Влияние переводной литературы ощущалось прежде всего в мировоззрении русских людей XIu последующих веков. Оно оказывалось действенным в том случае, если к тому были благоприятные обстоятельства в самой человеческой душе и в социальной действительности. Новые литературные произведения создавались не сразу – теми или иными писателями, как это бывало по пренмуществу в позднейшее время, а очень часто предварительно проходили стадию устной легенды. Письменное творчество не порывало в XI–XII вв. своих связей с устным творчеством. Эта устная стадия была очень существенна в появлении многих новых произведений, так как именно здесь новый сюжет, новая легенда оказывались под перекрестным воздействием переводной литературы, вернее, – представляемого ею христианского мировоззрения, и народного творчества. Воздействия смешивались и творчески перерабатывались под влиянием самого мощного фактора – русской действительности. Приведем некоторые примеры создания устной христианской легенды, затем отразившейся в письменности. Уже в XI в. начала возникать первоначально по преимуществу в Киеве христианская легенда. Эта легенда создавалась очень часто в монастырях, главным образом в Киево-Печерском, где многочисленность и пестрота социального состава братии способствовали здесь ее быстрому развитию. К числу таких легенд принадлежит и легенда о путешествии апостола Андрея на Русь. Легенда эта возникла из взаимодействия книжных источников с чисто народными рассказами, ничего общего с христианской легендой не имевшими. Книжные основания этой легенды совершенно ясны: об апостоле Андрее русские монахи узнавали из Деяний апостола Андрея. В описании его последнего, третьего, путешествия имелись сведения о посещении Андреем Синопии и Корсуни. Отсюда могло создаться впечатление об особом отношении Андрея к Руси, тем более что в христианской литературе монахи могли найти утверждение о том, что каждый народ имеет своего апостола. Монахи могли предположить, что апостол Андрей вернулся в Рим по Днепру, по великому пути «из Варяг в Греки» через «Варяжское море».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но разъяренные и отуманенные пролитою кровью и вином, убийцы были глухи к словам страдальца и наносили ему раны до тих пор, пока он не упал, истекая кровью, в обмороке. Убийцы, думая, что все уже кончено, и князь мертв, схватили своего убитого товарища и поспешно выбежали из ложницы. Но князь был еще жив; очнувшись, стеная и крича от боли, он спустился вниз по лестнице из ложницы и, обессилив, скрылся в ниши за восходным столбом, около которого была лестница. Убийцы, услыхав голос князя, бросились снова на место преступления и, не найдя здесь князя, пришли в ужас. «Постойте, сказал один из убийц, мне показалось, что князь пошел под сени. Ищите скорее, иначе мы погибли». Зажгли огонь и по следу крови нашли князя внизу сеней, в его убежище. 93 Князь, чувствуя свою близкую кончину, молился в изнеможении. С дикою радостью подскочил к уми­рающему Петр, зять Кучков, и отсек ему правую руку. Снова посыпались на князя удары и он, едва успев сказать: «в руци Твои, Господи, предаю дух мой», скончался. Короткая июньская ночь быстро прошла, – стало светать, – злодеи нашли любимца князя Прокофия и убили его, затем ворвались во дворец, на­брали множество золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга, разного имущества, взвалили все это на телеги и отправили из Боголюбова в свои вотчины. А сами, вооружившись и собравши верную свою дружину и слуг своих, принялись грабить приверженцев князя в Боголюбове: ограблены были любимые слуги Андрея и даже мастера иноземцы, которых князь любил и жаловал за их работы. Убийцы князя, коим сочувствовали старые бояре я дружинники, обиженные Андреем, боялись Владимирцев, между которыми было много приверженцев Андрея. Они послали сказать им: «если кто из вас помыслит идти против нас, мы с тем покончим, ведь не у одних нас была дума (убить князя), а среди ваших есть такие, которые были с нами единодушны». Владимирцы, дружинники и бояре, боясь приверженцев Андрея, к каковым принадлежало все посадское население Владимира и вообще низшие классы общества, уклончиво отвечали: «кто с вами в думе, тот пусть и будет, а нам не надобе» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Сей выверт, уважаемый защитничек, непонятен и чужд присутствующим обвиняющим. Зря стараетесь, ха-ха-ха… Но ято вас понимаю, не сомневайтесь. — Последние слова он произнес с нарочито-комической серьезностью и опять расхохотался: — Да! Я люблю грех! И соратники его любят. — Широкий жест в сторону зала, и в ответ довольный рев. — Вот, извольте слышать, ха-ха-ха. Это на твоем языке грех, а на нашем — де-ла-ние! Делание жизни! Мы живем на полную катушку, а твой вот Христос, видите ли, запрещает нам это. И вот за это мы Его и засудим!.. Массовик-затейник глядел прямо в глаза Андрею своими напряженными, выпученными глазищами. Они у него так зыркнули, когда он произносил слово «запрещает», что Андрея охватила невольная легкая дрожь. Он также приковался взглядом к лицу свободного обвинителя, и внезапная жуткая догадка вдруг осенила его. Эта догадка вспыхнула в его сознании и, быстро разрастаясь, усилила его дрожь, вся отпечатавшись крайним изумлением в его сразу разбежавшихся глазах. Свободный обвинитель надменно-таинственно и презрительно усмехнулся. «Да, так человек смотреть не может… Нечеловеческая сила, нечеловеческая ненависть бьет из этих зенок, — с а м?! Или беса напустил? Но… не может быть!..» — Андрей здорово растерялся, и растерянность все также читалась на его лице. Как верующий человек Андрей знал, естественно, что князь тьмы реально существует, что он и все черное воинство его — вовсе не сказки, но, когда вот так стоит он напротив тебя в этом гнусном обличье, слова изрыгает, руками машет, пощупать его можно и все это не во сне, не из чужих уст, а своими глазами и ушами видимо и слышимо, и невозможно в это поверить и не поверить нельзя, ибо душа ясно чувствует, что он это и никто больше, — все это ошеломило Андрея и даже дара речи лишило. Он сразу вдруг обессилел, вспотел, лицо покрылось красными пятнами, и черты его изменились. Но тут его рука сама собой стала подниматься, чтобы перекрестить свободного обвинителя, — что ж еще-то делать? И сразу он услышал как бы в самом себе гудящий, угрожающий голос: «Не делай опрометчивых движений. Повоюем только словом. Или слабо? Я не исчезну от твоего перекрещивания! Долбанет только, но я останусь. Но уж тогда держись!..» Голос звучал явственно, и по глазам массовика-затей- ника было ясно, что — да, это он говорит и вполне уверен, что предостережение его подействует. Рука Андрея пошла было назад, вниз, но замерла на полпути, будто кто-то не пускал ее, не давал опуститься. И Андрей сказал:

http://azbyka.ru/fiction/babushkiny-styo...

Наоборот, ему даже показалось, будто она нарочно отвернулась от него. Когда же Андрей Ильич подбежал к ее коляске, чтобы помочь ей из нее выйти, Нина, точно предупреждая его, быстро и легко выскочила из экипажа на другую сторону. Нехорошее, зловещее чувство кольнуло сердце Андрея Ильича, но он тотчас же поспешил себя успокоить. «Бедная, она стыдится своего решения и своей любви. Ей кажется, что теперь всякий может свободно читать в ее глазах самые сокровенные мысли… О, святая, прелестная наивность!» Андрей Ильич был уверен, что Нина, как и в прошлый раз на вокзале, сама найдет случай подойти к нему, чтобы с глазу на глаз перекинуться несколькими фразами. Однако она, по-видимому, вся поглощенная объяснением Квашнина с бабами, не торопилась этого сделать… Она ни разу, даже украдкой, не обернулась назад, чтобы увидеть Боброва. Сердце Андрея Ильича забилось вдруг тревожно и тоскливо. Он решил подойти к семейству Зиненок, державшемуся тесной кучкой, – остальные дамы их, видимо, избегали, – и под шум, привлекавший общее внимание, спросить Нину, если не словами, то хоть взглядом, о причине ее невнимания. Кланяясь Анне Афанасьевне и целуя ее руку, он заглядывал ей в лицо и старался прочесть в нем, знает ли она что-нибудь. Да, она несомненно знала: ее надломленные углом тонкие брови – признак лживого характера, как думал нередко Бобров, – недовольно сдвинулись, а губы приняли надменное выражение. Должно быть, Нина рассказала все матери и получила от нее выговор, – догадался Бобров и подошел к Нине. Но Нина даже не взглянула на него. Ее рука неподвижно и холодно лежала в его дрожащей руке, когда они здоровались. Вместо ответа на приветствие Андрея Ильича она тотчас же повернула голову к Бете и обменялась с нею какими-то пустыми замечаниями… В этом поспешном маневре Боброву почудилось что-то виноватое, что-то трусливое, отступающее пред прямым ответом… Он почувствовал, что у него сразу ослабели ноги, а во рту стало холодно… Он не знал, что подумать. Если бы Нина даже и проболталась матери, разве не могла она одним из тех быстрых, говорящих взглядов, которыми всегда инстинктивно располагают женщины, сказать ему: «Да, ты угадал, наш разговор известен… но я все та же, милый, я все та же, не тревожься». Однако она предпочла отвернуться. «Все равно, я во что бы то ни стало на пикнике дождусь ее ответа, – подумал Бобров, в смутной тоске предчувствуя что-то тяжелое и грязное. – Так или иначе, она должна будет ответить». Х На 303й версте общество вышло из вагонов и длинной пестрой вереницей потянулось мимо сторожевой будки, по узкой дорожке, спускающейся в Бешеную балку… Еще издали на разгоряченные лица пахнуло свежестью и запахом осеннего леса… Дорожка, становясь все круче, исчезала в густых кустах орешника и дикой жимолости, которые сплелись над ней сплошным темным сводом. Под ногами уже шелестели желтые, сухие, скоробившиеся листья. Вдали сквозь пустую сеть чащи алела вечерняя заря.

http://azbyka.ru/fiction/moloh-kuprin/

Впрочем, история Наташи Пересадиной – не единичный случай физической реабилитации больных бронхоэктатической болезнью. Когда ко мне за методической помощью обратилась семья Андрея Саломыкина, ему было 13 с половиной лет. К тому времени он уже имел двухлетний стаж бронхоэктатической болезни и готовился к легочной операции. По убедительной просьбе родителей мальчика, хирург Филатовской больницы взял на себя ответственность дать Андрюше годичную отсрочку от операции в рассчете на то, что семья Саломыкиных примет действенные меры для физической реабилитации своего ребенка. И эти меры незамедлительно последовали. Вот строки из дневника мамы Андрея: «До двух лет сын был здоровым ребенком, спал всегда при открытой форточке, не болел. Но однажды подхватил острую дыхательную инфекцию, которая быстро привела к воспалению легких. С тех пор здоровым своего сына мы больше не видели. Частые простуды, грипп, детские инфекции – все липло к нему, бронхиты и пневмонии – не реже 2–3 раз в году. Нельзя сказать, чтобы не предпринимали никаких шагов к оздоровлению ребенка: ежегодно возили его на море, с пяти лет пробовали приобщать Андрея к фигурному катанию, хоккею, плаванию, лыжам, но каждый раз тщетно – бронхиты и повторные пневмонии следовали друг за другом. И вот новый диагноз – „гнойные бронхоэктазы“… И тут на помощь пришла физкультура. Достаточно быстро освоили приемы массажа лица и грудной клетки дыхательную гимнастику и выжимания, приступили к бегу трусцой, к упражнениям на перекладине. И днем и ночью следовали купания в ледяной ванне. Эффект был исключительный! Андрей ни от чего не отказывался, напротив, проявлял особое рвение в домашних тренировках. Мне вначале очень трудно было преодолеть психологический барьер: сын безнадежно болен, а ему предлагают ледяную ванну? Одиннадцать лет оберегали ребенка от малейшего холода, а тут – такое испытание! А вот муж перестроился легче и настолько привык к этой процедуре, что утром и после работы „замораживает“ себя, так что сыну есть с кого брать пример!

http://azbyka.ru/zdorovie/b-s-tolkachev-...

Виновата в этом была Настена. Слушая Андрея, она поддавалась ему, верила, что так оно все и есть, как он говорит, что нет у них сейчас другого выхода, как скрываться ему здесь, а ей молчать там, – молчать, стиснув зубы, продираясь сквозь дни, точно сквозь острые камни, к какому-то неясному пока, неизвестному спасительному исходу. Но едва она оставалась одна, подступало отчаяние и мучительной жутью пронзалось сердце: да что же они делают? Что они делают, на что надеются? Правда – она сквозь камни прорастет, посреди Ангары в самом быстром и глубоком месте поднимется из воды говорящим деревом. Никакой силой ее не скрыть. Не лучше ли Андрею все же выйти и повиниться? Веруют же: об одном кающемся больше радости в небе, чем о десяти праведных. Люди тоже должны понимать, что тот, кто упал до такого греха, впредь для греха не годится. И, увидев опять перед собой провисшее и некрасиво заросшее, как замшелое, лицо Андрея, его провалившиеся глаза, острые и измученные страданием, его полусогнутую настороженную фигуру в грязной одежде; попав после дождя в сырое темное зимовье с горьким запахом спертого, задушенного воздуха, – увидев и ощутив все это, Настена с новой болью содрогнулась. – Не топишь ты здесь, что ли? – спросила она, не сумев сдержать раздражения. – Печки нетути, – осторожно, почувствовав ее настроение, ответил он. В нахлынувшей горькой тоске, от которой стало пусто, ветрено во всем теле и застучало в голове, Настена простонала: – Андрей, может, не надо, а? Может, не будем так, выйдем? Я бы пошла с тобой куда угодно, на какую хошь каторгу – куда тебя, туда и я. Так я больше не могу. И ты не можешь, ты посмотри на себя, какой ты стал, что ты с собой сделал? Кто тебе сказал, что расстреляют? Война кончилась… и без того задохнулись в смертях… Она, торопясь, говорила и видела, как отодвигается от нее лицо Андрея, как, удивленно замерев, перекашивается оно недоброй усмешкой. Он сказал: – Избавиться от меня надумала? Но-но, давай. – Андрей! – испугалась она. – Избавишься, Настена, избавишься, – клоня, пригибая и выворачивая голос до утешения, продолжал он. – И то: устала – сколько можно? Пора и честь знать. Должен сам понимать. Избавишься, Настена, да не так, как задумала. Со мной, говоришь, пойдешь? – Он еще тошней того усмехнулся и набрал голос: – Да ты же знаешь, что тебя рядом со мной к стенке не поставят. Пожалеют. А меня поставят. Тебя он хошь из-за пуза пожалеют. И пойдешь ты, голубушка, одна, и совесть свою освободишь. Ишь как ладно.

http://azbyka.ru/fiction/zhivi-i-pomni/

Но разъяренные и отуманенные пролитою кровно и вином, убийцы были глухи к словам страдальца и наносили ему раны до тех пор, пока он не упал, истекая кровно, в обморок. Убийцы, думая, что все уже кончено, и князь мертв, схватили своего убитого товарища и поспешно выбежали из ложницы. Но князь был еще жив; очнувшись, стеная и крича от боли, он спустился вниз по лестницы из ложницы и, обессилев, скрылся в нише за восходным столбом, около которого была лестница. Убийцы, услыхав голос князя, бросились снова на место преступления и, не найдя здесь князя, пришли в ужас. «Постойте, – сказал один из убийц, – мне показалось, что князь пошел под сени. Ищите скорее, иначе мы погибли». Зажгли огонь и по следу крови нашли князя внизу сеней, в его убежище 91 . Князь, чувствуя свою близкую кончину, молился в изнеможении. С дикою радостью подскочил к умирающему Петр, зять Кучков, и отсек ему правую руку. Снова посыпались на князя удары и он, едва успев сказать: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой», – скончался. Короткая июньская ночь быстро прошла, – стало светать, – злодеи нашли любимца князя Прокопия и убили его, затем ворвались во дворец, набрали множество золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга, разного имущества, взвалили все это на телеги и отправили из Боголюбова в свои вотчины, А сами, вооружившись и собравши верную свою дружину и слуг своих, принялись грабить приверженцев князя в Боголюбове: ограблены были любимые слуги Андрея и даже мастера иноземцы, которых князь любил и жаловал, за их работы. Убийцы князя, коим сочувствовали старые бояре и дружинники, обиженные Андреем, боялись Владимирцев, между которыми было много приверженцев Андрея. Они послали сказать им: «Если кто из вас помыслит идти против нас, мы с тем покончим, ведь не у одних нас была дума (убить князя), а среди ваших есть такие, которые были с нами единодушны». Владимирцы, дружинники и бояре, боясь приверженцев Андрея, к каковым принадлежало все посадское население Владимира и вообще низшие классы общества, уклончиво отвечали: «Кто с вами в думе, тот пусть и будет, а нам не надобе» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее. Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея: «Ваш сын, — писал он, — надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного». В штабе Кутузова, между товарищами-сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно-противоположные репутации. Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем-то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись. Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу, дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна. — Ну, что, князь? — спросил Козловский. — Приказано составить записку, почему нейдем вперед. — А почему? Князь Андрей пожал плечами. — Нет известия от Мака? — спросил Козловский. — Нет. — Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие. — Вероятно, — сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии-Терезии на шее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Он находит удивительно глубокие по силе своего воздействия на наше христианское сердце слова. Бывает так, что человек приходит в храм, и он даже не знает, что такое канон Андрея Критского, а просто слышит, как хор поет ирмос «Помощник и покровитель», слышит припев канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», первые слова, и вдруг чувствует, что плачет, сам даже не зная, почему. Просто его душа, совершенно какая-то забитая, забытая со всеми ее потребностями и нуждами, вдруг начинает оживать, как бы оттаивать. Ведь пост зачастую сравнивается с духовной весной, а весной тает снег, лед, бегут ручьи, и та жизнь, которая была скована этим льдом и снегом, начинает выбираться на поверхность. И вот точно так же Великим постом все, что было в человеческой душе задавлено, заморожено, вновь рвется к жизни, точнее, к источнику жизни — к Богу. И как раз первое, что заставляет встрепенуться, — это канон преподобного Андрея Критского. Труд против фастфуда Любому человеку, который хочет по-настоящему понять каждый тропарь, каждое слово канона, имеет смысл его прочитать до богослужения. Сегодня текст канона нетрудно найти в Интернете, да и практически во всех церковных лавках он бывает накануне Великого поста. Однако одна из проблем непонимания канона заключается не только в том, что человек рассеивается во время молитвы, но и в том, что канон насыщен примерами из Священного Писания, с которыми сегодня мало кто знаком. И как раз этот богослужебный текст является одним из ответов на вопрос, надо или не надо переводить богослужения на современный русский язык. Вот, переведи канон преподобного Андрея Критского, и все равно все останется непонятным, не говоря уже о том, насколько он потеряет в поэтичности и глубине своего звучания. Для того чтобы понимать, надо знать контекст, знать историю Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Однако не стоит думать, что люди способны переваривать только уже приготовленную и разжеванную для них пищу. На самом деле человек — это существо первоначально ищущее, крайне пытливое, стремящееся во всем дойти до самой сути. Если кому-то из нас сегодня это стремление не присуще, то это, скажем так, некое свидетельство об общей деградации человечества. Но не обязательно по пути деградации идти дальше, с него всегда можно вернуться к тому лучшему, что в нас есть, что вложено в нас Богом, то есть к этому состоянию искания. Сегодня есть масса людей, которые предпочитают питаться фастфудом, притом что он очень вреден. Это быстро, порою не то чтобы очень вкусно, но кажется таковым, потому что вкусовая гамма, хоть и примитивная, зато достаточно яркая. И есть столь же много людей, тяготеющих все-таки к нормальной пище, на приготовление которой надо тратить время и силы, которую надо, в конце концов, пережевывать. Челюстно-лицевые мышцы современного человека совершенно отличны от мышц наших предков, живших 100–200 лет назад, потому что сегодня люди пищу не жуют, а глотают, а это очень вредно.

http://pravoslavie.ru/68898.html

Мурманское пароходство поможет строительству храма в районе мемориального комплекса «Подводная лодка К-21» в Североморске 17 июля 2007 г. 20:20 В 2004 году в Североморске в районе мемориального комплекса «Подводная лодка К-21» был заложен первый камень храма святого апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя Военно-морского флота. Фундамент возвели довольно быстро, место стройки огородили забором. Сегодня в Североморске вновь заговорили о продолжении этапа активного строительства храма. Настоятель прихода церкви святого апостола Андрея Первозванного иерей Александр Козачук пояснил, что все это время работы не прекращались — решались разнообразные технические вопросы, заключались договоры. А самое важное, что у проекта появился настоящий меценат — Мурманское морское пароходство. После состоявшегося зимой первого заседания попечительского совета с участием представителя пароходства эта компания уже выделила приходу на возведение храма 1,5 миллиона рублей. Кроме того, есть гарантия получения летом еще одной суммы, озвучивать ее настоятель не стал, но добавил, что она «позволит приступить непосредственно к строительству храма». С появлением реальных денег приход заключил договор о поставке, обработке древесины и возведении храма с мурманской компанией «Вуд Рамбурс». Первые обработанные 24 бревна для строительства храма уже есть. Если средств на счете будет достаточно (всего необходимо около 7 миллионов рублей), то, возможно, уже осенью храм будет возведен до куполов. Что касается самих куполов, то, скорее всего, они будут изготовлены в исправительно-трудовой колонии, там уже есть опыт подобных работ. Также есть некоторые гарантии со стороны группы жертвователей, готовых взять на себя оплату изготовления и доставки из Воронежа колоколов. Настоятель от души поблагодарил всех тех, кто внес и вносит свою лепту в возведение новой святыни. В приходе будут рады любой помощи и поддержке. Реквизиты, по которым можно направлять пожертвования на строительство храма: Приход церкви святого апостола Андрея Первозванного ДО 8627/01710 Мурманское ОСБ 8627 Банк плательщик Мурманское ОСБ 8627 г. Мурманска БИК 044705615 ИНН 5110411108 КПП 511001001 Корреспондентский счет 30101810300000000615 Расчетный счет 40703810441080000756 «Би-порт»/Седмица.ru/Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/270786.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010