Спрошу я вас, что сделало Православную веру господствующей среди язычников – не Крест ли? – Он. И это вот как случилось. Господь троекратно являл св. равноапостольному князю Константину на небе Крест и объяснил ему, что таким знамением он победит всех своих врагов, Язычник – Константин, поверив словам Господа, сделал такое знамение и украсил им бранное орудие войска и потом, когда одержал победу над своими супостатами, принял крещение и даровал вере Православной господствующее значение. Явление звёздного Креста богоугодному царю одинаково видели как воины языческие так и воины из Христиан. Об этом событии существует предание, записанное, как у Православных, так и у язычников. Подобное же явление Креста было и русскому князю Андрею Боголюбскому. Кто же может сказать что-либо против этого? – Если кто и скажет что-либо, то это будет тьма пред светом, ложь пред истиною. Разбираю теперь вами представленные возражения. Первое, вы сказали, что Крест проклят Самим Богом, и привели для подтверждения такого своего учения из Втор. 23:21 . Не знаю, что заставило вас придавать этим словам такую лживую мысль, когда её там вовсе не заключается: проклято не древо (или не Крест), а проклят висящий на древе: это же ведь не всё равно: тут две вещи разных – сказать, как написано, и сказать, как вашему глумливому уму желательно. До Христа Спасителя распинали на Кресте самых тяжких преступников, как например возмутителей общественного порядка – бунтовщиков, хулителей Бога, великих разбойников. Такие люди прокляты и пред законом Божиим и пред законами человеческими и подвергались по суду тягчайшему позору – распятию на кресте. Значит, таковые, висящие на кресте были прокляты. При чём тут крест, чтобы он достойным был Божия проклятия? Когда же на нём, как бы тягчайшей разбойник, Бог-Сын предал дух Богу-Отцу, когда на позор небу и земли Он висел, за наши грехи обагрённый Кровью, – с той поры облитое Кровью орудие страдания Его внушает страх и ненависть не нам, а врагам» такого Божия дела и нашего спасения – демонам, для нас же оно свято, любезно, достопокланяемо и благословенно во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Таким образом, очевидно, что если знак на смоленском камне принадлежал Андрею Боголюбскому или его ближайшим родственникам (родным братьям или сыновьям то бывшие современниками владимиро-суздальские и смоленский князья вряд ли могли иметь идентичные знаки. Обращает на себя внимание и тот факт, что Ростислав Мстиславич был самым крупным деятелем Смоленской земли домонгольского времени. При нем княжество необычно окрепло экономически и стало одним из важнейших в Древней Руси. Им были заложены основы княжеских домениальных владений, удаленных от Смоленска Как видим, необходимость в установке межевых камней возле Смоленска Ростиславом Мстиславичем выглядит очень сомнительно. Скорее всего, камень был установлен позднее. Вероятно, правильнее было бы связывать установку межевого камня с кем-то из потомков князя Ростислава (Михаила) Мстиславича, княживших в Смоленске в 1-й половине — середине XIII в. В это время между двумя ветвями сильно разросшегося княжеского дома Ростиславичей продолжалось достаточно сильная борьба за смоленский княжеский стол Потомки младшего сына Ростислава (Михаила) Мстислава (Федора) Ростиславича (Михайловича) Храброго получили в удел Торопецкую волость, и, вероятно, претензий на главный стол в Смоленске не имели К тому же среди них неизвестно ни одного князя с именем Ростислав. Среди потомков другого сына Ростислава (Михаила) — Рюрика (Василия) Ростиславича (Михайловича) — было 2 князя с таким именем. Хорошо известно, что вся деятельность Рюрика (Василия) была связана с Южной Русью Также с Южной Русью, вероятно, нужно связывать и деятельность его потомков. Сын Рюрика (Василия) Ростислав (Михаил) Рюрикович (Васильевич) княжил в Белгороде, Торчевске, Вышгороде, Киеве. В Никоновской летописи под 1210 г. значится: «Князь Ростислав седе в Галиче, сын Рюриков, внук Ростиславль, а князя Романа Игоревича выгнаша месяца сентября в 4 день. Тое же осени выгнаша из Галичя князя Ростислава Рюриковича» Скончался Ростислав в 1218 г. Другой сын Рюрика — Владимир (Дмитрий) Рюрикович (Васильевич) — занимал смоленский стол приблизительно в 1214–1219 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099825/

Титул «царь» сочетается в «Сказании о победе над болгарами» с пространным генеалогическим определением князя Андрея как «внука Мономахова именем Володимера царя и князя в се а Русин». «Великым князем всея Руси» Мономах назван и в записи о его смерти в Киевской летописи . Там же рассказ о вокняжении в Киеве Юрия Долгорукого оформлен торжественным генеалогическим заголовком: «Начало княжения в Киеве князя великого Дюргя, сына Володимеря Мономаха, внука Всеволожа, правнука Ярославля, пращюра великаго Володимира, хрестившаго всю землю Русскую» . Перечень предков — киевских князей — утверждал право на старейший киевский стол как «отчину и дедину» . Определение киевского князя как князя «всеа Руси» дает «грамота патриарха Луки Хризоверга Андрею Боголюбскому» . Развернутой формулой родства открывается и «Повесть об убийстве Андрея Боголюбского»: «Убьен бысть великий князь Аньдрей Суждальский сына Дюрдева, внука Володимеря Мономаха» . В «Сказании» эта генеалогия особенно значительна: Андрей «царский» потомок, в его жилах течет кровь его прабабки, принцессы из императорского рода, его дед —владыка «всея Руси» . Это было немаловажным обстоятельством в литературно-политическом произведении, где прокламировалось «братолюбие» Андрея и Мануила и равенство их прав. Борясь с византийской «игемонией», Андрей использовал ее же средства, стремясь облечь свою власть в формы византийской супрематии. Можно думать, что связанная с именем Мономаха теория равенства Андрея и Мануила. развитая в «Сказании», имела довольно широкий резонанс. Полагают, что эта тема нашла отражение в особой былине, а в XIII в. реально прозвучала во владимирском «Слове и погибели Рускыя земли», где «жюр (кир) Мануил цесарегородский опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему (Мономаху), абы под ним князь Володимер Цесаря города не взял» . В XIII в. в пору заката Византии .Мануил Комнин, о равенстве с которым мечтал Боголюбский, уже казался владимирцу комической фигурой. «Сказание», представляющее значительный памятник владимирской публицистики 60-х годов, интересно и в отношении вопроса о его авторе.

http://sedmitza.ru/lib/text/443937/

Хотя толкования Великого канона известны достаточно давно, фундаментальная работа об этом замечательном произведении византийской духовной поэзии появилась лишь недавно 20 . Из упоминающихся в литературе толкований на Великий канон преподобного Андрея отметим составленный начале XIII в. комментарий Акакия Савваита, рукопись (рубежа XIV–XV в., ГИМ) Великого канона с пространным толкованием неизвестного автора. Хотя канон не надписан там именем Андрея, но в толковании говорится, что именно святой Андрей творец его; толкование 103 стиха начинается так: “Эта лествица, говорит творец тропарей, благоговейный Андрей, изображает нам действенное восхождение”. В толковании другого тропаря Андрей Критский назван писателем сего канона и там же замечено, что “святой отец наш Андрей, по месту рождения называемый иерусалимлянином и, по священноначальству на острове Крите, критянином“ 25 . На Руси преподобный Андрей Критский, Иерусалимлянин, был известен и почитался уже в самые ранние годы: первое упоминание о нем содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия (конец XI – начало XII в.). В Минее XII в. содержится служба преподобному Андрею. В нестишный Пролог, переведенный в первой половине XII в., включены под 4 июля память святого Андрея без жития, а под 4 июня – краткое житие святого (древнейший список XIII в.). В 1й половине XIV в. краткое житие святого Андрея Критского вновь было переведено (по-видимому, сербскими монахами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля в ряде календарей память святого Андрея указывается под другими датами (по более древней византийской традиции): 29 апреля (в Апостоле конца XIII в.; Хлудовское собрание, ГИМ) и 4 июня (Румянцевский Обиход; первая половина XIV в., РГБ). Гимнографические произведения и Слова преподобного Андрея Критского в русской письменности XI–XVII вв. были распространены очень широко. Имя Андрея Критского упоминается в “Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году” (сочинении второй половины XV в., приписываемом Нестору Искандеру), вошедшей в состав Воскресенской летописи. Здесь при описании достопримечательностей Константинополя, связанных со строительной деятельностью Юстиниана и Феодосия II, делается ссылка на авторитет преподобного: “И тако наполниша град преславными и дивными вещами, имиже и блаженный Андрей Критцкий удивися, рече: Воистину град сей выше слова и разума” [ПСРЛ, т. 8]. Святого Андрея особо почитали в княжеской среде: видимо, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а также Андрея, сына св. Александра Невского 20, 21 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Хотя толкования Великого канона известны достаточно давно, фундаментальная работа об этом замечательном произведении византийской духовной поэзии появилась лишь недавно Из упоминающихся в литературе толкований на Великий канон преподобного Андрея отметим составленный в начале XIII в. комментарий Акакия Савваита, рукопись (рубежа XIV–XV в., ГИМ) Великого канона с пространным толкованием неизвестного автора. Хотя канон не надписан там именем Андрея, но в толковании говорится, что именно святой Андрей творец его; толкование 103 стиха начинается так: «Эта лествица, говорит творец тропарей, благоговейный Андрей, изображает нам действенное восхождение». В толковании другого тропаря Андрей Критский назван писателем сего канона и там же замечено, что «святой отец наш Андрей, по месту рождения называемый иерусалимлянином и, по священноначальству на острове Крите, критянином» На Руси преподобный Андрей Критский, Иерусалимлянин, был известен и почитался уже в самые ранние годы: первое упоминание о нем содержится в месяцеслове Мстиславова Евангелия (конец XI – начало XII в.). В Минее XII в. содержится служба преподобному Андрею. В нестишный Пролог, переведенный в первой половине XII в., включены под 4 июля память святого Андрея без жития, а под 4 июня – краткое житие святого (древнейший список XIII в.). В 1-й половине XIV в. краткое житие святого Андрея Критского вновь было переведено (по-видимому, сербскими монахами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля в ряде календарей память святого Андрея указывается под другими датами (по более древней византийской традиции): 29 апреля (в Апостоле конца XIII в.; Хлудовское собрание, ГИМ) и 4 июня (Румянцевский Обиход; первая половина XIV в., РГБ). Гимнографические произведения и Слова преподобного Андрея Критского в русской письменности XI–XVII вв. были распространены очень широко. Имя Андрея Критского упоминается в «Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году» (сочинении второй половины XV в., приписываемом Нестору Искандеру), вошедшей в состав Воскресенской летописи. Здесь при описании достопримечательностей Константинополя, связанных со строительной деятельностью Юстиниана и Феодосия II, делается ссылка на авторитет преподобного: «И тако наполниша град преславными и дивными вещами, имиже и блаженный Андрей Критцкий удивися, рече: Воистину град сей выше слова и разума» [ПСРЛ, т. 8]. Святого Андрея особо почитали в княжеской среде: видимо, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского, а также Андрея, сына св. Александра Невского 21].

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Бог не потерпел бы, чтобы люди в течение долгого времени заблуждались относительно истинных величин и действующих лиц в истории. Потому что история принадлежит Ему, Он вошел в нее, Он ее Автор и Хозяин. Он показывает людям, читающим книгу истории, нравственный свет, смысл жизни, как в другом Откровении. Ему дорога наша история, какой бы она не была, и Он не даст ее переписать, пренебрегая поколениями «профанов». У Христа нет ничего тайного от нас. Именно поэтому Бог сразу дал понять русским, что Годунов – убийца. Это было закреплено не только церковным авторитетом Службы на Перенесение мощей Св. Димитрия, но и научным авторитетом «Истории Государства Российского» Карамзина - плода собирания и интеграции огромного количества источников, в том числе – утраченных ныне. Это закреплено в памяти народа авторитетом нравственного и художественного совершенства пушкинского «Бориса Годунова». Это не подлежит изменению до скончания века. История не театр. В ней нет ни режиссера - постановщика, ни актеров, ни кулисы. Ни репетиций, ни провалов. Ни зрителей. Вера в этот миф не имеет ничего общего с верой христианской. Вера в этот миф - в охладевающих к Личности Христа христианах последнего времени. Ни Александру Невскому, ни Андрею Боголюбскому, ни Авраамию Палицину, ни Святому Царю Николаю Второму не могло прийти в голову, что история кем – то спланирована. Их мысли не были поглощены заговорами кагала, хотя они и догадывались о них. Они боялись Бога, а не строящих ковы, и поэтому видели себя действующей величиной перед Богом, а не перед «режиссерами». Их не интересовало, на каких стульях они сидят, для них было принципиально важным не сидеть на двух стульях. Их чувство истории было в высшей степени независимым и творческим. «Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. …В эти решительные дни в жизни России, почли МЫ долгом совести облегчить народу НАШЕМУ тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною Думою, признали МЫ за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с СЕБЯ Верховную власть». Неужели эти «простые и великие слова, которыми умел говорить один Государь», уверившие доктора Боткина в реальности отречения, были написаны с оглядкой на кого-то? Неужели среди верующих есть циники, допускающие, что за этими словами – тайный подтекст?

http://moral.ru/36_6.htm

Окончательно вера христианская утвердилась в ростовской области при епископе Исаие (1077–1090), который обходил «грады и все, яже в ростовской и суздальской области, сокрушаше идолы, и крещаше приемлющия святую веру»... Князья ростовские После Ярослава Ростовом правили сыновья его: Святослав а затем Всеволод Ярославичи. По смерти Всеволода Ростов перешел сыну его Владимиру Мономаху , по кончине которого город остался во владении Юрия Долгорукого. Юрий не любил Ростова и стремился в Киев, вследствие чего он отдал Ростов и Суздаль брату Ярополку, а взамен получил себе Переславль-Южный: но в 1137 г. Ростов вторично стал принадлежать Юрию, который с этих пор и жил здесь почти безвыездно в продолжение 12-ти лет; затем он перешел на княжение в Киев, где и помер в 1157 году. Несмотря на свое постоянное стремление на юг, Юрий все-таки заботился и о ростовской области: он украшал здесь города, строил новые, так что при нем существовали: Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир, Бело-озеро, Углич, Переславль и др., и со времени его же княжения Ростов стал именоваться Великим и стал приобретать все большее и большее земское значение. После Долгорукого Ростов принадлежал Андрею Боголюбскому. После Андрея на княжение был избран брат его Всеволод, известный под названием «Большого гнезда». Незадолго до смерти он отдал Ростов старшему своему сыну Константину, с которого начинается новый период в истории города, период самостоятельности, как столицы отдельного княжества ростовского. Константин, будучи уроженец Ростова, был любим ростовцами и, в свою очередь, сам любил родной город; эта любовь вовлекла его в несогласия сначала с отцом, а потом и с братом. Дело в том, что Всеволод перед кончиной, в 1212 г., хотел благословить Константина, как старшего, великим княжением владимирским, но сын не хотел этого, а просил отца дать ему Ростов и Владимир; вследствие такого отказа Всеволод лишил его старшинства и владимирское княжество отдал второму сыну Юрию. После смерти отца братья жили первоначально мирно, но около 1214 г. Юрий отнял у Константина некоторые города, вследствие чего и началась между ними усобица, окончившаяся, впрочем, примирением. Через два года братья снова поссорились и повели войну; тут Константин разбил Юрия, лишил его великого княжения и торжественно вступил во Владимир. Но он княжил недолго. В 1218 г., предчувствуя близкую кончину, он разделил свой удел, старшему своему сыну, девятилетнему Васильку, отдал Ростов и на следующий год скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Радуйся, всем сердцем твоим любовь ко Творцу хранивый; радуйся, надеждею на милосердие Его питавыйся. Радуйся, подобно мученицем Вере, Надежди и Любови в руце Божии себе предавый; радуйся, святым Борису и Глебу в прощении врагов своих подражавый. Радуйся, благоверному Андрею Боголюбскому боголюбием сродный; радуйся, убиенному царевичу Димитрию кротостию и незлобием подобный. Радуйся, святый мучениче царевичу Алексие, земли Русския звездо пресветлая! Кондак 7 Хотящии честь твою истребити, многосугубую же муку себе уготовляющии, людие помрачении влечаху тя в ссылку яко агнца кроткаго, недугом телесным изнуреннаго. Оле глубины телесных и душевных страданий твоих, дитя святое и непорочное! Воспоминающе днесь сия великия скорби твоя, поем укрепльшему тя Господу: Аллилуиа. Икос 7 Новый светильник пресветлый в земли Русской явился еси, о кроткий царственный отроче, тьму злобы сатанинския своим незлобием побеждаяй и богоборческий дух в сердцах охранявших тя солдат умягчаяй. Темже вопием ти: Радуйся, любовию своею помраченныя покоривый; радуйся, простотою и незлобием их удививый. Радуйся, теплотою сердца своего душ их коснувыйся; радуйся, милосердием своим Господа прославивый. Радуйся, вся скорби и тяготы в ссылке тобольской мужественне претерпевый; радуйся, вкупе с царственными родители своими и сестрами о прощении врагов своих Господа моливый. Радуйся, святый мучениче царевичу Алексие, земли Русския звездо пресветлая. Кондак 8 Странное и преславное знамение Божие видим на тебе, о страстотерпче, ты бо отроком вифлеемским в подобие лик страдалец новых предваряеши и, со сродники твоими о прощении врагов моляся, вся верныя люди земли Русския на страдания Христа ради и восприятие славы горния благословляеши, взывая всем сердцем ко Господу: Аллилуиа. Икос 8 Всежеланный и сладчайший Иисус, Егоже ты всею душею и всем детским сердцем возлюбил еси, всеблаженне царевичу Алексие, укрепи тя и царственных сродников твоих на мужественное терпение скорбей и злостраданий, от слуг сатанинских наносимых. Темже умиляющеся всепрощению и кроткому смирению твоему, зовем ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Посмотри же, что сделали святые иконы? Икона Суда Страшного обратила великого князя Владимира, и с ним всю Россию, от идолов к Богу истинному; икона Спасителя доставила Андрею Боголюбскому победу над болгарами; икона «Знамения» Богоматери защитила беззащитный Новгород; икона Богоматери «Владимирская» обратила вспять Тамерлана с его воинством; икона Богоматери «Казанская» избавила царствующий град Москву от плена литовского и спасла Россию. Видишь ли, мода, что сделали святые иконы? В них история, в них спасение нашего Отечества. Укажи же нам, что ты сделала? А мы тотчас можем указать тебе на дома, прежде цветущие, а теперь, по милости твоей, покрытые стыдом и бедностью; на семейства, прежде мирные и благословенные, а теперь, от рабства тебе, дошедшие до того, что сын восстает на отца, брат не может видеть сестры. Но что спорить с бездушным словом и убеждать ветер? Обратимся к владыке дома. Итак, ты, возлюбленный, стыдишься показать в твоем доме святую икону, а матерь твоя не стыдилась, когда, рождая тебя, для облегчения мук смертных, взирала на святую икону и поручала тебя ей в охранение на всю жизнь. Ты стыдишься теперь показать в своем доме святую икону, а ту самую минуту, когда все оставляло тебя и ты казался погибающим, не ты ли становился пред нею на колени, со слезами просил Бога о помощи и давал обеты вести себя по-христиански? Стыдишься показать в своем доме святую икону, а не она ли, эта икона, теперь заброшенная во мрак, станет у главы твоей на страже, когда ты будешь лежать во гробе – мертв и бездыханен? Не продолжим прения – дело ясно! Справка верна; свидетели с обеих сторон выслушаны; возражения рассмотрены: остается произнести суд. Куда клонится ваше мнение? На сторону моды или святых икон? Избирайте, что хотите. Не могущий выйти из плена моды – пусть лобызает ее узы, а мы начнем сейчас же поклоняться с благоговением святым иконам и лобызать с любовью изображения Спасителя нашего и Его Пречистой Матери. Аминь. Читать далее Источник: Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина/Свт. Иннокентий Херсонский. - Москва : Отчий дом, 2011. - 448 с. - (Серия «Духовный собеседник»)./Великий пост. 5-376 с. ISBN 5-85280-190-9 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Завершил список выступающих от ПС Фонда - Олег Петрович Федоров. Он отметил, что принято решение о выставление работ конкурса детского рисунка «Святой благоверный князь Андрей Боголюбский» в выставочном зале «Ходынка», также будет подана заявка на участие данной выставкой в конкурсе «Вифлеемская звезда» в Храме Христа Спасителя. К программе Фонда в Президиум Олег Петровичем было передано предложение по разделу подпрограммы «Под покровом св. Андрея Боголюбского. Социальная ответственность и воспитание», включающее в себя собственные методики центра на Ходынке по социальной и духовной реабилитации нуждающихся. Далее Александр Владимирович Макеев представил баронессу Елену Николаевну Майендорф, которая прилетела из Австрии по приглашению фонда. Баронесса приняла положительное решение на вступление в Попечительский Совет и выступила со своими идеями и предложениями. Свою проникновенную речь баронесса начала со слов благодарения Господа за приглашение. Прочитав все материалы по Фонду, она поняла, что хочет того же, что и создатели Фонда. С болью в сердце, она рассказала, что на Всемирной Ассамблее Русского народа, где было 50 докладчиков, из которых не было ни одного священника и которые говорили о русском языке, никто не сказал, что великий язык основан на христианстве и любви к Господу Богу. Баронесса смогла сказать об этом перед 1200 членами, присутствующими на Ассамблее. Культура Майедорфов известна очень давно и род баронессы всегда служил Христианской Вере. Она отметила, что чувствуется, что не только святой Андрей Боголюбский помогает Фонду, но и сам Господь! «Бог - есть Любовь, любовь к России, к ценностям Христианства. Он с нами, значит, наши старания придут к успеху. Россия и Австрия, как Давид и Голиаф. И Россия имеет все, чтобы стать святой Русью!» Баронесса выразила готовность в организации выставок и лекций, посвященных Андрею Боголюбскому в Австрии: в Вене и Зальцбурге, в Центре русской культуры, организованного Еленой Николаевной. Также на протяжении 19 лет баронесса ведет работу по приему русских детишек, устроению им культурной программы по Австрии и отдыха, за что была награждена орденом Михаила Ломоносова, орденом Великой Екатерины II, и дипломом Сергея Викторовича Лаврова. Ее центр готов помогать в проведении экскурсий по святыням Австрии. В Центре русской культуры постоянно устраиваются лекции о России, в том числе и на религиозные темы.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/01/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010