В пригородной резиденции князя, в Боголюбове, при князе Андрее был создан замечательный архитектурный ансамбль, основные части которого — собор Рождества Пресвятой Богородицы и дворец — были соединены переходом. На площади перед собором, вымощенной каменными плитами, стоял киворий — сень над водосвятной чашей. Боголюбский храм во многом повторял архитектуру владимирского Успенского собора. В зодчестве Боголюбова нашло отражение почитание князем Андреем его небесного Покровителя, в честь которого он освятил надвратный храм боголюбовской резиденции. Интересно, что подобно апостолу Андрею Первозванному, путешествовавшему на север, князь Андрей также проделал в 1155 году переезд из Киева в северо-восточную Владимирскую Русь. Здесь же пребывала Боголюбская икона Богоматери. Удивительным образом при создании образа, написанного по повелению князя, в нем была отражена тема креста. Анализ доски иконы Богоматери Боголюбской показывает, что эта доска, подобно кресту Христову, была составлена из трех различных пород дерева: кедра, певка и кипариса. Боголюбский властитель особо чтил праздник Покрова Пресвятой Богородицы, учрежденный в Русской Церкви в начале XII века, который стал близким и дорогим русскому человеку как выражение надежды на милостивное и скорое заступление Божией Матери. В установлении и распространении этого праздника с большой силой сказались духоносность и верность истинам Православия русского народа. В его основу положено историческое свидетельство о явлении Божией Матери блаженному Андрею во Влахернском храме. Традиционно учреждение праздника Покрова связывается с именем святого князя Андрея Боголюбского, особо чтившего этот праздник, тем более что есть определенное сходство между событием праздника Покрова и явлением Божией Матери святому князю Андрею при перенесении им из Киева чудотворного образа Богоматери, получившего именование Владимирского. Однако целесообразнее считать местом появления праздника Покрова на Руси стольный град Киев времени великого Киевского князя Владимира Мономаха. Можно предположить, что непосредственным местом возникновения праздника Покрова является Киево-Печерская обитель, духовно связанная со Вла­хернским храмом в Константинополе, где совершилось чудо Покрова. Церковь во Влахернах и ее святыни приобретают особое значение на Руси со времени основания Успенского храма в Киево-Печерском монастыре. Следующим этапом распространения праздника было его прославление святым благоверным князем Андреем Боголюбским во Владимиро-Суздальском княжестве.

http://pravmir.ru/blagovernyiy-knyaz-and...

Леона, что надолго закрепило в историографии за ним роль одного из ключевых участников тех событий. Версии Ник. следовал В. Н. Татищев , к-рый дополнил ее подробностями, скорее всего являвшимися его домыслами: «Епископ Нестер суздальский бе еще в животе, но запрети его митрополит по оклеветанию. Тогда некто Леонтий купи у митрополита за деньги епископию суздальскую и пришед к Володимерю. Андрей же, Великий Князь, не хотяше Нестору и митрополиту досады учинити, даде Леонтию место в Володимери. Потом же митрополит и Нестора, разрешив, отпусти в Ростов. И быша в Суздалстей земле два епископа» ( Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т. 4. С. 281; см. также: Там же. Т. 3. С. 76-78). В современной научной литературе сведениям Ник. и мнению Татищева склонен безоговорочно доверять И. Я. Фроянов ( Фроянов. 2012. С. 879). Между тем в ранних летописях, в т. ч. в Лаврентьевской и Ипатьевской, большинство этих сведений (указание на причину лишения Н. сана) отсутствует. Очевидно, в Ник. имела место тенденциозная редакционная правка митр. Даниила или его окружения (см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980), характерная и для помещенного в этом своде текста пространной редакции послания к кн. Андрею Боголюбскому К-польского патриарха Луки Хрисоверга . Помимо рус. летописей важным источником является послание патриарха К-польского Луки Хрисоверга (1157-1169/70) к кн. Андрею Юрьевичу. Оно известно в нескольких редакциях: краткой, являющейся первоначальной, но дошедшей не полностью в рукописи сер. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 31/1270. Л. 219-221; публ. см.: ПДРКП. 3. Стб. 63-68); пространной, включенной в состав Никоновской летописи (митрополичий свод 20-х гг. XVI в.; см.: ПСРЛ. Т. 9. С. 223-229), а также в составе Жития блгв. кн. Андрея Боголюбского XVII в. (см.: Кистерев С. Н. Рукописная традиция послания Луки Хрисоверга кн. Андрею Боголюбскому//Каптеревские чт. М., 2008. Вып. 6. С. 28-35). В редакции послания в Ник. в качестве изгнанного и ищущего правды епископа фигурирует (вопреки сведениям раннего летописания) не Леон, а Н.; только П.

http://pravenc.ru/text/2565130.html

В память о чудесном явлении Пресвятой Богородицы было установлено ежегодное празднование 18 июля. Явление Пречистой Девы князю Андрею нашло затем отражение в русской иконографии, получив со временем дальнейшее развитие, когда перед Богоматерью изображались соборы молитвенно припадающих святых. В службе Боголюбская икона прославляется, как “крепость наша и радование боголепное”. В последующее время к ней молитвенно прибегали благочестивые верующие люди во время моровых поветрий. Боголюбская икона Божией Матери. 2004 г. Первоначально князь Андрей владел только собственно Владимиром, остальные же земли находились в подчинении его отца. В последующее время начинается возвышение Владимиро-Суздальской земли. Этому способствовала кончина в Киеве великого князя Юрия Долгорукого в ночь на 15 мая 1157 года. Во Владимирской летописи об этом говорится следующее: “Преста­вися благоверный князь Гюрги Владимиречь в Кыеве месяца мая в 15 день, и положиша и в церкви у Спаса святого на Берестове”. Его могуществу способствовала Ростово-Суздальская земля, в течение почти двадцати лет снабжавшая всяческими ресурсами, благодаря которым он укреплял могущество града Киева. Вскоре после этого, 4 июня 1157 года, в Ростове князь Андрей был избран на Суздальский престол, о чем говорится в летописи: “…ростовци и суждальци здумавше вси, пояша Аньдрея и посадиша и в Ростове на отни столе, и Суждали, занеже бе любим всеми за премногую его добродетелья, яже имяше преже к Богу, и ко всем сущим под ним”. Так князь Андрей из “подручника” своего отца становится правителем Северо-Вос­точной Руси, владения которого простирались почти на треть всей территории страны. День его избрания — весьма важная дата в истории Руси, свидетельствующая о появлении самостоятельного государственного образования на северо-востоке страны, очага будущей Московской державы. Для князя Андрея Боголюбского была характерна активная храмоздательная деятельность. В конце 50-х годов XII века он начинает обустраивать новую столицу во Владимире. Историк В. Н. Татищев отмечает, что Владимирскому князю были присланы мастера от немецкого императора Фридриха Барбароссы. Следовательно, в 60-х годах XII века князь располагал сильной строительной артелью, в которой совместно работали западно-европейские, галицкие и местные мастера. Важным начинанием в деятельности князя Андрея Боголюбского является построение в 1158–1160 годах Успенского собора во Владимире, который стал центром Владимирского княжества. В соборе совершались торжественные Богослужения, хранились важные документы, заключались договоры. Здесь отмечались особо значимые события в княжестве — победы, рождения наследников, другие радостные или печальные события: погребали епископов и представителей княжеских семей 1 . Очевидно, что в контексте мероприятий князя Андрея прежде всего с постройкой каменного собора Успения Богородицы связано создание первоначальной редакции Устава князя Владимира, Крестителя Земли Русской.

http://pravmir.ru/blagovernyiy-knyaz-and...

Ответ прост:  за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки. Разливы: почему именно в этом месте? Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма. Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме. Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм. Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие. Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым.

http://foma.ru/hram-pokrova-na-nerli-cht...

IX в., свидетельствуют хрисовулы, сохранившиеся в оригиналах в архиве Великой Лавры св. Афанасия на Афоне. Это хрисовулы Константина X Дуки (июнь 1060), Никифора III Вотаниата (июль 1079; сохр. в аутентичной копии, совр. оформлению акта) и 2 хрисовула Алексея I Комнина (март 1082 и май 1086). В них в числе иноземных воинских подразделений, от постоя к-рых освобождаются лаврские владения на материке, указаны русские и варяги. Аналогичные материалы имеются в хрисовулах Михаила VII Дуки (1073, 1074) и Алексея I Комнина (1088). Эти акты позволяют проследить историю пребывания русских дружин в Византии на протяжении почти 30 лет во 2-й пол. XI в., хотя ранее считалось, что после битвы при Гастингсе (1066) русские уступили свое место в имп. гвардии выходцам из Англии. «Росия» упоминается также в международных договорах визант. василевсов с генуэзцами (1169, 1192), в к-рых предусматривалось ограничение распространения визант. опеки на земли Руси и Сев. Причерноморья (Тмутаракани) в торговых операциях генуэзцев. Патриаршие акты К ним относятся документы К-польского Патриархата, сохранившиеся в оригинале или копиях, а также сведения о недошедших актах К-польских Патриархов и данные об иноязычных (в т. ч. русских) их версиях, собранные византинистами и составившие неск. томов регест К-польского Патриархата (изд. В. Грюмелем, В. Лораном и Ж. Даррузесом). Большая часть актов К-польского Патриархата, имеющих отношение к Руси, известны лишь по рус. источникам, что создает проблему их научной верификации. Таковы послание Патриарха Николая IV Музалона Новгородскому еп. Нифонту (1149) и послания Патриарха Луки Хрисоверга , в частности, вел. кн. Андрею Боголюбскому (между 1160 и 1168). Из летописных и документальных указаний известно об актах утверждения в качестве Киевского митр. Константина (нач. 1157), благословения Патриарха Луки Хрисоверга праздника в связи с победой вел. кн. Андрея Боголюбского над камскими болгарами (ок. 1163-1164) и др. Подлинность подобных актов часто оспаривается исследователями.

http://pravenc.ru/text/158424.html

А все началось на традиционной православной ярмарке в Москве, куда они частенько ездили с Вадимом. Уже тогда о. Вадим заметил, что большую радость для о. Андрея доставляют книжки про всяких «старчиков», «стариц» которые Андрей скупал в больших количествах. Сначала Вадим пытался как-то образумить его, но потом видя его слабость, бросил, — пусть поступает как знает. Вот в одну из таких поездок Андрей и прикупил книжечку об отроке (Емельяновой), которая произвела на него шокирующее впечатление. При этом личность самой гжи Емельяновой, явной любительницы всяческих чудес и нелепостей у Андрея не вызывает сомнений, (хотя многие славиковцы считают ее книгу о Самуиле пагубной ересью). Естественно вскоре эту книгу получил и я, с «дежурным набором»: песочек, камушки и благословение «матушки Валентины». Книга мне показалась тусклой и невыразительной. Хотя тексты В. А. и комментировал муж гжи Емельяновой, о. Геннадий, — он явно проигрывал в красноречии Андрею. «Нет огонька, без этого народу неинтересно» говорил он, «поэтому, когда закончим фильм напишем свою книгу». Совместный выпуск у нас уже был и не один, о. Вадим, о. Андрей и я, собирали материал и выпускали книжки-малышки)))) Но здесь был совершенно другой проект. Поэтому, не закончив фильма я получил задание по главам будущего бестселлера, набирать информацию. Но, это я уже забежал вперед. Все-таки в те дни я был гораздо более увлечен проповедями о. Петра Кучера, а свободный вход к монастырскому священству вообще меня окрылял. Помню, как у меня на квартире собиралась инициативная группа защиты чести и достоинства Боголюбской обители, как слались письма, готовились люди, планировался крестный ход, молитвенное стояние. Но это другая история, к Славе не относящаяся, просто добавлю, что о. Петр Кучер НЕ благословлял распространять книги и фильм по крайней мере до 2010 г. было так.  Последней точкой в решении Андрея о фильме и книге стал рабочий материал Сергея Богданова об о. Петре Бородулине, который он с о. Авелем хотел выпустить еще одной серией «Соль Земли», но после размолвки материал так и остался на полке. О. Петр решительно заявил, что малыш святой и точка! Правда там же о. Петр весьма лестно отзывается об исламе (возможно это и стало причиной невыхода серии). Как о. Андрей произвел впечатление на меня, так и о. Петр произвел впечатление на о. Андрея. Еще бы: ни паспорта, ни других документов, гонимый страдалец, что еще надо? Разве может быть его слово неверно? Конечно же нет, ибо Божий Дух в нем глаголет. 

http://sueverie.net/russkij-angel-slavik...

Болгары и прежде князя Андрея платили дань Суздальскому князю. При нём оказались оскорбления для Русских со стороны Болгар-матометан. Великий князь Андрей решился образумить их, для славы имени Христа. Он отправился к ним с многочисленным войском. Чудотворная икона Богоматери и икона Спасителя, что замечательно для нашего времени, благословляющего именословно 313 , находились в войсках его вместе с крестом. Болгары не раз были разбиты, несколько городов их взято, торжество над ними было полное. Возвращающиеся чудные иконы всё духовенство и народ встретили торжественно на берегу реки Клязьмы сентября 21-го 1164 г. и на месте встречи поставлен был храм в честь Богоматери, к которому потом каждый год 21 сентября бывал крестный ход из собора. В то же самое время император Мануил одержал победы над магометанами Арабами. Потому поставлено было и в Греции, и в России праздновать кресту Христову в 1 день августа 314 . В отношении к Новгороду великий князь Андрей в самом начале правления своего объявил (1159 г.): «хочу искать Новгорода добром и лихом». Это значило, что по сознанию умного и дальновидного князя демократия богатого и сильного княжества не способна была доставлять всей пользы при раздробленной власти, и он положил смирить её, для пользы всей России; в продолжение всего княжения стремился он к этой цели и достиг её: Новгород слушался великого князя Андрея. В 1159 г. он сказал Новгородцам: «вы должны целовать крест в том, что будете признавать меня своим князем, а я буду заботиться о вашем счастье». И на другой год Новгородцы уже просили у Андрея себе князя; слова его были взвешены, поняты и приведены в исполнение 315 . В 1167 г. Новгородцы выгнали назначенного Андреем князя Святослава. Князь Андрей с войском объявил: «нету вам князя иного, разве Святослава». Новгородцы захотели стоять на своём, приняли князя не по воле великого князя Суздальского. Мало того – часть Новгородских владений уже платила дань князю Андрею. Но в 1169 г. Новгородцы захотели, чтобы эта часть вновь платила дань Новгороду.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли. Государственная Третьяковская галерея . Москва, Крымский Вал, 10, западное крыло. До 10 мая. В Третьяковскую галерею на Крымском Валу прибыло шесть сотен предметов из Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного заповедника — одного из самых представительных музейных собраний российской провинции. Столь многоплановую экспозицию предметов старины и произведений искусства (как непосредственно связанных с историей Владимиро-Суздальской земли, так и вобравших и развивших ее художественные традиции) открыли в преддверии тысячелетнего юбилея Суздаля — города, которому вместе с соседним Владимиром суждено было стать центром объединения русского государства после монгольского ига. Помимо нескольких драгоценных кладов и белокаменных резных украшений золотого века Владимиро-Суздальской земли, связанного с именами великих князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, здесь можно увидеть редкие иконографические памятники разных времен, стилей и направлений. Так, в древней усадьбе безвестного священнослужителя археологи обнаружили семь литых образков рубежа XII–XIII столетий со сложным декором в технике перегородчатой эмали. Веком позднее датируется Максимовская икона Божией Матери. Еще два богородичных образа — Владимирских — созданы величайшими изографами уже других эпох: один написал Симон Ушаков, другой приписывается Андрею Рублеву. Святые земли Русской. Московский государственный объединенный музей-заповедник . Москва, просп. Андропова, 39, стр. 69. До 14 января 2024 г. В январе в Думной палате дворца Алексея Михайловича стартовал рассчитанный на целый год проект, в рамках которого предполагается продемонстрировать продолжающуюся экспозицию из 24 икон, хранящихся в музейном собрании Коломенского. Святыни в выставочном зале будут меняться каждые две недели в порядке, примерно сообразном дням их почитания в церковном календаре. Это галерея образов из Собора русских святых и пользующихся всенародным почитанием угодников Божиих, которая поступила в музейное собрание в 1920-е и в 1930-е годы, когда столичные храмы и монастыри закрывались, а часто и уничтожались.

http://e-vestnik.ru/analytics/vesna_vros...

Во истинну убо сей совершенна смысла отпаде и разум погуби; не разуме бо, ни уведе истинного о Господе любомудрия и спасения. Видеть убо есть, яко Софиа премудрость Божья есть, неизглаголанного девства чистота есть, и смиренные и спасенные мудрости истинна есть; имеет бо над главой Христа. Глава убо премудрость 569 Сын Слово Божье есть, простре же небеса и сниде в пречистую Деву Марию. И тако, елико их любят девство, подобятся пречистой Богородице: сиа бо пречистая девице роди Господа Исуса Христа, Слово Божье; любящей же девство рожают словеса премудра и детельна, рекше неразумные и несмысленные научают. Сию чистоту возлюби великий Предтеча Креститель Христов, и показа устав девства, жестокое и любомудрое о Бозе житие; сию возлюби чистоту великий Иван Богослов, и сподобися возлещи на перси Господня, и бысть ученик возлюблен Христу Богу. Имат же убо деьство лице девиче огнено; огнь бо есть божество, попаляя страсти телесные и просвещая душу чисту: имат же и тороки 570 , иже ангелы имеют; житие бо безженное, чистое, со аггелы равно есть (тороци же покоище Святого Духа есть); на главе же имеет венец царский, яко смиренная мудрость царствует над страстьми; сан же, препоясание на чреслах – образ старейшинства, и святительства, и начальства являет; в руце же держаща скипетр священный – властительский и святительский сан есть; крыле же орлии, огнении – высокопаривые пророчества есть, зане разум скоро являет (орел бо зело зрачна птица есть; егда бо видит ловца, и возлетает выше и неудобь емлема бывает: такоже убо любящей девство и мудрость неудобь уловлени бывают от ловца диавола); в шуйце же имать свиток написан, в нем же суть недоведомые и сокровенные тайны писанные, еже есть преданнае писания ведеть подобает и прочитать, от чужих же и незаконных препираний отстоять; одеание же света являет утверженна семью столпов – семью Духа дарований; нозе же имеет утвержденны на камени; на сем убо, рече Господь, на камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеють ей, и дам ти ключа царствия небесного, и егоже аще свяжешь на земли, будет связан на небесех, и его-же аще разрешишь иа земли, будет разрешен на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Возможности лицезреть возрожденную национальную реликвию в подлиннике не было даже на выставке в Центре Грабаря, посвященной 100-летию ее реставрации. «Богоматерь Боголюбовская» хранится в специальном помещении ВСМЗ и недоступна для обозрения. Как было отмечено в протоколе реставрационного Совета 1 от 15 января 2016 года, представленного в экспозиции выставки, решено «провести двухгодичный мониторинг, направленный на уточнение критериев и возможных ограничений в экспонировании памятника». – Реставрацию правильно сравнивают с лечением тяжелобольного человека, – поясняет заместитель генерального директора по научной работе Владимиро-Суздальского музея-заповедника Мария Родина. – Когда оно заканчивается, рекомендуют реабилитацию, санаторно-курортное восстановление. Явных признаков болезни нет, но неизвестно, как организм будет вести себя дальше. Справка «РГ» Национальная реликвия, святыня, уникальный памятник мирового значения, подобных которому в мире осталось не больше десятка, древнейший памятник иконописи на территории Северо-Восточной Руси – это далеко не полный перечень характеристик, которыми награждают специалисты икону Боголюбовской Божьей Матери, рожденную на Владимирской земле. Ее создание связывают с преданием о явлении Богородицы князю Андрею Боголюбскому во время его моления близ устья реки Нерль в 1155 году. Написанная около 1158 года по велению князя Андрея, она считается первой иконой, написанной на Русской земле. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 июля, 2021 17 февраля, 2020 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 8 июня, 2022 26 октября, 2021 9 июля, 2021 17 февраля, 2020 11 октября, 2023

http://pravmir.ru/otkryilsya-lik-bogolyu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010