Иными словами, главные древние герои, которых чтят в Переславле-Залесском - Александр Невский и Юрий Долгорукий. Андрея Боголюбского тут вспоминают не особо часто. К слову, и реакция на широко разрекламированное граффити среди местных жителей весьма сдержанная. Благо на стенах собора это не единственная надпись. Да и убили князя все-таки во владимиро-суздальском Боголюбове. Там частично сохранились остатки резиденции правителя - земляные валы, фрагменты фундаментов. Следствие ведут историки Выцарапанные на внешней стене собора буковки вряд ли привлекут внимание туристов, уж слишком они мелкие - размер граффити чуть больше формата стандартной открытки. А понять, что там написано, могут лишь специалисты. Впрочем, никаких откровений в тексте нет, озвучена официальная версия - не более того. Историки считают, перед нами - некий «агитплакат», созданный по заданию древнерусских властей. Условно говоря, дацзыбао. Заговорщики в нем, понятное дело, прокляты, хотя они упомянуты далеко не все - царапать по камню тяжело. В летописях фигурирует «расширенный список». Однозначной версии причин убийства нет до сих пор. В учебниках пишут, будто князь стремился ликвидировать раздробленность страны, ковал единую мощную державу. Собственно, по этой причине государственный деятель и погиб, заговорщики якобы действовали в интересах врагов Руси. С восхода ей грозили булгары, половцы и прочие степняки, оттуда же впоследствии пришли монголо-татары. А на «закатных» землях регулярно сбирались европейские рати, стремящиеся разбить скудные дружины удельных князей поодиночке. Но являлись ли убийцы действительно «пятой колонной»? Ведь и бытовые мотивы тоже не стоит исключать. - Андрей Боголюбский очень любим историками, это ярчайшая личность. В молодости храбро воевал, потом строил храмы, да и погиб от рук заговорщиков. Еще в XIX веке Сергей Соловьев и Василий Ключевский совершенно незаслуженно зачислили князя в первые собиратели земель русских. Хотя его преемник, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, сделал для страны точно не меньше, нежели старший брат. Но так бывает, иногда истина теряется... Что же касается заговора, то в последние годы Андрей банально упустил из рук бразды правления княжеством, возникла оппозиция из числа бояр и прочих влиятельных людей. А катализатором процесса стали гонения, которым правитель подверг своих родственников по первой жене - Кучковичей, - рассказывает профессор СПбГУ Игорь Фроянов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

От своего деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал мужество и благородство, а за свое благочестие получил прозвище — Боголюбский. Он выстроил свыше 30 храмов и монастырей и установил праздник Покрова Богородицы в ознаменование того, что Пресвятая Богородица принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. Боголюбский монастырь В полутора километрах от храма Покрова находится Боголюбский монастырь, также основанный князем Андреем. Он начинался с храма Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, здесь было чудесное явление Божией Матери Андрею Боголюбскому. Пресвятая Богородица повелела благочестивому князю на месте Ее явления построить храм и святую обитель. Рядом с вознесшимся храмом князь выстроил свои палаты. В лестничной башне княжеских палат до наших дней сохранилось место мученической кончины святого князя. Храм Рождества Пресвятой Богородицы после революции долгие годы был закрыт для богослужений, и вот осенью 2006 года храм снова ожил. Как и во времена Андрея Боголюбского, здесь снова совершается Божественная литургия. Ведущий – священник Алексий Уминский: Московскому храму Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в этом году исполняется 310 лет. Он никогда не закрывался. Все эти годы многие поколения верующих приходили сюда помолиться и попросить помощи у Царицы Небесной. И помощь всегда приходила. Сегодня здесь, как и во всех православных храмах, звучит праздничное песнопение: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором». Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе Московский храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит на Лыщиковой горе. Лыщиково происходит от древнерусского слова «лыскать» — блестеть, сверкать, сиять. Вот и сияет этот храм своими святынями более трехсот лет. Главные из святынь храма – две иконы Покрова Пресвятой Богородицы: храмовая и в иконостасе. Телевизионная съемка в храме на Лыщиковой горе происходила за неделю до престольного праздника. Валентина Заботкина пришла в этот храм в 1941-м, в войну. Да так и осталась.

http://pravmir.ru/pokrov-bogorodicy-spra...

Место убиения блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Фотография. 2002 г. Место убиения блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Фотография. 2002 г. К северу с хор собора на 2-й этаж лестничной башни (XII в.) ведет переход, располагающийся над арочным проездом и представляющий собой небольшое прямоугольное помещение также XII в., перекрытое сводом и освещенное 2 узкими окнами с запада и одним - с востока. Внутренняя роспись, сделанная в 1764 г., представляет явление Божией Матери кн. Андрею и сцены его убиения. По преданию, переход являлся моленной комнатой князя. В нижней части башни помещается винтовая лестница. Вход на лестницу - в вост. стене башни, в сев. стене - заложенный дверной проем, выводивший на ныне не существующий переход в сторону дворца кн. Андрея Боголюбского. Считается, что под белокаменной лестницей с сев. стороны Рождественского храма находилась комната, в к-рой был убит кн. Андрей. Снаружи лестничная башня и галереи переходов оформлены фасадной резьбой, аркатурными поясами, двойными и тройными окнами, проемы к-рых разделяли колонки, резными водометами и др. У сев. и юж. стен собора с кон. XVII в. находились каменные паперти, перестроенные в нач. XIX в. Изначально такая же паперть была и с зап. стороны, в 1809 г. вместо нее вдоль всей стены храма и перехода XII в. устроили придел во имя блгв. кн. Андрея Боголюбского, алтарь придела помещался под аркой перехода. В XVII в. над лестничной башней была возведена шатровая колокольня. Благовещенская трапезная ц . замыкает соборную площадь с юга. Согласно «Летописи» игум. Аристарха, при кн. Андрее Боголюбском на этом месте был возведен храм во имя свт. Леонтия. (Несмотря на то, что приводимая игум. Аристархом дата постройки храма - 1159/60 г.- является неверной, поскольку мощи свт. Леонтия Ростовского были обретены в нач. 60-х гг. XII в., что и послужило началом почитания святого, предположение о постройке Леонтиевской ц. при кн. Андрее Боголюбском вполне допустимо, ведь именно он был инициатором прославления Ростовского святителя.) История храма до XVII в. неизвестна, в сер. этого столетия здесь стоял одноименный деревянный храм, в 1683 г. был построен каменный, впосл. неоднократно перестраивавшийся и переосвящавшийся. В 1765 г. под храмом в палатке была устроена и освящена теплая ц. во имя св. кн. Андрея Боголюбского. В 1780 г. Андреевскую ц. упразднили и переоборудовали в братские кельи, в том же году 16 нояб. Леонтьевская ц. была переосвящена во имя блгв. кн. Андрея. После капитального ремонта храма в 1800 г. установили новый иконостас. В нач. XIX в. еп. Владимирским Ксенофонтом (Троепольским) храм был переосвящен в честь Благовещения с левым приделом во имя мч. Леонтия. В нач. XX в. на верхнем этаже двухэтажного здания церкви находился храм, в нижнем - братские кельи и просфорня.

http://pravenc.ru/text/149505.html

Адрес : Владимирская область, г. Муром, площадь Крестьянина (Троицкая пл.), д. 3-а г. Телефон: 8(49234) 2-26-48 Подробнее... Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы [ править править код ] Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери). Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть. Адрес : 601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово Подробнее... Смоленско-Зосимова мужская пустынь [ править править код ] Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

Впервые Г. А. назван среди князей, погребенных во владимирском Успенском соборе, в «Выписке о панихидах», составление к-рой связано с Иоанном IV Васильевичем и относится, вероятно, к 1550 г., когда царь посетил Владимир (Роспись панихид владимирским князьям//ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67). «Выписка» указывает, что в соборе в числе проч. князей и епископов погребены 3 сына Андрея Боголюбского: Изяслав, Мстислав и Глеб. Опись владимирских гробниц 1-й пол. XVII в. сообщает о погребении в соборе «в розных гробницах» не названных по именам 3 сыновей кн. Андрея Боголюбского (РНБ. ОЛДП. О-5. Л. 194), в описи сер. XVII в. уже упоминается о захоронении их в одной гробнице, при этом отмечается, что «един из них видим и покланяем всеми, погребальная ж не истле, но вся аки нова» (Описание гробниц г. Владимира сер. XVII в.// Виноградов А. И. История кафедр. Успенского собора в губернском г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. С. 67). Составитель описи не уточняет, нетленные останки какого из сыновей кн. Андрея Боголюбского почитаются. Отождествление нетленных мощей, почивающих в общей гробнице сыновей Андрея Боголюбского, с останками Г. А. произошло во 2-й пол. XVII в. В летописце 1665 г., повествующем о владимирских князьях, читается следующее известие: «Да в той же церкви Пресвятыя Богородицы з братиями своими з благоверными князи со Мстиславом и Изяславом Андреевичи опочивает во гробнице сопреди третей сын благовернаго великаго князя Андрея Боголюбского благоверный князь Глеб Андреевич. А сколько его преставлению лет, того в летописи не описано» (РНБ. Погод. 1565. Л. 190). 30 нояб. 1702 г. мощи Г. А. были перенесены из каменной гробницы (в стенном аркосолии в сев.-зап. части храма) в Георгиевский (юго-вост.) придел собора и положены в серебряную раку. С этим событием, по-видимому, связана канонизация Г. А. и создание Жития и службы святому. Служба Г. А. близка к службе блгв. кн. Андрею Боголюбскому, составленной после перенесения его мощей, к-рое состоялось 5 окт. 1702 г. Автором службы св. Андрею Боголюбскому был прот. Успенского собора Иоанн (указавший свое имя в акростихе, к-рый читается по первым словам песней канона (Служба св. блгв. вел. кн. Андрею Боголюбскому, Владимирскому чудотворцу. М., 1914. Л. 8 об.- 18)). Возможно, прот. Иоанн был также автором службы и Жития Г. А.

http://pravenc.ru/text/165101.html

Эти слова звучали в унисон с мнением Президента Фонда Андрея Боголюбского Ольги Тюриной, которое она подчеркнула в ходе презентации Отчетного доклада: «Одна из задач Фонда, - обратить внимание, прежде всего, государства на военно-патриотическое воспитание детей, молодежи». По ее словам, Фонд привлек внимание к этой проблеме государственные структуры, и Министерство культуры включило Фонд и Ассоциацию «Витязи» в разработку планов деятельности нового общества, которое организуется при Министерстве культуры - Российское Историческое Общество. Отметим счастливое совпадение задач Фонда и Ассоциации «Витязи», которая выбрала себе дорогу, объединяющую нравственное, духовное и физическое воспитание молодых людей. Однако, как было подчеркнуто во время обсуждения Отчетного доклада, не все так счастливо совпадает в деятельности двух организаций. Информационное обеспечение, которое осуществляет Фонд, великолепное. Действительно, задействованы все форматы СМИ - телеканалы, радио, газеты, журналы, многочисленные Интернет-порталы, теледокументалистика, ролики. Этого нельзя сказать об информационном обеспечении Ассоциации «Витязи». Игорь Самохвалов предложил «объединить усилия» на этом направлении. При обсуждении международного блока вопросов, которые решает Фонд, настоятель храма Тихвинской иконы Божьей Матери города Бреста игумен Игнатий (Лукович) выступил с предложением: «При храме мы будем строить центр духовного просвещения. В Белоруссии точно нет ни одного храма, посвященного Андрею Боголюбскому, поэтому по благословению нашего преосвященного владыки и по просьбе наших прихожан у нас будет часовня в честь Андрея Боголюбского. Это все будет в одном здании, чтобы дети, которые обучаются в школе, могли сразу после занятий подходить к исповеди, причащаться, а родители - совершать крещение младенцев в этом храме». Отец Игнатий отметил, что участие Фонда не требуется для строительства часовни. «Но для того, чтобы была духовная связь с Фондом, выступаю с предложением поучаствовать в строительстве Центра с храмом (при этом О.Игнатий показал макет и проект такого ансамбля на 1000 кв.м), чтобы от вашей искры доброты зажглось как можно больше сердец», - сказал священнослужитель из Белоруссии. Среди гостей на собрании присутствовал священник из братской республики Беларусь Секретарь Минского Епархиального управления протоиерей Николай Коржич. Он отметил историческую особенность: во время междоусобиц на Руси, только с полоцким княжеством у города Владимира не было вражды. «В этом, - полагает протоиерей Николай, - есть большая заслуга Заступницы Ефросиньи Полоцкой. Это - такое единение, о котором говорил Владыка Савва», - отметил о. Николай. В память об этой встрече протоиерей передал в библиотеку Фонда имени Андрея Боголюбского уникальное издание Белорусского экзархата - древнее факсимильное Полоцкое Евангелие XII века.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Накануне гибели он, по словам дочери своего друга Николая Чернышова, нашел на холме большой крест и воспринял это как знак своей скорой смерти, сказав ему: «Завтра я умру». Василий Чекрыгин скончался на руках жены Веры, волею случая ехавшей в сбившем его поезде. Навстречу друг другу неслись два встречных состава, поэтому художник, идущий по железнодорожным путям, якобы не расслышал грохот надвигающегося на него сзади поезда. Именно так искусствовед и художник Лев Жегин, сын архитектора Федора Шехтеля, обрисовал гибель своего друга (Каталог выставки В.Чекрыгина в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1969). Василия Чекрыгина похоронили 6 июня вблизи деревни Акулово на Боголюбском погосте. Его могила 99 лет считалась навсегда утерянной, поглощенной водами Учинского водохранилища. Однако 5 мая 2021 года пушкинскому священнику и краеведу Андрею Дудареву в конце концов удалось отыскать, казалось бы, навсегда утраченную могилу неподалеку от вновь обретённой могилы священника Боголюбского храма Михаила Шарикова и его семьи. 3 июня панихиду на могиле Василия Чекрыгина отслужил отец Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах. Собралось немало почитателей Василия Чекрыгина, включая представителей музеев, картинных галерей, творческих союзов, Дома А.Ф. Лосева. Встречу организовала и вела создательница библиотеки-музея Н.Ф. Федорова в Беляево, старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького Анастасия Гачева. Вспомнили первую персональную выставку, которая состоялась в 1956 году через 34 года после гибели художника. В Музее Маяковского в 1964-м было показано 130 работ Василия Чекрыгина. Большая выставка художника прошла в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1969 году. К 120-летию Василия Чекрыгина в 2017-м Государственная Третьяковская галерея провела выставку его графических работ «Предчувствие грядущего». К 100-летию со дня трагической гибели «апостола большого искусства» в Пушкино краевед и священник Андрей Дударев намеревается создать у могилы Василия Чекрыгина мемориал под сенью храма Святого Духа, который пока незримо стоит в тиши Боголюбского погоста у воссозданного по старой фотографии большого белого деревянного креста, увенчанного иконой Святой Троицы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/05/po...

Например, 17 июля по новому стилю — день памяти царственных страстотерпцев — совпадает с памятью благоверного князя Андрея Боголюбского и памятью преподобного Андрея Рублева. В Богослужебных указаниях предлагаются варианты служб святым, чья память отмечается в этот день. А на приходах настоятели выбирают по своему усмотрению, каким святым они будут служить. В календаре содержится также информация о переносе празднований, что предусмотрено Уставом. Например, в 2017 году в соответствии с Типиконом служба в честь 40 мучеников Севастийских перенесена с 9 марта (22 марта по новому стилю) на 8 марта (21 марта по новому стилю) в связи с совпадением со средой Крестопоклонной седмицы, иначе называемой Преполовением поста. Если сравнить с концом 1990-х годов, то указатель литургийных чтений стал более полным. Сейчас в него включены указания на все без исключения литургийные чтения, предусмотренные Типиконом. А для случаев, когда Богослужебные указания дают несколько образцов совершения служб на один день, в календаре указываются все основные варианты чтений. Бывает, что на некоторые дни указаны три варианта чтений. Например, 17 июля по новому стилю в сноске написано, что чтения страстотерпцев на утрене и Литургии читаются, если им совершается служба. А если совершается служба преподобному Андрею Рублеву, на утрене нужно читать то-то, на Литургии то-то. Если же совершается служба благоверному князю Андрею Боголюбскому, то на утрене и на Литургии такие-то чтения. И сложность в том, что это всё надо учесть. А еще есть и рядовые чтения. Также может быть, что праздники апостола Иоанна Богослова или святителя Николая совпадут с Преполовением, отданием Пасхи, Вознесением. Как всё это друг с другом сочетать? На многие эти вопросы и отвечает Типикон. Но есть такие совпадения, которые не имеют в Типиконе однозначного решения. Тогда мы обращаемся к священноначалию — как лучше сделать. Например, в 2010 году праздник святителя Николая совпал с Троицкой родительской субботой. И по благословению Святейшего Патриарха Кирилла служба Троицкой родительской субботы была перенесена на седмицу раньше.

http://e-vestnik.ru/interviews/zerkovniy...

Например, 17 июля по новому стилю — день памяти царственных страстотерпцев — совпадает с памятью благоверного князя Андрея Боголюбского и памятью преподобного Андрея Рублева. В Богослужебных указаниях предлагаются варианты служб святым, чья память отмечается в этот день. А на приходах настоятели выбирают по своему усмотрению, каким святым они будут служить. В календаре содержится также информация о переносе празднований, что предусмотрено Уставом. Например, в 2017 году в соответствии с Типиконом служба в честь 40 мучеников Севастийских перенесена с 9 марта (22 марта по новому стилю) на 8 марта (21 марта по новому стилю) в связи с совпадением со средой Крестопоклонной седмицы, иначе называемой Преполовением поста. Если сравнить с концом 1990-х годов, то указатель литургийных чтений стал более полным. Сейчас в него включены указания на все без исключения литургийные чтения, предусмотренные Типиконом. А для случаев, когда Богослужебные указания дают несколько образцов совершения служб на один день, в календаре указываются все основные варианты чтений. Бывает, что на некоторые дни указаны три варианта чтений. Например, 17 июля по новому стилю в сноске написано, что чтения страстотерпцев на утрене и Литургии читаются, если им совершается служба. А если совершается служба преподобному Андрею Рублеву, на утрене нужно читать то-то, на Литургии то-то. Если же совершается служба благоверному князю Андрею Боголюбскому, то на утрене и на Литургии такие-то чтения. И сложность в том, что это все надо учесть. А еще есть и рядовые чтения. Также может быть, что праздники апостола Иоанна Богослова или святителя Николая совпадут с Преполовением, отданием Пасхи, Вознесением. Как все это друг с другом сочетать? На многие эти вопросы и отвечает Типикон. Но есть такие совпадения, которые не имеют в Типиконе однозначного решения. Тогда мы обращаемся к Священноначалию — как лучше сделать. Например, в 2010 году праздник святителя Николая совпал с Троицкой родительской субботой. И по благословению Святейшего Патриарха Кирилла служба Троицкой родительской субботы была перенесена на седмицу раньше.

http://patriarchia.ru/db/text/4877747.ht...

Очевидно, гипотеза отца Владимира Мошина нуждается в усовершенствовании, которое возможно, стоит только отрешиться от представления о враждебности между Андреем Боголюбским и Византией как о лишенном внутренней сложности факте, постоянном и неизменном. Для этого достаточно хотя бы вспомнить об общеизвестном — установлении праздника Святого Спаса 1 августа, который князь Андрей учредил совместно с византийским императором Мануилом I и волею константинопольского Патриарха Луки Хрисоверга: «Вдти есть о семь намъ, възлюбленая братиа, еже Пантократныи день милости Божии празднуемь благочестивому и врному нашему цесарю и князю Андрю уставльщю се праздновати со царемь Мануиломъ повелниемь патриарха Луки» 6 . Еще важнее принять во внимание, что 1169 год — та самая дата, когда наконец был достигнут компромисс в затянувшемся конфликте Андрея Боголюбского с киевским митрополитом и цареградским Патриархом не только по вопросу об особой Владимирской митрополии (которая теперь Андрею была уже не нужна), но и по куда более деликатному вопросу о постах в среды и пятки по великим праздникам 7 . Посты преткновения Именно спор о постах и его развязка на Руси как раз в 1169 году и дают, на мой взгляд, ключ к пониманию одновременного события на Афоне. В 1158 году в Суздаль к Андрею, который всего лишь годом ранее вокняжился на владимиро-суздальском столе, прибыл новый епископ — грек Леонт. Только что улажен крайне болезненный для Русской Церкви раскол, вызванный избранием в 1147 году на митрополичий престол Климента Смолятича. Оно состоялось по воле тогдашнего киевского князя Изяслава Мстиславича (1146–1154, с перерывами), но без патриаршего благословения. Поэтому как в Патриархии, так и в митрополии (ее с 1156 года возглавил поставленный обычным порядком из Царьграда Митрополит Константин I) с сугубой пристальностью присматривались к тем особенностям в жизни Русской Церкви, которые отличали ее от византийских порядков. Одну из таких особенностей епископ Леонт усмотрел в, казалось бы, незначительном нюансе — практике постов по великим праздникам. Важно уточнить: вся Пятидесятница воспринимается церковным сознанием как единый, непрерывный период празднования воскресения Христова.

http://e-vestnik.ru/analytics/russkiy_af...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010