до некоторой степени могут служить материалом для характеристики его взглядов. В несомненно подлинном «Сказании о черноризчестем чину» Кирилл Туровский говорит о себе что – «не от себя» поучает он здесь, а «от книг», что он только «класосбиратель» 265 , давая этим понять, что взгляды, излагаемые им, основаны на чтении и изучении слова Божия и иночески-подвижнической и святоотеческой письменности. Из творений аввы Исаии (IV века), Нила Синайского (V в.), Иоанна Лествичника (VI в.), Максима Исповедника (VII в.), Феодора Студита (VIII–IX в.) и др. восточных подвижников 266 , известных на Руси с первых времен появления у нас монашества, почерпает он свои мысли в изображении – каким должно быть иноческое служение. Он знаком также и с «Житием Варлаама и Иоасафа» – тем восточно-аскетическим произведением, в котором монашество возводится в апофеоз совершеннейшей жизни и в котором яркими поэтическими красками обрисован идеал полного отречения от мира 267 . Принимая обеты монашеские, – научает Кирилл Туровский , – будущий инок должен тщательно испытать себя – что заставляет сделать его такой шаг: «желая последовать Христу, пишет он, ведущему тебя на небо, держи в уме своем – для чего удаляешься ты из мира, мысленного Египта? Желая ли обещанного тебе царства, избегая ли греховной работы дьяволу , или по нелюбви к житейским заботам, от которых нет пользы, а только погибель для души, или же будучи смущаем женою и детьми?» 268 . Удаление из мира в монастырь сравнивает он, согласно общему взгляду восточного иночества, с исшествием израильтян из Египта, а избавление последних от рабства фараону называет, в применении к иноку, – избавлением от рабства мысленному фараону – дьяволу , в разумном Египте – в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

В 1374 году от св. митрополита Алексия Дионисий хиротонисан епископом в Суздаль, в 1382 году получил в Царь-Граде от патриарха Нила сан архиепископа, а в 1384 году от него же – достоинство митрополита Всероссийского, но на обратном пути в Киев схвачен князем Владимиром Ольгердовичем, как посвященный без его согласия, и послан в заточение, где и преставился 15 октября 1385 года. Мощи его почивают открыто в Антониевской пещере. Печерский-Вознесенский, 1-го класса (с 1764 года), монастырь Нижегородской губернии и уезда, близ самого города, на правом берегу Волги, между Нижним и слободою Старыми Печерами. До 1597 года находился на горной крутизне Волги, в 2 верст. к востоку от Нижнего, там, где ныне приходская церковь слободы Старых Печер. В 1597 году гора, на которой находился монастырь, сползла в Волгу, причем были разрушены все церкви и монастырские здания. По освидетельствовании местности, решено перенести монастырь на другое место, ближе к Нижнему, а на прежнем месте поставлена церковь для поминовения усопшей братии. Нижняя приходская церковь во имя Преображения Господня построена в 1794 году и в ней под спудом покоятся мощи схимонаха Иоасафа, обретенные в 1597 году при разрушении монастыря. Новоустроенный монастырь отличается богатством и благоустройством. В соборном храме во имя Вознесения находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Печерская и принесенная св. Дионисием из Киева. В монастыре сохранилась картина, представляющая вид монастыря до его разрушения. 97. Преп. Евфимий, игумен Суздальский. Один из учеников св. Дионисия, преп. Евфимий называется спостником и собеседником преп. Сергия. Он родился в Нижнем Новгороде, и в ранней юности пришел в пещерную обитель Дионисия. Здесь, по воле настоятеля, Евфимий носил воду и рубил дрова в пекарне; взгляд на огонь возбуждал в нем слезы сокрушения о грехах, ввергающих грешника в огонь вечный. Трудясь неутомимо, он проводил ночи в молитве и постился, употребляя пищу не до сыта, а воду пил мерою. Когда князь Борис Константинович в 1352 году пожелал построить в Суздале монастырь и просил у блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Прими из рук моих внешний знак твоей власти – вот этот посох. Он должен напоминать тебе и твои права и обязанности. Как пастырь отгоняет от своего стада всякого хищного волка, так и ты должен всячески соблюдать вверенную тебе общину от злых человек. Помни при этом, что у посоха два конца и берегись грозного слова Господня, что раб тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много ( Лк. 12:47 ). В этом напоминание тебе об ответственности на Страшном Суде. Не ослабевай же в молитве и подвиге...» 861 Служба продолжалась с 8 часов утра до 1 часа дня. Во время речи архиепископа Кирилла игумен Александр с братией стояли у амвона. Вручив жезл новопоставленному настоятелю, владыка благословил насельников обители приветствовать своего нового руководителя. Слово архиепископа Кирилла произвело на иночествующую братию и всех присутствовавших сильное впечатление. Владыка остался в святой обители на ночь, а утром 21 июля выехал в Казанский монастырь. 10 апреля 1916 года игумен Александр был награжден наперсным крестом, а 20 июля 1917 года – палицей. Революционные события февраля и октября 1917 года игумен Александр не приветствовал. В марте 1918 года часть революционно настроенной братии во главе с иеромонахом Владимиром, заручившись у власти большевиков согласием на избрание нового игумена, восстала против своего настоятеля. Братия отстранила игумена Александра на основании того, что он «не признает советской власти», и избрала нового настоятеля – казначея иеромонаха Венедикта. Однако поскольку епархиальная власть не подержала подобных революционных действий, часть братии обратилась к гражданской власти за поддержкой. И нашла ее, взамен на... выплаченные монастырем контрибуции. Устного заявления трех граждан (иеромонаха, послушника и милиционера) о контрреволюционности игумена Александра было достаточно для принятия решения об его аресте. Народный военно-революционного трибунал Темниковского уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 14 (27) марта 1918 года постановил: «Сего числа в Военно-революционный трибунал явились иеромонах Санаксарского мужского монастыря Владимир, послушник того же монастыря Константин Васильевич Козлов и красноармеец находящийся при монастыре Гавриил Афонин и заявили, что настоятель вышеупомянутого монастыря игумен Александр позволяет себе оскорбительно высказываться по адресу советской власти и вообще проявляет контрреволюционные выходки, в виду чего трибунал ПОСТАНОВИЛ: подвергнуть игумена Александра задержанию при отдельной келье, сдав под охрану красноармейца, произведя об этом немедленно дознание. Задержание поручить начальнику штаба красноармейского отряда» 862 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В обстоятельствах детства и отрочества святителя легко увидеть дивные следы благодатного водительства Божия. Благодать Божия судила отроку Иоакиму начинать свою жизнь в печальной обстановке, среди таких условий, которые заставляли все чаще и чаще отрешаться от земли, чаще сознавать свое бессилие без помощи Божией, чаще молиться и призывать Бога на помощь. Все это было устроено Богом для того, чтобы юное сердце будущего молитвенника и светильника Церкви Христовой постепенно отрешалось от земли и воспитывалось в любви к небесным благам. На 8 году родители отправили Иоакима в Киев, в братское училище, для ученья; но мальчика занимало более благочестие, чем ученье. Уже на 16 году в нем созрело намерение поступить в монахи; на 18-м он открыл это намерение своим родителям, прося их благословения. А так как родители решительно этому воспротивились, то он постригся и без их ведома, именно: сделав вид, что едет в Киев для довершения своего образования, Иоаким в действительности поступил в пустынный Киево-Межигорский монастырь, где и проходил в течение целого года положенный для принятия иночества искус, а слуга его между тем жил в Киеве для получения родительских писем, на которые Иоаким и отвечал якобы из Киева. Когда же получил пострижение, дал знать родителям о случившемся, прося их простить ему преслушание их повеления, допущенное ради любви Христовой, – и родители волей-неволей должны были помириться с совершившимся фактом. В монашестве юноша Иоаким был наименован Иларион; но это была еще первая ступень монашества. Прожив в Межигорском монастыре, после сего пострижения, два года, Иларион переведен был в Киево-братский монастырь, где и принял «великое пострижение», был наименован при сем Иоасафом. Это было 21 ноября 1727 г. В братской школе святитель проходил послушание «учительское» (был учителем), и был посвящен во иеродиакона. 8-го ноября 1734 года он был посвящен во иеромонаха и переведен из училищного братского монастыря в Киево-Софийский собор, с назначением в члены консистории, в которой состоял «экзаменатором» (испытателем ставленников).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010