17-го июня Император собрал у себя в частных покоях трех представителей Восточных Патриархов и 10 епископов, стоявших за Унию, с целью убедить св. Марка Ефесского к принятию Унии. Но несмотря на все попытки и увещания, св. Марк остался непреклонным в своем убеждении и решительно отказался принять латинские догматы 581 . После сего имя св. Марка не встречается в историях Флорентийского Собора. Но мы встретимся с этим благословенным именем в тот день, когда будет подписываться Уния, или лучше сказать – капитуляция Православной Церкви. События шли быстро. И 18-го июня, т. е. на следующий день после безплодных попыток переубедить Св. Марка Ефеского, греки собрались у Папы, который обратился к ним через своего представителя с речью касательно привилегий папы и по поводу освящения Св. Даров. Император уклонился от присутствия на этом собрании. Историк Флорентийского Собора Андрей де Санта-Кроче сохранил нам более подробную картину последних переговоров. Согласно ему, накануне речи Папы два кардинала отправились к Императору, который через Виссариона Никейского предложил им несколько вопросов и выразил некоторые сомнения относительно содержащагося в “Хартуле”. Затем последовал диспут между Виссарионом Никейским и Иоанном Рагусским, который продолжался и на следующий день. После вступительной речи кардинала Цезарини, Иоанн Рагусский начал диспут с чтения нескольких древних посланий пап, которые были почтены Соборами и исполнены наивысших похвал папам; особенно он остановился на Четвертом Вселенском Соборе. На это Виссарион ответил, что указанные примеры являются только выражением известной любезности по отношению к папам, но отнюдь не указывают на особые привилегии Римского престола. Но пусть докладчик укажет, – говорил Виссарион, – на особые привилегии, которые давались папам в древней Церкви Вселенской Церковью, пусть будут указаны древние каноны, подтверждающие привилегии Римского престола. Виссарион прекрасно знал, что ничего такого не было. Но Иоанн Рагусский на это ответил, что послания пап важнее канонов и определений, вынесенных Вселенскими Соборами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Вследствие этого каждый из епископов, отдельно, стал высказывать свое исповедание веры 475 . – Евсевий (после этого): так как некоторые из епископов пребывают здесь, в городе, и, однако же, здесь не присутствуют, то я прошу напомнить им, чтобы, узнав то, что сделано, сами заявили свою волю. Флавиан приказал известить о том епископов, находившихся в городе, прочитать им бывшие деяния собора и потребовать от них письменного изложения веры. Так окончилось второе заседание. Третье заседание открылось предложением Евсевия: вот уже четвертый день прошел, как я сделал заявление вашему собору о том, что Евтихий искажает догматы . Прошу, чтобы посланные к нему сказали: какой ответ получили они от него? – Флавиан: пусть скажут нотарии, кто был тогда послан? Нотарии отвечали, что посланы были пресвитер Иоанн и дьякон Андрей, и что оба они здесь. – Флавиан: пусть предстанут они пред святым собором и пусть скажет сперва почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн, ходил ли он вызывать пресвитера и архимандрита Евтихия, видел ли его и что от него слышал. Иоанн объяснил (довольно подробно и многословно), что по повелению собора он ходил в монастырь к Евтихию, прочитал ему вместе с Андреем обвинительную записку, вручив ему копию с нее, указал имя обвинителя и сказал, что его вызывает собор для оправдания. Евтихий на это отвечал, что у него издавна положено за правило никуда не выходить из монастыря, что Евсевий ему враг и из неприязни обвиняет его; он готовь согласиться с изложением святых отцов Никейского и Эфесского соборов и обещал подписать их толкования, но что если встретится у них в некоторых словах что-нибудь ложное и погрешительное, то этого он, Евтихий, и не отвергает, и не одобряет, а исследует одно Писание как твердейшее отеческих толкований. После воплощения Бога Слова он поклоняется одному естеству, естеству Бога, воплотившегося и вочеловечившегося. Потом прибавил, что на него высказана клевета, будто говорил он, что Бог Слово принес с Собой плоть с неба, и что он невинен в этой клевете. А что Господь наше Иисус Христос состоит из двух естеств, соединившихся ипостасно, этого он не встречал у святых отцов, а если и встретит, то не примет этого. Далее он исповедал, что родившийся от Девы Марии есть совершенный Бог и совершенный человек, не имеющий плоти, единосущной нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Пятнадцатый век видел падение и другого царства, которое было родственно Иерусалиму, не по титлу своих властителей, а по деятельному участию, какое принимало всегда в судьбах его, от первого Константина и до последнего: Византия пала, под громовыми ударами правнука Баязида-молнии! Предчувствуя близкое падение своей державы, уже стесненной в одной ограде столицы оружием султана Оттоманского Мурата, император Иоанн Палеолог думал найти спасение на Западе, соединением Церквей, и обманулся в своих надеждах. Он послал поверенных к патриархам Восточным, Александрии, Антиохии и Иерусалима, дабы они назначили своих местоблюстителей на собор Вселенский, с полномочием утверждать все его решения, именем их, и святители дали наперед согласие на все, что только не будет противоречить прежним вселенским уставам. Иоаким святительствовал тогда в Св. граде, и верным его местоблюстителем был именитый Марк Эфесский , который один не поколебался, когда едва не поколебалось Православие во Флоренции. Император Иоанн, обманутый личными обещаниями папы Евгения IV, отплыл в Италию вместо того, чтобы последовать приглашению императора Римского на собор Базельский, и вынужден был, тесными обстоятельствами, подписать, вместе с архиереями, постыдные условия собора Флорентинского. Ужаснулись святители Восточные, когда услышали о таком злоупотреблении данного им полномочия 49 . Патриархи Филофей Александрийский и Дорофей Антиохийский, вместе с митрополитом Кесарийским Арсением, собрались во Св. град к патриарху Иоакиму, чтобы предать торжественно анафеме беззаконные деяния собора Западного и нового патриарха Цареградского, Митрофана, который был поставлен императором на кафедру благочестивого старца Иосифа, скончавшегося во Флоренции. Несколько лет спустя, те же патриархи, Александрии и Антиохии, и новый патриарх Иерусалима, Григорий, пришли в Царьград, уже при последнем императоре Константине Палеологе, в храме Св. Софии опять осудили догматы латинские, и поставили православного патриарха Афанасия на место Григория Маммы, преданного Риму. Это был последний собор иерархов Восточных 50 в древней столице Православия, до её сокрушения Магометом II. Седьмой из царственного рода Палеологов и одиннадцатый славного имени Константинов, император мужественно пал, с оружием в руках, на стенах своей столицы, и с ним угасла одинадцативековая империя Восточная, проливавшая столько милостей на Св. град. Осиротевшие его святители лишились сильнейшей своей опоры, которая столько раз ограждала их от гонений сарацинских. Тридцатишестилетнее правление Григория и более, нежели сорокалетнее преемника его Дорофея, протекло все в междоусобиях султанов мамелюкских, раздиравших Сирию и Египет. Дорофей дожил до владычества оттоманского в Иерусалиме, ибо на обломках священной империи Константинов внезапно возросло исполинское царство султанов турецких и охватило весь христианский мир Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

[Вторая ваша речь] разделяется на десять — если не более — положений. Мы скажем обо всех по возможности кратко; то из сказанного вами, что не относится к предмету обсуждения, мы пока отставим. Сперва вы выразили удивление тому, что мы зачитали Никейский Символ. Мы же отвечаем, как и тогда, что мы сделали это с тем, чтобы показать, как Третий Собор, зачитав его во имя Первого и Второго Соборов и сочтя оба [Символа] за один, положил свою печать — запрет что-либо прибавлять к нему.  Кардинал Джулиано. Вы утверждаете, что на Третьем Соборе были зачитаны [Символы] и Первого, и Второго Соборов?  Марк Эфесский. Мы не утверждаем, что он был зачитан, но говорим, что по смыслу он содержится в [Символе] Первого [Собора], как уже было исчерпывающим образом показано выше.  Виссарион Никейский. Во-вторых, вы сказали, что запрещение относится только к вере по смыслу, а не к словам и слогам. Можно многое сказать в ответ на это и доказать [обратное] словами самих Соборов, поскольку в каждом определении ясно и понятно говорится о Символе, но с нас довольно будет и их дел, которые яснее выражают их мысль, с которой они это говорили. Несмотря на необходимость, как мы уже неоднократно говорили, они ничего и никогда не прибавляли. В-третьих, вы снова прибегли в качестве доказательства к первоначалам и аксиомам. Мы уже ранее дали ответ на это, и повторим сейчас, что ваш вывод по двум причинам не обязателен: во-первых, из-за [того, что такое] вообще первоначала; ни одно первоначало ни в одной науке или дисциплине не может одновременно быть выводом из той же науки, для которой оно является первоначалом, то есть причиной вывода. Во-вторых же, из-за того, каковы те первоначала, о которых мы говорим, сиречь богословские. К этим первоначалам, как видно, ничего не было прибавлено впоследствии учителями, хотя все их разъяснения исходили из этих начал.  Андрей Родосский. Было бы хорошо, если бы у вас была наша речь в записанном виде, чтобы вы следовали той последовательности, которая в ней присутствует. 

http://bogoslov.ru/article/6166573

Так вкоренялось христианство на Востоке содействием великого Евфимия, когда две сильные ереси, одна за другою, возмутили его благоденствие. Мнения Нестория и Евтихия о двух естествах Спасителя, наполнили распрями и недоумием Сирию и Палестину. Несогласие Патриархов Антиохии и Иерусалима со св. Кириллом Александрийским , который осудил без них Нестория на Эфесском соборе, отвлекло на время епархии от православия. Собор Халкидонский против Евтихия, еще более сделал чуждыми друг другу различные церкви Востока и разделение посеялось даже в тишине обителей, вследствие схоластических споров того века. Ювеналий, патриарх Иерусалимский, был низведен с престола и несколько лет Евтихианский епископ властвовал в Палестине. Игумены окрестных монастырей частью отпали от православия, частью не признавали только собора Халкидонского, более по личностям, нежели по догматам, и в сем заблуждении поддерживала их императрица Евдокия, супруга младшего Феодосия, которая по смерти его избрала себе жилищем Иерусалим, расточая большие богатства для его благосостояния. Тогда, из глубины своей пустыни, твердым оплотом православия явился великий Евфимий. Воздвигая падших, просвещая заблужденных, карая красноречием противников, один только для них страшный и один неприступный, ибо святость его была ему щитом, поддерживал он чистую веру и достиг желанной цели, ибо пред концом дней своих увидел вновь водворившееся православие на престоле Иерусалимском и в пустынях. Сама Евдокия, тронутая его добродетелями, пожелала видеть старца; но святой муж не исполнил ее воли, предрекая близкую кончину, и только убеждал ее думать о спасении души; она обратилась. Не будучи уже в силах спускаться каждый раз с вершины своего утеса для воскресной литургии в обитель Феоктиста, он пожелал устроить у себя малую церковь , и новый патриарх Анастасий ходил сам освящать ее для утешения старца. Но, не смотря на свои поздние годы, Евфимий не переставал ежегодно удаляться в пустыню Заиорданскую на все течение поста, с избранными из учеников своих: Герасимом, Кириаком, Феодором, Маркианом, Саввою и другими, из коих многие по его смерти основали себе обители и все были светильниками своего века. И так лавра Евфимиева, подобно Фарранской сделалась рассадником иноков. Однажды при начале поста он объявил братии, что на сей раз уже не идет с ними в пустыню, готовясь к другому странствию, и заключившись в своем вертепе, окончил на молитве столетний подвиг ангельской своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

О присутствии христиан в Никополе известно уже в апостольский век. Подробности возникновения местной общины неизвестны, однако св. ап. Павел в Послании к Титу писал, что провел зиму в Никополе (см.: Тит 3. 12). Достоверные сведения о епархии Никополя появились лишь в IV в. Еп. Илиодор принял участие в Сардикийском Соборе 343 г., еп. Донат - во Вселенском III Соборе в Эфесе. Еп. Аттик - участник 2-го Эфесского Собора 449 г. и Вселенского IV Собора в Халкидоне 451 г. На обоих Соборах Аттик придерживался мнения большинства. Еп. Евгений в 458 г. подписал документ с осуждением убийства сщмч. Протерия , архиеп. Александрийского (451-457), монофизитами. В V в., с завершением процесса формирования церковной иерархии, кафедра Никополя получила статус митрополии в составе диоцеза Иллирик и вошла в юрисдикцию Римской Церкви. Еп. Алкисон из Никополя известен как участник церковно-политической борьбы в нач. VI в. Он поддерживал контакты с палестинскими монахами ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 5; III 31, 33), в 516 г. участвовал в К-польском Соборе. Из-за связей еп. Алкисона с иерархами, поддерживавшими «Энотикон» , римский престол на некоторое время разрывал с ним отношения, однако спустя краткое время литургическое общение между Никополем и Римом было восстановлено, что подтвердил своим письмом папа Римский св. Гормизд ( Horm., papa. Ep. 18). Еп. Иоанн возведен на кафедру в 516 г. и также был принят в общение папой (Ibid. 17). В тот период митрополия Никополя находилась в прямом подчинении Риму и епископы поддерживали переписку с папами, минуя митрополию Иллирика в Фессалонике. Таким же образом спустя столетие еп. Андрей вел переписку с папой свт. Григорием I Великим ( Greg. Magn. Reg. epist. 68, 70). Из письма папы Гонория I от 625 г. известно, что в то время в Никополе скончался еп. Сотирих и на кафедре папа утвердил еп. Ипатия ( Honorius I, papa. Ep. 8//PL. 80. Col. 478). Еп. Дометий в VI в. известен только по раскрытой археологами мозаичной надписи в одной из городских базилик.

http://pravenc.ru/text/2577587.html

Но все-таки православные не могли не отметить, что собор явился явным поворотом в папской политике. Действительно, как уже отмечалось выше, все предложения Кантакузина были приняты. Собор действительно собрался для проведения серьезной дискуссии без каких-либо предварительных условий. Учли даже просьбу византийцев о том, чтобы место встречи было в Италии. И наконец, папство признало справедливость требований греков, что подбор делегатов собора должен проводиться на репрезентативной основе. Константинопольская Церковь в XV в. (как и Кантакузин за сто лет до этого) ясно понимала, что любое соглашение, достигнутое без участия грузин или тем более русских имеет очень мало шансов на конечный успех. Император приложил все усилия, чтобы сколотить внушительную делегацию. Самыми видными ее членами стали: новопоставленный митрополит Никейский Виссарион (известный латинофрон) и противник унии митрополит Эфесский Марк Евгеник. Его поддерживали афонские монахи из монастырей Великая Лавра, Св. Павла и Ватопед. Если учесть присутствие представителей целого ряда православных стран, могло сложиться мнение, что географически православный мир был весьма полно представлен. Но на самом деле это была лишь видимость. Миллионы православных христиан, проживавших на Балканах и в Малой Азии, не говоря уже о жителях Ближнего Востока, не были представлены на соборе, так как их территории находились под турецким владычеством. Византийские делегаты на Ферраро-Флорентийском соборе на самом деле могли считаться представителями немногим более сотни тысяч православных, проживавших в то время на территории, которая все еще оставалась у империи. С другой стороны, латинская делегация, прибывшая на собор, была весьма серьезной: все ее члены являлись профессиональными философами, отлично знающими творения отцов. В нее входили три ученых доминиканца: урожденный грек Андрей Хрисоберг, архиепископ Родосский; Иоанн Черногорский, архиепископ Ломбардский, и испанец Иоанн де Торквемада. Делегацию возглавлял кардинал Чезарини. Папа Евгений постоянно контролировал ситуацию и делал все, чтобы усилия делегации были бы хорошо скоординированными.

http://sedmitza.ru/lib/text/434829/

Приняв посольство, Иоанн I попытался внести коррективы в соглашение свт. Кирилла с Павлом, однако угроза Аристолая донести в Константинополь о " сопротивлении " Иоанна I миру заставила его ограничиться более общей правкой. В чем состояли изменения, внесенные Иоанном I, неизвестно, однако свт. Кирилл их принял и 23 апреля 433 года торжественно зачитал в храме акт о воссоединении. В послании свт. Кириллу Иоанн I писал, что принял соглашение, чтобы, не отступая от никейской веры, избежать двусмысленности человеческих слов, неспособных выразить Божественные тайны, и чтобы прекратить насилие над истиной. Иоанн I признал Максимиана архиепископом Константинополя и согласился с тем, что Несторий был низложен за учение, достойное анафемы . Архиеп. Иоанн I отправил окружное послание предстоятелям остальных Церквей, извещая о восстановлении общения между Антиохией и Александрией. В ответ он получил благодарственное письмо свт. Кирилла . Через Аристолая Иоанн I передал послание имп. Феодосию с благодарностью за его настойчивость в достижении церковного мира. Вместе с тем Иоанн I просил вернуть кафедры тем, кто были низложены архиеп. Максимианом. Кризис в Антиохийской Церкви В Сирии далеко не все приняли условия примирения и вскоре начала складываться оппозиция из бывших сторонников Иоанна I, поддержавших его на Эфесском Соборе, но теперь выступавших против мира. Даже у епископов, которые высказывались за примирение со свт. Кириллом еще в декабре 432 года, окончательные условия соглашения вызвали недовольство. Несмотря на общее признание православия свт. Кирилла и принятие его объяснений к анафематизмам, Феодорит Кирский , Андрей Самосатский , Александр Иерапольский и некоторые другие епископы продолжали отстаивать невиновность Нестория. Александр разорвал общение с Иоанном I после возвращения Павла Эмесского из Александрии . В ответ Иоанн I лишил Александра полномочий митрополита в пров. Евфратисия и рукоположил на кафедру нового епископа (нач. 434 ). Это вмешательство в дела другой провинции вызвало протест епископов во главе с Феодоритом . Епископы организовали Собор в г. Зевгма и составили послание Иоанну I, в котором изложили ему свои претензии . В это же время на Соборе в Аназарве епископы Киликии во главе с Елладием Тарсийским объявили о том, что они не признают соглашения со свт. Кириллом . Однако Иоанн I продолжал отстаивать свою позицию и вскоре совершил рукоположение епископа для Сергиополя (Русафа) в Евфратисии. Епископы провинции обратились с жалобой к имп. Пульхерии . Ввиду нараставшего недовольства Иоанн I искал поддержки у префекта претория Тавру, и имп. Феодосий издал сакру, предписывавшую лишать кафедр епископов, не находившихся в общении с Иоанном I . Перед подобными репрессивными мерами большинство архиереев, в т. ч. Феодорит, уступили. Поддержка Феодорита в дальнейшем сыграла важную роль в восстановлении пошатнувшегося авторитета Иоанна I в Антиохийской Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/13680417.h...

P. 102-104; Vol. 3. P. 185-187; ДВС. Т. 1. С. 534-535). И. отправил окружное послание предстоятелям остальных Церквей, извещая о восстановлении общения между Антиохией и Александрией. В ответ он получил благодарственное письмо свт. Кирилла (ACO. Vol. 1. Pt. 4. P. 15-20; ДВС. Т. 1. С. 540-543). Через Аристолая И. передал послание имп. Феодосию с благодарностью за его настойчивость в достижении церковного мира. Вместе с тем И. просил вернуть кафедры тем, кто были низложены архиеп. Максимианом. Кризис в Антиохийской Церкви В Сирии далеко не все приняли условия примирения и вскоре начала складываться оппозиция из бывш. сторонников И., поддержавших его на Эфесском Соборе, но теперь выступавших против мира. Даже у епископов, к-рые высказывались за примирение со свт. Кириллом еще в дек. 432 г., окончательные условия соглашения вызвали недовольство. Несмотря на общее признание православия свт. Кирилла и принятие его объяснений к анафематизмам, Феодорит Кирский, Андрей Самосатский, Александр Иерапольский и нек-рые др. епископы продолжали отстаивать невиновность Нестория. Александр разорвал общение с И. после возвращения Павла Эмесского из Александрии ( Mansi. Т. 5. P. 874). В ответ И. лишил Александра полномочий митрополита в пров. Евфратисия и рукоположил на кафедру нового епископа (нач. 434). Это вмешательство в дела другой провинции вызвало протест епископов во главе с Феодоритом. Епископы организовали Собор в г. Зевгма и составили послание И., в к-ром изложили ему свои претензии (Ibid. P. 876, 882-885). В это же время на Соборе в Аназарве епископы Киликии во главе с Елладием Тарсийским объявили о том, что они не признают соглашения со свт. Кириллом (Ibid. P. 890-891). Однако И. продолжал отстаивать свою позицию и вскоре совершил рукоположение епископа для Сергиополя (Русафа) в Евфратисии. Епископы провинции обратились с жалобой к имп. Пульхерии. Ввиду нараставшего недовольства И. искал поддержки у префекта претория Тавру, и имп. Феодосий издал сакру, предписывавшую лишать кафедр епископов, не находившихся в общении с И. (Ibid. P. 904-905). Перед подобными репрессивными мерами большинство архиереев, в т. ч. Феодорит, уступили. Поддержка Феодорита в дальнейшем сыграла важную роль в восстановлении пошатнувшегося авторитета И. в Антиохийской Церкви.

http://pravenc.ru/text/469618.html

Хотя это и переросло после Эфесского собора в почитание Марии как Матери Божией, или Theotokos 324 , концепция Новой Евы, которая, ради всего падшего человечества, была способна принять новое ниспосланное свыше «отпущение грехов», присутствует в святоотеческом Предании на протяжении всего византийского периода. Прокл, Патриарх Константинопольский (434–446), часто прибегал к этой идее в своих проповедях. Дева Мария представляется целью ветхозаветной истории, начавшейся с детей Евы. «Из чад Адамовых Бог избрал превосходного Сифа, – пишет Палама, – и таким образом избрание, предусматривавшееся Божественным предведением, Той, Которой надлежало стать Матерью Божией, имело свое начало в самих Детях Адамовых и исполнялось в последующих поколениях, достигая даже и до Царя и Пророка Давида… Когда же пришло время этому избранию обрести свое исполнение, Иоаким и Анна, в доме и стране Давида, были избраны Богом… Это им Бог на этот раз обещал и даровал дитя, которому предстояло стать Матерью Бога» 325 . Выбор Девы Марии есть, таким образом, кульминационный момент израильского продвижения к примирению с Богом, но окончательный отклик Божий на это продвижение и начало новой жизни приходит с Воплощением Слова. «Спасение нуждалось в «новом корне», – пишет Палама в уже цитировавшейся проповеди, – «ибо никто, кроме Бога, не есть без греха; никто не может дать жизнь; никто не может отпускать грехи» 326 . Этот «новый корень» – Бог-Слово, ставшее плотью; Дева же Мария – Его «храм». Тексты византийской гомилетики и гимнографии нередко содержат восхваления Девы как «вполне приуготованной», «очищенной» и «освященной». Но эти тексты следует понимать в контексте того учения о первородном грехе, которое преобладало на Востоке: от Адама унаследована смертность, не вина; и никогда никто из византийских богословов не сомневался, что Мария была несомненно смертным существом. Западные богословы, старающиеся обнаружить в Византии древнецерковные авторитеты, подтверждающие учение о Непорочном Зачатии Марии, часто вырывают подобные места из их контекста. И в самом деле, Софроний Иерусалимский (ум. в 638 г.) восхваляет Марию: «Много святых являлось прежде Тебя, но ни единый не был преисполнен благодати так, как Ты…, никто не был очищен заранее, как Ты…» 327 . Андрей Критский (ум. в 740 г.) идет даже дальше, проповедуя на Празднике Рождества Девы: «Когда Мати Его, Кто есть сама красота, родилась, [человеческая] природа восстановила в Ее Лице свои древние привилегии и составилась согласно совершенному образцу, истинно достойному Бога… Одним словом, преображение природы нашей сегодня начинается… » 328 . Эта тема, которая появляется в литургических гимнах на Праздник 8 Сентября, была подробнее разработана Николаем Кавасилой в XIV в.: «Земля есть Она, потому что Она с земли; но она – земля новая, поскольку Она не происходит от своих предков и не унаследовала старую закваску. Она есть … новый хлеб и положила начало новому роду» 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010