Закрыть itemscope itemtype="" > Сомнительная реабилитация 25.08.2005 295 Время на чтение 9 минут На исходе 2004 года диакон Андрей Кураев издал брошюру " " Мастер и Маргарита " : за Христа или против? " , а в начале июля 2005 года дал обширное интервью газете " Труд " , этой теме. В этих публикациях проглядывается намерение своего рода реабилитации Булгакова, отвержение негативных оценок, коими изобилует особенно церковная пресса. Но должно сразу сказать: нашей целью не должно стать ни осуждение, ни оправдание писателя (кто мы, чтобы судить?), но просто установление: какую систему ценностей предлагает Булгаков, для чего он коснулся столь опасной темы, как изображение сатанинской компании, для чего кощунственно исказил евангельскую историю? И вообще: каково отношение автора романа к Православию? Это необходимо не для оценки романа Булгакова, а для поверки собственных внутренних ориентиров, же не совместимых с теми, какие устанавливает автор " Мастера и Маргариты " , как ты ни читай - быстро ли, медленно, а то и просто выборочно. (Так " Войну и мир " читают порою: одни про войну, другие про мир; и Булгакова: одни про Иешуа, другие про любовь Мастера и Маргариты.) Медленное чтение - дело полезное, только так и нужно читать подлинную литературу. Отец Андрей дал, читая таким образом, много верных и нешаблонных наблюдений. Прежде всего, он блестяще проанализировал характер и поведение Маргариты, а заодно и Мастера, опровергнув давнее стереотипное восприятие этих героев как идеально любящей пары. Выходит, что Маргарита достаточно непривлекательна, и вовсе не добра, не милосердна, как многим представляется. Но вот загвоздка: медленно прочитывая, по совету о. Андрея, текст романа, читатель вдруг наталкивается на такой пассаж: " За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?...Я покажу тебе такую любовь! " Иронии в этом достаточно известном начале Второй части романа - не ощущается вовсе. Автор Может быть, так: хотел сказать одно, а вышло совершенно иное? Подобное бывало и в истории (вспомним пророка Валаама с его ослицей), и в нынешней жизни, и в литературе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

К 1909 г. храм обветшал. В 1930-е гг. храм был закрыт и разорен. В 1936 г. снесли колокольню. В 1997 г. храм вернули верующим, в нем ведутся богослужения, идут восстановительные работы. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=434 Храм святителя Николая был построен в 1792 году на месте одноименного деревянного по заказу владельца усадьбы генерала-аншефа князя Андрея Ивановича Прозоровского. Эта усадебная церковь была расположена в пейзажном парке недалеко от дороги, пересекавшей усадьбу с запада на восток. К дороге церковь была обращена южным фасадом. В клировых ведомостях за 1798 год записано, что церковь Николая Чудотворца имеет два теплых придела в честь Рождества Иоанна Предтечи и в честь преподобной Марии Египетской. Автором постройки одни исследователи считают (и не без оснований) замечательного русского зодчего Михаила Федоровича Казакова, другие – архитектора его школы. Строение, как архитектурный памятник, представляет значительный историко-культурный интерес как пример центрической культовой постройки конца XVIII века. Церковь построена в строгом классическом стиле и имеет крестово-купольную форму. От кубического центра храма отходят четыре одинаковых прямоугольных рукава - два придела, апсида и притвор. Северный и южный рукава оформлены тосканскими портиками, а восточный и западный – четырехпилястровыми. Сферический купол завершается небольшим световым барабаном и луковичной главкой. Алтарь украшен колоннами и пилястрами с лепными капителями коринфского ордера. Вблизи западного портала на одной оси с храмом находилась трехъярусная колокольня, выстроенная в классическом стиле. Ее кубический первый ярус нес еще два арочными пролетами. Углы второго яруса были украшены сдвоенными колоннами. Колокольню венчал купол со шпилем. В 1936 году она была снесена. К 1909 году храм значительно обветшал и требовал ремонта. Росписи сохранились частично, иконостас утрачен. Еще раньше храм утратил значительную часть отделки своего интерьера. Начавшаяся 1-я Мировая война не позволила приступить к капитальному ремонту, который отложили до ее окончания. По причине революции 1917 года реставрационные работы так и не состоялись. В 1936 году храм окончательно закрыли, и он быстро пришел в полное запустение. В советское время здание церкви числилось как прилегающее к бывшей усадьбе, в которой располагались общежитие, а затем дом отдыха.

http://sobory.ru/article/?object=02738

К читателю Эта книга сложилась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения. Непосредственным материалом для этого сборника стали беседы архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые проводились в семидесятые годы в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского. Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания. Беседы были записаны. Естественно, что при переписывании и перепечатке в них появилось немало погрешностей. Издавая беседы по просьбе паломников и прихожан, мы стремились не только устранить погрешности, но и в наибольшей степени сохранить разговорную интонацию. «Покайтесь, приблизилось бо Царствие Небесное!» Публикуя эти беседы, мы надеемся, что они помогут хотя бы некоторым услышать и исполнить этот Божий призыв. Опыт построения исповеди Опыт построения исповеди по десяти заповедям Мы собрались здесь, чтобы принести Господу очередное покаяние. Хотелось бы предварить исповедь несколькими словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются. Также и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс.142:6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства Покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»! Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега! То же происходит и с греховным состоянием нашей души. Последите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Тайн — какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце... Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3255...

Книга 2. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее Призвание первых апостолов и Нагорная проповедь Призвание рыбарей Мф. 4, 18–22 ; Мк. 1, 16–20 ; Лк. 5, 1–11 Первым действием Христа Спасителя в Капернауме было призвание Симона, Андрея и сыновей Зеведея к последованию за Ним. Проходя по берегу озера, Господь увидел на озере две лодки, из которых рыбари вышли, и одни вымывали, а другие починивали сети. Одна лодка принадлежала Симону и брату его Андрею, а другая, находившаяся несколько дальше, – Зеведею, бывшему на ловле с работниками и сыновьями своими – Иаковом и Иоанном. За Господом следовал народ, желая слышать слово Его, и Он, войдя в лодку Симона, просил несколько отплыть от берега и с лодки предлагал Свои наставления народу. По окончании поучения Он сказал Симону: поступи во глубину и вверзите мрежи ваша в ловитву. Наставнице, – отвечал Ему Симон, – обнощ всю труждшеся, ничесоже яхом: по глаголу же Твоему ввергу мрежу. Чем менее Симон надеялся на успех ловли, тем поразительнее для него должно было казаться чудо, которым Господь предрасполагал рыбарей к апостольству, внушая, что все потери их легко могут быть вознаграждены одним словом Его. Симон повиновался – и сверх ожидания поймали великое множество рыбы, так что даже сеть прорывалась. Дали знак товарищам, находившимся на другой лодке: те пришли на помощь и наполнили обе лодки рыбою до того, что они начинали тонуть. Такой необычайный успех ловли привел Симона и всех, бывших с ним, не в удивление только, но в ужас. Другие чудеса, которые они уже видели, не касались их так близко, как именно это чудо, совершившееся при личном участии их. Увлекаемый сильным душевным волнением, Симон припал к коленам Иисуса и сказал: изыди отмене, яко муж грешен есм, Господи. Но на этот вопль души, сознающей свою греховность, Всеведущий отвечал словом ободрения и избрания на великое служение: не бойся: отселе будеши человеки ловя, – и, обращаясь также к товарищам Симона, сказал им: грядита по Мне и сотворю вы ловца человеком. На это приглашение рыбари отозвались, по выражению святителя Филарета Московского , «решимостью быстрою, готовностью полною, последованием, не отсроченным ни на минуту». Вытащив обе лодки на берег, они оставили все и пошли за Господом Иисусом, – Иаков и Иоанн даже расстались с отцом своим Зеведеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТВЕЕВ Даниил (1687 (или 1688/89), Каргополь - 26.03.1776, Выголексинское общежительство), духовный наставник старообрядческого Выголексинского общежительства , писатель, иконописец. Из посадских людей Каргополя. Пришел в Выговскую пустынь в 1-е десятилетие XVIII в. (источники сообщают разные даты в пределах 1700-х гг.) вместе с братьями Иваном и Никитой, престарелой матерью и сестрой. Его духовным отцом был 1-й уставщик общежительства Петр Прокопьев. М. довольно быстро стал одним из ближайших помощников киновиарха Андрея Денисова (см. Денисовы ) и вошел в число соборной братии. Потомственный иконописец, М. принял активное участие в написании икон для обустраивающегося общежительства (10-е гг. XVIII в.) и позже, при строительстве новых часовен и восстановлении после пожаров старых. Литературному мастерству обучался у А. Денисова. М. помнил устные предания о пострадавших в тех краях старообрядцах и помогал Семену Денисову при написании соответствующих глав «Винограда Российского» (1730-1733). В 1740 г. киновиарх С. Денисов перед смертью завещал, чтобы М. «ведал» духовными делами пустыни; эти обязанности сохранялись за ним на протяжении 35 лет, до самой смерти, при настоятелях Мануиле Петрове (1744-1759) и Никифоре Семёнове (1759-1775). М. принимал участие в переписке выговских настоятелей с уральским горнозаводчиком А. Н. Демидовым в нач. 40-х гг. XVIII в., когда общежительству особенно требовалось высокое покровительство; в 1741 г. он написал слово на день тезоименитства Демидова. М. был последним из учеников братьев Денисовых и прямым их духовным наследником. Произнесенное Козмой Ивановым на похоронах М. надгробное слово являлось прощанием с прежним Выгом (опубл.: Юхименко. 2008. Т. 2. С. 108-113). Иконописное наследие М., согласно письменным источникам, было весьма велико. Его современник писал в 1776 г.: «Вниди в храмы молитвенныя и узриши всюду, не точию во обоих общежительствах, но и в скитских собраниях, его святыми трудами украшены стены церьковныя украшением боголепным».

http://pravenc.ru/text/2562560.html

Митрополиты Киевские и всея Руси Митрополит Кирилл III После нашествия монголов митрополит был поставлен не из Греков, а из природных Русских. Объяснение этому мы находим в предположении, что Греки поступились своими правами, ибо, получив страшные вести об ужасах, творящихся в нашем отечестве, никто из Греков не пожелал занять кафедру русской митрополии, несмотря на ее привлекательность. Дело замещения митрополичьей кафедры взял на себя, незадолго пред нашествием Монголов завладевший Киевом, вел. князь галичский, Даниил Романович, который избрал достойным кандидатом некоего Кирилла. Кто был Кирилл, остается неизвестным. Предположительно – он был из игуменов какого-нибудь монастыря. Не прежде, как устроив свои отношения с Монголами, вел. кн. послал Кирилла в Грецию к патриарху для посвящения. Кирилл отправился к патриарху в Никею, где он имел тогда пребывание, и возвратился от него на Русь поставленным митрополитом не позднее 1249 года. Посвященный патриархом, Кирилл был признан и стал митрополитом всей Руси. Прежде всего митрополит Кирилл замечателен тем, что он управлял русскою церковью более продолжительное время, чем кто-нибудь из его предшественников. Возвратившись с проставления в 1248-м году, или в 1249-м году, он жил и оставался на кафедре до конца 1281 года. Следовательно, правил церковью в продолжение 30 с лишком лет. Выдающуюся особенность правления митр. Кирилла против его домонгольских предшественников составляет то, что он не пребывал постоянно в Киеве на своей кафедре, но оставлял свою митрополичью столицу на более или менее продолжительное время. С половины XII в., со времени Андрея Боголюбского, когда явилось и быстро возвысилось Суздальско-Владимирское княжение, Киев постепенно начал падать в смысле политическом. Сначала великие князья его должны были уступить первенствующее место вновь явившимся великим князьям, потом со степени великих князей они низошли на степень простых князей и, наконец, перед самым нашествием Монголов древняя столица Руси лишилась и каких бы то ни было князей: захваченный в 1238 году галическим великим князем Даниилом Романовичем Киев присоединен был ко второму, вновь явившемуся, великому княжению в качестве пригорода и получил себе в наместника великокняжеского боярина. Нашествие Монголов должно было решительным образом содействовать тому, чтобы митр. Кирилл перестал постоянно жить в Киеве и начал часто и надолго оставлять его, для пребывания то при одном, то при другом великом князе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней А.Н. Тахиаос. Революция 1917 года и её последствия для русского монашества на Афоне в XX веке А.Н. Тахиаос. Революция 1917 года и её последствия для русского монашества на Афоне в XX веке Удивительный расцвет, которого достигло русское монашество на Афоне в XIX в., подвергся тяжёлому удару российской Революции 1917 года. Внезапно оборвались все связи России со Святой Горой. Существенная экономическая поддержка, которую получали русские монахи из своего отечества, прекратилась; визиты русских паломников отошли в прошлое; даже переписка монахов с оставшимися в России родственниками и близкими стала невозможной. Единственное утешение русские отцы находили в молитве, взывая о помощи к защитнице Святой Горы Деве Богородице. Отрезанные от родины, они спешили узнать новости у греков и иностранных посетителей; некоторые наивные старички даже спрашивали иностранцев, уродилась ли в России пшеница. Положение было поистине трагическим, поскольку престарелые отцы начали один за другим уходить из жизни, и у них не было молодых преемников, которые могли бы служить и выполнять монастырские обязанности. Очень быстро русские обители начали приходить в запустение. Последствия этих трагических событий испытал на себе и Свято-Пантелеимонов монастырь. Некоторым утешением служил приток русских эмигрантов, посещавших Святую Гору и решавших посвятить свою жизнь монашеству в Пантелеимоновом монастыре или одном из крупных скитов, святого Андрея или пророка Илии. Так вплоть до предвоенной эпохи в обители жили некоторые люди, выделявшиеся своими добродетелями, образованием и способностью общаться с другими посетителями монастыря, греками и иностранцами. Первой и значительнейшей фигурой был о. Силуан, о котором уже написано много книг и статей и которому были посвящены даже научные конференции. В миру его звали Семёном и он приехал на Афон из России в 1892 г., подвизался в Свято-Пантелеимоновом монастыре и при постриге был наречён Силуаном. Он происходил из крестьянской семьи и не получил систематического образования, в силу чего не ждал назначения на какую-либо монастырскую должность, требующую специальных знаний. Будучи скромным и смиренным человеком, о. Силуан готов был беспрекословно исполнить любое поручение, данное старшими монахами. Так он и поступил, когда ему приказали пойти работать на монастырскую мельницу. В столь большом монастыре, каким был тогда Свято-Пантелеимонов – он насчитывал приблизительно 1800 насельников – ручная работа была очень важна.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2709

Они добровольно в ад ушли и тебя утянут! Три истории о самоубийцах и одно решение для тех, кто остался здесь 4 мая, 2017 Три истории о самоубийцах и одно решение для тех, кто остался здесь Сашкин отчим Сашкин отчим всегда говорил, чтобы на его могиле не ставили никаких памятников, а положили простой камень. Когда через много лет он повесился, вместо креста, который самоубийцам не полагается, на его могилу поставили огромный валун. Не потому, что он так завещал, друзья-художники решили, что так будет красиво. Вот, мол, какой был человечище – глыба, а не человек! А человек лежал заживо закопанный под камнем и кричал от ужаса, но его никто не слышал – все были заняты внезапно свалившимся на них горем и плакали. Сашка не плакал, хотя очень хотелось, и все слышал. Сашка смотрел на валун и вспоминал, как в далеком детстве отчим водил его в церковь. Это было в восьмидесятых, когда в храме, где Сашка крестился, был склад удобрений, а единственная церковь в городе, где они жили, находилась в маленькой избушке возле кладбища. Сашкин отчим был художником, и по заказу местного священника писал для храма иконы. Днем он расписывал Дома культуры и городские кафе бодрыми рабочими и колхозницами, а по ночам сидел перед раскрытой печкой с репродукциями Андрея Рублева и Феофана Грека и писал с них иконы. Делал он это особым своим способом. Сначала вырезал на березовых дощечках контур человеческой фигуры с нимбом, а потом отдавал Сашке, чтобы он раскладывал их на железном листе и ставил на огонь в печь. В пламени дерево начинало темнеть, дымиться, а потом вспыхивало. Дощечки нужно было быстро достать, потушить, затем мелкой наждачкой убрать гарь, чтобы дощечки стали темно-коричневыми, почти черными. Отчим заполнял фон по контуру белым и золотом, а потом расписывал по краю красной или голубой краской. Через несколько дней, когда краски просыхали, он начинал писать. Сашке всегда нравилось смотреть, как отчим работает. Сначала с лупой внимательно рассматривал репродукции, а потом осторожно тонкими почти невидимыми линиями начинал переносить изображение на доску. Сашка как завороженный наблюдал, как словно по волшебству на доске появлялась тонкая указывающая в небо рука или строгое лицо с пронзительными глазами. Иногда Сашка так и засыпал в мастерской, а когда просыпался уже в постели, бежал смотреть, что получилось. Святые на иконах нравились Сашке гораздо больше рабочих и красноармейцев, и даже футболистов и космонавтов на огромных панно, которыми отчим расписывал городские стены. Святые были другими.

http://pravmir.ru/oni-dobrovolno-v-ad-us...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.3 из  5) 58. Три библейских трапезы В Библии есть рассказ о трех хорошо известных трапезах. Это гостеприимство Авраама, принявшего у себя в шатре трех Незнакомцев, это пасхальная трапеза и связанная с ней Тайная Вечеря, и это скудный стол Иоанна Крестителя, питавшегося «акридами и диким медом». Но какие именно были там блюда, и почему именно эти? Икона преп. Андрея Рублева «Троица» знакома всем. Но не всем известно, какое именно событие изображено на ней – на самом деле, это приход трех таинственных Странников к Аврааму, о котором мы читаем в 18й главе книги Бытия. Патриарх сидел у входа в свой шатер, как и положено пожилому бедуину (а он, по сути, и был бедуином), но едва он заметил Троих, приближавшихся к его шатру, как бросился им навстречу и предложил пообедать у него. Разумеется, законы бедуинского гостеприимства требовали накормить всякого встречного путника (в пустыне иначе просто и не выживешь), но Авраам проявил редкую степень гостеприимства, сам побежав им навстречу, ведь он еще не знал, кто они такие. На иконе мы видим на столе только чашу, что, конечно же, служит символом Евхаристии, как и сами Трое символизируют Отца, Сына и Святого Духа. Но в библейском повествовании мы читаем о целом пире: Авраам велел Саре замесить три меры муки и напечь пресных лепешек, а сам заколол отборного теленка и велел приготовить его. А вот вина у Авраама как раз и не было – он же кочевал со своими стадами, у него не было никаких виноградников, негде было давить виноград, негде хранить бродящий сок. Естественно, что основной едой в те времена был хлеб, пшеничный или ячменный (рожь в тех краях не растет). Почему речь шла о пресных лепешках? Дело в том, что тогда не существовало дрожжей, и квасной хлеб приготавливали с помощью закваски – небольшой части квасного теста, оставшегося от предыдущего замеса. Для того, чтобы новое тесто подошло, должно было довольно много времени, которого у них не было. Вместе с тем, Авраам не пожалел потратить на гостей так много муки. Это мы сегодня покупаем муку в готовом виде, но в те времена всё было иначе. Механических мельниц не было, муку готовили на ручных зернотерках: зерна насыпали на большой плоский камень и растирали их другим, маленьким камнем. Это делали каждый день, потому что в готовой муке быстро заводятся черви, и поэтому заготавливать ее впрок не имело смысла. В богатых домохозяйствах (как у Авраама) этим занимались служанки, но в бедных семьях сама хозяйка дома должна была проводить за зернотеркой несколько часов в день (!), чтобы обеспечить хлебом свою семью.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Аннотация Книга диакона Андрея Кураева, профессора Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, посвящена вопросу, который находится в центре православно-протестантских дискуссий, – вопросу о том, какое место занимает Библия в жизни Церкви. Только ли Библию оставил Христос людям? Только ли через Библию Христос приходит и обращается к нам? В книге ставятся вопросы о соотношении Писания и церковного Предания, о христианском восприятии истории, о соотношении материи и Духа. Назначение книги – уберечь людей (и протестантов, и православных, и светских исследователей) от слишком упрощенного понимания Православия и пояснить, что именно делает Православие религиозной традицией, существенно отличной от протестантизма.  © Диакон Андрей Кураев От автора 1997 год для меня стал годом уничтожения собственных черновиков. Так получилось, что я начал писать и публиковаться раньше, чем сам это предполагал, и раньше, чем был готов к этому. Слишком резкий поворот произошел в религиозной жизни России в начале 90х годов, и слишком медленно реагировали на происходящие перемены церковные издания и церковные писатели. На себе я убедился в истинности наблюдения, утверждающего, что каждый пишет ту книгу, которую хотел бы просто прочитать. Отсутствие современных апологетических публикаций, с одной стороны, и невероятное количество лжи о православии, с другой, понудили меня взяться за перо. К обычной, давно привычной и тогда еще не стихнувшей атеистической антиправославной полемике в те годы прибавились новые голоса: и сторонников «общечеловеческих ценностей», полагающих, будто именно православные монахи мешают им стать банкирами, и быстро набирающих силу оккультных пропагандистов, и новых русских протестантов, в одночасье воспитанных иностранными миссионерами.  Со стороны церковных публицистов и богословов старшего поколения не было слышно публичных ответов на эти нападки на православие. И тогда я вспомнил слова Антона Чехова: «Есть большие собаки и есть маленькие собаки, но маленькие не должны смущаться существованием больших: все обязаны лаять, – и лаять тем голосом, какой Господь Бог дал» (Цит. по: Бунин И. А. О Чехове//Собрание сочинений. М., 1967. Т. 9. С. 185.).

http://azbyka.ru/nasledie-xrista-chto-ne...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010