Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) Андрей Критский представлен: на фреске в капелле в Гёреме (IX в.) - с длинной седой бородой; на миниатюре Минология (XI в.) ; на фреске северной стены диаконника церкви святого Никиты в Чучере (1309 - 1316 гг.) - в руках свиток с надписью: " Еще приносим Ти словесную сию... " . Также в настенных минологиях: церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония, 1317 - 1318 гг.) - в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия, 1321 - 1322 гг.) - погрудно; в нартексе церкви великомученика Георгия в селе Оморфи, Кастория (Греция, кон. XIII - нач. XIV вв.); в нартексе архиепископа Даниила, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия, 1565 г.); в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне (1547 г.). В русских памятниках - на иконе Божией Матери " Благодатное небо " (40-е гг. XVII в., церковь Святой Троицы в Никитниках, Москва) - в молении Богородице; на иконе " Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиепископ Критский " (кон. XVII в., КИАХМЗ) - в молении Иисусу Христу, с развёрнутым свитком с надписью: " Господи призри с небесе... " . Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в русском искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митрополита Московского (сер. XIV в., XV - XVII вв.) - с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи ; на вологодской иконе " Минея на июль " (кон. XVI в.); на миниатюре (XVII в. ), помещённой перед " Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон " - святитель Андрей в белом клобуке; на иконе " Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери " (1707 г., мастера Оружейной палаты; ГРМ) - в чёрном клобуке и с жезлом; на русской минейной иконе (XVIII в., музей в Реклингхаузене); на иконе " Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие " (1820 г., автор И. А. Богданов-Карбатовский; АМИИ); на эмалевой иконке " Св.

http://drevo-info.ru/articles/5158.html

Главные церковные требы в монастыре сначала отправлял старец Корнилий: он крестил или перекрещивал, исповедывал, постригал иноков и инокинь. Потом то же совершали соловецкий старец Пафнутий, старцы Павел, Варлаам и другие, равно как и сами настоятели: Даниил, Андрей и Симеон 457 . В обоих монастырях старались все завести по чину монастырскому: поставили экклезиарха, дали ему помощников, певцов, псаломщиков, канонархов: учредили келарей, подкеларей, старост, надсмотрщиков и под. В часовнях или молитвенных храмах отправляли вечерни, утрени, часы, иногда всенощные, пели молебны, слушали чтения назидательных книг, а настоятели Андрей и Симеон Денисовы, равно как и другие, более грамотные, нередко говорили к братии собственные поучения 458 . В столовых, во время обедов и ужинов, совершалось чтение книг, которому обязаны были молча внимать все присутствующие. Для содержания обоих монастырей и скитов вырубали лес, обрабатывали пашни, завели многочисленный скот, построили мельницу, содержали рыбные ловли. Не раз случался в этом крае неурожай, так что многие, покидая выговскую пустынь, бежали в нижегородские: тогда Андрей и Симеон Денисовы отправлялись сами в Москву и в Нижний, а других посылали, кого в Новгород, кого во Псков и в низовые города, чтобы всюду между своими единомышленниками собирать подаяния деньгами, хлебом и, где сходнее, закупать провиант для доставления в свою обитель. В 1710 г. они сумели взять на откуп за самую незначительную цену огромную пашню, простиравшуюся на 16 верст во все стороны, в каргопольском уезде по реке Чаженге, построили там несколько келий, развели в значительном количестве хлебопашество и скотоводство. Вместе с тем начали заниматься торговлей: закупали в низовых городах хлеб и на многочисленных судах доставляли в Петербург, отчего обитель вскоре весьма обогатилась 459 . Один выходец соловецкий (некоторые называют его Авраамием, другие иначе) придумал еще особое, святотатственное средство для обогащения обители: он огласил, будто принес с собою из Соловков древние запасные дары Евхаристии, и так как их было мало, то и растворил их в квашне, испек новые хлебы, от которых крохи и стали продавать богачам, нередко за самые огромные суммы, как напутствие на час смертный 460 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та Екзархати На Соловках в освячено пам " Соловецьких святих для друку 26 серпня 2022 р. 14:27 23 августа 2022 года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Соловецких, на причале Спасо-Преображенского Соловецкого мужского ставропигиального монастыря , через который проходили все без исключения узники СЛОНа, был освящен поклонный крест в память Соловецких новомучеников и исповедников, а также всех невинно убиенных и пострадавших на архипелаге в годы богоборческих гонений. Крест символически указывает место будки первого соловецкого начальника А.П. Ногтева, который, по воспоминаниям очевидцев, ради устрашения стрелял по новоприбывшим заключенным при их высадке с корабля на берег. Наместник Соловецкого монастыря  епископ Порфирий (Шутов)  отметил, что освящение поклонного креста в праздник Собора новомученников и исповедников Соловецких — важное символическое действие, призыв, который обращен ко всем нашим современникам, и как любое обращение к истории гонений, оно требует «от ума, сердца и души большого напряжения и отклика в личном покаянии, изменения убеждений, чувств, поступков».  Накануне памятного дня на территории парка Русская Фиваида в деревне Рауталахти Питкярантского района Республики Карелия была освящена часовня Всех Соловецких святых. По благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина чин освящения совершили благочинный Приладожского округа Петрозаводской епархии , настоятель Никольского храма г. Сортавалы протоирей Андрей Бондаренко и настоятель храма Вознесения Господня г. Питкяранта протоирей Олег Вилко. Им сослужил настоятель подворья Соловецкого монастыря в г. Кемь игумен Симеон (Хисамутдинов).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5954102...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), пустынник. «Повесть о пустынножителе Андрее» известна по 2 спискам нач. XIX в. (РНБ. Солов. 1195/1366; ГИМ. Воскр. 128). В «Повести» сказано, что преподобный пришел в Соловецкий мон-рь при игум. Варлааме (Рогове ; впосл. митр. Ростовский). Сначала проходил общие послушания с трудниками, затем был послан в Сосновую солеварню. В 1575 г. А. С. скрылся в глубь острова и поселился в выкопанной им пещере. Здесь он испытал тяжкие духовные и телесные искушения, «с помыслы брахся, аки с лютыми зверми», неск. раз хотел вернуться в мон-рь, но всегда неожиданные обстоятельства (гром, молния, дождь или сильный мороз) останавливали его. Когда же А. С. принимал решение не покидать пустынь, «тихий прохладный и теплый ветр, благорастворенный воздух и солнце светло сияющее» успокаивали подвижника. Через 3 года А. С. явился ангел и благословил в пищу траву, а воду велел брать из озера; так пустынник прожил еще 28 (в «Повести» явная ошибка - 58) лет, трава и вода были его единственной пищей. Как свидетельствует «Повесть», преподобный сам поведал историю своего отшельничества иноку Василию Кенозерцу, к-рый, заблудившись, обнаружил пещеру А. С. и видел в жилище преподобного «два корытца, во едином бысть трава намочена, в другом же вода». Василий пересказал услышанное своему духовному отцу иером. Исидору Новгородцу и описал ему внешность отшельника: «Наг бысть весь, возрастом средний, скудобрад, тело же его черно, аки земля, и сухо, аки мертвеца». В мон-ре стало известно о пустыннике, но никому больше не было открыто место его подвигов. Была ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но в нач. XIX в. имя его внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. 1195/1366), в нач. ХХ в. включено в «Архангельский патерик». Местное прославление А. С. совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Собора Соловецких святых.

http://pravenc.ru/text/115322.html

  В этот же день память преподобного Анатолия Печерского, в XII b.   В этот же день память святого отца нашего Антония, патриарха Цареградского, скончавшегося в 458 году.   В этот же день память благоверных князей Василия и Константина Ярославских, в XIII b.   В этот же день память святых мучеников Диомида, Евлампия, Асклипиодота и Голиндухи, пострадавших при Траяне во II b.   В этот же день память преподобных Иоанна и Лонгина, Яренгских чудотворцев, утонувших в Белом море и обретенных у моря около 1544–1545 годов.   В этот же день преставление блаженного Иоанна, юродивого Московского, в 1589 году.   В этот же день преставление преподобного Никодима Кожеозерского (Хозъюгского), скончавшегося в 1640 году.   В этот же день перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкой обители в Москву в 1652 году. Память 4 июля Святой Андрей родился в городе Дамаске [ 2 ] и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе с своими родителями причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, то во время святого причащения разрешилась его немота и он стал говорить. Христос истинный Сын Божий, совершивший Себе хвалу устами сего немотствовавшего отрока, показал, сколь великая сила таится в пречистых Тайнах. Получив чрез святое причащение дар речи, блаженный Андрей был отдан для обучения божественным книгам, а на четырнадцатом году своей жизни был приведен во святой град Иерусалим для служения Богу. Принявши его, святейший патриарх иерусалимский сопричислил его к клиру и со временем назначил его, как человека разумного, нотарием [ 3 ]. Святой Андрей проводил весьма добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам патриарх, и он был угоден Богу и любим всеми. По прошествии многих лет в Константинополе был созван шестой вселенский собор святых отцов [ 4 ], в царствование императора Константина Брадатого [ 5 ], против злочестивой ереси единовольников (монофелитов [ 6 ]), — относительно каковой ереси подробнее можно читать в житии преподобного Максима Исповедника [ 7 ]. На сей собор тогдашним святейшим патриархом иерусалимским Феодором был отправлен и сей блаженный Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, ибо самому патриарху нельзя было отправиться на собор в Константинополь, так как Иерусалим находился в то время под мусульманским владычеством. Блаженный Андрей по благодати Святого Духа, которой он был исполнен, в это время сделался известным святым отцам и самому императору. Они заметили в нем не только книжную премудрость и глубокое знание догматов православной Церкви, но и святую богоугодную жизнь. Против еретиков же он выказал себя доблестным воином Христовым и, усердно ратуя за благочестие, много помогал собору святых отцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Если же Андрей и сказал эти слова, то не как общий закон, a как исключение, «явственно есть, яко немощи ради развращеннаго народа тако внешне присуждати, по свойству же самой вещи не тако. Но сие несть дивно: понеже и Моисей иногда снисходя к жестоким иудеям повеле даяти книги распустныя, обаче Христос сказа сие незаконно быти, но по жестокосердию иудейскому. Леонтий Федосеич, от боку Андрея Денисовича сущий, когда его в Малороссии уставщик Яков Семенов о брате своем Петре, да благоволит во исполнение церковное в новом браке прияти, нимало вопреки глагола, но повеле его прияти просто с женою. Зде разумети потребно внутреннее склонение о новых браках отец; еже тамо Андрей за грубиянство народное присуди по немощи: то Леонтий явственно крыемое покоза...». Затем Иван Алексеев продолжает, обращаясь к своим противникам бракоборцам: вы отец наших не были в секретных о том судах, и вам церковных дел правление не бяше предано, убо и ведать вам подлиннаго намерения отцев не можно. Ведаем же мы известно в самом секрете, вот что: отец Нифонт, принявший пострижение в Соловецком монастыре, живший потом в Выгореции и наконец присланный, в качестве духовника, в ту общину, к которой принадлежал автор, беседовал с ним на счет вышеупомянутых 24 вопросов. Услышав, какие ответы давал Андрей на эти вопросы, Нифонт заметил: «а мне-де о том иначе приказ был от отцев. О чем я его больше не вопросил, ведая, яко ко мне отцы рекоша сие, чтобы обществу было не под роздор, Нифонту же, яко духовнику, рекли другое, как и в Ветхом Завете одно было от Бога сказано Моисею, а другое старцам; и к апостолам Христос сказал: вам дано есть ведати тайна царствия, онем же не дано». В делах, касавшихся соблюдения дисциплины монастырской, Андрей обнаруживал не менее терпимости и снисхождения, как и в вопросах догматических: «милостив бе до кающихся и вельми разсудителен». В каталоге «Любопытнаго» исчисляется целый ряд сочинений Андрея, имеющих нарочитою целью монастырское благоустроение общины: об образе моления по Давидовым псалмам в небытии церковного чина и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В 37 лет принял крещение, а в 1996 году был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру, где вскоре был пострижен в монахи. В 1998 году был возведен в сан иеромонаха, в 2010 — игумена. Протоиерей Владимир Александров, клирик Покровского храма города Щелково, 78 лет Протоиерей Владимир Александров ушел из жизни 9 апреля 2020 года.  Он был военным — окончил Московскую академию им. Жуковского. Женился, в семье росли двое детей — сын и дочь. После 30 лет военной службы получил звание подполковника и уволился в запас.  Когда в 23 года погиб его сын, Владимир Александров пришел за поддержкой к отцу Сергию, в Богородице-Рождественский храм, в Анискино. Четыре года он помогал при храме и за это время принял решение стать священником.  Отец Владимир был настоятелем храма Сергия Радонежского в Трубино и участвовал в его восстановлении. Дальнейшее священничество отца Владимира проходило в Гребнево, затем его перевели в Покровский храм с. Хомутова. «Наша любовь к Богу, в первую очередь, измеряется нашей готовностью принять посылаемые нам страдания и несчастия, и видеть в них руку Божию. Поддержкой нам может быть то, что страдания эти есть также мера любви Божией к нам. И всегда с благодарностью говорить: “Слава Богу за все”», — вспоминают слова протоиерея Владимира Александрова на сайте храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хомутово. С вященнодиакон Андрей Молчанов , клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, 54 года Священнодиакон Андрей Молчанов отошел ко Господу 3 мая. Он был госпитализирован в конце апреля с пневмонией. Из-за проблем с дыханием его перевели на аппарат искусственной вентиляции легких. Последние дни состояние было тяжелым, сообщает сайт храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.  «За годы служения в нашем храме отец Андрей показал себя как истинный священнослужитель, который словом и делом свидетельствовал о Воскресшем Христе. Для каждого, кто знал его как диакона, как преподавателя Воскресной школы, как супруга и отца, он навсегда останется символом стойкости духа и горения в вере в Господа. Отец Андрей каждому обращающемуся к нему помогал добрым словом, полезным советом и молитвой. Его последнее богослужение было на Пасху 2020 года, осталась запись трансляции », — сказано на сайте храма.

http://pravmir.ru/svyashhennosluzhiteli-...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Соловецкий монастырь 20 августа 2019 г. 16:10 20 августа 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . В поездке Святейшего Владыку сопровождают управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали губернатор Архангельской области И.А. Орлов, глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков, председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос, заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин, глава Кемского муниципального района В.М. Беляков, а также наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) и братия обители. Святейший Патриарх Кирилл проследовал в Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, где совершил молитву и славление у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Поклонившись честным мощам основателей Соловецкой обители, Святейший Владыка обратился со словом к насельникам монастыря, членам Попечительского совета и паломникам: «Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Досточтимый отец наместник! Дорогие братья! Дорогие братья и сестры! Всегда вхожу с особым чувством под своды храмов сей святой обители, которая прославлена подвигом иночествующих, подвигом человеческого духа и великой силой, которую Господь дает тем, кто с верой обращает к Нему свою молитву. В этих очень сложных для проживания условиях, в полном уединении, лицом к лицу с бурями, штормами, снегопадами, во времена, когда еще не было налаженных связей с окружающим миром, здесь трудились иноки Божии. Они созидали свой внутренний мир, однако красота, которую Господь дарует каждому живущему с верой в сердце, не может оставаться только внутренней красотой, но изливается вовне.

http://patriarchia.ru/db/text/5487620.ht...

Таким представляется разрешение странных отношений Иоанна к святителю Филиппу, начиная от глубокого уважения, которое подвигло царя, вопреки желанию смиренного игумена, возвести его на митрополию и до поругания святителя в святыне храма. Даже и это страшное деяние искал он оправдать пред судом своей совести, судом соборным, домогаясь обличить низложенного им Филиппа, пред лицом братии его архиереев; наконец, уже в последнем порыве ярости, довершил он свою жертву в Отроче монастыре, рукой Малюты Скуратова, быть может, не ведая и сам о совершении сего злодеяния. Сия мученическая повесть страданий Филипповых принадлежит более летописи церковной, нежели соловецкой, но и в ней однако она отразилась. Мирная обитель, отпустившая со слезами своего игумена на престол иерархов Московских, привела только спустя многие годы нетленные останки бывшего своего пастыря, чтобы опять со славой отпустить его в собор Успенский, уже не на временное святительство, но для вечного утверждения Церкви Российской, на сем четвертом краеугольном ее камне, вместе со святителями: Петром, Алексием и Ионой. Великим постом 1566 года вызван был на святительство игумен Филипп, из любимой своей обители, а на праздник Преображения того же года, ученик его Паисий, поставленный на его место, освящал церковь Спасову, им сооруженную, и два дня спустя торжественно перенес, в северный ее придел, мощи преподобных основателей соловецких. Но чрез два года, тот же ученик, подобно Иуде, сделался клеветником на своего учителя, ибо святителю Филиппу, носившему на себе образ Христов, в пасении его стада и в злостраданиях, надлежало и в этом уподобиться Христу, чтобы быть преданным одним из своих учеников! Когда, для неправедного обличения деяний Филипповых, присланы были малодушные следователи в его обитель: Пафнутий архиепископ Суздальский и Андрониева монастыря архимандрит Феодосий, с боярином князем Темкиным, дьяком приказным и детьми боярскими, смутили они, страхом и лестными обещаниями, душу робкого Паисия и некоторых других недостойных старцев соловецких. Клеветники взяты были в Москву, для ложных показаний, а вся благолепная ризница и сами деньги, собранные усердием святого Филиппа, опечатаны; но после неправедного осуждения святителя и мученической его кончины, гнев царский обратился на самих лжесвидетелей; без сомнения тайные укоры его совести свидетельствовали громче их клеветы, в пользу гонимого им праведника. Десять человек, из числа сих иноков, разосланы были по разным монастырям, а сам предатель, игумен Паисий, заточен на пустынном Валааме, где он и скончался. До смерти святого Филиппа и даже после его кончины, не допущен был никто из старцев соловецких к настоятельству в его обители; ей управляли два инока белозерских из Кириллова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Как бы то ни было, но мысль об устройстве общежительства, монастыря, сильно занимала умы отшельников. Давно уже разные провидцы предсказывали то тому, то другому из пустынножителей настоятельство: Игнатию говорил об этом Гурий в Соловецком монастыре; теперь диакон Соловецкий же Пимен, сожегшийся потом в Березове, предсказывал настоятельство Даниилу. Когда этот последний однажды навестил его в пустыне, то на обратном пути ему пришлось переезжать через реку. Пимен, провожавший его, не позволил ему сесть в весла, но посадил его в корму, потому что, пояснил он «ты будешь кормчим великаго корабля». Но желания этих пустынников в этом случае не шли далее тех непосредственных удобств жизни, какие ближайшим образом вытекали из соединения нескольких для одной цели в одну артель. Только в светлой голове Андрея, когда он присмотрелся к жизни этих пустынников, могло явится ясное представление о том, какое широкое употребление можно сделать из этого общего фанатического одушевления бесчисленных людей, бродящих теперь разрозненно, если собрать их в одну силу, если связать их общими интересами. Оттого у него и пошло так успешно дело устроения общежительства. До него дело как-то не ладилось, именно потому, что у людей, которые брались за него, не было никакой творческой идеи, которая могла бы пробудить в них энергию. Инстинкт демагога и узурпатора пробудился теперь в Андрее. Не все, жившие с Игнатием на Сароозере, последовали за ним в Палеостровский монастырь: начальником оставшихся в то время, как прибыл сюда Андрей, был Даниил, «муж желаний и кротости», обитавший с несколькими учениками «на Рязани». Андрей с Белоутовым поселились недалеко от него между двумя озерами Тагозером и Белым, «гору точию сожительницею и ручей соседа себе избраша». Целую зиму (с декабря 1692 г.) прожили они здесь, «ни стены, ни покрова имущи, огненной точию приседяще нудии». Единственною отрадою для них было то, что они ходили по временам к Даниилу Викулину, где занимались чтением Слова Божия и душеспасительными беседами. Познакомившись и сблизившись с Андреем, Даниил стал звать его к себе в общее житие. Он видел его даровитость и еще свежий порыв мистического одушевления. Андрей с своей стороны живо чувствовал невыгоды одиночного существования и преимущества общежития: он охотно принял приглашение Даниила. «Оставляет свою хижину, яже при потоце, впадающем в Сароозеро и абие во единотрапезное и единокелейное и единоименное сходятся житие, и их же сердце и душа едины и не едино же что от имения своего глаголаше что свое быти, но бяху им вся обща». Даниил с первого же разу уделил ему половину настоятельских забот и настоятельской чести. «Таже с великим прошением, моленьми, отеческими благословеньми и советов принужденьми принудиша не жития точию, но и попечения и тяготы вкусити».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010