Марк Эфесский. Что мы ответили тогда, то говорим и сейчас: нет ничего затруднительного в том, чтобы показать книгу, если в том есть нужда. Трудно не дать [что-то вам], а самим лишиться. Но что касается этой книги, то ее дать непросто; если даже она и есть у нас, нет нужды причислять ко Вселенским собор, который вовсе не был принят, но, напротив, упразднен. Ведь тот собор, о котором ты говоришь, состоялся во времена пап Николая и Адриана и выносил постановления против Фотия, а после него состоялся иной собор, который восстановил Фотия. Он состоялся при папе Иоанне, восстановил Фотия и упразднил первый собор. [В его деяниях] есть и письма папы Иоанна в защиту Фотия. Этот Собор и называется Восьмым. Он рассматривал также вопрос о прибавке к Символу и рассудил ее совершенно искоренить. Мы думаем, что вы прекрасно знаете и о Соборе, и о посланиях папы Иоанна; а поскольку [постановления] первого из этих соборов были отменены, было бы совершенно неправильно обращаться к нему; вместо этого скорее нужно [опираться] на последующий. Ведь с того самого дня и поныне в Великой церкви в Константинополе читается: « Всему, что против святых патриархов Фотия и Игнатия, — анафема! » Итак, не подобает упраздненное выносить на рассмотрение.  Кардинал Джулиано. Я бы хотел успокоить вас: не бойтесь, ничего из деяний Восьмого Собора зачитано не будет. Но мы все же просим принести ту книгу, о которой мы просили. Мы хотим посмотреть нечто из Шестого и Седьмого Соборов, а о Восьмом мы ничего не говорим.  Марк Эфесский. Поскольку вы сказали, что хотите посмотреть относительно Шестого и Седьмого Соборов, мы даем вам книгу. Что же до Восьмого, то его мы не принимаем, о чем сказало и Ваше преосвященство. Вообще же неправильно предпочитать местный собор Вселенским. Что касается книги, то вы наверняка знаете, что я еще в Константинополе отдал ее господину Николаю [Кузанскому]. Мне кажется, он сделал с нее список. Он хорошо рассмотрел ее и, насколько я помню, переписал.  Андрей Родосский. И вот теперь, когда это сказано, мне бы хотелось обратить свою речь к преосвященным отцам.

http://bogoslov.ru/article/6026911

Собрание I . 8 октября, среда Марк Эфесский. Поскольку мы собрались по благодати и благоволению Бога всемогущего, ведомые единым пламенным стремлением к сему божественному делу мира и единения Церквей, надлежит нам сохранять сию любовь со всей чистотой и искренностью от начала и до самого конца собеседований по всем вопросам. И если случится так, что прозвучит слово, которое покажется резким или неприятным, его следует относить к различию способов выражения (διαφορ τν λγων) и к разности в вероучении (τν δογμτων); но любовь [к собеседникам] лично, как уже было сказано, должна сохраняться неколебимой.  Мы уведомляем Вас, преосвященные [отцы], что будем говорить о прибавке к Символу веры: что ее не следовало да и вовсе нельзя было вводить. Ибо именно эта прибавка и стала первоначальной причиной раскола (σχσματος). Поэтому, если время позволяет, мы будем сейчас обсуждать этот вопрос, если же нет, отложим речь на следующее заседание. Как нам представляется, так следует действовать и на всех последующих собраниях, чтобы было заранее известно, что будет предметом обсуждения на предстоящем заседании.  Андрей Родосский   выслушал сказанное [Марком] и сказал в ответ по главам следующее: Мы также просим вас руководствоваться этой любовью и в предстоящих собеседованиях сохранять ее по отношению к нам, памятуя о Христе. И если будет сказано нечто излишне резкое, это следует относить к предмету обсуждения, а не к лицам собеседников. Также мы просим вас в каждом разбирательстве давать ясные и исчерпывающие ответы на наши вопросы, не используя двусмысленных и неясных выражений. Что же до вашего вопроса, почему Римская Церковь сделала прибавку к Символу и тем самым создала причину разделения, я бы хотел сейчас дать на него ответ (πολογαν) сам от себя. Прошу не считать его исчерпывающим; более подробно я отвечу позже, посоветовавшись с этими святыми отцами .  Марк Эфесский. Мы пока не нуждаемся в ответе, поскольку еще не сказали по данному вопросу того, что хотели; тем более [нам не нужен] твой личный ответ, который ты дашь сам от себя. Дай ответ соборным образом (συνοδικς), в подобающее время и посоветовавшись с другими отцами, как ты сам и сказал. 

http://bogoslov.ru/article/6023861

  Несмотря на неизменно сохраняющийся интерес научного сообщества к истории Великой схизмы между Востоком и Западом 1 , заключительный акт драмы разделения – полемика на Ферраро-Флорентийском соборе – все еще не получил достаточного рассмотрения. Особенно остро этот пробел ощущается в отношении непосредственно соборных дискуссий, которые до сих пор не стали объектом сколько-нибудь значимого числа систематических исследований. Характерно, что даже авторы, предпринимающие попытки установить, к примеру, причины неудачи Флорентийской унии, обычно уделяют внимание не столько содержанию аргументации сторон, сколько обстоятельствам, окружающим полемику или, в лучшем случае, ее форме 2 . Исключения, разумеется, присутствуют 3 , однако содержательный герменевтический анализ соборных прений в Ферраре и Флоренции остается по-прежнему актуальной задачей, а результаты подобного исследования могут оказаться полезны для расширения наших представлений о поздневизантийской мысли. В данной статье мы бы хотели обратиться непосредственно к одному из наиболее интересных выступлений, прозвучавших на начальном этапе работы Ферраро-Флорентийского собора, – вступительной речи свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского, в которой он очертил свое представление о причинах Великой схизмы и возможностях ее преодоления. Речь свт. Марка Официально соборные прения были открыты (после многочисленных задержек и переносов) в Ферраре в среду 8 октября 1438 г. Началу дискуссионных заседаний предшествовало торжественное церемониальное собрание, однако собственно полемику открыли свт. Марк Евгеник и униатский митр. Родосский Андрей Хрисоверг. После короткого обмена репликами (в которых уже, как кажется, звучит скрытое раздражение; несмотря на то, что с обеих сторон декларировалась необходимость сохранения любви и уважения к оппонентам, на практике определенное напряжение ощущалось с самого открытия собора) Эфесский митрополит произнес вступительное слово. Ниже мы приводим его в нашем переводе, указывая по мере возможности в сносках вероятные источники для тех или иных идей и выражений свт. Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Всем известно, что на юге Италии, у основания «каблука» Аппенинского «сапога», находится город Бари, где в глубокой крипте вот уже девять веков почивают честные мощи святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Мощам великих святых можно поклониться и в Милане (св. Амвросий Медиоланский), Венеции (св. апостол Марк), Амальфи (св. апостол Андрей).  Многие из нас отдыхали в Турции и впредь собираются проводить там отпуск. Напомним, что неподалеку от популярного курорта Кушадасы можно побродить по сохранившимся улицам древнего города Эфеса, знакомого нам по Апостольским Посланиям, поклониться пустой гробнице св. ап. Иоанна Богослова, побывать в пещере св. Семи Отроков Эфесских, а также на месте, где происходил Третий Вселенский Собор. На Средиземноморском турецком берегу, в Анталии, находится гробница свт. Николая Чудотворца, откуда его мощи были перенесены в г. Бари. В местном краеведческом музее хранится частица мощей Святителя. Богат православными святынями Кипр. В городе Ларнаке находится гробница св. Лазаря, воскрешенного Господом, а впоследствии ставшего первым кипрским епископом. В городе Пафос сохранилась Колонна Бичевания, служившая местом страдания св. ап. Павла. В одноименных монастырях, расположенных в горах в центре острова, хранятся чудотворные иконы Киккская и Троодитисса. Чтобы перечислить все православные святыни Греции, потребуется не одна страница. Поэтому остановимся  только на островах, которые служат традиционными местами отдыха многих европейцев. На Корфу находятся мощи свт. Спиридона Тримифунтского, св. царицы Феодоры, а также апостолов от 70-ти Сосипатра и Иасона. На Крите сохранились древние византийские церкви с замечательными фресками критской школы. Множество святых мощей находится в монастыре Топлу. На Патмосе можно посетить монастырь св. ап. Иоанна Богослова и пещеру Апокалипсиса. В последнее время все большую популярность приобретает такой удивительный уголок православного мира, как Черногория. В Черногории находится просто удивительное для такой маленькой страны количество великих православных святынь: частица Животворящего Креста Господня, десница Иоанна Предтечи, мощи святых: святителя Василия Острожского, святителя Петра Цетинского, мученика Феодора Стратилата, мученика Трифона. В каждом городе, на каждой улочке - древние храмов, монастыри. Около десятка святых обителей расположены по берегам Скадарского озера.

http://pravoslavie.ru/159.html

Куда едут эти азербайджанцы, узбеки, казахи? Их много, и они ведут себя свободно, как дома. Не таковы европейцы. Европейцы – в чужой тарелке, они сдержанны и немного напряжены. Остро чувствуешь, что у белого человека нет больше общей для всех этической нормы и религиозной практики. «Права человека», «свобода, равенство и братство» кажутся чем-то жидким и бессильным на фоне чужой и мощной традиции. У этих – вера и мировоззрение, а у европейцев – пресная болтовня. Дома, под защитой армии и полиции, она худо-бедно работает, а здесь европеец похож на голого человека, стоящего в толпе одетых. Такси, отель, первые глотки чужого воздуха. Все это везде почти одинаково. Переодеваемся и идем на поиски Софии. Она недалеко, километрах в двух-трех. Если позади – море, а впереди – центр, то улицы задраны вверх, как киевская Шелковичная. Вечный вопрос: как они здесь ездят? Пять минут подъема – и ты дышишь так шумно, словно бежал кросс. Справа и слева магазины, а над ними мастерские. Как и положено, мастера занимают целые улицы: улица кожевников, улица ткачей, улица сапожников. Нельзя размениваться на мелочи. Апостолам, идущим проповедовать, сказано: «Никогоже на пути целуйте», то есть ни на что не отвлекайтесь. Делайте главное. Наше главное – Дом Премудрости Божией. Там собирались Соборы и проповедовали Патриархи. Там купол подпирают мраморные столбы, принесенные, как поет молва и как подхватывает ее мелодию Мандельштам, из храма Артемиды Эфесской и из Баальбека. И всем векам – пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила Эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. Там русские купцы забыли, где они, на небе или на земле, когда ради них была отслужена Литургия, и, вернувшись, они сказали князю, что лучше греков никто не молится Богу. Там – «наше все», там наша Мать, родившая в Киеве и Новгороде иных Софий, по образу и подобию первой. Вот Она! Дух перехватывает и уже не отпускает. Здесь в моей голове, как из кубиков, складывается фраза, которая будет звучать во мне во все дни пребывания в Городе и много позже: «Город вселенской катастрофы». Мы находимся в Городе вселенской катастрофы.

http://radonezh.ru/monitoring/konstantin...

Лекция 11 Русская Церковь при св. митрополите Фотии. Конфликт Фотия и Витовта Литовского. Митрополит Литовской Руси Григорий Цамвлак. Великий князь Литовский Свидригайло и митрополит Герасим. Поставление Исидора на митрополию всея Руси. Ферраро-Флорентийский собор и участие в нем митрополита Исидора. Отступничество греков и заключение Флорентийской унии. Св. Марк Эфесский. Возвращение Исидора на Русь и реакция Москвы на Флорентийскую унию. Осуждение унии и низложение Исидора. Значение Московского Собора 1441 г. для судеб Православия. Период от разделения митрополии до конца царствования Ивана Грозного (1458-1584 гг.) Лекция 12 Осмысление русскими последствий Флорентийской унии и отступничества греков. Поставление св. Ионы на митрополию всея Руси - начало автокефалии Русской Церкви. Русская Церковь при св. митрополите Ионе. Поставление Григория Болгарина униатским митрополитом Западной Руси и разделение Русской Церкви на две митрополии - Киево-Литовскую и Московскую. Попытки совращения западных русинов в католичество. Лекция 13 Устроение Русской Церкви в монгольский период. Русские митрополиты, их значение в жизни Церкви и государства. Митрополичья власть и епархиальные архиереи. Особенности положения Новгородского архиепископа. Епархии Русской Церкви. Приходское духовенство. Возрождение русского монашества в XIV столетии. Лекция 14 Преп. Сергий Радонежский и его ученики. Новые обители Северо-Восточной Руси. Другие русские преподобные II половины XIV - I половины XVI в.в. и основанные ими монастыри. Монастырская колонизация Русского севера. Монастырское землевладение. Значение монастырей для русской культуры. Иконописание в XIV-XV в.в. Феофан Грек, преп. Андрей Рублев и Даниил Черный. Лекция 15 Митрополит Феодосий (Бывальцев). Русская Церковь в период его правления. Митрополит Филипп I. Новгородская проблема. Брак Иоанна III и Софьи Палеолог. Строительство нового Успенского собора в Московском Кремле. Митрополит Геронтий. Его конфликт с великим князем Иоанном III. Новые тенденции в отношениях между великокняжеской и митрополичьей властями.

http://sedmitza.ru/lib/text/436227/

Но все-таки православные не могли не отметить, что собор явился явным поворотом в папской политике. Действительно, как уже отмечалось выше, все предложения Кантакузина были приняты. Собор действительно собрался для проведения серьезной дискуссии без каких-либо предварительных условий. Учли даже просьбу византийцев о том, чтобы место встречи было в Италии. И наконец, папство признало справедливость требований греков, что подбор делегатов собора должен проводиться на репрезентативной основе. Константинопольская Церковь в XV в. (как и Кантакузин за сто лет до этого) ясно понимала, что любое соглашение, достигнутое без участия грузин или тем более русских имеет очень мало шансов на конечный успех. Император приложил все усилия, чтобы сколотить внушительную делегацию. Самыми видными ее членами стали: новопоставленный митрополит Никейский Виссарион (известный латинофрон) и противник унии митрополит Эфесский Марк Евгеник. Его поддерживали афонские монахи из монастырей Великая Лавра, Св. Павла и Ватопед. Если учесть присутствие представителей целого ряда православных стран, могло сложиться мнение, что географически православный мир был весьма полно представлен. Но на самом деле это была лишь видимость. Миллионы православных христиан, проживавших на Балканах и в Малой Азии, не говоря уже о жителях Ближнего Востока, не были представлены на соборе, так как их территории находились под турецким владычеством. Византийские делегаты на Ферраро-Флорентийском соборе на самом деле могли считаться представителями немногим более сотни тысяч православных, проживавших в то время на территории, которая все еще оставалась у империи. С другой стороны, латинская делегация, прибывшая на собор, была весьма серьезной: все ее члены являлись профессиональными философами, отлично знающими творения отцов. В нее входили три ученых доминиканца: урожденный грек Андрей Хрисоберг, архиепископ Родосский; Иоанн Черногорский, архиепископ Ломбардский, и испанец Иоанн де Торквемада. Делегацию возглавлял кардинал Чезарини. Папа Евгений постоянно контролировал ситуацию и делал все, чтобы усилия делегации были бы хорошо скоординированными.

http://sedmitza.ru/lib/text/434829/

О присутствии христиан в Никополе известно уже в апостольский век. Подробности возникновения местной общины неизвестны, однако св. ап. Павел в Послании к Титу писал, что провел зиму в Никополе (см.: Тит 3. 12). Достоверные сведения о епархии Никополя появились лишь в IV в. Еп. Илиодор принял участие в Сардикийском Соборе 343 г., еп. Донат - во Вселенском III Соборе в Эфесе. Еп. Аттик - участник 2-го Эфесского Собора 449 г. и Вселенского IV Собора в Халкидоне 451 г. На обоих Соборах Аттик придерживался мнения большинства. Еп. Евгений в 458 г. подписал документ с осуждением убийства сщмч. Протерия , архиеп. Александрийского (451-457), монофизитами. В V в., с завершением процесса формирования церковной иерархии, кафедра Никополя получила статус митрополии в составе диоцеза Иллирик и вошла в юрисдикцию Римской Церкви. Еп. Алкисон из Никополя известен как участник церковно-политической борьбы в нач. VI в. Он поддерживал контакты с палестинскими монахами ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 5; III 31, 33), в 516 г. участвовал в К-польском Соборе. Из-за связей еп. Алкисона с иерархами, поддерживавшими «Энотикон» , римский престол на некоторое время разрывал с ним отношения, однако спустя краткое время литургическое общение между Никополем и Римом было восстановлено, что подтвердил своим письмом папа Римский св. Гормизд ( Horm., papa. Ep. 18). Еп. Иоанн возведен на кафедру в 516 г. и также был принят в общение папой (Ibid. 17). В тот период митрополия Никополя находилась в прямом подчинении Риму и епископы поддерживали переписку с папами, минуя митрополию Иллирика в Фессалонике. Таким же образом спустя столетие еп. Андрей вел переписку с папой свт. Григорием I Великим ( Greg. Magn. Reg. epist. 68, 70). Из письма папы Гонория I от 625 г. известно, что в то время в Никополе скончался еп. Сотирих и на кафедре папа утвердил еп. Ипатия ( Honorius I, papa. Ep. 8//PL. 80. Col. 478). Еп. Дометий в VI в. известен только по раскрытой археологами мозаичной надписи в одной из городских базилик.

http://pravenc.ru/text/2577587.html

Теперь этот вопрос, вопрос “Filioque”, предстал для обсуждения между православными и латинскими представителями. По вопросу обсуждения сего, между греками было два течения: одни предлагали, чтобы сначала подвергся исследованию самый догмат, заключающийся в слове “Filioque”, т. е. учение, что Святый Дух исходит не только от Отца, но и от Сына; а другая группа, которая представляла большинство и которую возглавляли св. Марк Ефесский и Гемист Плифон, и мнение которой было принято к исполнению, считала, что сначала надлежит рассмотреть вопрос самой законности внесения какого-бы то ни было прибавления в Символ Веры . Они полагали, что если они убедят латинян, чтобы они изъяли из Символа Веры внесенное ими прибавление, столь угрожающее делу примирения и воссоединения Церквей, то тогда и вопрос заключающагося в этом прибавлении догматического учения отпадет сам по себе. Для исследования помянутого вопроса опять была составлена комиссия из греческих и латинских представителей. Православными представителями были: св. Марк Ефесский , Виссарион Никейский, Исидор Киевский (который прибыл в Феррару 13-го августа 1438 г. после целого года путешествия из Руси, и возглавлявший делегацию Русской Церкви, состоявшую из 200 человек, среди которых, кроме самого Исидора, был только один епископ, Авраамий Суздальский, а большинство составляли миряне и немногочисленное духовенство, среди которого был и монах Симеон Суздальский, оставивший краткое описание Флорентийского Собора, но которое не имеет исторической ценности), Георгий Гемист Плифон, великий сакеллий Вальсамон и екклисиарх Великой Церкви Сиропул, которого затем заменил Великий кустодий Константинополя Феодор Ксанфопул; из числа этих представителей, как и ранее, только св. Марк Ефесский и Виссарион Никейский были уполномочены выступать с речами и в дебатах с латинянами, роль же остальных была совещательного характера. Со стороны латинян были: кардиналы Иулиан Цезарини и Николай Альбергати, архиепископ Родосский Андрей, епископ Форлийский и еще несколько богословов, среди которых особое место впоследствии занял Иоанн Рагусский (Joannis de Montenigro).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Эта формула, несомненно, была весьма дипломатична: условно были сохранены все те титулы и наименования, которые Ватикан требовал от греков, чтобы они приняли в отношении Папы, и, однако, последней фразой был ограничен его “primatus jurisdictionis”; но в отношении церковной правды этот компромиссный подход не должен был иметь места и был предательством церковной правды и православного догмата Церкви. Мы уже говорили, но и теперь уместно сказать о том, как должен был при этом страдать св. Марк Ефесский , этот носитель церковной правды, этот безкомпромиссный и безупречный стоятель за Истину, который хотя и сам устранился и был устранен от дальнейшего участия в деяниях Собора, однако, конечно, знал и слышал все то, что происходило. Он имел определенное мнение о положении Римского папы, которое он и высказал впоследствии в Окружном Послании (оно будет приведено нами ниже); это мнение гласило: “Для нас папа представляется как один из патриархов, и то – если бы он был православным, а они (униаты) с большой важностью объявляют его – Викарием Христа, Отцем и Учителем всех христианъ” 601 . Составив приведенную выше формулу относительно примата папы, греки твердо решили не идти далее этого, и если латиняне не примут этого, прервать переговоры и вернуться в Константинополь, тем более, что из Венеции вот-вот должны были прибыть корабли для их возвращения на родину. 27-го июня Исидор и Дорофей отправились к Папе и уговорили его принять греческую формулировку, как можно скорее назначить Акт Унии и в день Апостолов Петра и Павла торжественно возвестить миру о заключении Унии. Папа, который в это время имел у себя большое собрание, благосклонно отнесся к предложению греческих представителей и в тот же день сообщил им свое оффициальное согласие. Андрей де Санта-Кроче сообщает нам, что кардинал Цезарини, по распоряжению Папы, сделал подробный доклад собранию латинян о всех переговорах, которые велись между греками и латинянами и о результате их. Он сообщает, что по поводу догмата о Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010