Федосеевцы и филипповцы одинаково содержат учение не молить Бога за царя. He только они сами не молят Бога за царя, но и в других моление за царя почитают столь великой ересью, что ежели кто из молящихся пожелал бы поступить в их согласие, то над таковым, по их учению, следует повторять крещение. Правда не всегда они так поступают; но такое отступление от своего учения они допускают или по снисхождению к принимаемым из сект, молящихся за царя, или больше из опасения, как бы не дошло до правительства, что они перекрещивают молящихся за царя. Федосеевцы приняли это учение от своего первоучителя Федосея Васильева, а филипповцы от своих первоучителей Андрея Денисова и старца Филиппа, который из-за сего предмета разделился с Симеоном Денисовым, когда он, по смерти брата Андрея, принял у себя в Даниловом монастыре моление за царя по случаю известной комиссии Самарина. Учение федосеевцев и филипповцев о не молении за царя противно, во-первых, евангельскому и апостольскому учению. В Евангелии от Луки (зач. 70) сказуется: Приидоша неции в то время поведающе ему (Иисусу Христу) о галилеех, их же кровь Пилат смеси с жертвами их. И отвещав Иисус рече им: мните ли, яко галилеяне сии грешнейши всех галилеян бяху, яко тако пострадаша? Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете. На эти слова Спасителя в Евангелии Благовестом приводится таковое толкование: «Иуда галилеянин (его же и в Деяниях сам евангелист поминает), закону учився, зле сый, сотвори и ины многи галилеяны пристати тому же учению: учаше бо ни единому человеку усты приносити и рещи господин, и никого же почтити, ни самого того царюющего; имже и мнози их не глаголаху: господин кесареви; зле живяху и учаху, глаголюще, яко ни повеленных Моисеом жертв лепо приносити; браняху же и о кесаре, и о римсте языце бываемые жертвы. В лепоту убо о том негодовав Пилат, повеле галилеяны изрезати при самих тех жертвах, от них бранимых, за римский язык бываемых, яко же смесити кровь их с кровью жертв. Возвестиша убо неции Спасу, яко по благочестии зле бываема, хотяще уверити. Мняху бо неции, праведне измерша их, яко грешны и раскол наченшем, а Пилата подвигшем на ненависть иудейску, востание бо тех, еже не звати кесаря господина, всему языку иудейску касается. Тем же Спас грешным быти им не отметается: таковая, рече, подобно пострадати им, яко грешнейшим прочих, не пострадавших; аще бо и вы не покаетеся… горше постраждете».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Беседа 13. Конь белый: с дьяволом не играем! Конь рыжий: прошло лето, наступает зима – копите хлеб духовный. Конь вороной: надо быть достойным болезни! Не пасите самих себя. Братья и сестры! Сегодня мы продолжаем изучение Книги Откровение Иоанна Богослова, и мы с вами будем сегодня просматривать текст 6 главы. 6 глава начинается следующими словами: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей…» ( Откр.6:1 ). «Снятие печатей, как сказано нами, это раскрытие пророчеств Ветхого Завета и предсказание того, что произойдет в будущем, о котором хотя пророческое Писание и говорит [через снятие] единичной печати, однако пророчество обретает порядок, когда открыты сразу все печати… Одно из животных – потому что все четыре суть одно. Иди же и смотри: иди – говориться приглашенным к вере, а смотри – тому, кто не видел… То, что книга закрыта и запечатана, обозначает отчужденность людей, о которых в ней написано, и затворение их уст для всякого оправдания перед Богом, согласно сказанному выше. Стало быть, частичное снятие печатей знаменует постепенное восстановление близости к Богу и расположенности возле Него, каковую нам обеспечил Единородный, когда вочеловечился и собственными благими деяниями исправил наши заблуждения» ( Викторин Петавийский , IV век). Архиепископ Аверкий поясняет: «Под самим вскрытием печатей следует понимать исполнение божественных определений сыном Божиим, предавшим Себя как агнца на заклание». На прошлом занятии мы с вами обратили внимание на то, что, по истолкованию Андрея Кесарийского , никто – ни Ангел, ни святой, ни праведный, ни Архангел, ни Херувим, ни Серафим – не мог взять из рук Бога Отца памятную книгу, в которой записаны все наши дурные и все наши хорошие поступки, то есть то, что условно можно назвать «личным делом», которое на Небесах заведено на нас. И как я вам говорил в прошлый раз, если досье на вас находится в руках человека, который к вам относится злонамеренно, то можно сказать, что с вами ситуация решена не в вашу пользу. Весь компромат на вас, если он окажется в руках человека, плохо относящегося к вам, – это серьезная проблема! Но эту книгу взял Тот, Который пришел в этот мир «нас ради человек и нашего ради спасения». И Андрей Кесарийский очень четко поясняет, что эта книга, памятная Божья книга, была взята Сыном Божиим из рук Бога Отца, потому что Сын Божий Своею Кровью изгладил все наши грехи, все наши преступления. Поэтому то, что можно было бы назвать компроматом на каждого из нас в День Суда, всё это уничтожено Кровью Иисуса Христа, Агнца Божия. Именно поэтому владыка Аверкий поясняет: «Под самим вскрытием печатей следует понимать исполнение Божественных определений Сыном Божиим, предавшим Себя как агнца на заклание».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава I Надписание книги, предрешающее содержание ее (1–2). Цель ее написания; доксология Иисуса Христа и авторизация книги (3–9). Видение подобного Сыну человеческому (10–16); заключительные объяснения по поводу видения (17–20). Откр.1:1 .  Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог , чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, Откровение, каковым словом начинает свою пророческую книгу ев. Иоанн, является здесь заглавием, выражающим сущность ее содержания. Дальнейшие слова: «которое дал Ему Бог», должны обозначать то, что в этом сообщении откровения ев. Иоанну совершилось исполнение Божественного предвечного предопределения. На это указывают и дальнейшие слова: «чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре». Откровение Апокалипсиса есть как бы продолжение откровения, уже сообщенного Иисусом Христом Своим ученикам во время Его земной жизни. По толкованию св. Андрея Кесар., «вскоре» употреблено здесь применительно к вечности Божией, для которого « тысяча лет как день вчерашний» ( 2Пет 3:8 ). Глагол « показал» предполагает здесь непосредственно действующим лицом Самого Иисуса Христа – это с одной стороны; а с другой – указывает на то, что форма сообщения откровения не форма пророчества, но форма видений и символов, доступных прежде всего чувственному зрению. Название Ангела – общее название слуги Божия, вестника Божия. Ангел, как вестник, как слуга воли Божией, должен сообщить это откровение ев. Иоанну, рабу Божию, как некоторому посреднику, так как не все люди способны и достойны непосредственно от Ангела воспринять Божественное откровение. Откр.1:2 .  который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. 2-й ст. объясняет, почему ев. Иоанн может быть этим достойным посредником, – потому что он свидетельствовал слово Божие… Он, Иоанн, свидетельствовал, т. е. передавал и сообщал то учение Иисуса Христа, которое в Его устах было свидетельством, доказательством Его Божественного посланничества, и те великие чудеса и деяния Иисуса Христа, которые и по слову Его Самого должны были служить в глазах людей удостоверением того же посланничества. Вот ради своей бывшей близости к Иисусу Христу Иоанн теперь выставляет себя достойным и правоспособным передатчиком Божественного откровения, – апостолом Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка наших душ Памяти митрополита Евлогия 22.07.2021 1498 Фото: Предоставлено автором Время не просто бежит, а летит – год прошел незаметно… и не верится, что владыки Евлогия нет с нами. Он уже на небесах и оттуда внимательно следит за происходящим, молится за нас, грешных. Владыка Евлогий вошел в Попечительский совет фонда Андрея Боголюбского в 2011 году, тогда и состоялась наша первая личная встреча. Как известно, и жизненный опыт это подтверждает, самое верное впечатление – это первое. Неторопливость, рассудительность, желание вникнуть в суть вопроса и тихо сказать необходимое и нужное – в этом была суть общений с митрополитом Евлогием на протяжении девяти лет. Владыка не любил суеты и праздности, всегда был спокоен и приветлив. Глядя и слушая его, самому хотелось как-то усмириться, стать мягче, добрее, проникнуть в глубину происходящего и дарить любовь. Наши встречи с владыкой Евлогием проходили, в основном, перед Великим Постом. Если честно, то я сама стремилась попасть на встречу с ним именно перед Постом. Мы обсуждали дела и планы фонда, испрашивая благословения и совета на различные деяния. У митрополита Евлогия был необыкновенный дар, и это отмечают многие из его окружения – он не только сам стяжал благодать, но и щедро делился ею с другими. В этом состоит одна из целей христианского делания, христианской жизни, образцом которой был митрополит Евлогий. После наших встреч у меня словно вырастали крылья, и душа пела и летала, правда, хватало этого состояния не надолго, но и это так помогало в начале поста – укрепиться в вере, напитаться этим божественным духом, который исходил от владыки. Как высоко он поднялся к Богу, как получал столько благодати, что передавал ее другим?! Это удивительный факт, и мне посчастливилось прикоснуться к нему. Сегодня хочется вспоминать митрополита Евлогия именно как человека, молитвенника. Незабываемые ежегодные Крестные ходы на Боголюбскую икону Божией Матери, Крестный ход к храму Покрова-на-Нерли были организованы и пропитаны духом митрополита. Он укреплял нас в вере, направлял по нужной дороге. Последнее время владыка Евлогий часто вспоминал свое детство и рассказывал много интересного… И только приходится удивляться, как в такой самой простой семье мог родиться человек такой святости?! Уже в пять лет владыка знал свой путь. Приехав в Москву и посетив вместе с мамой Елоховский собор, он всю обратную дорогу бегал по вагону и всем сообщал, что будет священником. А уста младенца, как известно, глаголят истину...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/22/vl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Принесение в Россию мощей евангелиста Луки - это новая страница жизни России и людей, которые были отторгнуты от православия 01.06.2007 349 Время на чтение 4 минуты Делегация Русской православной церкви и Фонда Андрея Первозванного 9 июня доставит с Афона в Россию, а позже - на Украину и в Белоруссию честную главу святого апостола и евангелиста Луки. О том, какое влияние апостол Лука оказал на ход российской истории, а также о традиции поклонения мощам в интервью порталу " Интерфакс-Религия " рассказал протоиерей Николай Соколов, настоятель храма Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где хранится Владимирская икона Божией Матери, которая, согласно преданию, написана евангелистом Лукой и неоднократно спасала Россию. - Отец Николай, какое значение имеет принесение мощей апостола Луки для духовной жизни страны? Насколько евангелист Лука почитаем в России? - Для всей России принесение мощей апостола и евангелиста Луки - великое событие. А если учесть недавнее воссоединение Русской православной церкви, оно воспринимается тем более по-особому. Это показывает, что за Россию молятся святые угодники Божии, в том числе и такие, как евангелист Лука. Апостол Лука почитается в нашей стране так же, как и три других евангелиста. Он отличается тем, что в своих трудах больше всех повествует о жизни Божией Матери. И хотя он не был в числе двенадцати апостолов, избранных учеников, но он - в числе семидесяти апостолов. И для нас евангелист Лука является той великой радостью, которая помогает нам ощущать себя полностью сопричастными к жизни и святого семейства, и вообще всей христианской Церкви. Для нас он не просто евангелист, а еще и автор Деяния апостолов, и иконописец, который создал первый образ Пресвятой Богородицы, дошедший до нас под именем Владимирская. Эта икона хранится сегодня в Москве и, по церковному преданию, была написана на доске стола, за которым обедало святое семейство: Иисус Христос, Богородица и Иосиф Обручник.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

иеромонах Алексий (Кузнецов) Часть первая Глава I. Исторические данные о святых юродивых. Смысл и значение различных наименований св. юродивых. Определение слова «юродство».   1) Святая Исидора (10 мая), по Коптски – Варанкис, подвизалась в IV в. в монастыре, основанном преп. Пахомием на маленьком острове Тавенне, на Ниле, в округе Тентиры или Дендеры, между новейшим городом Гирге и развалинами древней Фивы 17 . Палладий, епископ елеонопольский (с 440 г.) повествует о ней в 420 г. 18 в «Лавсаике» (§ 37 и 38) и его сказание не подлежит сомнению, по мнению преосв. Сергия 19 , но св. Ефрем Сирин , посещавший пустыни Египта в 371 г., еще раньше предложил сказание о юродивой 20 . Св. Исидора, по мнению преосв. Филарета, архиеп. Черниговского, окончила свои подвиги не позже 365 г. 21 . 2) Серапион Синдонит (14 мая), египетский монах, жил в начале V века 22 . Извольский относит жизнь его к VI веку 23 . Назван так, по вероятному мнению преосв. Сергия 24 , оттого, что не носил ничего, кроме синдона – льняной одежды. Сведения о нем дает Палладий в своем «Лавсаике» 25 . 3) Виссарион египтянин (6 июня), жил в конце V-ro века 26 . Житие его в Патерике скитском 27 . 4) Симеон – палестинский монах (21 июля) родом из Сирии, родился в 522 году. Сведения о его жизни и деяниях почерпнуты из его же рассказов другу своему диакону Иоанну, который рассказал его житие Леонтию кипрянину, епископу Неапольскому 28 , призывая Бога во свидетели своих слов, что он не только ничего не прибавляет к своему повествованию, но многое с течением времени забыл. Историческая достоверность жития подтверждается также одобрительным свидетельством о жизнеописателе преп. Симеона, представленном на 4 заседании VII вселенского собора 29 . Евагрий схоластик , антиохийской церкви историк (431–594) в 4 книге, гл. 34 повествует о жизни своего современника Симеона Юродивого согласно с Леонтием; Симеон сконч. около 580 г. (по Вершинскому), а по мнению преосв. Сергия ок. 590 г. 5) Фома преп. Келесирийский – сириец (24 апр.) жил при императоре Юстиниане. Сведения о нем находятся у Евагрия 30 , в Луге Иоанна Мосха (§ 87) и в жизнеописании Марфы (4 мая), матери Симеона Дивногорца 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Икумений был епископом Трикским в Фессалии и жил в X веке. Труды его относятся преимущественно к истолкованию Священного Писания . Так, с его именем известны толкования на все послания апостола Павла, а также на книгу Деяний Апостольских и на Соборные Послания. Толкования Икумения большею частью почерпнуты из древних отцов греческой Церкви. Подобным образом составляли экзегетические сборники и другие. Труды их получили название катен ( catena – цепь), потому что в них на каждое почти отдельное место представляется целая цепь, или ряд толкований. У Икумения приводятся толкования из следующих отцов и учителей Церкви: Папия, Иустина, Иринея, Ипполита, Климента, Дионисия Александрийского , Кирилла, Евсевия, Афанасия, Мефодия, Оригена , Василия, Григория Нисского и Назианзина, Златоуста, Севериана, Епифания, Геннадия, Акакия, Исидора, Феодорита, Фотия, Андрея Кессарийского и Аревы. Отсюда видно, что толкования у Икумения взяты из лучших древних толковников. Достоинство труда много зависит также и от уменья извлекать нужное из обширных собеседований, каковыми были почти все отеческие толкования; извлечения сделаны у него осмотрительно. Но не в духе Икумения было ограничиваться одним только собранием толкований древних и не присоединять своих. Изучивши и обсудивши объяснения других, он везде делает выбор и с замечательною простотою передает буквальный смысл текста, основываясь на том, что почерпнул у других; часто при этом приводит и свои толкования. Таким образом, труды Икумения отличаются всеми качествами рассудительного исследователя священного Писания и отцов. Первое послание к Тимофею Глава 1 1Тим.1:1–2 . Павел посланник Иисус Христов, по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа, упования нашего, Тимофею присному чаду в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего. Апостол Павел, прежде всего, устраняет всякую мысль о гордости, когда говорит: я не самовольно пришел, но по повелению Божию. Где же дано такое повеление? В Деяниях мы читаем, что Дух Святый говорил: отделите ми Варнаву и Савла ( Деян.13:2 ), – что Господь Иисус сказал к самому Павлу: иди, яко аз во языки далече послю тя ( Деян.22:21 ); но повеление Сына или Духа Святаго Апостол назвал здесь повелением Бога Отца, потому что у Пресвятой Троицы одна воля. И Господа Иисуса Христа, упования нашего. Много мы, Апостолы, страдаем, говорит святый Павел, но в Боге мы имеем Спасителя нашего, – а в Иисусе Христе – Поручителя надежды нашей, так как Он внушает нам надежду на спасение. Присному чаду. Вот какую веру обнаружил Тимофей, что чрез нее стал истинным сыном апостола Павла! В вере между ними не было никакого различия. Благодать, милость, мир. Апостол высказывает здесь пожелания милости, хотя в других местах он обыкновенно не делает этого. Этим он показывает свою сильную любовь к Тимофею, а также и то, что учители имеют нужду в сугубой милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ikumenij_Trikk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), свт. (пам. 12 мая), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730). Сведения о жизни Г. до 712 г. восходят к поздним источникам, однако они не противоречивы и не опровергаются общей информацией об эпохе, поэтому вполне могут соответствовать действительности. Отец Г., патрикий Юстиниан, после смерти имп. Константа II (668) участвовал в заговоре против Константина IV и был за это казнен, а Г. подвергся оскоплению. Высказывалось предположение, что Юстиниан и Г. происходили из семейства Германа, племянника имп. Юстиниана I (527-565), и находились в родственных отношениях как с ним, так и с буд. имп. Юстинианом II (685-695 и 705-711) (Stein). Нек-рые источники говорят о родстве Г. с имп. Ираклием (610-641). Во всяком случае Г. несомненно принадлежал к высшей аристократии. Он стал клириком храма Св. Софии в К-поле, а ок. 705/6 г. был рукоположен на митрополию Кизика. Впервые имя Г. упоминается в близком ему по времени историческом сочинении в контексте Собора 712 г., созванного имп. Варданом Филиппиком для пересмотра решений Вселенского VI Собора 680-681 гг.: среди подписавших деяния Собора 712 г. (вскоре осужденного как монофелитский) помимо председательствовавшего патриарха Иоанна VI приводятся имена 2 епископов - Г. Кизического и прп. Андрея Критского , причем прямо указано, что Г. впосл. стал патриархом. Это известие сохранилось в хронике Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 82.12-21), но его необходимо рассматривать с т. зр. источника, к-рый переписывает Феофан. По-видимому, это было некое тенденциозное сочинение, описывавшее историю Византии 685-718 гг., с тем чтобы представить приход к власти имп. Льва III в 717 г. как спасительное событие после мн. лет хаоса и плохого управления. Если автор, близкий к иконоборцу Льву III (не исключено, что это был и сам император), счел нужным особо отметить участие Г. в еретическом Соборе, то это означает, что отношения между патриархом и императором были весьма непростыми уже с воцарения.

http://pravenc.ru/text/164781.html

Освящение колива 9 апреля 2012 г. 15:30 Служение Патриарха Кирилла с 1 по 25 марта 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за чередой уставных богослужений в Казанском храме Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. После богослужения от лица сестер Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница обители игумения Викторина (Перминова). Затем Святейший Патриарх обратился к верующим с первосвятительским словом. 1 марта, в день 400-летия со дня мученической кончины священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское Западного административного округа Москвы. По окончании чина освящения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Подвиг святителя Ермогена можно сравнить с самыми выдающимися деяниями сынов Отечества нашего, направленными на спасение страны. Святой Ермоген стоит в одном ряду с Александром Невским, Дмитрием Донским и последующими царями и полководцами, которые в судьбоносные моменты жизни Отечества делали всё для того, чтобы оно было спасено», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви. 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании повечерия Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом. «Великий пост, пребывание на богослужениях, молитвенное правило — всё это приобретет совершенно иную силу воздействия на каждого из нас, если будет сопровождаться постоянным испытанием совести. Именно к такому постному подвигу призывают нас святоотеческая мысль, предание Святой Церкви, пример подвижников благочестия», — отметил Святейший Патриарх. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам Преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Пётр Заведеев Обличение раскола старообрядчества Понятие о науке. Обличением русского раскола называется наука, критически рассматривающая вероучение раскольников. Задача ее – указать отличительные особенности раскольнического вероучения и доказать его неправоту. Чтобы убедительнее доказать раскольникам неправоту их вероучения, нужно приводить доказательства, имеющие для них обязательную силу. Источниками таких доказательств являются: 1) Священное Писание и писания отцов и учителей Церкви, 2) древлеписьменные и старопечатные книги – богослужебного, законодательного и учительного содержания и 3) вещественные памятники древности. Из писаний св. отцов раскольники доверяют только тем, которые находятся в старинных переводах (до патриарха Никона ). Таковы: 1) Беседы на 14 посланий св. ап. Павла И. Златоуста, изданные в Киеве в 1623 году Захарией Копыстенским; 2) Его же, Беседы на Деяния св. Апостол, изданные там же в 1624 году; 3) Толковый Апокалипсис Андрея Критского , изданный там же в 1625 году; 4) Толковый Апостол, с толкованиями разных св. отцов, напечатанный в Почаеве в 1784 году; 5) Благовестник, т. е. толкование на 4 евангелистов бл. Феофилакта, архиеп. Болгарского, изданный в Москве в 1649 году; 6) Маргарит – собрание избранных слов И. Златоуста, напечатанный в Москве в 1641 году; 7) Соборник Великий – сборник поучений догматического характера, напечатанный в Москве в 1647 году; 8) Книга Ефрема Сирина , напечат. в Москве в 1652 г. Из книг законодательного и учительного содержания раскольниками принимаются: Стоглав, книга Никона Черногорца, Номоканон, Кормчая, Большой и Малый Катехизисы, Кириллова книга, Книга о вере и некоторые другие. Разделение науки. По своему содержанию «Обличение русского раскола» делится на две части: обрядово апологетическую и догматико-полемическую. В 1-й – рассматриваются те, общие всем раскольникам мнения, которые, будто бы, доказывают не православие Греко-российской Церкви, а во 2-ой части рассматриваются учение беспоповцев и поповцев.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010