Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Деяния Ферраро-Флорентийского собора. Часть IV: вторая часть ответа архиеп. Андрея Родосского на доклад свт. Марка Эфесского 11 августа 2020 Продолжаем публикацию русского перевода Актов Ферраро-Флорентийского собора. Сегодня вниманию читателей предлагается вторая часть пространного ответа архиеп. Андрея Родосского на доклад свт. Марка Эфесского о недопустимости прибавок к Символу веры. Из-за попытки докладчика вместить в одну речь все возможные свидетельства в пользу позиции Римской Церкви речь может производить несколько сумбурное впечатление; кроме того, архиеп. Андрей опускает целый ряд искажений (преднамеренных и случайных) при цитировании святых отцов. Статья Собрание V. 25 октября, суббота Архиепископ Родосский продолжил свою защитительную речь, которую он не успел закончить в предыдущий раз, и начал так: А. Р. По твоей милости, блаженнейший отец, и с твоего благословения, при согласии милостивейшего государя императора и преосвященнейшего отца и господина патриарха, мы продолжим нашу защитительную речь. В предыдущем слове, как вы помните, достойнейшие отцы, мы разрешили два [затруднения и доказали], во-первых, что то, во что верит святая Матерь Римская Церковь, не есть прибавка, а во-вторых — что и прибавки не запрещены. Осталось [доказать] еще два положения: что [исповедуемое Римской Церковью положение] истинно и необходимо и что все христиане должны его принимать и одобрять.

http://bogoslov.ru/article/6166437

Н.А. Ложкина Библиографический список 1. Алексий (Дородницын) . Византийские церковные мистики XIV в./Еп. Алексий (Дородницын)//Полн. собр. соч./Еп. Алексий (Дородницын) . – Саратов, 1913. – Т. 1. – С. 3–140. 2. Алпатов М. А. Андрей Рублев. Около 1370–1430: альбом/М. А. Алпатов. – М.: Изобр. искусство, 1972. – С. 205. 3. Алпатов М. А. Искусство Феофана Грека и учение исихастов/М. А. Алпатов//Византийский временник: сборник. – М., 1969. – Т. 33. – С. 190–202. 4. Амвросий (Погодин) , архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния/Архимандрит Амвросий (Погодин) . – Репр. воспроизведение изд. 1963 г. – Владимир: Посад, 1994. – С. 242. 5. Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева/В. Антонова//Государственная Третьяковская галерея: материалы и исследования. – М., 1956. – Вып. 1. – С. 31. 6. Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Афонской горе просиявших. Т. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1897. – С. 1053. 7. Афонский патерик. Ч. 1. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. – С. 388. 8. Балашов Д. М. Ветер перемен/Дм. Балашов//Север. – 1987. – 5/8. С. 27–40. 9. Белобородое О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому/О. А. Белобородое//Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник: сообщения/Загорск, гос. истор.-худож. музей-заповедник. – Загорск, 1958. – Вып. 1. – С. 12–25. 10. Белоброва О. А. Живопись XIV века/О. А. Белоброва//Троице-Сергиева лавра: художественные памятники/О. А. Белоброва. – М„ 1968. – С. 73–76. 11. Борисов Н. С. Сергий Радонежский/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 2009. – С. 298. 12. Борисов Н. С. «И свеча бы не угасла...»: исторический портрет Сергия Радонежского/Н. С. Борисов. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 300. 13. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика: XI–XVII века/В.В. Бычков. – М.: Мысль, 1992. – С. 637. 14. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов /Архиепископ Василий. – Париж: Имка-пресс, 1980. – С. 354. 15. Вздорнов Т. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева/Т. И. Вздорнов//Древнерусское искусство/Отв. ред. О. И. Подобедова. – М., 1970. – Т. 5: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV–XVI вв. – С. 115–154.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Тобольске положено начало движению за запрет абортов Тобольск, 18 октября 2011 г. 14-17 октября в Тобольске проходил форум «Служение в защиту жизни: миссионерский и организационный аспекты». Инициатором его проведения выступил Просветительский антиабортный центр в составе православного общества «Азбука Веры». В течение четырех дней в древнем сибирском городе проходили встречи с учащимися и рабочими коллективами предприятий, обучающие семинары с православной общественностью, сообщает сайт " Воинов жизни " . Ранее в просветительских программах «Азбуки веры» в регионах России, Ближнем и Дальнем Зарубежье принимали участие ведущие пролайферы и медики. На этот раз по приглашению координатора антиабортного центра Дмитрия Баранова к работе присоединился Андрей Дамер - один из учеников иерея Даниила Сысоева, имеющий богатый опыт миссионерской работы, в том числе православной уличной миссии в рамках деятельности Миссионерского движения при московском храме апостола Фомы на Кантемировской. Занятия были проведены со студентами Тобольского медицинского, сельскохозяйственного и рыботехнического колледжей, учащимися лицея Ребятам была представлена презентация о внутриутробном развитии человека, способах совершения абортов и их последствиях. Лейтмотивом доклада лектора стала мысль о том, что человек не может лишить жизни невинных детей, так жизнь — подарок, дар Божий. «Жизнь дают не родители, а Бог», - соглашались к концу занятий учащиеся. Особенно актуальными эти занятия оказались для лицея — за последний год среди его учеников был отмечен не один случай самоубийств. «Станьте святыми!» - звучал призыв в аудиториях светских студентов. Они узнали, что есть бесконечный простор для творческого служения Богу — Творцу жизни. «Будьте миссионерами, и вы можете стать равноапостольными, как святая Нина. Мужчины могу стать святителями через монашество», - призывал тобольскую молодёжь столичный миссионер. В двух храмах города — Семи отроков Эфесских и святой Ксении Петербургской — прошли обучающие семинары для прихожан и городской общественности. В них приняли участие настоятели приходов протоиерей Михаил Денисов и иерей Петр Овсянников. Семинары состояли из двух частей: «Как организовать антиабортную деятельность?» и «Как провести уличную миссионерскую акцию?» После семинаров их участники активно разбирали комплекты антиабортных листовок для раздачи, наклейки, футболки Движения «Воины Жизни». Православная общественность была воодушевлена той работой, которую ведут православные миряне в столицах и теперь намеревается развивать её в своём городе.

http://pravoslavie.ru/49312.html

Москва, 23 мая, Благовест-инфо. Весенний благотворительный фестиваль искусств «Николин день» состоялся 22 мая в московском парке «Красная Пресня». Праздник приурочен к первому в истории принесению в Россию из Италии мощей святителя Николая Мирликийского. Инициатором фестиваля стал приход храма святителя Николая Чудотворца на Трех горах, который в этот день отметил свой престольный праздник. Ирина Старженецкая. Николай Чудотворец и семь спящих отроков Эфесских Фестиваль открыл приветственным словом настоятель храма святителя Николая на Трех горах протоиерей Димитрий Рощин. Мужской хор этого храма «Логос» под руководством Алексея Покровского настроил многочисленных посетителей парка на праздничный лад. В числе организаторов фестиваля – Культурный центр «Клуб АРТ’ЭРИА», который расположен в крипте этого храма, и Православная ассоциация культурных инициатив (ПАКИ). Как сообщается в пресс-релизе, для создания фестиваля «Николин день» объединились организаторы других фестивалей: «Троица. Всё Живое» в городе Электроугли, «Донская» при Донском монастыре, «У святого князя Владимира» в Перово, «Выход есть» в Подольске, «Платформа», издательство «Отделение Выход». Представители каждого движения привезли в «Красную Пресню» свои лучшие идеи и любимых музыкантов. Нина Кибрик. Рождество Центральным событием фестиваля «Николин день» стало открытие выставки современного христианского искусства. В экспозиции, которая расположилась в белоснежном шатре на острове, представлены работы из коллекции протоиерея Андрея Юревича, который известен как создатель первого в России Музея современного христианского искусства (МСХИ). «Знаете ли вы, – спросил о. Андрей у посетителей фестиваля, – сколько существует в мире музеев современного христианского искусства? Только один – в Ватикане». Священник пояснил, что второй в мире и первый российский музей был создан в далеком Лесосибирске более 15 лет назад. Однако он не обрел постоянного помещения, а сейчас, когда коллекция значительно расширилась и составляет более 400 единиц хранения, музей проявляет себя в виде выставок на разных площадках . Большая же часть произведений станковой живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства находится во временном хранилище.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Пятый Вселенский собор. Отцы православной Церкви и еретики; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.      V Вселенский Собор открылся 5 мая 553 года в зале, соединявшем храм Святой Софии с патриаршим дворцом. В нем участвовали 153 епископа, которые, как и на прежних Соборах, представляли Поместные Церкви не равномерно и не пропорционально числу епископских кафедр. Более половины отцов Собора составляли епископы Константинопольского Патриархата – их было 83. Антиохийский Патриархат представлен был 39 епископами, Александрийский, опустошенный отпадением значительного большинства египетских христиан в монофизитство, – десятью, Иерусалимский – пятью. Присутствие Римского Патриархата на Соборе в лице девяти епископов Восточного Иллирика не соответствовало его масштабам и влиянию. Папа Вигилий, находившийся во время соборных деяний в Константинополе, несмотря на приглашения, которые ему неоднократно направлялись от лица Собора, уклонился от участия в нем, а следовательно, и от председательства. Западную Церковь представляли также семь африканских отцов. Святой Юстиниан, инициатор созыва Собора, предложивший его программу, в центре которой оказался возбужденный им вопрос о «трех главах», и предвосхитивший своим «Исповеданием» основные богословские идеи, сформулированные Собором, прямого участия в нем, не в пример своим предшественникам, не принимал, передавая свою волю отцам Собора через посланцев, которые, выполнив порученное им, тотчас покидали соборную палату. Со стороны императора это было проявлением деликатности и должно было способствовать нестесненному обсуждению богословских тем преемниками апостолов. Патриарх Константинопольский святой Евтихий Председательствовал на Соборе патриарх Константинопольский святой Евтихий, президиум составили патриархи Александрийский Аполлинарий и Антиохийский Домн, а также замещавшие отсутствовавшего Иерусалимского патриарха Евстохия епископы Раифский Стефан, Тивериадский Георгий и Созитанский Дамиан. В списке соборных отцов следующие за ними места занимают епископ Гераклеи Пелагской Бенигн, замещавший отсутствовавшего архиепископа Фессалоникийского Илию, Феодор Аскида – архиепископ Кесарии Каппадокийской, архиепископ Эфесский Андрей, епископ Тунийский Секстилитан, представлявший примаса Африки Примоза Карфагенского, и архиепископ Гераклеи Фракийской Мегефий. За ними по диптиху следовали митрополиты либо представлявшие их по причине их отсутствия епископы.

http://pravoslavie.ru/66460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВА [сир.  ,    ,   греч. Ιβας], еп. Эдессы (435 - авг. 449, окт. 451 - 28 окт. 457), богослов, один из осужденных Вселенским V Собором т. наз. «Трех Глав» . Источниками сведений о деятельности И. являются акты Вселенского IV Собора , V Вселенского Собора, послание И. к Маре Персу, послания Феодорита , еп. Кирского ( Theodoret. Ep. 87, 91, 111, 132). Менее значимыми являются свидетельства Евагрия Схоластика ( Evagr. Schol. Hist. eccl.), прмч. Либерата , диак. Карфагенской Церкви ( Liberat. Breviar.), Факунда , еп. Гермианского ( Facund. Pro defens. cap.), и др. историков, к-рые упоминают об И. в связи с деятельностью Вселенских Соборов. Кроме того, Эдесская хроника дает нек-рые сведения о нем в период епископского служения в Эдессе. Первые сведения об И. относятся ко времени его пребывания в сане пресвитера в Эдессе в связи с конфликтом между ним и Раввулой , еп. Эдесским (412-435). И. был ревностным почитателем еп. Феодора Мопсуестийского. Будучи, вероятно, главой Эдесской богословской школы (см. Богословские школы древней Церкви ), он переводил с греческого на сир. язык толкования НЗ и ВЗ еп. Феодора, а также сочинения Диодора , еп. Тарсийского. Деятельность И. вызвала неодобрение еп. Раввулы, с подозрением относившегося к еп. Феодору Мопсуестийскому и считавшего его учение неправославным. В итоге спора Раввула пошел на крайние меры - предал учение Феодора анафеме и приказал публично сжечь его сочинения. В конфликте с еп. Раввулой И. получил поддержку большинства эдесских клириков, т. к. Эдесская богословская школа в вопросах христологии придерживалась взглядов Феодора Мопсуестийского. Кроме того, И. поддержали нек-рые сир. епископы, напр. Самосатский еп. Андрей . В 431 г., будучи еще пресвитером, И. принимал участие в событиях, связанных со Вселенским III Собором (Эфесским), о чем он повествует в послании к Маре Персу. Принимал ли участие в работе Собора еп. Раввула, неизвестно. Его подпись значится под рядом второстепенных документов, изданных от имени сепаратного собора вост. епископов («соборика восточных») под председательством еп. Иоанна I Антиохийского. Однако ни И. в послании к Маре, ни автор сир. Жития еп. Раввулы не упоминают о его участии в работе этого собора. Присутствие же И. на соборе восточных бесспорно. Он был в числе делегатов вост. Церквей, собравшихся 26 апр. 431 г. в Антиохии, и вместе с прочими во главе с еп. Иоанном отправился в Эфес. По одной из версий, представителем Эдесской Церкви на Эфесском Соборе должен был стать И., а не Раввула, возможно также, что от имени епископа он подписал нек-рые документы «соборика восточных» ( Rammelt. 2008. S. 112-113).

http://pravenc.ru/text/200451.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ ХРИСОВЕРГ [греч. Ανδρας Χρυσοβργης] (кон. XIV в., Родос - 1451, Фамагуста, Кипр), архиеп. Никосии (с 1447), апостольский легат Кипра, Родоса и Эгейского м., активный сторонник церковной унии . Детство и юность провел в К-поле, где вместе с братьями Феодором и Максимом Хрисовергом вступил в орден доминиканцев . Обучался и преподавал в Падуанском ун-те в Италии. В 1418 г. получил степень магистра теологии. Участвовал в различных дипломатических миссиях: 1418-1425 гг.- посланец в К-поле, 1426-1427 гг.- папский нунций при имп. Иоанне VIII и Патриархе Иосифе II , в 1428-1429 гг. находился с миссией в Польше и Литве. В 1429 г. А. Х. была предложена епископская кафедра в Сутри, но он отказался; 2 мая 1432 г. папа Евгений IV назначил его архиепископом Родоса; в 1447 г. переведен на кафедру Крита. Принимал участие во многих церковных Соборах. На Констанцском Соборе (1414-1418) А. Х. переводил речь Киевского митр. Григория Цамблака о соединении Церквей. Участвовал в Базельском Соборе , 11 окт. 1438 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе произнес вступительную речь. На заседаниях Собора вел полемику с визант. богословом митр. Эфесским Марком Евгеником по вопросу о Filioque . А. Х. был среди подписавших с лат. стороны решение Собора 6 июля 1439 г. Соч.: Testimonium ineditum Andreae archiepiscopi Rhodi de Marco Eugenico//Acta Academiae Velehradensis. 1937. Vol. 13. P. 13-20; Απολογα... πρς τν μητροπολτην Νικαας Βησσαρωνα περ θεας οσας κα νεργεας//OCP. 1938. T. 4. P. 329-371 [Защита богословских положений Фомы Аквинского, написанная по просьбе кард. Виссариона]; Mansi. T. 29. Col. 468-486; T. 31. Col. 508-510. Лит.: Laurent M. L " activité d " André Chrysobergès//EO. 1935. T. 34. Р. 418-438; Loenertz R. Les dominicains byzantins Théodore et André Chrysobergès et les négotiations pour l " union des Églises grecque et latine de 1415-1430//AFP. 1939. T. 9. P. 5-61; Darrouz è s J. La date de la mort d " André Chrysobergès//Ibid. 1951. T. 21. P. 301-305; Walz A. Andreas Chrysoberges//LTK. Bd. 1. Sp. 514; Πατρινλης Χ. Ανδρας Χρυσοβργης//ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 698; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 742-743. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ (ок. 1215 - между 1284 и 1286), католич. архиеп. Коринфа, ученый, переводчик с греч. на лат. язык научных текстов ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк

http://pravenc.ru/text/115332.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПАТИЙ И АНДРЕЙ [греч. Υπτιος κα Ανδρας] (VIII в.), священномученики (пам. 21 сент.; пам. греч. 20 сент.; пам. зап. 29 авг.). Источник сведений об этих святых - синаксарное сказание (SynCP. Col. 62-64). И. и А. происходили из Лидии, получили образование в одной из обителей и с годами укрепились в решении посвятить себя Богу. И. принял иноческий постриг, А. стал клириком и был известен как проповедник. Им благоволил епископ Эфесский (в сказании по имени не назван), он рукоположил И. во епископа (кафедра неизв.), А.- во священника. Во время гонений на иконы при имп. Льве III Исавре (717-741) И. и А. убеждали свою паству не подчиняться имп. указу и не выбрасывать из храмов иконы. По приказу императора они были приведены в К-поль, где с ними полемизировали как император, так и принявшие его сторону богословы, но никто не смог переубедить святых. После заключения в темницу И. и А. подвергли бичеванию, затем обмазали бороды смолой и на их головах, откуда прежде срезали кожу, начали жечь иконы. После того как святые выдержали эти пытки, их отвели в квартал Ксиролоф, где казнили мечом. Тела их были брошены без погребения, но христиане с честью похоронили мучеников. В сказании имеется неск. неточностей, что позволяет предполагать его позднее происхождение или заимствование сведений об И. и А. из житий др. святых эпохи иконоборчества . Так, в источниках, повествующих о 1-м периоде иконоборчества, при Льве III, отсутствуют эпизоды гонений с изощренными пытками; подробности с обмазыванием смолой бород иконопочитателей часто фигурируют в описаниях гонений при имп. Константине V Копрониме (741-775). Кроме того, поскольку святые жили в Лидии, рукополагать их должен был епископ г. Сарды, где располагалась епископская кафедра Лидии, тогда как Эфес был столицей Асии. Ист.: SynCP. Col. 62-68; ActaSS. Aug. T. 6. P. 514; Sept. T. 6. P. 104; MartRom. P. 368. N 4; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 174; ЖСв. Сент. С. 398-399. Лит.: Sauget J.-M. Ipazio vescovo e Andreai//BiblSS. Vol. 7. Col. 862-863; Аивеге R. Hypatios//DHGE. T. 25. Col. 536; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 456. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая) ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/673755.html

Выступая в качестве образа воскресения во плоти и спасения праведных, сцена «Семь спящих отроков» в то же время, по всей вероятности, особо соотносилась по смыслу с размещенным здесь же, на стенах жертвенника церкви Благовещения, богородичным циклом: число «семь» рождает ассоциации с ветхозаветными прообразами Богородицы, которые широко использовались византийскими гимнографами. Так, Андрей Критский , сравнивая Богородицу с семисвечником, увиденным пророком Захарией, писал: «Благословенна Ты в женах, которую прозорливейший Захария провидел в златом светильнике, украшенном семью лампадами, то есть сияющем Семью дарами божественного духа» 543 . Это же число соответствует семи первым шагам Богоматери и семи столпам Соломонова Храма Премудрости, который в софиологической символике интерпретировался как воплощение Христа и связывался с образом Богородицы. Но обе части декора аркажского жертвенника, вероятно, были связаны и на более глубинном уровне: подобно рельефам в Юрьеве-Польском, их могла объединять тема спасения христиан, ставшего возможным через Воплощение Логоса. Совмещение же Богородичного цикла и сцены «Семь спящих отроков» именно в жертвеннике наводит на мысль об их принадлежности одной, литургической программе, которая определялась функцией этой части храма – служить местом приготовления Святых Даров, пресуществляемых в богослужении в Плоть Христову. Именно тема нетленной плоти – той, которую дала Богородица Христу, и той, которую обретут спасенные Его искупительной жертвой праведные по воскресении, – могла соединить столь далекие, на первый взгляд, сюжеты 544 . 522 Первая Новгородская летопись старшего и младшего изводов. Под ред. А.Н. Насонова. М – Л., 1950, с.222. 523 См.: Семь отроков эфесских//Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. M., 1914; Massignon L. Les Sept dormants d’Ephese (Ahl-al-Kahf) en Islam et en Chretiente//Revue des etudes islamiques. P., 1955–1960, fase. 1–6; Maubarc Y. Le culte liturgique et populaire des VII dormants martyres d’Ephse. Roma, 1961; Peeters P. Orient et Byzance. Le trefonds Oriental de l’hagiographie Byzantine. Bruxelles, 1950, p.l78; Пайкова A.B. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//Палестинский сборник. 30 (93). Л., 1990, с.19 и далее. В Эфесе существует огромный мартириум семи спящих отроков, воздвигнутый над легендарным гротом, вероятно, еще в древности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Андрей Родосский. Я дам ответ в трех положениях. Во-первых, у нас есть Аристотель как свидетель [того, как следует строить доказательство] propter quid, и я сейчас покажу, что вы уже сказали и о причине, необходимой для [доказательства] propter quid. Вы сказали, что нельзя вносить прибавку; затем что эта прибавка стала причиной раскола между Церквами. Еще вы сказали, что воссоединение не может состояться, пока не устранена причина [разделения], пусть даже Римская Церковь и посылала [на Восток] множество посольств. Тем не менее, не сочтите это оскорблением вашей чести, я утверждаю, что запрета [на внесение слов в Символ] нет. Мы докажем это и из древних, и из новых писаний. Ведь мы утверждаем, что это вовсе не прибавка, а раскрытие и разъяснение. И сколько бы ни приводилось доказательств [обратного], я тем не менее утверждаю, что докажу и посредством определений, и посредством иных [свидетельств], что дозволено и прибавлять, и разъяснять.  Марк Эфесский. Мы не можем слушать [тебя], пока не изложим свои доказательства.  Виссарион Никейский. Для всякого утверждения дозволено привести и доводы в его пользу, не так ли?  Андрей Родосский. Положим.  Виссарион Никейский. Но мы даже не коснулись обоснования! Итак, скажите нам, имеем ли мы право изложить наши доказательства в обоснование высказанного нами положения или вы хотите, чтобы мы вовсе не отстаивали [свои] позиции? Ведь ты же сам только что дозволил нам изложить свои доказательства!  Андрей Родосский. Я утверждаю, что блаженнейший отец и все [присутствующие] дали вам позволение говорить все, что вы хотите, однако не раньше, чем мы дадим вам ответ, о котором вы просили.  Виссарион Никейский. Не нужно утверждать как нечто само собой разумеющееся, что мы будто бы просто просили вас об ответе. Мы просили об этом с предварительным условием — чтобы сперва нам изложить все, что, на наш взгляд, относится к делу. Мы утверждаем, что прибавку вносить недопустимо; с опорой на [свидетельства] святых мы докажем это — что они воспрещают прибавку не только в отношении смысла, но и в отношении буквы. И доказать это мы можем не иначе, как посредством определений святых Отцов, которые нужно сперва зачитать, чтобы после и вы могли дать ответ. 

http://bogoslov.ru/article/6026329

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010