Из святых отцов, прежде всего, можно опираться на тех, кто практически имел соприкосновение с дискуссией с инославными. Здесь надо вспомнить святителя Марка Эфесского, патриарха Григория II Константинопольского и тех православных богословов, которые в период Лионской и Ферраро-Флорентийской унии защищали православный подход. Святителя Григория Паламу: в своих методологических трудах он внес очень значительный вклад в православное учение об исхождении Святого Духа в связи с формулированием им бытия Бога в сущности и Божественных энергиях. Из более поздних, русских святых – в XIX веке это святитель Филарет Московский в проповеди, в словах и речах и в специальном сочинении «Разговор между уверенным и испытующим», которое всегда активно использовали и которое входит в хрестоматию. Что-то можно найти у святителя Феофана и святителя Игнатия, хотя, конечно, это не в таком объеме, как у святителя Филарета. Святитель Игнатий открывает тему, которой ранее подробно никто не касался, – специфика католической мистики. И тут у него есть последователи, которые активно развивали его наследие: это Лодыженский, Алексей Федорович Лосев, а в современности это профессор Алексий Ильич Осипов и протодиакон Андрей Кураев. Можно упомянуть приснопамятного митрополита Антония (Храповицкого) – в своих трудах по западным исповеданиям в отношении сакраментологии он касался таинства исповеди; священномученика Илариона (Троицкого), хотя у него несколько специфический подход к экклезеологии. Конечно же, патриарх Сергий (Старогородский) и его книга «Православное учение о спасении», статьи по экклезиологии, его труды, посвященные границам Церкви и вообще отношению Церкви к отделившимся от нее сообществам. Я думаю, что это принципиально важные труды. Многое можно заимствовать у преподобного Иустина (Поповича) из его сочинений по догматике. Из греков более всего хотелось бы упомянуть приснопамятного протопресвитера Иоанна Романидиса, его четко сформулированные позиции в связи с догматическими различиями. В XX веке также немало сделал архиепископ Михаил (Чуб); его статьи, написанные для собеседований с лютеранами, вошедшие в «Богословские труды», не утратили своего значения. На сегодня собирателем мудрости, связанной со сравнительным богословием, как и вообще церковного знания, в значительной мере является грандиозный проект «Православная энциклопедия». Энциклопедия способствует развитию и сравнительного богословия, и других отраслей церковного знания. Я считаю, что этот проект очень позитивно сказывается в целом на состоянии нашей церковной образованности.

http://pravoslavie.ru/33021.html

Лишь в начале июня были назначены две комиссии по десять человек с каждой стороны, которые приступили к обсуждению вопроса о чистилище. Другие тринадцать сессий, с 8 октября по 13 декабря, были посвящены интерполяции Символа веры. Во время этих заседаний Марк Евгеник являлся главным представителем византийской стороны, а Андрей Родосский и кардинал Чезарини - латинской. Как уже отмечалось выше, Георгий Схоларий честно признавал, что его соотечественники не могли сравниться с латинянами ни по эрудиции, ни по диалектическому мастерству. Патриарх Иосиф был к тому времени уже в весьма преклонных летах. Незаконный сын болгарского царя и греческой аристократки, он был добродушным старичком, не отличавшимся ни выдающимися умственными способностями, ни крепким здоровьем и не имевшим никакого веса или авторитета. Так что ему не удалось сплотить греческую делегацию в единое целое. Каждый выступал сам от себя, в отличие от латинской стороны, действовавшей единой сплоченной командой. Более того, греки часто вступали в разногласия друг с другом. Их задача осложнялась позицией императора. Несмотря на его желание не уронить достоинство своего имперского величества и своей Церкви, он прибыл на собор, чтобы добиться унии любой ценой. Иоанн VIII достаточно разбирался в богословии, чтобы понимать, что по ряду фундаментальных вопросов единства достичь было невозможно. Он попросту запретил своей делегации обсуждать такие вопросы, как ипостаси Св. Троицы, различие сущности и энергий и др. Когда при обсуждении вопроса о filioque один из членов латинской делегации поднял вопрос об энергиях Бога, сам свт. Марк Эфесский со смущением ответил ему, что не имеет полномочий обсуждать этот вопрос. Трудно себе представить, как мог прийти к подлинному единству собор, на котором нельзя было обсуждать основные вопросы, бывшие главной причиной разделения. В конце концов греки сдались. В официально утвержденной повестке собора стояли следующие вопросы для дискуссии: 1) чистилище; 2) исхождение Св. Духа; 3) роль папы;

http://sedmitza.ru/lib/text/434829/

Митр. Фирм († 439) был сторонником свт. Кирилла , архиеп. Александрийского, и одним из главных участников III Вселенского Собора в Эфесе в 431 г. Известны 46 его кратких писем (CPG, N 6120) и проповедь, произнесенная на Эфесском Соборе (сохр. только на эфиоп. яз.; CPG, N 6121). Его преемник Фалассий, бывший префект претория Иллирика, участвовал в выработке халкидонского исповедания. В 537-558 гг. митрополитом К. К. был палестинский монах и один из влиятельнейших церковных деятелей своего времени - монофизит Феодор Аскида , к-рый жил в основном в К-поле. Митр. Андрей Кесарийский (кон. VI в.) составил наиболее известный визант. комментарий на Откровение Иоанна Богослова (CPG, N 7478); архиепископами К. К. были известный византийский ученый и писатель Арефа (до 902 - после 932) и Василий Элахистос , комментатор творений свт. Григория Богослова (945-956). В кон. XII в. в городе было учреждено яковитское еп-ство. В 1850-1938 гг. в К. К. действовало титулярное арм. униат. еп-ство, объединявшее ок. 1500 верующих. В нач. ХХ в. резиденция митрополита К. К. и богословская школа находились в монастыре св. Иоанна Предтечи во Флавианах (ныне Зинджидере), в окрестностях города. Арм. архиеп-ство насчитывало ок. 30 тыс. прихожан. Работали миссии греко-католиков, иезуитов и протестантов. Памятники Римская К. К. была расположена на обрывистой сев. нижней террасе потухшего вулкана горы Аргеос и состояла из 3 частей: на 1-й террасе - верхний город; пригороды - у подножия горы; совр. г. Эскишехир - на равнине. Страбон сообщал, что К. К. не была огорожена ( Strabo. Geogr. XII 2), но о частично разрушившихся стенах упоминал в IV в. свт. Василий Великий (PG. 32. Col. 1186). Прокопий Кесарийский писал, что старые стены охватывали очень большую, неплотно застроенную территорию, где располагались холмы, скалы, равнины, сады и пастбища, отчего их трудно было защищать от нападения неприятеля ( Procop. De aedificiis. V 4. 7-14). Имп. Юстиниан сократил периметр стен и укрепил их, сделав более надежными. Вероятно, первоначально они проходили примерно по линии сельджукской стены, поскольку у ворот Бояджикапы известна огромная некладбищенская церковь. Линия Юстиниановых стен неизвестна; возможно, она идентична периметру совр. цитадели (соотношение длины этих стен является предметом дискуссий исследователей). Выше ипподрома, у подножия Аргеоса, сохранился фрагмент стены длиной ок. 1 км. В исторических источниках упоминаются Севастийские ворота, к-рые, вероятно, были возведены на юго-востоке города.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

На 9-м заседании, 4-го ноября, снова говорил Виссарион и указывал на совершенную недопустимость внесения прибавления в Символ. Как ни высок авторитет Римской Церкви, – говорил он, – но ни она, ни Вселенский Собор не вправе вносить какое-либо прибавление в Символ Веры . Закончил он свою речь, прося латинян высказаться. Андрей Родосский ответил речью: совершенно не касаясь вопроса допустимости и законности сделанного латинянами прибавления (ибо это был слабый пункт латинян), он приводил данные для доказательства догматической верности прибавления “Filioque”. Еще был целый ряд заседаний (всего 15), на которых выступали те или иные ораторы; на двух заседаниях происходил диспут между св. Марком Ефесским и кардиналом Цезарини (который Деяния не сохранили), который сводился к тому, что в то время, как св. Марк приводил доводы в подтверждение того, что вносить прибавление в Символ совершенно запрещается, кардинал Цезарини говорил, что разумное пояснение внести в Символ Веры отнюдь не запрещается Отцами Третьяго Вселенского Собора. О безплодности всех этих диспутов и речей так пишет сам св. Марк Ефесский : “Говорить это, казалось, петь глухим ушам, или кипятить камень, или сеять на камне, или писать на воде, или другое подобное, что говорится в пословицах в отношении невозможнаго” 314 . Как ни очевидна была Истина, но латиняне не хотели ее видеть! Сиропул рассказывает, что группа католических монахов отшельников пришла послушать прения между православными и римо-католиками по вопросу законности сделанного прибавления “Filioque”. Выслушав речи и той и другой стороны, эти святой жизни люди во всеуслышание заявили: “Нет сомнения, греки обладают истинной верой и сохранили здравые догматы ”. За это их выслали, запретили от лица папы говорить с народом, и назвав их “неучами в богословии, которые не понимают ничего дальше своей монашеской жизни”, заключили их в монастырь, наложив на них молчание 315 . Между тем, латиняне официально попросили греков, чтобы, оставив в стороне вопрос допустимости внесения “Filioque” в Символ, комиссия приступила к рассмотрению догмата, заключающагося в этом прибавлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

На Л. действуют 109 приходских храмов (72 - в Митилинской митрополии, 37 - в Мифимнской), 411 парекклисионов (351 - в Митилинской митрополии, 60 - в Мифимнской), 1087 экзокклисионов (872 - в Митилинской митрополии, 215 - в Мифимнской), 7 мон-рей (4 - в Митилинской митрополии: ап. Иоанна Богослова (Ипсилу), св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила), Успения Пресв. Богородицы, или Дамандри, и сщмч. Рафаила, прмч. Николая и мц. Ирины; 3 - в Мифимнской: Лимонос, Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы и Периволи). Святыни мощи сщмч. Рафаила, прмч. Николая и мц. Ирины в одноименном мон-ре, рельефная икона арх. Михаила в мон-ре св. Таксиархов в Мандамадосе, сделанная из земли, смешанной с кровью убитых пиратами монахов, икона Божией Матери «Святой Сион» в Айясосе (по преданию, привезена мон. Агафоном Эфесским из Иерусалима в эпоху иконоборчества, храм построен в 1170). Памятники архитектуры Археологи обнаружили на Л. более 50 базилик V-VI вв. Самые большие по размеру: 3-нефные базилики: в Скала-Эресу (св. Анастасии (1-я пол. V в.), в ней похоронен прп. Андрей Критский), в местности Халинадос, к юго-востоку от Айия-Параскеви (2-я пол. VI в.), в Аргале, в 6 км к югу от Митилини (нач. V в.), близ с. Ипсилометопо (Псилометопо) (2-я пол. VI в.), в 2 км к югу от Лутра (V в.), в Клио (2-я пол. VI в.) и рядом с мостом через р. Цикния близ Айия-Параскеви. Некоторые раннехрист. церкви возведены на месте известных античных памятников: напр., базилика в местности Меса близ Калони - на фундаменте храма IV в. до Р. Х., а базилика в местности Афендели близ Эресоса (V-VI вв.) - там, где находилась школа философа Феофраста. Храмов визант. периода на Л. сохранилось немного: ц. первомч. Стефана близ Мандамадоса (XIII в.), ц. Пресв. Богородицы Труллоти (противоречивые датировки X или XIV/XV в.), собор мон-ря св. Таксиархов близ Като-Тритоса (XV в.). Митиленские (Митилинские) епископы Евагрий (упом. в 359), Фалл (между 361 и 366), Иоанн (упом. в 431), Флорентий (упом. в 451), Евной (упом. в 459), Захария (упом. в 527-536), Палладий (упом. в 554), Григорий (упом. в 681), Сисиний (упом. в 691/2). Митилинские архиепископы

http://pravenc.ru/text/2463587.html

На что еще решится бывший первенствующий по чести патриарх православного мира? Трудно что-либо прогнозировать, тем более, что его поведение становится все более волюнтаристским и непредсказуемым. И уж точно не имеющим никакого отношения к возвещаемой Церковью Христовой Евангельской Истине. Протоиерей Андрей Новиков , член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 36. Ответ на 35., Александр Шунин: Вы очень критичны ко мне, хотя... Если так считаете, то прошу прощения. Ладно, проехали... 35. Ответ на 34., М.Яблоков: Странная у вас какая-то любовь... На одной ветке форума благословляете, а на другой проклинаете. Разберитесь уж как-нибудь с этим. Вы очень критичны ко мне, хотя... Если так считаете, то прошу прощения. 34. Ответ на 32., Александр Шунин: Странная у вас какая-то любовь... На одной ветке форума благословляете, а на другой проклинаете. Разберитесь уж как-нибудь с этим. 33. Ответ на 29., М.Яблоков: Многие были такие самонадеянные )Это Вы про Апостола? Ну-ну.Не включай дурака. Это про тебя. Простите, но эти слова : " Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь? якоже есть писано " (Рим. 8:35) написал не я. А Марка Эфесского тоже самонадеянным назовете? 32. Ответ на 31., М.Яблоков: Какое чудовищное лицемерие!... Как будто проблемы исчезли... и вы покаялись... «Лучше прения о благочестии, чем ущербное единство» (свт. Григорий Богослов). Да нет, я просто в данном случае исполняю заповедь Христа : " А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас " (Мф. 5:44) Открывайте иногда Евангелие, много нового откроете для себя! 31. Ответ на 30., Александр Шунин: Какое чудовищное лицемерие!... Как будто проблемы исчезли... и вы покаялись... «Лучше прения о благочестии, чем ущербное единство» (свт. Григорий Богослов).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/16/no...

27. Итак, на первой встрече, которая состоялась в октябре, Андрей Родосский сразу же прочитал приветствие по-латыни, которое он составил для папы и Собора. Затем [митрополит] Никейский прочел по-гречески другое, которое он написал для императора, для папы и для Собора, а Секундин переводил его на латинский язык. После того как были зачитаны эти приветствия, [митрополит] Эфесский начал свое выступление так: «Должно говорить с любовью, поскольку речь идет о мире, и его оставил нам Господь, словно некое наследие, когда шел на страдание, говоря «мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» [ Ин. 14:27 ]. Но за него Он просил нечто другое, что является словно плодом нашего преуспеяния, – это любовь. Итак, нам следует это всегда исполнять, и особенно в нынешней материи слов, и от начала до конца хранить любовь». Так он, сделав вступление и еще что-то сказав в этом роде, объявил, что хочет держать слово о прибавлении и показать, что не подобало им [т. е. латинянам] делать добавление к Символу. Ответил Андрей Родосский. Он тоже восхвалял собеседования, [совершаемые] с любовью. Затем захотел ответить и о прибавлении. Но [митрополит] Эфесский сказал ему: «Мы не просим сейчас ответов, поскольку не сказали то, что собирались. После того как мы скажем то, что хотим, тогда получим и ответы». Но Андрей все равно хотел дать ответ. Когда же вновь помешал ему [митрополит] Эфесский, только тогда он сдался и перестал говорить. Итак, [митрополит] Эфесский первым делом сказал о том, насколько необходим мир, который оставил нам наш Господь Иисус Христос , и любовь. Во-вторых, что Римская церковь повредила любовь и разрушила мир. В-третьих, что Римская церковь , призывая ныне оставленную тогда любовь, потрудилась, чтобы мы сюда пришли и изучили различия между нами. В-четвертых, что невозможно призывать мир, если не устранена причина разделения. И в-пятых, что нужно будет прочесть определения Вселенских соборов, чтобы и мы оказались согласными с отцами тех Соборов, и нынешний Собор – сообразным с теми. Об этом [митрополит] Эфесский говорил развернуто и разумно. Желающие узнать об этом в точности найдут это в деяниях данного Собора. На все это немного ответил Андрей [Родосский], и на этом заседание было завершено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Появились и целые сочинения, написанные в опровержение их. Андрей Самосатский, по поручению Иоанна Антиохийского 1294 , как главы Востока, написал от имени восточных опровержение на анафематизмы св. Кирилла. Св. Кирилл в своих опровержениях называет это сочинение „возражением восточных“. 1295 Благодаря этим опровержениям св. Кирилла, сочинение Андрея Самосатского сохранилось и до нашего времени, хотя далеко не всё, Кирилл не приводит возражения Андрея Самосатского на II, V и VI анафематизмы. 1296 Сочинение Андрея Самосатского написано в довольно сдержанном тоне; но, читая его, ясно видишь, что и он не понял св. Кирилла, так как он приписывает ему то, чему тот не учил, или оспаривает то, против чего и Кирилл не возражал. Впрочем, Андрей обнаруживает знакомство и с другими сочинениями св. Кирилла: он часто сопоставляет его анафематизмы с различными выражениями, взятыми им из других сочинений св. Кирилла. Иоанн Антиохийский поручил и Феодориту Кирскому написать опровержение на анафематизмы Кирилла. 1297 Сочинение Феодорита 1298 вышло более резким, чем Андрея, но и в нем видно непонимание учения св. Кирилла и излишняя подозрительность к его христологии. 1299 Из этих двух сочинений против анафематизмов Кирилла сочинение Андрея всегда называется первым 1300 , поэтому можно думать, что оно написано раньше сочинения бл. Феодорита. Что же касается последнего, то так как Феодорит в препроводительном письме, с которым он отправил свое сочинение к Иоанну Антиохийскому, высказывает сомнение в принадлежности анафематизмов самому св. Кириллу; 1301 то поэтому можно решительно утверждать, что оно писано до Эфесского -собора. А если так, то до собора же написано и сочинение Андрея Самосатского. На критику своих анафематизмов св. Кирилл в свое время дал надлежащий ответ. Сочинение Андрея Самосатского он опроверг после Эфесского собора, но на сочинение бл. Феодорита он дал ответ вскоре же, еще до собора. Получив от Евоптия Птолемаидского это сочинение бл. Феодорита 1302 , он написал особое сочинение под названием: „Защищения 12 анафематизмов“ (A­ ντ ησις) в котором защищает свои анафематизмы от критики на них Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Наконец все согласились сойтись в одном храме и исследовать мнение об очистительном огне и некоторые другие расхождения. Было решено, что трижды в неделю в храме святого Андрея будут сходиться представители обеих сторон для обсуждения этих расхождений. Были определены следующие представители: со стороны Восточных христиан архиепископ Эфесский Марк, и также архиепископы Монемвасийский, Никейский, Лакедемонский и Анхиальский, и также великий хартофилак, великий экклесиарх, игумен монастыря Пантократор, игумен монастыря Калеа и иеромонах Моисей. Император распорядился, чтобы дискуссию с латинянами вели только святой Марк Эфесский и Виссарион Никейский, ибо Марк превосходил всех многоучёностью и твёрдостью своего характера, как и ревностью о православных догматах Церкви 80 . Виссарион Никейский также был очень образованным и даже превосходил гладкостью речи святого Марка, но к сожалению, был лишён твёрдости характера и чистой любви к истине, которой дышало благочестие святого Марка. Латиняне же отобрали двух кардиналов, двух митрополитов, двух епископов и четырёх клириков. Среди латинян выделялся кардинал Иулиан Алгергатис, и латинский епископ Родосский Андрей: они чаще всех произносили речи и в Ферраре, и во Флоренции. Так начались 4 июня предварительные обсуждения ради того, чтобы участники Собора не сидели понапрасну, а точнее, ради того, чтобы не проедались понапрасну флорины Папы восточными участниками Собора до приезда латинских епископов, призванных посланиями Папы. Ибо, как уже было сказано, по договорённости каждый месяц Император получал 30 флоринов, Патриарх – 25, брат Императора – 20, приближённые Императора и Патриарха – по 5, а прислужники – по 3 в качестве субсидии на проживание и питание. На первом заседании было решено обсуждать вопрос об очистительном огне (чистилище-пургаториуме), реальное существование которого восточные христиане напрямую отрицают. Так как многие из читателей плохо представляют себе этот вопрос, вкратце расскажем об этом. Западная Церковь считает, что существуют три различных места, в которые могут после смерти отправляться души.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Это выступление откровенно показало, сколько далеки стороны были друг от друга в самом основном вопросе. Чтобы не тратить время впустую, решили после Пасхи трижды в неделю собирать комиссию для обсуждения догматических разногласий. В составе ее от византийской делегации присутствовали св. Марк Эфесский , Виссарион Никейский, четыре архиепископа, великий хартофилакс Константинопольской церкви, два игумена и монах. Но по личному распоряжению василевса только св. Марк Эфесский был удостоен права вести дискуссию. От латинян в состав согласительной комиссии вошли кардинал Иулиан Алгергатис, епископ Родосский Андрей, два кардинала, два митрополита, два епископа и четыре монаха. Надо полагать, стороны максимально пытались уйти от спорных вопросов, которые не могут быть разрешены моментально, в частности от Filioque. Поэтому на первом же совещании был поставлен другой вопрос – о «чистилище», хотя св. Марк Эфесский эту тему не обозначал в своем соборном выступлении. К сожалению, уже здесь проявились противоречия, царящие внутри византийской делегации, которые императору Иоанну VIII Палеологу пришлось впоследствии сдерживать по всему ходу Собора. Попутно заметим, что в силу обстоятельств василевс зачастую был вынуждаем принимать единоличные решения по церковным вопросам, поскольку больной патриарх игнорировал свои обязанности – об этом прямо писал современник тех событий 841 . Когда Виссарион Никейский начал свой диспут с латинянами, царь обратил внимание на некоторую неуверенность византийского архиепископа и приказал тому присесть на место, поручая вести дальнейший спор исключительно одному св. Марку Эфесскому . Для самолюбивого архиепископа Виссариона это было испытание не по силам. Он перенес весь свой гнев на святителя, и когда спросили его мнение о «чистилище», совершил нечто невообразимое – поднялся и напрямую заявил, что ему нечего возразить на доводы латинян. Впрочем, поступок Виссариона не следует демонизировать: в целом у греков не было конкретных возражений против «чистилища», и они были готовы даже допустить его, хотя и считали латинское учение слишком конкретным. Более всего им не нравилась фраза, будто «благословенные Бога узрят», поскольку в этом случае утрачивалось различие между Его сущностью и энергиями 842 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010