А.Ю. Виноградов Мученичество святого и славного Первозванного Андрея апостола 101 102 Стратокл, брат Эгеата, испросив у цезаря разрешение не служить в войске, а заниматься философией, в тот же час при­был из Италии в Патры. Весь преторий охватило волнение из-за Стратокла, который после долгого отсутствия приехал к Эгеату. И Максимилла с радостью вышла из своего покоя ему навстречу и, приветствуя Стратокла, вошла вместе с ним внутрь. Когда рассвело, она осталась у себя, а Стратокл приступил к исполне­нию своих дружеских обязанностей, всех учтиво обходя и при­ветствуя всех, как это должно и принято. И пока он этим занимался, один из принадлежащих Стратоклу рабов, которого он очень любил, был поражен бесом и, обезумев, сел на кучу нечистот. Увидев это, Стратокл сказал: «О, если б я никогда сюда не приезжал, а погиб бы в море, то не случилось этого со мной. Ведь не смогу я, друзья, – глядя на своих товарищей, – жить без него». И говоря это, стал он бить себя по лицу, прийдя в смятение и в неприлич­ный вид. А Максимилла, услышав об этом, выходит из своего покоя, смутившись и сама, и говорит Стратоклу: «Не волнуйся, брат, за своего раба: он скоро будет спасен. Ведь поселился в этом городе один благочестивейший муж, который не только может бесов изгнать, но даже если случится какая-то отвратительная и ужасная болезнь, то и ее он исцелит. Так мы верим в него; однако говорим это и потому, что узнали его на деле». И Ифидама стала говорить Стратоклу то же самое, удерживая его, чтобы он не решился на что-то ужасное от сильного горя. 103 И пока обе утешали его, приходит в преторий Андрей, пообещавший Максимилле зайти к ней. И вступив в ворота, он сказал: «Какая-то сила бьется внутри – поспешим, братья». И не спросив никого, тотчас бегом входит туда, где корчился, весь в пене, раб Стратокла. Все сбежавшиеся на крики Стратокла, увидев, что Андрей с улыбкой раздвигает стоящих вокруг и прокладывает себе дорогу, чтобы подойти к лежащему на земле рабу, недоумевали, кто он такой. И те, кто уже прежде был знаком с ним и знал его, уступали ему место со страхом, как некоему богу. А рабы Стратокла, увидев, что это простой и скром­но одетый человек, пытались даже ударить его. Но остальные, увидев, как они издеваются над ним, запретили им, не знав­шим, на что дерзнули. И те, успокоившись, остались посмот­реть, чем кончится дело.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

А.Ю. Виноградов Об остальных хождениях и чудесах святого и всехвального апостола Андрея, о его крестной, христоподражательной и славной кончине и о перенесении его честных мощей Вы, конечно, помните, о внимательные и верные слуша­тели, на чем мы прежде остановили наше слово, повествуя как об учении, так и о чудесах всехвального и первозванного из апостолов Андрея, чтобы, взявшись здесь снова за рассказ, соединить грядущее с предшествующим. Ибо вот мы, как и обещали, пришли к нам, чтобы благоразумно исполнить словесный долг, который, я думаю, наша любовь тщательно держит в па­мяти. Ведь как одолжившие у кого-либо золото или серебро на письме и при свидетелях с большой тщательностью указывают количество и того, что отдают, и того, что должны, дабы по прошествии долгого времени в глубинах забвения не потерялся уговор об этом, так же перед нашими внимательными ушами и я теперь намереваюсь поступить. Впрочем, если и вы случайно забыли (ведь это свойстненно людям), то вот я с благоразумием пришел сегодня, чтобы и уже забытое в памяти возобновить, и долг свой исполнить. Итак, поведав и в божественном учении и обильном чудотворении первозванного апостола в Амисе, и о том, как пришло благодаря ему ко Христу множество людей на всем Понте, расскажем теперь в дальнейшем или даже о том же самом знаю­щим в напоминание, а незнающим в наставление и всем на пользу 213 . Ведь поскольку этот великий апостол неослабно продолжал течь на божественную проповедь , так как его ноги утверждали и укрепляли напряжение силы Духа, то, проходя из места в место и из страны н страну и продвигаясь словно от силы к силе, он достиг города Трапезунта, находящегося в стра­не Лазике. Проведя в нем недолгое время и поняв неразумие и невежество живших тогда н нем людей, он отправился оттуда и пришел в страну ивиров, где пробыл весьма долго и многих, просветив словом учения, привел он Спасителю через божественное крещение. И пройдя сквозь пределы парфянской страны, поднимается он в Иерусалим ради праздника Пасхи, ведь каж­дый год двенадцатичисленные ученики собирались к Богороди­це в Иерусалиме, проводя с ней и Пасху, и Пятидесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Первозванного из апостольской двунадесятицы Андрея на­мереваюсь я восхвалить – взяться за невозможное, как я истинно уверен. Но влекомый, словно некоей силой, принуждени­ем своей любви, от которой издавна томлюсь и которую не в силах больше держать в тайне, предстал я на это словесное со­стязание. Сдерживает меня, с одной стороны, сомнение, так как лишен я словесной силы, а с другой – подталкивает рвение, так как испросил я его помощи и содействия. Ведь как ему, деревенщине по своей словесной простоте, благодать Пославше­го помогла на божественной проповеди полностью уничтожить аттикизирующее и использующее поразительные силлогизмы эллинское заблуждение, так и мне будет содействовать, я уве­рен, его богодухновенная благодать, став помощницей моему бессилию и простоте в речах. Поэтому, ободренный ею, я при­ступаю к предстоящей теме, зная, что, хотя высота апостольской добродетели способна даже у весьма могущественных в славе изобличить недостатки и в достойной похвале, однако его христоподражательный нрав, замечательный своим подражани­ем Учителю, будет и теперь, как и всегда, смиренномудр, при­нимая нашу пусть и недостойную похвалу. Ведь некрасиво, ко­нечно, неблагочестиво было бы, оставив похвалы по достоин­ству, отступиться нам и от тех, что нам по силам, но сколько есть сил, должно восхвалять нашего заступника и возвещать о его великих подвигах, зная, что и Божьим быть другом посиль­но, как говорит где-то один из прославленных благочестием мудрецов 167 . Ибо так, действительно, нам удастся и наше давнее желание исполнить (насколько это возможно), и собравшихся на настоящий праздник словом поприветствовать, и боговестнику благочестия этот ответный дар преподнести. Итак, да будет восхвален нами, насколько это возможно, воистину соименный мужеству 168 военачальник Христов, который стал могучим в деле и в слове, который воздвиг войну против врагов видимых, рав­но как и невидимых, и над всеми одержал победу. Пусть при­мет наши посильные словесные рукоплескания тот, который державным всеоружием Вседержительного Духа облекся в неодолимую крепость, препоясал чресла истиной и мужеством, обул ноги в готовность благовествовать мир 169 и благодаря этому исхитил народы из пасти насильника врага, ясно их пленил и при­вел к Спасителю послушными вере. Да будет прославлен блис­тательнейшими похвалами Андрей, тезоименитый столп апос­тольского мужества, первый назвавший Владыку учителем, начаток двенадцатичисленного лика Христовых учеников, зоркий к Владычнему пришествию, премудро сменивший ученичество у Иоанна на Христово наставничество.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Начинаем великий канон, творяще и на части четыре со ирмосом, яко исполнитися ему в четверток вечера. Творение святаго отца нашего Андрея Критскаго, Иерусалимскаго. Творим же на кийждо тропарь метания 3. Поем настоящий Великий канон преподобного отца нашего Андрея Критского, Иерусалимского, повторяя перед каждым тропарем припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Глас 6. Песнь 1. Ирмос по дважды. Песнь 1, глас 6 Ирмос: Помощник и покровитель/бысть мне во спасение,/Сей мой Бог, и прославлю Его,/Бог отца моего, и вознесу Его:/славно бо прославися. Ирмос: Помощник и покровитель/сделался мне спасением:/Он – мой Бог, и прославлю Его,/Бог отца моего – и вознесу Его,/ибо славно Он прославился! (2) Стих: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Откуду начну плакати/окаяннаго моего жития деяний?/Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?/Но яко благоутробен,/даждь ми прегрешений оставление. Счего начну оплакивать/злосчастной моей жизни деяния?/Какое положу начало, Христе,/нынешней песни плачевной?/Но Ты, как Милосердный,/даруй мне согрешений прощение. Гряди окаянная душе, с плотию твоею,/Зиждителю всех исповеждься,/и останися прочее преждняго безсловесия,/и принеси Богу в покаянии слезы. Приди, несчастная душа с плотию твоею,/Создателю всего исповедайся,/и воздержись, наконец, от прежнего безрассудства,/и принеси Богу в покаянии слезы. Первозданнаго Адама преступлению поревновав,/познах себе обнажена от Бога/и присносущнаго Царствия и сладости,/грех ради моих. Первозданному Адаму в преступлении подражав,/познал я себя отлученным от Бога,/и вечного Царства, и сладости/из-за грехов моих. Увы мне окаянная душе,/что уподобилася еси первей Еве?/Видела бо еси зле, и уязвилася еси горце,/и коснулася еси древа и вкусила еси дерзостно/безсловесныя снеди. Увы, несчастная моя душа!/Зачем уподобилась ты первой Еве?/Ибо посмотрела порочно, уязвилась горько,/прикоснулась к древу и вкусила дерзостно/безрассудной снеди.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikij-k...

Канон Андрея Критского, читаемый в храме на пятой седмице Великого поста 20 марта, 2007. Редакция " Правмира " Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление. Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. Первозданнаго Адама преступлению поревновав, познах себе обнажена от Бога и присносущнаго Царствия и сладости, грех ради моих. Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди. Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения. Достойно из Едема изгнан бысть, яко не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь Адам: аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса? Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми. Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго. Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся. Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть, и кости, и дыхание, и жизнь; но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя. Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша. Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле: слезяща зриши и притекаеши, яко отец, призывая блуднаго.

http://pravmir.ru/kanon-andreya-kritskog...

8. О молении за царя против федосеевцев и филипповцев Федосеевцы и филипповцы одинаково содержат учение не молить Бога за царя. Не только они сами не молят Бога за царя, но и в других моление за царя почитают столь великою ересью, что ежели кто из молящихся пожелал бы поступить в их согласие, то над таковым, по их учению, следует повторять крещение. Правда, не всегда они так поступают; но такое отступление от своего учения они допускают или по снисхождению к принимаемым из сект, молящихся за царя, или больше из опасения, как бы не дошло до правительства, что они перекрещивают молящихся за царя. Федосеевцы приняли это учение от своего первоучителя Федосея Васильева, а филипповцы от своих первоучителей Андрея Денисова и старца Филиппа, который из-за сего предмета разделился с Симеоном Денисовым, когда он, по смерти брата Андрея, принял у себя в Даниловом монастыре моление за царя по случаю известной комиссии Самарина. Учение федосеевцев и филипповцев о немолении за царя противно, во-первых, евангельскому и апостольскому учению. В Евангелии от Луки ( Лк.13:1–3 ) сказуется: «Приидоша нецыи в то время поведающе ему (Иисусу Христу) о галилеех, ихже кровь Пилат смеси с жертвами их. И отвещав Иисус рече им: мните ли, яко галилеане сии грешнейши всех галилеан бяху, яко тако пострадаша? Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете». На эти слова Спасителя в Евангелии Благовестном приводится таковое толкование: «Июда галилеянин (его же и в Деяниях, сам евангелист поминает), закону учився, зле сый, сотвори и ины многи галилеяны пристати тому же учению: учаше бо ни единому человеку усты приносити и рещи господине, и никого же почтити, ни самого того царюющего; имже и мнози их не глаголаху: господин кесареви; зле живяху и учаху, глаголюще, яко ни повеленных Моисеом жертв лепо приносити; браняху же и о кесаре и о римсте языце бываемые жертвы. В лепоту убо о том негодовав Пилат, повеле галилеяны изрезати при самех тех жертвах, от них бранимых, за римский язык бываемых, якоже смесити кровь их с кровию жертв. Возвестиша убо неции Спасу, яко по благочестии зле бываема хотяще уверити. Мняху бо нецыи, праведне измерша их, яко грешны и раскол наченшем, и Пилата подвигшем на ненависть июдейску, востание бо тех, еже не звати кесаря господина, всему языку июдейску касается. Темже Спас грешным быти им не отметается: таковая, рече, подобно пострадати им, яко грешнейшим прочих, не пострадавших; аще бо и вы не покаетеся... горше постраждете».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Разделы портала «Азбука веры» епископ Августин (Гуляницкий) Оглавление Предисловие Предлагаемый опыт нового перевода Великого Канона на церковнославянский язык сделан в виду неудовлетворительности существующего старого перевода. Этот последний вообще слишком буквален, а в некоторых местах и совсем неправилен, что много затрудняет, разумное чтение и надлежащее понимание великого произведения св. Андрея Критского . Наш перевод имел своею целью, устранить указанные недостатки старого перевода, и чрез это сделать Канон легче для чтения и доступнее для понимания. Ничего в собственном смысле нового перевод наш не вносит в это покаянное творение св. песнопевца, и от начала до конца есть именно перевод, а отнюдь не свободный перифраз этого творения. Только в нескольких, весьма немногих случаях, указанных ниже, в своем месте (в подстрочных примечаниях), переводчик счел за необходимое – не просто только перевесть, но и несколько перефразировать слова переводимого текста, для лучшего уразумения мысли свящ. певца. Любители разумного церковного чтения, надеемся, не посетуют на нас за это, равно как и вообще за сделанный нами перевод. Е.А. В понедельник на повечерии Песнь 1я Ирмос . Помощник и покровитель бысть мне во спасение. Он мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его: славно бо прославися. Тропари . Откуду начну оплакивати окаянного моего жития деяния? Кое положу начало нынешнему рыданию? Но даждь ми, Христе, яко благоутробен, прегрешений оставление. Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и воздержися уже от прежнего неразумия, и принеси Богу в покаянии слезы. Первозданному Адаму поревновав в преступлении, познах себе удалена от Бога и вечного царствия и блаженства, грех ради моих. Увы мне, окаянная душе! Почто уподобилася еси первозданней Еве? Воззрела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулся еси древа, и вкусила еси дерзостно обольстительные снеди. Вместо Евы чувственный восста во мне Ева мысленная—плотский страстный помысл, иже показует сладкая, вкушати же подает присно горькое питие 1 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-velik...

Слово при погребении тайного советника, сенатора и кавалера Андрея Феодоровича Квитки, сказанное 8 апреля 1844 г. Не много гробов видела и увидит страна наша, которые более этого гроба могли бы обратить на себя в такой степени внимание общее. И думаю, никто не воспротиворечит, если скажем, что причиной такого внимания не богатые украшения, отличающие гроб этот, не титул и высокое звание того, кто почивает в нем, а его особенные личные качества и заслуги. Ибо хотя самое имя предков усопшего незабвенно для всей страны нашей, яко имя первоначальных ее устроителей и оберегателей, но давно прошедшее не преминуло бы затмиться в памяти среди множества новых лиц и событий, если бы не было обновлено и, так сказать, воскрешено в отличных качествах и деяниях потомков. И вот, как бы в отвращение такой опасности, от благородного корени Квиток в лице двух братий вдруг произрасло две разнообразных, но равно прекрасных отрасли, которых цветами украшалась, а плодами питалась столь долго вся страна наша. Но почто я воспоминаю обоих, когда мы не имеем уже теперь ни единого? – Увы, ангел смерти как будто не потерпел, чтобы под конец жизни долго оставались во взаимном разлучении душевном те, которые во всю предшествовавшую жизнь представляли из себя пример редкого единодушия братского. Вот, когда мы не успели еще прекратить надгробного сетования об одном брате, надобно уже воздавать последий долг другому! Зато как не трудно быть провозвестником святых истин у гробов, подобных настоящему! Чтобы почтить память усопшего и доставить назидание всем предстоящим, для того не нужно никакого другого средства, как токмо возобновить в памяти вашей, хотя кратко, его же собственные деяния, посвященные, как известно, всецело благу страны нашей. Это поучение давно приготовлено для нас, можно сказать, самим усопшим: приимем и употребим его, как должно. Продолжительное поприще общественной деятельности усопшего началось тем, чем обыкновенно в то время начиналось поприще людей, подобных ему по происхождению, – то есть служением Отечеству среди рядов воинства христолюбивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Акафист покаянный (Составлен на основании Великого канона Андрея Критского митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном.) Кондак 1 Взбранной Воеводо и Господи, радосте кающихся рабов Твоих, к Тебе аз, грешный, прибегаю. Приими мя, Отче, каюшагося, не отрини слез моих и воздыханий сердечных и не презри во умилении Тебе зовущаго: Милостиве, помилуй мя, падшаго. Икос 1 Адаму первозданному поревновав аз в преступлении, наруших заповеди Бога моего, душу бо и тело оскверних деяньями лютыми. И с чего начну оплакивать свое скверное житие? Какое же положу начало нынешнему рыданию? Но прииди, окаянная моя душе, с плотию своею, исповедайся Создатедю всех и возопий Ему со слезами: Милостиве, воззри на мя оком твоим благоутробным и приими мое теплое покаяние. Милостиве, согреших аз паче всех человек, един аз согреших пред Тобою, но Ты яко Бог помилуй создание Твое. Милостиве, яко блудница, проливаю и я слезы, помилуй мя по благоснисхождению Твоему. Милостиве, осквернив аз ризу плоти моея и очерних в себе созданное по образу Твоему и подобию. Милостиве, помрачих аз душу свою страстными удовольствиями и весь ум соделах прахом. Милостиве, наг аз лежу от добродетелей и стыждуся. Милостиве, помилуй мя, падшаго. Кондак 2 Виждь, душе моя, яко конец приближается близ при дверех Судия есть. Пробудись, размысли о делах своих, яже ты содеяла еси, представь их пред очи твои и пролей капли слез твоих; поведай со дерзновением дела и помышления твоя Христу и во умилении сердца возопий Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разумех аз, Спасителю мой, яко несть в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в коим аз не согреших бы умом, словом и произволеним более всех человек. Совесть обличает мя, совесть осуждает мя в злых делах моих. Но Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади, избави и спаси мя, раба Твоего, Тебе вопиющаго: Милостиве, согреших, согреших, продав душу свою греховным навыкам, якоже братья Иосифа. Милостиве, яко Каин, и аз принесох Ти жертву порочную: деяния скверная и житие непотребное, темже и осудихся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4527...

Каин и Авель Авелеве, Иисусе, не уподобился правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго. Яко Каин, и мы, душе окаянная, деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе. Темже и осудихомся. Жертва Каинова была отвергнута Богом, Авелева принята ( Быт. 4:4–5 ). Каин принес бескровную жертву от плодов трудов своих, ибо занимался земледелием. Авель, занимавшийся скотоводством, принес жертву кровавую, животных. То и другое хорошо, но дело, собственно, не в том, что принесено в жертву, а в том, как принесено. Что жертва одного предпочтена жертве другого, это зависело от различия нравственных качеств приносивших. Бог не принял жертвы Каина, потому что жизнь его была непотребна, дела нечисты. Беззаконный, закалывающий вола, – то же, что убивающий человека, приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса, приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь ( Ис.66:3 ). Не таков был Авель в нравственном отношении – это была душа чистая, непорочная, благочестивая. Жертва его была делом истинного благочестия. С дымом жертвы восходило к Богу его сердце, с пламенем жертвы горела любовью к Богу его душа. Кроме того, Авель верою множайшую жертву принесе паче Каина ( Евр.11:4 ). Его одушевляла вера в Искупителя. Жертва Авеля была выражением этой веры. Он убежден был, что некогда за грехи людей прольется кровь Неповинного, вполне достаточная для примирения людей с Богом, и что все людские жертвы до принесения этой безмерно великой жертвы суть только предызображения ее и выражения веры в ее силу. Каин был чужд веры в Искупителя. Различие духовных расположений обоих братьев сказалось в самом выборе жертв. Авель по сердечному усердию к Богу принес Ему в жертву лучших животных из своего стада, таких, какими каждый хозяин преимущественно дорожит, то есть первородных и хорошо откормленных. О Каине же не говорится, чтоб он выбрал в жертву лучшие из плодов земных. По всей вероятности, и по качеству и по количеству они были незначительны. «Сойдут с рук и эти, – рассуждал он, – зачем пропадать даром отборным плодам? Лучше они останутся мне на пользу. Бог не станет употреблять их в пищу». Рассуждение, похожее на речь Иуды о бесплодной трате драгоценного мира на помазание ног Иисуса Христа ( Мк.14:4–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010