Из Чернигова воевода Григорий Борисов должен был послать проводить Митрополита и его Архимандритов до рубежа, со своими детьми боярскими 30 человеками и с сотнею вооруженных стрельцов. Но еще не доехал он до Чернигова, как вслед за ним послан был дворянин Матвей Проестев с грамотами и поминками к Патриархам, которые велено вручить Митрополиту, и Борис Феодорович приказал еще отдать от своего имени поминки для Иерусалимского Патриарха келарю Лавры Саввы Освященного Дамаскину, который сопуствовал Дионисию вместе с своим Архимандритом и другими Афонскими настоятелями. Государь излагал в пространной грамоте Святейшему о Бозе Пастырю Иеремии, учителю Православных велений, рачителю Евангельской проповеди , твердому столпу Православия для всех христиан и крепкому о Христе страдальцу, опять всю свою думу о учреждении Патриаршества, что грех ради наших, ветхий Рим пал Аполлинариевою ересью, и Церковь Римская и вся Италия наполнились нечестивым учением Папы Формоза и по нем Петра Гугнивого; после же того чрез Папу Христофора конечно отлучилась Церковь Римская от нашей Святой и Православной Веры: почему Святейший Сергий Патриарх Константинопольский, испытав прежде о вере злочестивого Христофора, по совету Вселенских Патриархов не велел поминать в церквах Греческих Пап Римских. Также злочестию древних последовал и Папа Евгений, составив суемысленный восьмой Собор, но нечестивое его предание обличил Марк Митрополит Эфесский; а в нашем Всероссийском Государстве, благодатью Христовою, Святая Христианская Вера как солнце под небесами сияет и благочестия лучи испускает во всю вселенную, во всем согласуясь с четырьмя Вселенскими Патриархами, как приняли сначала от благочестивых родителей, свято почивших Великих Государей, еще со времен Равноапостольного Князя Владимира, просветившего Русскую землю, и потому прилично было для почести святой и непорочной нашей Греческой Веры в царствующем граде Москве устроить высокий престол Великих Чудотворцев, Петра, Алексия и Ионы, Патриаршим. Далее, описывая самое исполнение своей царской мысли и избрание Иова, говорит: «поскольку древле Константинопольский Вселенский Патриарх Сильвестр от Св. Вселенского Собора и от Равноапостольного Царя Константина достоинства честно почтен, то ваше Архиерейство соборно уложили вначале именоваться и в Папино место быть тебе Иеремии, Божией милостью Архиепископу Нового Рима и Вселенскому Патриарху, потом Александрийскому, потом нашего великого Государства, царствующего града Москвы Патриарху, после же Антиохийскому и Иерусалимскому»; и сие столь подробно изъяснял благочестивый Самодержец для того, что в грамотах, Московский Патриарх поставлен был ниже всех, что вероятно было причиною долгого замедления в Москве Митрополита, прежде, нежели допущен был к Святейшему Иову, ибо Царь твердо стоял за первенство своей Церкви пред Антиохийскою и Иерусалимскою, едва уступая Александрийской, поскольку ее Первосвятитель носил еще сверх имени Папы и звание Судии Вселенной».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Именно там еще до появления ислама впервые начали говорить и писать на классическом арабском языке (двадцать две буквы алфавита которого происходят от сирийского языка). На арабский язык был переведен Новый Завет. И Коран был записан для образованных арабов-христиан Сирии, а не для неграмотных бедуинов Аравийского полуострова, первых последователей Магомета. Исторические и агиографические источники IV и V bb. приводят несколько историй, рассказывающих об обращении кочевых племен. Обращенные обычно именуются сарацинами, живущими в пустынях Сирии, Палестины и Синая. Руфин сообщает, что около 374 года «сарацинская» царица по имени Мавуия (или Мария) была обращена в христианство и что живший неподалеку от нее подвижник по имени Моисей был поставлен епископом ее «царства». Кирилл Скифопольский в своем Житии святого Евфимия Великого приводит более точную информацию о сарацинском шейхе Аспебете, которого после обращения в христианство Ювеналий Иерусалимский в 427 году хиротонисал епископом паремволэ ( " кочевых лагерей " ) и который участвовал в Эфесском соборе (431). На Халкидонском соборе присутствовал другой епископ паремволэ в Финикии, Евстафий. Впоследствии, в Vll веке, мощное влияние ислама захватило Ближний Восток и монополизировало основное течение арабской цивилизации. Не будь этого исключительного исламского феномена, арабы-христиане, вероятно, заняли бы ведущую позицию среди культурных семей восточного христианства» (Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Единство Империи и разделения христиан//История Церкви и восточно-христианская мистика. M., 2000. С. 90–91). 747. Успенский Ф. И. История византийской империи. VI–IX века. M., 1996. С. 533. 748. Как император Юстиниан насаждал православие в монофизитских областях Востока, рассказывает Иоанн Эфесский: «Во многих частях Антиохии, во всей Аравии и Палестине, и в пустыне анахоретов население изгнано с мест жительства и рассеяно; тех, кого удавалось захватить, сажали в кандалы, и запирали в темницы, и подвергали всяческим наказаниям и мучениям.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Итак, не потому, что я бегу от (самого принципа) “середины”, но ради соблюдения молчания, я не имею дела с “серединой”. Кончает свое он письмо утверждением, что если когда либо он увидит, что пришло время разрешить закон молчания, принятый им, тогда-то он выступит, хотя бы это вызвало неудовольствие будь то самого Марка, или Папы, или иное что пришлось бы ему выстрадать за это. 3 . Послание св. Марка Ефесского к некоему пресвитеру Метонскому, по имени Георгию, против обрядов Римской Церкви. Письмо это было написано св. Марком или в 1440 г. или в 1441 г., по всей вероятности, на острове Лимносе. Повод для этого послания следующий: один пресвитер, по имени Георгий, написал св. Марку, что латиняне порицают православных за совершение Литургии на квасном хлебе, за преклонение главы перед еще неосвященными Дарами, выносимыми во время Великого Входа, и за иное. Св. Марк, который был исключительным знатоком богослужений и которому принадлежат и трактаты на литургические вопросы и литургическия произведения, не замедлил дать исчерпывающий и авторитетный ответ для помощи пресвитеру. В конце своего послания, Святитель напоминает пресвитеру Георгию ни в коем случае не иметь литургического общения с униатами и не принимать никаких “новшеств профанации”. Андрей, римо-католический архиепископ Родосский, как известно, один из главнейших оппонентов православным на Флорентийском Соборе, не замедлил написать опровержение на это послание св. Марка, послание, которое стало достоянием всех православных, а не только частным письмом к пресвитеру Георгию. Эта “Confutatio”, написанная в форме диалога и направленная к гражданам Метонским, еще не издана. Это послание св. Марка сохранилось в ряде рукописей: Atheniænsis 652, fol. 8–9. Mediolanensis Ambrosianus 653 f. 6–7. Parisinus 1218 fol. 454–455. Ottobonianus 418 f. 219–20. Matritensi 77 fol. 326. Oxoniensi-Laudiano 73, fol. 76. Romano-Angelico 57 (A. 4. 1) fol. 133–5. Монсиньер Луи Пти приводит текст согласно Парижской рукописи 1218 фол. 454–455, на стран. 470–4 17-го тома “Патрологиа Ориенталис”, с издания которого и делаем настоящий перевод на русский язык. Того же (Марка митрополита) Ефесского послание, посланное к некоему пресвитеру в Метонии, по имени Георгию I. Честнейший Пресвитере и нам во Христе возлюбленнейший брат, Кир Георгий, молюсь Богу, чтобы здравствовала твоя святыня и чтобы тебе во всем было хорошо; по Его милости и я достаточно здоров телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Итак, Павел поставил Тимофея епископом в Эфесе, одном из самых крупных городов тогдашнего Средиземноморья, где к тому же находилось одно из семи чудес света – храм Артемиды Эфесской. Этот храм привлекал множество паломников и просто любопытных, принося жителям города почет и немалый доход, поэтому неудивительно, что в Эфесе проповедь Павла вызвала в свое время народные волнение, да и вообще противостояние христианам было особенно сильным. По преданию, Тимофей в 80 году был убит язычниками, как и его учитель. Эта фраза звучит стандартной концовкой к любой биографии апостола или епископа ранних времен. И это показывает нам, на что были готовы эти люди, какого конца ожидали они для себя – да и могло ли быть иначе, если они последовали за Тем, Кто добровольно взошел на крест ради спасения людей? Но главной тут была не готовность к мучениям и смерти, а вера в Того, кто воскресит Своих учеников и дарует им вечную жизнь с Богом в Своем Царствии, и земная Церковь – лишь его начало, лишь путь к нему. В этой перспективе и земная смерть – лишь шаг в вечность. Врезка: Что же такое Церковь ? Разумеется, если существует некая вера или религия, то ее приверженцы собираются вместе, совершают общие обряды и помогают друг другу. Общины, расположенные в разных городах и странах, чувствуют свое единство, принадлежащие к ним людям называют себя братьями и сестрами, даже если они не знакомы лично и говорят на разных языках. Всё это так в любой религии, и в христианстве тоже. Но в Новом Завете, прежде всего в посланиях мы читаем, что Церковь – нечто большее, нежели арифметическая сумма всех христиан или некая особая организация. Суть ее выражена обычно с помощью метафор, например, церковь – невеста Христова. Она ожидает брака со своим женихом, который состоится не здесь и не сейчас, а в будущем мире, но она хранит Ему безусловную верность, бережет свою любовь и чистоту и ожидает брачного пира. В другой метафоре Церковь называется телом Христовым. Он воскрес и вознесся, и больше не присутствует в этом мире видимым для всех образом. Но Он живет и действует в Церкви, и не только потому, что Его тело и Его кровь, начиная с Тайной Вечери и по сей день, принимается верными во время Евхаристии. Христиане призваны действовать в этом мире, как действовал Христос – а еще точнее, это Он действует в них. Помимо наших рук, у Христа нет других в этом мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

К тем ласкателям и великий князь ростовский Борис принадлежал. Уже к нему перешло владычество в главном из великих княжений. Ибо происходил он от чресел Андрея, великого князя ростовского, весьма благочестивого и царской диадемой на Руси увенчанного, подобно прародителю его, великому князю Владимиру Мономаху , который от греческого царя Константина Мономаха диадему, а также венец, крест из животворящего древа, царское оплечье, сердоликовую чашу, из которой некогда пил, веселясь, римский кесарь Август, золотую цепь из аравийского золота и иные многие царские почести в дарах получил по причине своего мужества и благочестия. Не скажи, что случайны такие дары и идут от людей, нет – по Божьим неизреченным судьбам, обращающим и переводящим славу Греческого царства на российского царя. Тогда же и венчан он был в Киеве тем царским венцом во святой великой соборной и апостольской церкви Премудрости Божьего Слова святейшим Неофитом, митрополитом эфесским и прочими святителями, и с тех пор назывался боговенчанным царем Российского царства. Так же и тот благочестивый великий князь Андрей стяжал своей храбростью царское имя. Был же он дружен с греческим царем Мануилом. Однажды случилось им в один день выйти на брань: одному из Царьграда – на сарацин, а другому из Ростова – против болгар. И оба большую победу одержали и празднество светлое установили в честь Господа нашего Иисуса Христа – Происхождения Честнаго Креста, месяца августа в 1-й день. Борис же не сумел по стопам отца своего ходить, оттого душу себе властью повредил, да и светлому Михаилу советовал нехорошо. Доблестный же страдалец дьяволовы сети, что уста несмысленных друзей ему соплетали, как паутину, расторгал, предпочитая смерти жизнь во Христе, тленной красоте – красоту Небесного Царства, гибнущему богатству – нетленные сокровища, славе увядающей – славу божественную, сладости жизни – наслаждение жизнью бессмертной, предпочитая настоящему все неподвижное, прельстившихся к осознанию согрешений приводя, а льстецам молчанием уста заграждая. Также и чудный сенатор Феодор евангельские слова вспоминал, мудро беседуя с несмысленными князьями, давая почувствовать им прегрешения, Михаила же от силы в силу возводя. Был же он исполнен Духа, ибо «ратника – по святому слову – Дух вооружает».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комментарии ( 90): Swetlana 07 февраля 2013г. 02:34 Большое спасибо за эту статью. Слава Богу есть хорошая и православная оценка деятельности обновленцев. Статья четко расставляет все точки над i как и кому служат в секте Кочеткова. Очень большая просьба к священноначалию остановить деятельность Кочеткова, как священника. Его необходимо в силу уже многолетней практики отхода от православия запретить в служении. Нельзя больше это терпеть. Слишком мягкое отношение к еретикам удивляет!!! Человек Кочетков, может свои эксперименты продолжать, но не как клирик православной церкви, но как частное лицо. Он слишком долго дискредитировал и самое главное продолжает дискредитировать русскую православную церковь. Его СФИ не должен считаться как православный институт, но как частное учреждение, готовящее непонятно кого и для чего. Андрей 07 февраля 2013г. 15:11 Все верно! Статья расставляет эти точки: Можно ещё точек добавить.  Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 08 февраля 2013г. 15:13 Да, согласен, с терминами надо осторожнее. " Сектой " называть некоторое собщество можно лишь тогда, когда Церковь (или хотя бы общество) определит их как секту. И " обновленчество " - это вполне определенное понятие церковной истории,  раскольное течение в русской Церкви 1920-30-х гг., которое ушло в небытие. Николай Каверин 08 февраля 2013г. 15:28 @И " обновленчество " - это вполне определенное понятие церковной истории, раскольное течение в русской Церкви 1920-30-х гг., которое ушло в небытие. @ На епархиальном собрании духовенства Москвы 20 декабря 1993 года Святейший Патриарх Алексий II впервые назвал модернистское движение внутри РПЦ, разрушающее богослужебные традиции, неообновленчеством. Тем самым он показал, что современные церковные реформаторы, во главе их - о.Кочетков - являются духовными преемниками обновленцев 1920-х годов. Так что обновленчество никуда не ушло, а в лице еретичествующего священника Кочеткова и проч. реформаторов  процветает нынче пышным цветом, внося немалую смуту в умы православных верующих.

http://bogoslov.ru/article/3123502

Между тем умер Антоний, и Церковь Эфесская, расстроенная беспорядками бывшего митрополита, умоляла Златоуста прийти лично водворить в ней спокойствие. Иоанн поспешил на жалостный зов ее, ибо от митрополии Ефесской зависели многие Церкви Азийские, еще обуреваемые арианами. Оставив на своем месте в Царьграде мнимого друга Севериана, епископа Гавальского, он прибыл с тремя другими епископами в Ефесс, куда собрались до семидесяти святителей Азии, Лидии, Фригии и Карий; там, исследовав подробно дела Антония, поставил на его кафедру благочестивого диакона своего Ираклида, бывшего пустынножителем Скитским, усмирил ариан и новатиан, и на обратном пути, несмотря на ропот народа, отрешил Геронтия епископа Никомидийского, который, будучи изгнан великим Амвросием, происками снискал себе эту кафедру. Но после трехмесячного отсутствия возвратясь к своей пастве, Иоанн познал коварство Севериана, который искал заместить его и понравиться народу красноречивыми проповедями, а вельможам лестью. Архидиакон Серапион первый обличил ему тайного врага, и коварный был удален из столицы, но, по ходатайству императрицы, добродушный пастырь принял его опять в свое общение, хотя и не мог более доверять ему. Скоро воздвигалась из Египта сильная буря на Златоуста, которая наконец низвергла его с престола. Долго ходили тучи по небосклону; Феофил Александрийский, искони ему неприязненный, собирал их, слагая собственные вины на священную главу Иоанна и прикрывая частную вражду усердием против ереси Оригена . Так начались козни. Престарелый пресвитер Александрийский, Исидор странноприимец, подвергся гневу своего владыки за то, что утаил от него тысячу златниц, пожертвованных в пользу вдов и сирот одною именитою женою, которая, зная страсть Феофила к бесполезным постройкам, заклинала в час смертный Исидора употребить втайне врученное ему наследие. Раздраженный епископ, забыв прежнюю благосклонность к святому старцу, обвинил его в тяжком грехопадении и осудил заочно, так что осужденный, опасаясь дальнейших преследований, принужден был бежать в пустыню Нитрийскую, но и там не оставил его в покое Феофил.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Много стало являться таких лжеучителей, которые не в силах были допускать слабым умом своим основного догмата христианства – воплощения Сына Божия. По древним свидетельствам Отцов и Учителей церкви (35) Иоанн вообще в посланиях своих обличает главным образом лжеучение гностиков: эвионитов и докетов (напр. 1 посл. 2, 18. 19. 22. 23. 4, 2. 3. 5. 6–8. 2 послан. 7–11), хотя и не входит в ближайшее рассмотрение частных видов основания этих лжеучителей и прямой полемики собственно не дает. Имея в виду ереси, он излагает положительное истинно-христианское учение и речь его носит на себе общий характер: относится и к эвионитскому – рационалистическому отрицанию Божества в Иисусе и к пантеистическому – отрицанию докетами человечества Христова, как лжеучениям составлявшим средоточный пункт всех ересей. Антихристи мнози быша ( 1Иоан. 2, 18 . ср. 2Иоан. 7 ). Конечно всякий из них имел свою особенность и несовершенно сходился в мнениях с подобными лжеучениями (всегдашний существенный признак ересей); – у каждого из них, естественно, основное лжеучение разнообразилось, по крайней мере в формах, и изменялось по личным воззрениям и собственным измышлениям. Впрочем неоспоримо достоверное предание, начиная с Иринея (35), свидетельствует, что Иоанн Богослов прежде всего имел в виду дуалистическое учение: Эфесских Керинфиан, прямых последователей Эфесского ересиарха Керинфа и – язычествующих докетов всей Малоазийской области. – Керинф не отвергал ни земного Иисуса, ни божественного Христа, но разделял в Нем оба эти свойства, как совершенно различные между собою, так что, будто, соединение их во Христе было только временное, при крещении Его во Иордане, и окончилось во время Его страданий (36). По этому учению, человек – Иисус был только носителем Божества, которого спасительный Логос (Слово) избрал на короткое время, чтобы явить себя миру. Докетизм, выродившийся из языческого дуалистического мировоззрения, учил, что страдания, смерть и вообще все человечество Христа было лишь одним представлением (δκησις), неясным образом, оптическим обманом, подобно фантастическим изображениям богов в языческой мифологии (37). См. еще в объясн. 2-го ст. 4-й гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Мысли, писанные четверостишиями, 3//Творения. M., 1994.Т. 2. С. 22). 731. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. M., 1994. Т. 2. С. 274. 732. Арианский император Констанций извещает эфиопских правителей, что, приняв Христа как небесного Царя, они заодно обрели и римского кесаря в качестве своего земного владыки: «Предмет великой заботливости и наибольшего рачения составляет для нас ведение Всесовершенного. Думаю же, что в подобных делах и весь человеческий род требует равной попечительности, чтобы все могли проводить жизнь с упованием, нимало не разноглася в исповедании о том, что — справедливо и истинно. Посему и вас удостаивая этого промышления и равняя вас в этом с римлянами, повелеваем, чтобы у вас в церквах имело силу одно и тоже с ними учение. Поэтому же епископа Фрументия, как можно скорее, пошлите в Египет к достопочтеннейшему епископу Георгию и другим египетским епископам, которые всего более имеют право рукополагать и судить о подобных делах. Ибо, конечно, знаете и помните (если только не притворитесь, будто бы одним вам совершенно неизвестно признаваемое всеми), что сего Фрументия в этот сан поставил Афанасий, обвиненный в тысячах худых дел. Итак, если Фрументий с готовностью послушается, согласившись дать отчет во всем ходе дел, то для всех будет явно, что не разномыслит он ни в чем ни с церковным законом, ни с господствующею верою; и по окончании над ним суда будет поставлен, чтобы почитали его действительным и все права имеющим епископом» (Цит. по: Святитель Афанасий Великий. Защитительное слово пред царем Констанцием, 31//Творения. M., 1994. Т. 2. С. 70–71). 733. В русских переводах опущены те слова, которые преподобный Симеон адресовал варварам (Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев. M., 1996. С. 270; Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев. СПб., 1853. С. 211). Поэтому здесь я цитирую перевод С. Иванова (Византийское миссионерство… С. 60) 734. См. Иванов С. А. Византийское миссионерство. M., 2003. С. 324–325; о Симеоне известно из «Житий восточных святых» Иоанна Эфесского.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

На верхней части противоположной стены – 3-й Вселенский Собор, Эфесский, на котором присутствуют Святые патриархи: Кирилл Александрийский , Иувеналий Иерусалимский Акакий Милетинский, Преподобный Авксентий, Далмат игумен и другие. Патриарх Александрийский Кирилл осуждает несторианскую ересь. На заднем плане картины видны удаляющиеся с собора еретики. На нижней части этой (южной) стены 4-й Вселенский Собор, Халкидонский в присутствии императора Маркиана и его супруги Пульхерии. На соборе участвуют Святые: Григорий Нисский , Преподобный Авксентий, патриархи: Анатолий Константинопольский Иувеналий Иерусалимский. Св. Анатолий опровергает лжеучение Евтихия, и собором утверждается догмат о соединении во Христе Божества и человечества неслиянно, неизменно, нераздельно и неразлучно. На верхней части восточной стены – 5-й Вселенский (Константинопольский 2-й) Собор, на котором заседали: Евтихий патриарх Константинопольский, Аполлинарий патриарх Александрийский, Домн патриарх Антиохийский, епископ Сосузы, представитель Евстахия Иерусалимского и другие Святители. На нижней части этой стены – 6-й Вселенский (Константинопольский 3-й) Собор. Вблизи императора Константина, Погоната восседают: Св. Георгий патриарх Константинопольский, папские местоблюстители Феодор и Георгий, Стефан Светильник, Проклий Понтийский, Иоанн Афинский, Андрей Критский и другие. Этот собор постановил признавать во Христе две воли. На верхней части западной стены – 7-й Вселенски! (Никейский 2-й) Собор, на котором присутствуют императрица Ирина и сын ее император Константин и Святые: Тарасий патриарх Константинопольский, патриархи восточные местоблюститель папы Римского Петр и епископ Петр. Император Константин держит икону Спасителя, а императрица Ирина – икону Богоматери. Один из Святителей показывает хартию, на которой написано: «Аще кто не поклонится иконам и честному кресту, анафема да будет». На нижней части этой стены – поместный Константинопольский собор, на котором присутствуют императрица Феодора и отрок Михаил, держащие в руках иконы, Мефодий патриарх Цареградский, Преподобные Арсений, Иоанн и Исаия. Придел во имя Св. Александра Невского

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010