Чтобы власть и народ составляли единое целое 12 августа 2015 г. 10:07 Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» 8, 2015). Прошла кульминации торжеств, приуроченных к 1000-летию со дня вхождения в вечность святого равноапостольного князя Владимира. Прекрасно, что торжества получились смысловыми. Во время проходивших мероприятий Святейшим Патриархом, Президентом России, многими государственными деятелями и священнослужителями было немало сказано о том, почему мы празднуем память этого святого, о том, что он создал нашу цивилизацию, определил пути развития нашей государственности, задал отношения между Церковью, народом и властью. Не случайно Господь судил нам именно в тот момент, когда будущий путь России напряженно обсуждается, обратить свой взор к этому святому, который соединил в своей личности и в своих деяниях власть и веру, волю вождя и волю народа, христианское действие и государственность. Смыслы, которые несет с собой память князя Владимира, не случайно разглядели даже недруги истинного Православия, в котором идеал земной жизни всегда ориентировался на образ Царства Божия. Не случайно некоторые так ополчаются сегодня на идею строительства в Москве памятника святому князю или предлагают разместить его где-то «на церковной территории» — например, около Храма Христа Спасителя — или вообще убрать его на городские окраины, словом, с глаз долой, куда-то подальше от тех частей города, где определяются градостроительные и архитектурные воплощения нашего идентитета, образа нашего будущего. Иные говорят: как же так, зачем нам памятник, в котором соединяются крест и меч, памятник человеку, который не пошел на включение России в западный проект и выбрал веру волевым усилием? Кое-кто и в церковной либо околоцерковной среде начинает говорить: «не нужна нам связь между религией и государством», пытаясь представить князя Владимира кем-то вроде Андрея Дмитриевича Сахарова: и веру, дескать, князь почти что не насаждал, и от смертной казни отказался, и вообще был чуть ли не пацифистом — по крайней мере, после крещения.

http://patriarchia.ru/db/text/4188868.ht...

Канон преподобного Андрея Критского «Преизряднейший таинник покаяния», каковым именем Святая Церковь достой­но ублажает творца Великого канона преблаженного пастыря Критской Церк­ви святого Андрея, собрав в этом каноне воедино события ветхозаветной и ново­заветной истории от падения праотца Адама до Вознесения Христова, излагает их в духе глубокого сердечного сокруше­ния, с необыкновенным искусством при­лагая каждое из них к состоянию души грешной. Из священной сокровищницы Писания он извлекает сильнейшие по­буждения к покаянию и нравственному исправлению. По всей справедливости бессмертному творению Критского пас­тыря приличествует также в равной мере наименование «канон покаянный» или «умилительный». В нем предлагаются христианам многоразличные образцы жизни добродетельной для подражания и примеры жизни нечестивой для предо­стережения себя от них, равно как и спа­сительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу. Здесь собрано все с целью пробуждения души от греховного усыпления и расположения ее к самоис­пытанию, самоосуждению и раскаянию. Перед взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особою силой отразились значение и сила греха, а также равно достоинство жизни праведной; его вниманию предлагается вся священная история на примерах благочестия и нечес­тия ее деятелей, их обращений к Богу и нераскаянности в грехе. Помимо приме­ров из священной истории творец канона указывает на живой пример самого край­него падения и восстания в лице святой подвижницы Марии Египетской, достиг­шей высокой степени совершенства. По­каянный, или Великий, канон читается по частям на великом повечерии в понедель­ник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста и потом полностью на утрени в четверг пятой седмицы. По своему внешнему составу Великий канон святого Андрея Критского во всем, исключая обширности, сходен с другими. Впрочем, он имеет еще и ту особенность, что заключает в себе девять песней (обык­новенно богослужебный канон не имеет второй песни) и к каждому тропарю его прилагается псаломский припев: «Поми­луй мя, Боже, помилуй мя». Сначала он имел только 210 тропарей, по времени при­знательная Церковь присоединила к ним еще 40 в честь его составителя и в память Марии Египетской. Таким образом, называясь Великим произведением по своему содержанию, высоте мыслей и си­ле выражений, канон святого Андрея назы­вается также Великим и по своей обширно­сти (все другие подобные произведения заключают в себе около 30 песнопений или немногим более).

http://pravoslavie.ru/1599.html

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена священников Андрея Зимина, Григория Никольского, Павла Кушникова и Николая Заварина 4 апреля 2019 г. 16:20 4 апреля 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших от глав Приморской и Кубанской митрополий ходатайств о включении имен протоиерея Андрея Зимина ( журнал 29 ) и священника Григория Никольского (журнал 30) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских). Синод постановил включить имена протоиерея Андрея Зимина и священника Григория Никольского в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память священномученикам будет совершаться: протоиерею Андрею — 5/18 января, священнику Григорию — 27 июня/10 июля, в дни их мученической кончины. Также участники заседания повторно рассмотрели вопрос о включении ряда имен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал 31). Ранее, ознакомившись с материалами, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых, Священный Синод счел необходимым вынести вопрос о включении имен священника Павла Кушникова ( журнал 122 от 28 декабря 2017 года) и священника Николая Заварина ( журнал 124 от 28 декабря 2018 года) на рассмотрение Архиерейского Собора. Изучив дополнительную информацию, поступившую от Синодальной комиссии по канонизации святых к настоящему заседанию, Священный Синод счел возможным вернуться к рассмотрению данного вопроса. Принято решение включить имена священника Павла Кушникова и священника Николая Заварина в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память новопрославленных святых будет совершаться в дни их мученической кончины: священномученика Павла Кушникова — 23 февраля/8 марта, священномученика Николая Заварина — 6/19 августа.

http://patriarchia.ru/db/text/5404996.ht...

Евхаристия в раннехристианских апокрифах Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». 19 декабря, 2013 Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и предание Церкви». Иерей Михаил Желтов. Фото: mpda.ru Значение регулярных встреч для совершения Евхаристии как изначальной христианской практики, образующей центр церковной жизни, невозможно оспорить. Уже в 1-м Послании к Коринфянам апостол Павел пишет об этой практике, как о ключевом установлении: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор 11. 23). Поэтому и для библеистики, и для догматики, и для литургики имеет большое значение реконструкция того, как именно Евхаристия совершалась первыми христианами. К сожалению, раннехристианские данные о практике совершения Евхаристии и ее интепретациях весьма немногочисленны. К ним относятся несколько упоминаний в книгах Нового Завета, в «Дидахе», а также буквально у части ранних авторов. Тем ценнее оказывается свидетельство раннехристианской апокрифической литературы на эту тему. Среди новозаветных апокрифов доникейского времени Евхаристия не упоминается в апокрифических Евангелиях (за исключением сугубо гностических композиций, о чем будет сказано ниже) и посланиях, но занимает заметное место в апокрифических Деяниях. Вероятно, это связано с тем, что Евхаристия понималась, прежде всего, как ядро церковного праксиса (ср. самоназвание Деяний: Praxeis), а не как элемент керигмы. Евхаристия описывается или упоминается в четырех из пяти «больших» (и одновременно древнейших: II–III вв.) апокрифических Деяний апостолов: в «Деяниях [Иуды] Фомы», «Деяниях Иоанна», «Деяниях Павла [и Феклы]» и «Деяниях Петра»; исключение составляют только «Деяния Андрея». Во всех четырех апокрифах рассказ о совершаемой тем или иным апостолом Евхаристии обязательно сопровождается упоминанием того, что он «преломил хлеб». Верность именно такой терминологии для описания евхаристического священнодействия можно объяснить тем, что авторы апокрифов стремятся подражать каноническим Деяниям апостолов (ср. Деян 2. 42, 46–47; 20. 7–12). Деяния Фомы

http://pravmir.ru/evxaristiya-v-rannexri...

Иеромонах Иов (Гумеров) Уместно ли и позволительно ли мирянину читать дома Священное Писание вслух, вместе с домочадцами? Или лучше все же молиться и читать наедине? [Вопросы священнику/Информационные] Иеромонах Иов (Гумеров) Почему постятся в понедельник? [Вопросы священнику/Исторические] Иеромонах Иов (Гумеров) В настоящее время осуществляются попытки оправдать деяния И.В. Джугашвили по истреблению Церкви, русского народа и людей других национальностей. Не являются ли попытки оправдывать деяния правителей соучастием в грехе, духовным преступлением? Ведь Иоанн Креститель открыто выступал против греховных деяний царя Ирода. [Интернет-журнал/Колонка главного редактора] На минувшей неделе Синод Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ) объявил перешедшего на сторону Гитлера генерала Андрея Власова патриотом России. Обозреватель «Известий» Борис Клин беседует об этом неприятно поразившем российское общество событии с наместником московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Так кем же на самом деле был Власов, и для чего в сознание общества пытаются внедрить новый миф? [Гость сайта] Сегодня задачи военных священников в армии значительно шире, чем литургические, на которых сосредотачивался священник царской армии. Он служил литургию, говорил проповедь, а нам приходится проводить беседы и по социальной тематике, объяснять, что сквернословие, пьянство – это грех, что аборт – это узаконенное детоубийство. Задача священника – помогать и раненым, и тем, у кого сердце болит от ужасов войны, от потери боевых товарищей, от несправедливости страданий, свидетелями которых они стали. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, евангельские заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию. Христианин при свете Евангелия видит в себе падение человечества. [Встреча с Православием/Апологетика] Епископ Рашско-Призренский и Косовско-Метохийский Артемий (Радосавлевич)

http://pravoslavie.ru/archive/090915

Андрей Боголюбский: первый русский «самовластец» Фигура Андрея Юрьевича всегда привлекала всех интересующихся историей людей. Андрей Боголюбский — не просто князь, он веха в истории русской государственности. В его жизни и смерти как в зеркале отразились непростые политические и социальные отношения эпохи. 17 мая, 2013 Фигура Андрея Юрьевича всегда привлекала всех интересующихся историей людей. Андрей Боголюбский — не просто князь, он веха в истории русской государственности. В его жизни и смерти как в зеркале отразились непростые политические и социальные отношения эпохи. …История, отверзая гробы, поднимая мёртвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления, вновь созидая Царства, и представляя воображению века с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия… Н. М. Карамзин В 1934 году в руки сотрудников Института истории феодальных обществ (современный Институт Археологии) был прислан неполный скелет «неизвестного», без бирок и опознавательных знаков, лишь с сопроводительным листом, в котором рентгенологов-антропологов просили провести беспристрастную экспертизу останков и ответить на вопросы: возраст человека, его антропологический тип и главное — отчего и как умер этот человек? Андрей Боголюбский. Реконструкция М.М. Герасимова Такая секретность в исследовании этих с виду непримечательных останков, должна была уберечь учёных от искушения приблизить свои выводы к желаемому результату. Через непродолжительное время пришёл ответ экспертов: перед нами останки мужчины, приблизительно пятидесяти лет, ростом около 170 см. Человек физически сильный, проживший активную жизнь, несмотря на частично сросшиеся шейные позвонки, а также на болезни, выявленные у него (спондилёз и остеохондроз), значительно ограничивающие подвижность этого человека. На основании изучения особенностей эндокринной системы было выдвинуто предположение, что человек был легко раздражителен, возбудим и крайне сильно проявлял свои эмоции, видимо, не стесняясь своей реакции даже на самые незначительные события.

http://pravmir.ru/andrej-bogolyubskij-pe...

Выставка «Слово и образ. Русские житийные иконы XIV — начала XX века» открылась в Музее имени Андрея Рублева 23 октября 2009 г. 13:09 Уникальная выставка русских житийных икон XIV — начала XX века открылась 21 октября в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) в Москве. Впервые сотрудникам музея удалось собрать 70 житийных икон из разных коллекций, которые дают представление о богатстве этого жанра церковного искусства в России. Для посетителей выставка будет открыта с 31 октября 2009 по 31 января 2010 года. Выставка получила название «Слово и образ». Как отметила на открытии экспозиции ее куратор, ученый секретарь ЦМиАР Наталья Комашко, связь между литературным текстом и изображением — это «основа основ древнерусского изобразительно искусства», т.к. именно литературный текст определяет иконографическую программу любого житийного цикла, который является наиболее повествовательным. По словам директора ЦМиАР Геннадия Попова, концепция выставки поднимает фундаментальную научную проблему, которая не исчерпывается временными рамками данной экспозиции и располагает к серьезной научной дискуссии. Как отмечается в аннотации к выставке, «на Руси популярность житийных икон была во много раз большей, нежели в других православных странах. Богатый спектр различных идей, смысловых оттенков, которые транслировались посредством житийных изображений в культуре Древней Руси и Нового времени, позволяют рассматривать житийную икону как особое явлении национального масштаба». Выставка дает представление об обширном круге чтения человека Древней Руси, воплощенном иконописцами разных веков в зримых образах, продолжила Н. Комашко. Прежде всего, это Священное Писание и дополняющие его апокрифические сочинения — Протоевангелие Иакова, повествующее о рождении и жизни Богородицы до Рождества Христова, «Слово об Успении», рассказывающее о Ее последних днях, апокрифические сказания об апостольских деяниях. Это также обширный и разновременный комплекс житий святых, а также сказания о чудотворных иконах и христианских реликвиях.

http://patriarchia.ru/db/text/920650.htm...

Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Среда Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? 23 февраля, 2015 Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Для человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием, затруднительно понять, в чём мы каемся во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Упоминаются люди и события из Священной истории, о которых кто-то, может быть, слышит впервые в жизни. Кто все эти люди, что с ними происходило, и как это связано с нашей жизнью? Вот о ком мы слышим в среду первой седмицы Великого поста. Песнь 2 Поползохся, яко Давид, блудно и осквернихся, но омый и мене, Спасе, слезами. Давид — израильский царь, автор Псалтири, прародитель Спасителя мира. В этой песне канона вспоминается случай грехопадения Давида, соблазнившегося Вирсавией, женой своего воина Урии (2 Цар. 11-12). Подробнее см. объяснение к 7-й песне канона, читаемого в понедельник первой седмицы Великого поста. Кому уподобилася еси, многогрешная душе? Токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми. Каин — сын Адама и Евы. Когда Каин и его брат Авель принесли жертву Богу, Господь не принял жертвы Каина, потому что она была принесена не от чистого сердца. Но Каин не покаялся, а стал завидовать брату, жертва которого была угодна Богу и принята Им. Обманом Каин заманил Авеля в поле и убил его, став первым на земле убийцей (Быт. 4). Род Каина, изгнанный от остальных потомков Адама и Евы, впоследствии погиб в катастрофе, вошедшей в Священное Писание под названием всемирный потоп. Ламех — потомок Каина от одной из его сестёр. Известен тем, что взял себе две жены, а также совершил убийство вслед за своим предком — первым человеком-убийцей. (Быт. 4:17-24). Вся прежде закона претекши, о душе, Сифу не уподобилася еси, ни Еноса подражала еси, ни Еноха преложением, ни Ноя, но явилася еси убога праведных жизни. Едина отверзла еси хляби гнева Бога Твоего, душе моя, и потопила еси всю, якоже землю, плоть, и деяния, и житие, и пребыла еси вне спасительнаго ковчега.

http://pravmir.ru/kto-est-kto-v-kanone-a...

Подпишитесь на наш Телеграм «Апостол Руси, возникшей в IX веке! — хмыкнет скептик. — Да он и не слышал о наших «варварских землях», лежавших за пределами культурной Ойкумены». Действительно, апостолом Руси-России мы считаем Андрея, брата апостола Петра, родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера. Его память — 30 ноября/13 декабря и 30 июня/13 июля, в праздник Собора Двенадцати апостолов . Греческое имя апостола νδρας, Андрэас (еврейское неизвестно) переводится как «мужественный», «храбрый». Первоначально он был рыбаком, а затем стал учеником Иоанна Крестителя. В списке двенадцати апостолов Андрей значится среди четверых наиболее близких Христу учеников. Причем его призвание одним из первых (Мф 4:18), или даже первым (ранее брата, — Ин 1:35–42), обеспечило ему имя «Первозванный» (греч. Протклетос ). Последние упоминания об Андрее Первозванном в Новом Завете — в рассказе о приходе в Иерусалим греков, хотевших видеть Христа (Ин 12:20–34), и в начале Книги Деяний Апостольских. По преданию (апокрифические «Деяния Андрея» и др.), он получил в апостольский удел северные земли Римской империи («Скифию») и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Вернувшись в Грецию, апостол Андрей был схвачен и распят в Патрах по приказанию проконсула Эгея. Брусья его креста не были перпендикулярны, но оказались сбиты наискось, как латинская буква X (икс). Такой крест поэтому стали называть андреевским. Архимандрит Зинон (Теодор). Апостол Андрей. Фрагмент росписи нижнего храма Феодоровского собора Санкт-Петербурга Формирование легенды об Андрее Первозванном проходило в русле интересов большой политики. Престиж древнейших центров христианства был связан с их рангом «апостольских церквей», т. е. Церквей, основанных самими апостолами (Рим — кафедра апостола Петра, Александрия — кафедра апостола Марка, и др.). Когда же портовый городок Византий, не имевший подобной истории, по воле императора Константина Великого стал в 330 году Новым (Вторым) Римом (Константинополем), столицей Римской империи и центром Восточного христианства (православия), спорившим за первенство с Первым Римом, — то для утверждения авторитета ему понадобилась аналогичная история. Поэтому возникло сказание о пребывании Андрея Первозванного в Византии и посвящении им первого епископа этого города Стахия, «апостола от Семидесяти».

http://blog.predanie.ru/article/apostol-...

Состоялась презентация книги нижегородского историка Андрея Кузнецова «Князь великий Георгий — основатель Нижнего Новгорода» 24 декабря 2017 г. 15:57 22 декабря 2017 года в Белом зале Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки имени В. И. Ленина состоялась презентация книги нижегородского историка Андрея Кузнецова «Князь великий Георгий — основатель Нижнего Новгорода». Книга вышла в декабре 2017 года в издательстве «Деком» и стала первой научно-популярной биографией основателя Нижнего Новгорода. На встрече по случаю выхода книги присутствовали издатели, историки, журналисты, сотрудники библиотек и образовательных учреждений. Директор областной библиотеки, член издательского совета при Правительстве Нижегородской области Ольга Лисятникова во вступительном слове подчеркнула, что книга вышла в рамках издательского проекта при поддержке Правительства региона. По ее словам, книга получила самую высокую оценку экспертов издательского проекта и в скором времени поступит во все районные библиотеки области. «У этой книги есть все, чтобы нижегородские библиотеки с ней плодотворно сотрудничали: замечательный текст, комментарий и архивные документы, на основе которых автор очень тщательно исследовал такую далекую от нас эпоху», — подчеркнула директор библиотеки. Участники встречи говорили о достоинствах книги, о великом владимирском князе Георгии Всеволодовиче. Руководитель Комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов отметил, что это серьезное академическое исследование, основанное на проверенных фактах, написано доступным для широкого круга читателей языком. Кроме того, автор показывает личность князя в контексте эпохи, в сопряжении с событиями истории Древней Руси первой трети XIII столетия. Ему удалось создать достоверный портрет человека, что оказалось чрезвычайно сложной задачей, поскольку этот герой отечественной истории оказался обделен вниманием историков. Еще одно несомненное достоинство книги, считает ученый, — это хорошее оформление и прекрасный иллюстративный ряд, что явилось большой заслугой авторского коллектива издательства «Деком». «По объективным причинам, из-за отсутствия внятного научного исследования, обобщающего труда жизнь и деяния Георгия Всеволодовича получили в исторической науке разноречивые оценки. Благодаря появлению этой книги наконец-то уходят домыслы, мифы и стереотипы в отношении этой исторической личности», — заметил Борис Пудалов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010